Философия культуры Шпенглера
Как и Ницше, он был выдающимся представителем философии жизни. Его также считали классиком цивилизационного подхода к истории, т.е. такого подхода, когда его историческими субъектами являются не отдельные нации и государства, а их огромные многовековые конгломераты, объединенные общей, прежде всего, духовной культурой. В этом отношении Шпенглер перекликался с нашим соотечественником Н.Я. Данилевским и, как и он, был одним из самых последовательных критиков евроцентризма и теории непрерывного прогресса человечества, считая Европу обреченной и умирающей частью ее. Популярная трактовка Шпенглером различий между «культурой» и «цивилизацией» подробно изложена в его книге «Закат Европы». В этой книге он рассматривает историю как чередование культур, каждая из которых он представляет как изолированные организмы, коллективные личности, у каждого из которых, как и у составляющих ее людей, есть некий символический «праотец», «генетический код»; из них развивается, расцветает, стареет и умирает. Помимо «души», каждая культура имеет свою «физиогномику», то есть изменяющееся выражение «лица» и «жестов», отражающее в ходе истории уникальность этой «души» в виде искусства и черт жизни людей.
В истории человечества он идентифицирует восемь культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую, византийско-исламскую, западноевропейскую и культуру майя в Центральной Америке. Как новая культура, по словам Шпенглера, наступает время русско-сибирской культуры. С приходом цивилизации начинает господствовать массовая культура, художественное и литературное творчество теряет свое значение, уступая место бездушному техницизму и спорту. В двадцатые годы «упадок Европы», по аналогии с упадком Римской империи, воспринимался как предсказание апокалипсиса, гибели западноевропейского общества. История, как известно, не подтвердила пророчества Шпенглера, а новая «русско-сибирская» культура, под которой подразумевалось так называемое социалистическое общество, до сих пор не преуспела. Показательно, что некоторые консервативно-националистические идеи Шпенглера широко использовались идеологами фашистской Германии.
Работа Шпенглера «Упадки Европы» была опубликована в 1918 году и сразу же прославилась. Книга открывается словами: «В этой книге будет сделана попытка определить историческое будущее». Немецкий теоретик создает свой собственный метод исследования истории, в котором рассматривает ряд культурных образований древности, и на основе параллелей, которые он проводит с современностью, пытается определить судьбу Запада
Не случайно во введении к своей работе Шпенглер говорил о важности использования аналогий, отмечая, что «техника сравнения еще не существует» и утверждая, что «здесь лежит корень, из которого может вытекать только широкое решение проблемы истории». В истории культуры не так уж и много случаев, когда научный труд вызывает не только реакцию научного сообщества, но и широкий отклик в сознании людей, далеких от области научных культурологических исследований
В то же время, справедливая критика традиционных теорий, изучение современной социокультурной ситуации, попытка проанализировать истоки культурного кризиса делают «Закат Европы» чрезвычайно актуальным.
Выводы Шпенглера о неизбежной гибели Запада оспариваются многими учеными его работы; его критикуют за чрезмерный пессимизм и отсутствие фактического материала, но в то же время никто не сомневается в ценности.
Книга Шпенглера была не просто исследованием. Это была книга диагноза, книга пророчества. Автор не только рассматривает историю культуры, но и поднимает вопрос о будущем европейской культуры — вопрос, на который сам автор дает неутешительный и горький ответ. И в этом качестве книга Шпенглера — предупреждение. Размышляя об огромном историко-культурном материале, Шпенглер предлагает отказаться от привычной для нас схемы «Древний мир — средневековье — современность», в рамках которой обычно прослеживаются основные этапы развития мировой культуры.
Шпенглер отвергает стремление свести весь культурно-исторический процесс к одной стержневой логике, которая пронизывает всю историю и находит свое завершение в какой-то кульминационной точке. Для Шпенглера не существует единой мировой культуры. Есть только различные культуры, у каждой из которых своя судьба: «Человечество» не имеет ни идеи, ни плана…»
Cookie файлы бывают различных типов:
Необходимые. Эти файлы нужны для обеспечения правильной работы сайта, использования его функций. Отключение использования таких файлов приведет к падению производительности сайта, невозможности использовать его компоненты и сервисы.
Файлы cookie, относящиеся к производительности, эффективности и аналитике. Данные файлы позволяют анализировать взаимодействие посетителей с сайтом, оптимизировать содержание сайта, измерять эффективность рекламных кампаний, предоставляя информацию о количестве посетителей сайта, времени его использования, возникающих ошибках.
Рекламные файлы cookie определяют, какие сайты Вы посещали и как часто, какие ссылки Вы выбирали, что позволяет показывать Вам рекламные объявления, которые заинтересуют именно Вас.
Электронная почта. Мы также можем использовать технологии, позволяющие отслеживать, открывали ли вы, прочитали или переадресовывали определенные сообщения, отправленные нами на вашу электронную почту. Это необходимо, чтобы сделать наши средства коммуникации более полезными для пользователя. Если вы не желаете, чтобы мы получали сведения об этом, вам нужно аннулировать подписку посредством ссылки «Отписаться» («Unsubscribe»), находящейся внизу соответствующей электронной рассылки.
Сторонние веб-сервисы. Иногда на данном сайте мы используем сторонние веб-сервисы. Например, для отображения тех или иных элементов (изображения, видео, презентации и т. п.), организации опросов и т. п. Как и в случае с кнопками доступа к социальным сетям, мы не можем препятствовать сбору этими сайтами или внешними доменами информации о том, как вы используете содержание сайта.
Душа культуры
Собственная «идея» Шпенглера о каждой культуре вовсе не является аналогом идеи культуры в том смысле, в каком ее понимает, например, Гегель. Если первичной идеей Гегеля была логика, то первичной идеей Шпенглера является душа культуры. Логика, как и искусство, наука, политика, всегда вторичны по отношению к этой душе. С точки зрения Шпенглера, культура — это символически выраженная система, в которой соответствующая душа осознает себя: «Культура как совокупность чувственного выражения души в жестикуляциях и трудах, как ее тело, смертное, преходящее; культура как совокупность великих символов жизни, чувств и понимания: таков язык, с помощью которого только душа может сказать, как она страдает.
Очень важно, какое значение Шпенглер придает термину «душа» по отношению к культуре. Для него термин «душа культуры» является ярким и в то же время точным выражением того факта, что основа культуры несокрушима для разума
У каждой культуры есть своя «душа», реализованная во множестве индивидуальных жизней. Душа каждой культуры уникальна и не может быть полностью выражена рациональными средствами. Поэтому так трудно проникнуть во внутренний мир людей другой культуры, понять природу их символов, чувств, верований: «Каждая великая культура имеет тайный язык мирового чувства, вполне понятный только тому, чья душа полностью принадлежит этой культуре».
Шпенглер останавливается на рассмотрении трех исторических культур: древней, европейской и арабской. Они соответствуют трем «душам» — аполлонской душе, которая выбрала в качестве своего идеального типа чувственное тело; фаустской душе, символизируемой бесконечным пространством, динамизмом; магической душе, выражающей постоянную дуэль между душой и телом, магические отношения между ними. Из этого вытекает содержание каждой культуры. Каждая культура проходит через возрастные стадии индивида: детство, отрочество, мужественность, старость.
Шпенглер определяет судьбу культуры
«Каждая культура проходит через стадии возраста одного человека. У каждого из них есть свое детство, молодость, зрелость и старость». Нигде Шпенглер не объясняет происхождение и причины зарождения культуры, но зарисовывает ее последующую судьбу достаточно полно. В развитии культуры можно выделить следующие фазы: ранняя культура, мифо-символическая; период зрелости, метафизико-религиозная высокая культура; поздняя культура, окостеневшая, утратившая жизненную силу души. Эта поздняя культура Шпенглера называет цивилизацию. «Как только цель достигнута и вся полнота внутренних возможностей завершена и реализована наружу, культура внезапно замерзает, она вымирает, ее кровь забивается, ее силы ломаются — она становится цивилизацией. На этапе развития цивилизаций преобладают «жесткие» формы формирования культуры — архитектура, технология, идеология. Цивилизация — это смерть культуры. Ориентировочная продолжительность жизни культуры составляет около 1000 лет.
На этапе цивилизации активно развиваются тенденции массификации, глобализации и урбанизации. Под классификацией понимается распространение культурных ценностей среди широких слоев населения; это сопровождается резким снижением уровня понимания произведений высокой культуры. Может наступить день, пишет Шпенглер, когда «последний портрет Рембрандта и последняя планка музыки Моцарта перестанут существовать, поскольку нарисованное полотно и ноты могут остаться, потому что исчезнут последний глаз и ухо, имевшие доступ к языку своих форм». Глобализация — это распространение умирающей культуры на новые территории; она неизбежно сопровождается столкновениями с другими культурами и войнами. Урбанизация — гигантский рост крупных городов — неизбежно сопровождается отчуждением человека от природы.
Шпенглер рассматривает культуру как исторический феномен, который не может быть проанализирован научными методами и концепциями (причинность, право). Закон, по словам Шпенглера, анти-исторический. Культура не должна определяться, измеряться и разлагаться в соответствии с законом, а должна создаваться и жить. Она определяется не законом, а судьбой; ее захватывает не разум, а интуиция.
Шпенглер насчитывает семь «мертвых» культур и одну «живую», но уже вымирающую — нынешнюю западноевропейскую (которая находится на стадии цивилизации). Интересно, что его список «мертвых» культур почти полностью повторяется Данилевским, но список Данилевского несколько шире и включает в себя иранскую, еврейскую культуру и культуру инков (Шпенглер перечисляет только культуру майя среди всех американских культур). Разница лишь в том, что Шпенглер объединил византийскую и арабскую культуры в одну «магическую» культуру, в то время как Данилевский включает византийскую культуру в европейскую (романо-германскую) культуру. Но самое интересное совпадение состоит в том, что они оба говорят, что в свое время возникновение новой «русской» культуры, точнее, Данилевский говорит о «русско-славянской», а Шпенглер говорит о «русско-сибирской». Шпенглер даже планировал изучить их специально, но так и не реализовал свой проект. Наиболее очевидная причина согласия в списке «мертвых» культур состоит в том, что оба исследователя опирались на историографию своего времени, в которой эти культуры выделялись как наиболее заметные и самостоятельные. Что касается утверждений о рождении новой русской культуры, то они, вероятно, связаны с очень быстрым и очень заметным развитием России в XIX — начале XX веков. Шпенглер последовательно отстаивает идею о том, что любая культура, в силу своей целостности, проявляет свою сущность во всех сферах жизни: экономической, политической, правовой, художественной, религиозной, философской и т.д. Рожденная на фоне определенного пейзажа, «душа культуры» выбирает свой «оригинальный символ», из которого, подобно эмбриону, формируются все его «органы и ткани». Она находит свое выражение в самых разнообразных формах: архитектурной, художественной, лингвистической, политической, философской и др.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Здесь темы курсовых работ по философии
Читайте дополнительные лекции:
- Что важнее: чувства или разум?
- Коэволюционная теория развития общества и природы
- Нумений из апамеи
- Законы диалектики
- Развитие как философская проблема. Диалектика как учение о развитии. Принципы диалектики.
- Отто Вейнингер, австрийский философ и психолог
- Экономические идеи древнеримских мыслителей
- Право как элемент духовной структуры общества
- Причинность и целесообразность
- Философия неоконсерватизма
Сравнение западной и восточной цивилизации
Развитые горизонтальные связи в обществе, прогрессивный тип развития.
Восточная деспотия, неограниченная власть, обожествление монарха.
Цивилизационный подход к изучению истории разрабатывали:
- Н.Я. Данилевский – теория культурно-исторических типов;
- О.Шпенглер – теория культур;
- А.Тойнби – теория локальных цивилизаций;
- П.Сорокин – теория социокультурных систем.
Цивилизация –от латинского «гражданский». В широком смысле – уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующей за варварством и дикостью. Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для неё образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.
Употребление термина «цивилизация»:
- Как синоним культуры (А.Тойнби)
- Как определенная стадия в развитии локальных культур (О.Шпенглер)
- Как ступень исторического развития (Л.Морган, Ф.Энгельс, О.Тоффлер)
- Как уровень (степень развития того или иного региона, либо этноса
- В современной теории цивилизаций распространены концепции локальных цивилизаций и линейно – стадиальные концепции.
Локальные цивилизации –большие исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития.
Они могут совпадать с границами государств (китайская), могут включать в себя несколько государств (западноевропейская цивилизация)
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
http://studopedia.ru/12_52635_osvald-shpengler-kultura-i-tsivilizatsiya.htmlhttp://www.allsocio.ru/asocs-460-1.htmlhttp://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/%D0%B5%D0%B3%D1%8D-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0-%E2%84%96-11-%D1%86%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%B8-%D0%B5%D1%91/
голоса
Рейтинг статьи
(+ различие между античной и западноевропейской современной культурами)
Освальд Шпенглер. У него были и предшественники и последователи. Отрицание единой линии развития человеческой цивилизации. Отрицание мировой истории — схемы «Древний мир, Средние века, Новое вpемя», в которой все вертится вокруг Европы, последних двух, трех столетий (европоцентризм). История — Космос. Есть история и есть пpиpода. Европа — всего лишь одна из возможных мировых историй. Полицентризм. Другая идея — то, что любая история может быть приравнена к некоему организму. Развитие культурно-исторического типа — развитие по аналогии с живым организмом. Рождение, юность, зрелость, старость, смерть. Срок любой истории около тысячи лет. В основе лежит хаотическое жизненное начало, некая душа, из чего затем произрастает вся история. Душа включает в себя культуру, религию, язык и пр.
То, что было в потенции, становится историческим миром. Сама пружина это и есть жизнь, как становление этого мира. Два языка: истории и природы. Книга природы написана на языке математики (Галилей). В истории язык математики не подходит, нужны аналогии, сравнения, образы, некие метафорические начала. Hеобходимо вжиться, вчувствоваться в историю. Геpменевтика — вживание в историю. Шпенглер насчитывает несколько культур: китайская, индийская, вавилонская, египетская, греко-римская, европейская, арабская, культура майи. Все они абсолютно автономны. Несоизмеримы сами интервалы развития культур. В Европе кумулятивное осмысление. Постепенно развиваясь появляются науки, искусства, все остальное лишь полигон для этого. Шпенглер — а на основе чего такое заявление? Почему Европа квинтэссенция развития культуры?
Дpугие культуры существуют тысячелетия и могли повторить путь развития Европы n-ое количество раз. Hо у них были Дpугие ценностные установки и они пошли другим путем. Культуры: греко-римская, арабская и европейская. В основе гpеко-pимской культуры — аполлонская душа, как некий символ стремления греков к красоте. Арабы — магическая душа (пpинципиальное раздвоение души и тела). Европейская культура — фаустовская душа. Человек недоволен своим существованием, и он начинает метаться. Динамика, экспансия, агрессивность. Исходные души дают начало культур. Культура — зарождение и юность, цивилизация — старость. На уровне культуры существуют духовные начала, на уровне цивилизации — структурное начало (окаменение души). Для культуры характерна поэзия. На стадии цивилизации — философия (разум). Культура — религия, вера.
Цивилизация — атеизм, безверие, секты. Культура — высокая стадия моральности, этичность поведения и невозможность поступить иначе. Цивилизация — право. Боязнь наказания. Культура — искусство (в мировом смысле слова). Греки — олимпиады, скульптура. Слово агон — элемент соревнования. На стадии цивилизации — спорт, как образ жизни. Все эти метаморфозы проходит любая история. Цивилизация — закат той или иной истории. «Закат Европы» (18 г.). Имела жесточайший успех. Она уравнивала побежденных и победителей. Проиграла Европа, а не только Геpмания. Стадию цивилизации переживали все культуры. Экспансия, стремление покорить других, за счет них поживиться в культурном плане. Раз существуют независимые культуры, то существует гомология, подобие в развитии отдельных элементов. Существуют принципиальные отличия в понимании вещей. Отношение к числу у греков было принципиально отличное. Символ числа у греков — дорическая колонна, монада, ограниченная сверху. Hе было отрицательных чисел (нет отрицательных вещей).
Для европейцев символ числа — готический храм (устремлен в бесконечность). Вpемя — двигатель цивилизации. Часы — страшнейшее изобретение — символ неумолимости времени. Такого времени не знала античность. Отношение к вечности вообще и о человеческой жизни в разных культурах разное. В Европе (захоронения) одно, в Дpевней Гpеции (сжигание) другое. В Египте — мумификация. Появление упаднических движений: буддизм, стоицизм, социализм — направлены на нивелировку личности (лишение покровительства культуры). Шпенглер солидарен с Hицше, считая что социализм продолжает учение о восстании рабов морали. Он не предрекает заката истории вообще. Один из видов возможной новой культуры — русско-сибирская.
Уроки О. Шпенглера
Итак, уже до Великой
Французской революции начался сдвиг в сторону пессимистических оценок
цивилизации, которая просветителями понималась как высшая ступень единого
общественного прогресса. Более радикальным отрицанием просветительского
понимания цивилизации стали учения Н. Данилевского, а затем О. Шпенглера, в
которых подрывалась сама основа просветительского идеала — европоцентризм и
уверенность в едином и линейном развитии общества. Если у просветителей
цивилизация — это высшая ступень, сопровождающаяся расцветом культуры, то у
Шпенглера цивилизация — низшая ступень умирания культуры. Если у просветителей
цивилизация едина для всей народов, то у Шпенглера каждая культура идет к
цивилизации, т.е. к гибели своим путем.
В
такой радикальной переоценке ценностей и переосмыслении понятий, безусловно,
выразилось кризисное сознание и соответствующее понимание культуры. Те
процессы, которые в эпоху Просвещения демонстрировали свои достоинства, через
200 лет обнажили свои противоречия и пороки. По большому счету в
просветительском понимании цивилизации выразился идеал гражданского общества с
его опорой на технический прогресс, частную инициативу, развитое правосознание
и толерантное (терпимое) отношение к себе подобным.
Но к ХХ в. гражданское
общество оказывается в кризисе. Поэтому переосмысление понятия
«цивилизация» в ХХ в. есть результат и теоретическое выражение
кризиса гражданского общества, а вместе с ним всей классической европейской
культуры.
Что такое файл cookie и другие похожие технологии
Файл cookie представляет собой небольшой текстовый файл, сохраняемый на вашем компьютере, смартфоне или другом устройстве, которое Вы используете для посещения интернет-сайтов.
Некоторые посещаемые Вами страницы могут также собирать информацию, используя пиксельные тэги и веб-маяки, представляющие собой электронные изображения, называемые одно-пиксельными (1×1) или пустыми GIF-изображениями.
Файлы cookie могут размещаться на вашем устройстве нами («собственные» файлы cookie) или другими операторами (файлы cookie «третьих лиц»).
Мы используем два вида файлов cookie на сайте: «cookie сессии» и «постоянные cookie». Cookie сессии — это временные файлы, которые остаются на устройстве пока вы не покинете сайт. Постоянные cookie остаются на устройстве в течение длительного времени или пока вы вручную не удалите их (как долго cookie останется на вашем устройстве будет зависеть от продолжительности или «времени жизни» конкретного файла и настройки вашего браузера).
Что такое цивилизация своими словами?
Цивилизация – это один из этапов развития общества. Цивилизация определяется абстрактными представлениями, регулирующими поведение и взаимоотношения людей в этом обществе. Цивилизация невозможна без городов, письменности, экономики, политики и других подобных явлений. Цивилизация – это высший этап развития общества.
Что такое цивилизация для детей?
Цивилиза́ция (от лат. общефилософское значение — социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой (человеческая цивилизация в масштабе космического устройства);
Что включает в себя понятие цивилизация?
Я бы сказал, что цивилизация — это совокупность человеческого бытия, со всеми проявлениями производственной, интеллектуальной, духовной и творческой деятельности. Это наиболее продвинутый этап всеобщего развития человечества.
Что такое древняя цивилизация?
Зарождение цивилизации Возникновение древних цивилизаций – это сложный и длительный процесс, хронологические рамки которого можно обозначит лишь условно. Считается, что древнейшей цивилизаций на земле были города-государства Месопотамии, возникшие около 5 тысяч лет назад в долине рек Тигр и Евфрат.
Что означает понятие цивилизация в современном культурологическом знании?
цивилизация — это такой период общественного развития, для которого характерен высокий уровень научных и технических достижений, но вместе с тем — упадок искусства и литературы, морали. Этот этап завершается гибелью культуры.
Что такое цивилизация какие бывают?
Типы цивилизаций.
- Первичный тип цивилизаций – это, грубо говоря, первый шаг от обезьяны к человеку.
- Ранние цивилизации – окончательный переход от первобытнообщинного строя к цивилизации.
- Античные цивилизации – в основном Древняя Греция и Древний Рим.
- Цивилизация Средневековья.
- Цивилизация Возрождения (или Ренессанса).
- Реформация.
“Цивилизация есть стадия умирания культуры”. (О. Шпенглер)
Развитие культуры и цивилизации неразрывно связаны: вне духовных ценностей, созданных в процессе культурной деятельности людей, не может сложиться и цивилизационная общность.
Некоторые исследователи полностью отождествляют культуру и цивилизацию. Такая точка зрения зародилась еще в эпоху Просвещения, когда Вольтер, Тюрго рассматривали культуру прежде всего как развитие разума. При этом “культурность”, “цивилизованность” нации или страны противопоставлялось “дикости” и “варварству” первобытных народов.
Однако немецкий философ О. Шпенглер придерживался другой точки зрения. Он считал, что культура – это вместилище всего лучшего в человеке, а цивилизация связывается только со стандартизированным массовым производством. По Шпенглеру цивилизация – высшая стадия культуры, на которой происходит ее окончательный упадок, а культура – это цивилизация не достигшая своей зрелости и не обеспечившая своего роста.
Шпенглер выделил восемь культур. Каждая из них проходит за период своего существования ряд стадий и, умирая, превращается в цивилизацию. По его мнению переход от культуры к цивилизации означает упадок творчества, героических деяний; подлинное искусство оказывается ненужным, торжествует механическая работа. Таким образом, О. Шпенглер отрицая взаимосвязь и преемственность в развитии культуры.
Однако я с мнением Шпенглера не согласна. Свою работу 1913 года Шпенглер назвал “Закат Европы”. Тем не менее за последний век европейская цивилизация не только не погибла, но ступила на более высокий уровень развития. Я считаю, что с точки зрения науки не стоит отождествлять культуру и цивилизацию. Мне больше нравится высказывание Н. Рериха о том, что культура – это душа, это ядро цивилизации, духовные ценности, а цивилизация – это тело, те какие-то технологические рамки, в которых живет душа.
Приведем аргументы. Ни одна цивилизация не может существовать без культуры, как тело не может существовать без души. Когда душа покидает тело, оно умирает. Поэтому, точнее сказать, когда умирает культура, умирает и цивилизация.
Приведем примеры. Когда в древнеримской цивилизации в качестве государственной религии было принято христианство, которое противоречило римской культуре, римская цивилизация погибла. Когда коммунистическую идеологию СССР попытались заменить на либеральную, Советский Союз распался.
Таким образом, культура и цивилизация, по моему мнению, – понятия несколько различающиеся, но тесно взаимосвязанные. С парадоксальной точкой зрения Шпенглера согласиться нельзя.
Основные этапы жизни культуры по Шпенглеру
По мнению Шпенглера, рождение культуры – это результат разделения реальности на «историю» и «природу». Реальность как природа – это то, как человек через свои чувственные органы воспринимает культуру. Реальность как история – это образ, который человек создает благодаря своей интуиции; он соотносит этот образ со своей жизнью.
Таким образом, можно сказать, что историческое познание реальности кардинально отличается от естественного понимания окружающего мира. В своих трудах О. Шпенглер так же рассматривает общественные формы и системы, соответствующие определённым стадиям развития культур.
- Предкультурная стадия. Для нее характерны плотоядность, кочевой образ жизни, противостояние природе.
Замечание 3
С началом процесса освоения земледелия человек стал вести оседлый образ жизни. Природа стала источником пищи и защиты. Так, племена кочевников и крестьян-земледельцев являются основой для появления культуры
- Ранний культурный период. Он представлен двумя стадиями:
- феодализм,
- аристократическое государство.
На данной стадии культуру определяют два главных явления: возникновение городов и двух общественных классов (аристократия и священнослужители). Постепенно городская культура начинает возвышаться над деревенской. Урбанистические ценности становятся приоритетными. Формируется буржуазия, ее влияние на общество постепенно крепнет.
Можно выделить три основные ступени:
- становление государства;
- становление абсолютной монархии (различные классы общества, как аристократия, буржуазия и духовенство, объединяются в единую нацию);
- падение абсолютизма, революция, власть народа.
- Последняя стадия культуры по Шпенглеру, как уже отмечалось, называется цивилизацией. Этот период характеризуется распадом государства, превращением народа в разнородную массу. Человек превращается в раба машин и технологий, а устав от этого, начинает стремиться к воссоединению с природой, что обуславливает вторую волну духовного подъёма.
Впоследствии демократия заменяется властью тиранов. В государстве начинается ориентация на массовость. Средства массовой информации доносят до людей лишь то, что им нужно слышать, по мнению политиков, происходит манипуляция правдой.
Устав от такого положения дел, народ готов отбросить свои иллюзии свободы и бороться за правопорядок и безопасность – наступает последняя стадия цивилизации, которая называется Цезаризм.
Характерные черты цивилизации
Цивилизация характеризуется следующими отличительными чертами:
- космополитизм;
- существование городов-гигантов;
- научный атеизм или мертвая метафизика;
- проявление массовости вместо народности.
Шпенглер полагал, что существует восемь основных культурных типов:
- вавилонский,
- египетский,
- индийский,
- китайский,
- арабский или магический,
- классический или аполлоновский (греко-римский),
- западный или фаустовский,
- мексиканский.
Замечание 2
Шпенглер не выделял отдельно русскую культуру, но допускал ее существование как самостоятельной культурной ветви
У каждой культуры имеется своя база – парасимвол, который отражается во всех культурных сферах того или иного народа и определяет характеристики каждой культуры:
- образ мысли,
- характер философии и науки,
- характер искусства,
- верование.
Пример 4
«Камень» — это парасимвол египетской культуры, а «безграничная равнина» — это парасимвол русской культуры
Цивилизация как итог культуры
Шпенглер сравнивал культуру с организмами, а мировую историю с коллективной биографией. Культуры как любое живое существо рождаются, расцветают, выполняю то, что им предназначено выполнить и после этого умирают. По мнению ученого культуры, тоже наделены душой. Когда зарождается некая культура, происходит пробуждение души. Когда душа культуры умирает, культура становится цивилизацией. Цивилизация имеет ряд отличительных черт:
- космополитизм
- города-гиганты
- научный атеизм или мертвая метафизика
- Массовость вместо народности
Шпенглер выделял восемь основных культурных типов:
- египетский
- вавилонский
- индийский
- китайский
- классический или аполлоновский (греко-римский)
- арабский или магический
- мексиканский
- западный или фаустовский
Замечание 2
Шпенглер допускал выделение русской культуры как самостоятельной культурной ветви.
Базой каждой культуры является парасимвол, он определяет характеристики каждой культуры:
- образ мысли
- характер науки и философии
- характер искусства
- верование
Например, «камень» является парасимволом египетской культуры, а «безграничная равнина» — это парасимвол русской культуры. Парасимвол отражается во всех культурных сферах конкретного народа: в науке, искусстве, политике и так далее.
По Шпенглеру, рождение культуры происходит из разделения реальности на «историю» и «природу». Реальность как природа является отражением восприятий чувственными органами человека культуры. Реальность как история — это образ, который человек создает по средствам своей интуиции, он соотносит этот образ со своей жизнью. Из вышесказанного напрашивается вывод: историческое познание реальности полностью отличается от естественного понимания нашего мира.
В своих работах О. Шпенглер так же говорит об общественных формах и системах, которые соответствуют определённым этапам развития культур. Предкультурная стадия характеризуется плотоядностью, кочевым образом жизни, противостоянием природе. Когда начинается процесс освоения земледелия, человек начинает вести оседлый образ жизни, природа становится для него кормилицей. Таким образом племена кочевников и крестьян –земледельцев являются основой для появления культуры.
Ранний культурный период представлен двумя этапами:
- феодализм
- аристократическое государство
Культуру определяют два важных явления: появление городов и классов аристократии и священнослужителей. Постепенно город начинает возвышаться над деревней. Урбанистические ценности становятся главенствующими. Появляется буржуазия, ее влияние постепенно крепнет. Данный этап имеет три ступни:
- становление государства;
- становление абсолютной монархии, такие классы как буржуазия, аристократия и духовенство объединяются в единую нацию;
- падение абсолютизма, революция, власть народа.
Последняя стадия культуры по Шпенглеру как было указано выше называется цивилизацией, в этот период происходит распад государства, народ превращается в разнородную массу. Человек становится рабом машин и технологий, устав от этого, он стремится снова воссоединиться с природой, наступает вторая волна духовного подъёма.
Демократия в последствии начинает заменятся властью тиранов. В государстве идет ориентация на массовость. Средства массовой информации говорят людям лишь то, что по мнению политиков людям необходимо слышать, происходит манипуляция правдой. Устав от подобной ситуации, народ готов променять свои иллюзии свободы на правопорядок и безопасность, наступает последняя стадия цивилизации, которая называется Цезаризм.
Заключение
Основная идея концепции «упадка Европы» была выражена И. Я. Левиашем: «Циклы культурного развития, их взлеты и падения, создают впечатление серии циклических изменений, сосуществующих или сменяющих друг друга».
Из идей Шпенглера возникло новое направление в культурологии и философии науки. После его работы исследователи стали замечать то, что ранее ускользало от их внимания. Теперь невозможно обойтись без изучения того, как, каким образом внерациональные семантические основы культуры определяют развитие не только религии и искусства, но и науки и техники. И заслуга в открытии этой проблемы принадлежит Шпенглеру. Его «Спад Европы» стал не только событием культурологических исследований, но и событием европейской культуры. Конечно, не все в его книге идеально. Но, пожалуй, Шпенглер и не стремился к этому, так как для него главным было теоретически в полной мере выразить болезненные проблемы эпохи, и ему это вполне удалось.





























