Как появился ханафитский мазхаб
Ханафитский мазхаб основал имам Абу Ханифа 13 веков назад (в 699 году). Это первый и самый древний свод правовых норм, который указывает, что допустимо для мусульманина и что он обязан делать при любых обстоятельствах. Условно учение можно разделить на 3 части:
- акты поклонения. Все, что касается проведения намазов, постов и хаджа, а также подробное толкование о том, кто и как должен выплачивать закят — ежегодный обязательный мусульманский налог;
- имущественно-правовые сделки и обязательства мусульманина. Процедура вступления в брак, отношения с государством, другими странами, купля-продажа различных предметов и т. д.;
- что можно и что нельзя в еде, в отношениях с людьми, в том числе с противоположным полом, особенности поведения и т. д.
Разделив все многообразие человеческой деятельности на эти группы, имам Абу Ханифа провел огромную работу по систематизации различных ситуаций, вычленил в каждой группе вопросы, требующие разъяснений, и затем сформулировал и записал ответы на них в соответствии со своим пониманием норм шариата.
Источники права[править | править код]
Ханафитский метод вынесения правовых предписаний основан на следующих источниках:
- Коран.
- Сунна (при тщательном отборе хадисов). К сунне обращались как ко второму важнейшему источнику Исламского права, но с некоторыми оговорками относительно её использования. Они придерживались мнения, что если какой-либо хадис используется как доказательство с правовой точки зрения, то одного, такого условия, как его точность (достоверность) — сахих, будет недостаточно, а он ещё должен быть широко известным — . Это условие было заложено как гарантия против вымышленных хадисов, которые были широко распространены в том районе, где поселились на жительство лишь немногие из выдающихся сахаба
- Иджма сахаба — единодушное мнение сподвижников (сахабов) пророка Мухаммада; утверждения табиунов (следующее поколение за сахабами) не равны высказываниям сахабов, так как они непосредственно не общались с пророком Мухаммадом.
- Индивидуальные мнения сподвижников пророка Мухаммеда — если сахаба имели разные мнения по конкретному правовому вопросу и впоследствии Иджмы по нему не достигалось, Абу Ханифа выбирал то мнение, которое виделось наиболее подходящим для данного случая. Устанавливая это в качестве одного из важнейших принципов своего мазхаба, Абу Ханифа считал более весомыми мнения сахаба, чем свои собственные. Однако выбирая одну из различных точек зрения, он все-таки прибегал к собственным рассуждениям в ограниченном смысле.
- Кияс (суждение по аналогии с тем, что уже имеется в сахаба (табиун) в тех областях, где четкое доказательство отсутствовало во всех вышеупомянутых источниках. Он считал себя равным табиунам и формулировал свой собственный иджтихад на основе принципов кийяса, установленных им самим и его учениками.
- Истихсан (предпочтение противоречащего киясу, но более целесообразного в данной ситуации решения). Термин истихсан означает предпочтение одного доказательства другому в силу того, что первое видится более подходящим для конкретной ситуации, даже если предпочитаемое доказательство будет технически слабее, чем то, которому его предпочли. Один из возможных примеров — предпочтение какого-либо хадиса, имеющего конкретный смысл, другому, имеющему общий смысл, или же даже предпочтение нормы, более подходящей для конкретной ситуации, той, которая была выведена методом кияс.
- Урф (местный обычай) — местным обычаям придавалась более значительная правовая весомость там, где исламом не предписывалось никаких обязательных правил. Именно благодаря практическому применению этого принципа различные обычаи, встречающиеся во всем многообразии культур внутри исламского мира вошли в правовые системы различных стран и стали считаться исламскими.
Примечания
- Мазхабы – четыре религиозно-правовые школы. Мечеть «Хазрет Султан» (1 сентября 2014). Проверено 16 октября 2014.
- Верования ногайцев. Кавказский узел. — «Ногайцы в основной своей массе — мусульмане-сунниты ханафитского толка» Проверено 23 марта 2013. Архивировано из первоисточника 4 апреля 2013.
- Мичигишев, Азиз Мусульмане Осетии. Islamdag.ru (31 августа 2010). — «Здешние кумыки сунниты и в большинстве своём придерживаются ханафитского мазхаба, но есть и шафииты» Проверено 23 марта 2013. Архивировано из первоисточника 4 апреля 2013.
- Шах Валиуллах Дехлеви. Аль-Инсааф фи баян асбааб аль-ихтилаф. — 2-е изд. — Бейрут: Дар ан-Нафаис, 1978. — С. 39.
Имам-мазхаб
Имам-мазхаб обладает глубоким знанием Корана, сунны (традиций Пророка Мухаммеда) и мусульманского права. В своей работе имам-мазхаб опирается на исламские источники, исторический контекст и логические рассуждения, чтобы разъяснить сложные или неоднозначные вопросы религиозной практики. Он также учитывает социальные, культурные и традиционные аспекты, чтобы адаптировать учения мазхаба к конкретным условиям места и времени.
Имам-мазхаб имеет приверженцев и последователей, которые идут по его учению и руководятся его советами. Мусульмане, принадлежащие к определенному мазхабу, часто консультируются с имамом-мазхабом по проблемам веры, практики и толкования исламского права. Также имам-мазхаб возглавляет молитвенные службы в мечети и обучает духовные наставления мусульманскому сообществу.
Важно отметить, что каждый мазхаб имеет своего собственного имама-мазхаба, который старается представлять интересы и пропагандировать учение своего мазхаба
Значение имени Ханафи
Имя Ханафи имеет глубокое историческое и культурное значение. Оно происходит от арабского слова «حنفي» (Hanafi), что означает «последователь Ханафия». Ханафия — одна из четырех главных школ исламского права, основанная в VIII веке в Ираке Абу Ханефой. Имя Ханафи является отсылкой к этой школе и связано с ее принципами и учениями.
1. Историческое значение:
Имя Ханафи имеет глубокие исторические корни, связанные с развитием исламского права. Ханафия была первой школой, которая разработала систему правовых принципов и методов толкования Корана и сунны Пророка Мухаммада. Она стала одной из самых влиятельных школ исламского права и оказала значительное влияние на развитие мусульманской цивилизации.
2. Культурное значение:
Имя Ханафи имеет глубокое культурное значение в мусульманском мире. Оно связано с уважением к традициям и учениям Ханафии, которые считаются одними из самых толерантных и гуманных в исламе. Ханафи призывает к справедливости, милосердию и уважению к правам человека. Имя Ханафи символизирует эти ценности и является выражением гордости за свою веру и культуру.
3. Личностное значение:
Для тех, кто носит имя Ханафи, оно имеет особое личностное значение. Оно отражает их приверженность исламу и его учениям, а также их стремление к справедливости и гуманности. Люди с именем Ханафи обычно отличаются терпимостью, открытостью и умением находить компромиссы. Они стремятся к гармонии и мирному сосуществованию с другими людьми, независимо от их вероисповедания или культуры.
4. Уникальность имени:
Имя Ханафи является уникальным и редким. Оно не только отражает исламскую веру и культуру, но и подчеркивает индивидуальность и уникальность каждого, кто носит его
Имя Ханафи привлекает внимание и вызывает интерес у других людей, которые могут быть заинтригованы его историческим и культурным значением.
В целом, имя Ханафи является символом исламской традиции, культуры и ценностей. Оно отражает глубокое уважение к исламскому праву и его принципам
Люди с именем Ханафи обычно являются толерантными, справедливыми и гуманными, стремясь к гармонии и мирному сосуществованию с другими людьми. Имя Ханафи является уникальным и интересным, привлекая внимание и вызывая интерес у окружающих.
Исторический y
ТурцииСреднем ВостокеЕгиптеЦентральной АзииАфганистанПакистанБангладешЮго-Восточной ЕвропыИндияКитайРоссия
Будучи четвертым халифом, Али перенес исламскую столицу в Куфе, а многие из первых Здесь обосновалось поколение мусульман, ханафитская школа права основывала многие свои постановления на самых ранних исламских традициях, переданных сахабами, проживающими в Ираке. Таким образом, ханафитская школа в прежние времена стала называться куфанской или иракской школой. Али и Абдулла, сын Масуда составляли большую часть основы школы, а также другие личности, такие как Мухаммад аль-Бакир, Джафар ас-Садик, и Зайд ибн Али. Многие юристы и историки жили в Куфе, в том числе один из главных учителей Абу Ханифы, Хаммад ибн Сулейман.
Сунниты и 6-й шиитский имам Джафар ас-Садик (потомок Исламского Наби (Пророк ) Мухаммад ), как сообщается, был учителем суннитских имамов Абу Ханифы и Малик ибн Анас, который в свою очередь был учителем имама Аш-Шафии, который в свою очередь был учителем имама Ахмада ибн Ханбала. Таким образом, все четыре великих имама суннитского фикха связаны с Джафаром, прямо или косвенно.
В ранней истории ислама ханафитская доктрина не была полностью составлена. Фикх был полностью составлен и задокументирован в XI веке.
Турецкие правители были одними из первых, кто принял относительно более гибкий ханафитский фикх, и предпочитали его традиционалистским фикхам, основанным на Медине, которые поддерживали корреляцию всех законов. Корану и хадисам и не одобряли исламский закон, основанный на усмотрении юристов. Аббасиды покровительствовали ханафитской школе с 10 века. Турецкие династии сельджуков 11 и 12 веков, а затем османы приняли ханафитский фикх. Тюркская экспансия распространила ханафитский фикх по Средней Азии и Индийскому субконтиненту, с основанием империи сельджуков, династии Тимуридов, ханств, Делийский султанат, Бенгальский султанат и Империя Великих Моголов. На протяжении правления императора Аурангзеба ханафитская Фатава-э-Аламгири служила юридическим, юридическим, политическим и финансовым кодексом большей части Южной Азии.
Нрав
Абу Ханифа был известен как беспристрастный человек: он никогда не принимал снисходительных подарков от людей высокого ранга, а потому никогда никому не был обязан. Он отличился человечностью и щедростью. Есть история, в которой прохожий прошел рядом с имамом и, увидев имама, пошел другим путем. Имам спросил его о причине такого поступка, и человек ответил, что он сделал это, потому что ему было стыдно, потому что он был должен имаму десять тысяч дирхамов. Имам Абу Ханифа был настолько впечатлен скромностью этого человека, что простил ему весь этот долг.
он был отзывчивым: однажды в мечети и услышав известие о том, что человек упал с крыши, имам сразу покинул собрание и побежал на место, где это произошло, как это было во время молитвы — без обуви, босиком. После этого он постоянно навещал пострадавшего, приходил к нему каждый день и ухаживал за ним.
Отличался хорошими манерами: без надобности не заговаривал. Суфьяну ас-Саури однажды сказали, что они никогда не слышали, чтобы имам плохо говорил о ком-либо. На это Суфьян ответил, что имам Абу Ханифа не настолько глуп, чтобы разрушить свои собственные действия.
Имам Абу Ханифа слыл человеком сдержанным и богобоязненным: по рассказам его современников, они никогда не видели его отдыхающим по ночам. По словам Абу Нуайма, он кричал Аллаху и плакал еще до совершения намаза. По его собственным словам, в Коране нет суры, которую он не читал бы во время молитв нафль.
По словам Хариджа ибн Мусаба, он знает четырех религиозных лидеров, которые читали бы весь Коран в ракате: Тамин Дари, Усман ибн Аффан, Саид ибн Джубайр и имам Абу Ханифа.
Имам Абу Ханифа совершил молитву фаджр с омовением, которое было приготовлено для молитвы иша. Он совершил пятьдесят пять хаджей.
Ханафитский мазхаб
Что обозначает название
По имени богослова Абу Ханифа
Когда возникло
VIII век
Страны
Албания, Турция, Индия, Афганистан, Бангладеш, Казахстан, Киргизия, Пакистан, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Египет, Сирия, Азербайджан, Уйгурия. В России — татары, крымские татары, башкиры, ногайцы, карачаевцы, балкарцы, черкесы, кабардинцы, абазины, часть кумыков в Дагестане.
Положения
Источники религиозного права — Коран, сунна, высказывания сподвижников пророка, иджма (единое мнение богословов), суждения по аналогии, предпочтительные и целесообразные решения при отсутствии убедительно хадиса или ясного указания в Откровении, урф (распространенные обычаи и мнения, не отраженные в шариате).
Возникновение Ханафи мазхаба
Ханафи мазхаб возник во второй половине VII века в Империи Сасанидов. В то время Империя Сасанидов была традиционным храмом зороастризма, и многие практики и верования этой религии считались нормой в обществе.
Імам Абу Ханіфа был одним из первых ученых-мусульман, который начал обсуждать проблемы толкования и применения исламского закона в контексте сасанидского общества. Он стал учить право ислама, основываясь на источниках исламского права, таких как Коран, Сунна (профетская традиция) и Иджма (консенсус мусульманской общины)
В своих учениях Имам Абу Ханіфа сильно уделял внимание разумности и справедливости, а также учитывал обычаи и потребности своей эпохи
Ханафи мазхаб был принят и приветствовал в разных регионах мусульманского мира, особенно во втором аббасидском калифате. Верующие Ханафи мазхаба отличались своей толерантностью и открытостью к другим правовым школам.
Сегодня Ханафи мазхаб продолжает оставаться одной из самых влиятельных и распространенных правовых школ в исламе. Его особенности и принципы учения продолжают служить руководством для миллионов мусульман по всему миру.
Порядок выполнения
После выполнения необходимых условий намаза, мусульманин произносит такбир тахрими (слова «Аллаху акбар»). После такбира человек не должен думать о мирском: нужно осознавать, что он находится в поклонении перед Всевышним. На замену мыслям о бренном мире приходит размышление об аятах Корана, словах поминания Аллаха.
Далее читается дуа аль-истифтах (слова, произносимые в начале намаза). Текст этого дуа приходит в разных вариациях – в зависимости от того, на какой хадис опирается мазхаб.
После дуа читают истиазу (слова защиты от шайтана) и басмалю («Бисми-Лляхи-р-Рахмани-р-Рахим). Далее произносится сура Аль-Фатиха, первая сура в Коране
В этой суре отображены главные основы Ислама, поэтому важно знать значение читаемых аятов.
За сурой аль-Фатиха следует чтение любой другой суры из Корана (достаточно прочитать три и более аята).
На этом стояние в первом ракаяте завершается.
После стояния и чтения Корана совершается поясной поклон, в котором произносятся слова поминания Аллаха.
Выпрямившись из поясного, нужно сделать земной поклон, в котором также произнести слова поминания – зикры
Важно, чтобы лоб и ступни касались земли, а локти, наоборот, не соприкасались с ней. Земной поклон нужно совершать на семь точек: лоб с носом, ладони, колени, подушечки пальцев ног
После первого земного поклона необходимо сесть, остановиться в этом положении, и снова совершить земной поклон.
На этом первый ракяат закончен.
- Второй ракяат начинается со стояния, басмали и чтения Аль-Фатихи. После «Открывающей Коран» читается любая другая сура (желательно, чтобы она находилась в Коране после той, что читали в первом ракяате).
- Далее действия повторяются: поясной поклон, выпрямление из него, два земных поклона с сидением между ними.
- Завершив второй ракяат в двухракяатном намазе, человек не встает, а остается сидеть.
- Во время последнего сидения читаются слова ат-Тахият, Салават (приветствие Пророку), дуа (большинство богословов говорит о молитве из Корана «Раббана», либо другом дуа на арабском языке).
- Поклонение завершается салямом: сначала в правую, потом в левую сторону.
Трех- и четырехракяатный салят разнятся тем, что при их совершении не нужно читать Салават и дуа после второго ракяата: произнеся ат-Тахият, нужно встать на третий ракяат. В третьем и четвертом ракяате читается только сура Аль-Фатиха. Завершив четвертый ракяат, нужно совершить последнее сидение, которое описано выше.
После намаза желательно произносить тасбих (слова поминания Аллаха).
Как видно, совершение молитвы – дело несложное, однако великое по значимости и обещанной награде. Для чтения салята не нужно много времени, а необходимость его совершения держит мусульманина в тонусе, в состоянии чистоты – духовной и телесной.
Во время совершения молитвы читается Коран – лекарство для сердец. Сегодня доступно множество записей чтения сур для намаза, слушать которые можно совершенно бесплатно. Также для наглядности есть возможность скачать видео о намазе – и все становится еще проще.
Перед истинно верующим человеком не будет преград для осуществления дел, которые повелел Всевышний и которые Он любит. Нужно только начать, а Аллах не оставит без помощи верующих.
О вы, кто верует!
Когда вас позовут к молитве дня собранья,
Спешите к поминанию Аллаха.
Оставьте все торговые дела, –
Для вас так будет лучше.
О, если бы вы только знали!
Оригинальный текст (ар.)
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا نُودِيَ لِلصَّلَاةِ مِنْ يَوْمِ الْجُمُعَةِ فَاسْعَوْا إِلَىٰ ذِكْرِ اللَّهِ وَذَرُوا الْبَيْعَ ۚ ذَٰلِكُمْ خَيْرٌ لَكُمْ إِنْ كُنْتُمْ تَعْلَمُونَ
История Ханафи мазхаба
История Ханафи мазхаба начинается с Абу Ханефы (699–767 гг.), известного также как Ну’ман бин Сабит. Он проводил свои проповеди и обучал студентов в Ираке, где создал школу правовой мысли, из которой вышли его последователи.
Ханафи мазхаб стал особенно популярным из-за своей способности к адаптации и гибкости. Он был открыт для новых источников знаний и размышлений, что привлекло многих ученых и студентов. Основные работы Абу Ханефы – «Аль-Асхафи» и «Фиких аль-Акбар» – стали основанием для развития мазхаба.
Впоследствии, ученики Абу Ханефы продолжили развитие и распространение Ханафи мазхаба. Их ведущие ученики, такие как Абу Юсуф и Мухаммад аль-Шайбани, дополнили исследования своего учителя, что привело к развитию детальной системы правовых решений.
Ханафи мазхаб стал основным источником исламской юриспруденции на территории Центральной Азии, Индии, Афганистана, Бангладеша, Турции и других стран. В настоящее время он продолжает существовать и остается одним из наиболее широко распространенных мазхабов в мусульманском мире.
Основные принципы мазхабов
Ханафи мазхаб основан на учении имама Абу Ханефы, который дал большое значение рассуждениям, разуму и использованию киаса (аналогии). Имам Абу Ханефа привлекался к конкретной ситуации и старался свести закон Ислама к его практическим аспектам. Он акцентировался на доказательстве принципов добра и благочестия, а также отдал предпочтение общим принципам закона над строгой буквой закона. Как подтверждают хадисы, Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Вверьте мне народ Эфиопии, как и я вам» (Sahih Muslim, 89), что поддерживает понимание Ханафи о несовершенстве арабского и исламского народа.
Шафии мазхаб был основан учеником Абу Ханефы, историком и юристом имамом Шафиим. Он придерживался к более строгому и прямому толкованию закона Ислама. Шафии полагал, что Коран и сунна Пророка — единственные источники исключительного значения при интерпретации закона
Он обратил особое внимание на примеры и действия Пророка, которые должны быть использованы в качестве основы для понимания закона. Шафии сказал: «Все, что Посланник Аллаха приказал в Коране и его собственными словами, я признаю как его собственное распоряжение и обязательное» (Musnad Ahmed, 24389), что подчеркивает его прямой подход к праву
Источники права
Ханафитский метод вынесения правовых предписаний основан на следующих источниках:
- Коран.
- Сунна (при тщательном отборе хадисов). К Сунне обращались как ко второму важнейшему источнику Исламского права, но с некоторыми оговорками относительно её использования. Они придерживались мнения, что если какой-либо Хадис используется как доказательство с правовой точки зрения, то одного, такого условия, как его точность (достоверность) — Сахих, будет недостаточно, а он ещё должен быть широко известным — Машхур. Это условие было заложено как гарантия против вымышленных Хадисов, которые были широко распространены в том районе, где поселились на жительство лишь немногие из выдающихся Сахаба
- Иджма сахаба — единодушное мнение сподвижников (сахабов) пророка Мухаммада; утверждения табиунов (следующее поколение за сахабами) не равны высказываниям сахабов, так как они непосредственно не общались с пророком Мухаммадом.
- Индивидуальные мнения сподвижников Пророка — если Сахаба имели разные мнения по конкретному правовому вопросу и впоследствии Иджмы по нему не достигалось, Абу Ханифа выбирал то мнение, которое виделось наиболее подходящим для данного случая. Устанавливая это в качестве одного из важнейших принципов своего Мазхаба, Абу Ханифа считал более весомыми мнения Сахаба, чем свои собственные. Однако выбирая одну из различных точек зрения, он все-таки прибегал к собственным рассуждениям в ограниченном смысле.
- Кияс (суждение по аналогии с тем, что уже имеется в Коране; сопоставление правовой проблемы с уже решённой); Абу Ханифа не чувствовал себя обязанным соглашаться с выводами учеников Сахаба (Табиун) в тех областях, где четкое доказательство отсутствовало во всех вышеупомянутых источниках. Он считал себя равным табиунам и формулировал свой собственный Иджтихад на основе принципов Кийяса, установленных им самим и его учениками.
- Истихсан (предпочтение противоречащего кыясу, но более целесообразного в данной ситуации решения). Термин Истихсан означает предпочтение одного доказательства другому в силу того, что первое видится более подходящим для конкретной ситуации, даже если предпочитаемое доказательство будет технически слабее, чем то, которому его предпочли. Один из возможных примеров — предпочтение какого-либо Хадиса, имеющего конкретный смысл, другому, имеющему общий смысл, или же даже предпочтение нормы, более подходящей для конкретной ситуации, той, которая была выведена методом Кийяс.
- Урф (местный обычай) — местным обычаям придавалась более значительная правовая весомость там, где Исламом не предписывалось никаких обязательных правил. Именно благодаря практическому применению этого принципа различные обычаи, встречающиеся во всем многообразии культур внутри Исламского мира вошли в правовые системы различных стран и стали ошибочно считаться исламскими.
Ваххабиты
Что обозначает название
Ваххабизм или аль-ваххабийя понимается в исламе как отказ от нововведений или всего того, чего не было в первоначальном исламе, культивирование решительного единобожия и отказ от поклонений святым, борьба за очищение религии (джихад). Названо по имени арабского богослова Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба
Когда возникло
В XVIII веке.
Сколько приверженцев
В отдельных странах число может достигать 5% от всех мусульман, однако, точной статистики нет.
Основные районы проживания
Небольшие группы в странах Аравийского полуострова и точечно по всему исламскому миру. Регион появления – Аравия.
Идеи
Разделяют салафитские идеи, почему часто названия используют в качестве синонимов. Однако название «ваххабиты» часто понимается как уничижительное.
Х
- Хадис — в переводе с арабского означает «сообщение». Исламский термин, использующийся для обозначения рассказа, в котором содержатся слова о Пророке Мухаммаде ﷺ, который описывает его деяния, жизнеописание. Хадисы могут быть слабыми, хорошими, выдуманными, достоверными.
- Хадис Кудси — в переводе с арабского — «святой хадис». Такой хадис, который содержит непосредственно слова Аллаха, которые не вошли в Коран.
- Халяль — в переводе с арабского — «разрешённый». Слово, обозначающее разрешенное или законное действие.
- Ханиф — в переводе с арабского — «единобожник», тот кто поклоняется Одному Богу, последователь религии Ибрахима (Авраама), ханифами были все пророки и посланники, Пророк Мухаммад ﷺ также исповедовал ханифизм до того, как началась его пророческая миссия. Религия Ислам — также относится к религии Единобожия — Ханифия.
- Харам — исламский термин, означающий действие запрещенное или незаконное.
- Хатиб — имам-хатыб — имам, который произносит пятничную проповедь хутбу.
- Ха́физ — в переводе с арабского «хранитель». Так именуют людей, которые знают наизусть Коран, а также ученых-мухаддисов, которые знают наизусть более ста тысяч хадисов.
- Хиджра — этим словом называют переселение мусульман в Медину из Мекки, которое вынужденно состоялось в 622 году, ставшее ново вехой в исламской истории, и с Хиджры начинается мусульманское летоисчисление — со дня, когда состоялось переселение Пророка Мухаммада ﷺ, то есть с 15-16 июля 622 года.
- Хукм — различные виды религиозных предписаний, в том числе необходимые, обязательные, желательные, нейтральные, необязательные, разрешенные, запрещенные, нежелательные.
1.Ханафитский мазхаб
Наиболее крупным по числу приверженцев в исламском мире является ханафитский мазхаб, основоположник которого – великий мусульманский учёный и правовед Абу Ханифа (699 – 767 гг. по григорианскому летоисчислению). На сегодняшний день подавляющее большинство мусульман-суннитов являются приверженцами именно этого мазхаба. Мусульмане-ханафиты проживают во многих странах как мусульманского мира, так и в других государствах.
Ханафитский мазхаб изначально развивался по пути логических и рациональных рассуждений, что, в свою очередь, и оказало влияние на само учение. Особенностью данной правовой школы является то, что в качестве второстепенных источников исламского права ханафиты признают истихсан и урф.
Истихсан – предпочтение одного доказательства другому в качестве исключения. Данный метод является отличительной особенностью именно ханафитского мазхаба, так как представители других правовых школ в основном его отвергали. При принятии решений Абу Ханифа в спорных ситуациях руководствовался тем аргументом, который, несмотря на более низкое расположение в иерархии источников, является более подходящим в данной ситуации. Истихсан применялся также для оспаривания решения кияса (суждения по аналогии), которое по каким-либо причинам оказалось впоследствии нецелесообразным. Следует отметить, что нередко в ситуациях, когда возможно было применение и кияса, и истихсана, приоритет отдавался именно истихсану.
Урф – местный обычай, традиция, которые не противоречат Корану и сунне. В ханафитском мазхабе местные обычаи, которые отражают культуру данного народа, также признаются в качестве источников исламского права.
Представители
Почти все наследие Абу Ханифы было передано им в устной форме ученикам, которые зафиксировали и систематизировали положения его мазхаба. сохранении, систематизации и распространении школы Абу Ханифы выдающуюся роль сыграли два его наиболее известных ученика (сахибайн) — Абу Юсуф и Мухаммад аш-Шайбани.
Абу Юсуф (735-795) родился в бедной семье в Куфе. Он широко изучал Хадисы до тех пор, пока не стал заметным учёным в науке Хадисов, а затем девять лет изучал Фикх в Куфе у Имама Ибн Аби Лайла (ум. в 765 г. н. э.), отец которого был знаменитым Сахаби из Медины. Позже Абу Юсуф учился у Абу Ханифы в течение девяти лет, а когда Абу Ханифа умер, он отправился в Медину и некоторое время учился у Имама Малика. Абу Юсуф назначался главным государственным судьей Халифами Аббасидов: Аль Мади (775-785 гг. н. э.), Аль Хади (785-786 гг. н. э.) и Харуном Ар-Рашидом (786-809 гг. н. э.). Будучи главным судьей, он назначал судей в различные города и все его протеже были последователями Мазхаба Ханафитов. Это явилось одним из факторов содействия распространению этой школы мысли по всему Арабскому халифату Мусульманской империи.
Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шайбани (749-805) родился в Васите, но вырос в Куфе. Как и у Абу Юсуфа, его первые исследования касались Хадисов. Некоторое время он учился у Абу Ханифы до смерти последнего, затем продолжил учёбу у Абу Юсуфа и позже отправился в Медину, где в течение трёх лет учился у имама Малика. этот период он стал одним из основных рассказчиков хадисов по книге Малика «Аль-Муатта». Имам аш-Шафи’и был одним из многих, кто впоследствии учился у Мухаммада ибн аль-Хасана в Багдаде. Мухаммад ибн аль-Хасан принял также назначение на пост Кадия в период правления Халифа Харуна Ар-Рашида, но вскоре отказался от него, поскольку этот пост требовал множества компромиссов (уступок), и вернулся на должность преподавателя в Багдад.
Зуфар ибн аль-Хузайл (732-774) был одним из тех, кто последовал примеру Абу Ханифы и отказался принять назначение на пост кадия, несмотря на то, что ему делалось много привлекательных и заманчивых предложений. Он предпочитал преподавать, чем и занимался до самой своей смерти в Басре.
Формирование Абуханифы как знатока фикха и основателя ханафитской школы права
Основателем ханафитской школы права является Абуханифа ан-Нуъман ибн Сабит. Согласно сведениям исламских научно-исторических и правовых источников, Абуханифа родился в иракском городе Куфа в период правления пятого омейядского халифа Абд ал-Малика (правил в период с 685 по 705 гг.).1 Исламские исследователи отстаивают мнение о том, что Абуханифа по своему происхождению от своего деда Зути по отцовской линии являлся персом и был родом из Кабула. Мы не можем согласиться с мнением Г.М. Керимова, считающим, что Абуханифа по своему происхождению был тюрок. В своих рассуждениях Г.М. Керимов основывается на мнениях тюрецкого идеолога Хамди Аксеки, аргументирующим свою позицию тем, что якобы в силу того, что все тюркские народы придерживаются мазхаба Абуханифы, он по происхождению скорее тюрок. На основе сведений, приведённых исламскими учёными-богословами, историками и правоведами можно обоснованно говорить о том, что Абуханифа по своему происхождению являлся кабулийским персом. Исходя из этого и учитывая тот факт, что образование таджикского народа произошло в результате взаимодеятельности и смешения древних местных народностей Согда, Тохаристана и Хорасана1, род Абуханифы следует возводить к предкам таджиков, а его самого считать одним из авторитетнейших представителей таджикской научно-правовой мысли эпохи раннего средневековья. Отец Абуханифы — Сабит ибн Зути, согласно преданиям, ещё с юношества был человеком законопослушным и добропорядочным. По сведению известного ханафитского учёного Мавераннахра Мавлоно Шейх Масъуда Самарканди, именно богобоязненность и закопопослушание Сабита становятся причиной его счастливого брака, в результате которого рождается Абуханифа. Вскоре оставшись сиротой (потерял отца) и унаследовав его профессию -торговлю шёлковыми тканями и одеждами3, Абуханифа немного позже приступает к серьёзному освоению исламских наук. По мнению некоторых учёных, причиной, побудившей Абуханифу к серьёзному изучению наук, стала его встреча по дороге на работу на рынок с известным учёным-мухаддисом и факихом Куфы и Ирака — Имамом аш-Шаъби. Имам аш-Шаъби ибн Амир ибн Шарахиль (ум. в 104 г.х./722 г.н.э.), по одной из версий, был тобеином и наставником будущих величайших учёных-факихов, в том числе Хаммада ибн Абусулеймана4 — будущего наставника Абуханифы в освоении фикха. Он был сторонником широкого применения хадисов в фикхе. Именно поэтому имам аш-Шаъби не симпатизировал факихам рациональных правовых рассуждений.5 По сведениям исламских исследователей Рустама Батыра, Мухаммада Али ал-Кутба и М. Химматзода, имам аш-Шаъби порекомендовал молодому Абуханифе посвятить большую часть своего времени содержательному освоению наук.6 Скорее всего, имам аш-Шаъби посоветовал Абуханифе уделять больше внимания именно фикху, ибо он сам был учёным-факихом. Большинство учёных едино во мнении, что Абуханифа начал с изучения науки калам . В частности, Вахби Сулейман Гавиджи считает, что «постижение наук началось для него с изучения основ религии и дискуссий с безбожниками и впавшими в заблуждение»». Однако по вопросу о том, когда Абуханифа начал изучать фикх, существуют различные сведения. Так, по мнению Абуюсуфа — самого близкого ученика Абуханифы, находя недуги в изучении каждой науки, Абуханифа переходил от изучения одной к изучению другой, пока не приступил к освоению фикха . Другой же ученик Абуханифы — Зуфар, считает, что причиной, побудившей Абуханифу серьёзно заняться фикхом, стало его восхищение ответом известного учёиого-факиха Куфы — Хаммада ибн Абусулеймана — на вопрос некой женщины относительно правил правильного развода: «Он должен дать ей развод один раз после завершения месячных и не вступать с ней в половую связь. Затем ему следует подождать завершения ещё двух менструальных циклов так, чтобы вместе с первым циклом всего прошло три, и после того, как она совершит полное омовение, ей можно будет выходить замуж за другого».
Что такое Хадж
Хадж — это специальная поездка, совершаемая определенными категориями людей при выполнении необходимых условий. Хадж стал обязательным в шестом году по Хиджре, также некоторые ученые сказали то, что в восьмом году или же в девятом году.
Хадж является фарзом — обязательным поклонением, которые должны совершить люди при выполнении условий. Доказательству хаджа в Коране, а также в Сунне пророка Мухаммада есть множество доказательств, из которых Аллах (Субханаху уа Тааля) говорит: «Завершайте Хадж и малое паломничество во имя Аллаха» (сура Аль-Бакара (Корова), 196-й аят). Также пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Ислам построен на пяти столпах, среди которых является Хадж — паломничество в Мекку к Дому Аллаха».