Трагедия

Трагедия

Содержание

Образно говоря, трагедия (от классического греческого τραγωδία, «песня для козла», см. ниже) — любое событие с печальным и прискорбным исходом, но этот термин также применяется конкретно в западной культуре к форме драмы, определенной Аристотелем, характеризующейся серьезностью и достоинством и с участием великого человека, который переживает поворот судьбы (Перипетия). (Определение Аристотеля может включать в себя изменение судьбы с плохой на хорошую, как в Эвменид, но он говорит, что переход от хорошего к плохому, как в Эдип Царь предпочтительнее, потому что это вызывает жалость и страх в аудитории.) Согласно Аристотелю, «структура лучшей трагедии должна быть такой, которая представляет, поскольку это свойственно этой форме искусства». Этот поворот судьбы должен быть вызван тем, что трагический герой хамартия который часто неправильно переводится как недостаток характера, но более правильно переводится как ошибка (поскольку оригинальная греческая этимология восходит к гамартанеин, спортивный термин, обозначающий, что лучник или копьеносец промахивается по цели). Согласно Аристотелю, «переход к несчастью, в котором он претерпевает, не из-за какого-либо морального дефекта или изъяна, а из-за какой-то ошибки». Также заблуждение, что это изменение может быть вызвано высшей силой (например, законом, богами, судьбой или обществом), но если падение персонажа вызвано внешней причиной, Аристотель описывает это как «злоключение», а не трагедия.

Французская трагедия шестнадцатого и семнадцатого веков

Во Франции наиболее важным источником трагического театра был Сенека и заветы Горация и Аристотеля (и современные комментарии Юлия Цезаря Скалигера и Лодовико Кастельветро), хотя сюжеты были взяты у классических авторов, таких как Плутарх, Светоний, Библия, из современных событиях и сборниках рассказов (на итальянском, французском и испанском языках). К середине семнадцатого века греческие трагические авторы (Софокл, Еврипид) приобретут все большее значение как образцы. Важные модели для комедии, трагедии и трагикомедии века также были предоставлены испанскими драматургами Педро Кальдерон де ла Барка, Тирсо де Молина и Лопе де Вега, многие из которых были переведены и адаптированы для французской сцены.

После начального периода подражания высоко риторической гуманистической трагедии в конце шестнадцатого века, в первые годы 17 века был создан барочный театр действия и трагедии (убийства, изнасилования), прежде чем медленно адаптироваться к принципам «классицизма». »(« три единства », приличия). Французские писатели трагедий конца шестнадцатого и начала семнадцатого века включают Роберта Гарнье, Антуана де Монкретьена, Александра Харди, Теофиля де Вио, Франсуа ле Метель де Буазробер, Жана Мэре, Тристана Л’Эрмита, Жана Ротру. На протяжении большей части семнадцатого века Пьер Корнель, оставивший свой след в мире трагедий своими пьесами вроде Medée (1635) и Ле Сид (1636), был самым успешным писателем французских трагедий. Трагедии Корнеля были странно нетрагичными (его первая версия «Сида» даже значилась как трагикомедия), потому что у них был счастливый конец. В своих теоретических работах о театре Корнель переосмыслил и комедию, и трагедию, основываясь на следующих предположениях:

  • На сцене — как в комедии, так и в трагедии — должны присутствовать благородные персонажи (это позволило бы исключить из комедий Корнеля многих низкопробных персонажей, типичных для фарса). Благородные персонажи не должны изображаться мерзкими (предосудительные действия обычно происходят из-за неблагородных персонажей в пьесах Корнеля).
  • Трагедия касается государственных дел (войны, династические браки); комедия посвящена любви. Чтобы произведение было трагическим, у него не обязательно должен быть трагический финал.
  • Хотя Аристотель говорит, что катарсис (очищение от эмоций) должен быть целью трагедии, это только идеал. В соответствии с моральными кодексами того времени в пьесах не должно быть изображено вознаграждаемое зло или унижение благородства.

Корнель продолжал писать пьесы в течение 1674 года (в основном трагедии, но также и то, что он называл «героическими комедиями»), и многие из них продолжали иметь успех, хотя «отклонения» его театральных методов все чаще подвергались критике (в частности, Франсуа Эделен, аббат д’Обиньяк ), а успех Жана Расина в конце 1660-х годов ознаменовал конец его превосходства.

Трагедии Расина, вдохновленные греческими мифами, Еврипидом, Софоклом и Сенекой, сконцентрировали свой сюжет в тесном наборе страстных и связанных с обязанностями конфликтов между небольшой группой благородных персонажей и сосредоточились на двойных связях этих персонажей и геометрии их неисполненные желания и ненависть. Поэтическое мастерство Расина заключалось в изображении пафоса и любовной страсти (как любовь Федры к своему пасынку), и его влияние было таким, что эмоциональный кризис стал доминирующей формой трагедии до конца века. Две поздние пьесы Расина («Эстер» и «Аталия») открыли новые возможности для изучения библейских сюжетов и использования театра в образовании молодых женщин. Расин также подвергался критике за свои нарушения: когда его игра, Беренис, подвергался критике за то, что не содержал никаких смертей, Расин оспаривал общепринятый взгляд на трагедию.

Особенности жанра трагедии

1. Трагедия — это драматический жанр о высоком: В центре трагедии всегда находится личность великая по своим качествам или по своим заслугам, которая сталкивается с серьезной проблемой или конфликтом, приводящим к неизбежной катастрофе. Трагедия показывает человека, стоящего на грани, сравнимой с краем пропасти — жизнь или смерть, благородство или предательство.

2. Конечность главного героя: Центральный герой трагедии ограничен временем, судьбой, характером, своими слабостями. Происходит трагический конфликт между добром и злом, между благородными и жестокими страстями, которые постепенно приводят к гибели героев и к запредельному испытанию границ человеческого достоинства.

3. Глубокий эмоциональный заряд: Трагедия, как никакой другой жанр, перемещает театральную публику на новый уровень эмоций. Герои трагедии переживают высшие степени гнева, страха, любви, предательства и уникальной готовности принять смерть. В результате, зрители насыщаются эмоциями, которые вызывают отклик в человеческой душе.

  • 4. Главный герой имеет недостатки: Вторым планом в трагедии являются недостатки и слабости главного героя. Он несовершенен и допускает ошибки, что приводит к катастрофе. Недостатки главного героя весьма значимы для трагедии, ведь это они в конечном итоге могут прививать зуд совести.
  • 5. Трагическое разрешение: Трагедия всегда заканчивается гибелью героя или его идеала. Но гибель должна быть не пустой, а иным образом — иметь какую-то ценность, иметь за собой глубокую философскую составляющую. Не имеет значения, что реальность более крепкая, чем идеал, большое успех важен только если он завоеван в учении о добре, и с каждым отступлением от этого теряется жизнь и прекрасная жизнь, которой бы мы могли наслаждаться на земле.

6. Уникальность и необычность: Жанр трагедии всегда был высоким и трудным произведением. Она должна быть не просто сопровождением приятного вечера в зале, как это бывает при популярных жанрах. Трагедия — это настоящее искусство, необычное и самобытное, которое требует глубокого понимания и проникновения в сути человеческой души. Только такими являются подлинные произведения трагедии.

Роман

После расширения Римской республики (509–27 до н.э.) на нескольких греческих территориях между 270–240 до н.э., Рим столкнулся с греческой трагедией. С более поздних лет республики и с помощью Римской империи (27 г. до н.э. — 476 г. н.э.) театр распространился на запад по Европе, по Средиземному морю и даже достиг Англии. В то время как греческая трагедия продолжалась на протяжении всего римского периода, 240 г. до н. Э. Знаменует начало регулярной римской драмы. Ливий Андроник начал писать римские трагедии, создаваемым образом некоторые из первых произведений римской литературы. Пять лет спустя Гней Невий также начал писать трагедии (хотя его больше ценили комедии). Полной раннеримской трагедии не сохранилось, хотя в свое время она была высоко оценена; историкам известны три других ранних трагических драматурга — Квинт Энний, Марк Пакувий и Луций Аккий.

Со времен империи сохранились трагедии двух драматургов — один неизвестный автор, а другой — философ-стоик Сенека. Девять из трагедий Сенеки сохранились, все они fabula crepidata (трагедии, адаптированные с греческих оригиналов); его Федра, например, был основан на Еврипиде ‘Ипполите. Историки не знают, кто написал единственный сохранившийся пример fabula praetexta (трагедии, основанные на римских сюжетах), Октавия, но в прежние времена его ошибочно приписывали Сенеке из-за его внешности. как персонаж трагедии.

Трагедии Сенеки переделывают трагедии всех трех афинских трагических драматургов, чьи произведения сохранились. Вероятно, предназначенные для чтения на собраниях элиты, они отличаются от греческих своими новыми декламационными, повествовательными рассказами о действиях, навязчивыми морализаторами и напыщенной риторикой. Они подробно рассказывают об ужасных деяниях и содержат длинные размышляющие монологи. Хотя боги редко появляются в этих пьесах, призраков и ведьм предостаточно. Сенекские трагедии исследуют идеи мести, оккультизма, сверхъестественного, самоубийства, крови и запекания. Ученый эпохи Возрождения Юлий Цезарь Скалигер (1484–1558), знавший как латынь, так и греческий, предпочитал Сенеку Еврипиду.

Основные элементы структуры трагедии

Основные элементы структуры трагедии включают в себя:

Элемент Описание
Вступление (пролог) Вступление представляет собой краткое описание событий, предшествующих действию произведения. В нем обычно содержится информация о конфликте, основных персонажах и их отношениях друг к другу.
Строфа и антострофа Строфа и антострофа – это части куплета хора, которые выполняют функцию комментирования происходящего на сцене. С помощью хора автор выражает свое отношение к происходящим событиям и их трагическому характеру.
Эпизоды Эпизоды – это сценические части пьесы, которые воплощают в себе конкретные события и действия персонажей. Они разделены между собой репликами и диалогами, создавая динамику и развитие сюжета.
Хор Хор – это коллективное героическое лицо, выступающее в роли множества персонажей. Хор комментирует произошедшее, выражает народное мнение, отражает общественную позицию и настроение.
Перипетии и кульминация Перипетии и кульминация являются высшими точками сюжетного развития трагедии. Перипетии – это поворотные моменты, которые приводят к изменению ситуации и развитию катастрофы. Кульминация – это точка наивысшего напряжения, кризиса и развязки конфликта.
Катастрофа и выводы Катастрофа – это развязка, завершение драматического конфликта. Она может заключаться в гибели главных героев, поражении их идеалов или иной форме трагического исхода. В выводах автор делает общественные и моральные выводы, выражает свое отношение к событиям и героям.

Все эти элементы трагедии тесно взаимосвязаны и образуют цельную и проникающую по содержанию и форме драматическую композицию, которая способствует эмоциональному и интеллектуальному воздействию на зрителя или читателя.

Сравнение

Как драма, так и трагедия принадлежат разным направлениям классического искусства. Одним из видов является литература. Драма используется также и в постановках на сцене. В основе сюжетов лежат не только конфликтные ситуации и переживания героев, но и тонкий философский подтекст, проблемы, которые в обществе принято скрывать,  переживать, но не делать их достоянием общественности. Различные противоречия между человеком и обществом также формируют основу для сюжетных изменений. Герои таких произведений или постановок испытывают нескрываемые страдания.

Исторически два жанра возникли в разный временной промежуток. Трагедия возникла гораздо раньше. Она в виде постановок существовала еще в древнегреческом театре. Трагедия пользовалась популярностью у зрителей, наряду с комедийными постановками. Драма возникла позже, но смогла вытеснить с подмостков трагедию, разделив с ней интерес зрителей.

Для того чтобы выявить отличие драмы от трагедии, нужно проанализировать каждый из рассматриваемых жанров. Нужно посмотреть, кто является действующим лицом в них. В случае с трагедией в ранний ее период, главными героями являлись герои мифов и легенд. Позднее – различные исторические личности и известные персонажи, существовавшие ранее. Эти персонажи сталкиваются по сюжету с различными сложными жизненными ситуациями. Они вынуждены преодолевать трудности и испытания, чтобы решить проблемы. В процессе этого в большинстве случаев можно наблюдать, как раскрываются героические черты в характере.

В случае с драмой основные события нередко затрагивают обычных людей. Главные герои переживают острые конфликты, переживания. Атмосфера вокруг напряженная и волнительная. Отличительная особенность драмы – события в ней максимально приближены к реальности, поэтому зрители могут буквально ощутить себя на месте героя, прочувствовать фибрами души и осознать, что приходится ему переживать. В основе произведения часто лежит стандартная бытовая тема, вокруг которой закручивается сюжетная линия.

В 90% случаев противоречия, составляющие содержание драмы, развиваются внутри одной семьи или на фоне любовных отношений. Также сюжет может строиться вокруг переживаний, которые испытывает человек. Главным здесь выступает его духовный мир. Он часто находится в конфликте с окружающими и обществом в целом, испытывает недопонимание и дискомфорт. В большинстве случаев лучше понять главного героя позволяет сцена или монолог, в котором раскрывается вся суть возникшей негативной ситуации.

Основным отличительным признаком является то, что драма не обязательно заканчивается смертью персонажей. Иногда в финале их ждет необычная ситуация, изменение, дающее возможность начать все сначала. Исход событий драмы зависит во многом от самого человека. Ситуации и события, показанные в трагедии, не относятся к тем, что можно разрешить или преодолеть. Герой попадает в безвыходное положение не по своему желанию, но по воле судьбы. Он пытается бороться и противостоять проблемам в сложившихся условиях, но, несмотря на свои усилия, погибает. В трагедии над всем происходящим властвует  негативная сторона судьбы.

Неоклассицизм

Тальма

Большую часть XVII века Пьер Корнель его след в мире трагедий с такими пьесами, как «Меде» (1635 г.) и «Ле Сид» (1636 г.), был самым успешным автором французских трагедий. Трагедии Корнеля были странно нетрагичными (его первая версия «Ле Сида» даже значилась как трагикомедия), потому что у них был счастливый конец. В своих теоретических работах о театре Корнель переосмыслил и комедию, трагедию, предположение:

  • На сцене — и в комедии, и в трагедии — должны присутствовать благородные персонажи (это устранило многие типичные для фарса низкие персонажи из произведений Корнеля). комедии). Благородные персонажи не должны изображаться как мерзкие (предосудительные действия, как правило, связаны с неблагородными персонажами в пьесах Корнеля).
  • Трагедия касается государственных дел (войны, династические браки); комедия посвящена любви. Чтобы произведение было трагическим, оно не должно иметь трагического конца.
  • Хотя Аристотель говорит, что катарсис (очищение от эмоций) должен быть целью трагедии, это только идеал. В соответствии с моральными кодексами того времени, пьесы не должны показыватьнаграждаемое зло или унижение благородства.

Корнель продолжал писать пьесы до 1674 года (в основном трагедии, но также и то, что он называл «героическими комедиями»), и многие продолжали писать. быть успешными, хотя «неправильность» его театральных методов все чаще подвергалась критике (особенно Франсуа Эделен, аббат д’Обиньяк ), и успех Жана Расина с конца 1660-х годов означал конец его превосходства.

Трагедии Жана Расина, вдохновленные греческими мифами, Еврипид, Софокл и Сенека, сконцентрировали свой сюжет в тесном наборе страстных и связанных с обязанностями конфликты между группой благородных персонажей, сконцентрированные на двойных связях этих персонажей и геометрии их неудовлетворенных желаний и ненависти. Поэтическое мастерство Расина заключалось в представлении пафоса и любовной страсти (например, Федры в любви к своему пасынку), и его влияние было таким, что эмоциональный кризис был бы доминирующей формой трагедии для конца века. Две поздние пьесы Расина («Эстер» и «Аталия») открыли новые возможности для изучения библейских сюжетов и использования театра в образовании молодых женщин. Расин также подвергся критике за свои нарушения: когда его пьеса Беренис подверглась критике за то, что она не содержит смертей, Расин оспорил общепринятый взгляд на трагедию.

Подробнее о французской трагедии XVI и XVII веков см. литература французского Возрождения и французская литература XVII века.

Позднее развитие

На пути к В конце восемнадцатого века, изучив своих предшественников, Джоанна Бейли хотела произвести революцию в театре, полагая, что его можно более эффективно использовать для воздействия на жизнь людей. С этой целью она дала новое направление трагедии, она определяет как « раскрытие человеческого разума под властью тех сильных и устойчивых страстей, которые, казалось бы, не спровоцированы внешними обстоятельствами, с малыми временными зарождаются в груди, пока все Чем лучше нравы, тем » лучше перед ними переносятся все прекрасные дары природы ». Эту теорию она воплотила в своей «Серии пьес о страстях» в трех томах (начиная с 1798 г.) и в других драматических произведениях. Ее метод заключался в создании серии и инцидентов, призванных уловить любознательность аудитории и «проследить развитие страсти, на те стадии приближения врага, когда с ним можно было бы наиболее успешно бороться; и то, где его страдания, можно рассматривать как причину всех страданий ».

Современные воплощения трагедии в литературе и кино

Трагедия как литературный жанр искусства не только существует до сих пор, но и активно развивается, находя свое воплощение в современной литературе и кино. В современных произведениях часто задеваются глобальные проблемы человечества, в которых драматические события происходят с различными персонажами, вызывая приступы страсти, горя и сожаления у зрителей или читателей.

Одним из примеров современных воплощений трагедии является литературный роман «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери. В этом произведении автор показывает мрачное будущее, где книги запрещены, а люди страдают от невежества и безразличия. Через главного героя Монтига Бернарда постепенно раскрывается драматическая история о потере человеческого внутреннего мира, противостоянии ценностей, в поисках настоящего счастья.

Другим примером является кинодрама «Список Шиндлера» Стивена Спилберга, основанная на реальных событиях Холокоста. Этот фильм рассказывает о бизнесмене Оскаре Шиндлере, который спас более 1 200 еврейских жизней, устроив их на работу в своем заводе. Несмотря на свой изначально эгоистический мотив, Шиндлер претерпевает глубокую трансформацию и рискует своей жизнью, чтобы спасти невинных людей от смерти. Фильм обнажает жестокость и бессмысленность войны, а также показывает, как одно человеческое решение может оказать огромное влияние на судьбы множества людей.

Современные воплощения трагедии в литературе и кино помогают нам осознать и сопереживать глубоким человеческим страданиям и проблемам. Они наводят на размышления о нравственных и этических дилеммах, вызывают у зрителей и читателей приступы эмоций и заставляют нас переосмысливать мир вокруг нас. Это позволяет нам лучше понять глубину и значимость трагедии как жанра искусства и ее влияние на наши жизни.

Основные черты трагедии

Трагедия — один из основных жанров драматургии, представляющий серьезное произведение, наполненное напряжением и конфликтами. В трагедии часто поднимаются великие и важные для человечества темы и проблемы.

Основные черты трагедии выражаются в следующем:

Высокая драматизация — трагедия пронизана сильным эмоциональным напряжением, создающим атмосферу тревоги и страха перед неизбежностью грядущей трагедии.

Борьба героя с судьбой — герой трагедии всегда находится в противостоянии с неизбежностью своей судьбы и старается преодолеть ее. Трагическим моментом является неудача в этой борьбе и трагическое развитие событий.

Падение великого героя — главный герой трагедии часто является выдающейся личностью, но его гибель и поражение неизбежны. Трагедия показывает разрушение и падение самых сильных и великих людей.

Многообразие страстей — трагедия открывает широкий спектр человеческих страстей, от горя и печали до ярости и отчаяния

Она исследует сложные эмоциональные состояния и их влияние на жизнь героев.

Торжество судьбы — основной трагический конфликт заканчивается гибелью главного героя или разрушением важной ценности. Трагедия показывает, что судьба неизбежна и что человек не может изменить свое предназначение.

Итак, основные черты трагедии — высокая драматизация, борьба героя с судьбой, падение великого героя, многообразие страстей и торжество судьбы. Эти черты делают трагедию одним из самых глубоких и эмоционально насыщенных жанров драматургии.

Психологические аспекты трагедии

Трагедия, как жанр, затрагивает глубокие психологические аспекты человеческой природы. Она позволяет нам проникнуть в самые глубины человеческой души и изучить ее темные стороны.

Одним из ключевых психологических аспектов трагедии является понятие катарсиса. Катарсис – это особое состояние души, которое возникает у зрителя, читателя или слушателя в процессе восприятия трагедии. Человек испытывает глубокие эмоциональные переживания – от страха и горя до сострадания и сожаления. Таким образом, трагедия освобождает эмоции и помогает нам разрешить психологические конфликты.

Другой важный психологический аспект – это принцип противоречия. Главный герой трагедии сталкивается с непреодолимыми преградами и противоречиями в своей жизни. Он мыслит и действует в условиях, которые противоречат его внутренним стремлениям и нарушают его психологическое равновесие. Это вызывает у героя конфликт и переживания, которые, в конечном счете, приводят к его гибели или трагическому исходу.

Также, трагедия позволяет нам взглянуть на внутренний мир человека и изучить его душевные процессы. Герои трагедии подвержены внутренним страстям – любви, гордости, зависти, амбициям и т.д. Их внутренние конфликты и борьба с собой сопровождаются глубокими психологическими переживаниями, о которых авторы трагедии детально рассказывают.

Психологические аспекты трагедии отражают сложность и многогранность человеческой натуры. Они позволяют нам посмотреть внутрь себя, понять и осознать наши эмоции, стремления и страхи. Трагедия, таким образом, помогает нам глубже понять себя и мир, в котором мы живем.

Осмысление трагедии в произведениях истории и искусства

Трагедия, как жанр искусства и форма литературы, имеет корни в древней Греции. Однако, трагедия как понятие и феномен присутствует не только в литературе, но и в истории

Так, важное значение трагедии в произведениях истории и искусства заключается в ее способности рассматривать и осмысливать сложные эмоциональные и моральные вопросы, которые сталкиваются с общностями и отдельными индивидами

Произведения истории, особенно те, которые рассказывают о событиях, связанных с крупными катастрофами или военными конфликтами, могут быть восприняты как трагедия, поскольку они отражают человеческую боль, страдание и гибель. Такие произведения вызывают сильные эмоции у читателей или зрителей, мысль о бессмысленности и неразберихе мира, а также о нравственных дилеммах, с которыми сталкиваются герои исторических событий.

Искусство также оспаривает трагедию, хотя в более косвенной форме. Художники и поэты часто создают произведения, которые исследуют глубинные человеческие страхи, темные стороны нашей сущности и фрагильность нашей жизни. Размышления об утрате и философское осмысление позволяют восприятию произведений искусства иметь трагический оттенок, отображающий существование страсти, боли и неизбежности.

Также в искусстве трагедия имеет место в контексте драматических произведений, где главные герои сталкиваются с серьезными эмоциональными вызовами и нравственными дилеммами, зачастую с негативным исходом. Такие произведения позволяют понимать и переживать собственные страхи и переживания в безопасной и контролируемой среде, а также настраивать на осознание жизни, ее неизбежности и человеческих слабостей.

Таким образом, трагедия в несколько различных контекстах является неотъемлемой частью истории и искусства. Она помогает нам лучше понять нашу сущность, эмоции и нравственные ценности, а также позволяет нам осмыслить сложные и глубокие вопросы, которые возникают при столкновении с трагическими ситуациями и сложными дилеммами.

Цель трагедии: катарсис и восприятие зрителей и читателей

Трагедия в древнегреческой литературе является жанром, в котором особое внимание уделяется проявлению человеческих страданий и патологическим ситуациям. В основе данного жанра лежит идея вызвать у зрителей или читателей эмоциональное отклик, известный как «картарсис»

Цель трагедии заключается в том, чтобы вызвать узрителей или читателей чувство сострадания к героям и осознание глубоких жизненных истины. Трагедии заставляют нас задуматься над вечными вопросами о смысле жизни, нравственности, справедливости и преодолении самых сложных испытаний.

Один из способов достижения катарсиса заключается в том, чтобы принизить героя до самого низкого состояния, чтобы затем показать его созерцателям героически преодолевающего этот негативный опыт. Это позволяет зрителю или читателю пережить стремительные эмоциональные колебания и осознать свою собственную силу и способность к преодолению жизненных трудностей.

Через трагедию мы можем лучше понять собственные эмоции и переживания, а также научиться сопереживать другим людям

Важно отметить, что трагическое произведение должно быть организовано таким образом, чтобы вызвать глубокие чувства у своей публики и перенести ее к осознанию новых аспектов себя и окружающего мира

Как средство эмоциональной и интеллектуальной коммуникации трагедия способна повлиять на зрителей или читателей на эмоциональном уровне. Она позволяет нам чувствовать и переживать человеческие страдания и испытывать сопереживание по отношению к героям. Это значительно обогащает наши переживания и помогает нам лучше понять себя и окружающий мир.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все на Запад
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: