Особенности обучения в ВШЭ
Существует большое количество образовательных особенностей в НИУ ВШЭ. Отзывы студентов отмечают, что обучение в этом вузе не похоже на стандартное образование в нашей стране совершенно. Но это объяснить как раз легко — университет жадно вбирает опыт успешных мировых учебных заведений
И если обратить внимание на успех выпускников ВШЭ, то остальным национальным университетам также не помешало бы расширить взгляды на преподавание и не отворачиваться от успешного мирового опыта
Высшая школа экономики стала одним из первых национальных университетов, которые перешли на программу обучения 4+2 (бакалавриат, магистратура). Учебный год разбит не на семестры, а на модули, их четыре, в конце каждого студентов ждет аттестация. Сумма оценок за модули определяет годовую оценку.
Система оценивания — десятибалльная, на европейский манер.
В тактике построения образовательного процесса видна ориентация на успех. Студентов сразу готовят быть уверенными, конкурентоспособными и крайне мотивированными. В университете работает система рейтингов. Отзывы студентов НИУ ВШЭ об этих самых рейтингах пестрят дьявольскими смайлами, но даже недовольные, уставшие студенты признают, что ничто так не мотивирует, как этот самый рейтинговый риск.
Так в чем тут дело? Да все просто. Контрактники с высоким рейтингом получают скидки или переводятся на бюджет. Бюджетники с высоким рейтингом сохраняют стипендию, со средним рейтингом — теряют стипендию, с низким переводятся на контракт. Это стимулирует студентов быть активными, учиться нон-стопом, привыкать к условиям высококонкурентной среды.
Такого предмета, как «Физическая культура», в университете нет. Есть тренажерный зал, различные секции, курсы и т. д. Пожалуйста, развивайтесь, заботьтесь о своем здоровье и физическом состоянии. Но это дело выбора.
Чем различаются университет, институт, академия
Главным различием было разнообразие направлений, по которым вузы вели образовательную и научную деятельность:
- Университетами могли называться организации с широким спектром направлений подготовки и научной работы. Имелось в виду, что они охватывают сразу несколько областей науки, а не одну.
- Академиями назывались учреждения с большим набором образовательных программ и научных исследований, в том числе фундаментальных, но в рамках одной области науки или культуры (была, например, юридическая академия, финансовая, экономическая).
- Институтами называли организации с программами лишь в определённой области профессиональной деятельности, которые могли вообще не заниматься фундаментальной наукой, а вести только прикладные исследования.
Поскольку сейчас в законах нет разделения по видам образовательных организаций высшего образования, эти термины остаются, по сути, лишь названиями. Большинство вузов сегодня стали называться университетами (даже те, которые раньше были академиями и институтами), но иногда всё же выбирают другие варианты.
Например, название «академия» обычно сохраняют крупные вузы, которые по масштабу образовательной и научной деятельности могли бы быть названы университетами, но сохраняют отраслевую привязку. Например, это Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ РАНХиГС. Также такое название нередко носят военные и военно-медицинские вузы.
Институты (если это не НИИ — научно-исследовательские институты, которые не ведут приём студентов) обычно отличаются более узким профилем образовательных программ, чем университеты и академии. Но в некоторых случаях слово «институт» сохраняется в названии крупных университетов — чтобы не терять связь с историей организации.
Так, Московский физико-технический институт имеет статус национального исследовательского университета, но сохраняет прежнее наименование. А национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» и университет ИТМО сохраняют в своих названиях аббревиатуры, в которых «И» означает «институт», хотя перестали расшифровывать их в официальных названиях. Есть такой же пример со словом «академия» — в названии Российского государственного аграрного университета сохраняется аббревиатура «МСХА имени К. А. Тимирязева», а в обиходе его по-прежнему часто называют Тимирязевской академией.
Фото: МИФИ
Также институты сейчас часто являются составной частью университетов наряду с факультетами. В этих случаях они представляют собой не самостоятельные образовательные организации, а просто подразделения единого вуза. То есть их выпускники получают диплом не отдельного института, а университета. Например, несколько институтов есть в составе Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Также институтами иногда называются филиалы столичных университетов в регионах.
Ещё одно название, которое могут использовать вузы, — «школа». Известные примеры — Высшая школа экономики, которая на самом деле имеет статус национального исследовательского университета, и Российская экономическая школа (юридически это институт и негосударственное образовательное учреждение высшего образования).
Среднее профессиональное образование (СПО)
Среднее профессиональное образование (СПО) — это один из типов образования, предоставляемый различными учебными заведениями. Оно является промежуточным этапом в системе образования между средним общим образованием и высшим профессиональным образованием.
Среднее специальное образование предоставляется специализированными учебными заведениями — колледжами, техникумами, профессиональными лицеями и ПТУ. Оно направлено на подготовку специалистов с определенной квалификацией в конкретной отрасли промышленности, сельского хозяйства, услуг и других сферах деятельности.
Программы обучения в средних специальных учебных заведениях объединяют в себе теоретические и практические знания, сфокусированные на конкретной профессии. В зависимости от выбранной специальности, обучение может длиться от 2 до 4 лет.
После окончания среднего профессионального образования выпускники могут получить диплом младшего специалиста или квалификацию «специалиста», что позволяет им выполнять определенные профессиональные функции и реализовать свои навыки на практике.
СПО играет важную роль в системе образования, так как оно является основой для получения высшего профессионального образования. После окончания среднего профессионального учебного заведения выпускники могут поступить в вузы для продолжения образования и получения более высоких квалификаций и специализаций.
Определение СПО
В современном образовательном пространстве существует несколько типов образования, включая среднее профессиональное образование (СПО) и высшее профессиональное образование (ВПО). Среднее профессиональное образование представляет собой промежуточный уровень образования между средним общим образованием и высшим образованием.
Среднее профессиональное образование, также известное как специальное образование или СПО, предоставляет студентам конкретные и практические навыки в определенной области или профессии. Учебные программы СПО обычно ориентированы на практическую подготовку студентов и включают профильные предметы, позволяющие овладеть необходимыми знаниями и умениями.
Студенты могут получить среднее профессиональное образование как в технических училищах и колледжах, так и в определенных факультетах вузов. Программы СПО могут быть разнообразными и включать обучение по различным специальностям, от IT и медицины до строительства и дизайна.
Основная задача среднего профессионального образования — дать студентам практические навыки и знания, необходимые для профессиональной деятельности, сразу после окончания образовательной программы. Студенты, получившие СПО, могут найти работу в соответствующей отрасли или продолжить образование, получив высшее образование.
Примеры СПО в ВУЗах
Существует несколько типов образования, которые представлены в ВУЗах:
- Среднее общее образование: данное образование предоставляется в школе и является базовым. Оно дает возможность учиться дальше в высших учебных заведениях.
- Профессиональное образование: это образование, которое получают люди, чтобы освоить определенную профессию. В ВУЗах представлены различные курсы и программы, позволяющие получить профессиональное образование.
- Специальное образование: данное образование предоставляется в ВУЗах и направлено на подготовку специалистов в определенной области деятельности.
- Высшее профессиональное образование: это самый высокий уровень обучения в ВУЗах, которое позволяет получить высшую квалификацию и работать на высокооплачиваемых должностях.
- Среднее профессиональное образование: это образование, которое получают после среднего общего образования и позволяет освоить определенную профессию. В ВУЗах можно получить среднее профессиональное образование.
- Среднее специальное образование: это образование, которое предоставляется в ВУЗах и направлено на подготовку специалистов среднего звена в определенной области деятельности.
- Высшее образование: это образование, которое предоставляется в ВУЗах и позволяет получить высшую квалификацию и работать в различных сферах деятельности.
Приведенные выше примеры показывают разнообразие типов образования, представленных в ВУЗах. Каждый тип образования имеет свои особенности и направлен на достижение определенных целей. Выбор образования зависит от интересов и планов каждого студента.
«От сессии до сессии живут студенты весело»
Самое неприятное отличие школы от университета, это то, что экзамены ты сдаешь не два раза за 11 лет учебы, а раз в полгода.
Сессия — месяц после каждого семестра, в который студенты сдают экзамены. То есть в январе и в июне. Для того, чтобы сдать сессию, нужно для начала к ней допуститься. Допуск к сессии — сдача всех зачетов и курсовых работ (проектов). Помимо обычного зачета, оценка за который не ставится, есть дифференцированный, балл по нему, как раз, будет в зачётке. Между экзаменами, как правило, есть небольшой перерыв в несколько дней. Количество экзаменов разное на каждом факультете, в БНТУ, в среднем, их 4-5. Готовьтесь к тому, что новогодние праздники и тёплый июнь вы будете проводить за подготовкой к экзаменам.
Как выбрать вуз
Для выбора высшего учебного заведения рекомендуем провести собственное исследование. Сделать выбор проще, если оценить главные параметры.
Профиль
Есть университеты с очень широкой специализацией: от психологии до экономики, от юриспруденции до физмата, от медицины до журналистики. Так, большинство крупных факультетов МГУ и СПбГУ входят в число лидеров в своей сфере. И это притом что в первом более 40 факультетов (и 15 НИИ), а во втором — почти 30 факультетов и институтов.
Есть вузы с более узким профилем. В МГИМО 13 факультетов. И каждый связан с международными отношениями и изучением иностранных языков, ведь это вуз при МИД РФ. В МФТИ 9 учебных подразделений, из которых 7 носят название «физтехшкола». В том числе есть такие направления, как биологическая и медицинская физика и бизнес высоких технологий.
Трудно сказать однозначно, где качество образования будет наилучшим. Рекомендуем определить область интересов абитуриента и выяснить, какие университеты и конкретные факультеты являются лидерами в этой сфере — из них можно выбирать дальше.
Как помочь ребёнку выбрать призвание
Разбираемся, какие навыки помогут ребёнку найти дело по душе.
Размер организации
Большой университет — большие возможности. Например, студенты МГУ могут не только посещать лекции абсолютно любого факультета. По личной договорённости они могут даже сдавать зачёты и экзамены по курсам вне своего учебного плана с внесением результата в приложение к диплому. А ещё в учебной программе предусмотрено обязательное посещение межфакультетских курсов (МФК). То есть, допустим, студент-журналист может пойти на курс психологии в соседнем корпусе или ездить на Воробьёвы горы, чтобы прослушать курс по биологии или истории. Это возможность расширить не только кругозор, но и круг знакомств.
Неочевидный бонус крупного университета: выпускники той же alma mater часто встречаются на карьерном пути и помогают друг другу, отдавая предпочтение при трудоустройстве.
С другой стороны, если университет очень большой, то и связи там могут быть не настолько крепкими. Напротив, некоторые вузы с «узкой тусовкой» отличаются более сплочённым сообществом (яркие тому примеры — МФТИ, МГИМО).
Наконец, крупные вузы могут предложить много дополнительных возможностей: спортивные секции и даже бассейн, зимние и летние студенческие лагеря и не только.
Вступительные испытания
Для поступления важны и способности абитуриента, поэтому обращаем внимание:
-
по каким предметам нужно сдавать ЕГЭ;
-
есть ли дополнительные вступительные испытания (ДВИ) и какие;
-
можно ли поступить по олимпиадам, по каким и какие есть бонусы за них;
-
какие проходные баллы были за последние 2–3 года.
В чём польза школьных олимпиад и как к ним подготовиться
Как выжать из школьных олимпиад максимум пользы
Бюджет или платно
Понимаем, многим интересно поступить на бюджет. Но даже у государственных вузов существуют исключительно «платные» факультеты. Именно поэтому изучаем количество бюджетных и контрактных мест, рассчитываем свои возможности.
Престиж
Если важен престиж, то выбираем среди именитых вузов. И готовимся к высокой конкуренции: за небольшое количество бюджетных мест будут биться самые сильные студенты, а платное обучение будет недешёвым.
Расположение
Нужно ли переезжать в другой город, есть ли там родственники или друзья, насколько это вообще далеко — всё это важно и для будущего студента, и для его семьи. Абитуриенты из небольших городов нередко поступают в вузы в крупном административном центре своего региона. Многие стремятся в Москву и Северную столицу.
Многие стремятся в Москву и Северную столицу.
Если ради учёбы в желанном вузе нужно переехать, обязательно узнайте об условиях проживания в общежитии.
Если речь идёт об одном большом городе, то при прочих равных локация может иметь решающее значение. Ведь следующие 4 года, а то и 6 лет студент будет ездить туда-обратно почти каждый день. Именно поэтому рекомендуем оценить, сколько занимает дорога и готов ли абитуриент повторять её дважды в день пять дней в неделю.
Подытожим: сейчас границы между университетом, академией и институтом размываются всё сильнее, и эти слова сохраняются только в названии вузов. Это историческое разделение мало влияет на учебный процесс студента и карьерные перспективы выпускника.
В целом все вузы подчиняются одним законам и следуют общим федеральным стандартам — ФГОС. Но каждое высшее учебное заведение нужно рассматривать в индивидуальном порядке со всеми его особенностями.
Понятие высшей школы
Высшая школа предлагает различные программы обучения, включая бакалавриат, магистратуру, аспирантуру и докторантуру. В рамках этих программ студенты получают специализированное знание в своей области и развивают профессиональные навыки, необходимые для достижения успеха в своей карьере.
Высшая школа также выполняет важные функции исследовательской и инновационной деятельности. Ученые и преподаватели высших учебных заведений активно занимаются научными исследованиями, публикуют свои работы и участвуют в разработке новых технологий и инноваций.
Одним из главных преимуществ высшей школы является возможность получения качественного образования от опытных и высококвалифицированных преподавателей. Они передают свои знания и опыт студентам, помогая им осваивать новые знания и развивать свои профессиональные навыки.
В целом, высшая школа играет важную роль в обществе, влияя на его развитие и прогресс. Она обеспечивает доступ к высшему образованию и создает условия для профессионального и личностного роста студентов.
Исторический аспект
Высшая школа имеет древние корни, которые уходят в глубокое прошлое. С появлением первых университетов в Средние века, идея создания высшей школы стала популярной. Университеты были созданы с целью предоставить студентам возможность получения наиболее высокого образования и подготовки к профессиональной деятельности.
В последующие века высшая школа стала развиваться и приспосабливаться к изменяющимся потребностям общества. Она стала играть важную роль в формировании интеллектуального, научного и культурного потенциала государства.
С развитием науки и технологий высшая школа стала все более специализированной. Создавались новые факультеты и специальности, чтобы удовлетворять растущий спрос на знания в различных областях. Сегодня высшая школа предлагает студентам широкий выбор образовательных программ и возможности для саморазвития и профессионального роста.
Высшая школа также играет важную роль в формировании гражданской идентичности и культурного разнообразия. Она способствует развитию активной гражданской позиции, общественной ответственности и толерантности.
Определение в современном образовании
Определение может быть официальным, то есть приведенным в учебниках и академических источниках, или неофициальным, используемым в повседневном общении. В любом случае, определение должно быть ясным, точным и однозначным, чтобы избежать недоразумений и разночтений.
Пример:
Определение понятия «высшая школа» в современном образовании может звучать так: «Высшая школа представляет собой учебное заведение высшего уровня, предоставляющее студентам возможность получить более глубокие знания и специализацию в определенной области знаний».
Определение в современном образовании важно для формирования общего основания знаний и понимания в различных дисциплинах. Оно помогает студентам развивать аналитическое мышление и усваивать новый материал более эффективно
В каких заведениях можно получить высшее профессиональное образование
В статье 9
ныне утратившего силу Федерального закона от 22.08.1996 №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» были перечислены основные виды высших учебных заведений. И хотя действующий Федеральный закон №273-ФЗ такого перечня не содержит, виды вузов остались теми же:
- федеральный университет;
- национальный исследовательский университет;
- университет;
- академия;
- институт.
Вид вуза напрямую связан с его статусом. Меняется статус – меняется и название. Так, например, Московская финансово-юридическая академия перешла на следующую ступеньку и стала университетом.
Но здесь интересный ход сделан в отношении аббревиатуры. Она за годы существования вуза стала брендом, и, чтобы ее сохранить, знаменитые буквы включили в официальное название. Учебное заведение теперь называется «Московский финансово-юридический университет МФЮА». Соответственно, МГЮУ его никто не называет.
Стоит упомянуть и специальные названия, например, «Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского» или «Высшая школа народных искусств». Вид вуза обычно указывают в скобках после основного наименования ОО.
Чем они отличаются
Начнем с последних трех видов из вышеприведенного списка. Такое деление – наиболее общее, и по нему проще проследить основные отличия.
Университет |
Академия |
Институт |
|
Самостоятельность | Только самостоятельная ОО | Только самостоятельная ОО | Самостоятельная ОО или часть вуза |
Направления подготовки кадров | Для разных отраслей (не менее 7) | Для нескольких отраслей одного направления | Для одной отрасли |
Научные исследования | Функции научного центра | Обязательно | Необязательно |
Соотношение аспирантов и студентов | 4 / 100 | 2 / 100 | Нет требований |
Аспиранты, защитившиеся в первый год после выпуска | +25% | +25% | – |
Среднегодовой объем финансирования | От 10 млн рублей | 5-10 млн рублей | До 5 млн рублей |
Количество педагогов с учеными степенями | Не менее 60% | Не менее 55% | Нет требований |
Наличие факультета профессиональной переподготовки | Обязательно | Обязательно | Необязательно |
Получается, что среди высших учебных заведений нет такой четкой иерархии, как среди средних профессиональных. Нельзя сказать, что институт дает менее глубокую подготовку, чем университет. Разница – в том, какие условия то или иное учебное заведение может предложить студентам:
- широту выбора профессий;
- возможность заниматься наукой;
- комфортное материально-техническое обеспечение (оно зависит от объема финансирования).
На количестве «остепененных» преподавателей заострять внимание не стоит. С одной стороны, отсутствие защищенной диссертации может компенсироваться богатым практическим опытом. С другой стороны, закончить аспирантуру и получить степень никогда не поздно
Поэтому концентрация ученых в вузе – показатель непостоянный
С другой стороны, закончить аспирантуру и получить степень никогда не поздно. Поэтому концентрация ученых в вузе – показатель непостоянный.
Диплом о СПО
Диплом о среднем профессиональном образовании периодически меняет формат. То есть, внешний вид этого документа корректируется приказами Минобразнауки, кроме того, повышается уровень защиты дипломов от подделок. Между тем и по сей день актуальны дипломы советского образца.
Что же касается современных правил выдачи дипломов и приложений к ним, то они, на данный момент, таковы:
- Данные документы выдаются не позднее, чем через 10 дней после выхода приказа об отчислении специалиста. Приложение и диплом выдаются по решению государственной экзаменационной комиссии лицам, прошедшим обучение по программам СПО и успешно сдавшим итоговые аттестационные испытания;
- В случае, если выпускник потерял приложение или диплом, либо в выданных ему документах об СПО обнаружились ошибки, равно как и если специалист сменил Ф.И.О., он имеет право требовать выдачи дубликатов диплома или приложения к нему, взамен старых. Дубликаты выполняются в соответствии со стандартами, актуальными на момент подачи выпускником заявления на получение дубликатов;
- Диплом или его дубликат являются действительными даже в случае утраты приложения. При этом, приложение к диплому не является действительным в случае утраты диплома и при отсутствии его дубликата;
- Если учебное заведение, в котором был выдан диплом, прекратило вести образовательную деятельность, то дубликаты дипломов и приложений к ним выдаются сегментом исполнительной власти РФ, администрирующим образовательную сферу на территории, где некогда существовало ныне ликвидированное учебное заведение, выдавшее диплом и приложение к нему;
- Для получения дубликатов диплома о СПО или приложения к нему, выпускнику необходимо составить и подать соответствующее личное письменное заявление. Данное заявление хранится в личном деле выпускника;
- Если после выдачи дубликатов, обнаруживаются подлинники документов, они должны быть уничтожены органом исполнительной власти РФ;
- Диплом выпускник может получить лично. Также, за выпускника, в случае наличия нотариально заверенной правильно составленной доверенности, диплом или его дубликат может получить доверенное лицо для передачи его владельцу. Кроме того, диплом или его дубликат, вместе с приложением, может быть отправлен выпускнику образовательным учреждением или органом исполнительной власти при помощи почтовой системы РФ;
- Копия диплома или его дубликата хранится в личном деле выпускника;
- Диплом о СПО, выданный частной образовательной структурой и имеющий установленный этой структурой формат, не может быть заменен дипломом о СПО государственного образца.
Каникулы
А вот это самый печальный пункт. Ученики школ могут балдеть 4 раза в год: неделя или чуть больше в осенние каникулы, очень много дней в зимние каникулы, неделя или чуть больше в весенние каникулы и целых 3 месяца счастья летом.
Студент – пограничное переходное состояние в мир взрослых. Он уже испытывает острую нехватку сна и отдыха, ведь ему выпадает возможность отдыхать только дважды в году – пару недель после зимней сессии и только 2 месяца летом.
Не забывайте, что некоторые специальности должны будут проходить летнюю практику, которая съедает львиную часть летних каникул. Так что выходных дней остается еще меньше.