Дуализм — это… понятие и принципы дуализма

Дуализм в философии – почему ментальное и физическое так тесно связаны

Содержание

Термин «дуализм» может использоваться для любой теории, согласно которой двум сущностям, свойствам или типам фактов придается равный статус, то есть ни одна из них не рассматривается как полностью сводимая или объяснимая в терминах другой. В современной философии это относится к определенному взгляду на философию разума. Согласно этой точке зрения, наиболее ярким сторонником которой является Декарт, ментальные сущности или свойства являются частями вселенной, которые столь же фундаментальны, как и физические сущности или свойства. Декарт принял форму дуализма, которую часто называют субстанциальный дуализм, согласно которому разум — это особый вид субстанции, которая в принципе могла бы продолжать существовать, даже если бы все физические субстанции (например, частицы) были уничтожены.

В прошлом веке субстанциальный дуализм пользовался сравнительно небольшой популярностью, но дуализм собственности установил значительное количество последователей. Согласно дуализму свойств, не может быть никаких особых ментальных сущностей, способных существовать независимо от всех физических вещей, но некоторые сущности обладают определенными ментальными свойствами (например, сознанием), которые нельзя свести к их физическим свойствам (например, размеру и форме).

В этой статье будут рассмотрены основные дуалистические позиции и рассмотрены некоторые из основных аргументов за и против дуализма.

Взаимодействие двух сторон дуалистического характера

Дуалистический характер предполагает наличие двух противоположных сторон или аспектов в некотором явлении или концепции

Взаимодействие этих двух сторон составляет основу дуалистической природы и является важной составляющей для полного понимания и описания данного явления. Рассмотрим примеры такого взаимодействия дуалистического характера

  1. Свет и тьма: В основе дуализма света и тьмы лежит взаимодействие двух противоположных понятий. Свет обозначает просветление, понимание и добро, тогда как тьма символизирует неведение, негативные силы и зло. Взаимодействие этих двух сторон проявляется в постоянной борьбе между светом и тьмой, где одна сторона стремится преодолеть другую. Например, в религиозных текстах часто описывается борьба между ангелами, которые представляют свет, и демонами, которые представляют тьму.
  2. Добро и зло: Дуализм добра и зла является тесно связанным с дуализмом света и тьмы. Добро и зло представляют противоположные моральные категории. Добро обозначает моральные ценности, такие как любовь, сострадание и справедливость, в то время как зло представляет нравственное разложение, эгоизм и насилие. Взаимодействие этих двух сторон проявляется в постоянной борьбе между моральными ценностями и нравственным разложением в обществе.
  3. Мужское и женское: Дуализм мужского и женского является важным аспектом гендерных ролей и социальной конструкции пола. Мужское представляет мужскую энергетику, силу и логику, в то время как женское представляет женскую энергетику, интуицию и эмоциональность. Взаимодействие этих двух сторон проявляется в социальных взаимодействиях и влиянии на гендерные роли и ожидания в обществе.
  4. Материя и дух: Дуализм материи и духа представляет две основные концепции, описывающие природу реальности. Материя относится к физическим объектам и материальной сущности, в то время как дух описывает нематериальные аспекты существования, такие как мысли, чувства и духовное измерение. Взаимодействие этих двух сторон проявляется в различных философских и религиозных концепциях о природе человека и вселенной, где считается, что существует как материальный, так и духовный аспект реальности.

Приведенные выше примеры демонстрируют важность и значимость взаимодействия двух сторон дуалистического характера. Они помогают нам лучше понять и описать различные явления в мире, обозначая их противоположные аспекты и их взаимосвязь

Взаимодействие этих сторон создает баланс и гармонию, а также подчеркивает важность каждого аспекта для полного понимания и контекста.

Проблемы дуализма

Хотя дуализм — широко используемый способ мышления, когда говорят о природе ума, в последние века он потерял свою популярность в научной и философской области. Это отчасти потому, что это философское течение вызывает гораздо больше вопросов, чем дает ответов.

Если наши действия и наше сознание объясняются существованием души в нашем теле … откуда берутся сознание и способность совершать действия этой духовной сущности? Как может бестелесная сущность выражать себя только через тело, а не через что-либо, учитывая, что, будучи нематериальной, она не может существовать во времени и пространстве? Как можно утверждать, что что-то нематериальное существует внутри нас, если нематериальное определяется тем, что мы не можем его изучить?

Адвайта-веданта[править | править код]

«Адва́йта-веда́нта» (санскр. अद्वैत वेदान्त) — индийская философская система, наиболее известная разновидность веданты. Основной тезис: «Брахман реален, мир нереален, джива (индивидуальная душа) и Брахман — одно и то же».

Обоснование иллюзорности мираправить | править код

Уже в Упанишадах наряду с трактовкой Брахмана как Творца мира, обладающего всеми возможными позитивными характеристиками, появилась тенденция считать, что в действительности к нему неприложимы вообще никакие характеристики. Создатели адвайты-веданты рассуждали так: «Но если подлинно реальная сущность неописуема, то, описуемое нереально. Сновидение и „реальный“ мир неотличимы друг от друга: объекты „реального“ мира — это тоже определенные представления и потому несубстанциальны; они преходящи, а преходящее не может быть реальным; они точно так же вплетены в человеческую деятельность, как объекты сновидений в нашу деятельность во сне; пища, принятая во сне, не может утолить голод наяву, но и наоборот — „реальная“ пища не может удовлетворить голод во сне. Далее, в „реальном“ мире должны существовать причинно-следственные отношения, но таковые просто невозможны: если следствие содержится в причине, то оно уже есть, возникновение его „невозможно“; если же не содержится, то причина отлична от следствия и породить его не может, ибо неподобное не может породить неподобное.» Аналогично показывается, что причина и следствие не могут быть ни одновременными, ни разновременными.

Критика адвайты-ведантыправить | править код

А почему это неподобное не может породить неподобное? Неподобное может породить неподобное! Мнение о том, что неподобное не может породить неподобное вызвана таким свойством человеческой психики, как склонность к сверхобобщению

Сверхобобщение — принятие во внимание нескольких нетипичных случаев и осуществление выводов о наличии целого закона на их основании без принятия во внимание случаев, представляющих группу адекватно. Люди заметили, что дети похожи на своих родителей, вот и обобщили, придя к выводу: «подобное порождает подобное»

Да и потом, что такое «подобное» и «неподобное»? С чего это подобное обязательно должно быть абсолютно подобным, а неподобное абсолютно неподобным?! Даже дети неабсолютно подобны родителям — они чем-то отличаются от родителей. Эта логическая ошибка создателей и последователей адвайта-веданты называется «необоснованное исключение» (когда рассматриваются только два варианта, а третий упускается из внимания, как будто бы третьего не дано (например: «либо абсолютно подобно, либо абсолютно неподобно, третьего не дано.»). Подобный взгляд («либо то, либо это, третьего не дано»), это чистой воды дуализм. Таким образом, в адвайта-веданте сплошной дуализм при разговорах об отрицании дуализма (само слово «адвайта» в переводе с санскрита означает «отрицание дуализма» или «недвойственность» («а» на санскрите означает «не», а «двайта» — «двойственность» или «дуализм»). К тому же из самой адвайтской концепции Брахмана вытекает, что Брахман не является ни подобным чему-то ни неподобным ничему, ведь адвайта-веданта утверждает, что Брахман определяется только через отрицательные характеристики: «Ни то, ни это, ни существующий, ни не существующий, ни целостный, ни нецелостный и т. д.».

ссылки

  1. Селларс, Р. У. (1921) Эпистемологический дуализм против Метафизический дуализм. Философское обозрение, 30, нет. 5. с. 482-93. doi: 10.2307 / 2179321.
  2. Салас, Х. (2011). Количественные исследования (методологический монизм) и качественные (методологический дуализм): эпистемологический статус результатов исследований в социальных дисциплинах. Лента Мобио №40, с. 1-40.
  3. БАЛАШ, Н. (2015). О ДУАЛИЗМЕ И МОНИЗМЕ В АНТРОПОЛОГИИ: ДЕЛО КЛИФФОРДА ГЕРЦА. Кафедра антропологии в Даремском университете. Anthro.ox.ac.uk Доступно по адресу: anthro.ox.ac.uk .
  4. Энциклопедия Британика. (2019). Дуализм | философия. Доступно по адресу: britannica.com .
  5. Робинсон Х. (2017). Дуализм (Стэнфордская энциклопедия философии). Plato.stanford.edu. Доступно по адресу: dish.stanford.edu .
  6. Янноне А. (2013). Словарь мировой философии. Нью-Йорк: Routledge, с.162.
  7. En.wikipedia.org. (2019). Федон. Доступно по адресу: en.wikipedia.org .

Методологический дуализм

Методология понимается как один из аспектов, рассматриваемых эпистемологией. То есть эпистемологический дуализм соответствует его методологии, которая является качественной и в равной степени дуалистической. Тем не менее, последний фокусируется на линии, которые служат в качестве руководства в исследовании.

В социальных науках существуют дисциплины, которым удалось ограничить свою методологию монистическим течением, но те, кто предпочитает дуализм, утверждают, что социальные явления могут рассматриваться только с учетом фактора контекста..

Метод исследования, который реализует дуалистическую методологию, применяется к социальным явлениям. При этом будет дано приближение к ним через описание, которое зависит от конкретной интерпретации и казуистики..

Когда человеческий фактор задействован как переменная, невозможно рассматривать явление как объективную ситуацию, а скорее оно зависит от обстоятельств и окружающей среды. Эта ситуация оставляет монистический подход без необходимых инструментов для изучения этого явления..

Некоторыми инструментами, которые использует методологический дуализм, являются интервью, наблюдение за участниками, фокус-группы или вопросники..

Однако, даже если условия одинаковы, если два человека работают параллельно над исследованием социального явления, их результаты могут отличаться..

Двайта-веданта[править | править код]

Два́йта-веда́нта — направление индийской философии, дуалистическая разновидность веданты, созданная Мадхвой. Мадхва делит все сущее на сватантру (независимую реальность) и паратантру (реальность зависимую). К сватантре относится только верховный Бог — Вишну. Весь остальной мир — паратантра — не сотворен Богом, но вечно существует только благодаря Богу. Женская ипостась Вишну — Шри, или Лакшми, — также вечна, всепроникающа и вечно свободна; она является творческой энергией Вишну. Зависимое (паратантра) делится на бытие и небытие, бытие — на духовное и недуховное. (Понятие бытия у Мадхвы очень тонкое и своеобразное. Вишну, хотя и превыше всякого потустороннего, зависимого бытия, не относится ни к небытию, ни к сверхбытию). По Мадхве, индивидуальная душа (джива) не может быть тождественна Брахману. Более того, она не является частью, отблеском или ещё чем бы то ни было Брахмана. Все существа делятся на множество категорий и подкатегорий в соответствии со степенью погруженности в сансару и способности к освобождению. Одни вечно свободны (Лакшми), другие освобождают себя (боги, предки и т. п.), третьи погружены в сансару. Из этих последних некоторые способны к освобождению, некоторые всегда будут скитаться в сансаре, а некоторые обречены на вечные адские муки.

История возникновения термина

Предпосылки дуализма можно найти еще в античные времена, когда известный всем Платон выделял два мира: идей (чувственных вещей) и действительности, но поскольку наука тогда только зарождалась, четкого представления о нем не сформировалось. Уже в Новое время французский ученый Рене Декарт разграничивал дух и материю. По его мнению, дух способен мыслить, а материя – только растягиваться во времени.

Понятие «дуализм» первоначально в богословии употреблялось в отношении к религиозным представлениям о борьбе между хорошим Богом и плохим Сатаной – этот термин был введен в 1700 году Томасом Хайдом. Спустя чуть больше тридцати лет в связи с бурным развитием философии немецким ученым Ф. Вольфом данный термин был использован для обозначения двух противоположных по своей сути субстанций: духовной и материальной. Значительно позже понятие начали употреблять в физической науке, например, при характеристике частиц и античастиц и многое другое.

источник

фон

Идея дуализма давно присутствует в философии. Это видно, например, в Пифагоре, который предлагает противопоставление между пределом и неограниченностью, или между четными и нечетными числами.

Дуализм — это идея, которая стала популярной среди греков, как и в случае Аристотеля, который поднял существование хорошо и неправильно, хотя эти понятия были разработаны ранее в аналогичных теориях.

Другие, кто был заинтересован в предложении дуалистических предложений, были членами группы философов, известных как атомисты..

Но дуализм сформировался через постулаты Платона, в которых он говорил о мире чувств и из формы. Первое дало отрицательные характеристики, а второе — к совершенству.

Именно неоплатоники были ответственны за создание моста между двумя мирами, который предлагал Платон, достигая его через учение об эманации. Эта теория неоплатоников приписывается Плотину и Проклу, и было заявлено, что все вещи в мире происходят из потока изначального единства.

Однако в то время слово «дуализм» не было задумано, как и современная концепция этого философского течения..

Затем католицизм вместе со св. Фомой Аквинским подхватил эту теорию, чтобы поддержать тот факт, что в конце времени души воссоединятся с соответствующим им телом и смогут участвовать в Заключительном Суде..

дуализм

Основа известной сегодня теории дуализма основана на том, что Рене Декарт поднял в своей работе. Метафизические Медитации.

Согласно Декарту, ум — это мыслящая вещь или Res Cogitans; ее сопровождает тело, которое есть то, что существует физически, и то, что она назвала Res Обширные. Согласно его подходу, животные не обладали душой, так как не думали. Оттуда появляется знаменитая фраза: «Я думаю, поэтому я».

Но только в 1700 году термин «дуализм» был впервые введен в книгу под названием История Religionis Veterum Persarum, написанный Томасом Хайдом.

Постулаты Декарта послужили основой для того, что известно как «картезианский дуализм», который является основой всех ветвей современного дуализма. Это применяется в разных науках, особенно в общественных науках.

Подходы Декарта были взяты такими философами, как Локк и Кант, для подкрепления их собственных теорий. Последний, например, показал в своих предложениях разницу между «чистым разумом» и «практическим разумом».

Типы дуализма

Некоторые из течений, в которые дуализм налил из своих первоначальных постулатов, следующие:

-interaccionismo.

-эпифеноменализм.

-параллелизм.

Дуализм в религии

Термин дуализм использовался с 1700 г. для характеристики иранского учения о двух духах и понимался как признание двух противоположных начал. Впоследствии ученые пришли к выводу о том, что дуалистические мифы широко распространены и имеют множество вариантов на всех культурных уровнях и во многих религиях.

В теологии дуализм обычно означает дитеизм (или битеизм), то есть убеждение, что существует два соперничающих друг с другом бога. Например, один злой, другой добрый; один покровительствует порядку, другой — хаосу.

Хотя дитеизм/битеизм подразумевает моральный дуализм, они не равнозначны, так как битеизм/дитеизм подразумевает (по крайней мере) двух богов, в то время как моральный дуализм не подразумевает никакого «теизма» вообще.

Дитеизм/битеизм в религии не обязательно предполагает, что она не может быть одновременно монистической. Например, зороастризм, являясь ярким представителем дуалистических религий, содержит в то же время монотеистические черты. Зороастризм никогда не проповедовал явный монотеизм (подобно иудаизму или исламу), являясь на деле оригинальной попыткой унификации политеистической религии под культом единого верховного Бога. Такие религии как зурванизм, манихейство, и мандеизм все были представителями дуалистических философий, но также и монистическими религиями, так как в каждой есть верховный и трансцендентальный Первый Принцип, из которого две равные, но противоположные сущности произошли.

Это также верно для известных гностических сект, таких как богомилы, катары и так далее. Их верования можно сравнить с маркионизмом, который утверждал, что Старый и Новый Заветы были работой двух разных враждующих богов, ни один из которых не был выше другого (оба были Первым Принципом, но разных религий).

В философии

Дуализм в философии – это теория, или, иными словами, концепция, в которой существует две противоположных или противостоящих друг другу идей (мир идей у Платона, реальные и предполагаемые миры Лейбница и т. д). Противоположность дуализма – монизм, предполагающий, что все явления представляют собой виды и проявления одного единственного начала – материи. Также это течение противопоставляется плюрализму, где существует более двух начал или сил.

Одна из классификаций дуализма:

  • интерактивная, где сознание и материя взаимодействуют, хоть и являются разными явлениями;
  • параллельная, когда они не взаимодействуют.

Основной представитель данного направления – Р. Декарт – сторонник интерактивного дуализма. По Декарту, существует две субстанции – дух и материя. Материальное существует как нечто протяженное. Дух есть мышление. Субстанции при этом не пересекаются.

Решение психофизической проблемы (или проблемы сосуществования в человеке мышления и протяженности) Декарт видел во взаимодействии начал. Он прибегнул к теории о посреднике – такой части мозга, как эпифиз. В самой постановке этой проблемы уже есть противоречие между принципом естественной причинности и наличием двух независимых субстанций.

В новоевропейской философии дуализм представляет уже гносеологическое учение. Представители – Локк, Юм, Кант. В новом времени противопоставляют уже не духовное и материальное, а субъект (который познает, способен мыслить и выдвигать идеи) и объект (познаваемый). у Канта это воззрение предполагает наличие “вещей в себе”, которые не познаются, и явлений познаваемых.

В целом, это течение утверждает равноправность двух противостоящих, противоположных начал.

Дуализм в повседневной жизни

Дуализм – это философская и психологическая концепция, которая предполагает существование двух противоположных и непримиримых начал, преследующих свои цели и взаимодействующих друг с другом.

В повседневной жизни дуализм проявляется на разных уровнях и в различных областях нашего существования.

Дуализм мировоззрения

Одной из наиболее заметных форм дуализма в повседневной жизни является дуализм мировоззрения. Мировоззрение человека – это система его основных взглядов на мир, его ценностей и принципов, а также способов мышления и восприятия окружающей действительности.

Дуализм мировоззрения проявляется в разделении мира на добро и зло, правду и ложь, свет и тьму. Люди, обладающие дуалистическим мировоззрением, склонны видеть мир через призму противоположностей, их мышление основано на разделении на благоприятное и неблагоприятное, на противопоставлении различных категорий.

Дуализм эмоций

Дуализм также проявляется в сфере эмоций. Человек может испытывать противоречивые эмоции, такие как любовь и ненависть, радость и грусть, уверенность и неуверенность. Каждая из этих эмоций имеет свою собственную суть, сопровождаемую своими характеристиками и реакциями организма.

Дуализм эмоций проявляется в том, что одновременно возникают и противоречат друг другу положительные и отрицательные эмоции, вызывая внутреннее противоборство.

Дуализм индивидуальности

Дуализм также может наблюдаться в аспекте индивидуальности человека. Он проявляется в различных чертах личности, которые могут являться противоположными и несовместимыми.

К примеру, человек может быть одновременно и экстравертом, и интровертом, иметь качества лидера и быть последовательным слушателем. В этом случае в его индивидуальности присутствует дуализм — противоречие между разными аспектами его личности.

Дуализм отношений

Дуальность может проявляться также в сфере межличностных отношений. Партнеры в отношениях могут быть источниками поддержки и конфликтов одновременно. Они могут иметь разные взгляды и ценности, но при этом испытывать глубокую любовь и привязанность друг к другу. Это дуализм внутри отношений.

Все эти проявления дуализма в повседневной жизни подтверждают, что человек – существо сложное и многогранные, и его восприятие мира нередко базируется на противоположных началах.

Виды дуализма

Исторически дуализм имеет две свои разновидности — это картезианство и окказионализм.

Рассматривая философское течение в контексте исторического материализма и диалектического материализма нужно учитывать другой не менее важный вопрос философии: «Что первично: материя или сознание?».

Дуализм в теологии (религиозный) подразумевает наличие двух противоположных сил (богов). В теологии это течение обозначается как дитеизм (битеизм). Противоположность учения представляет дитеизм (битеизм) как моральный дуализм, который одновременно не предполагает всяких «теизмов». То есть дитеизм (битеизм) предполагает, что религия может быть и двойственной, и монотеистической, но обязательно должен быть верховный бог. В качестве примера по данному виду служит древняя христианская ересь — маркионизм. Маркионизм утверждал:

  • что нет единого верховного бога;
  • Старый Завет и Новый написаны разными соперничающими богами;
  • каждый из богов был так называемым Первым Принципом и, объединившись, эти два Принципа создали монотеизм в религии.

Дуализм в философии направлен на признание равноправия материального и идеального, но вот их относительность друг к другу отрицает. В западной философии по примеру Декарта приравнивались разум и самосознание на основе человеческой души и тела. В восточной же философии связали материю и сознание, так что материя стала включать в себя тело и сознание.

Дуализм и философия сознания

  • В философии сознания это взаимное дополнение сознания и материи. Сознание и материя здесь равны по значимости. Такой вид философского учения принято называть картезианством. Материальное и духовное отличны в своих свойствах: материальное имеет форму, положение в пространстве, обладает массой тела; духовное — субъективно и целенаправленно.
  • Вторая форма, помимо картезианства, — это дуализм качеств или свойств. Духовной субстанции нет, но есть нечто материальное (мозг), обладающее свойствами, порождающими психические феномены.
  • Эпифеноменализм рассматривает мотивы и желания, как побочные процессы, происходящих в мозгу казуальных событий. Отрицается роль воздействия психических сущностей на физические процессы.
  • Предикативность — это очередная форма дуализма. Означает описание предмета суждения. Для восприятия мира по этому учению философии требуется множество описаний — предикатов.
  • Символический физикализм (пропетивный дуализм) представляет сознание как группу свойств, независимых друг от друга. Сознание не является отдельной субстанцией, так как мозг выделяет эти независимые свойства. Когда материя подобна человеческому телу, тогда и появляются свойства.

В физике дуализм выступает основой для колебательных процессов. Если рассматривать его в квантовой механике, то дуализмом тут будет двойственность корпускул и волн, а точнее, двойственная природа этих частиц. Как компромисс эта двойственность в квантовой механике стала описываться волновой функцией частицы.

Последние материалы

Как уплатить госпошлину в налоговую – все варианты госпошлины за егрюл, закрытие или регистрацию ооо, ип Формирование квитанции для оплаты государственной пошлины

Следующим шагом на пути к регистрации ООО будет оплата государственной пошлины за регистрацию юридического лица, размер которой составляет 4000 руб.Если раньше для оплаты госпошлины за открытие ООО нужно было искать бланк квитанции, образец заполнения и р.

Особенности применения есхн

Определение

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный
) — это специальный налоговый режим, позволяющий снизить налоговую нагрузку на сельскохозяйственных товаропроизводителей. Исчисление и уплата Е.

Налог на доходы физических лиц (ндфл)

Что такое налог? Это обязательный платеж, который безвозмездно взимается с физических лиц и организаций государством в целях финансового обеспечения его деятельности. Из этой публикации вы узнаете, какие налоги нужно платить обычным гражданам — нам с вами.

Минфин предложил повысить минимальную цену на крепкий алкоголь

Нововведения коснутся ряда товаров, налог с которых увеличивает поступления в бюджет страны. В первую очередь, это табак, алкоголь и топливо. Повышение ставок начнется с 1 января 2017 года.
КУРИТЬ — КОШЕЛЬКУ ВРЕДИТЬ

Акциз на табачную продукцию составит м.

Дуализм в философии

Для дуализма характерен тезис «материя и сознание» — это два первоначала, которые существуют автономно.

В философии термин «дуализм» имеет целое множество применений. Основная идея заключается в том, что в предмете суждения существуют две основные категории принципа, которые принципиально разные.

Например, мысль и мозг (или разум и тело). Эта дискуссия о дуализме обычно начинается с допущения реальности физического мира, затем продолжается с аргументами о том, почему ум не может рассматриваться как часть физического мира.

Дуализм Декарта

В своей известной философской работе под названием «Размышления о первой философии» (1641 г.) Рене Декарт говорит о дуализме. В шестом размышлении он определяет разум как то, что думает. А тело (противопоставляется разуму) — это протяжённость в пространстве, оно не может думать само по себе.

И лишь тело, а не ум, описывается предикатами, которые обозначаются полностью измеримыми качествами, т. е. только тело может стать объектом научного изучения.

Основные типы дуализма

Субстанциальный дуализм

Ещё он называется картезианский дуализм. Его сторонники утверждают, что разум является независимо существующей субстанцией, т. е. ментальная часть не распространяется в пространстве, а материальная не может мыслить сама по себе.

Декарт защищал этот тип дуализма. Одновременно эту идею можно встретить и в большинстве теологий (объединение религиозных доктрин), которые повествуют о том, как бессмертные души продолжают своё существование в другом мире, что отличается от нашего, физического.

Пропетивный дуализм

Его последователи утверждают, что сознание — это не отдельная субстанция, а группа независимых свойств и они появляются из мозга. Психические свойства появляются только тогда, когда материя сформирована должным образом (как организован человеческий организм).

Пропетивный дуализм делится на:

  • интеракционизм — допускает возможность материальных последствий из-за ментальных причин, таких как желания (и наоборот: ментальных последствий из-за материальных причин);
  • окказионализм — все взаимодействия между материальным и нематериальным были вызваны вмешательством Бога, ведь материальная основа взаимодействия между ними невозможна;
  • параллелизм / психофизический параллелизм — ментальные причины вызывают только ментальные последствия, а физические причины — только физические последствия, но Бог создал заранее установленную гармонию, таким образом кажется, будто одно приводит к другому;
  • эпифеноменализм — ментальные события не имеют физических последствий; физические события могут вызывать другие физические события, но и ментальные, а ментальные не вызывают ничего.

Предикатный дуализм

Для того, чтобы осмыслить мир требуется более одного предиката (как описывается предмет суждения). Наш психологический опыт не может быть уменьшен до физических предикатов естественных языков.

Гносеологический (эпистемологический) дуализм

Это точка зрения в эпистемологии и гносеологии, согласно которой мир, что мы видим нашим сознанием, является только его миниатюрной виртуальной копией, а не реальностью.

Дуальность мира

В этой дуальности существует идея противоположностей мира, говорится о двух сторонах одной медали: добре и зле, свете и тьме.

Например, такая человеческая черта как упрямство, можно расценивать как характеристика, приносящая и хорошее, и плохое. Плоха она тем, что такой человек обычно очень категоричный и агрессивный. Хороша она тем, что в поставленных целях он упрямо будет идти до самого конца.

Человек сам, своим же разумом и создаёт эти дуальности.

История дуализма

Дуализм является противоположностью понятию «ментальный» или «телесный», но в разные периоды истории в центр внимания попадали именно ментальные объекты. В средневековое время допускались мысли, что к интеллекту нельзя применить материалистические объяснения. Декарт же заявил, что главным врагом у материалистического монизма является сознание, которого признали, как феноменальное сознание или ощущение.

Во время учения Платона, считалось, что настоящими живыми субстанциями являются вечные идеи, чьими несовершенными копиями являются физические тела. И эти идеи даруют интеллект и являются фундаментом постижимости. В одном из своих сочинений «Федон» философ Платон говорит о том, что душа бессмертна, но остается важным то, что интеллект сохраняет свою нематериальность идеи, в следствие чего интеллект тесно связан с постигаемыми им идеями. Из-за такой сильной связи душа желает поскорей покинуть физическую оболочку и жить среди идей. Но основной проблемой платоновского дуализма являлось то, что душа заключена в теле, и у него нет четкого объяснения, как душа связана с телом. Из-за их явного различия эта связь становится таинственной.

Аристотель в отличие от Платона говорил о том, что природа и свойства вещей существует в физических вещах. Это дало возможность Аристотелю объяснить, как едины душа и тела, и применил тезис «душа есть форма тела». Его учение говорило о том, что человеческая душа-это его природа. Это объяснение делает душу одной из частей тела. В своих книгах Аристотель указывал на то, что интеллект, который является частью душевной формы, имеет явные отличия от всех её способностей из-за отсутствия телесного органа. Без материального органа активность интеллекта признайтесь нематериальной. Такое объяснение намного ближе к современному дуализму, нежели учения Платона.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все на Запад
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: