За стенами замков
Рыцари жили обычно в небольших, но хорошо приспособленных к обороне крепостях — за́мках. В X—XII вв. вся Европа, от Скандинавии до Италии и Испании, покрылась десятками тысяч рыцарских замков, сначала деревянных, а потом каменных. Замки обычно строились на высоких холмах — так их было легче оборонять. К тому же хорошо видные издалека стены и башни замка как бы давали наглядно понять каждому, кто хозяин в этих краях.
В замке всегда наготове всё, что требуется на случай войны, — оружие, припасы, питьевая вода. В замке должно было хватать места не только для самого рыцаря, его семьи, советников, священников, воинов и слуг, но и для их коней. Главное помещение замка — большой зал, куда хозяин собирал на совет или пир вассалов и гостей. Во время пиров съедалась бо́льшая часть тех продуктов, которые крестьяне доставляли рыцарю в качестве оброка.
В замках часто приходилось мёрзнуть, потому что нескольких каминов не хватало, чтобы хорошо прогреть все просторные помещения. Ставни, которыми в холода закрывали окна, от сквозняков полностью не спасали, зато погружали комнаты в темноту. Мрак рассеивали факелами, копоть от которых покрывала стены и потолки.
Может быть, именно из-за мрачности замковой жизни рыцари любили устраивать всевозможные развлечения. Они приглашали бродячих циркачей и артистов — фигля́ров, странствующих поэтов и певцов — жонглёров. Самые богатые и знатные хозяева замков могли постоянно наслаждаться искусством своих придворных поэтов и певцов — менестре́лей. Особенно знаменитыми были поэты южнофранцузской области Прованс. Их обычно называли трубаду́рами. Они слагали стихи, посвящённые рыцарским доблестям и любви.
Для забавы в замке держали каких-нибудь необычных птиц или зверей. Излюбленным занятием рыцарей была охота. Долгими, тёмными вечерами обитатели замков играли в кости, карты или шашки. Постепенно в их жизнь вошли шахматы, правила игры в которые были тогда несколько проще, чем теперь.
Самым большим событием для рыцаря в мирное время было участие в воинском состязании — турни́ре. Турнир состоял из нескольких схваток, иногда групповых, иногда парных. Оружие обычно использовалось безопасное — копья с затупленными концами, деревянные мечи. Это, впрочем, не спасало участников от травм.
Рыцарский турнир. Миниатюра. XIV в.
В обычном парном состязании каждый участник старался на всём скаку ударить копьём в щит или латы противника так, чтобы выбить того из седла, но при этом удержаться на коне самому. Победитель получал приз из рук короля или прекрасной дамы. Однако важнее, чем награда, была для победителя турнира слава.
1. Почему владение землёй являлось главной ценностью, показателем статуса человека в средневековом обществе?
2. Заполните в тетради таблицу.
Права на землю, отношение к земле | |
Король | |
Князья, бароны | |
Рыцари | |
Крестьяне |
3. Объясните, кто и с какой целью отдавал землю в пользование, а кто и зачем её брал. Какие права на феод имел его держатель?
4. Проведите ролевую игру «Заключение договора между сеньором и вассалом». В ходе игры постарайтесь показать, какие обязанности берут на себя участники договора.
5. Каким образом Церковь оказалась включена в систему феодальных отношений? *В чём заключались особенности её положения в сравнении со светской знатью?
6. Объясните, кто мог стать рыцарем. Чем определялось положение рыцаря в обществе?
7. Расскажите о повседневной жизни рыцарей, их занятиях в мирное время.
Вассальные отношения и личная зависимость
В феодальной системе вассальные отношения являлись основой организации общества. Они были установлены на основе принципа личной зависимости, в котором верховный сюзерен считался главой и хозяином, а его вассалы были его подчиненными и обязаны были ему верность и преданность.
В главном вассале было несколько вассалов, в то время как каждый вассал мог быть вассалом только одного сюзерена. Таким образом, сюзерен имел прошлый вассал-верховного сюзерена и будущего вассала.
Вассальные отношения устанавливались путем церемонии вассальства, во время которой вассал клялся в верности и преданности сюзерену, а сюзерен давал вассалу землю и защиту. Вассал, в свою очередь, обязан был предоставить вооруженные силы сюзерену в случае войны и давать ему советы по управлению. Однако, несмотря на личную зависимость, вассалы имели определенную степень автономии и могли вести свои дела на своей территории, хотя сюзерен сохранял право налагать на них налоги и контролировать их действия.
Вассальные отношения и личная зависимость были основными принципами феодальной системы и играли важную роль в социальной и политической организации общества.
Феодальная лестница: примеры и аналогии
Следующим уровнем этой лестницы были дворяне или знать, которые получали земельные владения от верховных правителей и в свою очередь делили их на меньшие кусочки и передавали их вассалам или подданным.
На третьем уровне находились вассалы, они владели феодами, которые получали в обмен на верность и военную службу. Вассалы также могли иметь своих вассалов, состоящих в их подчинении.
Четвертым уровнем феодальной лестницы были фермеры или крестьяне, которые работали на землях дворян и вассалов и оказывали им определенные услуги и платежи в обмен на защиту и использование земли.
На самом нижнем уровне феодальной лестницы находились крепостные или горожане, которые были обязаны вести тяжелый труд на земле феодалов и не имели никаких прав и свобод.
Аналогии феодальной лестницы можно обнаружить в некоторых аспектах современных обществ. Например, в корпоративном мире существует иерархия должностей, где топ-менеджеры занимают верхние позиции, а нижние позиции занимают низкооплачиваемые и малоквалифицированные сотрудники.
Также, в политической системе некоторых стран можно выделить подобие феодальной лестницы, с президентом или монархом на вершине и различными уровнями власти и подчинения на остальных уровнях.
Феодальная лестница была характерной для Средневековой Европы, но примеры и аналогии ее можно обнаружить и в современном мире, показывая, что некоторые аспекты феодальной системы все еще существуют в различных сферах общества.
Принципы функционирования феодальной лестницы
1. Вассальство и рыцарство. Феодальная лестница основывалась на системе вассальства, где вассалы (зависимые от господ) отдавали им присягу на верность и предоставляли им военную помощь при необходимости. Вассалы, в свою очередь, имели своих подданных и вели с ними аналогичные отношения, культивируя лояльность и защиту. Рыцари также составляли важную часть феодальной системы, обязанные заниматься военной службой и отстаивать интересы своих господ.
2. Ленная система. Основным принципом феодальной лестницы была ленная система, где государь или король делал и передавал уделы или владения знатям или вассалам в обмен на вассальную присягу и лояльность. Владения могли включать земли, замки, монастыри и другие ресурсы. Вассалы, в свою очередь, могли также передавать часть своих владений своим подданным, создавая иерархическую структуру зависимости.
3. Церковная поддержка. Помимо секулярных господ, церковь играла важную роль в феодальной системе, поддерживая ее и укрепляя свою власть. Церкви обладали владениями, состоявшими из земель и имущества, и также могли быть господами, устанавливая отношения вассалства со своими верующими. Лидеры церкви имели значительное влияние на секулярную жизнь, и их статус был важным элементом феодальной лестницы.
4. Верность и благодарность. Отношения в рамках феодальной лестницы были основаны на принципах верности и благодарности. Вассалы обязаны были верно служить своим господам, отстаивать их интересы и предоставлять военную помощь при необходимости. Господа, в свою очередь, ожидали от вассалов лояльности и преданности, а также благодарности за предоставленные им владения и прочие привилегии. Эти принципы помогали поддерживать стабильность и иерархическую структуру феодального общества.
Все эти принципы в совокупности обеспечивали стабильное функционирование феодальной лестницы и поддерживали ее иерархическую структуру. Вассалы и господа зависели друг от друга и взаимодействовали посредством системы вассальства, а ленная система позволяла установить порядок владения землями и другими ресурсами. Церковь, играя свою роль, усиливала власть и авторитет феодалов, а принципы верности и благодарности поддерживали стабильность в отношениях внутри системы.
Феодальная лестница
В Средние века в Европе сложился феодализм — общественный строй, в котором имелись два класса: феодалы и зависимые крестьяне. Особая система взаимоотношений вассалов получила название вассальной. Отношения старшинства и подчинения между вассалами и сеньорами складывались наподобие лестницы.
Поэтому порядок взаимного подчинения феодалов, при котором король являлся сюзереном для крупных феодалов, в поте лица крупные для средних, а те в свою очередь для мелких, историки называют феодальной лестницей. Верхнюю ступень на этой лестнице занимал король, ниже располагались герцоги и графы, ещё ниже — бароны, а на самой нижней ступени находились простые, то есть нетитулованные, рыцари. Зависимые крестьяне не имели к этой лестнице никакого отношения. Для них все перечисленные лица были господами, или сеньорами, на которых крестьяне были обязаны гнуть спину от зари и до зари.
Дарование льгот горожанам
Отношения вассалитета сложились в VIII—IX вв. во Франкском королевстве и окончательно оформились, когда король Людовик I Благочестивый (814-840) повелел, чтобы каждый из его подданных был чьим-то «человеком». Король, считавшийся вассалом папы римского или даже самого Бога, жаловал землю своим вассалам — герцогам и графам, те — баронам, а бароны — простым рыцарям. За это вассал был обязан помогать своему сюзерену советом, служить в его войске (обычно 40 дней в году), а если сюзерен оказался в плену, то приложить все усилия для его выкупа. В свою очередь сеньору полагалось оказывать вассалу защиту и покровительство.
Герцоги и графы имели право чеканить собственную монету, собирать на подвластных землях налоги, вершить суд и принимать иные решения вне зависимости от воли короля, который в эпоху феодальной раздробленности был лишь «первым среди равных». Во многих странах континентальной Европы действовало правило «вассал моего вассала — не мой вассал», по которому непрямой вассал короля не был обязан ему подчиняться.
В Англии утвердился иной порядок: король как верховный собственник всей земли принимал присягу на верность от всех феодалов, и все они были обязаны исполнять его волю. Отношения между сеньором и вассалом закреплялись принесением присяги на верность и совершением оммажа — символической церемонии, оформлявшей заключение вассального договора.
Поделиться ссылкой
Современное значение и интерпретации
В современном мире выражение «феодальная лестница» используется в переносном смысле для описания иерархической структуры в обществе или организации. Примерами могут быть корпоративные компании, где существует иерархия руководителей и подчиненных, или политические системы, где существует вертикальная власть с главой государства на вершине.
В то же время, феодальная лестница часто ассоциируется с отрицательными явлениями, такими как коррупция, несправедливое распределение власти и богатства, а также дискриминация на основе социального происхождения. Такие негативные тенденции могут быть пресечены только в рамках развития демократических институтов и поддержки гражданского общества.
Несмотря на отсутствие прямого влияния феодальной лестницы на современное общество, изучение этой исторической концепции может помочь лучше понимать корни некоторых проблем, с которыми мы сталкиваемся в настоящее время. Кроме того, изучение феодальной лестницы также способствует развитию исторической грамотности и широкому образованию.
- Итак, сегодня понятие «феодальная лестница» имеет переносный смысл и отражает иерархическую структуру в обществе и организациях.
- Феодальная лестница часто ассоциируется с негативными явлениями, но эти тенденции могут быть преодолены только в рамках развития демократических институтов и гражданского общества.
- Изучение феодальной лестницы помогает лучше понимать современные проблемы и развивать историческую грамотность.
Что такое феодальная социальная лестница?
Что такое феодальная социальная лестница?
В Средние века общество было организовано наподобие пирамиды, где духовенство и феодалы занимали верхнюю ступеньку, а основное большинство населения, состоявшее из крестьян, находилось в самом низу. Посредине находились ученые, купцы, ремесленники и мелкие землевладельцы.
Рассмотрим эту лестницу более подробно.
Церковь всегда играла огромную роль в феодальном обществе. Почти в каждой деревне был священник, церковными делами в больших областях управляли епископы и архиепископы. Во главе церкви в Западной Европе стоял римский Папа. Все они и составляли особый слой населения – духовенство. Монастыри были очагами культуры, где хранились и переписывались книги, накапливались знания по сельскому хозяйству.
Феодалы были полными хозяевами в своих владениях. Нередко они устанавливали собственные законы и даже чеканили свою монету. Но с течением времени все большая власть оказывалась в руках короля. Это было необходимо, поскольку нестабильность внутри страны делала ее легкой добычей внешних врагов. Для защиты от них при королевском дворе находилась дружина, а кроме того, каждый из феодалов при необходимости выставлял определенное количество воинов.
Расцвет европейского рыцарства связан с так называемыми крестовыми походами на Ближний Восток, которые предпринимались чтобы освободить от мусульман христианские святыни. Первый из них состоялся в 1096 году, всего же таких походов было восемь. В 1099 году крестоносцам удалось захватить Иерусалим, но в 1187 они вновь его потеряли. В 1303 году крестоносцы были разбиты мусульманами и изгнаны из Святой земли.
Одни рыцари отправлялись в Святую землю в поисках славы и подвигов, другие стремились обогатиться. Многие из них умерли, так и не достигнув земли обетованной. С одной стороны, крестовые походы принесли в Европу множество традиционных для войн бедствий и разрушений, с другой стороны, возвращавшиеся из них рыцари и торговцы распространили знания о восточной медицине и науке, были открыты новые торговые пути в Азию.
Крестьяне занимались земледелием и скотоводством. В раннем средневековье подавляющее большинство крестьян были свободными, но с течением времени многие из них попадали в зависимость от феодала, на земле которого они жили. Чтобы заработать на жизнь, многие крестьяне бросали сельское хозяйство и начинали заниматься каким-нибудь ремеслом.
Так постепенно в разных странах образовалось особое сословие – ремесленники. Они существовали за счет крестьян, которых обеспечивали продуктами своего труда.
Постепенно и среди ремесленников произошло имущественное расслоение. Наиболее богатые перестали заниматься производством и стали только торговать. Так появились купцы. Они покупали и продавали золото, меха и лес. Это были основные предметы обмена. Некоторые разбогатели и основали первые банки.
Купцы и ремесленники образовывали могущественные союзы, называемые гильдиями. Свои товары они продавали на ярмарках. Они жили в городах и вовсе не хотели находиться в зависимости от феодалов. Вот почему развитие городов и торговли означало одновременно и закат феодализма.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Отличался ли русский феодализм от европейского?
Мы же со школы помним: везде была феодальная раздробленность. И на Руси была. Значит, и феодализм — был?
Однозначного ответа нет. Точнее, он зависит от точки зрения. Вообще-то, в любом споре нужно определить понятия. Поскольку смысл термина «феодализм» не раз менялся.
Например, феодализм — это универсальная общественно-экономическая формация, основанная на существовании двух классов — феодалов-землевладельцев и зависимых от них крестьян.
С этой точки зрения феодализм на Руси, конечно, был. Как почти во всем мире. Везде кто-то владел землёй и были зависимые земледельцы.
Но под такую формулировку попадает что угодно. Впрочем, в ней самой содержатся непонятные названия. Например, феодальный способ производства — это когда при преобладании натурального хозяйства крестьянин пользуется землёй феодала, расплачиваясь оброком или барщиной.
Вот и зависимость! Ведь нужная для пропитания земля кому-то уже принадлежит. А в России были и оброк, и барщина.
Не так просто! Если уж берём определение из учебника, давайте брать его полностью. А там говорится, что кроме экономических методов принуждения к труду, есть и вне-экономические. Проще говоря, крестьяне работают на феодала не только за землю. Феодал может заставить крестьян работать, они лично зависят от землевладельца. То есть речь идёт о крепостном праве.
И с тем, что в России было крепостное право, не поспоришь. Его и отменили лишь в XIX веке!
Именно так привлекали людей в свои земли первые князья Северо-Востока…
Кстати, о князьях! Чуть не забыли о главных действующих лицах феодализма — собственно, феодалах. Кто эти люди? Вообще-то, вполне конкретная социальная группа, держатели феодов.
Понятней не стало? Феод, он же лен — земельный надел, даваемый в пользование вассалу в качестве платы за службу. Лен даётся во временное (по крайней мере, теоретически) пользование, на время службы. Заключается договор! Вассал служит, сюзерен же берет его под защиту, то есть их обязательства взаимны.
И теоретически действует феодальная лестница: король даёт крупные феоды приближенным; те выделяют земли своим вассалам и т. д.
А вот ленной системы, как и ленов (феодов), не было. Нет ни вассалитета, ни вассалов и сеньоров, ни договоров. Земли поделены между родичами/князьями, и земля (удел) давалась не за службу, а… скорее по-родственному, от старших младшим. Действует лествичное право: со смертью одного из князей его место занимает старший в роду, остальные «нижестоящие» князья также передвигаются по освобождающимся «ступенькам».
Очень часто это связано именно с наследственными спорами.
Феод же остается у вассала: вначале пока тот служит, затем — переходя по наследству.
Постепенно феодалы усиливаются. Если центральная власть слаба, вассалы становятся самостоятельнее. Кто может — отделяется от сюзеренов. Страна дробится на все более мелкие …
На Руси процессы похожи. Только феодалов нет. Разве что бояре — но они лишь коллегиально управляют в отсутствие князя. Есть боярские республики типа Новгорода или Пскова — но это управление, а не владение. Бояре если и боролись за чужие уделы, то вместе со своими князьями. Могли и вынудить непопулярного князя покинуть город.
Отъезжая от князя, боярин теряет разве что пожалованные за службу земли, сохраняя свою вотчину. А служилое дворянство? Чем поместье, полученное за службу — не феод?
Похоже. И служба за землю, и крепостное право. А… где же раздробленность? Помещики появляются в XIV веке. Раздробленность еще есть, но уже начинается «собирание» Северо-Востока. И в любом случае, помещики не пытаются обособляться. Поздно! От сильной власти не отделиться. Наоборот, дворянству выгодна стабильность. Сильнее государство — спокойнее жить, да и земли больше. И дворяне традиционно выступают опорой княжеской власти. В том числе — в противостоянии князя и родовой аристократии, бояр.
То есть феодализм на Руси — в прямом смысле, условность. Зависящая от того, что именно мы условились таковым считать: классический европейский феодализм, существовавший во Франции XI—XII вв., с вассально-ленными отношениями и четкой феодальной иерархией; либо любое аграрное общество с привилегированным военным классом и подчиненными ему крестьянами. И наверное, от того, считаем ли мы Россию — Европой.
Рыцарская честь
Соблюдать определённые правила рыцарю полагалось и на поле боя, и в мирной жизни. Иначе он терял свою честь и лишался уважения других рыцарей.
Считалось, что настоящий рыцарь прежде всего должен оборонять христиан от нападений язычников и иноверцев, потому что он — послушный сын и, главное, защитник Церкви. Рыцарь — враг любой несправедливости, коварства и лжи. Настоящий рыцарь никогда не нарушает данного слова, не трусит и не уклоняется от честного поединка. Настоящий рыцарь щедр. Его речь изящна, он красиво танцует, он изыскан в обращении с дамами, а одной из них предан до гроба. Ей он готов служить всю жизнь в надежде услышать от неё хотя бы одно ласковое слово.
Конечно, таков идеальный портрет рыцаря. На самом деле большинство рыцарей были грубы, необразованны и жестоки. Но даже худшие из них, как правило, в глубине души сохраняли какое-то понятие о рыцарской чести.
Определение
Не существует общепринятого современного определения феодализма, по крайней мере, среди ученых. Прилагательное феодальный было придумано в 17 веке, а существительное феодализм, часто используемое в политическом и пропагандистском контексте, появилось только в 19 веке от французского féodalité (феодальность), которое само возникло в 18 веке.
Согласно классическому определению Франсуа-Луи Гансхоф (1944), феодализм описывает набор взаимных юридических и военных обязательств, которые существовали среди воинской знати и вращались вокруг трех ключевых концепций: лорды, вассалы и феодальные владения, хотя сам Гансхоф отмечал, что его обращение было связано только с «узким, техническим, юридическим смыслом этого слова».
Более широкое определение, приведенное в Феодальном обществе Марка Блоха (1939), включает не только обязанности воинской знати, но и обязанности всех трех поместий царство : дворянство, духовенство и те, кто жил своим трудом, в первую очередь крестьянство, которое было связано системой дворянского ; этот порядок часто называют «феодальным обществом», повторяя использование Блоха.
Вне европейского контекста концепция феодализма часто используется по аналогии, чаще всего в обсуждениях феодальной Японии при сёгунах, и иногда в дискуссиях о династии Загве в средневековой Эфиопии, которая имела некоторые феодальные характеристики (иногда называемые «полуфеодальными»). Некоторые пошли дальше аналогии с феодализмом, видя феодализм (или его следы) в столь разных местах, как Китай в период весны и осени (771-476 г. до н.э.), Древний Египет, Парфянская империя, Индийский субконтинент и Довоенный и Джим Кроу Американский Юг.
Термин феодализм также применялись — часто неуместно или уничижительно — к незападным обществам, в которых преобладают институты и отношения, аналогичные тем, которые существовали в средневековой Европе. Некоторые историки и политические теоретики полагают, что термин феодализм лишен конкретного значения из-за множества способов его использования, что заставляет их отвергать его как полезную концепцию для понимания общества.
ссылки
- Энциклопедия характеристик (2017). 10 Характеристики феодализма. Восстановлено от: caracteristicas.co.
- Феодализм (СФ). Получено с: merriam-webster.com.
- Феодальная пирамида (СФ). Получено с: lordsandladies.org.
- История феодализма (2016). Получено с: historyworld.net.
- Стаббс, Уильям. Феодализм, общий обзор. Феодализм: его франкское рождение и английское развитие. Получено с: history-world.org.
- Феодальная земельная система (1998). Получено с: directlinesoftware.com.
- Владимир Шлапентох и Джошуа Вудс (2011). Феодальная Америка. Элементы средневековья в современном обществе. Получено с: psupress.org.
Феодальная лестница
Обычно в Средние века собственником всей земли в стране считался король. Так, когда Вильгельм Завоеватель подчинил Англию, он отнял земли у непокорной англосаксонской знати и сделал их королевскими. Он же объявил королевскими десятки больших лесов по всей стране. Отныне охотиться в них могли только король и те, кому он давал на это разрешение. Рубить деревья в королевских лесах посторонним также запрещалось. За каждого убитого в заповедном королевском лесу оленя, за каждое срубленное дерево наказывали как за оскорбление короля.
Однако Вильгельм не оставил все земли Англии себе: он пожаловал большие владения Церкви и своим соратникам, сражавшимся вместе с ним при Гастингсе. Так было по всей Европе: государи раздавали свои земли тем, кому они были благодарны за оказанную службу и на чью поддержку рассчитывали и впредь. В свою очередь, те, кто получал землю от короля, должны были и сами ему служить до конца дней (чаще всего на полях сражений), и своих сыновей и внуков к тому же приучить.
Владение, пожалованное за службу, называется феод. При условии несения той же самой службы феод можно было передавать по наследству. Того, кто давал феод, называли сеньо́ром (от лат. senior — старший), а того, кто его получал в обмен на службу — васса́лом (от лат. vassus — слуга). Если феод был большой, вассал мог его поделить на части и раздать их за службу своим людям рангом ниже. Тогда они становились для него вассалами, а он для них — сеньором. Ступенью ниже всё повторялось снова. Получалось подобие лестницы, где почти каждый мог быть вассалом для одних и сеньором для других одновременно.
Так, во Франции прямыми вассалами короля были герцоги, вассалами герцогов — маркизы, вассалами маркизов — графы. Графы были сеньорами баронов, а тем служили рыцари. Рыцарей в походе обычно сопровождали оруженосцы — юноши из знатных семей, ещё не получившие рыцарского звания.
Сеньор и вассал заключали договор. Обычно это соглашение не записывалось на бумагу, а «разыгрывалось» прилюдно. Сеньор принимал рыцаря в парадном зале, сидя на троне в окружении приближённых и вассалов. Рыцарь, желавший поступить к нему на службу, становился на колени перед своим будущим сеньором, громко и отчётливо произносил клятву верности и, согласно обычаю, вкладывал свои руки в руки сеньора. Сеньор мог поцеловать своего нового вассала, скрепляя тем самым договор, и вручить ему стебель травы, копьё, знамя, кольцо или, например, скипетр. Это означало передачу определённого феода.