10 визитных карточек месопотамии

Месопотамия. колыбель цивилизации

Клинопись Шумера: знакомство и расшифровка

Месопотамия, родина древней цивилизации, удивляет нас не только своей стариной, но и разнообразием культурных достижений. Одной из них является использование клинописи, записывавшейся на глиняных табличках. Этот вид письменности был изобретен 5 тысяч лет назад в Шумере и использовался в течение следующих нескольких тысячелетий.

Клинопись состояла из знаков, которые были вдавлены в глину деревянной ручкой, которая имела форму клина. В общей сложности было более 600 знаков. Благодаря клинописи мы можем познакомиться с многими реалиями жизни древних шумеров, их обычаями, религиозными верованиями и социальными отношениями.

Первые попытки расшифровки клинописи Шумера были сделаны еще в XIX веке. С тех пор многие ученые по всему миру работали над расшифровкой этой загадочной письменности. Сегодня мы знаем, что ее перевод основывается на сравнении с другими созвучными языками, такими как аккадский и хеттский. Несмотря на сложность иstamina в расшифровке, все большее количество текстов в клинописи считается прочитанными и переведенными.

  • Факт: К письменности Шумера относится больше материалов, чем к комбинированным письменностям всех других культур мира, включая египетскую и вавилонскую.
  • Это интересно: Среди найденных текстов в клинописи Шумера есть и эпический поэм «Гильгамеш», который стал одним из канонических произведений всей мировой литературы.

Религия

Народы Междуречья почитали многочисленных божеств, которые олицетворяли силы природы. Древние месопотамцы верили также и в злых духов, насылавших болезни и неурожай, от которых они с переменным успехом защищались заклинаниями и амулетами. Интересно, что хороших и плохих демонов, которые, согласно мифам, живут среди людей, представляли в виде фантастических животных, соединявших в себе образ человека и зверя. Например, вход в царские дворцы чаще всего украшали каменные ламассу или шеду – умеющие летать быки или львы с человеческими лицами. В Месопотамии верили, что ламассу были добрыми духами, которые добросовестно несли свою службу и защищали людей.

Что касается пантеона божеств, то месопотамцы уже на заре цивилизации выработали свою космогоническую систему. Как гласят легенды, сначала в мире был лишь один хаос, представавший в образе гигантской женщины. Она родила большую гору, вершиной которой был бог неба Ан, или Ану, а основанием горы была богиня земли Ки. Эти боги сочетались браком, и от них родился бог воздуха Энлиль, который с помощью ножа отделил небо от земли и стал править, породив следующие поколения божеств. Старшим сыном Энлиля был лунный бог, которого называли в источниках по-разному, и у того были дети Солнце (или Уту, или Шамаш) и прекрасная покровительница плодородия и любви Инанна, которую аккадцы позднее совместили со своей богиней Иштар. Так как луна была старше солнца, первой половиной дня была ночь. Позднее, правда, космогония месопотамцев претерпела изменение, когда с возвышением Вавилона главным богом пантеона стал покровитель новой столицы Мардук. Согласно новым легендам, именно этому богу, самому младшему, принадлежит честь убийства богини первородного хаоса Тиамат.

Значение и применение клинописи в культуре Древнего Шумера

Клинопись — это символьный письменный язык, развивавшийся в Древней Месопотамии. Несмотря на свою древность, он использовался не только в Шумере, но и в других древних цивилизациях.

Значение клинописи для культуры Древнего Шумера трудно переоценить. С ее помощью создавались государственные документы, письма, списки товаров и многое другое. Она была необходимым инструментом консервирования знаний и передачи их от поколения к поколению.

Использование клинописи в Древнем Шумере было представлено несколькими типами символов, которые со временем стали называться «кунэйформами». Эти символы были настолько сложны, что изучение клинописи в Шумере занимало многие годы.

  • Клинопись использовалась в образовании и была неотъемлемой частью учебной программы шумерской молодежи.
  • Некоторые отрывки клинописи использовались для обрядов святой литературы, таких как Пенью и Энмаху, старинных призывов богов к помощи.

Использование клинописи было распространено не только в Шумере, но и во многих других древних цивилизациях, таких как Вавилония. Выводы и исследования сделанные на основе клинописи на протяжении многих лет, предоставили нам большую часть информации об этой интересной и загадочной цивилизации.

Изделия из глины древних мастеров

Природный материал района Междуречья – камень, дерево и металл был дорогим и редким товаром, поэтому стоил немалых денег, так как ввозился из других стран.

Из камня и дерева древние мастера ремесленники изготовляли самые необходимые орудия труда и быта. Из железа изготовляли оружие, инструменты и украшения.

Но главным в жилищах бедняков была сделанная своими руками нехитрая глиняная мебель и посуда?

  • скамейки, столы и кровати,
  • мельницы для зерна и терки,
  • сосуды для хранения запасов и другой домашний скарб.

Ведь в стране не хватало ни камня, ни леса, ни железа.

Здесь ремесленники мастерили глиняные серпы с каменным лезвием, хлебные зерна перемалывали в муку глиняными жерновами. Плетеные соломенные циновки прибивали к стенам гвоздями, сделанными из глины. Корзины и сумки, сплетенные из прутьев ивы и тростника, также вешали на прибитые к стенам глиняные гвозди, предварительно высушенные на солнце.

Во многих странах того времени процветало искусство мастеров глины. Гончары Древнего Египта умели делать из глины:

  • красивые чаши и изящные статуэтки,
  • замечательную посуду и любопытные детские игрушки.

Однако тот, кто хочет узнать о самых первых гончарах на свете, найдет следы их в Месопотамии, ведь здесь даже писали на глине.

Разгадка древних клинописей

Много лет спустя, когда начались археологические раскопки разрушенных ассирийских дворцов и храмов, там пытались найти изделия из драгоценных металлов или величественные статуи.Никто и внимания не обращал на валявшиеся повсюду глиняные плиты и кирпичи в виде узоров, к тому же, казалось, изъеденные какими-то червячками. А это были глиняные книги с клинописью.

Начертанный на них незатейливый узор мог рассказать куда больше, чем настенные рисунки в пещерах древних цивилизаций.

Археологи откопали там под слоем земли и пепла дворец царя Ашшурбанипала, возведенный когда-то на высокой искусственной террасе.

Его вход охраняли статуи быков с человеческими головами, а стены и коридоры были расписаны картинами царской охоты на львов и сценами военных походов.Сам дворец назвали Домом наставлений и советов, ведь там была найдена величайшая интеллектуальная ценность того времени — знаменитая библиотека глиняных книг.

Большая часть библиотеки была утеряна, так как оказалась в виде разбитых черепков полуметровой высоты переживших тысячелетия.

Ценнейший памятник письменности ушедших веков был с большой аккуратностью собран и доставлен в Британский музей. Только с планомерной расшифровкой языка и письменности древних народов ученые и историки осознали, какое ценное сокровище попало им в руки.

Ученые прочитали эти древние письмена, хотя это было нелегко: ведь язык, на котором они были написаны, давно забыт, а народа, который на нем говорил, более не существует.

Расшифровка произведений словесного искусства, идет и по сей день. Не все еще письменные источники прочитаны и поделены на разделы, а они сами размещены по большим стеллажам. Однако современным ученым приходится решать задачи и намного сложнее, чем разгадка клинописей.

А на сегодня это все и спасибо за внимание драгоценный мой читатель. Надеюсь, вам понравилась моя статья о том, как были найденны в районе Междуречья древней страны Месопотамии глиняные таблички с клинописью

Может быть, вы уже слышали или читали о необычной письменности этой страны. Выскажите ваше мнение об этом в комментарии к статье, мне будет интересно ваше мнение. Разрешите на этом с вами попрощаться и до новых встреч дорогие друзья.

Предлагаю Вам подписаться на обновления блога, чтобы получать мои статьи на свою почту. А также вы можете поставить свою оценку статье по 10 системе, отметив ее определенным количеством звездочек. Приходите ко мне в гости и приводите друзей, ведь этот сайт создан специально для вас. Я всегда рада видеть вас и уверена, что вы обязательно найдете здесь много полезной и интересной информации.

Развитие клинописи

Больше не нужно было бороться со значением пиктограммы; теперь можно было прочитать слово-понятие, которое более четко передавало смысл автора. Количество символов, используемых в письменной форме, также было сокращено с более чем 1000 до 600, чтобы упростить и уточнить написанное слово. Лучший пример этого приведен историком Полом Кривачеком, который отмечает, что во времена прото-клинописи:

Клинопись развилась до такой степени, что, используя пример Кривачека, можно было понять, приходили или уходили овцы в храм, с какой целью и были ли они живыми или мертвыми. Ко времени жрицы-поэтессы Энхедуанны (2285-2250 гг. до н. э.), которая написала свои знаменитые гимны Инанне в шумерском городе Ур, клинопись была достаточно сложной, чтобы передать такие эмоциональные состояния, как любовь и обожание, предательство и страх, тоска и надежда, а также точные причины, по которым писатель испытывает такие состояния.

Письменность

Вавилонская культура — одна из древнейших культур на земном шаре — восходит своими корнями к IV тысячелетию до н. э. Древнейшими очагами этой культуры были города Шумера и Аккада, а также Элама, издавна связанного с Двуречьем. Вавилонская культура оказала большое влияние на развитие древних народов Передней Азии и античного мира.

Одним из наиболее значительных достижений шумерийского народа было изобретение письменности, появившейся в середине IV тысячелетия до н. э. Именно письменность позволила установить связи не только между современниками, но даже между людьми различных поколений, а также передать потомству важнейшие достижения культурного творчества.

При раскопках Джемдет-Наср и 4-го слоя Урука найдены древнейшие шумерийские надписи. Как и другие самобытно возникшие древние системы письменности, шумерийская письменность первоначально возникла из рисунков. Слово, обозначавшее предмет или явление видимого мира, шумерийцы «рисовали». Так, слово «птица» обозначалось упрощенным изображением птицы, слово «вода» — волнистыми линиями, имитирующими водную поверхность, а слово «звезда» передавалось схематическим рисунком, который встречается в различных древних системах картинной письменности и сохранил свое значение до наших дней.

Однако при помощи знаков картинной письменности нельзя было изображать сложные представления и отвлеченные понятия. Иногда, чтобы написать такое слово, писец должен был соединять различные знаки, например, слово «плакать», изображалось соединением знаков «глаз» и «вода»; слово «дождь» следовало писать при помощи сочетания знаков «звезда» (небо) и «вода», слово «рождать» обычно представляло собой начертание соединенных знаков «птица» и «яйцо».

Такая письменность была сложной, громоздкой и неудобной. Усложнение языка и грамматических форм требовало упрощения системы письменности, и постепенно изобразительный принцип, лежащий в основе картинной письменности (пиктографии), стал заменяться начертанием обозначений звуковой стороны слова (фонемы).

Так в шумерийской письменности появилось большое количество слоговых знаков и несколько алфавитных, необходимых для передачи гласных звуков. Хотя в шумерийской и в более поздней вавилоно-ассирийской письменности наибольшее значение имели слоговые знаки, наряду с ними сохранялись и древние изобразительные идеограммы, что типично для застойной древневавилонской культуры. Помимо идеограмм применялись и особые определители (детерминативы), служившие для какой-то определенной группы слов. Так, перед названием горы ставился картинный определитель, который указывал на то, что данное слово есть название горы.

Древнейшие письменные знаки, которые наряду с клеймами первоначально служили для обозначения права собственности на тот или иной предмет и поэтому вырезывались на печатях, с течением времени образовали сложную картинно-слоговую письменность. Вызванная условиями жизни необходимость быстро написать документ привела уже в глубокой древности к упрощению картинной письменности шумерийцев: вместо того, чтобы нарисовать весь предмет, стали изображать лишь его наиболее характерную часть, превращая ее в линейную схему.

Так, слово «бык» писали при помощи линейного знака, изображающего голову быка. Применение скорописи и специфика начертания знаков на глиняных табличках привели к дальнейшей схематизации знаков и к выработке системы клинописи. Знаки, выжимавшиеся на мягкой глине, теряли свой прежний картинный облик и постепенно принимали форму различных сочетаний из вертикальных, горизонтальных и косых клиньев.

Шумерийская клинопись вместе с другими элементами культуры была заимствована вавилонянами, а затем широко распространилась во всей Передней Азии. Клинопись применялась в Аккаде, в Ассирии, в хеттских странах, в Урарту, в Финикии и в древней Персии. Во II тысячелетии до н. э. клинопись стала международной дипломатической системой письменности. Ею пользовались египетские чиновники в своей переписке с царями государств Передней Азии и с князьями Финикии и Сирии.

Вполне естественно, что каждый народ, заимствуя клинопись, приспособлял ее к особенностям своего языка, причем клинописные знаки получали новое звуковое значение. В середине II тысячелетия до н. э. в торговых городах Северной Финикии, а затем в Персии, в I тысячелетии до н. э., клинопись приобрела наиболее простую фонетическую форму, превратившись в один из древнейших известных нам алфавитов.

История письма в древнем двуречье

Письменность в древнем двуречье развивалась вместе с цивилизациями Месопотамии и Египта. Именно в этих областях зародились письма на глиняных табличках и папирусе, которые стали первыми материалами для письма.

В Месопотамии использовались глиняные таблички, которые приобретали форму прямоугольных плиток. Письменные знаки на них отпечатывались при помощи трости, и затем таблички сушатся на солнце. Один из ключевых отличий этой системы письма — использование клинописи, где знаки были вырезаны клинком или тросточкой и затем засыпаны глиной.

В Египте письменность развивалась вдоль реки Нил. Здесь использовались папирусные свитки, которые изготавливались из стеблей растения папируса. Листы папируса склеивались под прессом, и на них писали специальным инструментом из трости, называвшимся кисточкой. Получившийся свиток мог быть длинным и позволял писать большой объем текста.

Помимо глины и папируса, в древнем двуречье использовались и другие материалы для письма. В Месопотамии появились ценные камни, такие как агат и яшма, которые использовались для изготовления печатей. Эти печати использовались для официальных документов и имели своеобразные символы, которые отпечатывали на глиняных табличках или шерстяных тканях.

Письменность в древнем двуречье имела большое значение для развития цивилизации. Благодаря возможности записывать информацию, люди могли хранить знания и передавать их из поколения в поколение. Это способствовало сохранению и развитию культуры, науки и истории древних цивилизаций Месопотамии и Египта.

Библиотеки

Одним из самых крупных достижений вавилонской и ассирийской культуры было создание библиотек. В Уре, Ниппуре и других городах, начиная со II тысячелетия до н. э., в течение многих веков писцы собирали литературные и научные тексты, и таким образом возникали обширные частные библиотеки.

Среди всех библиотек на Древнем Востоке самой знаменитой была библиотека ассирийского царя Ашшурбанапала (669-тф ок. 635 гг. до н. э.), заботливо и с большим умением собранная в его дворце в Ниневии. Для нее по всей Месопотамии писцы снимали копии с книг из официальных и частных коллекций или собирали сами книги.

В библиотеке Ашшурбанапала хранились царские анналы, хроники важнейших исторических событий, сборники законов, литературные произведения и научные тексты. Всего сохранилось более 30 000 табличек и фрагментов, в которых отразились достижения месопотамской цивилизации.

Вместе с тем библиотека Ашшурбанапала была первой в мире систематически подобранной библиотекой, где глиняные книги были размещены в определенном порядке. Многие книги были представлены в нескольких экземплярах, чтобы одновременно можно было пользоваться необходимыми текстами двум и более читателям. Большие тексты, продолжавшиеся на многих табличках одинакового размера, занимали значительное место в библиотеке. Некоторые такие тексты включали до сорока, а иногда даже более ста табличек. Составление таких серий диктовалось необходимостью собрать в одном месте всю доступную информацию по тому или иному вопросу. На каждой табличке стоял номер «страницы», чтобы по использовании ее можно было вернуть на место. Заглавием серии служили начальные слова ее первой таблички. Литературные тексты сопровождались колофонами, которые соответствуют титульным листам современных книг. Поиски нужного произведения облегчали этикетки, привязанные бечевками к табличкам и указывавшие на содержание, название серий и количество табличек в каждой серии. Эти этикетки были своего рода каталогами.

Школы

Большинство писцов получало образование в школе, хотя нередко писцовые знания передавались и в семье, от отца к сыну. Шумерская школа, как и более поздняя вавилонская, главным образом готовила писцов для государственного и храмового управления. Школа стала центром образования и культуры. Программа обучения была до такой степени светской, что религиозное образование вообще не входило в круг школьных занятий. Основным предметом обучения являлись шумерский язык и литература. Ученики старших классов в зависимости от предполагавшейся в дальнейшем более узкой специализации получали грамматические, математические и астрономические знания. Те, кто собирался посвятить свою жизнь науке, продолжительное время изучали право, астрономию, медицину и математику.

Ряд шумерских произведений повествует о школьной жизни. Часть их носит нравоучительный характер, а другие полны иронии и сарказма по отношению к учителям. Так, например, в произведении «О непутевом сыне» писец увещевает своего ленивого сына не слоняться по улицам, брать пример с достойных учеников и прилежно заниматься. Как рассказывается в другом шумерском произведении, по просьбе сына, который был плохим учеником и поэтому часто подвергался порке в школе, отец пригласил учителя в гости, чтобы задобрить его. Гостя усадили на почетный стул, накормили хорошим ужином -и одарили ценным подарком, после чего он стал восхвалять мальчика как способного и прилежного ученика. Сохранился ещё один шумерский текст, в котором ученик обвиняет своего учителя в том, что тот не научил его ничему, хотя он и посещал школу с детства до зрелого возраста. На эти упреки учитель отвечает: «Ты уже близок к старости. Время твое прошло, как у иссохшего зерна… Но если ты будешь все время учиться, днем и ночью, будешь послушен, а не заносчив, если будешь слушаться учителей и товарищей, то еще можешь стать писцом».

Кирпичные города

Шумеры – древний народ, основавший на территории Двуречья первые государственные образования. Все начиналось с небольших поселений. Со временем они разрастались, превращаясь в города. Те, в свою очередь, становились центрами мелких государств. Люди в основном селились возле рек или каналов. Многие жители предпочитали водный вид транспорта. Из веток и кожи они делали небольшие суденышка, на которых перемещались между городами. Городов было очень много. Самые крупные – Ур и Урук.

Юг Двуречья лишен лесов и гор. У людей не было доступа к древесине, камню. Поэтому все постройки сооружали из огромных глиняных кирпичей. Такой строительный материал использовался для возведения как дворца, храма, так и обычного жилого дома. Дерево высоко ценилось, поэтому деревянные двери могли себе позволить лишь богатые люди. Бедняки вход прикрывали циновкой.

Поскольку с топливом в Двуречье были проблемы, кирпичи не проходили обжиг. Их сушили под лучами солнца. Главный минус необожженных кирпичей – быстрое разрушение. В целях защиты оборонительную стену строили очень толстой, сверху по ней легко могла проехать повозка.

Архивы

Древняя Месопотамия была страной архивов. Самые ранние архивы относятся еще к первой четверти III тысячелетия до н. э. В этот период помещения, в которых хранились архивы, в большинстве случаев не отличались от обычных комнат. Позднее таблички стали хранить в ящиках и корзинах, покрытых битумом, чтобы уберечь их от сырости. К корзинкам были привязаны ярлыки с указанием содержания документов и периода, к которому они относятся. В архиве храмовой администрации в городе Уре в XIX в. до н. э. таблички располагались на деревянных полках в специальном помещении. В царском дворце Мари археологи нашли колоссальный архив, относящийся к XVIII в. до н. э. В Уруке в двух комнатах было обнаружено около 3500 документов хозяйственной отчетности VIII— VI вв. до н. э. При раскопках в Хорсабаде, на территории Древней Ассирии, взору археологов предстала комната, в стенах которой были расположены три ряда ниш от 25 до 30 см высотой и шириной и от 40 до 50 см глубиной, разделенных перегородками. В этих нишах найдено некоторое количество фрагментов табличек. Очевидно, когда-то в этом помещении хранились архивные документы.

Первые известные нам архивы частных лиц относятся к первой половине III тысячелетия до н. э. Они хранились в кувшинах, ящиках и в тростниковых корзинках. От I тысячелетия до н. э. сохранилось большое количество частных архивов. Среди них особое место занимает архив делового дома Эгиби, функционировавшего в Вавилоне с конца VIII до начала V в. до н. э. В этом архиве насчитывается более 3000 долговых расписок, контрактов об аренде земли и домов, об отдаче рабов в обучение различным ремеслам и т. д. В городе Ниппуре был найден архив другого делового дома, а именно Мурашу, имевшего большое значение в экономической жизни Южной Вавилонии в V в. до н. э. Архив этот содержит свыше 700 табличек, большая часть которых прекрасно сохранилась.

В государственных, храмовых и частных архивах сохранились также тысячи писем самого разнообразного характера. Они написаны на продолговатых маленьких табличках из глины мелким, убористым; письмом. Некоторые из них обожжены, а большинство высушены на солнце. Адресату они посылались в глиняных конвертах, скрепленных печатями, что обеспечивало тайну переписки и сохраняло текст от повреждений. На конверте писали и имя адресата.

Центральной фигурой месопотамской цивилизации был писец, являвшийся основным создателем богатейшей клинописной литературы. От услуг писцов зависели правители, храмы и частные лица. Некоторые из писцов занимали очень важные посты и имели возможность оказывать влияние на царей, принимали участие в важных дипломатических переговорах. Но большинство писцов, находившихся на службе у царя или у храмов, выполняли бюрократические функции по управлению хозяйством и сбору податей.

Древний Рим

Расположение

Древний Рим был расположен на Апеннинском полуострове, который разделяет Средиземное море на западную и восточную часть.

Ищем в Средиземном море сапог. Штрихуем смело. Это ныне Италия, а когда-то — главная часть Римской империию

Климатические условия и занятия

Альпы, защищали Италию от холодных северных ветров. Вдоль полуострова тянутся горы Апеннины. Мягкий и теплый климат. В Италии было много плодородных земель, люди занимались земледелием. Выращивали пшеницу, полбу, ячмень, оливки, виноград, абрикосы, персики, кипарисы. У берегов реки Тибр занимались солеварением, рыбным промыслом. Горные районы средней и восточной Италии были удобны главным образом для занятия скотоводством. Выращивали свиней, лошадей и крупный рогатый скот. Недра Италии были богаты металлом. Медь, свинец, олово и цинк, железо.

Персонажи исторических источников

Увидели в источнике название планеты — смело отнесли его к Древнему Риму. Янус (двуликий бог, в том числе — дверей), Марс (бог войны), Юнона (богиня семьи, брака), Юпитер (бог неба, грозы, дневного света), Нептун (бог воды)

Термины

  • Латины —племя, жившее по берегу Тибра
  • Ромул и Рем — основатели Рима.
  • Весталка — жрица богини домашнего очага (Весты).
  • Ликторы — охрана древнеримского царя.
  • Патриции — жители Рима,потомки его древнейших жителей, имели более высокий статус и преимущество по сравнению с другими жителями.
  • Плебеи — жители Рима, переселенцы из других завоеванных областей Италии.
  • Консулы — два-правителя в Римской республике, избираемые сроком на один год. Консулом мог стать патриций, а позже и плебей. Должность не оплачивалась, поэтому только богатые были способные ее занять.
  • Народный трибун — должностное лицо, избираемое из плебеев. Имели право вето (запрета), которое позволяло отменить решение консула или Сената.
  • Сенат — один из высших государственных органов власти в Древнем Риме. Он ведал казной, разрабатывал планы ведения войн, вел переговоры с другими государствами. Сенаторами (их было 300) становились консулы, после годичной службы.
  • Легион — основная организационная единица в армии Древнего Рима. Один легион = 4500 – 5000 воинов.
  • Легионер — воин-землевладелец в Древнем Риме.
  • Пуны — название жителей Карфаге́на.
  • Пунические войны — войны Рима с Карфаге́ном (их было три). Итог: победа Рима.
  • Ганнибал — командующий войсками Карфаге́на во время второй (Пунической) войны.
  • Диадема — головной убор, знак царской власти.
  • Император — повелитель, главнокомандующий.
  • Триумф — торжественный въезд в Рим полководца-победителя
  • Провинция — область, завоеванная Древнем Римом.
  • Гладиатор —сильный и ловкий раб, которого обучали сражаться на потеху публике.
  • Амфитеатр — специальное сооружение для гладиаторских игр.
  • Гражданская война —война между гражданами одного государства.
  • Тиберий Гракх — народный трибун в Древнем Риме, автор земельного закона.
  • Спартак -раб-гладиатор, возглавивший восстание рабов.
  • Гай Юлий Цезарь — диктатор, великий полководец Древнего Рима.
  • Ветераны — старые солдаты в Древнем Риме, завершившие свою службу.
  • Диктатор — правитель, обладающий неограниченной властью и не обязанный ни перед кем отчитываться в своих действиях.
  • Преторианцы— личная стража императора в Римской империи.

Освойте клинописные глифы

Привет! ️ Теперь, когда вы узнали о строительных блоках клинописи и о том, как ее читать и писать, давайте углубимся в интересную часть: глифы! Глифы – это символы, из которых состоит клинопись.

На первый взгляд глифы могут показаться сложными и запутанными, но не пугайтесь! Как только вы разберетесь в них, письменность станет легким занятием. ️

Забавный факт: существует более 1000 клинописных глифов! Однако вам не нужно учить их все, чтобы овладеть клинописью. Точно так же, как изучение алфавита является основой для изучения языка, овладение несколькими глифами позволит вам писать основные клинописные надписи.

Давайте рассмотрим (без каламбура) некоторые из наиболее часто используемых глифов:

  • Символ «бог» выглядит как вертикальная линия с тремя горизонтальными линиями сверху. Это похоже на мини-башню со шляпой сверху.
  • Символ «король» похож на перевернутую букву «Т» с двумя диагональными линиями наверху, напоминает корону.
  • Символ «солнца» – это круг с четырьмя лучами наружу. Это похоже на изображение солнца со светящимися лучами. ️
  • Символ «женщины» – это круг с крестом наверху, напоминает фигурку в юбке.
  • Символ «воды» – это две горизонтальные линии, окрашенные в виде волн. Это напоминает океан.

Это всего лишь несколько примеров клинописных глифов. Практикуясь, вы будете узнавать все больше и больше из них. Не забывайте тратить время на изучение и получать от этого удовольствие!

Предлагаем вам попрактиковаться в написании нескольких простых фраз клинописью с использованием только что изученных глифов. Вот несколько примеров для начала:

  • «Я люблю клинопись» можно было бы написать как (если вы не знаете, это «я» + «люблю» + «клинопись»!)
  • «Привет, мир» можно было бы написать как (приветствие + «мир»)

Поздравляем, вы начинаете понимать клинопись! Продолжайте практиковаться и оставайтесь любопытными.

Язык шумеров

Шумерский язык — весьма интересное лингвистическое явление. Вероятнее всего, он пришел в Южную Месопотамию из Индии. В течение 1-2 тысячелетий население говорило на нем, однако вскоре его вытеснил аккадский.

Шумеры все же продолжали пользоваться своим исконным языком в культовых мероприятиях, на нем велась административная работа, обучались в школах. Так продолжалось вплоть до начала нашей эры. Как оформляли свой язык на письме шумеры? Клинопись использовалась именно для этого.

К сожалению, фонетический строй шумерского языка восстановить не удалось, ведь он относится к тому типу, когда лексическое и грамматическое значение слова заключается в многочисленных аффиксах, присоединяющихся к корню.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все на Запад
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: