ТЕСТЫ
1. В результате административной реформы министерства РФ наделены полномочиями:
1) правового регулирования и выработки государственной политики в установленной сфере;
2) правового регулирования, надзора и контроля;
3) руководства деятельностью подведомственных федеральных агентств и федеральных служб;
4) оказания государственных услуг, реализации исполнительских функций.
Ответ: 1) правового регулирования и выработки государственной политики в установленной сфере
2. К полномочиям федерального агентства относятся:
1) правовое регулирование в сфере ответственности;
2) осуществление надзора и контроля;
3) правоприменительные, исполнительные функции
Ответ: 3) правоприменительные, исполнительные функции
Члены Правительства[править | править код]
Председатель Правительства — Владимир Владимирович Путин
Первый заместитель Председателя Правительства — Виктор Алексеевич Зубков
Первый заместитель Председателя Правительства — Игорь Иванович Шувалов
Заместитель Председателя Правительства — Вячеслав Викторович Володин — Руководитель Аппарата Правительства
Заместитель Председателя Правительства — Александр Дмитриевич Жуков
Заместитель Председателя Правительства — Сергей Борисович Иванов
Заместитель Председателя Правительства — Дмитрий Николаевич Козак
Заместитель Председателя Правительства — Алексей Леонидович Кудрин
Заместитель Председателя Правительства — Игорь Иванович Сечин
Заместитель Председателя Правительства — Александр Геннадиевич Хлопонин
Федеральные министры:
- Александр Алексеевич Авдеев — Министр культуры Российской Федерации
- Виктор Фёдорович Басаргин — Министр регионального развития Российской Федерации
- Татьяна Алексеевна Голикова — Министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации
- Александр Владимирович Коновалов — Министр юстиции Российской Федерации
- Алексей Леонидович Кудрин — Министр финансов Российской Федерации
- Сергей Викторович Лавров — Министр иностранных дел Российской Федерации
- Игорь Евгеньевич Левитин — Министр транспорта Российской Федерации
- Виталий Леонтьевич Мутко — Министр спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации
- Эльвира Сахипзадовна Набиуллина — Министр экономического развития
- Рашид Гумарович Нургалиев — Министр внутренних дел Российской Федерации
- Анатолий Эдуардович Сердюков — Министр обороны
- Елена Борисовна Скрынник — Министр сельского хозяйства Российской Федерации
- Юрий Петрович Трутнев — Министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации
- Андрей Александрович Фурсенко — Министр образования и науки Российской Федерации
- Виктор Борисович Христенко — Министр промышленности и торговли Российской Федерации
- Сергей Иванович Шматко — Министр энергетики Российской Федерации
- Сергей Кужугетович Шойгу — Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
- Игорь Олегович Щёголев — Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Полномочия
Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и указов президента Российской Федерации.
На основании статьи 114 Конституции Российской Федерации правительство осуществляет следующие полномочия:
- разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной думе отчёт об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной думе ежегодные отчёты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой;
- обеспечивает проведение в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики;
- обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;
- обеспечивает государственную поддержку научно-технологического развития Российской Федерации, сохранение и развитие её научного потенциала;
- обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;
- осуществляет управление федеральной собственностью и федеральным имуществом;
- осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства;
- осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
- осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;
- осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтёрской) деятельности;
- содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;
- обеспечивает реализацию принципов социального партнёрства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;
- осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;
- создаёт условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры;
- осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами президента Российской Федерации.
На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов президента Российской Федерации правительство издаёт постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Подзаконные постановления и распоряжения правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации. Постановления и распоряжения правительства в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам президента Российской Федерации могут быть отменены президентом Российской Федерации.
Личный приём граждан членами правительства осуществляют в порядке ст. 126 Постановления правительства РФ от 01.06.2004 № 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» и ст. 13 Федерального Закона № ФЗ-59 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».
Аппарат Правительства Российской Федерации
Компетенция Аппарата Правительства складывается из функций, которые базируются на основе реализации его важнейшей задачи — организации деятельности Правительства, а также контроля за исполнением поручений федеральными органами исполнительной власти.
Аппарат Правительства выполняет следующие обязанности (пункт 4 раздела II Положения об Аппарате Правительства Российской Федерации):
- осуществляет контроль за соблюдением требований Регламента Правительства при внесении в Правительство проектов федеральных законов, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Правительства, международных договоров России и других документов;
- обеспечивает представление Председателю Правительства внесенного Министерством экономического развития, Министерством финансов и Министерством иностранных дел Российской Федерации проекта основных направлений деятельности Правительства по реализации внутренней и внешней политики России;
- подготавливает экспертные заключения на проекты актов и других документов, представляет Председателю Правительства, его заместителям и Руководителю Аппарата Правительства предложения по ним, а также аналитические и справочные материалы, запрашивает в установленном порядке информационные и иные материалы, необходимые для деятельности Аппарата Правительства;
- подготавливает поручения Председателя Правительства, его заместителей во исполнение поручений и указаний Президента Российской Федерации и обеспечивает контроль за их исполнением;
- организует контроль за выполнением органами исполнительной власти решений Правительства, а также поручений Председателя Правительства и его заместителей;
- осуществляет организационное обеспечение заседаний Правительства и его Президиума, подготовку совещаний и других мероприятий, оформляет принятые решения;
- проводит по указанию Председателя Правительства, его заместителей или руководителя Аппарата Правительства совещания с участием руководителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, приглашает на совещания представителей других государственных органов, организаций, специалистов и ученых;
- обеспечивает взаимодействие Правительства с палатами Федерального Собрания при осуществлении законопроектной деятельности и организует участие представителей Правительства в их деятельности;
- организует проработку поступивших в Правительство парламентских запросов, направляет их и обращения членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, комитетов и комиссий палат Федерального Собрания в соответствующие федеральные министерства и другие федеральные органы исполнительной власти для рассмотрения и ответа;
- направляет в федеральные ведомства проекты федеральных законов, поступающие от субъектов права законодательной инициативы и Государственной Думы, для подготовки заключений, поправок к законопроектам и официальных отзывов Правительства;
- обеспечивает представление интересов Правительства в Конституционном и Верховном судах Российской Федерации, а также организует представление интересов Правительства в судах федеральными ведомствами;
- рассматривает обращения граждан и организаций, адресованные в Правительство, направляет их в соответствующие государственные органы и органы местного самоуправления для рассмотрения и принятия мер, организует прием граждан членами Правительства, а также проводит с ними информационно-аналитическую работу;
- подготавливает для Председателя Правительства материалы к его докладам и выступлениям, а также необходимые аналитические и справочные материалы;
- обеспечивает организацию проведения протокольных мероприятий Правительства;
- обеспечивает работу с запросами информации о деятельности Правительства;
- обеспечивает ведение делопроизводства, соблюдение режима секретности и защиту сведений, составляющих государственную тайну, и иной охраняемой законом информации;
- выполняет другие функции в соответствии с решениями Правительства и поручениями Председателя Правительства.
показать содержание
Особенности формирования и порядок работы Правительства РФ
Правительство РФ – высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть. Ввиду значимости, правилам формирования и деятельности Правительства в Конституции посвящена целая глава 6. Также деятельность Правительства регламентируют соответствующий федеральный закон и указы Президента.
Российское Правительство – коллегиальный орган. В его состав входят Председатель Правительства (в неофициальных случаях, в том числе в прессе, его нередко называют премьер-министром), его заместители и министры, отвечающие за определенные направления работы.
Кандидатуру Председателя Правительства выбирает Президент и представляет Государственной Думе. Дума может ее утвердить или отклонить. Если она отклонит три кандидатуры, Президент вправе досрочно распустить ее и назначить выборы в установленном порядке.
Назначенный Председатель представляет Президенту кандидатуры своих заместителей и руководителей министерств и ведомств. Он также может предложить дополнительно сформировать Президиум Правительства – это решение, а также состав Президиума, утверждается Президентом.
Правительство должно регулярно собираться на заседания – минимум раз в месяц, по необходимости и чаще. В большинстве случаев эти заседания публичны, но не всегда. Целый ряд вопросов (например, государственной безопасности) рассматривается на закрытых заседаниях из соображения защиты государственных интересов. Руководство ходом заседаний осуществляет Председатель Правительства, а в случае его отсутствия – один из заместителей.
Важной правительственной структурой является Аппарат Правительства. Он призван обеспечивать возможность нормальной правительственной деятельности и контролировать исполнение правительственных решений
Что такое открытое правительство
В 2011 году Медведев заявил о создании системы открытого правительства, которая, по его задумке, должна была помочь «преодолеть кризис доверия в отношениях общества и власти». Оно должно было быть площадкой, на которой рассматриваются важные инициативы до их утверждения, и само стать инициатором реформ. На фоне массовых протестных митингов власть пыталась таким образом примириться с оппозицией.
Он пытался встроить ОП в бюрократическую систему — например, мнение общественников и экспертов-предпринимателей учитывалось при подготовке многих важных документов, реформировании госзакупок, внедрении стандартов открытости ведомств и публикации планов проверок бизнеса.
Абызов пытался провести реформу контрольно-надзорной деятельности, внедрить механизм «регуляторной гильотины» для бизнеса, но не срослось.
Агентства, ведомства, службы
Правительство РФ, как уже было сказано ранее, включает в себя не только членов правительства — министров, но и иных государственных служащих, работающих в федеральных агентствах и ведомствах. Их в России насчитывается более десятка. Несколько из них будут представлены ниже:
- ФАДН — федеральное агентство, занимающееся делами национальностей (защита прав национальных меньшинств и т. д.).
- ФАС — антимонопольная служба, координирующая деятельность по противодействию монополизации существующих рынков.
- ФАНО — агентство, занимающееся в том числе аккредитацией существующих научных организаций.
- ГУСП — управление специальных программ, разработанных президентом РФ.
История
Правительства РФ
Номер | Правительство | Срок полномочий | Партии в правительстве | Выбор главы правительства |
---|---|---|---|---|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наш дом — Россия, КПРФ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Иные структуры
В России реализованы принципы демократии. Здесь признаются права человека и установлена власть народа. Действует республиканская форма управления страной. Наследственный фактор в выборе кандидатов на должности отсутствует. Сроки правления не могут быть пожизненными. Российская Федерация не в полной мере соответствует федеративным и социальным нормам. Связано это с объективными причинами — трудным переходным периодом.
Такое понятие как структура указано в 112 ст. Конституции РФ. Данный критерий утвержден президентом. Включает в себя перечень определенных органов, которые подчиняются указаниями президента. Органы наделены исполнительной властью и выполняют определенные функции.
Структура современной власти утверждена и имеет следующие особенности:
- У Председателя имеется 7 заместителей (в настоящее время десять).
- Главой Министерств является Президент, которому подчиняются все остальные структуры.
- Правительство руководит всеми Министерствами и исполнительными организациями в соответствии с законом.
- Система состоит из законодательных и исполнительных органов, взаимодействующих между собой.
Не стоит упускать из вида внебюджетные фонды, которые создаются с целью соцобеспечения населения. Например, ПФ (пенсионный фонд), накапливающий пенсионный резерв и др. Они имеют не меньшее значение, чем крупные государственные структуры.
История Правительства в РФ
В царской России существовал Кабинет министров — его учредила в 1731 году императрица Анна Иоанновна. В 1756 году его функции перешли к Конференции при Высочайшем дворе. В 1762 году этот орган упразднил Пётр III, создав вместо него Императорский совет. Совет имел право издавать императорские указы и даже принимать решения без участия главы государства.
Екатерина II распустила Императорский совет, учредив собственный Совет при Высочайшем дворе. Но это был совещательный, а не исполнительный орган — скорее как дума, правительство же в его нынешнем понимании при императрице не существовало. Контроль за деятельностью государственного аппарата при Екатерине осуществлял Сенат.
В 1802–1906 годах совещательные и распорядительные функции выполнял Комитет министров, который возник в ходе реформы Михаила Сперанского. После Первой русской революции 1905–1907 годов исполнительным органом власти стал Совет министров Российской империи. После Февральской революции 1917 года на смену этому органу пришло Временное правительство.
В 1918–1920 годах также существовало «белое» Российское правительство в Омске во главе с руководителем Белого движения, адмиралом Александром Колчаком.
12.6. Эффективность государственной власти в современной России
Государственная власть, как правило, является легитимной лишь при условии эффективного управления. Акцент по этому поводу был сделан Президентом России в ежегодном послании Федеральному Собранию в 2005 г. В.Путин сказал: «…задачей номер один для нас по-прежнему остается повышение эффективности государственного управления, строгое соблюдение чиновниками законности, предоставление ими качественных публичных услуг населению».Только эффективная власть способна обеспечить государственный суверенитет и достойную жизнь граждан.
Различают технологическую и социальную эффективность государственной власти. Технологическая эффективность государственной власти определяется степенью ее бюрократической рациональности, адекватностью структур и институтов власти целям преобразований, характером их реакции на изменяющуюся ситуацию. Социальная эффективность определяется соотношением затрат и полученных результатов, что находит отражение в социальной цене реформ. Социальная эффективность государственной власти во многом зависит от того, насколько цели, средства и результаты ее управляющего воздействия соответствуют ожиданиям и интересам управляемых.
Для современной России характерна ситуации социальной неопределенности и ограниченности ресурсов управления, поэтому необходима такая модель, при которой государственная власть в наибольшей мере может проявить свою технологическую и социальную эффективность. Одной из таких моделей управления может быть «инициирующе-резонансная» модель, большое влияние на формирование которой оказывают идеи синергетики. Эта модель ориентирует государственную власть не на поиск идеалов социального развития, не на конструирование его желательных образов в соответствие с имеющимися уже образцами, а на использование законов самоорганизации в целях наиболее эффективного управляющего воздействия.
Синергетические представления об эффективном управлении основаны на двух принципах. Во-первых, управление есть выбор целей и вариантов развития, которые ограничены спектром потенциально возможных структур управляемой системы. От этого выбора зависит социальная эффективность государственной власти. Во-вторых, управление — это резонансное воздействие на систему, связанное с поиском «точек роста», который позволяет при наименьших затратах получать максимальный результат. От направления и характера такого воздействия зависит технологическая эффективность государственной власти. При этом цели и результаты реформы должны соответствовать социокультурному пространству, в котором они осуществляются, т.е. быть обусловлены менталитетом различных социальных групп.
В соответствии с этой моделью государственная власть должна не «строить» или «перестраивать» социальную систему, а с помощью инициирующего воздействия выводить ее на собственный и в то же время желательный уровень социального развития. При этом управление будет эффективным в том случае, если государственная власть окажется в состоянии согласовать ценностные ориентации и социальные интересы различных групп населения не только по поводу целей, но и средств развития, и не допустить перерастания социокультурных противоречий раскола в необратимый процесс социально-политической дезорганизации. Эти условия проведения реформ тесно связаны между собой, поскольку речь идет прежде всего о ценностном обосновании социальных инноваций и реформаторской деятельности самой государственной власти.
Недостаточная эффективность государственной власти в современной России обусловлена несколькими факторами:
использование российскими реформаторами такой модели модернизации, которая ориентируется на положительные примеры других стран, без учета ценностных ориентаций, способствующих такой модернизации;
проведение реформ основе нормативистского, программно-целевого подхода в управлении, слабо учитывающего социокультурные возможности управляемой системы и исходящего из иллюзии о всесильности власти;
блуждание между реформацией и реставрацией, представляющее собой циклы реформ, где движение по пути демократии и законности прерывается контрреформами, связанными с восстановлением в той или иной форме начал авторитаризма и вседозволенности, мотивированной соображениями практической целесообразности;
препятствие реформам со стороны бюрократического аппарата, который, по выражению Президента, «представляет собой замкнутую и подчас просто надменную касту, понимающую государственную службу как разновидность бизнеса».