Зе́мские собо́ры

Когда и зачем проводили земские соборы на руси

Примечания

  1. . Дата обращения: 3 мая 2022.
  2. Никольский В. К. Земский собор о вечном мире с Польшей 1683—84 гг. // Научные труды Московского педагогического института. под редакцией проф. И. И. Месяцева. — М., 1928, вып. № 2, стр. 51.
  3. . Дата обращения: 10 апреля 2013.
  4. . Дата обращения: 10 апреля 2013.
  5. . Дата обращения: 10 апреля 2013.
  6. . Дата обращения: 10 апреля 2013.
  7. Беляев И. Д. Земские соборы на Руси. М., 1902 Издание книгопродавца А. Д. Ступина
  8. «К. П. Победоносцев и его корреспонденты: Письма и записки» / С предисловием Покровского М. Н., Т. 1, М.-Пг., 1923, полутом 1-й, С. 18.
  9. «К. П. Победоносцев и его корреспонденты: Письма и записки» / С предисловием Покровского М. Н., Т. 1, М.-Пг., 1923, полутом 1-й, С. 8 и далее.
  10. Глинскій Б. Б. Константинъ Петровичъ Побѣдоносцевъ. (Матеріалы для біографіи) // «Историческій Вѣстникъ», апрель 1907, стр. 272.
  11. «К. П. Победоносцев и его корреспонденты: Письма и записки» / С предисловием Покровского М. Н., Т. 1, М.-Пг., 1923, полутом 1-й, С. 261—263. Проект предлагал «предстоящее торжество священного венчания и миропомазания Нашего на Царство совершить пред собором высших иерархов церкви православной, высших чинов правительства, высших избранников дворянства и городов и нарочито выборных от земли» (Ibid., стр. 261.)
  12. «К. П. Победоносцев и его корреспонденты: Письма и записки» / С предисловием Покровского М. Н., Т. 1, М.-Пг., 1923, полутом 1-й, С. 247 (резолюция Александра на докладе Победоносцева от 13 мая 1882 года).
  13. Письма Победоносцева к Александру III. М., 1926, Т. II, С. 12.

История земских соборов

Самый ранний собор, о деятельности которого свидетельствует дошедшая до нас Приговорная грамота (с подписями и перечнем участников думного собора) и известия в летописи, состоялся в 1566 г., на нём главным был вопрос о продолжении или прекращении кровопролитной Ливонской войны .

История земских соборов — это история внутреннего развития общества, эволюции государственного аппарата, формирования общественных отношений , изменения в сословном строе. В XVI веке только начинается процесс формирования данного , первоначально он не был чётко структурирован, и его компетенция не была строго определена. Практика созыва, порядок формирования, состав земских соборов долгое время тоже не были регламентированы.

Что касается состава земских соборов, то даже в период царствования Михаила Романова , когда деятельность земских соборов была наиболее интенсивна, состав варьировался в зависимости экстренности решаемых вопросов и от самого характера вопросов

Важное место в составе земских соборов занимало духовенство , в частности, земские соборы февраля — марта 1549 г. и весны 1551 г

были одновременно и церковными соборами в полном составе, а в остальных московских соборах участвовали только митрополит и высшее духовенство. Участие в соборах духовенства было призвано подчеркнуть легитимность решений, принятых монархом. Б. А. Романов считает, что земский собор состоял как бы из двух «палат»: первую составляли бояре , окольничие, дворецкие, казначеи, вторую — воеводы, княжата, дети боярские , большие дворяне. Ничего не говорится о том, из кого состояла вторая «палата»: из тех, кто оказался в то время в Москве, или из тех, кто был вызван в Москву специально. Данные об участии посадского населения в земских соборах очень сомнительны, хотя решения, принимаемые там, были зачастую очень выгодны верхушке посада. Зачастую обсуждение происходило по отдельности у бояр и окольничих , духовенства, служилых людей, то есть каждая группа по отдельности высказывала своё мнение по данному вопросу.

Особенности первого собора

Десятки проведенных с середины XVI до конца XVII века Земских соборов говорят нам об основных тенденциях таких собраний: на них решаются финансовые дела, вопросы войны и мира; в конце концов, избираются правители (например, Борис Годунов, Василий Шуйский и Михаил Романов были избраны на царство именно через Земский собор).

Первый собор имел свои особенности. Во-первых, в нем пока отсутствовала выборная составляющая. Ключевский писал о Земских соборах времени Смуты и позднее:

Однако на соборе 1549 года сословия имели совещательную роль и не могли диктовать государю свою волю.

Во-вторых, на собор не были призваны представители купечества (однако оно не играло важной роли и на других созывах). В 1549 году перед царем предстали только Освященный собор (церковь), Боярская дума и дворяне

Таким образом, еще рано говорить о сословно-представительной монархии в XVI веке, однако начало традиции таких сборов было положено для будущих веков, пока реформы Петра I, направленные на абсолютизм, не ликвидируют необходимость в них.

Исторические предпосылки появления и исчезновения земских соборов

Р. Г. Скрынников высказывает мнение, что Русское государство XVI века до земского собора 1566 года было самодержавной монархией с аристократической боярской думой, а впоследствии пошло по пути превращения в сословно-представительную монархию.

Верховная власть уже при великом князе Иване III, стараясь уменьшить властные функции крупных феодалов, обратилась за опорой к крестьянскому самоуправлению. Судебник 1497 определил, чтобы на суде наместников непременно присутствовали дворские, старосты и лучшие люди от волостей, то есть представители крестьянских общин.

Правительство и при Иване IV пытается расширить свою социальную базу, обратившись напрямую к различным сословиям преодолевающего феодальную раздробленность русского государства. Земский собор можно рассматривать, как орган, приходящий на смену вече. Воспринимая традиции участия общественных групп в решении правительственных вопросов, он заменяет элементы демократизма началами сословного представительства.

По мнению некоторых историков существование земских соборов было сравнительно непродолжительным и не имело большого влияния на общественное развитие России:

Во-первых, соборы никогда не собирались самостоятельно, их созывал монарх, чаще всего для поддержания своей политики, дабы придать им в глазах народа законность и справедливость (утверждение новых налогов волей «всей земли» исключало жалобы населения);

Во-вторых, сословно-представительный орган не мог развиваться в России из-за того, что все сословия по большому счету были одинаково бесправны перед неограниченной царской властью независимо от знатности и богатства. «Холопов своих казнить и миловать, мы вольны», — утверждал Иван Грозный, подразумевая под холопами всех своих подданных, от родовитых князей до последних кабальных мужиков. Как писал В. О. Ключевский: «Сословия в России XVI-XVII отличались не правами, а обязанностями».

Другие исследователи, как например И. Д. Беляев, полагали, что земские соборы:

Способствовали преодолению остатков феодальной раздробленности в русском обществе, как в политическом, так и в психологическом плане;

Ускорили проведение реформ в суде и местном самоуправлении, потому что у различных сословий общества появилась возможность информировать верховную власть о своих нуждах.

Земские соборы XVI-XVII вв. по вполне объективным причинам не породили устойчивого сословного представительства в России. Российская экономика того периода была ещё недостаточно производительна для развития промышленных и торговых сословий (и в большинстве европейских стран того периода, значительно более сильных в экономическом плане, возобладал абсолютизм), однако земские соборы сыграли немалую роль в преодолении кризисов и развитии русского общества в XVI-XVII вв.

История земских соборов


«Царь Иоанн IV открывает первый Земский собор своею покаянною речью». Картина Клавдия Лебедева

В 1549 году Иван IV созвал Собор примирения (рассматривал проблему отмены кормлений и злоупотреблений чиновников на местах); впоследствии такие соборы стали называться Земскими (в противоположность соборам церковным — «освящённым»). (До сих пор не подтверждена просматривающаяся логическая связь между новгородским классом своеземцев и Земским собором в едином централизованном русском государстве.) Собор 1549 г. продолжался два дня, он был созван для решения вопросов о новом царском Судебнике и о реформах «Избранной рады». В процессе собора выступал царь, бояре, позже состоялось заседание Боярской думы, принявшей положение о неподсудности (кроме как по крупным уголовным делам) боярских детей наместникам. По мнению И. Д. Беляева, в первом Земском Соборе участвовали выборные от всех сословий. Царь испросил у бывших на соборе святителей благословение исправить Судебник «по старине»; затем объявил представителям общин, что по всему государству, по всем городам, пригородам, волостям и погостам и даже в частных владениях бояр и других землевладельцев должны быть избраны самими жителями старосты и целовальники, сотские и дворские; для всех областей будут написаны уставные грамоты, при помощи которых области могли бы управляться сами собой без государевых наместников и волостелей.

Самый ранний собор, о деятельности которого свидетельствует дошедшая до нас Приговорная грамота (с подписями и перечнем участников думного собора) и известия в летописи, состоялся в 1566 г., на нём главным был вопрос о продолжении или прекращении кровопролитной Ливонской войны.

В. О. Ключевский определял земские соборы как «особый тип народного представительства, отличный от западных представительных собраний». В свою очередь С. Ф. Платонов считал, что земский собор — это «совет всей земли», состоящий «из трёх необходимых частей»: «освящённого собора русской церкви с митрополитом, позднее с патриархом во главе»; боярской думы; «земских людей, представляющих собой различные группы населения и различные местности государства».

Такие собрания созывались для обсуждения важнейших вопросов внутренней и внешней политики Российского государства, также по делам, не терпящим отлагательства, например, разбирались вопросы войны и мира (о продолжении Ливонской войны), налогов и сборов, преимущественно для военных нужд. Судьбам политического устройства страны были посвящены земские соборы 1565 года, когда Иван Грозный уехал в Александровскую слободу, особое значение имеет приговор, вынесенный земским собранием 30 июня 1611 года в «безгосударное время».

История земских соборов — это история внутреннего развития общества, эволюции государственного аппарата, формирования общественных отношений, изменения в сословном строе. В XVI веке только начинается процесс формирования данного общественного института, первоначально он не был чётко структурирован, и его компетенция не была строго определена. Практика созыва, порядок формирования, состав земских соборов долгое время тоже не были регламентированы.

Что касается состава земских соборов, то даже в период царствования Михаила Романова, когда деятельность земских соборов была наиболее интенсивна, состав варьировался в зависимости экстренности решаемых вопросов и от самого характера вопросов

Важное место в составе земских соборов занимало духовенство, в частности, земские соборы февраля — марта 1549 и весны 1551 годом были одновременно и церковными соборами в полном составе, а в остальных московских соборах участвовали только митрополит и высшее духовенство. Участие в соборах духовенства было призвано подчеркнуть легитимность решений, принятых монархом

Б. А. Романов считает, что земский собор состоял как бы из двух «палат»: первую составляли бояре, окольничие, дворецкие, казначеи, вторую — воеводы, княжата, дети боярские, большие дворяне. Ничего не говорится о том, из кого состояла вторая «палата»: из тех, кто оказался в то время в Москве, или из тех, кто был вызван в Москву специально. Данные об участии посадского населения в земских соборах очень сомнительны, хотя решения, принимаемые там, были зачастую очень выгодны верхушке посада. Зачастую обсуждение происходило по отдельности у бояр и окольничих, духовенства, служилых людей, то есть каждая группа по отдельности высказывала своё мнение по данному вопросу.

Ход заседания

Земский собор открылся в Успенском соборе Кремля $6$ января $1613$ года после трехдневного поста.

Заседания проводились по следующей схеме: любой вопрос мог быть решен только в случае полного согласия. Обилие кандидатов и политические противники и группировки делали достижение компромисса просто невозможным.

В Москве серьезной силой являлось казачество, участвовавшее в ополчениях. Влияние казаков пугало боярство.

Выдвижение Михаила Романова, как выше отмечено, было произведено вне Земского собора. Романовскую партию поддержал простой народ, казачество и ряд бояр: Голицын И.В., Романов И.Н., Лыков Б.М., Черкасский И.Б., Салтыковы, а также высшее духовенство – Освященный собор.

Противниками являлась правительственная партия с Трубецким и Пожарским. Также туда входили деятели Семибоярщины и Куракин И.С.

Пожарскому и Трубецкому пришлось подписать соглашение об избрании Романова под давлением народа.

Обстановка накалилась, поэтому Земскому собору пришлось $21$ февраля $1613$ года уступить казачеству и простому люду. Михаил Федорович Романов был объявлен царем.

Победа Второго ополчения

С сентября $1610$ года Москва находилась во власти польских войск. Сформировавшаяся после свержения Василия Шуйского Семибоярщина призвала на правление сына польско-литовского короля Сигизмунда III Владислава Вазу.

Королевич Владислав отправил наместником Алексадра Гонсевского. Предполагалось, что королевич перейдет в православие; это условие, равно как и то, что Россия не должна была войти в состав Речи Посполитой, отвергал Сигизмунд III. Поэтому действия Семибоярщины привели только к ухудшению обстановки и развязыванию рук у польских интервентов.

От имени патриарха Гермогена рассылались грамоты с призывами к сопротивлению. Началось народно-освободительное движение. На большой территории России находились польско-литовские войска, а там, где власть Владислава никогда не признавалась, сопротивление велось наиболее активно: стало формироваться земское ополчение. Первое ополчение из разрозненных отрядов разных городов сформировалось в $1611$ году. Дойдя до Москвы, оно встало лагерем, где тут же обострились внутренние проблемы – борьба казачества и дворянства.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

В Нижнем Новгороде в $1611$ году сформировалось Второе ополчение. Руководство осуществляли Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский. Москвы ополчение достигло летом $1612$ года. $1$ сентября $1612$ года произошла Московская битва соединенных войск ополчений с войском гетмана Ходкевича. Окончательно Москва была освобождена к ноябрю.

Предложения о созыве в позднейшие эпохи[править | править код]

В Российской империи идея созыва земского собора предлагалась (дабы «покончить прежде всего с этой бедой, со смутой и со смутьянами») славянофилом П. Д. Голохвастовым в его письме от 10 декабря 1879 года члену Государственного совета (впоследствии обер-прокурор Святейшего Синода) К. П. Победоносцеву; письмо было передано Цесаревичем Александром Александровичем императору Александру II, который оставил отметку: «Прочёл <…> с любопытством и нашёл много справедливого».

В начале мая 1882 года министр внутренних дел граф Н. П. Игнатьев представил императору Александру III проект (Б. Б. Глинский писал, что проект был составлен Голохвастовым при содействии И. С. Аксакова) Высочайшего манифеста (помечен 6 мая 1882 года), предлагавший созыв земского собора одновременно с коронацией императора в Москве; проект в мае 1882 года был отвергнут Александром. Имевший тогда значительное влияние на императора Победоносцев писал Александру III в письме от 11 марта 1883 года: «<…> Кровь стынет в жилах у русского человека при одной мысли о том, что произошло бы от осуществления проекта графа Лорис-Меликова и друзей его. Последующая фантазия гр. Игнатьева была ещё нелепее, хотя под прикрытием благовидной формы земского собора. Что сталось бы, какая вышла бы смута, когда бы собрались в Москве для обсуждения неведомого чего расписанные им представители народов и инородцев империи, объемлющей вселенную <…>».

Первый период

Пер­вый пе­ри­од (кон. 1540-х – кон. 1590-х гг.) при­хо­дит­ся на цар­ст­во­ва­ния Ива­на IV Ва­силь­е­ви­ча Гроз­но­го и его сы­на Фё­до­ра Ива­но­ви­ча. Боль­шин­ст­во ис­сле­до­ва­те­лей счи­та­ют пер­вым З. с. т. н. Со­бор при­ми­ре­ния (27–28.2.1549), на ко­то­ром при уча­стии мо­нар­ха, ми­тро­по­ли­та и др. ду­хов­ных лиц со­стоя­лось сим­во­лич. при­ми­ре­ние бо­яр и др. пред­ста­ви­те­лей вла­сти, осу­ще­ст­в­ляв­ших не­пра­вый суд и на­си­лие в го­ды бо­яр­ско­го прав­ле­ния 1530–40-х гг., с ря­до­вы­ми деть­ми бо­яр­ски­ми. Бы­ли при­ня­ты ре­ше­ния о не­под­суд­но­сти де­тей бо­яр­ских на­ме­ст­ни­кам по боль­шин­ст­ву дел, о пре­об­ра­зо­ва­нии ор­га­нов су­да и ме­ст­но­го управ­ле­ния и о под­го­тов­ке но­во­го Су­деб­ни­ка (см. Су­деб­ни­ки 15–16 вв.). В З. с., со­зван­ном 28.6.1566 в Крем­ле по ре­ше­нию ца­ря и при­го­во­ру Бо­яр­ской ду­мы, уча­ст­во­ва­ли, не счи­тая пред­ста­ви­те­лей ду­хо­вен­ст­ва (бо­лее 30 чел.), толь­ко пред­ста­ви­те­ли зем­щи­ны, при­том ли­ца, на­хо­див­шие­ся в Мо­ск­ве (в ря­де слу­ча­ев де­пу­та­ты, ско­рее все­го, из­би­ра­лись из чис­ла вы­бор­ных дво­рян оп­ре­де­лён­но­го уез­да, быв­ших то­гда в сто­ли­це): ок. 270 чле­нов Го­су­да­ре­ва дво­ра (с учё­том дум­ных лиц и при­каз­ных), св. 70 пред­ста­ви­те­лей круп­но­го ку­пе­че­ст­ва и тор­го­вых лю­дей, 9 ря­до­вых де­тей бо­яр­ских зап. уез­дов; все­го св. 370 чел. Об­су­ж­дал­ся во­прос о про­дол­же­нии вой­ны с Вел. кн-вом Ли­тов­ским (ВКЛ) или о при­ня­тии ус­ло­вий при­ми­ре­ния с ним. Ру­ко­вод­ству­ясь разл. мо­ти­ва­ми, уча­ст­ни­ки со­бо­ра ре­ко­мен­до­ва­ли от­верг­нуть ус­ло­вия ми­ра, пред­ло­жен­ные ли­тов. сто­ро­ной, и при оп­ре­де­лён­ных ус­ло­ви­ях про­дол­жить во­ен. дей­ст­вия. Ак­ти­ви­за­ция об­ществ.-по­ли­тич. жиз­ни, свя­зан­ная с З. с. 1566, при­ве­ла к по­да­че кол­лек­тив­ной че­ло­бит­ной груп­пы дво­рян об от­мене оп­рич­ни­ны (позд­нее ини­циа­то­ры ак­ции бы­ли каз­не­ны). Уча­ст­ни­ки про­хо­див­ше­го в ус­ло­ви­ях на­рас­тав­ше­го хо­зяйств. и со­ци­аль­но­го кри­зи­са З. с. кон. 1580, на ко­то­ром пре­об­ла­да­ли пред­ста­ви­те­ли во­ен­но-слу­жи­лых со­слов­ных групп, вы­ска­за­лись за за­клю­че­ние ми­ра с Ре­чью По­спо­ли­той (за­клю­чён не был).

Не­ко­то­рые учё­ные к З. с. от­но­сят со­сто­яв­шие­ся в Мо­ск­ве два со­слов­ных со­б­ра­ния на­ча­ла янв. 1565 (на од­ном при­сут­ст­во­ва­ли чле­ны Ос­вя­щён­но­го со­бо­ра, Бо­яр­ской ду­мы, Го­су­да­ре­ва дво­ра и при­каз­ные, на вто­ром – круп­ные куп­цы и пред­ста­ви­те­ли моск. по­сад­ско­го на­се­ле­ния), к уча­ст­ни­кам ко­то­рых с разл. по­сла­ния­ми об­ра­тил­ся из Алек­сан­д­ров­ской сло­бо­ды Иван IV по по­во­ду вве­де­ния оп­рич­ни­ны. К осо­бым фор­мам З. с. от­но­сят вой­ско­вые со­б­ра­ния (со­бо­ры) в хо­де ка­зан­ских по­хо­дов (1545–52) в янв. 1550 во Вла­ди­ми­ре (по во­про­су о ме­ст­ни­че­ст­ве) и в нач. ию­ля 1552 в Ко­лом­не (по по­во­ду обес­пе­че­ния уча­ст­ни­ков по­хо­да на Ка­зань); со­б­ра­ния пред­ста­ви­те­лей де­тей бо­яр­ских юж. уез­дов (гл. обр. по­гра­нич­ной служ­бы), про­ис­хо­див­шие зи­мой 1571 и в сент. 1575 под рук. ав­то­ри­тет­ных вое­вод и чле­нов Бо­яр­ской ду­мы, на ко­то­рых бы­ли раз­ра­бо­та­ны ме­ры по ор­га­ни­за­ции сто­ро­же­вой служ­бы, а так­же фак­ти­че­ски фаль­си­фи­ци­ро­ван­ные со­бор­ные раз­би­ра­тель­ст­ва дел А. Ф. Ада­ше­ва (1560) и митр. Мо­с­ков­ско­го и всея Ру­си Фи­лип­па (Ко­лы­че­ва) (1568).

Претенденты на русский престол и ход собора

К моменту завершения Смутного времени Россия находилась в политическом и экономическом упадке, династия Рюриковичей прервалась, Годуновых и Шуйских свергли с трона и жестоко казнили, страна пребывала в полной анархии, а претендентов на престол было великое множество. Самое главное из-за неосознанно заключенных договоров, невыполненных обещаний бояре обрекли страну на то, что на русский престол претендовали иноземцы, а именно польский королевич Владислав (который по договору фактически считался официально русским царем) и сын шведского короля Карл-Филипп.

Карл Филипп шведский

Тем не менее большая часть боярства понимала, что заграничные династии – это большой риск попасть под зависимость от иноземцев если не прямую, то точно вассальную. Также оставался риск и религиозного давления.

Боярство опасалось иноземного вмешательства, беспокоилось о том, что их высокие должности и земли станут принадлежать иностранцам. Именно поэтому на Земском соборе они отдавали предпочтение русским кандидатам. Таким образом, помимо вышесказанного, претендентами на престол были:

  1. Дмитрий Трубецкой (лидер 1-ого ополчения);
  2. Дмитрий Пожарский (лидер 2-ого ополчения);
  3. Родственник Ивана Грозного (через его жену Анастасию Романову) Михаил Романов;
  4. Сын Марины Мнишек и Лжедмитрия Ⅱ Иван (Варенок Ивашка).

Кроме того, выдвигались и другие кандидатуры выслуженных знатных чинов, назывались имена и некоторых татарских ханов. Кандидатуры быстро рассматривались и одна за другой исключались из списка. В самом начале исключили иноземных претендентов и сына самозванца Лжедмитрия Ⅱ. Другие персоны, князья и бояре не подходили в качестве русских правителей то из-за недостаточной знатности рода, то из-за некоторых «темных» пятен на страницах биографии.

Основные причины созыва Земского собора

После того как иноземные захватчики были изгнаны с территории России, перед Вторым ополчением возникло сразу несколько задач. Основной причиной созыва Земского собора является династический кризис, отсутствие сильного монарха на русском троне. После смерти последнего Рюриковича Федора Ивановича (сына Ивана Васильевича Грозного) в стране на полтора десятка лет установились произвол и самозванство. Появлялись попытки установления новых династий, к примеру, династии Годуновых.

Борис Годунов был приближенным боярином во времена правления Федора Ивановича, фактически принимал за него все важные решения, и впоследствии был избран земским собором на царствование в России. Его правление было крайне тяжелым, народ считал его незаконным, нелегитимным и не «божественно избранным» царем, ему и его семье (сын Бориса Федор Годунов правил Россией 49 дней) все 6 лет пришлось бороться за свое положение. В 1605 году на престоле пошла смена власти, русскими царями поочередно становились Федор Ⅱ Годунов, Лжедмитрий Ⅰ и Василий Шуйский.

Шуйские также проявляли попытки установления новой царствующей фамилии, однако в 1610 году недовольные бояре во главе с Прокопием Ляпуновым совершили дворцовый переворот, в результате которого царь был свергнут и пострижен в монахи. Далее династический кризис все больше усугублялся внешними проблемами, непродуманными соглашениями, вследствие которых северные земли страны разорялись Шведами, а русский престол стал принадлежать польскому королевичу Владиславу.

Созыв Земского собора

Несмотря на освобождение столицы, до полной победы было еще далеко. И польские, и шведские войска продолжали свободно действовать за пределами Москвы. Поэтому необходимо было стабилизировать положение хотя бы в плане правителя. Для избрания нового царя собрали Земский собор. Организационные вопросы решали Дмитрий Пожарский и Дмитрий Трубецкой. Были разосланы грамоты по всей стране с призывом прийти на собор в Москву. Делегаты прибывали до декабря $1612$ года.

Замечание 1

Этот Земский собор имел самый обширный в социальном плане состав. В него вошли представители многих сословий: от черносошного крестьянства до бояр.

Проблемы местного самоуправления

На Земском соборе 1549 г. активно обсуждался вопрос самоуправления областей, потому как именно он был корнем стольких тяжб и ссор.

В России все еще действовала сложившая в XI-XII веках система кормлений, то есть обязательство местного населения содержать («кормить») служащих в данной области должностных лиц. Кроме того, сборщики податей назначались князьями, менее заинтересованными в честности сборов, чем «налогоплательщики».

Эти факторы приводили к тому, что люди с властью становились склонны ею злоупотреблять, практически грабя народ.

На соборе речь шла о введении по всей стране должностей старост и целовальников, которые будут избираться на местах, а не назначаться централизованно. Люди, выбранные на эти посты, должны будут взимать подати, вести судебные дела и в целом выполнять функцию слежки за соблюдением порядка на вверенной земле.

Такое нововведение должно было поспособствовать уменьшению наместнического произвола и стать конкретным проявлением намерений царя «привести всех в любовь».

Новый царь

2 мая 1613 года, пройдя семинедельный путь до столицы, новый царь Михаил Романов въехал в Москву. За время поездки будущий царь нарочито медлил, он заезжал в монастыри, прикладывался к святыням, отдавал первые распоряжения и принимал делегации своих сторонников. В результате такой политики, царь въехал в столицу во главе маленького личного войска, который в истории получил название «Государев двор». Уже первые шаги царя были грамотными, осторожными и продуманными, он демонстративно прибегал к коллективной форме правления. Уже 11 июля 1613 года Михаил романов венчался на царство, а днем позднее ему исполнилось 17 лет.

Романов Михаил Фёдорович

Воцарение династии Романовых на целое столетие прекратило дворцовые перевороты и династический кризис, сыграло значительную роль в развитии государства. Окончание Смутного времени, легитимность царя обусловили развитие экономики, городов, культуры и политики. Новая династия правила Россией три сотни лет, в будущем страну ждали «бунташный» век, славные дела Петра Великого, эпоха Просвещения, многочисленные войны, падение династии и революция.

Список используемых источников:

  1. История России: Пособие для старшеклассников и абитуриентов / В. И. Моряков, В. А. Федоров, Ю. А. Щетинов.
  2. Прядеин, В. С. История России в схемах, таблицах, терминах и тестах: учебное пособие для среднего профессионального образования / В. С. Прядеин; под научной редакцией В. М. Кириллова. — Москва.
  3. Карамзин, Н. М. История государства Российского в 12 т.
  4. История России до конца XVII века в 2 ч. Часть 2: учебник для вузов / А.И. Филюшкин .
  5. Очерки по истории Смуты в Московском государстве ⅩⅥ-ⅩⅦ вв. (опыт изучения общественного строя и сословных отношений в Смутное время) / академик С.Ф.Платонов.

Предыстория

Иван IV, при котором состоялся первый Земский собор, в 1533 г. унаследовал престол, но еще не мог полноценно прийти к власти из-за малого возраста. Его отец, великий князь московский Василий III, умер, когда Ивану было 3 года.

Перед смертью он назначил совет регентов-опекунов, в который входило семеро бояр. «Седьмочисленная» комиссия получила ответственность за порядок в стране и благосостояние Ивана, пока он не достигнет пятнадцати лет и не сможет взять правление на себя.

Однако замыслу Василия III не суждено было сбыться: меньше чем через год после вступления на пост опекунский совет распался в результате переворота, а регентство при Иване заняла его мать Елена Глинская. Княгиня правила решительно и даже провела в России денежную реформу, введя единую для страны денежную единицу, но также не дожила до совершеннолетия юного князя. Считается, что Глинскую отравили, так как в останках была обнаружена ртуть. Она умерла в 1538 году, оставив восьмилетнего Ивана IV на милость бояр Василия и Ивана Шуйских, которые захватили власть и стали фактически править от имени юного наследника престола.

Судя по словам и письмам Ивана в будущем, бояре плохо с ним обращались, лишали пищи и одежды и всячески унижали. Никто больше не мешал им раздирать страну дворцовыми интригами, казнокрадством и нечестными податями.

В это непростое время у Ивана был наставник — митрополит Макарий. Считается, что он немало повлиял на решения князя, в том числе навел его на мысль первым в российской истории венчаться на царство, став тем самым равным европейским королям и упрочив свою власть.

Кандидаты

Было очень много кандидатов на трон. Претендовали польский и шведский королевичи и даже английский король Яков I. У этих кандидатов были сторонники в Москве. Отдельно отметим Марину Мнишек с сыном Иваном Дмитриевичем, за них стоял Заруцкий И.М.

Наибольшее количество кандидатов было из числа соотечественников. Сильные позиции были у Голицыных, а также героев освобождения Москвы Трубецкого и Пожарского. Выдвигались также Мстиславские, Воротынские, Черкасские, Шереметевы и, наконец, Романовы. Однако противоречия в группировках были слишком сильны, чтобы достичь хоть какого-нибудь компромисса.

Отметим, что кроме Михаила Федоровича выдвигался Иван Никитич Романов. Михаила же предложили вообще не участники Земского собора, а группа, сформировавшаяся при Троице-Сергиевом монастыре, которые выступали против соборного руководства.

Значение собора

Несмотря на малое количество масштабных изменений в формальных вопросах, 1549 год стал знаменательной датой. Когда первый Земский собор был созван, возможно, решилась судьба Отечества на десятилетия вперед.

Данное событие не просто так называли «Собором примирения»: оно было символом окончания распрей, всполошивших страну после смерти Василия III. В период бесчинства властолюбивых бояр, когда терпение многих было на пределе, после грандиозного пожара и восстания семнадцатилетний царь впервые заявил о себе, созвав Земский собор. Он выступил на нем с примиряющей речью и продемонстрировал свое намерение служить на благо Родины, чем, само собой, немало укрепил свой авторитет.

Как упоминалось выше, собор стал первым намеком на возможность существования сословно-представительной монархии в России, когда власть правителя может корректироваться представителями различных сословий.

В конце концов, собор 1549 года положил начало практике, которая просуществует почти полтора века и поможет народу России пройти через суровые испытания Смутного времени.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все на Запад
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: