Обязанности стропальщика при обвязке и зацепке грузов
4.1. Стропальщик может приступить к выполнению работ по обвязке и
зацепке груза для подъема его ПС только после ознакомления со схемами
строповки, технологическими картами или проектом производства работ.
4.2. Работы по строповке грузов для погрузки их (разгрузки) в
полувагоны, трюмы, для подъема груза несколькими кранами, вблизи линии
электропередачи, для перемещения груза, на который не разработаны схемы
строповки, а также для перемещения груза над перекрытиями помещений, в которых
могут находиться люди, должны выполняться стропальщиком под непосредственным
руководством специалиста, ответственного за безопасное производство работ с
применением ПС.
4.3. При обвязке и зацепке груза стропальщик должен:
1) производить обвязку и зацепку грузов в соответствии со схемами
строповки или кантовки грузов;
2) проверить массу груза по списку масс грузов или маркировке на грузе
(если стропальщик не может определить массу груза, он должен поставить в
известность специалиста, ответственного за безопасное производство работ с
применением ПС);
3) канаты, цепи накладывать на основной массив груза (раму, каркас,
корпус, станину) без узлов, перекруток и петель, под острие ребра грузов
подкладывать специальные подкладки, предохраняющие стропы от повреждений;
4) обвязывать груз таким образом, чтобы во время его перемещения
исключалось падение его отдельных частей (доски, бревна, прутки, трубы и т.п.)
и обеспечивалось его устойчивое положение при перемещении. Строповку
длинномерных грузов следует производить не менее чем в двух местах;
5) зацепку железобетонных и бетонных изделий, а также других грузов,
снабженных петлями, рымами, цапфами, производить за все предусмотренные для
подъема в соответствующем положении петли, рымы, цапфы;
6) при подвешивании груза на двурогие крюки накладывать стропы таким
образом, чтобы нагрузка распределялась на оба рога крюка равномерно;
7) не использованные для зацепки груза концы многоветвевого стропа
крепить так, чтобы при перемещении груза краном исключалась возможность их
задевания за встречающиеся на пути предметы;
убедиться в том, что предназначенный к подъему груз ничем не
укреплен, не защемлен, не завален и не примерз к земле.
4.4. При обвязке и зацепке грузов стропальщику запрещается:
1) производить строповку грузов, масса которых неизвестна или превышает
грузоподъемность крана (грузоподъемной машины);
2) пользоваться поврежденными или немаркированными грузозахватными
приспособлениями и тарой, соединять звенья разорванных цепей болтами или
проволокой, связывать канаты;
3) производить обвязку и зацепку груза способами, не указанными на
схемах строповки;
4) применять для обвязки и зацепки грузов не предусмотренные схемами
строповки приспособления (ломы, штыри, проволоку и др.);
5) производить зацепку поддонов с кирпичом без ограждения (за
исключением разгрузки на землю с автомашин);
6) производить зацепку бетонных и железобетонных изделий за
поврежденные петли;
7) подвешивать груз на один рог двурогого крюка;
забивать крюки стропов в монтажные петли железобетонных изделий или
других грузов;
9) поправлять грузозахватные приспособления на поднимаемом грузе ударами
молотка, кувалды, лома и т.п.;
10) использовать при обвязке крупных стеновых блоков и других высоких
грузов приставные лестницы; в этих случаях следует применять переносные
площадки;
11) использовать грейфер для подъема грузов, подвешенных при помощи
стропов за челюсти грейфера, а также для выполнения других работ, для которых
грейфер не предназначен;
12) производить строповку груза, находящегося в неустойчивом положении.
Сигналы стропальщика в картинках
Сигнал стропальщика стоп
Передавать знаки стропальщика крановщику можно только на расстоянии не более 22 м. Если последнее составляет менее 10 м их можно дублировать голосовыми командами. Для лучшего распознавания и обмена информацией рекомендуется взять в руки небольшие красные флажки или предметы, аналогичные им.
Стоп
Это основной элемент знаковой сигнализации стропальщика. Подается при появлении аварийных ситуаций, когда на объекте находятся посторонние люди. Его используют для оценки текущей позиции груза, принятия решения о его дальнейшем перемещении.
Описание:
- рука находится на уровне пояса, раскрытая ладонь горизонтально земле;
- совершать резкие движения влево-вправо;
- повторять до полной остановки стрелы.
Если эти сигналы стропальщика крановщику не виды, непонятны, нужно продублировать их по рации (телефону) или световым оповещением.
Вверх
Сигнал стропальщика вверх
Знаковая сигнализация стропальщика «Вверх» применяется для поднятия груза (крюка) на определенную высоту. Иногда интенсивностью движения показывают, что объект должен быстро поменять положение. Это предварительно согласовывают с оператором крана.
Описание:
- рука согнута на уровне поясницы;
- сделать несколько прерывистых движений вверх;
- выполнят до набора нужной высоты.
Ладонь может быть направлена горизонтально или вертикально
Важно, чтобы крановщик не перепутал этот сигнал с другими
Вниз
Знаковая сигнализация стропальщика вниз
Выполняется для опускания объекта или крюка вниз. Аналогичен предыдущему, но изначально рука должна находиться выше головы. Сигнализирующий находится напротив крана, в зоне видимости оператора.
Описание:
- рука поднята вверх;
- резкими движениями опускается вниз;
- остановиться после касания объекта поверхности.
Чтобы крановщик не перепутал команды, после возврата руки вверх нужно оставить движения на 1-2 секунды.
Сигналы стропальщика
Стропальщик – это специалист, который занимается обвязкой грузов на производстве
при погрузочно-разгрузочных работах с грузоподъемными машинами. Для того, чтобы не только безопасно организовывать работы по подъему и перемещению грузов, а и знать классификацию грузов, владеть сигналами стропальщика, нужно окончить Киевскую морскую школу по специализации стропальщик. Звоните по телефонам нашей школы: 501-13-64, 558-48-16 и записывайтесь на программу подготовки стропальщиков в любое удобное для вас время, ведь набор у нас идет постоянно!
Что такое сигналы стропальщика?
Это общепринятые установленные знаки, которые помогают передавать информацию от стропальщика к оператору подъемного механизма. Поскольку специалисты удалены на большое расстояние и услышать слова или звуки друг друга не могут, то такой специфический язык жестов помогает им в работе.
Какие существуют сигналы стропальщика?
На самом деле ничего сложного в этой «азбуке» нет. Все сигналы просты и понятны, поэтому выучить их не составит труда.
«Стоп», прекращение подъема или перемещения груза. Этот сигнал нужно выучить первым. Если что-то в работе идет не так или возникла опасность падения груза, то крановщика следует остановить во избежание возникновения чрезвычайной ситуации. Это единственный сигнал, который может отдать оператору грузоподъемного механизма любой рабочий, который заметил опасность. Все остальные сигналы отдает только стропальщик. Выполняется знак «Стоп» частым и резким горизонтальным движением руки вправо влево с ладонью обращенной вниз на уровне пояса.
«Вверх», поднятие груза или крюка. Для того, чтобы показать данное действие, нужно поднять руку, согнутую в локте, ладонью вверх, перед собой. Прежде чем отдавать такую команду нужно убедиться в надежности закрепления груза.
«Вниз», опускание груза или крюка. Этот сигнал стропальщик отдает с помощью опускания руки, согнутой локте, ладонью вниз, перед собой.
«Вверх» и «Вниз», когда нужно поднять или опустить стрелу. Такой сигнал передается вытянутой рукой, которая была предварительно опущена или поднята до вертикального положения, ладонь раскрыта.
«Вправо», «Влево», когда нужно передвинуть кран или мост в нужном направлении. Передается вытянутой рукой, ладонь повернута в требуемом направлении движения крана или моста.
«Вправо» и «Влево», когда нужно передвинуть стрелу крана. Передается рукой, которая согнута в локте, ладонью в требуемом направлении.
«Осторожно» – этот знак подается, если нужно предупредить крановщика о возможности небольшого перемещения груза. Ладони смотрят друг на друга на небольшом расстоянии, руки подняты вверх
Обязанности стропальщиков при обвязке и зацепке грузов
11. Стропальщик может приступить к работе только после получения задания, а в случае неясности его — получения инструктажа от лица, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами.
12. При обвязке и зацепке груза стропальщик должен руководствоваться следующими указаниями:
а) обвязку и зацепку грузов производить в соответствии со схемами строповки грузов; строповку редко поднимаемых грузов, на которые не разработаны схемы их строповки, производить под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами;
б) проверить массу груза, предназначенного для перемещения краном, по списку грузов или по маркировке на грузе; если стропальщик не имеет возможности определить массу груза, то он должен узнать ее у лица, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами;
в) при обвязке груза канаты и цепи должны накладываться на основной массив его без углов, следует применять специальные подкладки, предохраняющие стропы от повреждений;
г) обвязывать груз надлежит так, чтобы во время его подъема и перемещения исключалась возможность падения отдельных его частей и обеспечивалось устойчивое положение груза при перемещении; для этого строповку длинномерных грузов следует производить не менее чем в двух местах;
д) зацепку железобетонных и бетонных изделий, а также других грузов, снабженных петлями, рамами, цапфами, следует производить за все предусмотренные для подъема в соответствующем положении петли, рамы, цапфы;
е) при подвешивании груза на двурогие крюки стропы надо накладывать так, чтобы нагрузка распределялась на оба рога равномерно;
ж) неиспользованные для зацепки груза концы многоветьевого стропа укрепить так, чтобы при перемещении груза краном исключалась возможность задевания этими концами за встречающиеся на пути предметы;
з) при подъеме двумя кранами обвязка и подвешивание груза должны производиться под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами;
и) убедиться, что предназначенный к подъему груз ничем не укреплен, не защемлен, не завален и не примерз к земле.
13. При обвязке и зацепке грузов стропальщику запрещается:
а) производить строповку груза, массу которого он не знает, или когда масса груза превышает грузоподъемность крана;
б) пользоваться поврежденными или немаркированными съемными грузозахватными приспособлениями и тарой; соединять звенья разорванных цепей болтами или проволокой; связывать канаты;
в) производить обвязку и зацепку груза иными способами, чем указано на схемах строповки;
г) применять для обвязки и зацепки грузов не предусмотренные схемами строповки приспособления (ломы, штыри и т.д.);
д) производить зацепку поддонов с мелкими деталями (предметами) без ограждения, за исключением погрузки или разгрузки (на землю) автомашин, при условии удаления людей из зоны перемещения груза;
е) подвешивать груз на один рог двурогого крюка;
ж) производить обвязку, зацепку и подвешивание грузов на крюк крана на расстоянии ближе 30 м от крайнего провода линии электроподачи без наряда-допуска и без присутствия ответственного лица, назначенного приказом по организации, фамилия которого должна быть указана в наряде-допуске;
з) поправлять ударами молотка или лома стропы на поднимаемом грузе;
и) использовать грейфер для подъема людей или грузов, подвешенных с помощью стропов за челюсти грейфера, а также для выполнения других работ, для которых грейфер не предназначен.
Общие положения
1.1. К выполнению операций по строповке (обвязке, зацепке, закреплению,
подвешиванию на крюк машины, установке в проектное положение и отцепке) грузов
в процессе производства работ подъемными сооружениями (далее — ПС) допускаются
специально обученные квалифицированные рабочие-стропальщики.
1.2. При производстве работ ПС периодически происходят аварии и
несчастные случаи, основными причинами которых являются:
1) неправильная (ненадежная) строповка груза;
2) применение для подъема груза непригодных грузозахватных
приспособлений или тары;
3) нахождение людей в опасной зоне или под стрелой;
4) нарушение схем строповки грузов;
5) нарушение технологических карт погрузочно-разгрузочных работ;
6) нахождение людей в полувагоне, на платформе, в кузове автомашины,
трюме судна, траншее, котловане, колодце при подъеме или опускании груза;
7) несоблюдение схем и габаритов складирования грузов;
нахождение людей между поворотной и неповоротной частями крана;
9) допуск необученных рабочих к обслуживанию крана в качестве
стропальщиков;
10) несоблюдение требований безопасности при установке стрелового крана
на опоры или при строповке грузов вблизи линии электропередачи;
11) нахождение людей в кабине автомашины при ее разгрузке или погрузке;
12) перегруз крана во время подъема примерзшего, засыпанного землей,
закрепленного болтами, защемленного или залитого бетоном груза;
13) нахождение людей вблизи стены, колонны, штабеля или оборудования во
время подъема или опускания груза;
14) неисправность кранового пути и тупиковых упоров;
15) неправильная установка стреловых кранов или кранов-манипуляторов
вблизи траншеи, котлована или на свеженасыпанном грунте;
16) подтаскивание груза краном при наклонном положении грузовых
канатов;
17) нахождение людей в зоне действия магнитных и грейферных кранов;
18) обрыв грузовых и стреловых канатов.
Обязанности стропальщика при опускании груза
22. Перед опусканием груза стропальщик обязан:
а) предварительно осмотреть место, на которое необходимо опустить груз, и убедиться в невозможности падения, опрокидывания или сползания груза;
б) на место установки груза в случае необходимости предварительно уложить прочные подкладки для удобства извлечения стропов из-под груза;
в) снимать стропы с груза или крюка лишь после того, как груз будет надежно установлен, а при необходимости и закреплен.
22. Стропальщику запрещается устанавливать груз на временные перекрытия, трубы, кабели или другие места, не предназначенные для укладки груза.
23. Во время работы стропальщик должен быть всегда внимательным, точно выполнять все указания настоящей Инструкции и помнить, что от этого зависит безопасность как его самого, так и других рабочих.
24. Стропальщик (зацепщик) обученный и аттестованный отвечает за нарушение изложенных в настоящей Инструкции указаний.
Общие требования
2.1. Руководство организации для обвязки, зацепки, закрепления груза и
подвешивания его на крюк крана при помощи стропов или специальных
грузозахватных приспособлений или тары должно назначить (приказом или
распоряжением) обученных и аттестованных стропальщиков.
2.2. Персонал, который назначается для выполнения работ по зацепке, в
т.ч. по навешиванию на крюк ПС, строповке и обвязке грузов, перемещаемых ПС с
применением грузозахватных приспособлений, должен иметь уровень квалификации,
соответствующий профессии «стропальщик».
То же требование предъявляется к персоналу основных рабочих профессий,
в обязанности которых входит подвешивание на крюк груза без предварительной
обвязки (груз, имеющий петли, рымы, цапфы, находящийся в ковшах, бадьях,
контейнерах или в другой таре), а также в случаях, когда груз захватывается
полуавтоматическими захватными устройствами.
Для ПС, управляемых с пола, зацепку груза на крюк без предварительной
обвязки разрешается выполнять персоналу основных рабочих профессий, прошедшему
проверку навыков по зацепке грузов и инструктаж на рабочем месте.
2.3. Рабочему, аттестованному по профессии стропальщика, выдается
соответствующее удостоверение за подписью председателя квалификационной
комиссии. Во время работы стропальщик должен иметь это удостоверение при себе и
предъявлять его по требованию инспектора Ростехнадзора, специалиста, ответственного
за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, специалсита,
ответственного за безопасное производство работ с применением ПС, а также по
требованию крановщика.
2.4. Повторная проверка знаний стропальщиков проводится комиссией
предприятия:
— периодически (не реже одного раза в 12 мес);
— при переходе с одного предприятия на другое;
— по требованию специалиста, ответственного за осуществление
производственного контроля при эксплуатации ПС, или инспектора Ростехнадзора.
Повторная проверка знаний проводится в объеме производственной
инструкции и оформляется протоколом с отметкой в удостоверении.
2.5. Число стропальщиков, обслуживающих ПС, определяется специалистом,
ответственным за безопасное производство работ с применением ПС. При работе
двух и более стропальщиков один из них назначается старшим.
В тех случаях, когда зона, обслуживаемая ПС, из кабины управления
(машиниста, оператора) не видна полностью, для передачи сигналов стропальщика
крановщику специалист, ответственный за безопасное производство работ с
применением ПС, должен выделить сигнальщика из числа опытных стропальщиков.
2.6. Допущенный к самостоятельной работе стропальщик должен иметь общее
представление об устройстве обслуживаемой им грузоподъемной машины.
2.7. Обученный и имеющий на руках удостоверение стропальщик должен
знать:
1) установленный на предприятии порядок обмена сигналами между
стропальщиком и крановщиком;
2) производственную инструкцию для стропальщика по безопасному
производству работ грузоподъемными машинами;
3) назначение и конструктивные особенности грузозахватных
приспособлений и тары;
4) схемы строповки или кантовки грузов;
5) способы визуального определения массы груза;
6) порядок осмотра и нормы браковки грузозахватных приспособлений,
канатов и тары;
7) нормы заполнения тары;
грузоподъемность стропов;
9) предельную длину и диаметр стропов;
10) технологические карты;
11) порядок и габариты складирования грузов;
12) назначение и порядок применения стропов, цепей, канатов и других
грузозахватных приспособлений;
13) меры безопасности и условия производства работ кранами на участке
или в цехе;
14) технические характеристики обслуживаемых стропальщиком ПС;
17) способы оказания первой помощи пострадавшим на производстве;
18) средства индивидуальной и коллективной защиты и порядок их
применения;
19) расположение рубильника, подающего напряжение на кран с
электроприводом.
2.8. Стропальщик должен уметь:
1) определять по указателю грузоподъемность стрелового крана в
зависимости от вылета и положения выносных опор;
2) выполнять обвязку и зацепку различных грузов для их подъема и перемещения;
3) выполнять укладку (установку) груза в проектное положение и снятие
грузозахватных приспособлений (расстроповку);
4) выбирать стропы в соответствии с массой и размерами перемещаемого
груза;
5) определять пригодность грузозахватных приспособлений и тары и
правильно их применять;
6) правильно подавать сигналы крановщику (машинисту);
7) пользоваться при необходимости средствами пожаротушения на рабочем
месте;
оказывать первую помощь пострадавшим на производстве;
9) отключать краны от электрической сети в аварийных случаях.
Основные сигналы
Если расстояние между крановщиком и сигнальщиком не более 10 м, используются голосовые команды. Знаковой сигнализацией, выполняемой руками, начинают пользоваться, когда крановщик удален на большее расстояние (до 22 м), но сигнальщик находится в зоне видимости. Система включает множество различных жестов. Чтобы оператору легче было различать подаваемые знаки, сигнальщик в рабочей руке держит красный маленький флажок.
Сигналы стропальщика
Сигнал Стоп
Это главный жест, применяемый сигнальщиком. Знак Стоп используют, если возникли непредвиденные обстоятельства (нарушилось крепление, в зоне перемещения возникли люди и т. п.). Чтобы произвести его, согнутую руку с повернутой вниз ладонью держат на уровне пояса и делают быстрые резкие движения вправо-влево.
Вверх
Команду вверх подают, когда необходимо поднять предметы на определенную высоту. В этом случае ладонь на согнутой в локте руке повернута вверх. Взмахи кисти плавные, как бы подталкивающие стрелу крана.
Вниз
Знак оператору на опускание груза аналогичен предыдущему, только рука повернута ладонью вниз. Движения кисти сигнальщика похожи на игру с невидимым мячом.
Сигнал вправо
Для данного сигнала стропальщику необходимо поднять правую руку, согнутую в локте (он находится на уровне пояса) и сделать указательные движения в соответствующую сторону.
Знаковая сигнализация стропальщика
Сигнал влево
Жестикуляция для этой команды похожа на предыдущую, только выполняется движение рукой (левой) с указанием для крановщика в нужном направлении.