Главные герои
В романе «Отцы и дети» главный герой – это Евгений Базаров, революционер, демократ и нигилист. Также в произведении фигурируют центральные персонажи из двух различных семей:
- Аркадий Кирсанов. Недавно окончил университет, ученик Базарова.
- Николай Кирсанов. Добрый и романтичный вдовец.
- Павел Кирсанов. Одинокий офицер, строго придерживается либеральных взглядов.
- Василий Базаров. Небогат, но имеет неплохое образование, консерватор. Очень любит своего сына.
- Арина Базарова. Очень религиозна, обеспокоена тем, что ее сын отрекся от веры.
Сюжет романа построен вокруг противопоставления интересов старого поколения (консервативных дворян) и молодежи (новая интеллигенция, пропагандирующая прогрессивные взгляды).
Евгений Васильевич Базаров
Рейтинг персонажа:
Мне нравится52Не нравится35
Главным героем произведения является Евгений Базаров. Ему около 30 лет, но он является студентом-медиком. Пропагандирует нигилизм и скептическое отношение ко всему окружающему. Учит Аркадия своим взглядам, но портит отношения с его семьей и многими людьми из своего окружения. Был влюблен в Анну Одинцову до самой смерти.
Евгений – жестокий и холодный человек, который редко способен на выражение искренней привязанности. Ближе к концу романа он навсегда прощается с Аркадием и возвращается домой, где его принимают, несмотря на прежние выходки. Он начинает помогать отцу в лекарском деле и в финале произведения умирает, заразившись тифом. Примечательно, что на смертном одре Евгений все же признает, что питал чувства к Анне Одинцовой всю жизнь (она проводит время с ним в его последние дни), а после смерти над его телом проводят религиозный обряд (который он презирал при жизни).
Николай Петрович Кирсанов
Рейтинг персонажа:
Мне нравится47Не нравится10
Добрый отец Аркадия остался вдовцом, поэтому все свои силы вложил в любовь к сыну. На протяжении романа он не раз демонстрировал терпение и доброе отношение к меняющимся взглядам Аркадия, несмотря на вызывающее поведение его друга Базарова. Николай Петрович влюблен в Фенечку, дочь простой экономки, но скрывает свои чувства из-за того, что боится осуждения окружающих. Он имеет прогрессивные взгляды, но не разделяет увлечения сына нигилизмом, так как сам испытывает сильную влюбленность.
Это самый добрый и положительный персонаж романа, который преодолевает все предрассудки на пути к искреннему чувству и личному счастью.
Аркадий Николаевич Кирсанов
Рейтинг персонажа:
Мне нравится40Не нравится9
Молодой мужчина Аркадий Кирсанов только окончил университет и встретил Евгения Базарова, чьи нигилистические взгляды очень его увлекли. По своей натуре – мягкий и сентиментальный человек, который верит в искреннюю любовь и привязанность.
На протяжении романа читатель может наблюдать, как взрослеет Аркадий. Он легко поддается влиянию Базарова, но со временем пересматривает свои суждения и находит себя настоящего. Точно также меняется и его любовный интерес, а в финале Аркадий женится на скромной и доброй девушке Катерине.
Павел Петрович Кирсанов
Рейтинг персонажа:
Мне нравится21Не нравится27
Вместе с Николаем Кирсановым проживает и его брат Павел, бывший офицер. Он не разделяет взгляды Базарова и часто спорит с ним о различных сферах жизни.
До начала событий романа Павел был влюблен в загадочную княгиню, но пережил тяжелый разрыв и замкнулся в себе. Новым объектом его симпатии стала Фенечка, поэтому попытка Евгения Базарова поцеловать девушку приводит Павла в бешенство. Он стреляется с Базаровым на дуэли и получает легкое ранение.
В конце романа Павел получает известие о смерти его бывшей возлюбленной, а Фенечка выходит замуж за Николая. Одинокий Павел с разбитым сердцем окончательно замыкается в себе и навсегда покидает страну.
Герои тургеневского романа
Евгений Васильевич Базаров
Базаров — студент-медик, по социальному статусу, простой человек, сын военного лекаря. Он серьезно увлекается естественными науками, разделяет убеждения нигилистов и отрицает романтические привязанности. Он уверен в себе, самолюбив, ироничен и насмешлив. Много говорить Базаров не любит.
Помимо любви главный герой не разделяет восхищение искусством, мало верует в медицину, невзирая на получаемое им образование. Не относя себя к романтичным натурам, Базаров любит красивых женщин и, одновременно, презирает их.
Самый интересный момент в романе — это когда герой сам начинает испытывать те чувства, существование которых он отрицал и высмеивал. Тургеневым наглядно демонстрируется внутриличностный конфликт, в тот момент, когда чувства и убеждения человека расходятся.
Аркадий Николаевич Кирсанов
Один из центральных героев тургеневского романа — это молодой и образованный дворянин. Ему всего 23 года и он едва закончил университет. В силу своей юности и склада характера, он наивен и легко попадает под влияние Базарова. Внешне он разделяет убеждения нигилистов, но в душе, и далее по сюжету это видно, он предстает великодушным, мягким и очень сентиментальным молодым человеком. Со временем герой и сам понимает это.
В отличие от Базарова, Аркадий любит много и красиво говорить, он эмоционален, жизнерадостен и дорожит привязанностями. Он верит в брак. Невзирая на демонстрируемый вначале романа конфликт между отцами и детьми, Аркадий любит и дядю, и своего отца.
Одинцова Анна Сергеевна — рано овдовевшая богатая особа, которая в свое время замуж вышла не по любви, а по расчету, чтобы уберечь себя от бедности. Одна из главных героинь романа любит покой и собственную независимость. Она никогда никого не любила и ни к кому не привязывалась.
Для главных героев она выглядит красивой и недоступной, поскольку взаимностью не отвечает никому. Даже после смерти героя, замуж она выходит повторно, и опять-таки по расчету.
Младшая сестра вдовы Одинцовой, Катя, совсем юна. Ей всего 20 лет. Екатерина является одним из самых милых и приятных персонажей романа. Она добра, общительна, наблюдательна и при этом демонстрирует самостоятельность и упертость, которые только красят молодую особу. Она из семьи небогатых дворян. Родители ее погибли, когда ей было всего 12 лет. С тех пор она воспитывалась старшей сестрой Анной. Ее Екатерина побаивается и под взглядами Одинцовой чувствует себя неловко.
Девушка любит природу, много размышляет, она прямая и не кокетливая.
Отец Аркадия (брат Павла Петровича Кирсанова). Вдовец. Ему 44 года, он совершенно безобидный человек и нетребовательный хозяин. Он мягкий, добрый, привязанный к сыну. По своей натуре он романтик, ему нравится музыка, природа, поэзия. Николай Петрович любит тихую, спокойную, размеренную жизнь в деревенской глуши.
В свое время он женился по любви и жил в браке счастливо до тех пор, пока его жена не умерла. В течение долгих лет не мог прийти в себя после смерти возлюбленной, но с годами нашел любовь вновь и ей стала Фенечка, простая и бедная девушка.
Утонченный аристократ, 45 лет от роду, дядя Аркадия. В свое время он служил офицером гвардии, но из-за княгини Р. его жизнь изменилась. Светский лев в прошлом, сердцеед, который легко завоевывал любовь женщин. Всю свою жизнь он строил в английском стиле, читал газеты на иностранном языке, вел дела и быт.
Кирсанов явный приверженец либеральных взглядов и человек с принципами. Он самоуверенный, гордый и насмешливый. Любовь в свое время его подкосила, и из любителя шумных компаний, он стал ярым мизантропом, который всяческим образом избегал общества людей. В душе герой несчастлив и в конце романа он оказывается далеко от своих близких.
История княгини Р. в романе Тургенева «Отцы и дети»
ИСТОРИЯ КНЯГИНИ Р. В РОМАНЕ «ОТЦЫ И ДЕТИ»
Роман «Отцы и дети» чаще всего определяют как роман о конфликте дворян и разночинцев. И, конечно, сразу возникает вопрос: «А зачем нужна эта история княгини Р.?» Но все детали, пусть даже малейшие, несут на себе определенную нагрузку. И их роль так же велика, как и всего произведения в целом. Здесь я бы даже провела параллель с поэмой Гоголя «Мертвые души». В. Г. Белинский говорил, что лирические отступления — это важный недостаток «Мертвых душ». Но мы-то знаем, как велика была роль этих «недостатков» в произведении. Точно так же велика роль истории княгини Р. в «Отцах и детях». Во-первых, можно сказать, что, помещая эту историю в роман, автор сравнивает себя со своим героем. Ведь и у И. С. Тургенева была такая же несчастная любовь к Полине Виардо…
Из истории любви Павла Петровича к княгине Р. мы можем многое понять: например, почему Павел Петрович так замкнут, мы понимаем его манеру поведения. Влияние на него княгини Р. прослеживается через весь роман. Вспомним значение имени «Елена» — это свет, блеск. А Фенечка, Федосья — это Божья благодать. Это свет Божий, то есть в Фенечке Павел Петрович видит как бы отражение своей Нелли, но уже в высшей, духовной степени, вследствие чего он потом влюбляется в Фенечку.
Так же, с помощью истории княгини Р., Тургенев сближает своих героев. Ведь несчастная любовь Базарова к Одинцовой, по сути дела, есть повторение любви Павла Кирсанова к княгине Р.
И наконец, в этом рассказе Тургенев показывает то, перед чем бессильны герой и героиня, — перед Богом, перед высшими силами. Княгиня Р. — сфинкс для Кирсанова, она для него загадка. В конце она присылает ему кольцо, перечеркнутое крестом, со словами: «Крест — вот разгадка…» Крест — символ Бога, начала жизни. Но мы знаем, что у креста двоякая символика, он символизирует и конец жизни. Княгиня Р., прислав Павлу Петровичу кольцо с крестом, хотела, чтобы он начал новую жизнь без нее (хотя, как выясняется впоследствии, он не смог этого сделать), но в то же время это символизирует и конец жизни для самой княгини Р. Таким образом, княгиня и Павел Петрович бессильны перед Богом, перед этим магическим крестом.
Княгиня Р. и Одинцова очень похожи. Обе они странные женщины; обе окружены ореолом таинственности. Почему это так? Показывая конфликт дворян и разночинцев в образах П. П. Кирсанова и Базарова, Тургенев в то же время показывает то, что сближает всех людей, перед чем они все бессильны. А бессильны все люди перед Богом, природой, перед этими таинственными силами. Олицетворением этих сил в «Отцах и детях» являются княгиня Р. для П. П. и Одинцова для Базарова. То есть Кирсанова и Базарова сближает несчастная любовь к их «сфинксам». Вот почему так таинственны княгиня Р. и Одинцова.
Подводя итог, скажу, что ошибочно считать, что история княгини Р. не нужна в романе. Как мы видим, она играет очень важную роль в «Отцах и детях»: она помогает нам понять психологический аспект произведения.
Конфликт «отцов» и «детей»
В произведении конфликт между двумя поколениями не несет в себе исключительно отрицательную окраску. На этом настаивал и сам писатель, который хотел показать, насколько важным для развития общества является диалог между представителями разных жизненных укладов.
В романе «Отцы и дети» главным композиционным приемом служат споры между главными героями, благодаря которым читатель может определиться с собственной точкой зрения на тот или иной важный вопрос, будь то природа, наука, искусство, нравственные понятия. Кроме того, данный прием, когда «дети» и «отцы» находятся в состоянии непрекращающегося спора, указывает на тот факт, что жизнь многогранна и динамична – она никогда не стоит на месте, и все время движется только вперед.
Следует осознать и принять тот факт, что противостояние между поколениями никогда не завершится. Однако этот бесконечный конфликт несет в себе большую пользу, поскольку является фактором развития всего, что происходит на земле.
Сочинение 2
Литературный герой Базаров, является персонажем произведения Тургенева «Отцы и дети». Это произведение поднимает ряд важнейших как общечеловеческих так и всероссийских проблем.
«Отцы и дети» это роман по своей структуре, написан он И. С. Тургеневым шестидесятые годы XIX века, как раз после отмены крепостного права в империи. К «отмене» Россия, аристократия и общество шло не одно десятилетние. Поражение в Крымской войне (1855) принудили самодержавие в корне пересмотреть систему государственно управления и стать на путь реформ. Тургенев немало способствовал отмене крепостничества. В своих статьях и произведениях он остро ставил вопрос о правовом равенстве крестьянина и дворянина.
В своём рассказе «Муму» Тургенев показывает бесчеловечность крепостнического строя, не нормальность человеческого бесправия и в то же время наличие воли у крепостника выдержать и отстоять достоинство человека, — глухонемого Герасима.
Главная идея романа показать конфронтацию двух политических идей, различных в своей направленности: либералов-западников и радикалов-разночинцев. Этим Тургенев как бы определяет дальнейшее социально-политическое развитие для России, заключая что крестьянское освобождение запоздало хотя и полезно для страны.
В это самое время в России распространяются идеи политического радикализма. Уничтожить всё старое и отжившее и строить (неизвестное) «светлое» будущее. По сути начинается революционное брожение общества (интеллигенции) в России.
Ведь именно такие революционеры-разночинцы типа героя Базарова, покушались а затем убили царя Александра II-Освободителя. И именно такие революционеры типа Базарова устроят террор в России в начале XX века, а затем сотворят в России кровавую гражданскую войну. В герое Базарова есть сходные черты Верховенского из романа «Бесы» Достоевского.
Герой Базарова это нервный, но в то же время с большой волей человек, у него сильный характер, он умён и самостоятелен в своих суждениях и действиях. Над собой авторитетов он не желает терпеть, даже родного отца. Для него нет никого выше него самого, — Бога нет и т. д.
Его идея: разрушение (даже самого себя отчасти), на обломках будет возводится новое здание будущего. Но, Базаров не отрицательный герой на все 100%, есть в нём и положительные черты.
Основные проблемы
Проблема взаимоотношений поколений является центральной в произведении Тургенева. И «отцы», и «дети» в равной степени обеспокоены поиском ответа на вопрос, в чем же заключается смысл жизни. Люди новой формации находили смысл жизни в честном труде, борьбе за правду и справедливость, неустанном движении вперед, в то время как для представителей старого поколения более привычной была неспешная, размеренная жизнь, обеспеченная тяжелой работой крестьян. Этот взгляд на жизнь и лег в основу конфликта между отцами и детьми, которые не могли и не хотели понять и принять жизненные позиции оппонентов. Особенно ярко это противостояние показано на примере непростых взаимоотношений Павла Кирсанова и Евгения Базарова, ставших героями-антагонистами в романе «Отцы и дети». Иван Сергеевич поднимает не менее важную проблему нравственного выбора – на чьей же стороне правда? Писатель уверен, что ни в коем случае нельзя отрицать прошлое, поскольку лишь на его основе можно построить будущее. На примере Базарова он демонстрирует, какими страшными последствиями может обернуться полный разрыв со своим прошлым: одинокий, никем не понятый герой очень несчастен, но ведь и он, в свою очередь, никогда не стремился к сближению с другими людьми и их пониманию
Также очень важно понимать, что жизнь не стоит на месте: она постоянно развивается, принимает новые формы, предлагает новые ценности. К этим переменам нужно быть готовым, особенно это касается людей прошлого, которые очень тяжело принимают перемены вокруг себя
Типичным примером таких закоренелых консерваторов в произведении является Павел Кирсанов, для которого было очень важно следовать устаревшим канонам. Тургенев призывает читателей не игнорировать происходящие перемены, пытаться понять их, раскрыть для себя их сущность, а не приниматься ругать все новшества, как следует не разобравшись в них. Выходит, что решение проблемы поколений – это терпимое, толерантное отношение людей друг к другу и попытка понять противоположную точку зрения на тот или иной вопрос. С этой стороны наиболее мудрым человеком проявил себя Николай Кирсанов, который никогда не торопился судить новые веяния. По стопам отца пошел и его сын Аркадий, сумевший найти в своей жизни важное компромиссное решение. Тургенев показывает, что за личной трагедий Евгения Базарова кроется важная миссия, поскольку именно такие отчаянные люди ценой своего личного счастья прокладывают всему человечеству дорогу вперед. И потому признание этого предназначения также занимает немаловажное место в жизни общества. Лишь на смертном одре Евгений осознает, что не совсем правильно выстроил свою жизнь. Это понимание лишает героя последних сил, и он умирает. Проблема социального неравенства. Молодые люди, как представители разночинной интеллигенции, были вынуждены кровью и потом зарабатывать себе на жизнь, в отличие от представителей дворянства, которые только лишь по факту своего рождения уже обладали всеми возможными привилегиями. У разночинцев же не было ни доходных имений, ни веского положения в обществе, и им не оставалось ничего иного, как много и усердно работать, чтобы выбиться «в люди». Неудивительно, что жизнь, полная тяжелого труда и разного рода лишений, вызывала у разночинцев внутреннее ожесточение, которое особенно сильно контрастировало с расслабленностью и инфантильностью отпрысков богатых аристократов. Именно в этом и крылись истоки нравственного кризиса целого поколения. Проблемы таких вечных ценностей как дружба, любовь, искусство, отношение к окружающей природе. При помощи любви Тургенев мастерски раскрывает характеры своих персонажей, каждого из них он испытывает сильным чувством, проявляя тем самым их истинную сущность. Вот только не все достойно проходят эту проверку: Базаров не в состоянии принять любовь, что в итоге делает его глубоко несчастным человеком.
В своем произведении Тургенев поднял самые важные, самые насущные проблемы своего времени, которые не утратили своей актуальности и в наши дни. Именно потому роман «Отцы и дети» признан нестареющей классикой: все поднятые в нем вопросы заставляют о много задуматься, переосмыслить собственное поведение.
Характеристика Базарова — сочинение
Роман «Отцы и дети» принадлежит перу русского писателя И. С. Тургеневу. В этом романе поднята проблема отношений двух поколений, и попытка решения этой проблемы. Идет борьба между двумя лагерями старым аристократическим миром и новым радикальным миром. В романе показано, что на смену старым представителям дворянства идут молодые беспокойные и ищущие.
Одним таким молодым и ищущим персонажем был Евгений Базаров. Он был не похож ни на кого другого в романе. Он имел прогрессивные взгляды на жизнь. Он является противником вероисповедования и царской власти. Он является антиподом старшему поколению, которое находится в рамках традиции моральных устоев.
Евгений был жестким и самоуверенным молодым человеком, он привык добиваться своих целей, опираясь на науку. Он считал, что любовь и романтика чушь и в неё не верил. По мнению Базарова если человек проявляет чувства, то он показывает слабость. Поэтому Евгений отталкивал всякие мысли о любви.
Даже любовь к родителям и родителей к нему он тоже отрицал. Где бы он ни появлялся, он сразу проявлял себя как лидер, науку он ставил на первое место.
Писатель специально ввел этого персонажа в роман, потому что он был воплощением образа нового человека. У этого героя выработанна своя концепция нигилизма.
Его взгляды проявляются во всём, он отрицает моду, дворянство. Он считает, что главное это жизнь простого народа. Он считает, что нельзя говорить об искусстве, если в соседней деревне с голоду умирают люди. Он хочет дать простому народу образование, сто бы они не были темными и непросвещенными людьми.
Базаров сразу показал, что в спорах ни возраст, ни принадлежность к знатному роду, ни дружеские отношения не являются для него авторитетом. Спор между Базаровым и Павлом Петровичем был настолько сильный, что дошло до дуэли.
Авторитетом для Базарова была лишь наука и он сам. От науки можно получить пользу, а все остальное глупости. Но нашлась сила, которая смогла перебороть скепсис нигилизма, имя этой силе – любовь.
Базаров влюбляется в Ольгу Одинцову. Но эта любовь безответная, Ольга его не любит. Поэтому мужчина решает вернуться к родителям и полностью отдаться науке. Но когда он получает заражение крови и перед смертью просит, что бы Ольга приехала с ним проститься. Автор этим приемом разрушает философию и доказывает, что отрицать все нельзя.
Когда Евгения не стало, автор попытался изобразить то, что герой получил покой.
Предыстория романа «Отцы и дети». Прототипы Базарова
Тургенев начинает писать роман в большой
обиде на демократов из «Современника»,
желая создать карикатурный образ
нигилиста-разночинца. Эта обида была
продиктована несогласием Тургенева с
трактовкой Добролюбовым его романа
«Накануне». Когда Тургенев пришёл к
Некрасову и сказал ему: «Или я, или
Добролюбов с Чернышевским», — Некрасов
выбрал молодых демократов, и Тургенев
вышел из «Современника».
В «Формулярном списке действующих лиц
новой повести» Тургенев писал о Базарове:
«Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто
и немного, работящ». (Смесь Добролюбова,
Павлова и Преображенского). И.Павлов –
атеист, материалист с чрезвычайно
резкими суждениями, врач и писатель.
Н.Преображенский – однокурсник
Н.Добролюбова по педагогическому
институту, молодой человек с завышенным
самомнением, бесцеремонностью и свободой
суждений.
Исследователи приводят и других
прототипов Базарова, в частности,
знакомых Тургеневу врачей Дмитриева и
Якушкина. В одном из писем К.Случевскому
Тургенев называет целый ряд «истинных
отрицателей», в числе которых оказываются
Белинский, Бакунин, Герцен, Добролюбов,
Спешнев.
Тургенев не копировал одно реальное
лицо. Для него в конечном варианте важна
была не идеологическая схема, а живой
характер. Вот почему, рисуя Базарова в
начале романа мрачными и однотонными
красками (пока обида на молодёжь
«Современника» была ещё горяча), затем
он как честный и чуткий художник
почувствовал, что его герой не может
быть столь первобытно схематичным.
Тургенев сам пытается в процессе работы
над романом как можно более глубоко
понять своего героя, даже пишет дневник
Базарова! Вот почему художественный
результат в итоге так сильно разошёлся
с первоначальным замыслом романа.
Главные темы
В своем произведении Тургенев постарался раскрыть немало важных тем, каждая из которых несет в себе большой посыл для социума.
- Тема непростых взаимоотношений «отцов» и «детей» раскрывается на примере одной семьи, однако она охватывает гораздо больший социальный срез общества, и указывает на проблемы между разными поколениями в целом.
- Появление «нового» человека на переломе двух эпох. Ярким представителем такого человека служит Евгений Базаров: он не приемлет старые ценности, но, не в силах предложить новые, неистово отрицает все, что только можно.
- Идейные противоречия интеллигенции в непростой исторический период в российском обществе, когда происходила подготовка реформы об отмене крепостного права.
- Любовь как проявление самых сильных и искренних чувств не только к женщине, но и к родителям, детям, искусству, родине.
- Тема взаимодействия человека и природы. На примере героев и их отношения к окружающей среде автор раскрывает значимость природы для всего человечества в целом.
История создания
Роман «Отцы и дети», в котором описано столкновение двух сил, революционно настроенных молодых людей и консервативных дворян-либералов, был написан в непростой период в истории России, когда в стране усиливалось общественное противостояние.
Иван Сергеевич долгое время сотрудничал с популярным журналом «Современник», в котором главным его оппонентом был литературный критик Добролюбов. Тургенев зачастую не соглашался с его статьями, и между литераторами не раз возникали идеологические разногласия. Иван Сергеевич был сторонником постепенных реформ, в то время как радикально настроенный Добролюбов считал, что Россия способна преобразиться только посредством революции. В тот период редактором журнала «Современник» был Николай Некрасов, который также поддерживал революционные настроения в литературных кругах. Это стало причиной того, что редакцию покинули сразу два классика русской литературы: Тургенев и Толстой.
Впервые идея написать роман «Отцы и дети» посетила Ивана Сергеевича в 1860 году, во время его пребывания на английском острове Уайт. Писатель приступил к наброскам будущего произведения, определил основные черты Евгения Базарова. Он хотел изобразить прогрессивно мыслящего молодого человека, который не признавал бы никаких авторитетов и компромиссов. Идеи нигилизма были чужды Тургеневу, однако он невольно проникся симпатией к своему герою. Немалую роль в этом сыграл дневника Базарова, который вел писатель: проживая жизнь своего персонажа, он смог лучше понять его душевные переживания, стремления.
Год спустя писатель вернулся в родовое имение Спасское, где и завершил свою работу. В феврале 1862 года роман «Отцы и дети» был впервые опубликован в «Русском вестнике».