Почему лужин хочет взять в жены дуню?

Характеристика и образ дуни в романе достоевского преступление и наказание сочинение

Прототип

Прототипами Лужина послужили, вероятно, присяжный стряпчий Павел Петрович Лыжин, одн из кредиторов Достоевского, фамилия которого упоминается в черновых материалах к «Преступлению и наказанию», и П.А. Карепин — муж сестры писателя. В 1840 году Карепин женился на Варваре Михайловне Достоевской, бывшей моложе него на 26 лет, и вскоре стал опекуном её младших братьев и сестёр. Фёдор Михайлович никогда не встречался с ним, но вёл переписку, по которой и составил отрицательный образ Карепина.

Кроме того, по мнению Н. Наседкина существует некоторое сходство между действиями Лужина и обстоятельствами жизни самого Достоевского: в период создания «Преступления и наказания» 45-летний Достоевский, как и 45-летний Лужин, посватался к молоденькой девушке — А. Г. Сниткиной, являвшейся в свою очередь одним из прототипов Дуни Раскольниковой.

Внутренний анализ

2. Кто говорил до того, как Лужин зашел в каморку Раскольникова?

3. Зачем присутсвует Зосимов в сцене разговора?(Кто указывает Лужину на

Раскольникова?\Кого принимает за Раскольникова Лужин

первоначально?\На какие вопросы Лужина отвечает Зосимов?)

4. Присутствует ли Настасья во время эпизода в комнате?

5. Есть ли Настасья в четвертой и в шестой главах? Есть ли где-нибудь в пятой главе сцена ее

ухода?

слова?Где все-таки в этой сцене обращаются к Настасье?(Как Лужин проходил в глубь

каморки Раскольникова?)

Знакомы нам или нет?

2. Какого мнения о Лужине был Раскольников после прочтения письма матери?

  1. Думал ли Раскольников о Лужине?
  2. Правда ли то, что Раскольников уже до разговора настроен против Лужина? Почему? В чем это выражается?

Как мы узнали про каждого из героев(раньше уже были представлены автором\Характеристика, данная другими героями)?

2. Является ли эта точка зрения объективной?Почему?

  • Можно ли сказать, что кого-то мы узнаем с привычной\непривычной стороны, вообще видим впервые?
    1. Как ведет себя Лужин?
    2. Как реагирует Раскольников?
    3. Меняется ли его настроение(поведение\отношение к собеседнику) в ходе разговора?
  • Есть ли портрет какого-либо героя?

Цитаты

Словесная характеристика Авдотьи, приведенная в произведении Достоевским, раскрывает ее женскую и личностную привлекательность. Девушка выглядит лучше в сравнении с . Внешность как будто дополняет черты характера:

Благоразумие и твердость характера просматривались во всех действиях и решениях девушки. Главное решение в жизни не отличилось от принципов, которым Дуня следовала, несмотря на все трудности и перипетии:

Раскольников виноват в мучениях Авдотьи и понимает, на что ей приходится идти. Он и матушка понимают всю красоту души девушки: «…Конечно, ты знаешь Дуню, знаешь, как она умна и с каким твердым характером. Дунечка многое может сносить и даже в самых крайних случаях найти в себе столько великодушия, чтобы не потерять своей твердости…»

Эти убеждения касаются и любовных отношений, которых ждет Дуня: «…она многое может перенести, под условием, если дальнейшие отношения будут честные и справедливые…»

Одним из второстепенных персонажей произведения является сестра главного героя романа Родиона Раскольникова Авдотья Романовна.

Писатель представляет Дуню в образе молодой женщины двадцати двух лет, внешне схожей с братом, но отличающейся от него не совсем правильными чертами лица, выдающимся немного подбородком, говорящим о сильной натуре. Девушка изображается высокой темно-русой шатенкой с лицом, сияющим здоровой свежестью, алым нежным ртом, глазами иссиня черными, сверкающими добрыми лучиками. Серьезное и вдумчивое выражение лица Дуня раскрывает ее молодую и неопытную натуру.

По характеру Дуню горделива, ужасно целомудренна и благородна, прекрасно осознает свою значимость, несмотря на постоянное внимание к ней мужчин. В связи с бедственным положением ее семьи и будучи неплохо образованной, Дуня вынуждена служить в качестве гувернантки в богатом семействе Свидригайловых, где хозяин дома регулярно заставляет девушку испытывать унижения и страдания

Поскольку Авдотья Романовна имеет сильный характер, она стойко переносит жизненные трудности

В связи с бедственным положением ее семьи и будучи неплохо образованной, Дуня вынуждена служить в качестве гувернантки в богатом семействе Свидригайловых, где хозяин дома регулярно заставляет девушку испытывать унижения и страдания. Поскольку Авдотья Романовна имеет сильный характер, она стойко переносит жизненные трудности.

Девушка принимает решение стать женой богатого и расчетливого Лужина с целью помочь брату закончить учебу и содержать престарелую мать. Однако Раскольников категорически против решения сестры и пытается открыть ей глаза на низкую сущность выбранного ею мужчины. Наконец, Дуня понимает, что из себя представляет скупой господин Лужин, способный на любые поступки ради сохранения копейки.

Работая в доме Свидригайлова, Дуня оказывается в неприятном положении и не желая терпеть домогательств хозяина, желающего склонить девушку к благосклонности, выстреливает в насильника, но, к сожалению, промахивается.

Девушка наконец-то понимает, что даже ради семьи неспособна пойти на отношения без настоящей любви, без искреннего, взаимного чувства. Непонимающий такого поступка Свидригайлов, в результате длительных раздумий решает освободить Дуню от утомительного пребывания в его доме.

В финале романа писатель рассказывает читателям о счастливом замужестве героини, которая становится супругой друга брата Разумихина, достойного человека, обещающего девушке любовь, защиту, заботу. Супруги принимают решение, собрав нужную сумму через некоторое время, отправиться на проживание в сибирский городок, в который отправлен на каторгу после убийства старухи-процентщицы Родион Раскольников.

Образ Дуни из повести А.С. Пушкина “Станционный смотритель”

«Станционный смотритель» – одна из повестей Белкина, изложенных А.С. Пушкиным. Это произведение, как и большинство литературных творений великого русского поэта, написано емким, сжатым языком. В небольшой повести Пушкин вместил несколько лет, взяв из них только самые важные моменты. На одной из станций в N-ской губернии, через которую проезжал герой, рассказавший эту повесть, служил некий вдовец. Но у него была четырнадцатилетняя дочка.

Когда она вышла из каморки, первое, на что обратил внимание наш рассказчик, это необыкновенная красота девочки. Отец ее, смотритель станции, гордился дочерью и удовольствием говорил о том, какая она «разумная, такая проворная, вся в покойницу мать»

Отец ее, смотритель станции, гордился дочерью и удовольствием говорил о том, какая она «разумная, такая проворная, вся в покойницу мать».

Обратите внимание

На этой девочке держалась станция. Своим взглядом она могла погасить гнев недовольных проезжающих, которые при ней начинали говорить тише и спокойнее. Девочка была хозяйственная, держала в чистоте дом, где они жили, и помогала отцу. Очень быстро приготовила самовар, и наш путник вместе с хозяевами успел перед отъездом выпить горячего дымящегося чаю.

Дуня была в том возрасте, когда почти все девочки начинают обращать внимание на противоположный пол. Маленькая кокетка уже понимала, какое действие она производит на мужчин

Уезжающему молодому чиновнику она позволила поцеловать себя.

Через несколько лет, когда он вновь проезжал через эту губернию, он снова завернул на станцию, чтобы увидеть смотрителя и Дуню. Но девушки на станции уже не было. Наш путник узнал, что Дуня понравилась проезжавшему гусару, и тот притворился больным, чтобы только задержаться в доме смотрителя. Дуня ухаживала за ним.

А через три дня, когда девушка собралась идти в церковь, поправившийся гусар должен был уезжать со станции. Он предложил Дуне подвезти ее до церкви, но, по сути, украл ее.

Поэтому, как рассказал ямщик, «всю дорогу Дуня плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте».

Дуня полюбила гусара, поручика Минского, и, судя по всему, тот, не сразу, но женился на ней. Однажды, через несколько лет, Дуня приехала в родное село, где когда-то жил отец.

Может быть, она хотела забрать его к себе, может быть, приехала только навестить и помочь материально, этого читатель никогда не узнает. Мы знаем только, что у Дуни было доброе и чуткое сердце. И слезы на могиле отца были искренние от души.

Важно

Она опоздала позаботиться о живом. И потому дала деньги священнику, чтобы тот позаботился о душе ее покойного родителя.

Читатель не может осуждать ее за то, что она покинула отца. Как говорят в народе, сын глядит в дом, а дочь глядит вон.

История жизни

Кто такая Соня Мармеладова? Характеристика ее сводится к следующим качествам: искренность, милосердие, доброта. Сила каждого из них необыкновенна. И только обладательница лучших человеческих качеств способна пережить трагедию, которая выпала на ее судьбу, и при этом не очерстветь душой, не потерять своей нравственной основы.

Главный герой романа однажды встречает в трактире подвыпившего опустившегося человека, рассказы которого вызывают смех у окружающих. Соня Мармеладова — дочь этого человека. История жизни этих людей поражает Раскольникова. А познакомившись с девушкой, студент-идеалист уже не в состоянии находиться в стороне от несчастья, которое коснулось этой семьи. Бедность — не порок, но нищета — это иное дело. Она унижает человека и заставляет его идти на преступление против нравственности. В этом заключается трагедия Мармеладова. Дочь его пошла на панель, дабы прокормить семью. Он же в это время где-то «лежал пьяненькой». И отныне пить он стал еще ожесточеннее, почти до безумия, приводя в бешенство свою больную и измученную невзгодами жену и причиняя боль и без того выстраданному сердцу дочери. Но у девушки необыкновенно любящая и открытая душа. Иначе невозможно пережить терзания, которые испытывает Соня Мармеладова.

Второстепенные женские образы и детские образы в романе

Система персонажей произведения включает в себя большое количество героев. Каждый персонаж обладает своим характером, играет свою роль в романе.

Среди второстепенных персонажей следует выделить детей. На протяжении всего произведения читатель может наблюдать влияние собирательного детского образа. Несмотря на небольшое участие в произведении, образы детей играют важную роль.

У Катерины Ивановны было трое детей – Полечка, Лена, Коля. Полечка – старшая. Ей девять лет. писатель ее описывает как высокую и тоненькую, «как спичка», большими темными глазами. Лене примерно шесть лет, она самая младшая. Мальчик Коля на год старше Лены. Дет плохо одеты. Хоть мать и старалась о них заботиться, часто дети оставались голодными. Семье не хватало денег. Дети часто плакали, были запуганы и забиты, так как Катерина Ивановна, «как расплачутся дети, хоть бы и с голоду, тотчас же их бить начинает».

Дети Катерины Ивановны в судьбе каждого главного героя произведения сыграли свою роль. Их образ был необходим Достоевскому для раскрытии образа Сони. С помощью детских образов Достоевский показывает, что Мармеладов, который причинил столько боли и горя своей семье, все же думал о жене и детях. В образе девочки-утопленницы писатель заключает образ всех тех, кто невиннее, светлее, чище других и потому слабее.

«Преступление и наказание»

Дуня Раскольникова – девица 22 лет, сестра Родиона Раскольникова, главного героя романа. Это второстепенный персонаж действия. Судьба Авдотьи сложилась драматично, но в финале истории самопожертвование окупилось. Внешность бесприданницы описана Достоевским располагающе. Бесприданница красива, демонстрирует волевой стойкий характер, уверенна в себе, располагает качественным образованием и воспитанием.

В таком возрасте у девушки должен появиться муж, но Дуня пока одинока. Претендентов на руку и сердце много, но Раскольникова не хочет выходить замуж за кого попало. Она совершает поступки, характеризующие героиню как порядочную девушку. Поэтому гордая и знающая себе цену Дуня пытается помочь бедствующей семье и дает согласие на брак Лужину, понимая, что поправит финансовое положение матери и брата.


Петр Лужин

Утонченная красавицы, Авдотья работает гувернанткой в доме Свидригайлова. Это позволяет брату получить образование, а Дуне и матери Раскольникова – худо-бедно выживать на зарабатываемые. Смелая барышня, на чью долю пришлось много невзгод, принимает благородное решение о браке, но Раскольников против такой жертвы. Не один разговор состоялся в семье, прежде чем стало понятно, что Лужин не достоин Дуни.

Скупой эгоист Лужин – не единственный, кто заметил прелесть Дуни. Хозяин дома, Свидригайлов, тоже имеет на нее виды. Он обсуждает с девушкой преступление, совершенное братом, и вынуждает красавицу на выстрел, сделанный в целях самообороны. Промах спас Дуню от убийства мужчины и водворил справедливость: девушка не сможет пересилить себя и полюбить ради денег. Свидригайлов отпускает жертву.


Дуня Раскольникова и Свидригайлов (кадр из фильма)

Биография Дуни полна печальных моментов, но в финале ее страдания окупаются. Девушка вышла замуж за Разумихина, приятеля Раскольникова. Молодой человек способен дать ей то, о чем мечтала девушка. Эпилог романа освещает решение молодой семьи об отъезде в Сибирь. Скопив деньги, Дуня с супругом перебираются туда, чтобы жить поближе к брату.

Роль в произведении персонажа Авдотьи Раскольниковой важна. На фоне Родиона это порядочная и благородная героиня, сумевшая отказаться от искушения. Самопожертвование – главная тема, транслируемая Достоевским с помощью образа Дуни.

Роль Гастрелловой в судьбе Раскольникова

Дуня — сестра Раскольникова, поэтому ее присутствие и влияние на его жизнь нельзя недооценивать. Она является передовым образцом женской нравственности и интеллекта, что влияет на Раскольникова и помогает ему осознать свои преступные действия.

Прежде всего, мы видим, что Дуня является источником моральной поддержки для Раскольникова. Она верит в его доброе сердце и видит его потенциал, стараясь помочь ему стать лучшим человеком. Ее настойчивость и умение находить подходящие слова позволяют ей воздействовать на Раскольникова и помогают ему преодолеть свои внутренние демоны.

Кроме того, Дуня также играет ключевую роль в изменении мировоззрения Раскольникова. Ее присутствие и ее собственная жизненная история помогают ему понять, что истинное благо и счастье могут быть достигнуты только через любовь и сострадание к другим людям. Ее бескорыстная любовь и забота дают Раскольникову пример, которому он должен следовать, и помогают ему переоценить свои преступные намерения.

Кроме того, Дуня также выполняет функцию катализатора изменений в судьбе Раскольникова. Ее появление вызывает у Раскольникова сильные эмоциональные переживания и помогает ему пересмотреть свою жизнь и действия. Он начинает осознавать последствия своих преступлений и стремиться к истинному искуплению.

Таким образом, Гастреллова — важный персонаж, оказывающий существенное влияние на судьбу главного героя Раскольникова. Она является источником моральной поддержки, катализатором изменений и символом добра и любви, что помогает ему преодолеть свои внутренние конфликты и обрести истинное спасение.

Описание и характер

Роман «Преступление и наказание» — главное произведение Достоевского. Оно не содержит в своей сюжетной ткани ни единого незначительного героя, поскольку каждый человек, выведенный автором на страницах, играет свою роль. Это относится и к Авдотье Романовне Раскольниковой — милой, воспитанной и доброй девушке. Ее биография описана довольно кратко, но вся информация, необходимая для понимания образа, присутствует:

  1. Возраст девушки — 22 года.
  2. Это младшая сестра Родиона Раскольникова, которая вместе с матерью составляет всю семью героя.
  3. Внешне похожа на брата, но, в отличие от него, имеет слегка выдающийся вперед подбородок, который говорит о сильном волевом характере. Именно этой черты недостает ключевому персонажу произведения.
  4. Обладает уверенностью в себе, душевным благородством, готова к самопожертвованию.
  5. Хочет выйти замуж и создать собственную семью, но положение бесприданницы может роковым образом разрушить ее мечты.

Хоть благодаря яркой внешности Дуня пользуется мужским вниманием, ее сердце пока свободно. Однако ради брата она готова стать женой неприятного человека Лужина

Расчет благородной души удивителен — девушка не думает о собственном обогащении, а хочет лишь избавить от нищеты мать и Родиона.

Особенности создания персонажа

Образ Авдотьи Раскольниковой был интересен писателю задолго до того, как он вывел его на страницах своего основного романа. Некоторые исследователи литературы полагают, что прототипом красавицы стала Авдотья Яковлевна Панаева, не зря этих женщин даже звали одинаково. В доме утонченной Панаевой Достоевский любил бывать, здесь устраивались творческие вечера, где писатели и поэты читали свои произведения. Возможно, что эта интересная и образованная женщина повлияла на автора при работе над романом.

Еще одна реальная история, оказавшая воздействие на Федора Михайловича, — появление в журнале «Время», издателем которого он был, рассказа о гувернантке, сумевшей дать отпор домогавшемуся ее богачу. Сила этой девушки впечатлила писателя, поэтому позднее ее история была взята за основу сюжетной линии о Дуне.

Первый прием, который использует автор, — реалистичность. Благодаря ей автору удалось составить цельный и гармоничный образ. Вторая особенность — подробный портрет. Цитаты помогают читателю досконально представить себе, как выглядела Раскольникова. Она красива, причем не холодной отталкивающей красотой, как Элен Безухова из романа «Война и мир», а одухотворенной и изысканной прелестью, располагающей к себе

Вот почему Раскольникова привлекает к себе внимание практически всех мужских персонажей, фигурирующих в тексте.

Важно понимать, чем отличается Дуня от крестьянских девушек. Она получила достойное образование и могла бы найти себе хорошую работу

Однако нищенское положение семьи заставляет ее отказаться от собственных амбиций и принести свое счастье в жертву матери и брата.

Однако переступать через себя ради материальной выгоды она не стала. Стойкая и волевая девушка решилась отказать завидным женихам, рискуя навсегда остаться одинокой. Однако этому случиться не довелось. В конце произведения Достоевский вознаградил свою героиню за ее мужественные и самоотверженные поступки: она обрела счастье с тем, кто действительно ее полюбил

Таков полный анализ образа Авдотьи Романовны, героини пусть и второстепенной, но очень важной для понимания авторского замысла.

Часть I

Глава 1

Родион Раскольников (главный персонаж романа) — бедный питерский студент. Он задолжал хозяйке за квартиру, голоден, потому что не ел уже несколько дней. И он решается принести Алене Ивановне, процентщице, «заклад». По пути к ней Раскольников обдумывает некое действие, которое намеревается осуществить чуть позже. Визит его к старухе – только лишь «проба». Процентщице Раскольников сначала закладывает серебряные часы, затем обещает принести еще и папиросочницу. Все это время Родион думает о том, как убить старуху.

Наконец, уйдя от Алены Ивановны, герой выходит на улицу и ужасается мыслям о задуманном преступлении, восклицая:

«Какой ужас мог прийти мне в голову!»

Глава 2

В распивочной с Родионом Раскольниковым разговорился один из посетителей. Пьяница Мармеладов стал рассказывать юноше о своей семье, как они бедны, что его дочь Соня Мармеладова пошла в проститутки, чтобы спасти семью.

Раскольников доводит Мармеладова до дома, где знакомится с Катериной Ивановной, женой пьяницы. Родион уходит, оставив незаметно для обитателей квартиры свои последние деньги на подоконнике.

Глава 3

Утром Родиону Раскольникову Настасья, служанка хозяйки всего доходного дома, вручает письмо, которое герою прислала его мать, Пульхерия Раскольникова. Она писала о том, что Дуню (сестра Родиона) оклеветали в семье Свидригайловых, у которых девушка служила гувернанткой. Марфа Петровна Свидригайлова Дуню унизила и оскорбила, когда узнала, что муж, Свидригайлов, влюбился в девушку.

К Дуне же посватался Лужин Петр Петрович, у которого имеется небольшой капитал и которому 45 лет, он намного старше Дуни. Лужин торопится жениться, берет девушку бедную, чтобы она была ему благодарна всю свою жизнь. Мать Родиона сообщает сыну, что она и Дуня скоро к нему приедут.

Глава 4

Раскольников не желает, чтобы Дуня вышла замуж за Лужина. Родион понимает, что сестра идет на эту жертву ради него. В то же время Раскольников осознает, что он, бедный студент, не может ничем помочь ни сестре, ни матери. Он не вправе запретить сестре выйти замуж за состоятельного Лужина.

Снова Родион начинает обдумывать свою теорию «о праве сильного», думает — смириться ли ему с нынешним своим положением или

«решиться на что-то смелое?».

Глава 5

Родион решает пойти к своему приятелю по университету Разумихину, чтобы одолжить у друга немного денег. Но, передумав, герой покупает себе ломоть пирога да чарку водки на последние деньги. От выпитого и съеденного его сморило. Родион засыпает в кустах.

И снова видит невероятно трагичный сон про забитую мужиками старую лошадь. Он плачет во сне. Проснувшись, Раскольников идет на базар у Сенной. Там он слышит, как Лизавету (сестра старухи-процентщицы) торговец приглашает к себе в гости. Лизавета соглашается.

Раскольников осознает, что придет к старухе, чтобы ее убить, что «все решено окончательно».

Глава 6

Раскольников все время думает о том, как несправедлива жизнь. В бильярдной он совершенно случайно слышит странный разговор офицера со студентом. Эти двое тоже рассуждают о том, что такое ничтожество как старуха-процентщица не имеет права жить. Они говорят, что, хорошо бы ее убить, а деньги ее раздать бедным, и тем их спасти.

На следующий день Родион начинает готовиться к преступлению. Он берет в дворницкой топор, прячет его под пальто, заворачивает в бумагу дощечку, похожую по размерам на папиросочницу. Раскольников снова собирается идти к старухе-процентщице.

Глава 7

Раскольников приходит к процентщице, дает ей папиросочницу. Алена Ивановна отворачивается от него к окну, чтобы лучше рассмотреть заклад. Родион бьет ее по голове обухом топора. Старуха падает и умирает. В это время возвращается сестра процентщицы. Раскольников чрезвычайно испуган, в растерянности он убивает и Лизавету.

Он идет отмывать топор и слышит, что к процентщице пришли клиенты. Родион замер в испуге. Посетители пошли за дворником, чтобы тот открыл им дверь. Раскольников выбегает на лестницу, замечает на нижнем этаже приоткрытую дверь и прячется в пустой квартире.

Внешний Образ Дуни Раскольниковой

Авдотья Романовна Раскольникова – младшая сестра главного героя романа Родиона Раскольникова. Известно, что это девушка 22-ух лет, обладающая стойким характером и приятной внешностью. Дуня была очень красивой девушкой, что не раз отмечали и Разумихин, и Свидригайлов, и Лужин: «Авдотья Романовна была замечательно хороша собою — высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, что высказывалось во всяком жесте ее и что, впрочем, нисколько не отнимало у ее движений мягкости и грациозности.»

Она была очень похожа на брата, но волосы были светлее, а черные глаза искрились, в них чувствовалась сила жизни. Единственным недостатком ее была чуть пухлая нижняя губа, которая вместе с подбородком выдавалась вперед. но даже эта черта придавала ей особенность и даже некую надменность.

Девочка, жившая в нищете не могла себе позволить ничего лишнего. Неудивительно, что она мечтала скорее вырваться из глубинки. Что ей мог дать отец, бедный и забитый человек. Когда ей представился такой случай, она не растерялась. Остановившийся в их доме офицер не устоял перед чарами юной красавицы. Похитив девушку обманным путем из дома, гусар Минский увозит ее в Петербург. Всю дорогу Дуня плакала. Совесть мучила ее, что пришлось оставить отца. Хуже всего то, что она не соизволила даже весточку прислать, что с ней все хорошо.

Чувства молодых были взаимны. Минский снял девушке шикарные апартаменты, нанял прислугу, обеспечил необходимым. Они не жили вместе. Их встречи были по обоюдному согласию. В отношениях с Минским у Дуняши родилось трое детей. Судя по всему она была счастлива.

Все эти годы, Дуня не давала о себе знать. Приехав в родное село, ей уже не удалось застать отца в живых. Он не выдержал разлуки. Умерла в старике надежда на встречу, а вместе с ней и он сам.

В романе были и другие герои, на которых свалились большие беды и неудачи, но Дуне также пришлось познать горькую участь. Она столкнулась со следующими испытаниями:

  • клевета и отчуждение в родной деревне;
  • фанатичные любовные преследования Свидригайлова;
  • бедность и необходимость самопожертвования.

Особенно стоит выделить господина Свидригайлова, который привязался к ней и не отпускал до самого конца. Ещё в деревне девушке пришлось изрядно натерпеться от него, он был причиной того, что её с позором выгнали из дома, где она работала гувернанткой. По приезде Дуни в Петербург Свидригайлов также не заставил себя долго ждать и вскоре, к немалому ужасу девушки, тоже прибыл туда.

Марфа Петровна – особенный женский персонаж. Влюбленная в подлеца, она терпит многочисленные унижения. Свидригайлов не скрывает от нее связь с крестьянками. Женщина относится к мужу, как к сокровищу, а тот пользуется ее положением и деньгами. Одурманенная любовью Марфа спасает мужа от тюрьмы, выкупает из долговой ямы. Несмотря на страстную любовь, женщина практична в быту. Она оставляет свои имущество детям, практически ничего не завещая Свидригайлову. У Марфы Петровны много нелепых привычек, которые вызывают смех. Автор подчеркивает, что она умеет признавать сои ошибки. Обвинив Дуню Раскольникову в связи с мужем, она меняется после выяснение честности девушки. Помещица проехала по всем домам, где сама же ругала Дуню, извинилась перед гувернанткой, еще и обеспечила ее наследством.

Любовь в романе «Преступление и наказание»: тема и проблема любви в произведении

Любовь между мужчиной и женщиной

Настоящую, искреннюю любовь между мужчиной и женщиной испытывают следующие герои романа:

  • и Дуня Раскольникова и Соня Мармеладова по отношению к ее первому мужу (из-за которого она сбежала из дома и оказалась в нищете) по отношению к Свидригайлову
  • Дуня и Лужин по отношению к Марфе Петровне
  • Свидригайлов и его юная невеста и ее клиенты

Материнская любовь Пульхерии Александровны

В романе ярко изображена всепрощающая, бесконечная материнская любовь со стороны Пульхерии Александровны к ее детям Родиону и Дуне, в особенности к Родиону, который оказывается в ужасной ситуации после своего преступления. Женщина безумно любит своих детей, гордится ими и поддерживает их в любой ситуации. Подозревая, что с сыном происходит что-то страшное, деликатная Пульхерия Александровна не лезет к нему с распросами. Она прощает ему внезапно холодное, странное обращение и принимает его во всем его несчастьи. Пульхерия Раскольникова хотя и не знает правды о преступлении сына, но все что-то подозревает. В конце концов несчастная мать заболевает судя по всему, от нервного истощения, и умирает, будучи еще довольно молодой женщиной. Другими словами, Раскольникова можно считать отчасти виновником в ее раннем уходе.

Материнская любовь Катерины Ивановны

Будучи мачехой Сони Мармеладовой, Катерина Ивановна не проявляет к ней особой ласки и теплоты. По словам Мармеладова, юная Соня за годы своего взросления вынесла много обид со стороны мачехи. Однако сама Соня, несмотря на все пережитые несчастья, любит мачеху и прощает ее жестокость, понимая ее ужасное положение.

Сестринская и братская любовь Раскольниковых

У Родиона Раскольникова и его сестры Дуни прекрасные, теплые, доверительные отношения. Герои по сути являются лучшими друзьями. Дуня очень любит своего старшего брата. При этом она проявляет эту огромную любовь в своих поступках. Во-первых, ради того чтобы брат мог безбедно жить и учиться в Петербурге, Дуня поступает работать гувернанткой в богатую семью Свидригайловых. Она берет крупную сумму в счет будущей зарплаты и посылает ее брату. Работая у Свидригайловых, Дуня терпит много несправетливости и унижений. Так что помощь брату дается ей очень дорогой ценой.

Во-вторых, Дуня решает пожертвовать личным счастьем ради будущего Родина и всей семьей. Девушка решает выйти замуж за состоятельного, но жадного и неприятного господина Лужина, которого не любит. Дуня надеется, что после свадьбы муж возьмет Родиона (студента-юриста) на работу в свою юридическую контору и поможет ему в карьере. Это является главной причиной, почему девушка идет на этот брак. Однако проницательный Родион понимает замысел сестры и отказывается принимать ее жертву. В конце концов Дуня сама убеждается, что Лужин не достоин ее, и разрывает помолвку.

В-третьих, узнав правду о преступлении брата, Дуня не отворачивается от него, а сочувствует ему в том смысле, что брат разрушил не только жизнь двух своих жертв, но и свою собственную. Дуня не считает брата пропащим человеком, несмотря на его страшное преступление. Нет сомнений, что поддержка Дуни очень важна и нужна Раскольникову на этом этапе.

В-четвертых, когда Раскольников попадает на каторгу в Сибирь, Дуня поддерживает с ним связь и собирается со временем перебраться поближе к брату.

Сестринская любовь Сони Мармеладовой

Соня Мармеладова любит своих сводных сестер и брата, хотя те по сути являются ей чужими людьми по крови. Чтобы прокормить этих несчастных детей Катерины Ивановны бедная Соня и начинает заниматься своим «неприличным ремеслом». Соня жертвует собой ради семьи и в частности ради сводных сестер и брата.

«Сестринская дюбовь» старухи-процентщицы

Совершенно противоположный пример «сестринской любви» вы видим в случае со старухой-процентщицой и ее сестрой Лизаветой. 60-летняя старуха-процентщица держит свою 35-летнюю сестру Лизавету по сути в качестве прислуги или рабыни. Лизавета, будучи умственно отсталой женщиной, безропотно служит своей деспотичной сестре. Злая старуха бьет беззащитную сестру, зная, что за нее некому заступиться.

Кроме того, состоятельная старуха-процентщица завещает все свои деньги совсем не Лизавете, а какому-то монастырю. Бедной Лизавете по завещанию полагается лишь мебель и другое движимое имушество.

Это были материалы о теме любви в романе «Преступление и наказание» Достоевского, проблеме любви в произведении.

Часть пятая

Одним словом, Катерина Ивановна поневоле должна была встретить всех с удвоенною важностию и даже с высокомерием. Особенно строго оглядела она некоторых и свысока пригласила сесть за стол

Считая почему-то, что за всех не явившихся должна быть в ответе Амалия Ивановна, она вдруг стала обращаться с ней до крайности небрежно, что та немедленно заметила и до крайности была этим пикирована. Такое начало не предвещало хорошего конца.

– Штука в том: я задал себе один раз такой вопрос: что если бы, например, на моем месте случился Наполеон и не было бы у него, чтобы карьеру начать, ни Тулона, ни Египта, ни перехода через Монблан, а была бы вместо этих красивых и монументальных вещей просто-запросто одна какая-нибудь смешная старушонка, легистраторша, которую вдобавок надо убить, чтоб из сундука у ней деньги стащить (для карьеры-то, понимаешь?), ну, так решился ли бы он на это, если бы другого выхода не было? Не покоробился ли бы оттого, что это уж слишком не монументально и. и грешно? Ну, так я тебе говорю, что на этом «вопросе» я промучился ужасно долго, так что ужасно стыдно мне стало, когда я наконец догадался (вдруг как-то), что не только его не покоробило бы, но даже и в голову бы ему не пришло, что это не монументально. и даже не понял бы он совсем: чего тут коробиться? И уж если бы только не было ему другой дороги, то задушил бы так, что и пикнуть бы не дал, без всякой задумчивости. Ну и я. вышел из задумчивости. задушил. по примеру авторитета. И это точь-в-точь так и было! Тебе смешно? Да, Соня, тут всего смешнее то, что, может, именно оно так и было.

В отношениях с невестой Петр Петрович действительно предстает немного мошенником. Это видно в ситуации с оплатой багажа и отказом оплатить проезд Дуни. Брат героини считает чиновника недостойным, подлым человеком. Мужчина не любит свою невесту. Жениться Лужин хочет, исходя совсем из других побуждений. Красивая, хорошо образованная, бедная девушка – мечта Петра Петровича. Герой ожидает рабской покорности, подчинения, безукоризненной верности и благодарности от невесты. Дуня отвечала «требованиям» Лужина, поэтому герой и сделал девушке предложение. Петр Петрович боялся отказаться от избранницы.

Школьная программа по литературе в обязательном порядке предполагает изучение «Преступления и наказания». Автор поднимает множество острых, социальных, культурных и нравственных проблем. Эти проблемы раскрываются с помощью персонажей. Лужин – один из героев, который помогает писателю развить идею произведения. Далее мы проанализируем специфику этого образа, особенности личности героя.

Судьба героини

Дуне Раскольниковой удалось обрести жизненное счастье с любимым человеком, ведь замуж она в итоге вышла за Разумихина, друга Родиона, мужчину порядочного, честного и благородного. Он искренне полюбил девушку, оказался готовым принять ее без приданого и заботиться, не требуя ничего взамен. Судьба Дуни сложилась неплохо, хоть ее путь к счастью был сложен и тернист.

История девушки завершается в «Эпилоге», из которого читатель узнает, что Дуня с супругом приняли решение накопить необходимую сумму и перебраться в Сибирь, чтобы быть поближе к отбывающему наказание Раскольникову. Вероятнее всего, жить они собрались в Омске — городе, где в годы каторги проживал сам Достоевский. Именно здесь герои и планировали начать новую жизнь, идти к счастью все вместе.

Автор оставляет финал открытым, давая читателю возможность самостоятельно домыслить дальнейший жизненный путь Дуни

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все на Запад
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: