Испанская инквизиция
Отдельного упоминания заслуживает испанская инквизиция, которая считается самой жестокой и одновременно самой длительной. Последний казненный еретик в Испании был некто учитель-вольнодумец из Валенсии Каэтано Антонио Риполь. Его казнь состоялось 26 июля 1826 года (!). То есть это уже просвещенный XIX век, когда в других европейских странах (Англии, Франции) во всю шел научно-технический прогресс, развивалось книгопечатание, строились заводы и фабрики, делались научные открытия и важные изобретения, в Испании еще царило вполне себе мрачное средневековье, с инквизиторами и пытками. (Есть отличный художественный фильм об этом последнем периоде испанской инквизиции – «Призраки Гойи»)
Апогей деятельности испанской инквизиции приходится на XV век, период реконкисты. Как мы знаем, территория Испании долгое время была занята маврами-мусульманами, и вместе с ними там, на протяжении веков процветала еврейская община. Лишь в XV веке христиане смогли окончательно вытеснить мавров с испанской земли. Во время правления католической королевской семьи короля Фердинанда II Арагонского и королевы Изабеллы I Кастильской (1451-1516) начинается активное преследование испанских мусульман и евреев. Помогает им в этом деле испанская инквизиция, особенно в лице легендарного и фанатичного инквизитора Томазо де Торквемадо, бывшего личным духовником испанской королевы.
Томазо де Торквемадо – злой гений испанской инквизиции.
Главными жертвами Торквемадо стают испанские мусульмане и евреи, к которым тот пылал лютой ненавистью (по уровню антисемитизма с Торквемадо может сравниться разве что Адольф Гитлер). Всем мусульманам и евреям было приписано либо навсегда покинуть Испанию, либо же принять христианство. Нашлось немало тех, кто номинально принял христианство, но продолжил в тайне исповедовать прежнюю веру – мусульманство или иудаизм. За поиск таких скрытых иноверцев: маранов и морисков, как их называли, особенно взялась испанская инквизиция. Костры крещеных евреев и арабов запылали по всей Испании.
По подсчетам историков, жертвами Торквемадо стали около 8800 человек (в основном арабов и евреев). Что же касается королевской четы, правившей в то время Испанией, то они во всем содействовали своему инквизитору, так как их казна изрядно пополнялась имуществом сожженных евреев, среди которых было много богатых купцов. Порой под жернова испанской инквизиции могли попасть даже испанские дворяне, чем-то неугодные королевскому двору. По сути Торквемадо превратил инквизицию в изощренную машину террора, служащую для укрепления политической власти.
Жесткость Торквемадо и испанской инквизиции поразила даже самого папу римского, который отправил в Испанию своего легата, с целью немножко угомонить не в меру ретивого инквизитора. Но Торквемадо оказался не только жестоким фанатиком, но, к сожалению и неплохим политиком и дипломатом. Папскому легату ничего не удалось добиться, а испанская инквизиция стала фактически независимым органом даже от папской власти.
Цели и средства
Основной задачей инквизиции являлось определение, является ли обвиняемый виновным в ереси.
С конца XV века, когда в Европе начинают распространяться представления о массовом присутствии заключивших договор с нечистой силой ведьм среди обычного населения, в её компетенцию начинают входить процессы о ведьмах. В то же время подавляющее число приговоров о ведьмах вынесли светские суды католических и протестантских стран позже, в XVI и XVII веках. Хотя инквизиция действительно преследовала ведьм, точно так же поступало и практически любое светское правительство. К концу XVI века испанские и римские инквизиторы начали выражать серьёзные сомнения в большинстве случаев обвинения в ведовстве. Также в компетенцию инквизиции с 1451 года Папа Николай V передал дела о еврейских погромах. Инквизиция должна была не только наказывать погромщиков, но и действовать превентивно, предупреждая насилие.
Юристы католической церкви огромное значение придавали чистосердечному признанию. Кроме обычных допросов, применялась, как и в светских судах того времени, пытка подозреваемого. В том случае, если подозреваемый не умирал в ходе следствия, а признавался в содеянном и раскаивался, то материалы дела передавались в суд. Внесудебных расправ инквизиция не допускала.
История создания
Раннее христианство и христианская церковь страдали как от внешнего врага — римских императоров, так и от внутренних раздоров, опиравшихся на теологические разногласия: различные толкования священных текстов, на признании или непризнании отдельных текстов священными и так далее.
Отражением одной из стадий внутренней борьбы был, видимо, «Иерусалимский собор», упоминаемый в главе 15 Деяний святых апостолов, а также множество случаев, когда апостол Павел защищал собственное апостольское служение, убеждал христиан опасаться ложных пастырей или чего-либо противоречащего тому, что проповедовал он. Аналогичные призывы содержатся в посланиях Иоанна и в Послании к Евреям, а также в Откровении Иоанна Богослова.
Начиная со II века христианские лидеры (епископы и местные синоды), пользуясь вышеприведёнными источниками, обличали некоторых богословов как еретиков и определяли доктрину христианства более ясно, стараясь избежать ошибок и разночтений. В связи с этим ортодоксальности (греч. ὀρθοδοξία — правильная точка зрения) стали противопоставлять ересь (греч. αἵρεσις — выбор; подразумевается, что ошибочный).
В первых веках существования христианства в обязанности диаконов входило разыскивать еретиков и исправлять их заблуждения. Епископский суд мог отлучить еретика от церкви.
Первое имущественное наказание было введено в 316 году, когда начался церковный раскол в Карфагенской церкви. Впервые угроза смертной казни была введена в 382 году в отношении представителей Манихейства, а исполнена в 385 году в отношении последователей христианского писателя Присциллиана, казнённого в Трире. Ввёл данную меру Феодосий Великий. Также Карл Великий обязывал епископов следить за «правильным исповеданием веры в их епархиях и искоренять языческие обычаи».
В XI веке епископы уже прибегали к более жёстким мерам наказания во время преследования участников патарии. Наиболее жестоким наказанием было сожжение на костре.
В XII веке, по настоянию Фридриха Барбароссы, папа Луций III разработал и ввёл систему розыска и выявления религиозных преступлений. Используя старинную практику, папа декретом обязал епископов, прибывавших на новое место, подбирать людей из местных, которые должны были открывать новому священноиерарху все преступления и злодеяния в этой местности, которые требовали церковного суда. Для этой процедуры папой был разработан опросный лист.
Особый церковный суд католической церкви под названием «Инквизиция» был создан в 1215 году папой Иннокентием III.
Церковный трибунал, которому было поручено «обнаружение, наказание и предотвращение ересей», был учреждён в Южной Франции Григорием IX в 1229 году. Этот институт достиг своего апогея в 1478 году, когда король Фердинанд и королева Изабелла с санкции папы Сикста IV учредили испанскую инквизицию. С 1483 года её трибунал возглавил Томас Торквемада, который стал одним из авторов знаменитого кодекса.
Конгрегация священной канцелярии была учреждена в 1542 году, заменив собой «Великую римскую инквизицию». Папа Павел III подчинил ей все локальные инквизиции и дал право действовать во всём мире, а в 1617 году ей были переданы также функции упразднённой конгрегации индекса. Священная конгрегация превратилась в высшую богословскую инстанцию, заключения которой по вопросам веры и канонических действий были обязательны для всей католической церкви.
В 1559 году был учрежден «Индекс запрещённых книг», по которому осуществлялась цензура печатных изданий всего западного христианского мира.
В конце XVIII — начале XIX века инквизицию как локальный следственно-розыскной аппарат Священной канцелярии стали упразднять в отдельных странах. В частности, в революционной Франции её запретил Наполеон Бонапарт, а в Латинской Америке она исчезла во время войны за независимость испанских колоний 1810—1826 годов.
В 1908 году переименована в «Священную Конгрегацию доктрины веры»(лат. Sacra congregatio Romanae et universalis Inquisitionis seu Sancti Officii). Работа этого учреждения строилась в строгом соответствии с действующим тогда в католических странах законодательством.
До II Ватиканского собора Священная конгрегация называлась «Верховной» и имела привилегированный статус, так как номинально её непосредственным главой был папа. Сегодня она носит название Конгрегации доктрины веры, управляется особым кардиналом и занимается исключительно внутренними делами церкви, связанными с вопросами веры и морали.
Со времени своего основания и по сей день на должности высших инквизиторов и цензоров церкви, как правило, выбирались монахи из доминиканского ордена.
История испанской инквизиции
Хотя испанская инквизиция является, пожалуй, самой известной формой религиозных преследований в Европе, она не была первой в своем роде. Чтобы понять испанскую инквизицию, мы должны рассмотреть ее предшественницу, а также другие инквизиции в Европе.
Рис. 1 —
21 мая 1558 г. Шествие около тридцати протестантов, приговоренных к смерти испанской инквизицией
Средневековая инквизиция
В двенадцатом веке Римская католическая церковь разработала Инквизиция для борьбы с ересью, особенно в христианском сообществе. Такие страны, как Франция и Италия, использовали инквизицию для искоренения движений, которые они считали еретическими для римского католицизма, таких как Катаризм и Вальденсы .
Эти два движения были христианскими, но расходились с учением Римско-католической церкви, поэтому рассматривались как еретические. В это время власть монархии резко возросла, и во всей Европе инквизиция рассматривалась как полезный инструмент для контроля религии в королевствах и укрепления власти.
Средневековая инквизиция играла значительную роль в Испании в двенадцатом и тринадцатом веках, но с годами утратила свою силу, поскольку католические монархи сосредоточились на Реконкисте.
Реконкиста
Испанское слово, означающее «повторное завоевание», которое использовалось для описания попыток католических монархов вернуть территории на Пиренейском полуострове, которые они потеряли от мавров в восьмом веке.
Экзамен на прочность
Верхом цинизма был 15-й параграф кодекса. Если «преступление ереси и вероотступничества не доказано с полной неопровержимостью, инквизиторы могут подвергнуть обвиняемого экзамену». Экзаменом деликатно называлась пытка.
Инквизиторы понимали, что под пыткой человек признается в чём угодно. Поэтому такое признание нужно было подтвердить в течение трёх следующих дней. «Если обвиняемый подтвердит его, он будет судим за ересь». А если откажется, «преступление не может считаться ни полностью доказанным, ни опровергнутым».
И что тогда? Невиновен? Не тут-то было. Тогда «следует распорядиться, исходя из презумпции виновности подозреваемого, о том, что последнему надлежит публично отречься от своих заблуждений; кроме того, инквизитор может повторить экзамен». Прямо скажем, выбор у подсудимых был небогатый.
При желании подвергнуть «экзамену» можно было и свидетеля, путающегося в показаниях. А уж запутать инквизиторы могли любого. Формально пытать можно было только один раз. Но инквизиторы легко обходили это правило. В какой-то момент пытка прерывалась, но объявлялась незавершённой. Через некоторое время обвиняемого снова пытали, но это считалось не второй пыткой, а продолжением первой.
Не менее циничным было и право судить за ересь тех, кто уже умер, причём срок давности не учитывался. Скажем, инквизитор выяснял, что ваш дед, оказывается, был еретиком. Тело деда вырывали из могилы и сжигали. Но это ещё не всё. Далее следовала конфискация имущества. У вас отбирали всё, доставшееся в наследство от деда, посмертно признанного еретиком.
Учитывая, что вовремя раскаявшиеся грешники должны были пожертвовать пятую часть имущества, становится ясно: деньгами на войну с Гранадой Торквемада королей обеспечил.
По всей стране запылали костры инквизиции. На костры попадали влиятельные горожане из «новых христиан» и даже высокопоставленные сановники. К примеру, в Толедо сожгли 25 человек, включая губернатора.
Милость в виде удушения
Приступая к работе, инквизитор должен был назначить месячный срок, во время которого еретики имели возможность прийти и добровольно покаяться. Тогда они могли избежать сурового наказания — в частности, спасти от конфискации своё имущество. Впрочем, от штрафа это всё равно не освобождало.
Не всякое раскаяние считалось раскаянием. Только искреннее. Чтобы подтвердить искренность, еретик должен был сдать всех своих сообщников. Иначе — лукавство. Коли сообщников не существовало, их приходилось придумывать. Таким образом, один еретик вовлекал в своё дело множество людей, которых арестовывали и обвиняли в ереси.
В кодексе подробно описывалось, какие наказания нужно применять к еретикам, раскаявшимся и упорствующим. Впрочем, к упорствующим было только одно наказание — «передать светским властям». Это означало казнь. Как правило, на костре. Хотя еретик мог раскаяться до самого последнего момента — пока не занялась пачка хвороста у его ног. Раскаялся — получил снисхождение. Такого еретика милостиво удушали и только потом сжигали.
Судебный процесс проходил не просто тайно, а, можно сказать, вслепую. Торквемада придумал своеобразную «программу защиты свидетелей». Еретики, мол, народ крайне злобный, а бывает, что и крайне могущественный. Нужно всячески охранять свидетеля. Поэтому обвиняемому не сообщали, кто именно написал на него донос и в чём именно его обвиняют. Он должен сам догадаться и раскаяться.
Исторические этапы
Первый период обычно относится ко времени до официального учреждения в начале XIII века первых инквизиционных трибуналов. Тогда одной из задач епископов было следить за появлением еретиков в подчиненных им землях и сообщать об этом в Рим.
Широкое распространение катарской ереси в XII веке привело к учреждению в начале XIII века первых трибуналов инквизиции, постепенному увеличению их числа, охвату все больших стран, увеличению количества процессов, передаче всей системы доминиканцам и францисканцам. Это положило начало второму этапу, который обычно в науке продолжают до XVI века.
В этом столетии на первый план по своей деятельности выступила испанская инквизиция. Считается, что она стала подконтрольной государству и использовалась им для увеличения степени централизации страны и решения внутриполитических задач. В общеевропейском масштабе в XVI веке началась реформация. Из-за этого римская церковь потеряла влияние во многих регионах, поэтому территориально сфера деятельности инквизиции уменьшилась. В 1542 году папа римский учредил верховный инквизиционный трибунал. Это в науке оценивается как мера контрреформации. Эти новые явления в применении инквизиции относятся уже к третьему периоду ее существования, который начинается с XVI века.
Что представляла собой испанская инквизиция?
Понятно, что испанская инквизиция была создана для искоренения еретиков и установления христианского единообразия, но что на самом деле представляла собой испанская инквизиция и как она работала?
Испанская инквизиция была судебным учреждением (системой судов), созданным для того, чтобы судить всех подозреваемых в ереси (о подозреваемых часто сообщали соседи или даже друзья и родственники). Она состояла из генерального инквизитора и Совета супремы. Шесть членов Совета каждое утро встречались с генеральным инквизитором для обсуждения ересей, связанных с верой, а трое — с инквизитором.после обеда в неделю для обсуждения мелких правонарушений, таких как двоеженство.
Бигамия
Акт женитьбы на другой, когда вы уже женаты.
В Супрему входило четырнадцать трибуналов, в каждом из которых было два инквизитора и прокурор. Один из инквизиторов, известный под названием альгуацил Когда испанская инквизиция прибывала в различные регионы, людям давался 30-40-дневный эдикт о благодати для исповедания ереси, что позволяло смягчить наказание.
Знаете ли вы?
Многие благочестивые католики, не совершившие ничего плохого, признались в ереси во время 30-дневного эдикта в страхе, что их все равно будут судить.
Пытки и испанская инквизиция
Инквизиторы использовали пытки для получения признаний, в первую очередь, дыбу или подвешивание кого-либо за запястья к потолку. Обвиняемых часто судили на церемониях, известных как autos-da-fé (по-португальски «выражение веры») Эти церемонии были грандиозными мероприятиями, рассчитанными на то, что на них будут смотреть, и чтобы передать сообщение.
Осужденные получали различные наказания — от конфискации имущества или тюремного заключения до смертной казни и сожжения на костре. Инквизиция была пронизана коррупцией, поскольку инквизиторы могли наживаться на конфискации имущества. Обвиняемые не подлежали справедливому суду.
Рис. 4 — Иллюстрация, показывающая пытки во время испанской инквизиции
Инквизиция в колониях Испании и Португалии
Деятельность испанской и португальской инквизиции распространялась и на их заморские владения. С 1502 г. по 1802 г. испанская корона и папа издали ряд указов, воспрещающих евреям и маврам въезд в Новый Свет. Каждый прибывающий в испанские колонии на континенте Америки должен был доказать, что он — правоверный христианин в пятом поколении. Тем не менее многим марранам удалось поселиться в Новом Свете, и уже в 1528 г. в Мехико состоялось аутодафе, на котором были сожжены три «тайных еврея» — в том числе сподвижник Э. Кортеса Эрнандо Алонсо (1460–1528).
Деятельность инквизиции в Мексике была спорадической до 1571 г., когда Филипп II распорядился об учреждении суда инквизиции в колонии. С этих пор деятельность инквизиции в Мексике значительно активизировалась; так, в 1596 г. был сожжен вместе с матерью и пятью сестрами племянник вице-короля Мексики, губернатора провинции Нуэво-Леон, вернувшийся к иудаизму новый христианин Луис де Карвахаль (1566–96). До ее отмены в 1820 г. мексиканская инквизиция осуществила 60 аутодафе. Трибуналу в Мехико была соподчинена инквизиция на завоеванных Испанией в 1560-х гг. Филиппинских островах.
Аутодафе на Пласа Майор в Лиме, вице-королевство Перу, XVII-й век.
В Перу инквизиция была учреждена в 1570 г., хотя епископский суд активно действовал уже с 1539 г. С 1570 г. по 1805 г. в Лиме было осуществлено 34 аутодафе, и «тайные евреи» всегда составляли значительную часть обвиненных. Особой интенсивностью отличалась деятельность инквизиции в 1635 г., когда было случайно обнаружено крупное сообщество тайно исповедующих иудаизм среди португальских купцов в Лиме. Был арестован 81 человек, а конфискация имущества была столь значительна, что привела к коммерческому кризису в колонии. Семеро арестованных были сожжены, остальные получили различные наказания.
Как и в Мексике, к середине XVII в. из-за жестокости инквизиции число «тайных евреев» сократилось, вследствие чего деятельность инквизиции значительно уменьшилась. Последнее аутодафе состоялось в 1736 г., однако спорадическая активность продолжалась до 1806 г. Юрисдикции суда инквизиции в Лиме подлежала также огромная провинция Новая Гранада, куда лимский трибунал направлял специальных эмиссаров. Неэффективность такой системы повлекла за собой учреждение отдельного суда инквизиции в Картахене (на Карибском побережье современной Колумбии) в 1610 г.
Юрисдикция нового трибунала распространялась не только на материковую часть Новой Гранады, но и на принадлежавшие Испании Карибские острова. Первое аутодафе произошло в 1614 г., последнее — в 1762 г. Инквизиция была отменена Боливаром в 1819 г. За два столетия своего существования суд в Картахене провел 54 аутодафе, осудил 767 человек, из которых пятеро были приговорены к сожжению; среди осужденных было значительное число «тайных евреев».
В португальском Гоа (на западном побережье Индии) суд инквизиции был учрежден в 1561 г., однако уже до этого там действовали инквизиторы. Первое аутодафе было произведено в 1563 г.; из четырех приговоренных к сожжению двое были «тайными евреями». В аутодафе 1575 г. и 1578 г. были сожжены 17 «тайных евреев». К 1773 г. инквизиция в Гоа совершила 82 аутодафе, однако число «тайных евреев» среди осужденных с годами непрерывно уменьшалось, — по всей очевидности, из-за устрашающего эффекта энергичной деятельности местной инквизиции.
Бразилия долгое время служила убежищем для португальских марранов. В 1579 г. епископ Сальвадора (современная Баия) получил прерогативы инквизитора, хотя все арестованные должны были транспортироваться в метрополию. Между 1591 г. и 1618 г. Бразилию посетили несколько инквизиционных комиссий, и десятки людей предстали перед ними с покаяниями или доносами. Особой активности инквизиция в Бразилии достигла в середине XVII в. после отвоевания страны у голландцев, под властью которых многие «тайные евреи» смогли открыто исповедовать свою веру. Многие из них фигурировали в великом аутодафе в Лиссабоне в 1647 г.
В 1713 г. 38 новых христиан были отправлены из Рио-де-Жанейро в Португалию, где получили различные наказания, некоторые были сожжены. К концу XVIII в. бразильская инквизиция переключилась в основном на преследование франкмасонов и последователей Просвещения. С провозглашением независимости (1822) преследования инквизиции в Бразилии прекратились.
Условия в португальских колониях в Африке не отличались от существовавших в Бразилии.
История инквизиции: ее появление
И тут настал черед развеять первый стереотип: многие думают, что инквизиция это чисто средневековое проявление, на самом деле нет. Преследование инакомыслящих «еретиков» началось задолго до «официального» наступления средневековья и продолжалось вплоть до середины XIX века. Само слово «инквизиция» возникло еще в I веке нашей эры, и первоначально не имело к религии никакого отношения, латинский термин «inquisition» переводится как «розыски, поиски, расследование». То есть, следуя дохристианской, а именно светской, римской терминологии, инквизитор – это просто следователь, дознаватель. Но тут в дело вмешалась религия…
Если верить историкам, то первой жертвой именно религиозной инквизиции можно считать испанского теолога Присциллиана, сожженного на костре по обвинению в ереси еще в 380 году.
А через два года, в 382 году на территории Римской империи была введена смертная казнь для последователей манихейства – синкретического религиозного учения, бывшего главным «конкурентом» христианской религии в то время (в частности манихейскими идеями активно увлекался в юности сам святой Августин, прежде чем окончательно принять христианство). Как не странно, христиане, которые еще недавно были жертвами религиозных гонений в древнем Риме, как только пришли к власти при императоре Константине Великом, сами стали активно преследовать язычников, а также «неправильных христиан», имеющих несколько другие взгляды в теологических вопросах, или попросту говоря еретиков.
А так как ереси в то время расцветали, словно грибы после дождя, то в 385 году последовали религиозные гонения на сторонников разных около христианских еретических сект: адамитов, пелагианцев, сиверистов и других.
В 438 году при римском императоре Феодосии публикуется так называемый кодекс «Новых законов», известный также как «кодекс Феодосия», принятый на всей территории Римской империи. В этом кодексе помимо разных других законов закрепляется институт борьбы с ересью, а также провозглашается смертная казнь для всех еретиков и вероотступников. По сути «кодекс Феодосия» стал началом официального законодательного закрепления инквизиции как религиозного органа по борьбе с еретиками.
Но — вернемся на Мальту.
Здесь в темные времена средневековья правил орден госпитальеров
. Здесь же было и представительство Святой инквизиции. И то, что великая инквизиция и на этом небольшом острове процветала — красноречиво подтверждают экспонаты музея, с рассказа о котором и началось это повествование.
Изначально у меня не было цели проследить все исторически-юридические закономерности этого скорбного — с нашей точки зрения — и вполне себе зрелищно-торжественного — с точки зрения наших европейских предков — процесса. Мне просто хотелось вам показать, как всё это выглядит сегодня.
Эти фотографии я сделала в музее инквизиции на Мальте, — и с удовольствием теперь познакомлю с ними и вас:
Энциклопедичный YouTube
1
/
5
✪ Инквизиция. Борьба церкви с ересью (рус.) История средних веков.
✪ КРОВАВЫЕ ШАХМАТЫ ИНКВИЗИТОРА
✪ Час истины — Инквизиция и инквизиторы
✪ Охота на ведьм и инквизиция (рассказывает историк Елена Браун)
✪ Тюдоровские еретики Святая инквизиция
Деньги для войны
До конца 15-го века Испания была по средневековым меркам вполне веротерпимой страной. Правда, Испании, собственно, не существовало. Были отдельные христианские королевства. Самые крупные — Кастилия и Арагон. Кастилия вообще обходилась без инквизиции. Кастильцы вели постоянные войны с маврами, и им было не до того. В Арагоне инквизицию ввели в 13-м веке. Она немного посвирепствовала, но к середине 15-го века фактически бездействовала.
На территории христианских королевств относительно мирно жили католики, мусульмане и иудеи. Но в 14-м веке Европу поразила чёрная смерть — эпидемия чумы. Народ нашёл виноватых, ими по старинной традиции оказались евреи.
Всплеск антисемитизма докатился и до Испании. Начались погромы. А кроме того, католические монархи время от времени принимали законы, ограничивающие права иудеев. В итоге многие иудеи предпочитали становиться христианами. Этих новообращённых, а также их потомков называли «конверсос» или «новыми христианами».
Испанцы предпочитали ратные подвиги во имя истинной веры и прекрасных дам, а «новые христиане» тем временем занимались привычным делом — торговлей и ростовщичеством. И, разумеется, богатели. Нередко они занимали и важные государственные должности.
Конверсос превратились в особую социальную группу. Будучи католиками по религии, они часто оставались евреями по языку, одежде, привычкам.
Народ не любил их как ростовщиков и богатеев. Аристократы не любили их как выскочек. И даже иудеи не любили как отступников. Ходили разговоры, что «новые христиане» только внешне соблюдают католические обряды, а на деле остаются иудеями. Правда, тайными.
А тайна — это всегда нехорошо. За тайной всегда кроется злой умысел. Фердинанд Арагонский и Изабелла Кастильская решили разобраться с этим делом. Они были фанатичными католиками и к тому же стремились к единству страны. А единая страна значит и единая вера. Никаких отступлений быть не должно.
Кроме того, король и королева собирались завоевать Гранаду. А денег на войну у них не было. Подвернулся очень простой способ их раздобыть — инквизиция. Ведь имущество осуждённых еретиков подлежало конфискации, значительная его часть шла в королевскую казну.
Создание испанской инквизиции
Томас де Торквемада
В 1477 году во время пребывания Изабеллы I и Фердинанда II в Севилье настоятель местного доминиканского монастыря Святого Павла Алонсо де Охеда (двоюродный брат будущего конкистадора Алонсо де Охеды) сумел убедить монархов в опасности влияния евреев-христиан, которые по слухам продолжили исповедовать иудаизм и тайно извращать католицизм, и убедил двор в необходимости бороться с ними и любыми проявлениями лжи. Присутствовавший на встрече Томас Торквемада подтвердил распространенность иудейских практик среди андалузийских маранов и стал одним из ближайших соратников Охеды, которому Изабелла и Фердинанд поручили создать в Севилье соответствующий институт для выявления и уничтожения ереси среди новообращенных.
1 ноября 1478 года папа римский Сикст IV обнародовал буллу «Exigit sincerae devotionis affectus», которой возродил действующую в XIII веке во Франции инквизицию и провозгласил создание в Кастилии «Трибунала священной канцелярии» — собственного религиозного суда, известного как Испанская инквизиция. Эта организация получила все полномочия сохранять чистоту веры среди всех новообращенных, особенно евреев и мусульман. 6 февраля 1481 года в Севилье были сожжены заживо первых шести еретиков, обнаруженных Испанской инквизицией. 21 февраля 1483 г. по просьбе Изабеллы I главным инквизитором Кастилии папа Сикст IV назначил Томаса Торквемаду, который 17 октября стал «Главным инквизитом королевства Кастилии, города и епископства Барселоны».
Суть и средства инквизиции
Инквизиция была учреждена для выявления людей, придерживавшихся и распространявших идеи, не соответствовавшие, отвергавшие, противоречащие учению римской церкви. Расследование должно было определить, действительно ли подозреваемый является еретиком по отношению к учению римской церкви.
Если розыск это подтверждал, у обвиненного обычно изымалось имущество, его либо оставляли в тюрьме, либо казнили. Одним из распространенных видов казни, к которому присуждала инквизиция и который нередко с ней связывается, было сожжение на костре. Торжественное объявление решений инквизиционных трибуналов в присутствии многих людей называлось аутодафе. В народе этим словом стали обозначать и само исполнение приговоров. Поскольку часто наказанием приговоренным было сожжение, термин аутодафе закрепился в большей степени за этой казнью. Также считается, что в массовом сознании инквизиция связана с применением пыток при ведении расследования. Доносителям обычно обещалась передача имущества обвиненного в случае признания его виновным. В результате стала распространяться система шпионажа и доносительства. Велись и обычные допросы.
Инквизиторы вели процесс без контроля со стороны светских властей, они были им неподсудны и подчинялись только папе римскому. В науке указывается, что в результате этого судебное следствие велось втайне и произвольно. Инквизиция в средние века обычно действовала при поддержке местной светской власти, которая приводила приговоры в исполнение. Считается, что стремление конфисковать имущество состоятельных людей было причиной их обвинений в ереси и подпадания под суд инквизиции. Она обычно добивалась признания обвиняемыми своей вины. Осуждались и наказывались также уже умершие или отсутствующие, бежавшие от инквизиции.