Содержание
- 1 История
- 1.1 Курдский язык династии
- 1.2 Период Сельджукидов и Хорезмидов
- 1.3 Период Сефевидов
- 1.4 Битва при Димдиме
- 1.5 Период Афшара
- 1.6 Период Каджара
- 2 Курда в современном Иране
- 2.1 Восстание Симко против Резы Шах
- 2.2 Вторая мировая война
- 2.3 Республика Курдистан в Махабаде
- 2.4 Исламская революция и курды
- 2.5 Демонстрации 1996 года
- 2.6 Период Хатами
- 2.7 Демонстрации 1999 года
- 2.8 Дискриминация мусульман-суннитов
- 2.9 Инцидент в Шиване Кадери
- 2.10 Политические заключенные и казни
- 2.11 Курдская группа боевиков, действующая внутри Ирана
- 3 См. Также
- 4 Примечания
- 5 Источники
- 6 Внешние ссылки
Без страны, без границ
Курдов сейчас в основном можно увидеть исключительно в камуфляже
Это действительно самый большой по численности народ в мире без своей государственности. Причем, так было всегда, начиная с момента зарождения этноса. Произошло это на рубеже I и II тысячелетий до нашей эры, когда распалось Хеттское царство — могущественная древняя держава в Малой Азии. Отдельные ее части начали самостоятельную жизнь. Сирийцы, хайцы, карты — все эти народы пошли своей дорогой. Вот где-то на этом временном промежутке и появился этнос, который спустя тысячу лет получит у арабов название «курди».
Со временем курды широко расселились по всей Малой Азии. Территория их проживания стала называться Курдистан. Это слово имеет персидские корни и дословно означает «страна курдов».
Но в реальности ни о какой стране, как о государственном образовании, речи не шло. Так получилось, что курды всегда оказывались на границе двух миров и двух культур, каждая из которых стремилась подчинить их своей воле. Сначала это были римляне и персы, потом арабы и хазары. И в последний период истории — османы (прародители современных туркок) и персы (иранцы). А арабы, те так вообще долгое время не воспринимали курдов как отдельный народ. В трудах их историков можно увидеть отношение к ним как к некой социальной группе, а не этносу. Что-то вроде казаков, которых одни считали стражами границ, а другие разбойниками.
В результате, когда на карте мира образовались современные переднеазиатские государства, курдам там не нашлось места. Народ оказался разделен административными границами четырех держав — Турции, Ирака, Ирана и Сирии. Нельзя сказать, что с таким положением дел он смирился. История Курдистана — это хроники борьбы за независимость и самоопределение. Ближе всего курды подошли к созданию своего государства после окончания Первой мировой войны, когда потерпела поражение Османская империя. Тогда одним из мирных договоров, подписанным странами Антанты с одной стороны и правительством Османской империи с другой, предусматривалось создание курдского государства. Но, к сожалению, идея пала жертвой политических коллизий и сложных интриг «больших» держав.
Никем не признанные границы Курдистана
Что можно почитать
- Авдои Т. С. История курдского вопроса // Социология власти. 2009. №4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-kurdskogo-voprosa
- Дасни Ю.Р. Курдская диаспора России: прошлое и настоящее // Kurdistan.ru. Режим доступа: https://kurdistan.ru/2010/12/19/articles-8349_Dasni_YU_R_Kurdskaya_diaspora_Rossii_proshloe_i_nastoyaschee.html
- Дюрре М. Э. И. Курдский вопрос в современных реалиях Ближнего Востока // АНИ: экономика и управление. 2019. №2 (27). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kurdskiy-vopros-v-sovremennyh-realiyah-blizhnego-vostoka
- Кошина Н. Курды – загадочные и воинственные // TravelAsk. Режим доступа: https://travelask.ru/articles/kurdy-zagadochnye-i-voinstvennye
- Курды. Легенда Востока / науч.рук. В.В. Наумкин, И.Ф.Попова. – М.: Издательская группа «Арбор», 2018. – 456 с. Режим доступа: http://www.orientalstudies.ru/rus/images/pdf/add1/b_naumkin_popova_eds_2018_kolesnikov_bazilenko_vodneva.pdf
- Ханалиев Н. У.Курдский вопрос: исторический экскурс // Власть. 2017. №4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kurdskiy-vopros-istoricheskiy-ekskurs
- Ханалиев Н. У. О дилеммах и перспективах независимости Иракского Курдистана // Вестник МГОУ. 2018. №1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-dilemmah-i-perspektivah-nezavisimosti-irakskogo-kurdistana
Курды: их образ жизни и привычки
Курды – это народ, который насчитывает около 30 миллионов человек в мире. Они по большей части проживают на территории Юго-Западной Азии, в странах таких, как Иран, Ирак, Сирия и Турция. Определяющей особенностью их повседневного образа жизни является сильная связь с историей, культурой и верованиями. Курды – это очень религиозный народ, который держится традиционных ценностей и соответствующего образа жизни.
Женщины считаются неотъемлемой частью курдского общества и, в то же время, играют важную роль в семейной жизни. Они воспитывают детей и занимаются домашним хозяйством. Однако в последнее время можно заметить, что женщины стали занимать более активную и независимую роль в обществе. Тем не менее, курды по-прежнему считают мужчин лидерами в семье и обществе.
Одной из основных традиций курдов является приготовление национальной кухни. Она отличается изобилием мяса, овощей и хлеба. Интересно, что одним из главных блюд является тархан, макаронный суп с мясом и овощами, который можно назвать национальным блюдом курдов.
Курды являются преданными спортивными болельщиками. Их любимые виды спорта – футбол, баскетбол, волейбол и греко-римская борьба. Наиболее популярными командами являются турецкий Фенербахче и Галатасарай, а также курдская команда Закса.
Курды, как и многие другие мусульманские народы, практикуют обряды обрезания. Эта практика вызывает много дискуссий и споров в мировом сообществе.
Традиции и обряды
Курдов характеризует культ семьи. У них довольно большие семьи, причем люди живут целыми поколениями. Общение с братьями, сестрами, родственниками по линии матери и отца является каждодневным делом каждого курда. Даже дальние родственники всегда в почете.
Мужчины и женщины живут вместе только при заключении брака. Мужчина в семье остается главой, а за женщиной закрепляется роль помощницы. Курды не воспринимают женщину, не имеющую мужа, всерьез. Это порождает для нее преграду в жизни — пока она не найдет супруга, ее жизнь не будет полноценной. Замужество является едва ли не единственным способом обеспечить себя. В Ираке и Турции большинство женщин не имеет прав на землю, скот, не может работать.
Вдове придется искать нового мужа, чтобы суметь прокормить детей. Причем сделать это довольно сложно, ведь далеко не каждый мужчина захочет на ней жениться. Однако это вовсе не значит, что курдские женщины беззащитны. В связи с многодетностью, их оберегают родители и братья. Если женщина овдовела, то брат ее мужа либо возьмет ее в жены, либо обязуется опекать.
Если курд хочет придать весомость своим словам, он может воспользоваться клятвой бахта. Бахт означает счастье. Слова того, кто клянется счастьем, считаются непоколебимыми и сразу вызывают доверие.
Для заключения брака в курдском обществе необходимо получить одобрение от родителей как со стороны мужа, так и со стороны жены. Выкуп является обязательной частью, его платит жених за невесту. Мнение молодоженов тоже учитывается и зачастую является главным. Никто не вправе принудить их к заключению брака.
Традиции курдов интересны и одновременно сложны. Уважение к старшим — одна из самых важных традиций. Наравне с ней стоит традиция гостеприимства, которая воспринимается у курдов как способ показать собственную состоятельность. Гостя принято потчевать так, чтобы он остался доволен и весел.
Дети у курдов должны соблюдать строгие обычаи поведения. Девочкам запрещается покидать дом без сопровождения взрослых. Строгость действует и в отношении женщин — им нельзя открывать руки, ноги, колени и локти. Допускается отказ от платка, обычно покрывающего голову. Каждая девушка и мужчина должны помнить, что они являются членами своих семей, поэтому их поведение в обществе не должно нанести ущерб ее репутации. Кровная месть до сих пор распространена среди курдов. Причиной вражды могут стать личная неприязнь, нехватка воды, земли для выпаса скота. Сейчас курды стараются как можно реже прибегать к кровавым расправам, предпочитая брать плату за ущерб. Убийство считается серьезным проступком, за который будет отвечать вся община.
Для чужестранцев тоже есть свой обычай. Староста общины обязан принять странника и предоставить ему пищу и ночлег. Эту обязанность на него возлагает вся община. Часто старосте приходится размещать гостя в своем доме.
Свадьбы устраивают пышные, хотя это напрямую зависит от состоятельности семей. На проведение церемонии обычно зовут всех родственников, поэтому деньги на свадьбу копят месяцами. Главным подарком молодоженам являются деньги и овцы. Свадьбы принято праздновать весной, причем длиться она может целую неделю. Гостей потчуют рисом и мясом, женщин и мужчин часто разделяют по разным помещениям. Обслуживанием взрослых мужчин занимаются юноши. Среди езидских курдов распространен обычай делать куклу, символизирующую мать дождя. С этой куклой нужно ходить вокруг деревни, распевая песни-молитвы, призывающие дождь. Довольно удивительным кажется обычай воровства, который тоже связан со стремлением избавиться от пагубного воздействия засухи. Красть должны женщины, переодевающиеся в мужчин. Украденное затем возвращают.
Хронология[править | править код]
|
|
Происхождение
Высказываются различные гипотезы происхождения курдов. Версию о происхождении современных курдов от населявших Северную Месопотамию и Иранское плато куртиев подтверждают также античные источники. В частности, сообщается о племени Куртиев, издревле обитавших в Персии. Куртии населяли горные области стыка Персии и Атропатены Мидийской, а также Армянское нагорье и Курдистан, Прикаспийские области и Иранский Азербайджан и были скотоводческим и разбойничьим племенем. Согласно В. Минорскому, во времена древнеперсидской монархии курды, по-видимому, входили в состав провинции Армения, где они жили в области Кордуена.
Имя курдов (kwrt) упоминается в среднеперсидских источниках (Карнамак-и Ардашер-и Папакан), но, как отмечают исследователи, в раннем Средневековье это был прежде всего социально-экономический термин, означавший у оседлого иранского населения кочевых, живущих в шатрах горцев на западе Иранского плато, и мог применяться к любому ираноязычному племени, соответствовавшему этим характеристикам. Именно поэтому вплоть до Нового времени под именем «курдов» объединяли иранские народности, широко расселившиеся в горах Загроса, Верхней Месопотамии и на Армянском нагорье, разговаривающих на разнородных языках/диалектах: курманджи, зазаки, сорани, лаки, келхури, горани, авромани.
Курды ведут свое происхождение от легендарного народа древнего государства Мидия и легендарного царя Персии Кира Великого. Об этом поется в национальном гимне курдов.
В целом, большинство исследователей сходятся в том, что курды являются прямыми потомками древних мидян, расселившихся в Парфии (окраине Мидии), т.е. имеют иранское происхождение.
Генетический анализ показывает, что курдский народ тесно связан с азербайджанским, армянским, грузинским и еврейским народами, имеющими некоторых общих предков в северной части Ближневосточного региона.
Традиции и культура[править | править код]
Преобладают традиционные занятия: полукочевое скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот), земледелие (зерновые, садоводство, табак). Традиционная одежда мужчин — широкие штаны, куртка, головной платок и широкий пояс с заткнутым за него большим кинжалом.
Курдский фольклор отличается оригинальностью, богатством и разнообразием. Сказки, песни, легенды, свадебные и погребальные обряды — таков далеко не полный список представленных в нём жанров.
Первые памятники курдской письменности датируются VII в. Самобытная литература развивается уже с XI в., достигая своей вершины в творчестве целой плеяды курдских поэтов XIV—XVIII веков (Факи Тейран, Мелае Бате, Ахмед Хани, Харис Битлиси и другие).
Кухня
Мясо у курдов принято просаливать, что позволяет продукту сохраняться максимально долго. Чтобы сделать его более сытным, используется бараний жир. В итоге блюдо получается похожим на тушенку. Практически в каждое блюдо добавляется козье или коровье молоко. Блюдо катык готовится на основе топленого молока, которое предварительно заквашивают. Из топленого молока получают освежающий напиток. В него просто добавляют холодную воду. Топленое масло используется и для приготовления курдского сыра. Творог готовят из жирного молока. Хранят сыр и творог в специальных мешочках. В процессе приготовления молоко кипятят, затем добавляют в него закваску и продолжают кипятить до тех пор, пока не получат творожную массу. Из получаемых сливок можно сделать масло и сметану.
Курды всегда вели преимущественно кочевой образ жизни, поэтому их пища должна была оставаться сытной и простой. Помимо мяса и молочных продуктов, регулярно употребляли хлеб и ели много овощей. Каждое блюдо сдабривали специями и травами. Современные курды не утратили былых кулинарных традиций.
Казахстанские курды пекут хлеб в тандыре, а еще из теста они заготавливают особую лапшу, которая называется реждия. Сама по себе такая лапша является очень сытной, ведь ее обжаривают на сковороде в топленом масле. Наиболее популярным блюдом из мяса является хашлама, которая варится на бульоне с добавлением зелени, специй и картофеля. Курды часто едят толму с капустными или виноградными листьями. В нее кладут много специй, а начинкой может служить сало, рис, кинза, мята и другие ингредиенты.
Курды предпочитают плов, причем у них есть множество способов приготовления. Например, с добавлением мяса или чисто вегетарианский. В него кладут сухофрукты. К блюдам может подаваться особая подливка — бамия. Готовят ее из бобов. Есть бамию можно с хлебом, обмакивая лепешку.
По весне кочевники любили готовить грар — суп, похожий на русскую окрошку. Основой вместо кваса служил молочный остаток. К нему добавляли зелень и крупу.
Интересным блюдом является рис шырбренж. Готовят его на молоке, причем рис надо держать до тех пор, пока молоко полностью не выпарится. Затем добавляют новую порцию молока и дают рису остыть. В блюдо кладут масло, посыпают корицей и поливают медом.
Для вегетарианцев есть суп из баклажанов и чечевицы. Пьют курды обычно тархун или мятный компот. Конечно, на каждом столе будет много хлеба.
История курдов[]
Курды — один из древнейших народов Ближнего Востока. О предках курдов древние египетские, шумерские, ассиро-вавилонские, хеттские, урартские источники стали сообщать довольно рано. Известный востоковед доктор исторических наук М. С. Лазарев писал, что «очень трудно, найти народ, который на своей национальной территории жил бы так долго…». С точки зрения Н. Я. Марра, «курды сохраняют элементы древней культуры Переднего Востока потому, что они являются потомками автохтонного населения…» — писал 0. Вильчевский (1-70). Ученые — академики Н. Я. Марр, И. М. Дьяконов, В. Ф. Минорский, Г. А. Меликишвили, И. Шопен, П. Лерх, профессор Эгон фон Эльктедт, Амин Заки, Гурдал Аксой и другие в числе предков курдов называют древние племена кутиев, луллубеев, хурритов, касситов, мадов (мидийцев), кардухов, урартцев, халдов, маров, киртиев и других обитателей седого Ближнего Востока. Курды как потомки этих племен своими корнями уходят в далекое историческое прошлое.
См. также В. Ф. Минорский История курдов.
По более современным представлениям, курды возникли на основе хурритов, ассимилированных персами и унаследовавших видоизменённый персидский язык, но со значительным добавлением хурритских слов. В пользу этой гипотезы, в частности, говорит наличие в курдском языке эргативной конструкции, свойственной также хурритскому языку, но не свойственной ни фарси, ни другим индоевропейским языкам.
КУРДСКИЕ СКАЗКИ
Урок
отца
0тец, возвращаясь с десятилетним сыном с поля, увидел на дороге старую
подкову и сказал сыну:
— Подними эту подкову.
— Зачем мне нужна старая подкова? — ответил сын.
Отец
ничего ему на это не сказал и, подняв подкову, пошёл дальше.
Когда
они дошли до окраины города, где работали кузнецы, отец продал эту подкову.
Пройдя ещё немного, они увидели торговцев, которые продавали вишни.
Отец
за деньги, что он выручил за подкову, купил у них много вишен, завернул
их в платок, а затем, не оглядываясь на сына, продолжал свой путь, изредка
съедая по одной вишенке. Сын шёл позади и смотрел с жадностью на вишни.
Когда они прошли немного, из рук отца выпала одна вишня. Сын быстро
нагнулся, поднял её и съел. Спустя некоторое время отец уронил ещё одну
вишню, а затем другую и стал так ронять по одной вишне, продолжая свой
путь. Сын не менее десяти раз нагибался, поднимал и ел обронённые вишни.
Наконец, отец остановился и, отдавая сыну платок с вишнями, сказал:
—
Вот видишь, ты поленился один раз нагнуться, чтобы поднять старую подкову,
а после ты нагибался десять раз, чтобы поднимать те самые вишни, которые
были куплены за эту подкову. Впредь помни и не забывай: если будешь
считать лёгкий труд тяжёлым, то встретишься с более тяжёлой работой;
если не будешь доволен малым, то лишишься большого.
Змее — палка судья
Рассказывают,
однажды змея заползла в стог сена, а его кто-то поджёг.
Находившийся
поблизости человек по имени Шех Омар протянул змее палку, чтоб спасти
её. Как только змея оказалась в безопасности, она обвилась вокруг шеи
Шех Омара и ни за что не хотела слезать.
Идут
они и обращаются ко многим, чтобы их рассудили. Решение всех таково:
змея должна спуститься с шеи Шех Омара. Но змея никого не слушала и
не спускалась.
Наконец,
они пришли к лисице, чтобы та их рассудила. Лисица сказала змее: «Пока
ты не слезешь, не буду вас судить». Как только змея сползла, ей тут
же палкой размозжили голову. Поэтому говорят: «Змее — палка судья».
Мудрый гость
Однажды
некий дервиш постучался в дом курда.
Дверь
открыла пожилая женщина, мать хозяина дома. Она сказала, что сына нету
дома, пригласила гостя войти, постелила ему палас и накрыла скатертью
стол. Но так как в доме ничего не было, то она не могла ему ничего вынести
и постеснялась сказать об этом гостю. Гость же подождал и, видя, что
ему ничего не несут, закрыл за собой двери и пошёл своей дорогою.
Тут
вернулся домой хозяин дома. Мать рассказала, что у них был гость, и
она ничего не вынесла ему поесть, так как дома ничего не было. Хозяин
дома подумал и сказал:
—
Мать, дай мне саблю, поскачу, догоню и убью этого дервиша, пока он не
опозорил меня, моих предков и моих потомков перед всем светом.
Схватил
он саблю, сел на коня и помчался за дервишем. Догнал он дервиша, обнажил
свою саблю, замахнулся над ним и сказал:
— Ветер веет по всему свету…
— Но не везде, где он веет, есть богатство и достаток, — добавил мудрый
дервиш.
Понял
курд, что дервиш вошёл в его положение и не ославит перед всем светом.
Он слез с коня, извинился перед божьим человеком, поцеловал его руку
и пригласил зайти в гости на обратном пути.
Декоративно-прикладное искусство
У курдов на протяжении веков развиты некоторые виды народного декоративно-прикладного искусства — ковроткачество, гончарное и ювелирное дело, гравировка на медной утвари, резьба по дереву, камню. Особенно известны курдские ковры, яркие по цвету, с геометрическим, а также растительным орнаментом. Нередко в узорах ковров встречаются изображения рогов — символа скотоводства, паука — символа ковроделия, Солнца. Ковры (ворсовые и безворсовые) обычно имеют узор из повторяющихся крупных медальонов на центральном поле и орнаментальную кайму; распространены также полосатые ковры типа паласов.
Изготовляются кошмы с ввалянным геометрическим орнаментом, узорные вязаные чулки и носки и тканые шерстяные изделия (женские пояса, сумки). У курдов Ирана, Турции, Ирака и др. распространено изготовление гравированной медной посуды, оружия с насечкой золотом, чеканных с чернью и зернью серебряных женских украшений, а также пряжек и блях для поясов и конской сбруи. Из дерева выделывают трубки, портсигары, шахматы, скамеечки. В ряде районов вышивают шёлковые сузани. Поливная и неполивная керамика вырабатывается в районах Вана (Турция), Сенендеджа (Иран) и в северных районах Ирака.
Язык
Курдский язык распространен в регионе, неофициально называемом Курдистан. Различия в фонетике и корневом составе между ними незначительны, однако имеются значительные различия в морфологии, поэтому взаимопонимание между носителями указанных языков почти полностью утрачено. Это связано с морфологической перестройкой, которой подверглись в Средние века большинство иранских языков. В настоящее время под «курдскими языками» чаще всего подразумеваются четыре языка:
- курманджи, или севернокурдский (Турция, Сирия, Ирак, Иран, страны постсоветского пространства, страны Европы и США);
- сорани, или центральнокурдский (восточный Ирак, Иран);
- келхури, или южнокурдский (западный Иран, восточный Ирак);
- лаки (останы Ирана: Илам, Луристан, Керманшах, Хамадан, Казвин, и Хузестан. Также встречаются в Ираке)
Современный курдский язык принадлежит к северо-западной подгруппе иранских языков, относящихся к индоиранской ветви индоевропейской семьи языков, ничего общего не имеющий с арабским и тюркским языками. Он похож на персидский и иные языки иранской группы так, как русский язык похож на польский или норвежский — на немецкий. В качестве самостоятельного языка, по имеющимся в курдоведении сведениям, курдский язык существует с Ахмединского периода (VI — IV вв. до н. э.).
Большинство курдов говорят на курманджи. Исследования, проведенные в 2009 году, оценивают количество носителей курдского языка в Турции от 8 до 20 миллионов.
Отдельная группа некурдских северо-западных иранских языков, языков заза-горани, особенно зазаки. также используется несколькими миллионами курдов
Исторически курды использовали арабский алфавит. В 1920—1930-е годы в Турции и СССР были созданы латинизированные курдские алфавиты. В 1946 году алфавит советских курдов был переведён на кириллическую основу. В Ираке и Иране используется арабская письменность.
В последнее время бывшие советские курды почти полностью перешли на латиницу. Вопрос о переходе на латиницу также постоянно поднимается в Иракском Курдистане, в том числе и на правительственном уровне; однако в действительности шаги в этом направлении делаются очень медленно. Напротив, курды Сирии пользуются латинским алфавитом без ограничений.