Что такое всеобщая мобилизация и где её объявляли. объясняем простыми словами

§ 30. основные понятия о воинской обязанности

Что такое мобилизация. Определение понятия

Понятие мобилизация (фр. mobilization, от лат. mobilis — подвижный) означает комплекс мероприятий государства по приведению в активное состояние, сосредоточению и напряжению имеющихся ресурсов, сил и средств для достижения целей войны (Военная энциклопедия: В 8 т. Т. 5. М., 2001. С. 181).

Другие словари дают следующие определения понятия мобилизация:

Мобилизация — приведение кого-либо или чего-либо в активное состояние; сосредоточение сил и средств для достижения какой-либо цели (Современная энциклопедия. 2000).

Мобилизация — перевод вооружённых сил из мирного состояния в полную боевую готовность; призыв военнообязанных запаса в армию во время войны; перевод на военное положение экономики и государственных институтов страны (Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992).

Мобилизация — комплекс мероприятий по переводу на военное положение вооруженных сил, экономики и государственных институтов страны (общая мобилизация) или какой-либо их части (частичная мобилизация). Порядок мобилизационной подготовки и проведения мобилизации определяется в РФ федеральным законом (Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003).

В разные исторические эпохи объем и содержание мобилизации, способы ее проведения имели свои особенности. В рабовладельческих и феодальных государствах перед началом войны обычно проводился набор людских контингентов различных сословий в армию и на флот, создавалось ополчение, увеличивалась численность войск, конского состава, наращивалось производство оружия и снаряжения, повышались налоги, накапливались различные материальные средства для нужд войны.

В современном понимании мобилизация в большинстве государств начала применяться с созданием массовых армий, комплектуемых на основе воинской повинности (конец XVIII — XIX в.). Стремление к возможно большему увеличению численности войск на военное время привело к необходимости накопления в мирное время крупных контингентов и военно-обученных резервов. Армии мирного времени фактически стали школами, через которые пропускалась основная часть мужского населения, базой для развертывания сил, которые выставлялись во время войны (Корякин В.М., Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Военно-административное право (военная администрация): учебник. Серия «Право в Вооруженных Силах — консультант». М.: За права военнослужащих, 2008. Вып. 90. 496 с).

Оглавление книги открыть закрыть

ОБ авторах1 ВЛИЯНИЕ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА2 ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК СИСТЕМА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА3 СВЯЗЬ ОБРАЗА ЖИЗНИ С ПРОФИЛАКТИКОЙ ЗАБОЛЕВАНИЙ. ЗНАЧЕНИЕ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВИЛ ЛИЧНОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ГИГИЕНЫ4 ЗАКАЛИВАНИЕ ОРГАНИЗМА, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА5 ЗДОРОВЬЕ МОЛОДЕЖИ И ЛИЧНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ В ЕГО СОХРАНЕНИИ6 ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ И ИХ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ7 ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА8 КУРЕНИЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА9 ТАБАЧНЫЙ ДЫМ, ЕГО СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ, ВЛИЯНИЕ ТАБАЧНОГО ДЫМА НА ОКРУЖАЮЩИХ10 НАРКОМАНИЯ И ТОКСИКОМАНИЯ, ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ11 ПОСЛЕДСТВИЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА12 МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОЗАВИСИМОСТИ13 ВЕНЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА14 СПИД И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА15 НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ, ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ16 МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ ИНФЕКЦИЙ17 КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ ФОРМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА18 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА19 ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДА20 ОБЩИЕ САНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ПОМЕЩЕНИЯМ И РАБОЧИМ МЕСТАМ21 ПРОМЫШЛЕННАЯ ВЕНТИЛЯЦИЯ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЕ22 ТРЕБОВАНИЯ К ОСВЕЩЕНИЮ ПОМЕЩЕНИЙ И РАБОЧИХ МЕСТ23 ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ВИБРАЦИЯ И ЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЧЕЛОВЕКА24 ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ШУМ И ЕГО ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЧЕЛОВЕКА25 АКУСТИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА И ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОРГАНИЗМ26 КЛАССИФИКАЦИЯ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ ПО СТЕПЕНИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА27 ВЛИЯНИЕ НА ЧЕЛОВЕКА ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ПОЛЕЙ И ИЗЛУЧЕНИЙ (НЕИОНИЗИРУЮЩИХ)28 ИОНИЗИРУЮЩИЕ ИЗЛУЧЕНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ29 ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЧЕЛОВЕКА30 ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ ПРИ КРОВОТЕЧЕНИИ31 ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ ПРИ ПЕРЕЛОМАХ32 ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ ПРИ РАНАХ33 ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ ПРИ УТОПЛЕНИИ34 ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ ПРИ ОЖОГАХ, ОБМОРОЖЕНИЯХ35 ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ ПРИ ОТРАВЛЕНИИ36 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТОДАТЕЛЯ ЗА НАНЕСЕНИЕ УЩЕРБА ЗДОРОВЬЮ РАБОТНИКОВ37 БИОСФЕРА И МЕСТО В НЕЙ ЧЕЛОВЕКА38 АТМОСФЕРА, ЕЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ39 ВОДА, ЕЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ4 CОСТАВ И РАСЧЕТ ВЫПУСКОВ СТОЧНЫХ ВОД В ВОДОЕМЫ41 СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ГИДРОСФЕРЫ42 ПОЧВА, ЕЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ43 ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ44 ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС, ЕГО ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ45 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ46 ПОНЯТИЕ ЧС47 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧС ПРИРОДНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ48 ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧС (РСЧС)49 ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧС ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА50 МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ51 КОНСТИТУЦИЯ РФ И ДРУГИЕ ЗАКОНЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРАВОВУЮ ОСНОВУ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ52 ВОЕННАЯ СЛУЖБА ПО ПРИЗЫВУ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ53 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИЗЫВА НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ. ОСНОВАНИЕ И ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОТСРОЧКИ И ЛЬГОТ ПРИЗЫВНИКАМ54 ВОИНСКИЕ ЗВАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РФ. ВОЕННАЯ ФОРМА ОДЕЖДЫ55 КАК ВЛИЯЮТ НА ОРГАНИЗМ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ПОЛЯ И ИЗЛУЧЕНИЯ56 КАК ВЛИЯЮТ НА ОРГАНИЗМ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ПОЛЯ

ОБЖ

§ 30. Основные понятия о воинской обязанности

«Воинская обязанность — это установленный законом долг граждан нести службу в рядах Вооружённых Сил и выполнять другие обязанности, связанные с обороной страны» (Ожегов С. И. Словарь русского языка).

В Федеральном законе «Об обороне» указано, что в целях обороны создаются Вооружённые Силы Российской Федерации и устанавливается воинская обязанность граждан. Содержание воинской обязанности граждан Российской Федерации определено Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

Воинская обязанность предусматривает:

  • воинский учёт;

  • обязательную подготовку к военной службе;

  • призыв на военную службу;

  • прохождение военной службы по призыву;

  • пребывание в запасе;

  • призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Рис. Российские танкисты на учениях

В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность определяется соответствующими законами и нормативными правовыми актами и предусматривает:

  • призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;

  • прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время;

  • военное обучение в период военного положения и в военное время.

Мобилизация — комплекс мероприятий по переводу на военное положение Вооружённых Сил, экономики государства и органов государственной власти страны.

Военное положение — особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.

Военное время — период фактического нахождения государства в состоянии войны. Характеризуется существенными изменениями во всех сферах жизни государства и межгосударственных отношений, введением законов военного времени.

В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» Президент Российской Федерации, являясь Верховным главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации, в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооружённых конфликтов, направленных против нашего государства, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории страны или в отдельных её местностях военное положение, отдаёт приказ о ведении военных действий.

Рис. Воинская часть проходит торжественным маршем

Выводы

  1. Несение службы в рядах Вооружённых Сил — почётная обязанность граждан Российской Федерации.

  2. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» определяет содержание воинской обязанности граждан Российской Федерации.

  3. Воинская обязанность в период военного положения и в военное время определяется Федеральным законом «Об обороне».

Вопросы

  1. С какой целью устанавливается воинская обязанность граждан Российской Федерации?

  2. Какие мероприятия составляют содержание воинской обязанности граждан?

  3. Какие мероприятия определяют содержание воинской обязанности в период мобилизации и в военное время?

  4. Какое должностное лицо в Российской Федерации может объявить общую мобилизацию и ввести на территории страны военное положение?

Задания

  1. Сформулируйте для себя понятие, что представляет воинская обязанность.

  2. Запомните основные составляющие воинской обязанности и обоснуйте для себя их значение.

Дополнительный материал к § 30

Именной Указ Петра I «О сборе рекрут с людей разного звания и всеобщем вооружении в случае нужды» (1707 г.)

Три тысячи человек собрать из Московских жилых людей Боярских и из деловых и из Подмосковных крестьян молодых и добрых. А которые собраны с городов и деревень дальних, распустить, а добрых зачесть, и быть им только на Москве, а никуда не посылать; а жить им по старым местам, и для того сделать по улицам Съезжие дворы.

Рис. Пётр Великий — создатель русской регулярной армии

Приказных чинов людей обложить по приказам, а городовых по городам по препорции доходов их; ямщикам с Московских с трёх вытей, а с городовых с четырёх вытей человек, со всем, что драгуну принадлежит… С монастырских и Архирейских на своей же плате 80 или 100 человек (а буде возможно и больше) собрать.

Кроме пеших, ещё 200 человек собрать конных, а со скольких дворов или инаким образом, о том разверстать с совету, а собранных зачесть в указанное число, только худых и зело старых выкинуть; также чтоб отнюдь из крестьян не было, но все из дворовых, под казнью.

Всеобщая мобилизация в ДНР и ЛНР

Решение объявить всеобщую мобилизацию в ДНР и ЛНР объясняли нарастанием обстрелов со стороны украинских войск и попыток терактов. Также местные власти утверждали, что Киев готовит наступательную операцию. Из-за этого в республиках также объявили эвакуацию мирного населения.

На дни референдумов по вопросу присоединения к России в сентябре 2022 года мобилизацию в Донецкой и Луганской народных республиках приостанавливали. С 22 по 28 сентября в армию набирали только добровольцев.

По итогам референдумов ДНР и ЛНР вошли в состав России, а их силы интегрировали в российскую армию. С 19 октября в этих регионах (а также Херсонской и Запорожской областях) действует военное положение. В ноябре 2022 года в стране прошла частичная демобилизация — студентов из Донбасса отправили домой. В ДНР также отмечали, что теперь мобилизация в регионе может проводиться только в соответствии с решением российских властей.

Правовые основы военной службы

Правовой основой военной
службы являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие
федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в
области обороны, военной службы и статуса военнослужащих, международные
договоры Российской Федерации.

Обязанными являются руководители, другие должностные лица (сотрудники) организаций, осуществляющих воинский учет и призыв на военную службу, а также должностные лица органов местного самоуправления:

  1. Уведомление граждан об обращениях (вызовах) военных комиссариатов районов, городов, не имеющих районного деления, других муниципальных (административно-территориальных) образований (далее — военные комиссариаты) или других органов, осуществляющих воинский учет;
  2. обеспечить своевременную явку граждан по запросам (вызовам) военных комиссариатов или других органов, осуществляющих воинский учет;
  3. В двухнедельный срок по требованию уполномоченных или иных органов, осуществляющих воинский учет, предоставить необходимые для внесения в документы о воинском учете сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, о лицах, состоящих на воинском учете, и о лицах, не состоящих на воинском учете, но обязанных это сделать.

Руководители организаций,
осуществляющих эксплуатацию жилья, и должностные лица (работники) этих
организаций, на которых возложена работа по постановке на воинский учет, в
двухнедельный срок уведомляют органы военного комиссариата или иные органы,
осуществляющие постановку на воинский учет, об изменении состава граждан,
имеющих постоянное место жительства или пребывания более трех месяцев (далее —
«временное пребывание») и состоящих или подлежащих постановке на
воинский учет.

Органы внутренних дел обязаны в пределах своей компетенции:

  1. по требованию военных комиссаров или иных органов, осуществляющих воинский учет, предоставить в двухнедельный срок сведения, необходимые для внесения в документы о постановке граждан на воинский учет
  2. осуществлять розыск и, при наличии законных оснований, арест граждан, уклоняющихся от постановки на учет, призыва на военную службу или от прохождения воинской службы или обучения
  3. в двухнедельный срок представить в военный комиссариат или иные органы, осуществляющие воинский учет, сведения о случаях, когда граждане, не состоящие на воинском учете, но обязанные состоять на воинском учете, а также сведения о лицах, получивших гражданство Российской Федерации и обязанных состоять на воинском учете.

Учреждения ЗАГСа обязаны в
двухнедельный срок уведомлять военные комиссариаты или иные органы,
осуществляющие воинский учет, о внесении изменений в записи актов гражданского
состояния граждан, состоящих на воинском учете или подлежащих постановке на
воинский учет.

Органы дознания и
предварительного следствия обязаны в двухнедельный срок уведомить военные
комиссариаты или иные органы, ответственные за постановку на воинский учет, о
прекращении уголовного дела в отношении граждан, состоящих или подлежащих
постановке на воинский учет, либо о передаче такого уголовного дела в суд.

Федеральные суды в двухнедельный срок отчитываются перед военными комиссариатами или другими органами, осуществляющими воинский учет:

  • о возбуждении или прекращении уголовного дела в отношении граждан, состоящих или подлежащих постановке на воинский учет
  • по вступившим в законную силу приговорам в отношении граждан, состоящих на воинском учете или подлежащих постановке на воинский учет, с направлением в военные комиссариаты или иные органы, осуществляющие воинский учет, а также в отношении граждан, осужденных к принудительному труду, к исправительным работам, ограничению свободы, аресту или лишению свободы

Учреждения государственной
службы, имеющие медицинскую и социальную профессиональную квалификацию, обязаны
в двухнедельный срок явиться в военные комиссариаты или иные органы,
осуществляющие постановку на воинский учет, с заявлением о признании граждан,
состоящих или подлежащих постановке на воинский учет в качестве инвалидов.

Военная служба по контракту

Статьи 32-35 Закона устанавливают порядок поступления на военную службу по контракту. Контракт о прохождении военной службы заключается между гражданином и Министерством обороны РФ или иным федеральным органом исполнительной власти, где, согласно закону, предусмотрена военная служба. 
В контракте о прохождении службы закрепляются добровольность поступления гражданина на службу, срок службы, в течение которого гражданин обязуется проходить службу, и условия контракта. Условия контракта о прохождении службы включают в себя обязанность гражданина проходить военную службу в ВС РФ либо в других войсках и воинских формированиях в течении установленного контрактом срока, добросовестно исполнять общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законом, а также право гражданина на соблюдение его прав и прав членов его семьи, включая получение социальных гарантий и компенсаций. 
Гражданин, поступающий на военную службу по контракту, должен владеть русским языком, соответствовать всем медицинским и профессионально-психологическими требованиям военной службы к конкретным военно-учетным специальностям. Для определения соответствия проводятся специальные мероприятия:

  1. медицинское освидетельствование, по результатам которого дается заключение о годности гражданина к военной службе;
  2. мероприятия по профессиональному психологическому отбору, по результатам которых выносится заключение о профессиональной пригодности гражданина к военной службе по контракту по конкретным воинским должностям:
  • рекомендуется, в первую очередь, — первая категория;
  • рекомендуется — вторая категория;
  • рекомендуется условно — третья категория;
  • не рекомендуется — четвертая категория.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все на Запад
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: