Философский контекст скептицизма и агностицизма
Скептицизм относится к философскому направлению, которое подвергает сомнению возможность достижения постоянной истины. Скептики не полагаются на чувственный опыт или логику, они скептически настроены к любым утверждениям и сомневаются в их истинности. Скептицизм может применяться как к философским проблемам, так и к повседневным утверждениям и верованиям.
Агностицизм, с другой стороны, предполагает, что некоторые вопросы не могут быть решены и остаются неизвестными. Агностики не отрицают возможность достижения истины, но полагают, что эта истина недоступна для понимания человека. Ответы на такие вопросы, как существование Бога или природа человеческого мышления, остаются вне пределов нашего понимания.
Скептицизм и агностицизм имеют различные представления о нашей способности познания мира и определении истины. Скептики сомневаются в возможности достижения истины и отолкнулись от чувственного опыта и логического мышления. Агностики, с другой стороны, принимают наличие неизвестных и неразрешимых вопросов и признают ограничения человеческого разума.
Оба философских направления имеют свои преимущества и недостатки. Скептицизм может помочь нам избегать догматизма и принятия верований без достаточного основания. Агностицизм, в свою очередь, позволяет нам признать ограничения нашего понимания и быть осторожнее в формулировании утверждений.
В итоге, скептицизм и агностицизм представляют различные философские подходы к познанию мира и определению истины. Они вызывают вопросы о природе человеческого познания и расширяют наше понимание возможностей и ограничений нашего разума.
Личность / индивидуум
«Личность не равна индивиду» — писал ещё А.Н. Леонтьев, но в современной психологии этим понятия смешаны. Происходит это из-за гуманизма: мол, как это — сказать, что некий индивид не является личностью, не дотягивает? В английском то же самое: personality — от person, социальная маска. Таким образом, здесь моё разделение не конвенциально, но с моей т.з. разница очень принципиальна.
Индивидуальность — это внешние проявления психики, привычки и т.д. Фраза «он — яркая индивидуальность» обычно означает, что имярек выделяется из общей массы внешностью и поведением.
Личность я определяю как эволюционно-прогрессивную форму существования субъективного разума, характеризующуюся наличием осознанно сформированного мировоззрения, а также развитием интеллекта и воли, достаточным для того, чтобы этими принципами руководствоваться. Сравните: фраза «он — личность!» обычно означает не внешность, а выдающиеся психологические качества.
Таким образом, далеко не каждый индивид, даже обладая яркой
индивидуальностью, обладает личностью.
Что такое агностицизм? Общие сведения
Давайте сначала узнаем, что такое агностицизм простыми словами. Так называют одно из направлений в философии. С точки зрения этой позиции человек говорит: не существует абсолютного знания по любому вопросу. Невозможно иметь полную достоверную информацию о любом явлении, событии, человеке или вещи.
Агностицизм – это убеждение о том, что мир познать невозможно. Реально лишь увидеть его малую часть и составить свои субъективные суждения и домыслы. У каждого есть собственное представление о происходящем с ним, с другими людьми, с планетой, с космосом, со вселенной. При этом нет точного критерия истины. Невозможно оценить информацию, с точки зрения абсолютной правды, поскольку её просто не существует. Значит, никто не может подтвердить или опровергнуть вашу личную точку зрения.
Сознание человека воспринимает огромное количество информации и распределяет их «по полочкам», объём знаний увеличивается непрестанно, но количество не означает качество, истина по-прежнему остаётся недоступной, а мир непознаваемым. Обычно агностицизм ассоциируют с атеизмом, но эти понятия не являются равнозначными. Они отличаются, агностик может верить в бога, а атеист категорически отрицает его существование.
Агностицизм в религии нашёл своё место. Правда это выглядит довольно странно. Агностик может быть как атеистом, так и верующим приверженцем любой религии. Он отличается от абсолютно верующего тем, что лишь допускает наличие Всевышнего, но не убеждён в его существовании. Можно сказать, что он находится в постоянном сомнении и вера его условна.
Сущность агностицизма такова, что человек подобных взглядов стремится к познанию и нуждается в доказательствах. Он не принимает на веру что-либо, без веских оснований. С одной стороны, это делает процесс познания проще, но с другой — значительно усложняет жизнь. Люди, как правило, нуждаются в слепой вере. Это создаёт иллюзию безопасности. Агностик лишает себя такой возможности, он выбирает сторону знания, хотя иногда лучше оставаться в неведении. Чтобы быть агностиком, нужно избавиться от иллюзий и иметь хорошую выдержку.
Кто такой агностик?
Агностик — это человек, который не отрицает существование бога, но и признает, что его может просто не быть. Процент агностиков с каждым днем увеличивается. Для них нет авторитетных источников в различных религиях, все священные писания для агностика — лишь литературные памятники. Все агностики стремятся к истине и понимают, что мироустройство гораздо сложнее, чем видится на первый взгляд, но в отсутствии доказательств познание для агностика становится невозможным, а пытливый разум все подвергает сомнению.
Впервые термин «агностицизм» введен в науку Т.Г. Гексли – последователем дарвинистской эволюционной теории для обозначения своих взглядов на религиозные верования. Ричард Докинз в своем труде «Бог как иллюзия» выделяет несколько типов агностиков:
- Агностик по факту. Вера в бога немного выше, чем неверие: не совсем убежден, но склонен полагать, что Творец все-таки есть.
- Непредвзятый агностик. Веры и неверия ровно пополам.
- Агностик склонный к атеизму. Неверия немного больше чем веры, испытывает ряд сомнений.
- Агностик по существу больше атеист. Вероятность существования бога абсолютно мала, но не исключается.
https://youtube.com/watch?v=zPclXwJXmUw
Во что верят агностики?
Может ли агностик верить в бога, таким вопросом задаются люди, которые постепенно отходят от религии, но продолжают верить «своим» способом. Типичная характеристика агностика помогает разобраться в этих вопросах:
- воздерживается от суждений: есть Бог или его нет, т.е. не может ни опровергнуть ни доказать существование или отсутствие Творца;
- верит, что человек должен действовать сам;
- даже если бог существует, то до человека ему нет никакого дела;
- понятие добра и зла относительное, есть нежелательное поведение;
- совесть человека – мерило его поступков;
- большинство агностиков восхищаются личностью и жизнью Иисуса Христа, но видят в нем обычного человека, пусть и наделенного сверхкачествами;
- сомневаются в существовании души и бессмертия;
- смысл жизни для агностика – сама жизнь с ее радостями и печалями и теми целями, которые ставит для себя человек;
- считают доказательства существования бога или его отсутствие делом времени, пока их мало и все сомнительные.
Мировоззрение скептиков и агностиков
Скептики и агностики представляют разные мировоззрения, хотя оба относятся к формам нерелигиозного мышления. Однако, скептицизм и агностицизм имеют свои отличия.
Скептицизм, в свою очередь, обычно отрицает возможность получения истинного знания о мире. Скептики сомневаются в достоверности всех утверждений и выводов и активно подвергают сомнению даже самые очевидные истины. Они придерживаются убеждения, что наше восприятие и понимание мира подвержены искажениям, предвзятостям и ошибкам, и поэтому крайне сложно или даже невозможно знать что-то с полной уверенностью. Скептики придерживаются принципа сомнения и требуют доказательств и обоснования для принятия любых утверждений.
Агностицизм, с другой стороны, это позиция, которая отрицает возможность бесспорного знания о Боге или сверхъестественных вещах. Агностики признают существование вопросов и проблем, которые выходят за пределы человеческого понимания и описания. Они считают, что наше разумное понимание ограничено и не в состоянии достичь полной верности в вопросах, касающихся духовности и метафизики. Агностики могут сомневаться в существовании Бога, но они также могут быть открытыми для возможности его существования, допуская, что эта возможность может быть недоступна для нашего рационального понимания.
Таким образом, скептицизм и агностицизм представляют разные подходы к познанию и пониманию мира. Скептики сомневаются в достоверности всех истин, а агностики признают ограничения человеческого разума в понимании таинственных и необъяснимых аспектов реальности.
Особенности агностицизма
Отечественные философы, при обращении к проблеме познаваемости мира, часто пользовались термином «агностицизм». Данный термин ввел в оборот английский естествоиспытатель Т. Гексли в 1869 году.
Этим термином Гексли обозначил философское учение, которое утверждало, что человеческая душа не может познать сверхчувственное, а также объективный мир и его закономерности, достичь истины, а значит, не может познать Бога, то есть существование тех «сущностей», которые не даются человеку в опыте – Бог, объективная реальность, бессмертие души.
В ХХ веке представления об агностицизме несколько изменилось под воздействием критики, преимущественно со стороны социалистов и коммунистов, которые пропагандировали диалектическую познаваемость мира. На сегодняшний день понятие агностицизм рассматривают в качестве философского учения, отрицающего возможность познать объективный мир и достичь истину.
Главный признак агностицизма – отрицание возможностей познания самой сущности действительности, которая скрывается под видимостью. Необходимо отметить, что агностицизмом была выявлена важнейшая гносеологическая проблема – что может знать человек? Этот вопрос актуален и сегодня. Это связано с тем, что на самом деле человеческое знание, как и любой процесс, развивающийся с течением времени, на каждой стадии своего развития имеет ограниченный, относительный характер. Агностицизмом эта относительность абсолютизируется, с утверждением, что человеческое познание в принципе не может проникать в сущность явлений. Все знания сводятся к:
- привычке, приспособлению и специфической организации психической деятельности, либо к собственным ощущениям, как считал Юм;
- конструктивной работе разума, по мнению Канта;
- утилитарной пользе в прагматизме;
- проявлению специфической энергии органов чувств – Мюллер;
- правдоподобию, а не объективной истинности содержания – Поппер.
Общей идеей выступало знание, которое не отображало сущности действительности, а только обслуживало утилитарные человеческие нужды.
Скептицизм оправдывается некоторым исходным моментом исследования, который помогает ученому непредвзято подходить к изучаемым явлениям, отбрасывая устаревшие предрассудки и догмы. Однако, как общеметодологический принцип, являющийся основанием теории познания, скептицизм рассматривать нельзя, так как он приводит к отрицанию объективной истины, то есть познания вещей такими, какие они существуют в реальности вне человеческого сознания. В обыденном понимании, под скептицизмом понимается настроение, психологическое состояние, сомнение в чем-то, которое заставляет воздерживаться от высказывания категорических суждений.
скептически
нареч. качеств.
Преисполнившись скептицизма, скепсиса — критического, недоверчивого отношения к чему-либо, сомнения в правильности, истинности, возможности чего-либо.
нареч. к скептический (во 2 знач.).
, узнав, что они хотят попасть в Горячий Ключ, скептически заметил: — Не знаю, как вы туда доберетесь. А. Гончаров, Наш корреспондент.
нареч, кол-во синонимов: 7
сомнительно, критически, недоверчиво, настороженно, подозрительно
I прил.
1. соотн. с сущ. скептицизм I, связанный с ним
2. Свойственный скептицизму , характерный для него.
II прил.
1. Склонный к скептицизму (о человеке).
2. Преисполненный скептицизма .
СКЕПТИ́ЧЕСКИЙ, скептическая, скептическое; в качестве кратк. употр. скептичен, скептична, скептично.
1. только полн. прил. к скептицизм в 1 знач. (филос.). Скептическая философия.
2. прил. к скептицизм во 2 знач., критически недоверчивый, сомневающийся. «Он говорил всё это, скептически (нареч.) усмехаясь.» Максим Горький. Скептический взгляд. Скептическое отношение. Скептическая усмешка.
СКЕПТИ́ЧЕСКИЙ, -ая, -ое. Проникнутый скептицизмом (во 2 знач.), выражающий скептицизм. С. ум. Скептическая улыбка.
Энциклопедический словарь
СКЕПТИ́ЧЕСКИЙ -ая, -ое.
1. к Скептици́зм (1 зн.). С-ое направление в философии.
2. Критический, недоверчивый, полный сомнений; склонный к скептицизму (2 зн.). С-ие взгляды. С. ум. С. характер. С-ое отношение к чему-л. С. склад мыслей. Что за с-ие мысли! // Выражающий скептицизм. С-ая улыбка. С. тон.
◁ Скепти́чески, нареч. С. улыбнулся. Ко всему относится с.
-ая, -ое.
1. прил. к скептицизм (в 1 знач.).
2. Проникнутый скептицизмом (во 2 знач.).
Скептическое и даже враждебное отношение к человеческим массам у него сложилось давно. М. Горький, Жизнь Клима Самгина.
||
Выражающий скептицизм.
Скептическая улыбка. Скептический тон.
скепти́ческий, скепти́ческая, скепти́ческое, скепти́ческие, скепти́ческого, скепти́ческой, скепти́ческих, скепти́ческому, скепти́ческим, скепти́ческую, скепти́ческою, скепти́ческими, скепти́ческом, скепти́ческ, скепти́ческа, скепти́ческо, скепти́чески
прил., кол-во синонимов: 8
подозрительный, критический, скептичный, косой, нигилистический, недоверчивый
нареч. к скептичный.
Кант очень скептично относится к существованию вещей вне нашего сознания. Плеханов, Статьи против К. Шмидта.
-и, ж.
Свойство по знач. прил. скептичный; то же, что скептицизм (во 2 знач.).
скепти́чность, скепти́чности, скепти́чностей, скепти́чностям, скепти́чностью, скепти́чностями, скепти́чностях
Михаил.
Ось «идеалист — скептик» содержит настрои, которые склонны видеть мир не таким, каков он есть. В результате скептики и идеалисты производят в мире больше изменений, чем представители любых других настроев. Идеалист рассматривает мир с точки зрения того, каким он «должен быть» в идеале. Скептик говорит, что все «могло бы быть по-другому».
Идеализм — один из самых часто встречающихся настроев. Им пользуется около трети людей. Идеалисты видят мир, каким он «должен быть», — иначе говоря, видят свой идеальный образ.
Идеализм — это самый энергичный настрой на эмоциональном уровне. Идеалисты заметны благодаря своей энергичности и энтузиазму. Даже если они терпят неудачу, то не могут долго оставаться в положении проигравшего и скоро прилагают новые усилия и энергию.
На позитивном полюсе идеалисты создают мир в соответствии с их идеальными представлениями. Другими словами, они делают так, чтобы реальный и идеальный образ совпали. На негативном полюсе они неспособны видеть, что все получается не так, как им хотелось бы.
Способность привести мир в соответствии со своими идеальными представлениями, убедительность, влияние на окружающую действительность, способность видеть более светлые стороны жизни, оптимизм, добрая воля.
Наивность, неоправданные надежды, разочарование, нереалистический взгляд, невозможность достичь того, чтобы действительность совпала с идеальными представлениями.
«Этого не может быть!»
Скептицизм — это такой интеллектуальный настрой, который побуждает разум сомневаться, задавать вопросы и исследовать причины возникновения ситуаций. Поскольку скептик верит, что «все не так, как кажется», он ничего не принимает на веру и сомневается во всех утверждениях и явлениях, пока сам не убедится в их правильности.
Скептики — это люди, которые напоминают окружающим о том, что все может получиться совсем не так, как они ожидают. Они побуждают их рассматривать возможность непредвиденных осложнений; часто они являются теми деятелями, которые совершают революционные прорывы в науке, поскольку они не желают принимать все за чистую монету. На негативном полюсе скептики беспочвенно подозрительны.
Пытливость, исследование, нежелание принимать все на веру, попытка увидеть глубинную природу вещей, способность указать другим людям на возможные осложнения.
Подозрительность, сомнения, желание спорить, тенденция все усложнять и видеть проблемы там, где их нет.
Известные агностики
Иммануил Кант — Немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии. Своим трудом «Всеобщая естественная история и теория неба» сделал попытку объяснить исторически происхождение Солнечной системы. Это дало начало научному обоснованию происхождения вселенной. Дэвид Юм Шотландский философ, один из самых крупных представителей шотландского Просвещения. Также один из родоначальников теории агностицизма. Последовательно представил его идеи в своих учениях. Чарлз Дарвин Английский натуралист и один из первых исследователей происхождения человека. Ввел понятие естественного и полового отбора. Изначально был глубоко верующим христианином, но трагическое событие в жизни заставило усомниться в вере и вступить в ряд агностиков. Многие называли его атеистом, но сам он это категорически отрицал. Бертран Рассел Британский философ, математик, логик и общественный деятель. Представитель школы аналитической философии. Его самые значительные идеи – это парадокс Рассела, логический атомизм и теория дескрипций. В 1953 году на телеинтервью исчерпывающе дал ответы на взгляды о том, что такое агностицизм, отличия от атеизма и основные взгляды агностиков на религию. Альберт Эйнштейн Немецкий физик-теоретик, один из основателей современной теории физики и гуманист. Сам себя называл агностиком и отрицал утверждения о том, что он атеист. Верил в «пантеистического» бога Бенедикта Спинозы, но отрицал существование бога как конкретного существа, которое можно соотнести с определенной личностью. Олдос Хаксли Английский писатель, философ, автор одной из самых известных антиутопий «О дивный новый мир». Внук родоначальника агностицизма Томаса Гексли. В своих научных поисках широко интересовался духовными вопросами, в том числе философским мистицизмом и парапсихологией. Карл Саган Американский астрофизик, астроном и крупный популяризатор науки. Одним из первых стал изучать экзобиологию, то есть происхождение эволюции и существование жизни на других планетах. Саган был агностиком и не утверждал, что жизнь на других планетах существует, хоть он и вплотную занимался изучением этого вопроса. Он предлагал не делать выводов, прежде чем для них не будут получены достаточные основания. Нил Тайсон Американский доктор философии по физике, астрофизик, популяризатор науки и писатель. С 1996 года занимает должность директора планетария в Американском музее естественной истории. Был сторонником идеи о том, что Плутон это не планета, поскольку его характеристики не подходили к описанию остальных планет. Своими взглядами вызвал много возмущения среди простых граждан, в том числе среди детей. Стив Джобс Американский предприниматель и изобретатель, один из основателей и бывший директор Apple и Pixar. С 1973 года стал исповедовать буддизм и критиковал идеи христианства. Буддизм, в отличие от многих других религий, не дает точное определение бога. Он призывал не следовать слепо догмам, которые придумали чужие люди, а жить своей жизнью. Егор Гайдар Российский государственный деятель, политик, экономист и доктор экономических наук. Был одним и руководителей экономических реформ в начале 1990-х годов. Сам себя называл агностиком. Его утверждение стало широко известно из-за контекста. Он находился на очередном предвыборном собрании в российской глубинке и рассказывал пенсионерам о прелестях рыночной экономики. Местные жители мало что понимали и один из них решил уточнить о его вере в бога. На что Гайдар дал ответ: — «Видите ли, я агностик». около 2 лет назад
Агностик — это человек, отрицающий возможность полного объективного познания мира и его закономерностей. По мнению агностиков, некоторые истины невозможно постичь из-за ограниченности человеческого восприятия.
В частности, агностики полагают, что человек не может знать, существует ли бог, есть ли рай и ад, жизнь после смерти и прочие сверхъестественные явления. Чаще всего слово «агностик» употребляют именно в религиозном смысле, противопоставляя агностиков верующим и атеистам.
Кто такой фидуциарий?
Технически фидуциар — это любой человек, которому доверено следовать фидуциарному стандарту в разных финансовых ситуациях. Например, если вы создаете траст для покупки или управления недвижимостью, то попечитель выступает доверенным лицом, поэтому может самостоятельно совершать разные сделки.
С точки зрения финансового консультирования фидуциарием может быть индивидуальный финансовый консультант или инвестиционная фирма, которая нанимает консультанта для каждого крупного клиента. Физические лица, которые являются зарегистрированными инвестиционными консультантами, придерживаются многочисленных стандартов и правил. За их деятельностью следит комиссия по ценным бумагам и другие государственные органы.
По закону клиенты должны получать полную информацию о том, какой стратегией пользуется выбранный инвестиционный консультант, по каким условиям формируется их зарплата, а также какими уловками он пользуется для получения прибыли для клиентов. По первому запросу консультант обязан передавать клиентам информацию о прошлых нарушениях или привлечении к дисциплинарной или административной ответственности. Компании, которые предлагают консультационные услуги, обязаны публиковать на официальной странице сведения обо всех привлеченных консультантах.
Эксперимент: 5 месяцев Энни отслеживала каждую минуту, чтобы стать продуктивней
Ресторан открылся, а страна закрылась: опыт работы Roka Dubai во время пандемии
Кенсингтонский дворец платит цену за снижение посетителей на карантине
Сходства между скептицизмом и агностицизмом
Сомнение в возможности достичь абсолютного знания. Как скептики, так и агностики отказываются от претензии на объективную истину и сомневаются в возможности достичь полного и окончательного понимания мира.
Отрицание догматического мышления. И скептики, и агностики отвергают принятие безразличных верований и предпочитают основывать свои взгляды на kритическом анализе и проверке фактов.
Основание утверждений на эмпирических данных. Как скептики, так и агностики придают большое значение опыту и наблюдению. Они считают, что наши знания о мире основаны на наших переживаниях и эмпирических наблюдениях.
Подход к знанию как процессу
И скептики, и агностики смотрят на знание как на непрерывный процесс, несовершенный и всегда открытый испытаниям и рассмотрению новых данных.
Акцент на сомнении и осторожности
Оба направления подчеркивают важность критического мышления и активного сомнения. Они считают, что необходимо быть осмотрительным в принятии утверждений и всегда помнить, что знание всегда может быть ограничено и неполным.
Хотя скептицизм и агностицизм имеют свои сходства, они также имеют и некоторые отличия, которые следует учитывать при изучении их основных принципов и позиций.
Скептицизм: сущность и характеристики
Скептики обращают внимание на ограничения человеческого познания и сложность понимания окружающего мира. Они отвергают возможность достичь абсолютной истины и считают, что все знания относительны и зависят от контекста и условий
Характерной чертой скептицизма является постоянное сомнение в истинности любого заявления. Скептики относятся с недоверием ко всем утверждениям и ставят себя в роли наблюдателя, не принимая сторону ни «за», ни «против». Они часто используют логические парадоксы и контраргументы, чтобы подвергнуть сомнению общепринятые идеи и привычные представления.
Скептицизм привлекает внимание к вопросам эпистемологии — теории познания. Скептики интересуются надежностью знаний, возможностью обосновать их и определить истинность утверждений
Они подчёркивают ограничения социального влияния, субъективных предрассудков и ограничений личного опыта в формировании знаний.
- Скептики не отвергают возможность наличия истинности и знания, но они требуют от него надлежащего подтверждения и адекватных доказательств;
- Скептики скептически настроены к догмам и не признают авторитетных источников и информации без проверки;
- Скептицизм может применяться ко всем областям знаний, включая науку, религию, философию и даже повседневные суждения;
- Скептицизм часто использует различные логические методы и доводы для подвергания сомнению высказываний и предположений;
- Скептицизм способствует развитию критического мышления и умению анализировать информацию со всех возможных точек зрения.
Почему люди спрашивают?
Самая главная причина, по которой люди начнут создавать вам проблемы, это чувство вины, которое они будут испытывать от того, что остаются верными своим вредным привычкам. Их главной задачей станет защита их собственного образа жизни.
Ваши друзья начнут переживать, что вы будете отказываться от привычных посиделок на выходных за бутылкой вина и от пары плиток молочного шоколада. Вам придется постараться, чтобы не допустить, чтобы ваши новые здоровые привычки помешали вашей дружбе. Не отказывайтесь от приятных часов, проведенных с друзьями, даже если вместо шампанского в вашем бокале будет апельсиновый сок или вода. Также вы можете придумать, как провести время вместе так, чтобы в этом не была замешана еда. Существует множество вариантов других занятий.
Гностик и агностик — разница
Атеизм и агностицизм объединились в таком направлении, как атеистический агностицизм при котором отрицается вера в какое-либо божество, но не отрицается наличие божественного проявления в целом. Кроме агностиков существует и противоположный «лагерь» — гностики (некоторые философы считают их истинно верующими). Чем отличаются между собой гностики и агностики:
- Агностики – подвергают сомнению познание бога, гностики просто знают, что он есть.
- Последователи гностицизма верят в истинность человеческих знаний через познание реальности научным и мистическим опытом, агностики считают что мир непознаваем.
Мораль / этика
Вопрос подробно разобран в «Этике сатанизма».
Мораль — это заимствованные, «внешние» правила поведения.
Этика — это лично выработанные правила поведения. Не заимствованные (хотя могут частично совпадать с социумными), а берущие начало в личности индивида.
Помимо принципиальной разницы между заимствованным и лично выработанным, важно отличие и правил от принципов. Правила — это шаблоны для «как надо»
Этикет, скажем: исполняй, и будешь выглядеть культурным. Почему правила возникли, зачем — для моралиста разницы нет. Главное, что они есть — и поэтому их надо исполнять безусловно. Именно поэтому мораль является тормозом развития: когда неписаные законы отношений в социуме пора бы уже менять, она их сдерживает. Или же еще хуже: мораль как предмет веры может быть сменена достаточно резко: «вчера было правильным то, сегодня — сё»
Правила — это шаблоны для «как надо». Этикет, скажем: исполняй, и будешь выглядеть культурным. Почему правила возникли, зачем — для моралиста разницы нет. Главное, что они есть — и поэтому их надо исполнять безусловно. Именно поэтому мораль является тормозом развития: когда неписаные законы отношений в социуме пора бы уже менять, она их сдерживает. Или же еще хуже: мораль как предмет веры может быть сменена достаточно резко: «вчера было правильным то, сегодня — сё».
Принципы, в отличие правил, менее четки и более «глубинны». Именно они являются базой для правил.
Соответственно, в случае личной этики нет необходимости придумывать список правил, «мораль для себя» — исходя из своего мировоззрения, я всегда скажу, насколько приемлем тот или иной поступок и т.п.
Поясню на примере: скажем, моральная сентенция «врать нельзя» означает, что в данной группе ложь осуждается, для простоты — осуждается без учета обстоятельств, безусловно. Если же подобный тезис выдвигается как этический, то, во-первых, имеется обоснование (лгать может быть иногда выгодно тактически, но никогда — стратегически), во-вторых — если есть необходимость, то можно и соврать (врагу, например).
Можно сказать, что мораль относится к этике как религия к мировоззрению.
Вера / доверие / уверенность
Смешивают постоянно и часто намеренно (особенно религиозно верущие). Тема подробно разбирается в статье «Вера — что это такое?».
Вера — подход к оценке информации, основывающийся только и исключительно на авторитетности одного источника
Понятно, что зависимые источники сводятся к одному: важно именно подтверждение факта из разных источников, независимых и заинтересованных. Скажем, все труды богословов основаны на Библии, а научный закон может проверить любой желающий (при наличии соответствующих приборов и т.п., понятно)
Источник является «монополистом истины», поэтому проверяемость не играет роли вообще, не говоря уж о фальсифицируемости.
Доверие — это подход к оценке информации, основывающийся на репутации источника или источников. Доверяющий считает информацию верной на том основании, что другая информация от того же источника, проверенная в своё время, была верна. Как уже говорилось, это можно назвать «бытовой верой»: существует устойчивая последовательность, а остальное мало значимо.
Уверенность в знании. Я не зря выделил оба слова: если нет знания, то уверенность не имеет под собой оснований, и, значит, это в лучшем случае — доверие кому-то с верой ему же. Под «кем-то» может фигурировать и сам индивид, верящий в свои домыслы и т.п. Классический пример — конфабуляция.
Знание — это оценка информации на основании фактических и логических обоснований. Конечно, уровень развития у всех разный, и поэтому обоснования могут быть разной степени достоверности, но важен сам подход: для знания требуются доказательства.