Археология как вспомогательная историческая дисциплина

Содержание

Археология (иногда пишется археология за пределами Соединенных Штатов) — одно из четырех подразделов антропологии. Археология изучает человеческие культуры посредством восстановления, документирования и анализа материальных останков и данных об окружающей среде, включая архитектуру, артефакты, биофакты, человеческие останки и ландшафты. Несмотря на то, что существует множество целей, относящихся к ее различным субдисциплинам, основная цель археологии — создать наиболее полное понимание того, как и почему жили исторические и доисторические люди, понять эволюцию человеческого общества и цивилизаций и использовать знания. истории предков, чтобы узнать о современных обществах. Надеемся, что благодаря таким усилиям археология будет способствовать росту взаимопонимания между различными народами мира и, таким образом, будет способствовать росту мира и гармонии между всем человечеством.

↑пЕЙНЛЕМДСЕЛЮЪ КХРЕПЮРСПЮ

юПЖХУНБЯЙХИ ю.б. 1956 юПУЕНКНЦХВЕЯЙНЕ ХГСВЕМХЕ мНБЦНПНДЮ / лЮРЕПХЮКШ Х ХЯЯКЕДНБЮМХЪ ОН ЮПУЕНКНЦХХ яяяп. рНЛ 1. ╧ 55. рПСДШ мНБЦНПНДЯЙНИ ЮПУЕНКНЦХВЕЯЙНИ ЩЙЯОЕДХЖХХ. л.

юПЖХУНБЯЙХИ ю.б. 1947 нЯМНБМШЕ БНОПНЯШ ЮПУЕНКНЦХХ лНЯЙБШ / MЮРЕПХЮКШ Х ХЯЯКЕДНБЮМХЪ ОН ЮПУЕНКНЦХХ яяяп, ╧7, л.-к.

фХРЕМЕБ б.я. 2009 оПЕДБЮПХРЕКЭМШЕ ПЕГСКЭРЮРШ ЛНМХРНПХМЦЮ Х ОПНАКЕЛШ ЯНУПЮММНЯРХ ЮПУЕНКНЦХВЕЯЙНЦН ЙНЛОКЕЙЯЮ йЮОНБНИ ОЕЫЕПШ / оПХПНДМНЕ Х ЙСКЭРСПМНЕ МЮЯКЕДХЕ чФМНЦН сПЮКЮ ЙЮЙ ХММНБЮЖХНММШИ ПЕЯСПЯ. лЮРЕПХЮКШ бЯЕПНЯЯХИЯЙНИ МЮСВМН-ОПЮЙРХВЕЯЙНИ ЙНМТЕПЕМЖХХ, ОНЯБЪЫЕММНИ 50-КЕРХЧ НРЙПШРХЪ ю.б. пЧЛХМШЛ ОЮКЕНКХРХВЕЯЙНИ ФХБНОХЯХ Б ОЕЫЕПЕ ьСКЭЦЮМ-рЮЬ (йЮОНБНИ)(26-28 НЙРЪАПЪ 2009 Ц.). сТЮ, 26-28 НЙРЪАПЪ 2009 Ц./ ОНД ПЕД. щ.г. цЮПЕЕБЮ, м.л. яЮИТСККХМНИ. сТЮ.

лЮРЕПХЮКШ ХЯЯКЕДНБЮМХИ ЦНПНДХЫЮ «вЮИЙЮ» Б яЕБЕПН-гЮОЮДМНЛ йПШЛС. яАНПМХЙ МЮСВМШУ РПСДНБ. 2007. ъМХМ б.к., ыЮОНБЮ ч.к. (ПЕД.). л.

оЮКЕНЩЙНКНЦХЪ ПЮБМХММНЦН ОЮКЕНКХРЮ: МЮ ОПХЛЕПЕ ЙНЛОКЕЙЯЮ БЕПУМЕОЮКЕНКХРХВЕЯЙХУ ЯРНЪМНЙ йЮЛЕММЮЪ аЮКЙЮ Б яЕБЕПМНЛ оПХЮГНБЭЕ. 2006. кЕНМНБЮ м.а., мЕЯЛЕЪМНБ я.ю. (ПЕД.). л.

оНОНБЮ е.ю., йНБЮКЕМЙН я.ю. 2005 хЯРНПХЙН-ЮПУЕНКНЦХВЕЯЙХЕ НВЕПЙХ ЦПЕВЕЯЙНИ Х ОНГДМЕЯЙХТЯЙНИ ЙСКЭРСП Б яЕБЕПН-гЮОЮДМНЛ йПШЛС. оН ЛЮРЕПХЮКЮЛ вЮИЙХМЯЙНЦН ЦНПНДХЫЮ. л.

оПНАКЕЛШ ЮПУЕНКНЦХХ ЙЮЛЕММНЦН БЕЙЮ. яАНПМХЙ МЮСВМШУ ЯРЮРЕИ. 2007. кЕНМНБЮ м.а., кЕНМНБЮ е.б. (ПЕД.). л.

оПНАКЕЛШ ОЮКЕНЩЙНКНЦХХ ДПЕБМХУ НАЫЕЯРБ. яАНПМХЙ МЮСВМШУ ЯРЮРЕИ. 1993. кЕНМНБЮ м.а., мЕЯЛЕЪМНБ я.ю. (ПЕД.). л.

ъМХМ б.к. 1978 н ОПНДНКФХРЕКЭМНЯРХ ЯРПНХРЕКЭЯРБЮ МНБЦНПНДЯЙНЦН ЙПЕЛКЪ ЙНМЖЮ XV Б. / яНБЕРЯЙЮЪ ЮПУЕНКНЦХЪ, ╧ 1.

ъМХМ б.к. 1980 «вЕПРЕФ оЮКЭЛЙБХЯРЮ» Х ЕЦН ЛЕЯРН Б ХЯРНПХХ МНБЦНПНДЯЙХУ ТНПРХТХЙЮЖХИ / пСЯЯЙХИ ЦНПНД, БШО. 3.

ъМХМ б.к., юКЕЬЙНБЯЙХИ л.у. 1971 оПНХЯУНФДЕМХЕ мНБЦНПНДЮ (Й ОНЯРЮМНБЙЕ ОПНАКЕЛШ) / хЯРНПХЪ яяяп, ╧2, л.-к.

Leonova N.B., Min’kov E.V. 1988 Spatial Analysis of Faunal Remains from Kamennaya Balka II / Journal of anthropological archaeology, ╧ 7.

История

Археология как дисциплина возникла сравнительно недавно, хотя люди всегда были очарованы своей собственной культурной историей. До конца восемнадцатого и начала девятнадцатого веков такое увлечение сводилось к спекуляциям, любопытству и разграблению древних сокровищ. Короли и князья ценили себя по размеру и разнообразию редких предметов старины, которые они собирали, в то время как профессиональные воры зарабатывали на жизнь набегами на гробницы и памятники, которые они могли продать.

Интеллектуальная ценность таких артефактов часто затмевалась их приятной эстетической и денежной ценностью, и, таким образом, деятельность сводилась в основном к коллекционированию произведений искусства. Даже когда артефакты ценились за их культурное значение, не было возможности полностью проанализировать их, поскольку они были вне контекста, а адекватные научные методы и процессы не были доступны. Тем не менее такое любопытство и страсть к физическим останкам прошлого были важнейшими истоками археологии.

Дисциплина археология начала формироваться только после осознания того, что любопытство к человеческим биологическим и культурным останкам в сочетании с тщательным научным наблюдением и анализом действительно может обеспечить более глубокое понимание прошлого. Одним из первых, кто предпринял тщательно подробные раскопки, чтобы проверить распространенное мнение об истории, был Томас Джефферсон. Бросая вызов предвзятым представлениям раннего американского общества о коренных народах континента, Джефферсон раскопал могильный холм и путем подробных наблюдений пришел к выводам, которые позже оказались точными.

Тем не менее, археология как серьезная академическая дисциплина возникла только в конце девятнадцатого века, в результате ряда научных открытий и новых теорий. Открытие того, что Земля старше, чем предполагалось ранее, и, следовательно, что люди существовали дольше, чем установленные временные рамки Библии, подстегнуло научное любопытство в изучении происхождения человека. Точно так же Чарльз Дарвин О происхождении видов (1859) представил теорию эволюции, вызвав фурор в академических дебатах и ​​исследованиях. Еще более важным для археологии было создание К. Дж. Томсена «системы трех веков», в которой человеческая история была разделена на три эпохи на основе технического прогресса: каменный век, бронзовый век и железный век. Хронологическая история человека превратилась в увлекательную академическую область. Вскоре команды археологов начали работать по всему миру, обнаруживая давно потерянные руины и города.

Археология, как она известна сегодня, сформировалась в 1960-х годах, когда ряд ученых, в первую очередь Льюис Бинфорд, предложили «новую археологию», которая была бы более «научной» и «антропологической»

Он начал использовать проверку гипотез и научные методы, такие как недавно установленные тесты датирования, а также сосредоточил внимание на социальных аспектах результатов. Археология стала меньше сосредотачиваться на категоризации, а больше на понимании того, как происходила эволюция цивилизации, что позже было названо «процессуальной археологией»

В 1980-х годах возникло новое движение, возглавляемое британскими археологами Майклом Шанксом, Кристофером Тилли, Дэниелом Миллером и Яном Ходдером, которое подвергло сомнению призывы процессуализма к науке и беспристрастности и подчеркнуло важность релятивизма, получившего название постпроцессной археологии

Что такое археология

Археология является антропологической и исторической, поскольку она пытается изучить способ, которым различные человеческие общества организовывались от прошлого до настоящего. Он исследует, описывает и упорядочивает отношения, технологии и социальные системы, которые существовали во времени, многие из них теперь вымерли. Эта наука отвечает за исследование происхождения древних объектов, таких как; сокровища и гробницы и прочее.

Это молодая наука, термин которой происходит от греческих слов «архаиос» (ἀρχαίος), что означает «старый или древний», и «логос» (λόγος), символизирующих «науку или изучение», то есть изучение древних

История термина

Слово «археология» впервые употребил Платон в значении «история прошедших времён». Затем термин «археология» использовал историк Дионисий Галикарнасский в заглавии одного из сочинений. В Дионисий так определил задачи и предмет археологии:

Труд Дионисия стал образцом для Иосифа Флавия, который создал историю евреев. Оба сочинения не отличаются от исторических повествований эпохи и не заключают в себе археологического материала.

Современные археологи заимствовали у древних предшественников лишь заглавие. Римляне для обозначения древней истории использовали слово «Antiquitates». Теренций Варрон озаглавил этим термином сочинение «De rebus humanis et divinis».

Из христианских авторов в том же значении слово «Antiquitates» употребляли блаженный Августин и блаженный Иероним. С XVI века выражения принимают определённое значение и употребляются для обозначения состояния прошедшего времени в противоположность истории, изучающей деяния прошлого.

Управление культурными ресурсами (CRM)

Управление культурными ресурсами (CRM) относится к совокупности законодательных и государственных органов, которые активно участвуют в археологических исследованиях и сохранении. Такие законы, как Закон о национальном историческом сохранении 1966 года и Закон об охране археологических ресурсов 1979 года, требуют финансирования управления и сохранения археологических памятников и артефактов. Такие агентства, как Национальный лесной департамент, Министерство внутренних дел, Инженерный корпус армии и Национальное историческое общество, имеют археологические подразделения, занимающиеся объектами и артефактами.

Среди целей CRM — выявление, сохранение и поддержание культурных объектов на государственных и частных землях, а также удаление культурно ценных материалов из районов, где они в противном случае были бы уничтожены в результате деятельности человека, например, предполагаемое строительство. Это исследование включает в себя по крайней мере беглый осмотр, чтобы определить, присутствуют ли какие-либо значительные археологические памятники в районе, затронутом предполагаемым строительством. Если они действительно существуют, на их раскопки нужно выделить время и деньги. Если первоначальное обследование и / или пробные раскопки указывают на наличие чрезвычайно ценного участка, строительство может быть полностью запрещено. CRM — это процветающая организация, особенно в Соединенных Штатах и ​​Европе, где археологи из частных компаний и всех уровней правительства практикуют свою дисциплину.

Однако управление культурными ресурсами подвергалось критике. CRM проводится частными компаниями, которые участвуют в торгах на проекты, подавая предложения с указанием работы, которая должна быть сделана, и ожидаемого бюджета. Нередко агентство, отвечающее за строительство, просто выбирает предложение, требующее наименьшего финансирования. Археологи CRM сталкиваются со значительным дефицитом времени, часто вынуждены завершить свою работу за долю времени, которое могло бы быть выделено на чисто научные усилия.

В Англии Агентство английского наследия определяет объекты, имеющие историческое и археологическое значение, и определяет, могут ли и когда такие объекты могут быть застроены. Подобные программы существуют в Дании, Австралии и Новой Зеландии, но более жесткое законодательство регулирует Грецию, в которой все строительные проекты были заброшены из-за археологических находок.

Профессия археолога

Археология — это наука, изучающая прошлое человечества через изучение материальных остатков и следов деятельности древних цивилизаций. Археологи исследуют различные артефакты, такие как орудия труда, останки людей и животных, керамику, монеты, здания и другие объекты, чтобы восстановить историю и культуру прошлых эпох.

Обязанности археолога

Археологи выполняют ряд обязанностей в своей профессии:

  • Проведение археологических исследований на местах предполагаемых археологических находок.
  • Выявление, документирование и сохранение археологических находок.
  • Анализ и интерпретация археологических данных для понимания исторического контекста.
  • Сотрудничество с другими специалистами, такими как антропологи, геологи и историки, для получения полной картины прошлого.
  • Публикация результатов исследований в научных журналах и представление на конференциях.
  • Обучение и консультирование студентов и других исследователей в области археологии.

Требования к археологу

Для работы в качестве археолога требуется обладать определенными навыками и квалификацией:

  • Высшее образование в области археологии или смежных дисциплин, таких как история, антропология или искусствоведение.
  • Глубокие знания и понимание истории, культуры и археологических методов.
  • Умение работать с археологическими инструментами и оборудованием.
  • Навыки в области документации и архивирования археологических находок.
  • Аналитические и исследовательские навыки для анализа и интерпретации данных.
  • Коммуникативные навыки для сотрудничества с коллегами и представления результатов исследований.
  • Способность работать в полевых условиях и соблюдать этические стандарты при обращении с археологическими находками.

Карьера в археологии

Археологи могут работать в различных сферах:

  • Академическая сфера: археологи могут заниматься исследованиями и преподаванием в университетах и научных институтах.
  • Государственные организации: археологи могут работать в музеях, архивах и национальных парках, занимаясь сохранением и изучением археологического наследия.
  • Коммерческий сектор: археологи могут работать в археологических консалтинговых фирмах, которые проводят исследования перед строительством или разработкой земель.
  • Международные организации: археологи могут работать в международных проектах и экспедициях, изучая археологические находки в разных странах.

Карьера в археологии может быть увлекательной и позволяет вносить вклад в наше понимание прошлого человечества. Однако, она также требует терпения, упорства и готовности к работе в условиях, которые могут быть физически и интеллектуально требовательными.

Мародерство

Разграбление археологических памятников людьми в поисках кладов захороненных сокровищ — древняя проблема. Например, многие гробницы египетских фараонов давно разграблены

Появление археологии сделало древние памятники объектом большого научного и общественного интереса, но оно также привлекло нежелательное внимание к работам народов прошлого. Оживленный коммерческий спрос на артефакты стимулирует грабежи и незаконную торговлю древностями, в рамках которой предметы переправляются за границу частным коллекционерам

Мародеры наносят ущерб целостности исторического места, отказывают археологам в ценной информации, которую можно было бы почерпнуть из раскопок, и лишают местных жителей их наследия.

Мародерство было обычным делом в бедных странах третьего мира, которые были бывшими домами для многих хорошо известных древних цивилизаций, но не имеют финансовых ресурсов или политической воли для защиты даже самых важных мест. Конечно, высокие цены на неповрежденные предметы по сравнению с доходом бедного фермера делают грабежи для местных жителей заманчивым финансовым предложением. Однако грабежи также сказались на таких богатых и густонаселенных местах, как Соединенные Штаты и Западная Европа. Например, заброшенные города древнего народа синагуа в Аризоне, ясно видимые в пустынном ландшафте, были в большом количестве разрушены охотниками за сокровищами. Также были разграблены участки в более густонаселенных районах дальше на восток.

Опрос

На заре археологии геодезия не была широко распространена. Историки культуры и предыдущие исследователи обычно довольствовались обнаружением местами монументальных памятников у местного населения и раскапыванием только явно видимых элементов. Гордон Уилли впервые применил технику исследования «региональных поселений» в 1949 году в Вируской долине прибрежного Перу, и несколько лет спустя исследования всех уровней стали заметными с появлением процессуальной археологии.

Изыскательские работы имеют много преимуществ, если они выполняются в качестве предварительного упражнения перед раскопками или даже вместо них. Это требует относительно небольших затрат времени и средств, поскольку не требует обработки больших объемов почвы для поиска артефактов. Тем не менее, исследование большого региона или участка может быть дорогостоящим, поэтому археологи часто используют методы отбора проб. Геодезия позволяет избежать этических проблем (вызывающих особую озабоченность у потомков), связанных с разрушением участка путем раскопок. Обследование — это единственный способ собрать некоторые формы информации, такие как характер поселений и структура поселений. Кроме того, данные, собранные об окружающей местности, часто собираются в карты, которые могут отображать особенности поверхности и / или распределение артефактов в более крупном масштабе.

Есть два типа опросов: региональный опрос пытается систематически определять местонахождение ранее неизвестных участков в пределах региона; Обследование местности — это попытка систематически определить местонахождение представляющих интерес объектов, таких как дома и отвалы, на определенном участке.

Самый простой метод обследования — это наземная съемка. Это включает в себя прочесывание территории, обычно пешком, но иногда с использованием механизированного транспорта для поиска объектов или артефактов, видимых на поверхности. Обследование поверхности может также включать в себя методы мини-выемки, такие как шнеки, пробоотборники и испытательные ямы с лопатой. Однако он не может обнаруживать участки или объекты, полностью скрытые под землей или заросшие растительностью.

Аэрофотосъемка проводятся с помощью камер, прикрепленных к самолетам, воздушным шарам или даже воздушным змеям. Вид с высоты птичьего полета полезен для быстрого картирования больших или сложных участков. С помощью аэрофотосъемки можно также обнаружить многие вещи, невидимые с поверхности. Растения, растущие над каменными сооружениями, такими как стена, будут развиваться медленнее, в то время как растения, расположенные над другими типами элементов (например, кучей), могут развиваться быстрее. Фотографии созревающего зерна, которое быстро меняет цвет при созревании, с большой точностью выявили заглубленные структуры. Для аэрофотосъемки также используются инфракрасные лучи, георадары и термография.

А геофизические исследования это самый эффективный способ заглянуть под землю. Магнитометры обнаруживают мельчайшие отклонения в магнитном поле Земли, вызванные железными артефактами, обжиговыми печами, некоторыми типами каменных построек и даже канавами и мусором. Устройства, которые измеряют удельное электрическое сопротивление почвы, также широко используются, поскольку большинство почв влажные под поверхностью, что дает им относительно низкое удельное сопротивление, в то время как такие элементы, как твердые полы или скопления камня, имеют более высокое удельное сопротивление.

Хотя некоторые археологи считают использование металлоискателей равносильным поиску сокровищ, другие считают их эффективным инструментом в археологических изысканиях. Примеры формального археологического использования металлоискателей включают анализ распределения мушкетных пуль на полях сражений гражданской войны в Англии и анализ распределения металлов до раскопок затонувшего корабля XIX века.

Публикация «Конспект ОД „Знакомство детей с наукой Археология“ с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

  • Археолог. Знакомимся с профессией
  • Конспекты занятий. Все конспекты
  • Старшая группа
  • Темочки

Развивающие: Развивать умение детей общаться, договариваться, советоваться со сверстниками, работать в группах. Развивать логическое мышление. Развивать двигательную активность через комплекс развивающих упражнений (физминутка). Развивать воображение и творческую активность детей. Развивать интерес к профессии археолога. Обогащать словарный запас.

Воспитательные: Воспитывать уважение детей к труду взрослых, их профессиям. Материал: мини- песочница, лоточки с песком,кисточки, ракушки. фигурки динозавров. манеты, презентация «Кто такие археологи».

Где учиться

Как стать археологом? Для этой профессии высшее образование обязательно. Учиться, а потом и работать по специальности будет сложно. Главный акцент в любой учебной программе сделан на детальном изучении истории. Кроме того, студента обучат технологиям ведения раскопок и обращению с добытыми артефактами.

Где учат на археолога? Специализированных археологических вузов в Российской Федерации всего два – Институт археологии РАН и Московский археологический институт. Последний сейчас входит в состав МГУ. Кроме них можно выбрать любое высшее учебное заведение, где есть исторический факультет с кафедрой археологии.

Приведем несколько примеров вузов, где можно выучиться этой профессии:

  • Волгоградский госуниверситет. Институт истории, международных отношений и социальных технологий. Кафедра отечественной и всеобщей истории, археологии.
  • Московский педагогический госуниверситет. Институт истории и политики. Исторический факультет.
  • Иркутский госуниверситет. Исторический факультет. Кафедра археологии, этнологии и истории Древнего мира.
  • Южный федеральный университет. Институт истории и международных отношений. Кафедра археологии и истории Древнего мира.
  • Государственный академический университет гуманитарных наук. Исторический факультет.

Для поступления на исторический факультет потребуется ЕГЭ по русскому языку, истории и обществознанию. Некоторые вузы могут дополнительно попросить результаты экзаменов по иностранному языку и математике.

Кратко об истории

Первым археологом считается философ и поэт древности Тит Лукреций Кар. В 1 столетии до нашей эры он предложил схему деления всей дописьменной истории на каменный, бронзовый и железный века с четкой последовательностью смены одного периода другим. Впервые слово «археология» употребил древнегреческий философ Платон. Этим термином у него обозначалась «история прошедших времен». Позже повышенным интересом к раскопкам ознаменовалась эпоха Возрождения. Главная цель поисков ученых заключалась в добыче образцов античной скульптуры.

В России «рыть землю» в поисках памятников древних эпох ученые стали в конце 18 столетия. А в середине 19-го археология получила официальный статус науки. Это было время создания научных обществ, открытия музеев и наполнения их экспонатами.

Так выглядели первые попытки познать историю, сокрытую под толщей земли. Сегодня для квалифицированного специалиста не существует границ. С экспедицией он может отправиться в любой уголок планеты. Огромный рывок сделан и в лабораторном изучении артефактов, благодаря появлению новых методов, приборов и компьютеризации.

Презентация на тему: » Археология – помощница историков Что изучает археология? Как работают археологи? Презентация составлена учителем истории и обществознания Смирновым Александром.» — Транскрипт:

1

Археология – помощница историков Что изучает археология? Как работают археологи? Презентация составлена учителем истории и обществознания Смирновым Александром Сергеевичем

2

В чём польза археологии? Многие предметы, которыми пользовались люди в древности, сейчас находятся под толстым слоем земли. Эти предметы помогают восстановить жизнь людей в далёком прошлом (о котором нет письменных свидетельств) Поэтому необходимо производить раскопки.

3

Археология – наука о древности. Греческое слово «архео» означает «древний», а «логос» — слово, наука. Археология – это наука, которая изучает жизнь людей в древности, по сохранившимся вещественным памятникам (вещественным, письменным и изобразительным историческим источникам)

4

Главное занятие археологов – раскопки Археологи делают раскопки (это очень тяжелая работа), терпеливо снимая землю слой за слоем

Очень важно точно определить положение предмета в определенном слое земли. Это помогает установить время его появления (датировать его)

Раскопки позволяют извлечь из под земли орудия труда, оружие, останки людей, остатки жилищ, черепки посуды и многое другое. К какому виду исторических источников относится перечисленное?

5

Раскопки – очень тяжёлая работа!

7

Раскопки тяжелы не только потому, что необходима большая физическая сила

Археологи очень осторожно снимают слой за слоем земли, а при обнаружении остатков древности, используют уже не лопаты, а маленькие кисточки и щёточки!

8

Обработка древнего захоронения (Волгоградская область) Обратите внимание, на то, что археологи держат в руках, при исследовании древнего погребения!

9

Как работают археологи? Под землёй сохраняются и письменные исторические источники. При раскопках более поздних слоев находят глиняные таблички, каменные пластинки, на которых сохранились древние надписи, содержащие сведения о событиях, правителях, законах, повседневной жизни людей. Самые древние рукописи датированы II в. до н.э. Определите, сколько веков и лет они пролежали в земле.

10

Археологи раскапывают целые города!!!

12

Найденные предметы изучают в археологических лабораториях. Таким образом, археологи не только копают, но и извлекают из добытого ими материала историческую информацию, на основе которой, составляют отчеты по археологическим экспедициям (описания). Изученные предметы археологи передают в музеи, где хранится часть исторических источников. Где ещё, кроме музеев, хранятся исторические источники? Правильно! В архивах и библиотеках.

13

Благодаря сохранившимся останкам людей, мумиям, древним изображениям мы знаем, как выглядели наши предки. Ученые научились восстанавливать лица древних людей по их черепам. Изучением и восстановлением физического облика древних людей занимается наука антропология.

14

Экспедиция Волгоградского государственного университета 2011

15

В изучение первобытности и истории древнего мира вложен труд многих поколений ученых. И сегодня, ежегодно, проводятся археологические экспедиции, благодаря которым мы всё больше узнаём о нашем прошлом.

16

Археологическая экспедиция в районе р. Аксай Волгоградской области 2010

17

Вопросы для самопроверки: 1. Что в переводе с греческого означает слово «археология»? 2. Зачем нужна археология, какую пользу она приносит для изучения истории? 3. Археология – что это? 4. Чем занимаются археологи? 5. Где изучаются археологические материалы? 6. Куда передаются изученные предметы древности?

18

Уважаемые ученики! Далее приведены фотографии и рисунки из отчетов по археологическим экспедициям, а так же любительские снимки. Приятного просмотра!

27

Для создания презентации использованы материалы: Майков А.А. История. Введение в историю. 5 класс. М., 2011; Фото из личных архивов; Иллюстрации к отчету об исследованиях курганного могильника Орешкин I в Михайловском районе Волгоградской области.

Работа археологов

Археологи изучают археологические источники, анализируют и пополняют предположениями или фактами исторический научный багаж. Археологические исследования включают как кабинетную часть (работа с артефактами и документами), так и полевую, то есть практические исследования.

Видом раскопок являются охранные раскопки, которые в соответствии с законодательством проводят перед строительством новых зданий, так как иначе возможна безвозвратная утеря находящихся на месте строительства археологических памятников.

Существует экспериментальная археология, заключающаяся в воссоздании технических приёмов, реконструкции оружия, предметов быта, орудий труда и их изучение. Иногда воссоздаётся картина образа жизни древнего общества.

Отдельный найденный объект нельзя рассматривать вне исторического контекста, в отрыве от обстановки, места, найденных по соседству предметов, глубины залегания и так далее.

Для установления времени создания или использования предмета используются разные методы: стратиграфический метод (изучения слоя почвы, в котором предмет лежал, каждый слой соответствует определённому периоду), дендрохронологический, радиоуглеродный, сравнительно-типологический.

Археологи специализируются на определённых исторических периодах и регионах.

Значительные археологические открытия

Археологические исследования привели к многочисленным важным открытиям, расширяющим знания предыдущих человеческих обществ. Ниже кратко описаны несколько крупных открытий:

Помпеи (1710 г.): Принц Эльбёфский провел первоначальное исследование города, но только через сто лет все место было систематически нанесено на карту и исследовано.

В Розеттский камень (1799): Обнаруженный армией Наполеона в Египте, французский академик Жан-Франсуа Шампольон использовал текст как основу для первых переводов древнеегипетских иероглифов.

Город Ур (1854 г.): Дж. Э. Тейлор обнаружил и раскопал Ур, один из крупнейших когда-либо построенных шумерских городов на территории современного Ирака.

Руины Трои (1871 г.): обнаружен немецким миллионером Генрихом Шлиманом, что доказывает, что легендарный город Гомера был реальным историческим местом.

Мачу-Пикчу (1911): Древний город, расположенный в высоких Андах, обнаруженный Хирамом Бингхэмом, был одним из первых обнаруженных нетронутых южноамериканских руин.

Могила Тутанхамона (1922): Обнаруженная Говардом Картером и лордом Канарвоном, это была первая королевская гробница в Египте, которая была найдена неповрежденной и не разграбленной грабителями могил.

Олдувайское ущелье (1930): Легендарная антропологическая чета Лики, Мэри и Луи, открыли каменные орудия, которые датируются более чем 1,8 миллиона лет назад.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Минпросвещения предлагает закрыть пляжи детских лагерей для посторонних лиц

Время чтения: 1 минута

В России отцы охотнее дают деньги детям на карманные расходы, чем матери

Время чтения: 2 минуты

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

В России стартовал прием заявок на конкурс для журналистов-школьников «Медиабум»

Время чтения: 2 минуты

Дополнительные занятия по изучению культуры чеченского народа появятся в школах Чечни

Время чтения: 1 минута

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Примеры археологических раскопок

При раскопках Кумранского поселения (рис. 1), расположенного на западном побережье Мёртвого мо­ря в Израиле, археологами были найдены рукописи, большая часть которых написана на древнееврейском языке (иврите). Эти находки имеют огромную цен­ность для исторической науки. Самые древние рукопи­си датированы II в. до н. э.

В Южной Италии в древности существовал город Помпеи (рис. 2). Он располагался у подножия вулкана Везувий. В 79 г. при извержении вулкана город был засыпан сло­ем пепла по самые крыши. Несколько столетий спустя уже ничто не напоминало о когда-то находившемся здесь городе. В 1748 г. начались его раскопки, обнару­жились храмы, рынки, жилые дома и многое другое.

Раскопки Карфагена (рис. 3) позволили заглянуть в глубь времён. Карфаген — древний город в Северной Африке, в рай­оне современного г. Туниса. Основан финикийцами в 825 г. до н. э. Когда-то это было могущественное государство на Средиземном море, покорившее Северную Африку и даже земли в Европе.

Глиняные сосу­ды — амфоры, найденные археологами при раскопках Карфа­гена (рис. 4) имеют узкое горло, заострённое или закруглённое дно и две ручки. В них перевозили и хранили вино, оливковое масло, зерно. Древние греки и римляне широко использова­ли их в хозяйстве. Обычно на таких сосудах ставилось клей­мо — знак, указывающий имя гончара и место, где они были изготовлены. Такие амфоры археологи находят, как правило, на затонувших кораблях, в поселениях и погребениях. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

В Великом Новгороде археологи обнаружили мостовые, относящиеся к 938 г. (рис. 5) Вдоль всей улицы жители укладывали брёвна, а сверху на них настилали деревянные плахи Срубы домов, обнаруженные при раскопках в Великом Новгороде (рис. 6), помогают узнать, как жили наши предки в X в., какой утварью и орудиями труда пользовались и о многом другом

Найденные археологами во время раскопок серпы (рис. 7) позволили учёным прийти к выводу, что в Древней Руси при изготовлении серпов применяли такую же технику, как и в XIX-XX вв.

Петра (рис. 8) — город, существовавший с конца 2-го тысячелетия до н. э. по XV в. н. э. в Южной Иордании. Здесь археологи об­наружили под слоем земли остатки храмов, театров и даже жилища в пещерах.

Горгиппия (рис. 9) — древний город в Боспорском государстве на восточном берегу Чёрного моря (современная Анапа). Здесь были раскопаны городские кварталы, обнаружены бытовые предметы, погребения. Время, к которому архео­логи относят найденные предметы, — приблизительно IV-III вв. до н. э. На месте этого древнегреческого города сегодня создан Анапский археологический музей-заповедник.

Методы археологических исследований

Полевые исследования

Одним из основных методов археологических исследований являются полевые работы. Археологические раскопки проводятся для обнаружения, изучения и документирования артефактов и структур, находящихся под землей. Во время раскопок археологи используют различные инструменты, такие как лопаты, кельи, щетки и грабли, чтобы аккуратно раскопать и очистить находки.

Геофизические методы

Геофизические методы используются для обнаружения и изучения археологических объектов без их физического разрушения. Эти методы включают георадар, магнитометрию, электрическую резистивность и многие другие. Геофизические исследования позволяют археологам получить информацию о структурах и артефактах, находящихся под землей, и определить места для дальнейших раскопок.

Анализ артефактов

Анализ артефактов является важной частью археологических исследований. Археологи изучают найденные предметы, такие как керамика, орудия труда, украшения и другие артефакты, чтобы определить их возраст, происхождение, функцию и значение

Анализ может включать использование микроскопов, химических анализов, радиоуглеродного датирования и других методов.

Исследование письменных источников

Письменные источники, такие как древние тексты, письма, гравюры и руны, могут быть ценным источником информации для археологических исследований. Археологи изучают и анализируют эти источники, чтобы получить дополнительные сведения о прошлых культурах, обычаях и событиях. Иногда письменные источники могут помочь археологам идентифицировать найденные артефакты и структуры.

Археологическая география

Археологическая география изучает взаимодействие между археологическими объектами и их окружающей средой. Археологи используют географические методы и инструменты, такие как картография, географические информационные системы (ГИС) и спутниковая съемка, чтобы анализировать и интерпретировать археологические находки в контексте ландшафта и географической обстановки.

Это лишь некоторые из методов, которые археологи используют для изучения прошлого. Комбинирование различных методов позволяет получить более полное представление о культуре и истории древних цивилизаций.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все на Запад
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: