Урок 12

Регистр, ритм и мелодия

Регистр является частью диапазона. Также этим термином называют высоту музыкального инструмента или голоса.

Бывают такие виды регистра:

  • Низкий. Это мрачное или серьёзное звучание.
  • Высокий. Лёгкое и тонкое звучание.
  • Средний. Обычно такой звук ассоциируется с голосом человека.

Ритм — это первое, чему учат ребёнка на уроке в музыкальной школе. Там рассказывают, какие средства музыкальной выразительности играют первостепенную роль. Ритм относится именно к таким. Этот элемент присутствует в каждом произведении и в каждом исполнении песни. Может происходить чередование отрывистых звуков с плавными, то есть повторение коротких и долгих.

Это средство становится понятным, если наблюдать за каким-либо танцем. Все происходит в такт, благодаря чему движения приобретают эмоциональный окрас.

Музыка без ритма не может восприниматься полноценной мелодией. Она похожа на простой набор звуков. Этот приём придаёт музыкальной композиции изобразительность и лиричность или же тревогу и взволнованность.

Развитие цифровой музыки основано на хорошо подобранном ритме. Чтобы был качественный звук у таких композиций, нужно использовать хорошие динамики. Также существуют и другие важные элементы.

Таблица: средства музыкальной выразительности и их определение.

Средства выразительности Свойства и разновидности
Мелодия Одноголосно выраженная мысль
Лад Взаимосвязь звуков между собой Мажор, минор
Регистр Чередование и соотношение различных музыкальных длительностей Ровный, пунктирный
Звуковедение Штрих Отрывисто, связно, отчётливо, закономерно
Тембр Окраска звука Звонкий, глухой, мягкий, резкий
Темп Скорость музыки Медленный, умеренный, быстрый, динамический
Динамика Изменение громкости
Форма Построение музыкального произведения Рондо, вариации, сонатная форма
Аккомпанемент Сопровождение Оркестровый, инструментальный, вокальный или речь

Основные понятия

Самые распространенные динамические знаки — это:

  • pp (pianissimo) — очень тихо;
  • p (piano) — тихо;
  • mp (mezzo-piano) — умеренно тихо;
  • mf (mezzo-forte) — умеренно громко;
  • f (forte) — громко;
  • ff (fortissimo) — очень громко.

Кроме этих символов, существуют также более точные определения динамики, такие как crescendo (постепенное увеличение громкости) и decrescendo (постепенное уменьшение громкости).

Динамика играет важную роль в передаче эмоций, создании настроения и динамическом контрасте в музыке. Использование различных динамических знаков позволяет музыкантам выразить свои чувства и идеи, делая исполнение более выразительным и интересным.

Способы обозначения динамики

Динамика в музыке — это то, что определяет уровень громкости. Обозначений для этого существует совсем немного, реальных градаций в звучании значительно больше. Так что динамические символы следует рассматривать всего лишь как схему, направление поиска, где каждый исполнитель проявляет в полной мере свою фантазию.

Уровень динамики «громко» обозначается термином «форте», «тихо» — «пиано». Это общеизвестно. «Тихо, но не слишком» — «меццо пиано»; «Не слишком громко» — «меццо форте».

Если же динамика в музыке требует выхода на уровень крайностей, используются нюансы «пианиссимо» — очень тихо; или «фортиссимо» — очень громко. В исключительных случаях количество значков «форте» и «пиано» может доходить до пяти!

Но даже с учётом всех вариантов количество символов для выражения громкости не превышает цифры 12. Это совсем не много, если учесть, что на хорошем рояле можно извлечь до 100 динамических градаций!

К динамическим указаниям относятся также термины: «крещендо» (постепенно усиливая громкость) и противоположный по значению термин «диминуэндо».

Музыкальная динамика включает в себя ряд символов, указывающих на необходимость проакцентировать какой-либо звук или созвучие: > («акцент»), sf или sfz (резкий акцент — «сфорцандо»), rf или rfz («ринфорцандо» — «усиливая»).

Определение динамики в музыке

Динамика в музыке относится к изменению громкости и интенсивности звукового материала в музыкальной композиции. Этот элемент музыки описывает различные уровни и изменения громкости, которые могут возникать в течение произведения.

Динамика является важным аспектом музыкальной интерпретации, поскольку способность изменять громкость звуков позволяет музыкантам создавать эмоциональные и драматические эффекты в музыке. Она помогает создать атмосферу и передать настроение произведения.

В музыке используется специальная терминология для обозначения различных уровней динамики. Наиболее распространенные символы для указания динамики в нотах и нотных записях включают:

Символ Название Описание
pp Pianissimo Очень тихо
p Piano Тихо
mp Mezzo Piano Средне тихо
mf Mezzo Forte Средне громко
f Forte Громко
ff Fortissimo Очень громко

Эти символы помогают музыкантам и дирижерам указать желаемый уровень громкости для каждого отдельного музыкального фрагмента. Использование динамики в музыке помогает передать эмоциональную интенсивность и уникальность каждого произведения.

Музыкальный размер и его обозначение

Размеры есть не только в ритме, но и в метре – в игре барабанов.

Но на практике применимы лишь 2 – хорей и дактиль, потому что 1-ая доля такта всегда сильная.

Размеры со слабой 1-ой долей не используются: роль малого барабана – обозначать слабую долю и вы не услышите песни, где он играет на 1-ую сильную долю: на ней всегда большой барабан.

И если названия размеров — хорей, дактиль относятся к стихосложению, то метр, выраженный в цифрах, это музыкальный размер. Он обозначается дробью и записывается после ключа.

Самый распространённый размер — 4/4 и в нём мы работали до сих пор.  

Числитель – это количество долей в такте, а знаменатель – их качество. 4/4 значит, что долей в такте 4 и длина каждой доли – четверть.

Числитель может быть чётным и нечётным, а знаменатель – только чётным, потому что основные длительности чётные – ½, ¼, 1/8, 1/16.

Это похоже на торт:  если его резать вдоль всего диаметра, число кусочков всегда будет чётным. А числитель показывает, сколько кусочков торта осталось за вычетом съеденных.

4/4 – торт целый из 4-х кусков. И сумма всех длительностей нот в одном такте не превышает длительности 4-х четвертей или 1 целой.

Если 2 четверти или кусочка торта убрать, то будет размер – 2/4 – сильная и слабая доли. И теперь сумма нот в такте равна половинной длительности.

Если ¼ добавить, то будет размер ¾ – 1 сильная и 2 слабые доли. Он используется в вальсе и сумма нот внутри 1 такта – половинная с точкой.

Размеры 2/4 и ¾ называются простыми, потому что в них всего одна сильная доля и она первая. Для сравнения в размере 4/4 2 сильные доли – 1-ая и 3-ья.

По сути, метр и размер такта — это одно и то же, как звук и нота. Размер – это обозначение метра, а нота – звука.

Определение музыкальных размеров на пратике

Теперь определим размер на практике на примере мелодии «С днём рождения».

Заметьте: 2 связанные ребром ноты безударные, а ударная 3-ья.

Значит, они затакт и мелодию нужно сдвинуть до тактовой черты, чтобы ударная нота попала на сильную долю.

Заметьте: длинные и ударные ноты мелодии отстоят друг от друга на ¾. Значит это и есть размер мелодии. Вставим его с сильной доли через меню Insert – вставка -> Meter/Key Change – смена размера и ключа.

В поле Beats Per Measure – число долей в такте впишем 3, а Beat Value – значение доли оставим 4. Как видите, мелодия отлично укладывается в этот размер.

Важно: последний такт будет неполным ровно настолько, чтобы сумма длительностей в нём и первом такте составляла ровно такт. В конце половинная нота, это 2/4, а в начале затакт занимает ¼, что в сумме и даёт ¾

Ещё пример – мелодия Greensleeves – зелёные рукава.

Здесь размер виден сразу благодаря нотам в гармонии: они играют вместе с ударными нотами мелодии, а по длине равны половинной с точкой.

Значит, здесь тоже размер ¾. Теперь ноты гармонии меняются в началах тактов, как и должны.

А до этого они стояли как попало – в каждом такте на разной доле – 4-ой, 3-ей и 2-ой.        

Заключение. В этом уроке вы познакомились с понятием динамики в музыке, синкопой, стихотворными и музыкальными размерами. Поняли, что ноты ритма и доли метра могут быть ударными и безударными и накладываться друг на друга, совпадая или не совпадая при этом.

В следующем уроке мы поговорим подробнее о видах ритмов, размеров и темпов.

На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»

Ваши отзывы

Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.

Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?

Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.

Что такое динамика в музыке?

Динамика в музыке относится к изменению громкости звука в различные моменты произведения. Это один из важных музыкальных параметров, который помогает передать эмоции и выражение в музыке.

В музыке динамика может быть представлена в множестве форм. Основные динамические обозначения в музыке включают термины, такие как:

  • Пиано (pianissimo) — очень тихо
  • Пиано (piano) — тихо
  • Мезцо-пиано (mezzo-piano) — умеренно тихо
  • Мезцо-форте (mezzo-forte) — умеренно громко
  • Форте (forte) — громко
  • Фортиссимо (fortissimo) — очень громко

Кроме того, в музыке используются знаки динамических нюансов, такие как кривые, которые показывают плавные изменения громкости, и знаки акцентов, которые указывают на выделенные моменты или увеличение громкости.

Динамика в музыке играет важную роль в создании атмосферы и эмоционального воздействия на слушателя. Она может создавать напряжение, выражать радость или грусть, и помогает передать все нюансы исполнения музыкального произведения.

Для детей, изучение и понимание динамики в музыке помогает развить их музыкальное восприятие и чувство ритма. Это также обучает детей выражать свои эмоции через музыку и стимулирует их творческое мышление.

Что такое динамика

Это слово знакомо всем из курса физики и ассоциируется с понятиями «масса», «сила», «энергия», «движение». В музыке оно определяет то же самое, но по отношению к звуку. Динамика в музыке — это сила звука, она также может выражаться понятиями «тише — громче».

Игра на одинаковом уровне звучности не может быть выразительной, она быстро утомляет. Напротив, частая смена динамики делает музыку интересной, позволяя передавать широкую гамму эмоций.

Если музыка призвана выразить радость, торжество, ликование, счастье — динамика будет яркой и звучной. Для передачи таких эмоций, как печаль, нежность, трепетность, проникновенность используется светлая, мягкая, спокойная динамика.

Относительность динамики

В заключение стоит заметить, что динамика в музыке – это весьма относительное понятие, как, впрочем, и всё остальное в нашей жизни. Каждый музыкальный стиль и даже каждый композитор имеет свою динамическую шкалу, а также свои особенности в применении нюансировки.

То, что хорошо звучит в музыке Прокофьева, абсолютно неприменимо при исполнении сонат Скарлатти. А нюанс piano у Шопена и у Бетховена будет звучать совсем по-разному.

Это же относится и к степени акцентировки, продолжительности сохранения одного и того же уровня динамики, способа его смены и так далее.

Чтобы овладеть данным средством музыкальной выразительности на хорошем профессиональном уровне, необходимо, прежде всего, изучать игру великих мастеров, вслушиваться, анализировать, думать и делать выводы.

Общие сведения о динамике

В мире музыки это разнообразие является объектом изучения отдельной области, называемой музыкальной динамикой, и в этой статье вы найдете некоторую информацию об этом очень важном аспекте звукового искусства. В области музыки под динамикой понимается степень громкости — сила, с которой музыкант исполняет отдельный звук или фрагмент музыкального произведения

В области музыки под динамикой понимается степень громкости — сила, с которой музыкант исполняет отдельный звук или фрагмент музыкального произведения.

Звук — это на самом деле волна, вибрация, которая вызывает определенное ощущение в слуховых органах. С чисто физической точки зрения мы можем определить это как воздействие, вызванное механическим усилием (например, действием музыканта на музыкальные инструменты), которое передается через окружающую среду (например, воздух) в виде волн и доходит до слуха человека.

Как и любая волна, звуковая волна имеет разные частоты. Их минимальная и максимальная точки для восприятия человеческим ухом находятся где-то между 20 Гц и 20 кГц. Все, что выходит за эти пределы, человеку не слышно: инфразвук или ультразвук.

Так же, как у звука есть частота, которая измеряет высоту звука, у звука есть еще одно свойство, а именно амплитуда, которая играет роль измерения громкости шума. Единицей измерения этого свойства является децибел (дБ), а инструмент, с помощью которого можно регистрировать силу звука, называется измерителем уровня звука.

Например, шум падающих с деревьев листьев осенью имеет измеренную мощность около 10 дБ. Перфоратор, пробивающий отверстие в бетонной стене, издает звук громкостью более 100 дБ. Все, что превышает этот предел, достигает порога, при котором человек чувствует боль в слуховом аппарате.

Музыкальная динамика практически изучает звуковую интенсивность мелодических шумов, издаваемых музыкальными инструментами. С помощью усилителей звуками этих инструментов можно даже управлять.

Музыкальная динамика и агогика, связанные с изменениями ритма, благодаря выразительности, которую партитура хочет передать при интерпретации, составляют художественную часть музыкального мастерства в целом.

Тембр

Это окраска звука. Каждый человеческий голос имеет свою окраску, свой тембр; свой тембр имеет и каждый музыкальный инструмент. Благодаря тембру мы можем различить голос человека или музыкального инструмента, не видя его, а только слыша.

Женские и мужские голоса:

  1. Высокий — сопрано, тенор.
  2. Средний — мeццо-сопрано, баритон.
  3. Низкий — альт, бас.

Хор — большой коллектив певцов (не менее 12 человек), подобный оркестру в инструментальной музыке.

Типы хора:

  • мужской (плотный, яркий тембр),
  • женский (теплый, прозрачный тембр),
  • смешанный (полнозвучный, богатый, яркий тембр),
  • детский хор (светлый, легкий тембр).

Группы инструментов симфонического оркестра

Инструменты в оркестре распределяются по своим семьям — музыканты называют их оркестровыми группами. Их в оркестре четыре: — Струнные инструменты — Деревянные духовые инструменты — Meднные духовые инструменты — Ударные инструменты

Динамика и паузы

На настроение, смысл и восприятие музыки влияют не только звучащие ноты, но и паузы между ними. Выясним, как они связаны с динамикой и как их фиксируют в нотации.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Кроме обозначения темпов, в нотации есть обозначение динамики, которое тоже относительно. Для понимания динамики музыки нужно знать возможности звучания голоса или инструмента.

Динамика — это совокупность понятий и нотных обозначений, связанных с различными степенями громкости звучания. Два базовых обозначения громкости в музыке: пиано — тихо, в нотном стане обозначается буквой «p», и форте, что значит сильно, громко и обозначается буквой «f». Соответственно, есть меццо-пиано — умеренно тихо, меццо-форте — умеренно громко. Фортиссимо — два форте, что значит очень громко, и пианиссимо — два пиано, очень тихо. Есть сфорца́ндо — внезапно громко, когда, например, мелодия шла тихо и вдруг бах — неожиданный громкий момент. Также есть понятия крещендо — усиление звучности и диминуэндо — уменьшение звучности.

Для понимания динамики нужно знать возможности инструмента или голоса, так как это тоже относительно. Есть разные отметки в нотах, например, стаккато — точка рядом с нотой, но не сбоку, иначе она обозначала бы длительность ноты на половину звучания дольше, а над ней. Стаккато значит, что нота играется отрывисто, то есть неполную длину. Но тот объем, который был для нее указан в произведении, остается за ней. Если нота стаккато, это не значит, что следующую ноту можно играть скорее, чем если бы она не была стаккато, это значит, что она играется отрывисто и ее длительность подрезается с двух сторон. Все это очень сложно звучит в теории, но на практике, разницу гораздо проще услышать.

Обучающее видео. «Стаккато и легато» Видеопример на Ютубе Время просмотра: 10 минут

Помимо звучания в музыке так же важны паузы и задержанные ноты. Как и многие обозначения нотации, эти понятия относительны, как долго выдерживать паузу или держать ноту, решает сам исполнитель.

Паузы в музыке важны, когда говорят об интерпретациях, часто указывают, что все самое главное происходит в паузах. С точки зрения нашего восприятия, это способ остановиться и пережить все услышанное. Паузы — это один из способов специфической организации музыкальной материи, потому что она не обязательно должна быть непрерывной. Паузы так же обозначаются в нотах, есть целая пауза — это такой кирпичик, который занимает половину между линейками нотного стана и прикреплен к третьей линии сверху. Половинная пауза выглядит так же, но прикреплена к третьей снизу и так далее.

Фермата — точка с полукругом над нотой, которая обозначает, что нота задерживается. Какое время она задерживается, точно не определено, это делается на усмотрение исполнителя. На надгробном камне на могиле Альфреда Шнитке есть очень интересная гравировка: там изображена целая пауза, над паузой фермата и внизу поставлена сфорцандо четыре форте — такая оглушительная тишина.

О фермате и ее современном значении у Алексея Мунипова, музыкального журналиста, в 2019 году вышла книга — «Фермата. Разговоры с современными композиторами». Фермата в названии книги идет в значении, что мы как бы задерживаемся на теме, вслушиваясь в то, что скажут композиторы. В книге перед нами разворачивается настоящее время — время композиторов.

Штрихи и форма

Одним из важнейших инструментов выразительности в музыке являются штрихи. Это средство, с помощью которого музыкант может понять манеру исполнения. Это определяет характер произведения. Музыкальные штрихи подразделяются на такие виды:

  1. Legato. Инструмент должен издавать мягкие и плавные звуки. То есть человеку нужно играть мягко.
  2. Staccato. Звуки следует извлекать резко. Данный штрих в записи обозначается точкой, расположенной сверху или снизу ноты. Каждое извлечение должно быть коротким, похожим на маленькие толчки. При этом ставиться акцент на промежуток между звуками.
  3. Non legato. Каждое извлечение должно немного акцентироваться. Это что-то среднее между Legato и Staccato. Нужно стараться сделать так, чтобы звуки подчёркивались и слышались отчётливо, но были мягкими.

Последовательность отдельных частей, из которых состоит мелодия, называется формой музыкального произведения. Она подразделяется на сюиту, рондо, сонатное аллегро, сонатно-симфонический цикл, куплетную, трёхчастную или двухчастную форму.

Наиболее простой формой является период. В нём слушатель отчётливо понимает, что мысль завершена. Период разделяется на предложения, а они — на фразы.

Также существует мотив. В музыкальной речи это самый маленький элемент.

Ударные и безударные ноты, акценты

Ещё, как в словах есть ударные и безударные слоги, так и в музыке среди нот есть явно выделяющиеся на фоне других. Здесь они в долях 1, 3 и 4. Явно это слышно, если их сделать громче, а остальные ноты – тише.  

Громкость нот удобно менять в раскладке пианино в виде столбиков. Она у нот относительна и задана в виде чисел от 0 до 127 в поле Velocity — скорость. Чем быстрее нажать клавишу фортепиано, тем громче звук. И нота 120 громче, чем нота 80.

Вот череда нот «до» с одинаковой громкостью.  Звучит неинтересно: как солдаты стоят в строю. Но если увеличить громкость нот в 1-ой и 3-ей долях или сказать этим солдатам шагнуть вперёд из строя, то зазвучит интереснее.

Такое выделение ноты среди других называется акцентом – с англ. accent – ударение, подчёркивание. Это как в речи: смысловое ударение и усиление отдельных слов.

Можно сказать просто: «Я купил гитару», а можно выделить: «Я купил гитару», а не сосед, «я купил гитару», а не украл, «Я купил гитару», а не балалайку.

Ещё интересней звучит выделение нот на счёт «раз» в сочетании 1-2-3-1-2-3-1-2.  

Ударения в нотах оживляет музыку, и слушая её, человек часто отстукивает ритм ногой или покачивает головой, двигается «в такт» музыке.

3 вида акцентов и динамика

Ноту, как ударение в слове или человека из толпы, можно выделить 3-мя способами:

1-ый способ – громкостью – ударная нота громче других как сейчас. Это будто человек кричит, когда другие говорят: самый явный способ.

2-ой способ – высотой – ударная нота выше других. Это как высокий человек возвышается над низкими. 

3-ий способ – длительностью – ударная нота длиннее других. Это как толстый человек выделяется среди худых: самый неявный способ.

Вывод: чередование ударных и безударных нот называется динамикой – с англ. dynamics – «движение, движущая сила». То есть их громкость двигается, а не постоянная и заставляет слушателя двигаться под музыку.

Динамика в общем — это изменение чего-либо. Она есть в речи, когда мы говорим громче/тише, вы-ше/ниже, быстрее/медленнее.

Если её нет, то это «монотонное бубнение препода на скучной лекции».

Так же и в музыке: если динамика есть, то её интереснее слушать.

Как правильно использовать динамику на фортепиано

Динамика в музыке — это одно из основных средств выразительности. На фортепиано она играет особенно важную роль, так как это инструмент, который позволяет играть как очень тихо, так и очень громко. Как правильно использовать динамику на фортепиано?

Важно помнить, что динамика на фортепиано не ограничивается только громкостью звука. Она также включает в себя изменение тембра, скорости и выражения игры

Изменение громкости звука

Изменение громкости звука на фортепиано происходит за счет силы нажатия на клавиши. Существует несколько терминов, которые обозначают уровень громкости:

Термин Обозначение Уровень громкости
Pianissimo pp Очень тихо
Piano p Тихо
Mezzo piano mp Средне тихо
Mezzo forte mf Средне громко
Forte f Громко
Fortissimo ff Очень громко

Использование разных уровней громкости позволяет создавать различные эффекты и выражать разные эмоции. Например, игра на фортепиано с очень тихим звуком может создавать ощущение тайны и интимности, а игра с очень громким звуком может вызывать чувство мощи и энергии.

Изменение тембра

Изменение тембра на фортепиано происходит за счет того, как сильно нажимаются клавиши и как быстро отпускаются. Чем сильнее нажимается клавиша, тем более яркий и резкий звук получается. Чем медленнее клавиша отпускается, тем более длинный и затухающий звук получается.

Использование разных тембров позволяет создавать различные эффекты и выражать разные эмоции. Например, игра на фортепиано с ярким и резким звуком может создавать ощущение радости и энергии, а игра с длинным и затухающим звуком может вызывать чувство грусти и меланхолии.

Изменение скорости и выражения игры

Изменение скорости и выражения игры на фортепиано также является частью динамики. Это включает в себя изменение темпа, ритма, артикуляции и фразировки.

Использование разных скоростей и выражений позволяет создавать различные эффекты и выражать разные эмоции. Например, быстрая и энергичная игра может создавать ощущение радости и веселья, а медленная и меланхоличная игра может вызывать чувство грусти и тоски.

Использование динамики на фортепиано является важной частью музыкальной интерпретации. Правильное использование динамики позволяет создавать различные эффекты и выражать разные эмоции, делая игру на фортепиано более выразительной и эмоциональной

Виды динамики в музыке

1. Пьяно (p, р), пианиссимо (pp) — это очень тихое исполнение, где звук почти неразличим. В таком случае музыкант использует минимальное усилие, чтобы достичь желаемого звучания.

2. Мезцо-пьяно (mp), медленно и тихо — в этом случае звук становится слегка громче, но все еще сохраняется его мягкость и тишина.

3. Мезцо-форте (mf), средне и громко — в данном случае звук становится больше и громче, но сохраняется относительная мягкость.

4. Форте (f), громко — звук становится сильным и громким, демонстрируя эмоциональность и энергичность исполнения.

5. Фортиссимо (ff), очень громко — это крайняя степень громкости, которая создает впечатление мощи и силы.

6. Крескендо (кр), усиливаясь — в этом случае звук постепенно увеличивается в громкости.

7. Диминуэндо (дим), угасая — это обратный процесс к крескендо, где звук уменьшается постепенно.

Комбинируя эти различные виды динамики, музыканты могут передать слушателю различные эмоции и настроения, создавая эффектную и выразительную музыку.

Фактура

Фактура – это склад, вид изложения музыкального произведения (лат. fakturo — обработка). Основные элементы фактуры: мелодия, аккомпанемент (сопровождение), бас (нижний голос), средние голоса. Фактура бывает прозрачной (двух-, трехголосной), вызывая ощущение легкости, прозрачности. Плотная (многоголосная, аккордовая) фактура создает впечатление силы, мощи.

Одноголосная фактура: любая одноголосная мелодия (сольная или унисонная), напр., народная песня.

Многоголосная фактура: гомофония, полифония

Многоголосный склад музыки, в котором один голос является главным (мелодия), а остальные (аккомпанемент) его сопровождают. Разновидностью гомофонной фактуры является аккордовый склад музыки, в котором мелодия ритмически объединяется с сопровождением. Полифония (греч. poly-много, phone-звук) — одновременное сочетание нескольких самостоятельных голосов (мелодий).

Основные виды полифонии 

  • Имитационная п. — (лат. Imitatio — подражание) повторение в другом голосе или у другого инструмента только что прозвучавшей мелодии (темы). Напр., канон, фуга или инвенция
  • Контрастная п. — одновременное звучание разного типа мелодий. Напр., в средние века объединяли три различных мелодий с разным текстом.    Основные виды фактуры: Формы имитационной полифонии :
  • Канон — музыкальная форма, в которой все голоса исполняют одну и ту же мелодию, вступая поочередно.
  • Инвенция – двух- или трехголосное инструментальное произведение небольшого объема, написанное в имитационной технике.
  • Фуга — многоголосное полифоническое произведение , в основе которого лежит имитационное повторение темы во всех голосах. Высшая, самая сложная форма имитационной полифонии. Величайшим мастером фуги был И.С.Бах.
  • Фугетта ( ит. fughetta — маленькая фуга) – простая, меньшего объема фуга для органа или фортепиано.

Как динамика влияет на восприятие музыки

Понятие Описание
Пиано (p) Слабая громкость звука, нежное исполнение
Фортепиано (fp) Начало исполнения тихо, затем громкость увеличивается
Меццо-форте (mf) Умеренная громкость звука
Форте (f) Громкий звук, сильное исполнение
Фортиссимо (ff) Очень громкий звук, максимальная интенсивность

Вариации динамики в музыке позволяют создать эффекты напряжения, расслабления, сюрприза и других эмоций. Например, плавное увеличение громкости может подчеркнуть важный момент в музыкальной композиции и создать эффект сбития. Внезапные скачки громкости могут вызывать у слушателей чувство волнения или страха. Динамика также может использоваться для передачи динамики действия, например, музыкальное произведение может начинаться тихо и нежно, а затем переходить в более громкую и энергичную часть.

Важно помнить, что правильное использование динамики требует чувства меры и баланса. Слишком сильные или частые изменения громкости могут вызывать у слушателей дискомфорт и отвлекать от основных музыкальных идей

Кроме того, динамические изменения должны быть соответствующими смысловому содержанию произведения и передавать задуманную эмоциональную нагрузку. Таким образом, понимание и умение использовать динамику являются важными навыками для музыкантов и любителей музыки.

Синкопа и её виды

Теперь о синкопе. Мы знаем, что метр озвучивает метроном – ровные удары в долях, а ритм – ноты, по-разному вписанные в эти доли.

И акценты или ударения есть и в метре, и в ритме.

Они могут совпадать друг с другом, как в мелодиях про ёлочку и горного короля. Щелчки и ноты звучат одновременно.

А могут и не совпадать. Вот 2 половинные ноты в сильных долях такта. Сместим 2-ую ноту на 8-ую длительность назад – во 2-ую долю. При этом она разделится на 2 ноты, связанные лигой.

Это и есть синкопа –  с греч. «рубка, сечка» — смещение ноты с сильной доли такта на слабую, когда ударения в ритме и метре не совпадают и противоречат друг другу. А лига – её явный признак.

Она есть в мелодии из терминатора: длинные слигованные ноты смещены во 2-ую долю из 3-ей. Если вернуть их на место, мелодия звучит более скучно и топорно.

Синкопа часто применима в музыке, делает ритм неровным и цепляющим и есть 3-х видов:

Междолевая синкопа

1-ый вид синкопы – междолевая – как сейчас, когда нота начинается на слабой доле и продолжает звучать на сильной.

Чаще всего это её сдвиг из начала 3-ей доли на середину 2-ой. Ноты при этом долгие – ½ и ¼.

Примечание: в музыке барабаны обозначают метр, а гармония — сильную долю: поэтому аккорды всегда начинаются в начале такта.

Мелодия на синкопе будто зависает. А без неё звучит не интересно. Это смещение на 8-ую длительность, а это на 16-ую.

Междолевая синкопа — основа ритма в песне Майкла Джексона – Billy Jean.

Ещё она же + затакт из 1-ой ноты есть во 2-ой части мелодии из «Семейки Адамс». Нота здесь смещена на 8-ую вперёд, а не назад и звучит в половине 3-ей сильной доли и в начале 4-ой слабой. Звучит менее интересно, если сдвинуть ре на 3-ью долю и сделать ритм ровным.

Внутридолевая синкопа

2-ой вид синкопы – внутри долевая – охватывает одну долю или четверть такта, поэтому ноты здесь короткие – 8-ые и 16-ые.

Суть в том, что в любой доле такта, без разницы сильная она или слабая, есть 2 времени: сильное – её начало или 1-ая четверть и слабое – остальное: 2-ая, 3-ья и 4-ая четверти.

И если в сильное время звучит длинная нота, а в слабое короткая, то акценты ритма и метра совпадают и синкопы нет.

Она будет, если на сильное время играть короткую 16-ую ноту, а на слабое более длинную 8-ую. Это синкопа 16-ая-8-ая-16-ая.

В самом простом виде это игра 8-ыми в серединах долей такта. Это часто применяется к тарелке хэт в барабанной установке, чтобы создать рельефный ритм.

Это музыканты обычно называют игрой хэта на слабую долю, а игра на сильную не так интересна.

Примечание: здесь слово «доля» заменяет слово время. Не путайте доли внутри долей такта с самими долями такта.

Цепляющий рисунок образуется, если играть 16-ую ноту в каждой доле такта в разных местах: в середине доле, во 2-ой четверти, в начале и в 4-ой четверти. При этом между нотами одинаковое расстояние – 8-ая с точкой.

Такой приём называется полиритмией – с лат. поли – много, когда вместе звучит 2 разных ритма: ровный и неровный.

Ещё её создаёт игра 4-ных и 8-ых триолей, когда ноты внутри долей такта делятся на 3, а не на 2. Здесь только 1-ый удар из каждой группы совпадает с долями такта. Уберём его и будет явная неровность.

Если в каждой группе 8-ых триолей убрать среднюю ноту, то получится ритм в жанре джаз под названием shuffle – с англ. «тасовать, перемещать».  Заметьте: лиги и ноты с точками указывают на неровность ритма.

Междутактовая синкопа

2 вида синкопы – между и внутри долевая ещё называются внутри тактовыми, так как они не выходят за пределы одного такта.

3-ий вид  синкопы – между тактовая – когда нота начинается в одном такте, чаще в его конце или 4-ой доле и длится в начале другого. Это мост в виде лиги через реку – тактовую черту.

Вот пример мелодии с такой синкопой. Заметьте: эта нота «до» с лигой есть в составе аккордов F и C. Такой приём, когда опорная нота мелодии появляется раньше, чем она же в аккорде в следующем такте, называется опережением. Без него звучит скучнее.

Способы обозначения динамики

Динамика в музыке — это то, что определяет уровень громкости. Обозначений для этого существует совсем немного, реальных градаций в звучании значительно больше. Так что динамические символы следует рассматривать всего лишь как схему, направление поиска, где каждый исполнитель проявляет в полной мере свою фантазию.

Уровень динамики «громко» обозначается термином «форте», «тихо» — «пиано». Это общеизвестно. «Тихо, но не слишком» — «меццо пиано»; «Не слишком громко» — «меццо форте».

Если же динамика в музыке требует выхода на уровень крайностей, используются нюансы «пианиссимо» — очень тихо; или «фортиссимо» — очень громко. В исключительных случаях количество значков «форте» и «пиано» может доходить до пяти!

Но даже с учётом всех вариантов количество символов для выражения громкости не превышает цифры 12. Это совсем не много, если учесть, что на хорошем рояле можно извлечь до 100 динамических градаций!

К динамическим указаниям относятся также термины: «крещендо» (постепенно усиливая громкость) и противоположный по значению термин «диминуэндо».

Музыкальная динамика включает в себя ряд символов, указывающих на необходимость проакцентировать какой-либо звук или созвучие: > («акцент»), sf или sfz (резкий акцент — «сфорцандо»), rf или rfz («ринфорцандо» — «усиливая»).

Использование динамики в музыке

В музыке динамика часто используется, чтобы создать контрасты между различными частями произведения или даже внутри одной музыкальной фразы. При помощи динамики можно выразить широкий диапазон эмоций – от радости и веселья до грусти и трагедии.

Существует несколько основных ознакомительных обозначений динамики, которые помогают музыкантам играть с нужной интенсивностью:

  • pp (pianissimo) – очень тихо
  • p (piano) – тихо
  • mp (mezzo piano) – средне тихо
  • mf (mezzo forte) – средне громко
  • f (forte) – громко
  • ff (fortissimo) – очень громко

Кроме того, музыканты могут использовать другие специальные обозначения для указания на изменение динамики, такие как crescendo (постепенно становиться громче) и decrescendo (постепенно становиться тише).

Использование динамики позволяет музыкантам передать свои эмоции и чувства слушателям. Благодаря этому элементу музыка становится более живой и запоминающейся. Умение правильно использовать динамику – это ключевой навык для музыканта.

Динамика крупная и детализированная

Крупная динамика обычно выражается символами, изложенными в таблице. Их немного, они ясны и определённы.

Однако «внутри» каждого из этих нюансов может быть масса более тонких звуковых градаций. Для них не придумано специальных обозначений, однако эти уровни существуют в реальном звучании и именно они заставляют нас трепетно вслушиваться в игру талантливого исполнителя.

Такая мелкая динамика называется детализированной. Традиция её использования берёт начало в музыке барокко (вспомните возможности клавикорда).

Динамика в музыке – это один из пробных камней исполнительского мастерства. Именно мастерское владение тонкой нюансировкой, лёгкими, едва заметными её изменениями отличает игру талантливого профессионала.

Впрочем, не менее сложно бывает равномерно распределить усиление или ослабление звучности, когда оно «растянуто» на большом отрезке нотного текста.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все на Запад
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: