Переписать Толстоевского
Фанатские произведения, будь то фанфики, фан-видео или фан-арт, свидетельствуют о сложном комплексе чувств к литературной и киноклассике. Lovehate, любовь-ненависть — так можно обозначить это отношение к культурным канонам. Что угодно, только не равнодушие. В магнетических мирах, созданных в произведениях Пушкина, Толстого, Тургенева, Достоевского, Конан Дойла, Толкина и других богов литературного пантеона, все же хочется что-то переделать. Например, не дать умереть Андрею Болконскому, подружить Онегина и Печорина, научить Базарова вести детективные расследования, познакомить Раскольникова с Холденом Колфилдом из романа «Над пропастью во ржи».
В фанфикшн, по словам культуролога Натальи Самутиной, уникальная конфигурация художественного мира выстраивается «из заимствованных и самостоятельных фрагментов, крупных и мелких кластеров общепринятой и новой информации». Авторы фанфиков, что называется, «типичные представители» дженкинсовской «культуры соучастия». Они воспринимают себя как сотворцов произведений.
Смелые ходы в фанатских текстах говорят о влюбленности и — одновременно — отторжении от «сакральных» образцов. Фанфикшн произрастает на почве классики, но при этом приносит диковинные плоды, порой с шокирующим вкусом. Любопытно, что в этом странном саду нередко блуждают и профессионалы — именитые писатели и режиссеры. Фанатские чудеса могут давать им вдохновение и направлять.
Культуролог, доцент Института образования НИУ ВШЭ отмечает парадоксальное устройство фанфикшна: «Он зиждется на специфичном каноне — коллективно отобранных кино- и литературных текстах, — движется поклонением, эмоциональной привязанностью и вниманием, при этом изначально работает как борьба с каноном, критика канонов и изменение канонов»
Для начинающих
Итак, что нужно знать, если вы решили написать первый фанфик. Для начала нужно определиться с объемом будущего произведения. Для первого опыта лучше выбрать рассказ, так как повесть или роман осилить будет гораздо сложнее. Может не хватить, опыта, терпения или времени. Читатель также гораздо быстрее прочтет вашу историю и оставит свой отклик. Если все сложится удачно, то потом можно выложить целую серию рассказов о любимых персонажах.
Неопытному автору не стоит браться за описание кровопролитных сражений или откровенных любовных эпизодов. Напишите, о чем хорошо знаете, с чем знакомы, о чем имеете четкое представление. Иначе сцена может получиться неправдоподобной и смешной, даже если произведение задумывалось далеко не юмористическим.
Жанры
Фанфики с любовной линией обычно делятся по так называемым «жанрам», видов которых довольно много. В принципе, многие «жанры» могут быть присущи и джену. Слово «жанр » в таком случае используется несколько вольно, имеется в виду общее «настроение» фанфика и некоторые сюжетные характеристики. Деление весьма условно.
Общие
-
Экшен
, Экшн (Action) — фанфики с динамичным сюжетом, много действий, мало загадок и отношений героев. -
Юмор
(Humour) — юмористический фанфик. -
Пародия
(Parody) — пародия на оригинальное произведение. -
Дарк
или Даркфанфик
Deathfic
— фанфик, в котором один или несколько героев умирают.(Dark, Darkfic) — рассказ с огромным количеством смертей и жестокостей.
-
POV
(Point of view) — точка зрения, повествование от первого лица одного из героев. -
Смарм
(Smarm) — фанфик, в котором один персонаж дает понять, словом или делом, как важна для него дружба (без намека на романтические или сексуальные отношения) с другим персонажем. -
TWT
— в фанфике нарушена временная последовательность действия, много флешбеков.
Любовные
-
Романтика
(Romance) — фанфик о нежных и романтических отношениях. Как правило, имеет счастливый конец. -
Драма
(Drama) — романтическая история с печальным финалом. -
Ангст
(Angst) — это сильные переживания, физические, но чаще духовные страдания персонажа, в фанфике присутствуют депрессивные мотивы и какие-то драматические события. -
Флафф
(Fluff) — это тёплые, ничем не омраченные отношения между персонажами. -
Hurt/comfort
— фанфик, в котором один персонаж, так или иначе, страдает, а другой приходит ему или ей на помощь. -
Established Relationship
(ER) — установившиеся отношения между героями. -
PWP
(Porn without Plot — дословно: порнография без сюжета
; или «Plot, what Plot?» — дословно: Сюжет? Какой сюжет?
) — бессюжетное порно, незатейливый минимальный сюжет, где основной упор делается на постельные сцены.
В фанфиках на сексуальную тему обычно присутствуют особые «пометки», например:
-
Ваниль
(Vanilla) — фанфик, описывающий сексуальные отношения без BDSM (используется в сообществах, где основная масса подобных фанфиков использует садомазохистские мотивы). -
Грейпфрут
(Grapefruit) — обозначает фанфик, в котором присутствует насилие или принуждение к сексуальному акту. Согласно легенде, определение произошло от «g-rape-fruit». -
Домашняя дисциплина
(Domestic discipline) — фанфик, в котором присутствуют телесные наказания. Как правило, в таких фанфиках один из сексуальных партнеров избивает другого, когда тот (та) делает что-то неправильно. Иногда сокращается до DD. Это не то же, что BDSM, хотя обе категории тесно связаны. -
Занавесочная история
(Curtain story) — рассказ, как правило, слэш, в котором пара ведет себя преувеличенно по-домашнему, к примеру, отправляется в магазин покупать мягкую мебель. -
Кинк
(Kink) — от английского «странность, ненормальность, отклонение» и сквик
(Squick) — происходит от выражений «someone else’s kink» («со странностями») и «icky» («неприятный»). Имеют близкие значения — пометка о том, что что-то в фанфике может шокировать читателя. -
Лимон
(Lemon) — насыщенное эротическое содержание. Соответствует рейтингу NC-17. -
UST
(Unresolved Sexual Tension) — герои испытывают влечение друг к другу, но по каким-либо причинам не вступают в сексуальный контакт или даже в открытое романтическое взаимодействие.
Как сделать фанфик особенным
- Ваша история не должна быть наполнена только радостными событиями. Необходимо добавить драматичных и печальных сцен, это сделает сюжет более захватывающим.
- Если вы зашли в тупик, сделайте перерыв, отвлекитесь. Нельзя написать все произведение за один раз.
- Относитесь к сочинительству серьезно. Пишите так, будто ваш рассказ прочтет целый мир.
- Найдите себе бета-читателя, который будет оценивать ваши работы, давать советы по сюжету и исправлять грамматические ошибки.
- Ваш герой не должен быть неуязвим, иначе весь интерес к нему будет потерян. У любого, даже самого могущественного мага или воина есть свой предел.
- Если вы не знаете, что может произойти дальше, то проиграйте в голове несколько различных вариантов и выберете тот, который гармоничнее всего встраивается в повествование.
- Не стоит слишком далеко уходить от канона и изменять художественное пространство оригинала.
- Помните о том, что обычно рассказы с привлечением неканоничных героев получают меньше положительных отзывов.
Теперь вы знаете, как правильно написать фанфик, осталось только применить все вышеизложенное на практике.
Что движет авторами
Почему люди садятся писать фанфики?
Первая и основная причина — отсутствие долгожданного продолжения или, как часто бывает, полное закрытие проекта. Первый «Звёздный путь» пробыл на экранах всего пару лет, потом сериал закрыли, и фанаты бросились строчить фанфики. Редкие фильмы по ЗП раз в пятилетку вряд ли можно назвать полноценным продолжением. Также по ЗП выходят официальные книги, то есть по сути те же фанфики, только одобрены свыше.
С ГП произошло то же самое. Книги после четвёртой стали выходить с интервалом в два-три года, подошли экранизации, которая сделали франшизу ещё популярней, а у фанатов не было сил ждать, поэтому некоторые сели писать сами. Одна из первых известных фикрайтеров, Кассандра Клэр, настолько прославилась своей трилогией про Драко, что смогла на этой волне пропихнуть свои оригинальные книги в издательства и стать известной. Даже в наши дни количество фанфиков растёт и продолжает расти, но теперь уже по другой причине — по ГП вряд ли что-то будет сочинено новое. Пока есть спрос на фики по поттериане, они будут — денег не заработать, но авторы получают прекрасную возможность потренироваться «на кошках» и почесать своё эго, потому что любой фичок МТА будет прочитан и даже кому-то понравится.
Вариант — когда продолжения никто и не обещал, а расставаться с полюбившимися героями не хочется. Как пример — Василий Павлович Аксёнов ни разу не обещал продолжения «Острова Крым», но что ж помешает фанатам напейсать про приключения Андрея Лучникова в Советской России?
Вторая причина — авторы оригинального произведения плохо прописали сеттинг или вообще его не прописали, оставили канву дырявой, оказались не в ладах с какой-то наукой или просто не слишком хорошо следили за миром, в котором происходил весь сыр-бор. И фанатам приходится исправлять халтуру авторов, расширяя вселенную вместо них. В основном, этим занимаются более умелые фикрайтеры (которые часто ещё и труЪ фанаты, готовые работать за саму идею), потому что профанов в этой сфере не терпят. Именно так и родилась Расширенная Вселенная «Звёздных войн», и примерно в том же направлении идут «строительные работы» по многим другим вселенным. Как правило, именно из таких работ формируется полноценный фанон.
Третья причина — это «Мелькор был хороший». Фанфикер перелицовывает события канона и всячески выражает своё недовольство некоторыми моментами. В ГП-фандоме популярны фики, где Дамблдор плохой, а Гарри становится крутым и всех нагибает. Некоторые страдают от того, что слизеринцев сильно обижают, и начинают исправлять это в фиках. А как обласкали фанаты Снейпа! Фики про плохого Снейпа — исчезающая редкость, и пишущий их автор обречён на безвестность и забвение. Некоторые авторы выражают идейное несогласие с написанным: например, часть фанатов «Отблесков Этерны» отказывается воспринимать Дикушу однозначно «плохим» персонажем. Среди правоверных таких не без причин называют еретиками.
Есть и четвёртая причина — «а что, если?» Попытки представить, как развивался бы сюжет, если какое-то событие не произошло, или пошло не так, как в каноне. От мелочей, из которых вырастают иные ветки развития событий (персонаж свернул налево, а не направо), до полноценных альтернативных вселенных (герои ГП в мире без магии).
Пятая причина — практичная: Для малоизвестного автора фанфик — едва ли не единственный способ найти для своего произведения какую-то аудиторию, а не работать в стол. Делается это просто: пишется собственное произведение, персонажам даются имена из другого произведения с более-менее похожей структурой героев, всё это объявляется AU и публикуется под видом фанфика. В случае положительной реакции публики вещь можно переписать и в виде независимого произведения, как это было с «Пятьдесят оттенков серого».
Что представляет собой ориджинал? На примере одного подобного произведения
Жанры ориджиналов, как и жанры фанфиков, различны. Хотя особенно востребованы и читаемы произведения на подростковую тематику, где еще неопытные мальчики и девочки учатся познавать жизнь, справляться с обилием собственных проблем и выбираться из всевозможных сложных ситуаций.
Одним из таких довольно известных и обсуждаемых в сети ориджиналов является история, написанная девушкой по имени Стейс Крамер. Произведение называется «50 дней до моего самоубийства». Этот ориджинал — дебют юной писательницы Насти Холовой — даже был напечатан и сумел снискать любовь поклонников не только в интернете, но и в реальности.
Сюжет ориджа закручивается вокруг шестнадцатилетней девушки Глории, которая вдруг понимает, что не может справиться со всеми своими проблемами и дает себе пятьдесят дней для того, чтобы сыграть со своей судьбой в интересную игру и оценить, стоит ли ей продолжать жизнь.
История явления
Современные массовые фандомы со своим творчеством возникли в 1960-е в основном вокруг сериала Star Trek, из которого пошёл троп Мэри Сью. Именно с этой вселенной ассоциируют зарождение явления фанфиков. Но на самом деле явление куда древнее.
С точки зрения иудаизма Новый Завет, которому две тысячи лет, является фанфиком с Марти Сью на книги Танаха. Использовать чужих героев не гнушались такие авторы, как У. Теккерей («Ревекка и Ровена» по «Айвенго»), Жюль Верн («Ледяной сфинкс» — продолжение «Повести о приключениях Артура Гордона Пима» Эдгара По), К. Чапек («Апокрифы»), Н. Гумилёв (пьеса «Дон Жуан в Египте» по Пушкину), сам Пушкин («Сцена из Фауста») и Том Стоппард («Розенкранц и Гильденстерн мертвы» по «Гамлету» Вильяма нашего Шекспира). Когда творил сэр Конан Дойл, многие фанаты его творчества писали собственные продолжения приключений Шерлока Холмса. На основе пьесы А. П. Чехова «Чайка» американский драматург Теннесси Уильямс создал своё произведение «Записные книжки Тригорина», а Василий Павлович Аксёнов — пьесу «Цапля». Но назвать эти произведения фанфиками решится только махровый постмодернист. Сама идея разделения произведений и идей на «собственные» и «взятые у другого автора» стоит на представлении о собственности на эти произведения и идеи; соответственно, авторы, творившие во времена до законодательного определения авторского права вовсе не мыслили в таких категориях и спокойно использовали не только отдельных персонажей или идеи, но даже и целые куски текста; авторы, творившие в более поздние времена, зачастую понимали право собственности не так, как мы, из-за отличий в законодательстве и его применении. И даже сейчас в ситуациях, когда один автор использует материалы другого законодательно разрешённым способом, результат зачастую не называется фанфиком, даже если и отличается от него только годом смерти первого автора или вовсе какой-нибудь юридической формальностью.
Массовость литературы неизменно приводит к падению качества, а фанфики и прочая сетература — самый массовый вид литературы, не требующий даже виртуальных контактов с издателем и не ограниченный никаким отбором. В итоге слово «фанфик» приобрело неприятные коннотации, ассоциирующиеся с понятиями «графомания» и «порнуха». На один серьёзный труд приходится 10 глупых и 100 бессюжетно-порнографических, а на один качественно написанный — 10 сносных и 100, написанных языком «Жыстокой Голактеки». По этой причине некоторые писатели (например, Дж. Мартин) вообще не переносят на дух фанфики как явление.
Однако некоторые фанфики даже издают на бумаге. Обычно это запрещено законодательством. А если разрешено, то в четырёх случаях:
- правообладатель ничего не имеет против того, чтобы о его мире писал кто-то ещё — за мзду или даже за просто так (например, БНС благословил такой проект);
- в национальном законодательстве об авторском праве защищаются права на тексты, но не на вселенные;
- законодательство о защите авторских вселенных не выполняется.
- оригинальное произведение написано настолько давно, что уже в public domain.
В первом случае для приличия фанфики называют «произведениями расширенной (или общей) вселенной».
По любому мало-мальски известному произведению можно найти фанфик, по просто известному — несколько тысяч, а по очень известному, вроде «Гарри Поттера» или «Звёздного пути», — просто тонны фанфиков и специальные сайты для этих мегатонн.
Кирилл Еськов, автор одного из самых известных (анти)фанфиков по Толкину «Последний кольценосец», считает, что хороший фанфик написать нельзя в принципе, причём на это не способен даже автор оригинала, хотя в этом случае фанфик называют сиквелом. Свой же роман Еськов называет не фанфиком, а апокрифом. Иными словами, по Еськову, хороший фанфик может получиться лишь по принципу «Мелькор был хорошим» (естественно, для этого требуется ещё и талант — одного несогласия с автором оригинала мало). А вот если ты с оригиналом согласен, то ничего ценного и оригинального не напишешь — автором всё уже написано до тебя. Но кто сказал, что Еськов обязательно будет прав?
Пересборка миров
Фанфикшн трансформирует отношение к культурному канону и с помощью восприятия литературных миров не как текстов, а как «космологий для вхождения». Поклонники относятся к героям кино и литературы как к живым. По словам Генри Дженкинса, фанаты «входят в царство вымысла, как если бы это было осязаемое место, в котором они могут жить».
Фикрайтеры могут «высвечивать» отдельных, незаслуженно обойденных героев. Так, в ходе исследовательского интервью одна из авторов фанфиков заметила: «У главного треугольника Пьер / Наташа / Андрей очень много времени в „Войне и мире“. А моим любимым княжне Марье с Николаем Ростовым досталось только полтора тома, и то на фоне 1812 года, когда всем не до них». По сути фикрайтер пыталась «реконструировать» ту линию событий, которой «не успел» уделить время Лев Толстой.
Количественное исследование корпуса фанфиков показало, что в них наблюдается и деприоритизация главных героев (в центр помещают других персонажей), и значительный перевес женских персонажей по сравнению с каноном (часто фанфики пишут женщины). Исследователь Дерек Джонсон отмечает феномен «фантагонизма» (от «фанатство» плюс «антагонизм»): конфликты внутри фандомов, желание фикрайтеров поправить авторов, ненависть к одним героям и стремление реабилитировать других.
Так, можно дать слово волшебнице Цирцее из «Одиссеи» (так поступила специалист по античной литературе Мадлен Миллер). А можно сосредоточиться на Элен Безуховой, антигероине Толстого. Можно женить Айвенго на Ревекке, как сделал с героями Вальтера Скотта другой классик, Уильям Теккерей, еще в 1849 году.
Творческие и коммерческие перспективы
Распространение фанфиков может рассматриваться, в зависимости от законодательства страны, в качестве нарушения авторских прав создателей оригинальных произведений, что ограничивает коммерческую ценность такого рода творчества. Именно поэтому подавляющее большинство подобных произведений создаются просто для забавы (или вообще ради шутки), редко доходя до «настоящей» публикации в серьёзном издательстве.
С другой стороны, первые произведения некоторых известных писателей-фантастов можно считать фанфиками. Среди них можно назвать имена Ника Перумова , Сергея Лукьяненко , Кирилла Еськова , Сергея Сухинова , Натальи Васильевой и Наталии Некрасовой .
В отдельных случаях, произведения, начинаемые как фанфик, постепенно перерождаются в собственную авторскую вселенную, в свою очередь, порождающие «фанфикшен по фанфикшену». Примером подобного может служить фэн-вселенная Fallout: Equestria, изначально зародившаяся как полупародийное сочетание вселенных Fallout и Дружба — это чудо. В настоящее время, данная фэн-вселенная усилиями ряда авторов породила несколько десятков самостоятельных произведений, включая новеллы крупного объёма. Тем не менее, сохраняющиеся проблемы с авторским правом, как правило, затрудняют публикацию даже такого «двойного» фанфикшена иначе как для некоммерческого распространения.
Виды фанфиков
После распространения фанфиков была создана их жанровая классификация.
● Романтика – сюжет основан на любовных отношениях героев.
● Драма – произведение содержит в основном печальные и трагические события.
● Флафф – повествование без содержания особых проблем и страданий.
● Экшен – любовные отношения отходят на второй план, первый занимают постоянно развивающиеся приключения.
● Юмор – основу составляют комические истории.
● POV (point of view или точка зрения) – повествование сюжета от первого лица, то есть главного героя (я, мы).
● Дарк (от английского dark – тёмный) – трагические события, покрытые глубоким мраком и душевными истязаниями.
● Ангст – душевные страдания героев, психологические проблемы.
● Hurt/comfort – сюжет основан на том, что один из героев испытывает душевные или физические страдания, а второй помогает ему справиться с проблемой.
● PWP – эротические сцены без смыслового сюжета.
Существует разделение по размеру: мини, миди, макси. Выделяют также драбблы – короткое описание (в несколько страниц) какой-либо сцены без предшествующего ей сюжета.
Популярно также обозначение канон, которое отражает соответствие фанфика оригинальному предмету творчества. Соблюдаются все первоначально заложенные принципы, атмосфера повествования, принципы отношений персонажей и их характеры.
AU и OOC встречаются не реже. При переводе получаются следующие сочетания: AU – альтернативная вселенная, а OOC – за пределами характера. Такие фанфики содержат «отклонения от канона», изменения в классическом сюжете.
Типы фикрайтеров
Как можно понять по тексту предыдущего пункта, сообщество фикрайтеров далеко не однородно, и потому в каждом мало-мальски крупном фэндоме существуют несколько группировок, «идеология» и методы которых могут различаться вплоть до диаметрально противоположных. В общем, всё в полном соответствии с законами социально-политического развития.
- Канонисты (они же правоверные) — руководствуются второй посылкой, то есть, допиливают напильником полюбившееся произведение, а также внимательно следят за тем, чтобы ничего не противоречило оригинальному тексту. В нормальном фэндоме участвуют в формировании фанона (а если существует Расширенная Вселенная, то и канона), практически всегда выступают на стороне автора и, как правило, немногочисленны. Могут быть как вполне адекватными людьми научного склада ума (Элиезер Юдковски тому пример, хоть он и не 100%-канонист), готовыми к проведению «умеренных реформ», так и консервативной до мозга костей толпой оголтелых храмовников, готовых порвать на части за неправильное произнесение имени персонажа третьего плана или ошибку в количестве заклёпок на ОБЧР (привет от фанатов Легендариума Толкина и вселенной WarHammer 40,000).
- Неканонщики (они же AU-шники, они же еретики в глазах канонистов) — вот эти товарищи действуют в соответствии с третьим принципом, а потому более склонны продвигать своё личное мнение. В сформировавшемся стабильном фэндоме до фанона либо не допускаются вообще, либо допускаются с большими ограничениями. Во многом их взгляды диаметрально противоположны взглядам канонистов. В ситуациях, когда автор поворачивается к фэндому известным местом и позволяет себе слишком уж много произвола, число неканонщиков резко растёт, в результате чего может произойти разрыв канвы фанатами. В некоторых случаях (например, когда процент консерваторов среди канонистов чересчур вырос) фанатское сообщество раскалывается, и неканонщики формируют свой собственный фанон, с хорошим Мелькором и орлангурами. В целом, эта группировка несколько более многочисленная, чем «канонисты», но проигрывает им по общему уровню эрудированности (хотя учёные мужи есть и здесь). Внутри неканонщиков также могут быть свои «умеренные» (некоторые не без оснований относят сюда всё того же Элиезера Юдковски) и «радикалы» (Кирилл Еськов как раз к таким и относится).
- Обычные фанаты — ими движет посылка первого типа. Составляют большинство среди «избирателей», как правило, либо ничего не пишут, либо следуют мейнстриму (а мейнстрим задаёт одна из двух предыдущих категорий).
- Бета-ридеры — помогают представителям предыдущих категорий, но редко принимают участие в «политической жизни» фэндома. В отдельную категорию выделяются редко, чаще совмещая работу беты с написанием собственных текстов.
- ЙАшки — присутствуют в больших количествах, но в формировании фанона не участвуют, так как не достигли для этого достаточного профессионализма, да и негласный возрастной ценз никто не отменял. Впрочем, могут что-то писать, но, как правило, работы пестрят ошибками как грамматическими, так и логическими (а иногда и с орфографией полный завал). Йунный на то и йунный.
- Слэшеры и авторы порнофиков — две нередко соприкасающиеся, но всё же различные группы фикрайтеров. Слэш предполагает наличие гомосексуальных отношений, которых в 99 % случаев нет в каноне и не предвидится, а для порнофика главнее присутствие высокорейтингового изображения интимных сцен. Тем не менее, существует огромное число слэш-фанфиков не делающих упор на постельных сценах.
Что такое фанфики и как они появились?
Фанфик – это любительское сочинение по мотивам популярных произведений или фандомов. Например, его авторам, фикрайтерам, под силу «свести» Гермиону из «Гарри Поттера» с Драко Малфоем, рассказать историю второстепенного персонажа фильма, книги или описать, как южнокорейская группа «BTS» приезжает в Россию и остается жить в стране.
Жанр фанфика появился еще в конце XV века. Поэма Роберта Генрисона «Завещание Крессиды» основана на поэме «Троил и Крессид» Джеффри Чосера. Сам термин «фанфик» происходит от английского «Fan fiction». Поэтому этот вид творчества в России часто так и называют – фанфикшн.
В современной поп-культуре тоже есть фанфики. И это не обязательно текстовый формат. Например, короткометражный фильм «Star Wars: Revelations», снятый Panic Struck Productions на высоком техническом уровне – по сути фанфик по мотивам сюжета «Звездных войн». Книгу «50 оттенков серого» Эрика Леонард Джеймс начинала писать как такое же фанатское произведение на вампирскую сагу «Сумерки».
Особую любовь фанфики снискали на постсоветском пространстве. Оправданно это свалившейся на людей свободой слова и простотой самиздата. Мода на соц-арт и постмодернизм позволили авторам искажать мировую историю и выстраивать свои взаимоотношения между историческими личностями, а простота печати — пускать продукт в массы. Так к фанфикам можно отнести произведение Владимира Сорокина «Голубое сало», некоторые романы Виктора Пелевина и многие другие.
Сейчас, благодаря интернету, жанр оброс большим количеством фанатов. Самый популярный сайт для читателей и авторов фанфиков — ficbook.net. Там действует особая система жанров, пейрингов (романтических отношений) и объема материалов. Мы собрали для вас все термины, которые нужно знать, чтобы разбираться на сайте, в одном месте. На «Фикбуке» зарегистрировано 450 тысяч пользователей и опубликовано больше 6,5 миллионов страниц текста.
Откуда
У исследователей фанфикшна нет единого мнения о возникновении этого феномена, так что можете выбрать ту версию, которая кажется вам наиболее правдоподобной!
Возможно, изначально жанр зародился среди поклонников оригинального сериала «Звёздный путь» (он же – «Стартрек»), в числе которых было немало девушек из научно-технической среды. Они организовывали фанатские конвенции и своими силами издавали тематические журналы с рассказами о персонажах сериала, причём небольшая, но заметная часть этих рассказов касалась возможных сексуальных отношений между главными героями – капитаном Кирком и Споком.
Или же первопроходцами стоит считать поклонников научной фантастики, которые в ещё в далёкие 1930-е годы проводили конференции и распространяли среди своих самостоятельно напечатанные журналы?
А может, истоки фанфиков надо искать ещё в 19 веке, когда преданные почитатели произведений о Шерлоке Холмсе создавали клубы по интересам и писали свои версии приключений сыщика?
Почему бы не назвать одной из версий происхождения жанра приключенческие истории по мотивам книг и фильмов, которые каждый ребёнок, включая нас с вами, придумывал в детстве?
Изобретение интернета повлекло за собой появление удобных и доступных по всему миру площадок для общения поклонников, их число и сплочённость сильно возросли. Фанатские сайты стали бесплатной площадкой, объединившей людей, которые ходят читать новые истории о любимых персонажах, с людьми, готовыми такие истории писать.
Как начать писать фанфики
Мне вот вдруг захотелось заняться написанием фанфиков. Может быть и другие, кто почитали информацию об этом удивительном сочинительстве, тоже захотят этим заняться.
Так с чего же начать?
- Прежде всего стоит подумать, кто из героев литературных предложений вам больше всего по душе. Возможно, это персонаж фильма или сериала, аниме или ещё чего-то.
- Записать в блокнот его имя, его истории по сюжету оригинального текста.
- Придумать или дополнить (или представить), что могло быть до того, как герой вышел на сцену произведения. Пофантазировать, что с ним могло бы статься после того, как произведение закончилось.
- Может быть он встретится именно с вами, и вы сможете написать совместную историю вашего героя, опираясь на ваши дела и похождения.
- Следующий шаг — подумать о размере и жанре своего творения. Хотите ли вы писать короткие рассказы или приступить к целой эпопее — роману. Я предпочитаю короткие, но захватывающие.
- Начинаем с черновика. Делаем наброски сюжета, какие-то идеи. Перечисляем начальных героев (потом их количество может разрастаться).
- Пишем план. С чего начать, что по центру, и чем закончить.
- Не надо придумывать «белых и пушистых» персонажей. Они никого не зацепят. Пусть это будут какие-то балбесы и лоботрясы — таких любят больше. И они лучше запоминаются. Про них читают постоянно, возвращаясь всё снова и снова.
- Если мысли вдруг закончились, отложите сочинительство и займитесь другими делами. Когда придёт Муза, тогда и садитесь за свой фанфик.
Будет полезным время от времени делиться своими историями с другими людьми. Может быть они что-то подскажут по сюжету. А вы уже дальше сами начнёте раздувать свою «мыльную оперу».
Когда творение будет создано, дайте ему авторство. Не надо писать реальное имя (хотя кому как). Можно придумать что-то этакое. Не Андрей, а Ардон, например. Не Мария, а Мория.
Дать краткую аннотацию — очень важно. С её помощью вы сможете рекламировать свои истории в сети
Аннотация должна захватывать, возможно обрываться в конце многоточием.
Есть ещё и другие нюансы по фанфикам: описание персонажей, название, указание жанра, другие авторские отметки. Но это на любителя.
Мне хватит указания автора и аннотации.
Ну а теперь, когда мы подзарядились идеей фикрайтерства, надо порыться в своей голове, поискать любимое произведение, персонажа, вызвать вдохновение и приступать к своему первому (а может и не первому) фанфику.
Лично я заведу на сайте целый раздел (фандом) и буду туда выкладывать свои истории.
Если хотите, присоединяйтесь. Присылайте свои творения, я буду их публиковать в нашем общем фандоме. Сделаем целую книгу фанфиков!
ФАНФИКИ ПРО ЛИЗУНА
Лизун в компании друзейСтихи про Лизуна. Тетрадь №8Стихи про Лизуна. Тетрадь №6Стихи про Лизуна. Тетрадь №4Стихи про Лизуна. Тетрадь №9Стихи про Лизуна. Тетрадь №7Лиса и ЛизунСтихи про Лизуна. Тетрадь №5Стихи про Лизуна. Тетрадь №3Стихи про Лизуна. Тетрадь №1История про страшного ЛизунаСтихи про Лизуна. Тетрадь №2Лунная историяДетский сонВот так лепёшка!Детки из пластилинаУпитанный мужик и Лизун
ФАНФИКИ ПРО ЛУНТИКАКак Лунтик попал на землю?Кто были родители Лунтика?Урок честности вместе с Лунтиком
Виды фанфиков
- С пейрингом и шиппингом — тут всё понятно. От романтических до откровенно порнушных. В свою очередь подразделяются на:
- Гет — с гетеросексуальной парой;
- Слэш — с мужской гомосексуальной парой;
- Фемслэш — с женской гомосексуальной парой.
- Джен — без шиппинга, просто история.
- AU — альтернативная вселенная, фанфик, который какими-то деталями отличается от авторского мира. В свою очередь подразделяются на:
- Фиксфик — альтернативка, направленная на то, чтобы переписать сюжет так, как нравится автору фанфика. «„Вот те раз“, — подумал Мартин, когда на Близнецы упала атомная бомба. „Вот те два“, — подумал русский фанфикер и залил Дредфорт ипритом»;
- Обвинительный фик — высказывание на тему «Что за фигня, автор?». В отличие от исправительных, нежелательные элементы не переписываются, но реакция персонажей на них такая, какая кажется правильной.
- Рациональный фик — идейный продолжатель сами знаете чего, пропагандирующий сами знаете что. Или хотя бы лечащий оригинал от различных форм идиотизма.
- Хронофик/Попаданческий фик — фанфик, в котором изменение истории описываемого мира начинается не с развилки («Петунья Дурсль вышла замуж не за дреледела, а за профессора»), а с попадания в этот мир новой сущности — попаданца (как правило, из нашего мира) или обитателя будущего данного мира (в последнем случае герой зачастую попадает в голову самого себя в молодости, получая возможность исправить прошлые ошибки);
-
Банановая
Самый популярный подвид — Теперь в современности! — перенос персонажей в сеттинг, похожий на современную нам реальную жизнь. Частый подвид — «школьная AU», где все персонажи — учащиеся современной школы;
— пересказ того же, но в каком-нибудь другом сеттинге (не чужом, об этом дальше)
- Кроссовер — смешивание двух разных миров в один, либо перенос персонажей из одного мира в другой. «Терминатор в Минас-Тирите», «Гарри Поттер в храме джедаев» — это оно. Если автор мало-мальски талантлив, получается смешно. Если автор талантлив по-настоящему, получается здорово.
- Фанфик, не противоречащий канону.
- Missing scene — описание событий, которые в оригинальном произведении только упомянуты или просто подразумеваются («Свадьба Ленского и Ольги», «Печорин в Персии»).
- Продолжение — описание событий, происходящих после завершения канона («Слушания по делу о доведении до самоубийства Л. Д. Огудаловой, мещанки города Бряхимова»).
- Криптоистория — произведение, в котором факты исходного произведения сохраняются в неизменности, но объяснения этим фактам даются совершенно иные («История о вампире Тарасе Бульбе и его сыне Андрии, ставшем охотником на вампиров»).
- Другая точка зрения — например, Лазарь Лагин, «Майор Велл Эндъю]]», описывающий «Войну миров» глазами метящего в квислинги британского офицера.
«ORIGINAL’S»- конкурс ориджиналов. Итоги конкурса!
Привет, фикрайтеры и фикридеры!
Завершается наш конкурс ориджиналов и пришло время подводить итоги и определять победителей во всех жанровых категориях. Спасибо всем, кто принял участие, общее количество работ, присланных на конкурс превысило пять сотен! Благодарим и тех, кто читал ориджиналы и оставлял свои голоса за них.
Система голосования в этом конкурсе отличалась от обычных для «Книги Фанфиков» соревнований по количеству лайков и отзывов. Мы обязали голосующих, во-первых остановиться всего на одной, самой лучшей, работе в одном жанре, а также попросили их потратить свое время и выставить оценку качества понравившейся работе, оценивая грамотность, сюжет и прочие параметры. По итогу мы подсчитали все оценки и вывели сравнительный балл по следующей формуле: средние значения по всем параметрам оценки были суммированы и умножены на десятичный коэффициент количества проголосовавших за работу. Таким образом, количество проголосовавших остается ключевым, но при прочих равных имеют значения и сами оценки, чем они выше, тем итоговый балл у работы больше. У каждой работы-участника таким образом есть числовой балл и победителем становится тот ориджинал, который набрал наибольшее значение в своей жанровой категории. Вот наши победители!
Обращаем внимание, что мы внимательно следили за голосующими, и голоса, которые за свою работу отдавали сами авторы, исключали из подсчета! Чтобы сделать подведение итогов максимально честным. Призовые монеты и подарочные аккаунты будут начислены в ближайшее время
Наши поздравления!
Призовые монеты и подарочные аккаунты будут начислены в ближайшее время. Наши поздравления!