Эволюция меццо-пиано в современной музыке
Эволюция меццо-пиано прошла долгий путь с течением времени. Вначале, в 19 веке, меццо-пиано обычно использовалось в оперном жанре, чтобы дополнить и усилить голос меццо-сопрано. Однако со временем инструмент проник и в другие жанры музыки, такие как романсы, арии, канцоны и даже сольные произведения.
С появлением 20 века музыкальное направление меццо-пиано стало более разнообразным и экспериментальным. Композиторы начали использовать новые техники игры на инструменте, а также экспериментировать с расширением диапазона звуков и использованием различных музыкальных стилей.
В современной музыке меццо-пиано имеет разнообразные применения. Оно используется в классической музыке, джазе, экспериментальной и электронной музыке. Композиторы создают специально написанные произведения для меццо-пиано, а также аранжируют известные композиции под его звучание.
Современные меццо-пианисты часто принимают участие в современных музыкальных проектах, таких как современные оперы, музыкальные спектакли и фестивали. Они также отмечаются своими выдающимися интерпретациями классических композиций, а также созданием собственных авторских произведений.
В заключение, эволюция меццо-пиано в современной музыке отразила его растущее значение и значимость в музыкальном мире
Этот инструмент продолжает привлекать внимание музыкантов и зрителей своей уникальной силой и выразительностью
Статическая Динамика
Статическая динамика – это музыкальные инструкции, которые говорят нам воспроизводить музыку на определенной громкости, которая не меняется. Другими словами, не становитесь громче или тише, воспроизводите каждую ноту на той же громкости, что и предыдущую.
Мы используем три итальянских термина для описания статической динамики:
- Пиано
- Форте
- Меццо
Давайте начнем с рассмотрения пиано.
Пиано
Пиано – это слово, которое мы используем для описания тихой или мягкой музыки.
При чтении музыки вы обычно увидите букву “р”, которая говорит музыканту, чтобы он играл эту часть пьесы тихо.
Форте
Далее у нас есть форте, это определяется как музыкальный термин, обозначающий громко, и происходит от итальянского слова, означающего “сильный”.
Как и в случае с фортепиано, когда в музыкальном произведении используется форте, вы часто увидите, что оно обозначено буквой f.
Это означает, что с этого момента вы должны играть громко.
Меццо
Определение меццо – “умеренно‘ или ‘наполовину”. Он расположен между двумя динамиками: пиано и форте, и мы получаем меццо-пианино (что означает умеренно тихое) и меццо-форте (что означает умеренно громкое).
Опять же, в большинстве случаев это будет сокращено до первых букв каждого слова: mp или mf.
Пианиссимо и Фортиссимо
Мы также можем добавить суффикс “issimo”, который по сути означает “очень”, в конце пиано и форте.
Это дает нам пианиссимо, что означает “очень тихо”, и фортиссимо, что означает “очень громко”.
Пианиссимо будет сокращено до двойной буквы ps, а фортиссимо будет сокращено до двойной буквы fs, как показано ниже.
Changing Dynamics
The other type of dynamic markings that you’ll see is to do with changing dynamics.
This is where the music isn’t staying at one volume but gradually (or suddenly) increasing or decreasing in volume.
Crescendo
We use the Italian word crescendo (pronounced ‘kruh-shen-doh.’) which means to ‘gradually get louder’.
It comes from the Italian word for increasing.
It is often abbreviated to ‘cresc’ in a piece of music but you can also draw a hairpin sign.
This is just two lines starting together and gradually getting further apart as shown below.
Decrescendo and Diminuendo
The opposite of crescendo is decrescendo which means to ‘gradually get quieter’.
It comes from the Italian word for decreasing.
It gets abbreviated to ‘decresc‘ but we can also use a hairpin symbol pointing the other way.
The two lines start apart and gradually get closer together until they meet.
Another word that means exactly the same as decrescendo is ‘diminuendo‘ which means ‘gradually get quieter.’
Diminuendo gets abbreviated to dim. but you can use the decrescendo hairpin or either of these words interchangeably.
Динамика крупная и детализированная
Крупная динамика обычно выражается символами, изложенными в таблице. Их немного, они ясны и определённы.
Однако «внутри» каждого из этих нюансов может быть масса более тонких звуковых градаций. Для них не придумано специальных обозначений, однако эти уровни существуют в реальном звучании и именно они заставляют нас трепетно вслушиваться в игру талантливого исполнителя.
Такая мелкая динамика называется детализированной. Традиция её использования берёт начало в музыке барокко (вспомните возможности клавикорда).
Динамика в музыке – это один из пробных камней исполнительского мастерства. Именно мастерское владение тонкой нюансировкой, лёгкими, едва заметными её изменениями отличает игру талантливого профессионала.
Впрочем, не менее сложно бывает равномерно распределить усиление или ослабление звучности, когда оно «растянуто» на большом отрезке нотного текста.
Динамика и паузы
На настроение, смысл и восприятие музыки влияют не только звучащие ноты, но и паузы между ними. Выясним, как они связаны с динамикой и как их фиксируют в нотации.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России
Кроме обозначения темпов, в нотации есть обозначение динамики, которое тоже относительно. Для понимания динамики музыки нужно знать возможности звучания голоса или инструмента.
Динамика — это совокупность понятий и нотных обозначений, связанных с различными степенями громкости звучания. Два базовых обозначения громкости в музыке: пиано — тихо, в нотном стане обозначается буквой «p», и форте, что значит сильно, громко и обозначается буквой «f». Соответственно, есть меццо-пиано — умеренно тихо, меццо-форте — умеренно громко. Фортиссимо — два форте, что значит очень громко, и пианиссимо — два пиано, очень тихо. Есть сфорца́ндо — внезапно громко, когда, например, мелодия шла тихо и вдруг бах — неожиданный громкий момент. Также есть понятия крещендо — усиление звучности и диминуэндо — уменьшение звучности.
Для понимания динамики нужно знать возможности инструмента или голоса, так как это тоже относительно. Есть разные отметки в нотах, например, стаккато — точка рядом с нотой, но не сбоку, иначе она обозначала бы длительность ноты на половину звучания дольше, а над ней. Стаккато значит, что нота играется отрывисто, то есть неполную длину. Но тот объем, который был для нее указан в произведении, остается за ней. Если нота стаккато, это не значит, что следующую ноту можно играть скорее, чем если бы она не была стаккато, это значит, что она играется отрывисто и ее длительность подрезается с двух сторон. Все это очень сложно звучит в теории, но на практике, разницу гораздо проще услышать.
→ Обучающее видео. «Стаккато и легато» Видеопример на Ютубе Время просмотра: 10 минут
Помимо звучания в музыке так же важны паузы и задержанные ноты. Как и многие обозначения нотации, эти понятия относительны, как долго выдерживать паузу или держать ноту, решает сам исполнитель.
Паузы в музыке важны, когда говорят об интерпретациях, часто указывают, что все самое главное происходит в паузах. С точки зрения нашего восприятия, это способ остановиться и пережить все услышанное. Паузы — это один из способов специфической организации музыкальной материи, потому что она не обязательно должна быть непрерывной. Паузы так же обозначаются в нотах, есть целая пауза — это такой кирпичик, который занимает половину между линейками нотного стана и прикреплен к третьей линии сверху. Половинная пауза выглядит так же, но прикреплена к третьей снизу и так далее.
Фермата — точка с полукругом над нотой, которая обозначает, что нота задерживается. Какое время она задерживается, точно не определено, это делается на усмотрение исполнителя. На надгробном камне на могиле Альфреда Шнитке есть очень интересная гравировка: там изображена целая пауза, над паузой фермата и внизу поставлена сфорцандо четыре форте — такая оглушительная тишина.
О фермате и ее современном значении у Алексея Мунипова, музыкального журналиста, в 2019 году вышла книга — «Фермата. Разговоры с современными композиторами». Фермата в названии книги идет в значении, что мы как бы задерживаемся на теме, вслушиваясь в то, что скажут композиторы. В книге перед нами разворачивается настоящее время — время композиторов.
Определение меццо пиано
Меццо пиано — термин, используемый в музыкальной терминологии, который означает среднюю громкость на музыкальном инструменте, особенно на фортепиано. Этот термин происходит из итальянского языка, где «меццо» означает «средний» или «половина» и «пиано» означает «тихо».
Музыканты используют термин «меццо пиано» для обозначения динамического уровня, когда играют музыку с умеренной громкостью. Это промежуточное звучание между тихой игрой, обозначаемой термином «пиано», и громкой игрой, обозначаемой термином «форте».
Меццо пиано является важной характеристикой интерпретации музыки, так как это позволяет музыканту создавать настроение и эмоциональную глубину в исполнении. Относительно других динамических уровней, таких как пианиссимо (очень тихо) или фортиссимо (очень громко), меццо пиано предоставляет музыканту возможность выразить некоторую интимность и нежность в игре
В нотной записи меццо пиано обычно обозначается буквой «м», иногда с добавлением символа «р» для указания повторения.
Примеры использования меццо пиано в музыке:
1. В известной музыке для фортепиано Фредерика Шопена есть множество моментов, где музыкант должен играть меццо пиано, чтобы передать лиричность и нежность мелодии.
2. В классической музыке меццо пиано может использоваться для создания плавного перехода между различными динамическими уровнями, чтобы добавить эмоциональную глубину и выразительность в исполнение.
Заключение
Меццо пиано — это термин, обозначающий среднюю громкость игры на музыкальных инструментах, особенно на фортепиано. Он позволяет музыканту создавать настроение и эмоциональную глубину в исполнении, добавляя нежность и интимность к музыке. Используется в различных жанрах музыки для достижения определенного выразительного эффекта.
Определение и особенности
Пиано форте (пиано) – это итальянское слово, означающее «тихо». Оно обозначает наиболее нежное и плавное исполнение музыкального произведения. При игре пиано музыкант старается создать минимальную громкость звука с помощью клавиш инструмента. Звук пиано характеризуется тонкостью и нежностью, а также плавной и певучей манерой исполнения.
Меццо-форте (мф) – это также итальянское слово, означающее «умеренно громко»
Меццо-форте указывает на более среднюю громкость звука и рекомендуется, когда требуется привлечь внимание к некоторым мелодическим элементам или создать динамический контраст в музыкальном произведении
Пианиссимо (пп) – это итальянское слово, означающее «очень тихо». Пианиссимо используется, когда требуется ещё меньшая громкость звука, чем в пиано. Этот термин указывает на крайне слабый и плавный звук, который может создавать особую атмосферу и эмоциональное напряжение в музыке.
Термин | Описание |
---|---|
Пиано форте (пиано) | Наименьшая громкость, нежный и плавный звук |
Меццо-форте (мф) | Умеренная громкость, привлечение внимания к мелодическим элементам |
Пианиссимо (пп) | Очень тихий звук, создание особой атмосферы и эмоционального напряжения |
История
О музыке, один из Мораль приписывается философу Плутарх в первом веке нашей эры предполагает, что древнегреческое музыкальное исполнение включало в себя динамические переходы, хотя динамике в тексте уделяется гораздо меньше внимания, чем ритм или же гармония.
В эпоха Возрождения композитор Джованни Габриэли одним из первых указал на динамику нотная запись, но композиторы экономно использовали динамику до конца 18 века. J.S. Бах использовал некоторые динамические термины, в том числе форте, пианино, пи пианино, и пианиссимо (хотя и записаны полными словами), а в некоторых случаях может быть так PPP считалось означать пианиссимо В этом периоде.
Тот факт, что клавесин могли играть только «террасную» динамику (громкую или тихую, но не промежуточную), и тот факт, что композиторы того времени не отмечали градации динамики в своих партитурах, привел к «несколько обманчивому предположению, что барокко динамика — это «ступенчатая динамика» », — пишет Роберт Донингтон. На самом деле барочные музыканты постоянно меняли динамику: в 1752 г. Иоганн Иоахим Куантц писал, что «свет и тень должны быть постоянно введены … путем непрерывного обмена громким и мягким». В дополнение к этому клавесин фактически становится громче или тише в зависимости от толщины музыкальной текстуры (четыре ноты громче двух). Это позволило композиторам, таким как Дж. Бах, чтобы встроить динамику прямо в свои сочинения, без нужды в нотной записи.
В романтический период композиторы значительно расширили словарный запас для описания динамических изменений своих партитур. Где Гайдн и Моцарт указаны шесть уровней (pp к ff), Бетховен используется также PPP и fff (последнее реже), и Брамс использовал ряд терминов для описания желаемой динамики. В медленном движении Брамса трио для скрипки, валторны и фортепиано (Opus 40), он использует выражения PPP, Molto фортепиано, и quasi niente для выражения различных качеств тишины. Добавлены многие композиторы-романтики и более поздние композиторы. пиù п и пиù ж, что составляет в общей сложности десять уровней между PPP и fff.
What are the other dynamics in music?
When you open a piece of sheet music, you’ll encounter a range of dynamic markings. Let’s take a closer look at how these markings are represented:
- Fortissimo (ff): Represented by double “f” symbols, fortissimo signifies a very loud passage. Prepare to unleash your full musical strength!
- Forte (f): Notated with a single “f,” forte indicates a loud and strong passage. It’s a call to make a powerful musical statement.
- Mezzo-Forte (mf): Combining the Italian words for “medium” and “strong,” mezzo-forte signifies a medium loudness. It’s like speaking confidently, capturing attention without overwhelming it.
- Mezzo-Piano (mp): As we explored earlier, mezzo-piano refers to a medium softness. It’s the delicate balance between whispers and gentle warmth.
- Piano (p): Represented by a single “p,” piano marks a soft passage. It’s a moment of tranquility where the music embraces subtlety and tenderness.
- Pianissimo (pp): Notated with double “p” symbols, pianissimo takes softness to an even more delicate level. It’s like a gentle caress of sound, inviting listeners to lean in and immerse themselves in the musical whispers.
Меццо пиано: основные характеристики и смысл
Меццо пиано является одним из основных голосовых регистров у женщин. Он расположен между сопрано (высший женский голос) и контральто (низший женский голос). Голос меццо пиано обладает уникальным тембром, который сочетает в себе черты сопрано и контральто. Он более насыщенный и глубокий по сравнению со сопрано, но при этом более яркий и экспрессивный, чем контральто.
Также меццо пиано может относиться к инструменту — роялю или пианино. Меццо пиано отличается от обычного фортепиано более тихой и нежной звуковой окраской. Оно обладает особым набором характеристик, которые позволяют исполнителю передать тонкие нюансы и эмоции произведения.
В музыке меццо пиано используется для создания различных эффектов и настроений. Оно может обозначать инструкцию к исполнению, указывая на половину громкости и интенсивности. Меццо пиано также может определять жанр музыкального произведения, указывая на среднюю темповую характеристику.
В концертной практике меццо пиано является одним из самых популярных голосовых регистров и занимает важное место в опере, оркестре и хоре. В заключение, меццо пиано – это уникальный регистр голоса и особая звуковая окраска инструмента, которые используются в музыке для создания различных эффектов и передачи эмоций
Оно является одним из важных элементов музыкального языка и отличительной особенностью исполнения
В заключение, меццо пиано – это уникальный регистр голоса и особая звуковая окраска инструмента, которые используются в музыке для создания различных эффектов и передачи эмоций. Оно является одним из важных элементов музыкального языка и отличительной особенностью исполнения.
Значение меццо пиано в музыке
Меццо пиано (сокращенно mp) – термин, используемый в музыке для обозначения динамической нюансировки и интенсивности исполнения. Он происходит от итальянского выражения, которое можно перевести как «средне тихий».
Меццо пиано – это средний уровень громкости, который находится между пиано (pianissimo, очень тихо) и форте (forte, громко). Этот термин обозначает некую промежуточную динамику, при которой звук должен быть сдержанным и относительно тихим, но все же не настолько тихим, чтобы потерять свое выражение и ясность.
Меццо пиано может использоваться как указание для исполнителя на игру с определенной интенсивностью. Он может означать, что музыканту нужно играть пиано, но с оттенком средней силы и яркости. Также меццо пиано может быть указано в нотации музыкального произведения, где оно служит указанием для интерпретации исполнителем.
В музыке роль меццо пиано заключается в создании атмосферы тихой интимности и эмоциональной глубины. Оно позволяет музыканту передать различные нюансы и оттенки музыкального произведения, делая исполнение более выразительным и динамичным.
Чтобы лучше понять значение меццо пиано, можно сравнить его со световыми оттенками. Если «форте» можно сравнить с солнечным светом, а «пиано» – с тусклой свечой, то «меццо пиано» – это теплый свет заката или лунный свет, который захватывает сердца своей таинственной и романтической атмосферой.
В общем, меццо пиано – это динамическая нюансировка, которая помогает создать особую атмосферу и передать эмоции через звуки музыки.
Современные соотношения
Введенные обозначения mp, mf и p позволяют разнообразить исполнение произведения. Когда музыкант видит в нотных записях наличие символа mp, то играет определенный отрывок произведения немного громче. Если есть знак mf, то игра идет потише. При наличии «p» — еще тише.
Сегодня компьютерные технологии позволяют записывать звук с применением этих обозначений. Каждая программа позволяет их настраивать. И каждое название динамического оттенка в современном мире принято соотносить с децибелами (дБ). Причем анализ проходит в двух измерениях:
- Фонах – логарифмических параметрах громкости. Это физическое исследование.
- Сонах – ее субъективных единицах. Это психологическое восприятие звука.
Сон (1 сон = 40 дб) |
||
Динамические акценты. Артикуляция
Изменение громкости звуков может быть постепенным или внезапным. Акценты, образующиеся внезапным усилением громкости звука называются динамическими. Для их обозначения существуют графические символы, которые проставляют над нотными головками и штилями. Подчеркивание звука из-за внезапного усиления громкости обозначается маленькой обратной вилочкой. Штрих над нотой инструментальной партии указывает на мягкий акцент с точным соблюдением длительности звука. Кроме черточек, употребляют словесное обозначение tenuto (тенуто).
Легкий отрывистый акцент, что записывается точками над или под нотами, называется staccato (стаккато).
Резкий акцент обозначается вертикальными вилочками и над или под нотами
Резкий, острый, отрывистый акцент записывается клином.
Динамические акценты сопровождаются различными способами визуализации. Расчлененность или связанность звуков при их воспроизведении называется артикуляцией.Связанный, соединенный переход одного звука в другой называется легато. В нотной записи он обозначается лигой.
К артикуляции относится и staccato. Различные виды артикуляции у инструментов струнно-смычковой группы называют штрихами. Они зависят от способа звукоизвлечения, а именно: смычком (агсһо), щипком (ріzzісаttо) и древком смычка (соllegno). Выбор динамики и артикуляционных приемов определяется содержанием музыкального произведения и тесно связан с художественным замыслом композитора и исполнителя.
Замедление и ускорение темпа произведения
Как правило, темп, взятый в начале произведения, сохраняется до конца произведения. Однако нередко встречаются и музыкальные моменты. Это моменты, когда движение должно замедлиться или, наоборот, ускориться. Существуют также специальные термины для обозначения этих «оттенков» движения: accelerando, stringando, strretto, animando (все об ускорении), retinato, retardando, larantando, aralgando (все о задержке).
В большинстве случаев оттенки используются для замедления темпа в конце произведения, особенно в старой музыке. Постепенное или внезапное ускорение ритма более характерно для романтической музыки.
Что такое динамика
Это слово знакомо всем из курса физики и ассоциируется с понятиями «масса», «сила», «энергия», «движение». В музыке оно определяет то же самое, но по отношению к звуку. Динамика в музыке — это сила звука, она также может выражаться понятиями «тише — громче».
Для создания музыкального образа музыкальные выражения используются сложным образом. Никакие средства выражения не имеют смысла в отношении к другим. Вот почему интерпретация чрезвычайно важна. Подрядчик может сделать звук работы еще более возбужденным, более драматичным, чем в тексте. Это зависит от его интерпретации. Он может принести свой темп, динамику, тембр и другие нюансы. Понимание музыкальной работы во многом зависит от интерпретации переводчика. Преподаватель музыкальных произведений на уроке музыки — учитель.
Как он интерпретирует работу, зависит от того, поймут ли студенты это. В дополнение к передаче разных
эмоциональных состояний
, музыка обладает отличными звуковыми и вокальными возможностями
С первых же встреч детей с музыкой внимание направлено на открытие эмоционального содержания. Мелодия как средство выражения — это главное, главное средство выражения
Непрерывные стремятся к устойчивому решению. В классических мастер-структурах, основных и второстепенных, логический вывод всегда является первой степенью — тоником.
Игра на одинаковом уровне звучности не может быть выразительной, она быстро утомляет. Напротив, частая смена динамики делает музыку интересной, позволяя передавать широкую гамму эмоций.
Если музыка призвана выразить радость, торжество, ликование, счастье — динамика будет яркой и звучной. Для передачи таких эмоций, как печаль, нежность, трепетность, проникновенность используется светлая, мягкая, спокойная динамика.
Особенно близки речевая речь и вокальная мелодия. И в ритме, тембре, темпе, регистрации, мелодии и речи важны. Однако
существенная разница
между ними заключается в том, что в мелодии каждый звук имеет определенную определенную высоту. Даже наименьшее изменение уровня звука заставляет мелодию деформироваться.
Поэтому в
музыкальном образовании
конкретные
педагогические технологии
используются для определения направления мелодического движения и дифференциации тональных высот. Динамику как средство выражения — динамику в музыке мы называем степенью тонов. Очень часто на практике сила высоты путается. Например, при пении, когда требуется более петь, его нельзя называть «более высоким», потому что тонна одной высоты может быть заполнена с разной силой.
От клавесина до рояля
Сохранившиеся экземпляры клавесинов и клавикордов позволяют нам представить, что такое динамика в музыке Механика старинных предшественников фортепиано не позволяла изменять уровень громкости постепенно. Для резкой смены динамики существовали дополнительные клавиатуры (мануалы), которые могли добавлять к звучанию обертоны за счёт октавных удвоений.
Следующие четыре года полны концертов и мастер-классов, а Государственный оркестр Академии приглашает ее стать солистом. Интересным фактом ее профессиональной автобиографии является ее явная близость к камерной музыке, где ее участие в фортепианных дуа, триа и квартетах остается незабываемым. Музыкальные педагогические мастера с фортепианным профилем юридически приобретаются в Софийском университете Св.
Сегодня ее педагогические навыки основаны на профессиональных и совершенно обычных людях, завоеванных магией музыки и желающих овладеть ее секретами. Динамика — это раздел музыкальной теории, касающейся тональности, музыкального исполнения. Используемые символы называются динамическими символами. Это могут быть целые итальянские слова, их аббревиатуры или разные графические изображения. Динамика является основным художественным элементом в музыкальной композиции и интерпретации. Впервые упоминание музыкальной динамики в нотации было представлено композитором эпохи Возрождения Джованни Габриели в 18 веке.
Специальная система рычагов и ножная клавиатура на органе позволяли добиваться разнообразия тембров и усиления громкости, однако всё равно изменения происходили внезапно. По отношению к музыке барокко даже существует специальный термин «террасообразная динамика», поскольку смена уровней громкости напоминала уступы террасы.
Что касается амплитуды динамики, то она была совсем невелика. Звук клавесина, приятный, серебристый и тихий вблизи, был почти не слышен на расстоянии нескольких метров. Звучание клавикорда было более жестковатым, с металлическим оттенком, но немного более звучным.
Этот инструмент был очень любим И. С. Бахом за его способность пусть в едва заметной степени, но всё же менять уровень динамики в зависимости от силы прикосновения пальцев к клавишам. Это давало возможность придавать фразе определённую выпуклость.
Изобретение в начале 18 века фортепиано с его молоточковой системой произвело революцию, расширив возможности Динамика в музыке, исполняемой на современном рояле, имеет огромное количество градаций звука и, главное, доступность постепенных переходов от одного нюанса к другому.
5. Повторы
Список терминов для обозначения повторов. Указания используются в качестве навигационных маркеров для того, чтобы инструктировать исполнителя повторить определенный фрагмент произведения.
Термин | Условное обозначение | Значение |
---|---|---|
Fine | конец произведения | |
Coda | заключительная часть произведения | |
Segno | начало или конец повтора | |
Da Capo | D.C. | с начала |
Da Capo al Fine | D.C. al Fine | повторить от начала до слова Fine |
Da Capo al Coda | D.C. al Coda | повторить от начала до знака (может заменяться на To Coda), после чего играть Coda |
Da Capo al Segno | D.C. al Segno | повторить от начала до знака |
Dal Segno | D.S. | повторить от знака |
Dal Segno al Fine | D.S. al Fine | повторить от знака до слова Fine |
Dal Segno al Coda | D.S. al Coda | повторить от знака до знака (может заменяться на To Coda), затем перейти непосредственно к Coda |