Сужение дороги и приоритет: кто должен уступить? если нет разметки и после перекрёстка

Кто должен уступить по пдд по правилу правой руки и когда это не работает

Правила дорожного движения нужно знать

Несмотря на предельно четко описанные в ПДД ситуации, при которых автовладелец обязан уступать другому транспорту, очень большое число автовладельцев неверно трактуют действующие правила. К примеру, на видео ниже хорошо видно, как автомобиль, двигающийся в правом ряду, не имея на то «законных» оснований попытался перестроиться в левую полосу, встретив на своей препятствие. В этой ситуации он совершенно не прав – пропускать его никто не обязан, поскольку второй участник конфликта двигался по своей полосе и маневрировать не планировал.

Достаточно часто можно попасть в такую ситуацию, которая никак не регламентируется в ПДД. Для примера можно рассмотреть следующую ситуацию, что называется «из жизни». Авто въезжает во двор, где расположен Т-образный перекресток. Справа приближается другое авто, и водитель первого останавливается со включенным правым поворотником и намерением пропустить другой автомобиль. Но оказывается, что оно поворачивает налево – возникает конфликтная ситуация. Помеха справа по правилам ПДД в этой ситуации даже не рассматривается, и адекватные водители всегда могут обойтись без конфликта.

Как избежать помехи слева на дороге?

Помеха слева на дороге — это ситуация, когда машина, движущаяся быстрее, обгоняет вас с левой стороны и забирает ваше место на дороге. Это может стать причиной серьезных аварий и несчастных случаев. Вот несколько советов, как избежать помехи слева на дороге:

  1. Следите за зеркалами — это поможет вам заметить наезжающую сзади машину.
  2. Не занимайте левую полосу, если двигаетесь медленнее, чем остальные автомобили.
  3. Перед перестроением всегда проверяйте, что за машинами налево и направо от вас, и используйте указатели поворота.
  4. Не наезжайте на границу полосы, особенно если справа от вас стоят другие машины. Так вы оставляете себе меньше маневренного пространства, а также можете создавать помехи тем, кто решит вас обогнать.

Помимо этих советов, также не забывайте о принципах вежливости и взаимоуважения на дороге — не деритесь за приоритет и не создавайте помехи другим участникам движения. Не забывайте об окружающих машинах, особенно на многополосных дорогах, и принимайте меры для обеспечения безопасного проезда.

Где принцип не работает?

В случаях, когда вы собираетесь начать движение, из крайнего правого ряда и вам нужно перестроиться в средний. Необходимо сперва, включив повортник, пропустить те автомобили, которые двигаются по своей полосе движения с нужной им скоростью и только потом, начать движение самому.
Здесь вы совершаете выезд из придорожной зоны, и стоит руководствоваться правилами выезда.

Во всех случаях, когда речь идёт о придорожной зоне и прилегающей к дороге территории, принцип «помехи справа» не работает. Выезжая из двора, с парковки, заправки и т.п., вы не являетесь полноценным участником дорожного движения, и обязаны дождаться, пока поток схлынет, либо пока вас пропустят.

При взаимном перестроении кто уступает дорогу грузовой или легковой автомобиль

ПДД РФ, 8. Начало движения, маневрирование

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)

(см. текст в предыдущей редакции)

Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой.

8.2. Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра). При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения.

Подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности. 8.4

При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа

8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.

8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.01.2001 N 67, от 14.12.2005 N 767)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.

8.7. Если транспортное средство из-за своих габаритов или по другим причинам не может выполнить поворот с соблюдением требований пункта 8.5 Правил, допускается отступать от них при условии обеспечения безопасности движения и если это не создаст помех другим транспортным средствам.

8.8. При повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления.

Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.

8.9. В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа.

8.10. При наличии полосы торможения водитель, намеревающийся повернуть, должен своевременно перестроиться на эту полосу и снижать скорость только на ней.

При наличии в месте въезда на дорогу полосы разгона водитель должен двигаться по ней и перестраиваться на соседнюю полосу, уступая дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.

8.11. Разворот запрещается:

на пешеходных переходах;

на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;

на железнодорожных переездах;

в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;

в местах остановок маршрутных транспортных средств.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.12. Движение транспортного средства задним ходом разрешается при условии, что этот маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения. При необходимости водитель должен прибегнуть к помощи других лиц.

Движение задним ходом запрещается на перекрестках и в местах, где запрещен разворот согласно пункту 8.11 Правил.

Штрафник на обочине

Итак, в нашей истории водитель перестраивался правее. Но в этот момент другой водитель, который ехал по выделенной полосе для общественного транспорта, решил перестроиться левее. В итоге они встретились. Сотрудник ГИБДД решил, что виноват в ДТП именно тот водитель, который перестраивался вправо. Ведь он обязан был уступить дорогу машине, которая была помехой справа. Так прописано в правилах. И все суды это решение поддержали.

Кроме Верховного. Верховный суд указал, что инспектор помимо того, что вынес постановление в отношении водителя, который перестраивался правее, также выписал штраф водителю, перестраивавшемуся левее, за движение по выделенной полосе для общественного транспорта. А это говорит о том, что этот водитель не имел преимущества. Соответственно, первый водитель не должен был уступать ему дорогу.

Верховный суд напомнил о разъяснениях своего Пленума, согласно которым, водитель транспортного средства, движущегося в нарушение Правил дорожного движения по траектории, движение по которой не допускается (например, по обочине, во встречном направлении по дороге с односторонним движением), либо въехавшего на перекресток на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика, не имеет преимущественного права движения, и у других водителей (например, выезжающих с прилегающей территории или осуществляющих поворот) отсутствует обязанность уступить ему дорогу.

Поэтому ВС отменил решения нижестоящих судов, постановление, а также прекратил производство по делу из-за отсутствия состава административного правонарушения.

Постановление Пленума ВС, принятое в июле 2019 года, по-прежнему актуально. Тех, кто любит объезжать пробки по обочине, хватает. Один автомобилист поворачивал направо из крайнего правого ряда. Но по обочине ехал другой. В результате авария. Или автомобилист, ехавший по второстепенной дороге, начал пересекать перекресток, когда другой автомобилист уступил ему дорогу. Но вот беда: снова выскочил «обочечник». И снова ДТП. И в той, и в другой ситуации будет виноват тот, кто двигался по обочине.

Впрочем, такое решение Пленума ВС еще не говорит о том, что можно смело таранить тех, кто нарушает правила. Как пояснил адвокат Сергей Радько, когда водитель совершает поворот налево, то он обязан обеспечить безопасность своего маневра. И он не уполномочен оценивать законность действий других водителей. Решение же Верховного суда говорит только о том, что такого водителя нельзя привлечь к ответственности за то, что он не уступил дорогу тому, кто нарушал правила.

А если речь идет о ДТП с пострадавшими, то суд будет тщательно разбирать действия водителей и оценивать степень вины каждого.

Хитрости при движении

  • Лучше всего занимать правую часть своей полосы, что позволит решить сразу несколько проблем. Если перестраиваться будут слева, и произойдет столкновение, то вы виновником, однозначно, не будете. Если перестраиваться будут справа, то у вас будет место, чтобы сманеврировать в пределах своей полосы.
  • Не следует просто так пересекать линию разметки, это стоит делать только в том случае, если вы действительно собираетесь менять полосу движения.
  • Главное правило безопасного движения на дороге — стараться предусмотреть не только собственные ошибки, но и возможные нарушения со стороны других автолюбителей.

Последствия ДТП при перестроении – штраф, который определяется КоАП РФ. Так, за нарушение правил маневрирования предусмотрено наказание в виде штрафа от 500 до 1500 рублей.

Как предотвратить появление помехи слева

Помеха слева может возникать по различным причинам. Однако существуют способы предотвращения ее появления. Ниже представлены некоторые рекомендации, которые помогут вам избежать данной проблемы:

  • Правильно настроить оборудование. Проверьте, имеет ли ваше оборудование достаточное питание и правильно подключено. Убедитесь, что все кабели подключены надежно и не испорчены.
  • Используйте экранированные кабели. Экранированные кабели помогут снизить уровень помех, передающихся по проводам. Убедитесь, что все кабели, используемые для подключения устройств, экранированы.
  • Избегайте сопротивлений. Подключайте устройства, имеющие высокое внутреннее сопротивление, как можно ближе к источнику помехи. Таким образом, вы сможете снизить возможность появления помехи слева.
  • Установите фильтры помех. Фильтры помех могут помочь изолировать входящие сигналы от источников помех. Установите фильтры на отдельные устройства или на всю систему в целом.
  • Минимизируйте использование беспроводных устройств. Беспроводные устройства могут создавать помехи, поэтому старайтесь минимизировать их использование во избежание возникновения проблем с помехой слева.
  • Проверьте окружающие условия. Некоторые помехи могут вызываться окружающей средой, такой как электрические станции или сильные магнитные поля. Если вы обнаружите наличие таких условий, попробуйте переместить оборудование в другое место или примите специальные меры для снижения воздействия окружающих факторов.

Соблюдение этих рекомендаций поможет вам предотвратить появление помехи слева. Однако, если проблема все равно возникает, рекомендуется обратиться к специалисту для дальнейшей диагностики и решения проблемы.

В каких случаях помеха справа не действует?

Исходя из всего рассмотренного, можно определить и обратные ситуации – когда правило правой руки не применяется:

  • Если это однозначно вытекает из действия сигналов регулировщика, светофора, действия знака или разметки.
  • Если транспортное средство не осуществляет поворота, разворота, перестроения, а продолжает двигаться в своей полосе, при отсутствии дополнительных регулирующих факторов.

Еще раз обратим внимание на круговое движение (перекресток, на котором организовано круговое движение – п.13.11(1) ПДД РФ). В этом случае преимущество у тех, кто находится внутри круга, а значит и на них помеха справа не распространяется

Далее консолидируем вопросы по теме правила правой руки, которые наиболее часто возникают у наших читателей. Обязательно изучите их, если типичные ситуации отличаются от произошедшей с вами.

Часто задаваемые вопросы
️ Действует ли помеха справа на парковке?

️ Кто виноват в ДТП при перестроении?

️ Кто должен уступить при одновременном перестроении?

️ Кто виноват в ДТП при выезде с парковки с помехой справа?

️ Если водитель движется по главной дороге, а светофор не работает, должен ли он уступать помехе справа?

️ Возможно ли признание обоюдной вины в ДТП, если помеха справа была в «мертвой зоне»?

️ Действует ли помеха справа во дворе жилого дома и должен ли я пропускать автомобиль слева, двигающийся по прямой?

Надеемся, что смогли прояснить ситуацию с помехой справа во всех подробностях. Однако любой рассматриваемый случай – это обобщение, в жизни же ситуации могут быть совершенно иными, состоящими сразу из нескольких различных нюансов.

Если вы оказались в ситуации, когда самостоятельно защитить свои права не удается, обратитесь за помощью к нашим автоюристам. Для первой бесплатной консультации достаточно написать сообщение через форму, расположенную ниже, или позвонить по указанным на сайте телефонам.

Москва +7(499) 325-45-68

Санкт-Петербург +7(812) 467-40-78

Бесплатная консультация 7(800) 350-23-68

Определение

Перестроение – это маневр, подразумевающий выезд с занимаемой полосы или ряда с сохранением первоначального направления движения.

При этом маневр должен осуществляться с учетом дорожной разметки, что становится проблематичным при плохих погодных условиях.

Так, на заснеженной дороге невозможно увидеть разметку, что приводит к нарушениям и сомнениям в вопросах правильного совершения маневра.

Основной дорожной разметкой, устанавливающей запрет на перестроение, является сплошная линия. На полосах попутного движения она встречается редко, преимущественно в тоннелях и на мосту

Но все же следует обращать внимание на сплошные линии, чтобы не лишиться прав на несколько месяцев.

Важные советы

Людям, перемещающимся по дополнительной трассе или выезжающим с жилого двора, нужно уступать дорогу всем.

Желательно перед этим установить зрительное взаимодействие с водителем, перемещающимся с левой стороны.

В этом случае будет ясно, какими будут его последующие манипуляции. Это не особое универсальное правило, просто так можно показать водителям свое намерение.

Если водитель никак не реагирует, если скорость его автомобиля не снижается, нужно обязательно пропустить его.

Особо неуравновешенные водители, пытаются преподать таким упрямцам урок и едут напрямую. Не стоит так делать. Это приведет к возникновению аварийной ситуации. Не стоит тратить свои нервы, время и здоровье попытку что-то доказать.

Перед перекрёстком установлен знак «Главная дорога»

Когда мы едем по главной дороге, уступать дорогу придётся, только если у нас будет помеха справа.

  1. При повороте направо никому не уступаем дорогу.
  2. При движении прямо также никому не уступаем.
  3. При повороте налево и развороте уступаем дорогу встречным транспортным средствам (зелёный автомобиль), движущимся в нашем направлении (в этом случае доезжаем до середины перекрёстка и ждём, пока они проедут), т. к. они тоже находятся на главной дороге и являются для нас помехой справа. Если встречные поворачивают налево, то дружески разъезжаемся с ними правыми бортами.

Главная дорога поворачивает налево

Знак «Главная дорога» совместно со знаком «Направление главной дороги».

  1. При повороте направо проезжаем перекрёсток первыми.
  2. Также при проезде перекрёстка в прямом направлении.
  3. Никому не уступаем при повороте налево.
  4. И только при развороте придётся уступить дорогу ТС слева (синий автомобиль), потому что они так же едут по главной и будут для нас помехой справа.

Главная дорога поворачивает направо

  1. Если Вы планируете поехать направо, смело проезжайте первыми, ведь это единственное направление, при движении в котором никому не надо уступать.
  2. Когда Вы поедете прямо не забудьте посмотреть направо и уступить дорогу чёрному автомобилю, который является «помехой справа».
  3. Двигаясь налево, тоже придётся уступать ТС справа, которые едут в прямом направлении или поворачивают налево. Если чёрный автомобиль поворачивает направо, то мы не создадим ему помех и можем выполнять поворот одновременно с ним. Только необходимо убедиться, что он действительно начал выполнять поворот, а то вдруг он проедет прямо с включенным поворотником.
  4. Разворачиваясь, действуем так же как и при повороте налево.

Истолкование понятия помеха слева

Понятие помехи слева имеет важное значение во многих сферах нашей жизни. Под помехой слева понимают все факторы или препятствия, которые встречаются с левой стороны

Обычно помеха слева возникает ввиду неправильного упорядочивания или расположения объектов, а также из-за несуразной последовательности действий или событий.

Помеха слева может возникнуть в различных сферах жизни, начиная от повседневных ситуаций, к примеру, в дорожном движении, и заканчивая более серьезными областями, как бизнес или научные исследования.

Следует отметить, что не всегда помеха слева является негативным фактором. Иногда она может служить полезным сигналом или предупреждением о возможных проблемах или опасностях. Однако, в большинстве случаев помеха слева создает неприятности и затрудняет достижение желаемых результатов.

Для успешного преодоления помехи слева необходимо оценить ее последствия и принять соответствующие меры для их устранения или минимизации

Важно учитывать, что обычно помехи слева связаны с внутренними или внешними факторами, которые могут быть контролируемыми или не контролируемыми. Для эффективного управления помехой слева необходимо разработать стратегию, адаптированную к конкретной ситуации и учитывающую специфические особенности

Как помеха слева влияет на результат

Помеха слева может иметь значительное влияние на результат анализа значения слов. Когда мы анализируем значение слова, мы учитываем его контекст и то, как оно взаимодействует со словами, предшествующими ему. Помеха слева может быть полезным инструментом для понимания истинного значения слова или фразы.

При анализе значения слова помеха слева помогает нам увидеть шире и понять, как изменение окружающих слов или фраз может изменить значение. Это может прояснить неоднозначные ситуации и помочь нам получить более точное понимание значения слова в конкретном контексте.

Имея представление о помехе слева, мы можем более глубоко изучать значение слов и фраз, а также различные контексты, в которых они употребляются. Это может быть особенно полезно при анализе текстов и текстовых корпусов, где мы исследуем не только значения отдельных слов, но и способы, которыми они взаимодействуют друг с другом.

Возможности преодоления помехи слева

Для успешного преодоления помехи слева существует ряд возможностей. Во-первых, необходимо проанализировать и понять причины возникновения помехи. Имеет значение определить, какие именно факторы или условия являются источником проблемы и какие меры могут быть предприняты для их устранения.

Далее, следует разработать стратегию и план действий по преодолению помехи слева. Это может включать в себя поиск альтернативных путей и решений, привлечение дополнительных ресурсов или экспертной поддержки.

Кроме того, важно быть готовым к изменению и адаптации. Ввиду того, что помеха слева может иметь различные причины и проявляться в разных формах, необходимо быть гибким и готовым к внесению изменений в план действий или подход к решению проблемы

Также, помеха слева может быть преодолена с помощью обратной связи. Взаимодействие с другими людьми и получение информации от них могут помочь найти новые и качественные способы решения проблемы.

В целом, для преодоления помехи слева необходимо тщательное анализирование ситуации, разработка подходящей стратегии, готовность к изменениям и использование обратной связи. Используя эти возможности, можно успешно преодолеть помеху слева и достичь поставленных целей.

Действие на правило не распространяется

Если в движении участвует транспортное средство и пешеход, а также транспорт с рельсами и без них.

Если на дороге есть знаки, светофор или стоит регулировщик, а участники движения имеют разные приоритеты. Знак главной дороги дает основной приоритет автотранспорту перед остальными участниками движения с дорог второстепенного характера. В таком случае объект движения просто обязан воспользоваться своим приоритетом.

Если авто едет по дороге, а впереди транспортное средство выезжает, например, с заправки, он не является помехой справа, поэтому не сможет выехать на дорогу, пока она не освободится.

Когда один участник движется на зеленый сигнал, а по перекрестной дороге автомобилю светит запрещающий сигнал, но есть зеленая стрелка вправо, он не имеет право ехать, даже если он является помехой справа. Он обязан пропустить всех, для кого горит разрешающий сигнал на светофоре.

Если два автомобиля, едущих в попутном направлении, производят поворот налево, причем один из них находится ближе к левой стороне, а второй переезжает через разрыв в разделительной полосе, для первого он не является помехой справа.

Пропустить или уступить? Теория

И это самая главная тонкость в российском законодательстве 2021 года относительно пересечения траекторий пешеходов и водителей. И мы намеренно указали в подзаголовке, который будем обсуждать перед теорией: как вы обязаны пропускать пешеходов согласно букве законодательного акта. Потому что на практике, к сожалению, все немного иначе.

А теперь запомните главное правило:

  • в 2021 году водитель обязан проходить правила дорожного движения только для слепых пешеходов и детей во время их организованной автобусной перевозки (пункты 14.5 и 14.7),
  • во всех остальных случаях новым Регламентом предусмотрена обязанность продавать.

В чем такая удивительная разница между этими двумя действиями и как именно заставить пешеходов проходить на перекрестке и как — уступать?!

Кого водитель обязан пропустить?

Сразу отметим, что в правилах дорожного движения нет термина «проезд» для пешеходов-уличных пользователей. Поэтому на практике вы обязаны просто гарантировать преимущественное право передвижения, как именно вы это будете делать, орган, рассматривающий дело, решит, видит ли он в этом нарушение.

А кому должен уступить?

Но сдаваться надо правильно! Итак, давайте посмотрим на последовательность логической цепочки:

  1. 14.1 и другие пункты содержат обязанность водителя уступать дорогу пешеходам, которые переходят проезжую часть по «пешеходному переходу» или зашли на него для перехода — так гласят новые Правила, не так давно требование звучало как «пройти»,
  2. перейдем к определению этого глагола в параграфе 1.2 ПДД и увидим, что уступка — это не начало, не продолжение, не возобновление движения, если это вынуждает других участников дорожного движения изменять как траекторию, так и скорость,
  3. в чем преимущество, мы видим здесь ответ: это право сначала проехать или проехать определенный запланированный маршрут, в то время как другие участники должны уступить вам.

А теперь еще проще! Следовательно, вы не выполнили требование Правил о сдаче, если:

  • в результате вашего движения пешка изменила траекторию движения, или скорость, или и то, и другое,
  • при этом более важным условием является то, чтобы это произошло именно по вашей инициативе, возобновлению или продолжению движения; например, перед переходом вы не сбавили скорость, вообще не остановились или остановились и начали движение, напугав пешехода, находясь перед автомобилем.

Важная тонкость про преимущество

Обратите внимание, что термин «преимущество» подразумевает еще одну тонкость: чтобы это преимущество существовало, траектории водителя и пешехода должны пересекаться. Причем они пересекаются не только в пространстве, но и во времени

То есть невыполнение водителем обязанности уступить дорогу пешеходу обязательно приведет к столкновению с первым — ДТП.

Поэтому, если ваши траектории не пересекаются со временем, вы не несете ответственности. Например, вы поворачиваете направо на дорогу на нерегулируемом перекрестке, где пешеход переходит дорогу на перекрестке. Но ваша улица назначения имеет 10 полос движения, и между направлениями есть разделительный остров. При этом пешеход уже оказывается на 10-й полосе от вас, а вы, выполняя требование п. 8.5 ПДД, выезжаете на первую полосу.

В этом случае траектории ваших перемещений во времени не пересекаются. Нужно ли в этом случае уступать пешке? Очевидно нет! Но это очевидно только в теории…

Еще одна тонкость этого термина заключается в том, что преимущество в его определении имеет четкую зависимость от права двигаться в заданном направлении. То есть при отсутствии права передвижения нет права на приоритет этого движения. Вполне логично!

Отсюда также следует, что нет обязательства сдаваться при отсутствии преимущества. Например, если пешеход начинает переходить улицу на красный свет на регулируемом перекрестке, вы не должны уступать ему дорогу. Следовательно, в правилах дорожного движения 2021 года такого требования нет.

Но намеренно создавать опасность в этом случае все же не стоит — потому что, мы поговорим в последнем разделе этой статьи.

Обращаем ваше внимание, что речь идет о нарушении пешеходом, аннулирующем его право двигаться в заданном направлении. И, например, если пьяный пешеход появился в общественном месте, не огляделся и не убедился в безопасности перехода, это не лишает его права на сам переход

Следовательно, преимущество никуда не исчезает, а вместе с ним и обязанность водителя освободить для него место.

Судебная практика

Если открыть судебную практику 2024 года и ранее, то можно заметить общую тенденцию. Судьи подтверждают тезис о том, что преимущество при сужении дороги имеют те, кто едет по своей полосе, не меняя направления. А водители, у которых ряд закончился – обязаны уступать.

Вот выдержка одного из таких решений суда:

А вот ещё одно решение суда с аналогичными выводами.

Наконец, третий пример ДТП после проезда перекрёстка – при перестроении в правую полосу водитель не убедился в безопасности манёвра и стукнулся с другим автомобилем, а в жалобе ссылался на якобы сужение дороги – однако из схемы сужение не усматривалось, поэтому суд справедливо отказал в удовлетворении жалобы.

Помеха справа: как работает, кто должен уступить, исключения, штрафы

Правила дорожного движения регулируются светофорами и знаками. Но что делать, если на перекрестке или во дворе их не оказалось, а ситуация спорная?

Фото: Autonews.ru

Разбираемся, как работает принцип «помеха справа», действительно ли он универсален, кому должен уступать водитель, и есть ли исключения из правила.

  1. Что это
  2. Когда действует
  3. На перекрестке
  4. Во дворе
  5. Штрафы

Что такое «Помеха справа»

Водители используют термин «правило правой руки», он же «помеха справа». Это сокращенная выдержка из пункта 8.9 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 31.12.2020) «О Правилах дорожного движения» .

Полный текст: «В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа».

Это означает, что при отсутствии регулировщиков вы должны пропускать машины, которые оказались по правую руку от вас. То же касается и других водителей: если они слева относительно вашего транспортного средства, у вас есть приоритет проезда.

Когда действует правило «Помеха справа»

Принцип считается универсальным, но многое зависит от ситуации. Так, чтобы руководствоваться этим правилом, должны быть соблюдены три основных условия:

1. Пути движения водителей пересекаются

Например, принцип не работает, если на перекрестке вы поворачиваете направо, как и едущий с той стороны автомобиль. Здесь не возникает конфликта, при котором непонятно, кто кому должен уступить.

2. Ситуация не регулируется другими ПДД

В первую очередь, водитель ориентируется на дорожные знаки и основные сценарии взаимодействия на дороге. «Помеха справа» применяется при их отсутствии. Например, при движении с заправки или места парковки, когда одновременно выезжаете вы и машина напротив. При повороте налево она становится «помехой справа», и вы обязаны уступить ей дорогу.

Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press

Подобная ситуация — одновременное перестроение двух машин по ходу движения. Например, по одной трассе движется машина и мотоцикл справа от нее. Они равнозначны, но приоритет будет у мотоциклиста, так как он — «помеха справа» для водителя автомобиля, и последний должен уступить.

3. Участники движения равнозначны

В противном случае следует руководствоваться другими ПДД. Принцип «правой руки» не применим к ситуациям, когда один из участников движения уже имеет преимуществ. Когда на перекрестке встречаются машина и трамвай, либо дорогу переходит человек, водитель автомобиля должен уступить, независимо от того, с какой стороны находится.

Помеха справа на перекрестке

Раздел 13 ПДД регулирует сценарий проезда на перекрестке . Но «правило правой руки» можно применять и в этих случаях. Водитель должен пропустить того, кто справа (при равных возможностях с другими участниками дорожного движения). Большое значение имеет динамика ситуации: подъезжая к перекрестку, ваша машина равна с другими транспортными средствами до тех пор, пока не выяснится, кто куда поворачивает.

Казалось бы, правило очевидно и универсально. Тем не менее, для него есть исключения, о которых стоит помнить.

Когда правило не действует

Есть несколько строго регламентированных ПДД ситуаций, которые не позволяют ориентироваться на «правую руку»:

— конфликт с трамваем (последний всегда в приоритете, например, если вы едете по одной дороге, и трамвай поворачивает направо);

— неравнозначность позиций (приоритет на дороге обусловлен правилами ПДД при выезде на круговую дорогу);

— наличие знаков и светофора, предписывающих приоритетные правила.

В соответствии с п. 17.3 ПДД, при выезде из жилой зоны водители должны уступить дорогу другим участникам движения . Когда транспортные средства не имеют особого статуса, применяйте правило «помеха справа». То есть, если машины одновременно выезжают из двора, водитель слева уступает дорогу другому автомобилю. Учитывайте наличие знаков и светофоров, если они есть. На приоритет движения не влияет ширина и направление трассы, правило работает на любой дороге, в том числе узких улицах среди жилых массивов спальных районов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все на Запад
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: