Принципы составления обобщенной программы
Обобщенная программа в музыке представляет собой музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, которые связаны между собой общей идеей или тематикой. Составление обобщенной программы требует тщательного планирования и учета нескольких принципов.
Тематическое единство: Каждая часть обобщенной программы должна иметь ярко выраженную тему или идею. Тематическое единство помогает создать цельное и связное произведение, которое музыкально развивается.
Контраст: Части обобщенной программы должны быть достаточно отличными друг от друга, чтобы создать интерес и разнообразие для слушателя. Контраст может достигаться различными способами, например, изменением тональности, ритма, динамики или инструментации.
Последовательность: Части обобщенной программы должны быть расположены в определенной последовательности, которая обеспечивает хороший поток и развитие музыкальной идеи
Последовательность может быть определена, например, настроем или эмоциональной напряженностью каждой части.
Пропорции: Важно учитывать пропорции между частями обобщенной программы. Размер и продолжительность каждой части должны быть сбалансированы, чтобы не создавать чувства дисбаланса или утомления у слушателя.
Целеустремленность: Обобщенная программа должна иметь ясно определенную цель или сообщение, которое передается слушателям
Все части должны служить этой цели и направляться к ее достижению.
Соблюдение этих принципов помогает создать качественную и эмоционально насыщенную обобщенную программу в музыке. Композиторы и музыканты могут использовать эти принципы как руководство при создании своих произведений и для придания им структуры и смысла.
Программная музыка своими словами для детей
Программная музыка — это музыка, которая создается с помощью компьютера или других электронных устройств. Она отличается от обычной музыки тем, что в ней используются звуки и мелодии, которые связаны с определенными идеями или концепциями.
Например, композитор может написать музыку, которая воссоздает звуки природы, такие как пение птиц или шум ветра. Он может также использовать музыку, чтобы передать эмоции или настроение, которые связаны с определенным событием или местом.
Программная музыка также может быть связана с другими видами искусства, такими как литература или живопись. Например, композитор может написать музыку, которая воссоздает сцены из популярных книг или картины. Это помогает людям лучше понять и воспринять идеи, которые были изначально представлены в других формах искусства.
Программная музыка также может использоваться для обучения и развития детей. Она может помочь им развить свою воображение и креативное мышление, а также научиться выражать свои эмоции через музыку. Кроме того, она может помочь им лучше понять и усвоить информацию, которую они учатся в школе.
Все вместе, программная музыка является мощным инструментом для передачи идей и эмоций, а также для развития воображения и креативности. Она позволяет людям ощутить и воспринять мир по-новому и наслаждаться прекрасными звуками, которые она создает.
Используемая литература:1. Гончаренко, С. Музыкальные формы в таблицах: Наглядное пособие по курсу анализа музыкальных произведений / С. Гончаренко. Под.общ. ред. А. Г. Михайленко. – 2-е изд., испр. и доп. – Новосибирск, 2007. – 32 с. – Режим доступа: http://www.conservatoire.ru/dofiles/analiz/forms. pdf. – Загл. с экрана.2. Заднепровская, Г. Анализ музыкальных произведений: Учебник / Г. Заднепровская. – Москва: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС,2003. – 310 с.– Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/633784/. – Загл. с экрана.3. Композиторы о современной композиции: : Хрестоматия / сост. Т. С. Кюрегян, В. С. Ценова. – Москва: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. – 356 с.4. Способин, И. Музыкальная форма : Учебник / И. Способин. – Москва: Музыка, 2007. – 400 с.5. Холопов, Ю. Введение в музыкальную форму / Научные редакторы: Т. С. Кюрегян, В. С. Ценова. – Москва: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2006. – 246 с. – Режим доступа: http://www.kholopov.ru/kholopov-forma.pdf. – Загл. с экрана.Значение термина Программная музыка на academic.ru
Популярная музыка как программная музыка
Термин «программная музыка» обычно не используется в отношении популярной музыки, хотя у некоторой популярной музыки есть аспекты, общие с программой Музыка. Традиция чисто оркестровой программной музыки продолжается в произведениях для джазового оркестра, особенно в нескольких произведениях Дьюка Эллингтона. Инструментальные пьесы в популярной музыке часто имеют описательное название, которое предполагает, что их можно отнести к категории программной музыки, а несколько инструментальных альбомов полностью посвящены какой-то программной идее (например, China by Vangelis или Песни далекой Земли от Майка Олдфилда ). Некоторые жанры популярной музыки чаще других включают программные элементы; к ним относятся эмбиент, нью-эйдж, космическая музыка, серф-рок, блэк-метал, джаз-фьюжн, прогрессив-рок, арт-рок и различные жанры техно музыки. В Bluegrass есть по крайней мере один выдающийся фрагмент программной музыки под названием Orange Blossom Special.
Прогрессивные рок-группы и музыканты в течение 1970-х, в частности, экспериментировали с программной музыкой, среди которых была работа Раша «Лестница Джейкоба » (1980), которая демонстрирует явное влияние Сметаны («Моя Родина») (1874–1879). Кроме того, песни Раша «Xanadu «, «La Villa Strangiato», «Red Barchetta» и «YYZ» также демонстрируют свой экспериментаторский подход к программной музыке, как и части » «, особенно сцена открытия.
Определение
Композиторы и некоторые теоретики утверждают, что действительно не существует такой вещи, как истинная «абсолютная (ars gratia artis ) музыка» и что музыка всегда, по крайней мере, передает или вызывает эмоции. В то время как непрофессиональные слушатели часто утверждают, что музыка имеет значение (для них), «новые» музыковеды, такие как Сьюзан МакКлари (1999), утверждают, что так так называемые «абстрактные» методы и структуры на самом деле очень политически и социально заряжены, в частности, даже гендерно. Это может быть связано с более общим аргументом против абстракции, таким как аргумент Марка Джонсона о том, что «необходимо… для абстрактного значения… иметь телесную основу» (МакКлэри 1991,). Однако более конкретное определение абсолютной музыки: музыка, написанная без программного намерения или повествования.
Более традиционные слушатели часто резко отвергают эти взгляды, утверждая, что музыка может быть значимой, а также глубоко эмоциональной, но в то же время посвященной самой себе (ноты, темы, клавиши и т. Д.) И не имеющая никакого отношения к ней. политические и социальные конфликты наших дней, но сознательно связанные с немузыкальными идеями, образами или событиями (стихами, произведениями искусства и т. д.)
Эпоха модернизма (конец девятнадцатого и начало двадцатого веков)
Отторино Респиги в 1910-х и 1920-х годах сочинил несколько тональных стихотворений, в частности, три произведения, посвященные различным аспектам города Рима. «Планеты » Густава Холста — еще один известный пример. Лирическая сюита Альбана Берга долгие годы считалась абстрактной музыкой, но в 1977 году было обнаружено, что на самом деле она была посвящена Ханне Фукс-Робеттин (Perle 1985, 18). Важные лейтмотивы основаны на мелодической серии A– B –H –F, которая является их объединенными инициалами. Последняя часть также содержит постановку стихотворения Шарля Бодлера, подавленное композитором для публикации.
Музыка минус литература
Если пьеса называется «Грустная песенка» (например, есть у Калинникова, Свиридова и многих других композиторов), это определяет только характер исполнения, но никак не конкретное содержание, тем и различны программная и непрограммная музыка. Конкретика – это «Собачка потерялась», «Клоуны», «Дедушкины часы» (которые потикают-потакают, а потом непременно будут бить). Такова практически вся программная музыка для детей, она глубже и быстрее понимается и лучше усваивается.
Музыкальный язык чаще всего сам конкретизирует программное содержание посредством своей изобразительности: звучание может имитировать пение птиц («Жаровонок», «Кукушка»), нагнетание напряжённости, веселье народного гулянья, ярмарочные шумы («Необычайное происшествие», «Масленица» и другие. Это так называемая звукопись, которая тоже проясняет, что такое программная музыка.
Программа музыка и философия истории музыки в XIX — го века
Концепция приобретает большое значение в XIX — го века в антураже Листа, отмеченной философии истории музыки Франца Брендел . Эта философия вращается вокруг трех периодов:
- «Старая немецкая школа» ( Altdeutsche Schule ), школа протестантской церковной музыки Иоганна Себастьяна Баха или Георга Фридриха Генделя , для которых музыка остается на службе слова;
- «Classicität», или эпоха абсолютной музыки, или чистой музыки, соответствует венскому классицизму ( Wiener Klassik ) и свидетельствует об эмансипации музыки (инструментальной). Мы до сих пор продолжаем использовать выражение «абсолютная музыка» в отличие от описательной музыки ;
- «Новая немецкая школа» ( Neudeutsche Schule ) после эмансипации инструментальной музыки выступает за слияние искусств как в программной музыке Берлиоза и Листа, так и в музыкальной драме Вагнера.
Программная музыка предстает для Листа как идеал будущего ( Zukunftsideal ) симфонической музыки. Члены его столовой желают заменить симфонию и увертюру соответственно новыми жанрами программной симфонии и симфонической поэмы.
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1Каким бывает
музыкальное
ГОУ ТО «Первомайская кадетская школа» Учитель музыки Селиванова В. Н.
Слайд 2 Музыкальное содержание может проявлять себя по-разному. Оно может
нам рассказать о природе, об истории, о прекрасной мечте, т.е.
о чем угодно. Такое содержание воплощается в многочисленных музыкальных произведениях, — программных.
Слайд 3Программная музыка –это род инструментальной музыки. Это —
в ней содержание. Программой может служить заглавие, указывающее, например, на явление действительности, которое имел в виду композитор ,литературное произведение. «Времена года» П.И.Чайковского, «Времена года» Антонио Вивальди
ищем изображение подсказанных нам образов.Но это случается не всегда, потому
что звуки музыки нам показывают особое настроение, дающее простор воображению слушателя. Музыкальное содержание избегает конкретности, в этом его смысл. История, природа, люди – все это представлено в музыке особым образом. Верно найденная интонация, яркий ритмический рисунок говорят в музыке больше слов.
Слайд 5Пётр Ильич
Чайковский
18401840 — 1893 Русский композитор Русский композитор, дирижёр Русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист.
Слайд 6 «Ноябрь. На тройке»«Не гляди
же с тоской на дорогу,
И за тройкой вослед не спеши,
И
тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши!» Н. Некрасов
Пётр Ильич Чайковский Фортепианный цикл «Времена года»
Слайд 7Пьеса «На тройке» состоит из 2х разделов:Первый раздел представляет пейзаж
яркого, предзимнего, прозрачного дня. Здесь показана красота и широта русской
природы. Характер мелодии жизнерадостный, светлый, певучий.Во втором разделе введен яркий изобразительный момент — звон бубенцов. Здесь угадывается весёлый бег тройки лошадей.Всё тише и тише звенят бубенцы к концу пьесы, промчалась тройка мимо, исчезла в дымке холодного осеннего дня.
Слайд 23«Ноябрь»- это последний месяц осени, последние дни перед наступлением долгой
зимы. «Ноябрь»- это пьеса прощания.Как бы композитор ни стремился объяснить
словами художественный замысел, музыка всегда скажет что-то своё,только ей присущее, не всегда подчиняющееся воле даже самого композитора, который её создал.
Слайд 24Но дни идут. И вот уж дымы
Встают столбами на заре,
Леса
багряны, недвижимы,
Земля в морозном серебре,
И в горностаевом шугае,
Умывши бледное лицо,
Последний
день в лесу встречая
Выходит Осень на крыльцо. Иван Бунин «Листопад»
Слайд 25Николай НекрасовИван Бунин Антонио ВивальдиПетр Чайковский
Определение «Программная музыка» в Большой Советской Энциклопедии
Программная музыка, род инструментальной музыки; музыкальное произведения, имеющие словесную, нередко поэтическую программу и раскрывающие запечатленное в ней содержание. Программой может служить заглавие, указывающее, например, на явление действительности, которое имел в виду композитор («Утро» Грига из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт»), или на вдохновившее его литературное произведение («Макбет» Р. Штрауса — симфоническая поэма по драме Шекспира). Более подробные программы обычно составляются по литературным произведениям (симфоническая сюита «Антар» Римского-Корсакова по одноименной сказке Сенковского), реже — вне связи с литературным прообразом («Фантастическая симфония» Берлиоза). Программа раскрывает нечто недоступное для музыкального воплощения и потому не раскрытое самой музыкой; этим она принципиально отличается от любого анализа или описания музыки; придать её музыкальному произведению может только его автор. В Программная музыка широко применяются музыкальная изобразительность, звукопись, конкретизация через жанр.
Простейший вид Программная музыка — картинная программность (музыкальной картины природы, народных празднеств, битв и т.п.). В сюжетно-программных произведениях развитие музыкальных образов в той или иной степени отвечает контурам сюжета, как правило, заимствованного из художественной литературы. Порой в них даётся лишь музыкальная характеристика основных образов, общего направления развития сюжета, первоначального и итогового соотношения действующих сил (обобщённо-сюжетная программность), иногда отображается вся последовательность событий (последовательно-сюжетная программность).
В Программная музыка используются методы развития, позволяющие «следовать» за сюжетом, не нарушая собственно-музыкальных закономерностей. В их числе: вариационность и связанный с ней принцип монотематизма, выдвинутый Ф. Листом; принцип лейтмотивной характеристики (см. Лейтмотив), который одним из первых применил Г. Берлиоз; объединение в одночастной форме черт сонатного аллегро и сонатно-симфонического цикла, характерное для созданного Ф. Листом жанра симфонической поэмы.
Программность явилась большим завоеванием музыкального искусства, стимулировала поиски новых выразительных средств, способствовала обогащению круга образов музыкальных произведений. Программная музыка равноправна с музыкой непрограммной и развивается в тесном взаимодействии с ней.
Программная музыка известна с глубокой древности (античная Греция). Среди программных произведений 18 в. — клавесинные миниатюры Ф. Куперена и Ж. Ф. Рамо, «Каприччо на отъезд возлюбленного брата» И. С. Баха. Ряд программных сочинений создан Л. Бетховеном — «Пасторальная симфония», увертюры «Эгмонт», «Кориолан» и др. Расцвет Программная музыка в 19 в. во многом связан с романтическим направлением в музыкальном искусстве (см. Романтизм),провозгласившим лозунг обновления музыки с помощью единения её с поэзией. Среди программных произведений композиторов-романтиков — «Фантастическая симфония» и симфония «Гарольд в Италии» Берлиоза, симфонии «Фауст», «К “Божественной комедии” Данте», симфонические поэмы «Тассо», «Прелюды» и др. Листа. Крупный вклад в Программная музыка внесли и русские композиторы-классики. Большой известностью пользуются симфоническая картина «Иванова ночь на Лысой горе» и фортепианный цикл «Картинки с выставки» Мусоргского, симфоническая сюита «Антар» Римского-Корсакова, симфония «Манфред», увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», фантазия для оркестра «Франческа да Римини» Чайковского и др. Программные сочинения написаны также А. К. Глазуновым, А. К. Лядовым, А. И. Скрябиным, С. В. Рахманиновым и др. Национальные традиции в области Программная музыка находят своё продолжение и развитие в творчестве советских композиторов — Н. Я. Мясковского, Д. Д. Шостаковича и др.
Лит.: Чайковский П. И., О программной музыке, Избр. отрывки из писем и статей, М., 1952; Стасов В. В., Искусство XIX века, Избр. соч., т. 3, М., 1952; Лист Ф., Избр. статьи, М., 1959, с. 271-349; Хохлов Ю., О музыкальной программности, М., 1963; KIauwell О., Geschichte der Programmusik, Lpz., 1910; Sychra A., Die Einheit von absoluter Musik und Programmusik, «Beiträge zur Misik-wissenschaft», 1, 1959; Niecks Fr., Programme music in the last four centuries, N. Y., 1969. Ю. Н. Хохлов.
«БСЭ» >> «П» «ПР» «ПРО» «ПРОГ» |
Романтическая эпоха
Программная музыка особенно процветала в Романтическую эпоху. Поскольку он может вызвать у слушателя определенный опыт, отличный от сидения перед музыкантом или музыкантами, он связан с чисто романтической идеей Gesamtkunstwerk, описывающей оперы Вагнера как слияние многих искусств (сценография, хореография, поэзия и т. д.), хотя он полагается исключительно на музыкальные аспекты для иллюстрации многогранной художественной концепции, такой как стихотворение или картина. Композиторы считали, что динамика звука, которая стала возможной в романтическом оркестре той эпохи, позволила им сосредоточиться на эмоциях и других нематериальных аспектах жизни гораздо больше, чем в эпоху барокко или классической эпохи.
Людвиг ван Бетховен испытывал определенное нежелание писать программную музыку и сказал о своей симфонии № 6 (Пастораль) 1808 года , что «все произведение можно воспринимать без описания — это больше. выражение чувств, а не тональная живопись »(Бетховен 1905,). Тем не менее, в работе явно присутствуют изображения птичьих криков, журчащего ручья, шторма и так далее. Позже Бетховен вернулся к программной музыке со своей Сонатой для фортепиано соч. 81a, Les Adieux, изображающая отъезд и возвращение его близкого друга, эрцгерцога Рудольфа.
Гектора Берлиоза Фантастическая симфония была музыкальным повествованием гиперболически эмоционального любовная история, главный герой которой — актриса, в которую он был влюблен в то время. Ференц Лист действительно предоставил подробные программы для многих своих фортепианных пьес, и он также был изобретателем термина симфоническая поэма. В 1874 году Модест Мусоргский сочинил для фортепиано серию пьес, описывающих просмотр галереи из десяти картин и рисунков своего друга в его Картинках с выставки, позже оркестрованных многими композиторами, включая Морис Равель. Французский композитор Камиль Сен-Санс написал много коротких программных музыкальных произведений, которые он назвал «Тональные стихи». Его самые известные, вероятно, Пляски жутких и несколько движений из Карнавала животных. Композитор Поль Дюкас, пожалуй, наиболее известен своей тональной поэмой Ученик чародея, основанной на сказке из Гете.
Возможно, наиболее искусный в музыкальном изображении в своей программе. Музыка — немецкий композитор Рихард Штраус. Среди его симфонических поэм Смерть и Преображение (изображающий умирающего человека и его вхождение на небеса), «Дон Хуан» (основанный на древней легенде Дон Хуан ), Веселье Тилля Уленшпигеля Шалости (по эпизодам карьеры легендарного немецкого деятеля Тилля Уленшпигеля ), Дон Кихот (изображающие эпизоды из жизни Мигеля де Сервантеса ‘персонаж, Дон Кихот ), Жизнь героя (в котором изображены эпизоды из жизни безымянного героя, который часто принимается за самого Штрауса) и Symphonia Domestica ( в котором показаны эпизоды супружеской жизни композитора, в том числе укладывание ребенка в постель). Сообщается, что Штраус сказал, что музыка может описать что угодно, даже чайную ложку (Gifford 2012) harv error: no target: CITEREFGifford2012 (help ).
Другой композитор программной музыки — Николай Римский-Корсаков, чьи красочные «музыкальные картины» включают «Садко», соч. 5, по русской Былине, о певце, который поет морскому царю, очень известная «Шахерезада «, соч. 35, после развлечений «Арабских ночей» (где героиня изображена на скрипке, а рассказы включают «Синдбад-мореплаватель») и любого количества оркестровых сюит из его опер, в том числе Сказка о царе Салтане (который также содержит «Полет шмеля »), Золотой петушок, Сочельник, Снегурочка и Легенда о невидимом граде Китеже.
В Скандинавии Сибелиус исследовал легенду Калевалы в нескольких стихотворениях, наиболее известными из которых стали Туонельский лебедь.
Одна из самых известных программ, потому что это так и не было окончательно идентифицировано, это секретная немузыкальная идея или тема — «Загадка» — которая лежит в основе Эдварда Элгара Вариации на оригинальную тему (Enigma) 1899 г. Композитор раскрыл его некоторым друзьям, но по его просьбе они так и не обнародовали.
Некоторые примеры произведений, относящихся к программной музыке
Программные симфонии
- Пасторальная симфония , от Людвига ван Бетховена ;
- Фантастическая симфония , по Берлиозу ;
- Фауст-симфония и Данте-симфония от Франца Листа ;
- Симфония «Манфред » Петра Ильича Чайковского ;
- Альпийская симфония , по Рихарду Штраусу ;
- Симфония п о 7 «Ленинград» и симфонии п о 11 «Год 1905» от Дмитрия Шостаковича .
Симфонические стихи
- Прелюдии кодной из его тринадцати симфонических поэм Ференца Листа ;
- Ученик Чародея на Поль Дюка ;
- « Жуткий танец » Камиллы Сен-Санса ;
- Джинны Сезара Франка;
- «Ночь на Лысой горе » Модеста Мусоргского ;
- Симфонические поэмы из Антонин Дворжак ;
- «Финляндия» и «Филя де Похьола » Жана Сибелиуса ;
- «Дон Хуан» , « Так говорил Заратустра» , «Жизнь героя» , « До зла» и другие симфонические стихи Рихарда Штрауса ;
- Penthesilea от Hugo Wolf .
Конкретика и синтез
По идее, вся музыка в той или иной степени программна, разве что почти невозможно в точности обозначить ни предметы, ни понятия, которые вызывают те или иные чувства у слушателя. Такими способностями обладает только речь, устная или письменная. Поэтому композиторы нередко снабжают свои произведения программой, таким образом заставляя словесную или литературную предпосылку работать в синтезе со всеми применёнными им музыкальными средствами.
Единству литературы и музыки помогает то, что оба эти вида искусства способны показывать развитие и рост образа во времени. Различные виды творческих действий были объединены ещё с древности, поскольку искусство родилось и развивалось в синкретическом виде, связываясь с ритуалами и трудовой деятельностью. В средствах оно было очень ограниченным, поэтому по отдельности и без прикладных задач просто не могло существовать.
Программная музыка и описательная музыка
Концепция программной музыки частично пересекается с концепцией описательной музыки , и эти два термина даже путали во Франции между 1871 и 1914 годами. Определитель «описательная» используется для обозначения музыки, которая имитирует, даже в прерывистой манере , различные звуки музыки. природа — звуки, звуки животных и т. д. Хотя программная музыка может содержать большее или меньшее количество описательных элементов, она не ограничивается теми живописными эффектами, которые Берлиоз квалифицировал как описание или звуковое оформление в его статье, посвященной музыкальному подражанию (1837). Для последнего музыка должна имитировать звуки природы только тогда, когда описательные процессы хорошего качества, остаются легко узнаваемыми и не мешают общему поведению произведения. Он отличает эту физическую имитацию от косвенного представления музыкальных образов или выражений.
Вывод
Программность обогащает музыку новыми выразительными средствами, помогает в поиске новых форм произведения, дифференцирует жанры. Если композитор обращается к программе в своём сочинении, это сближает его слушателя с действительностью, одухотворяет быт, способствует постижению глубинных духовных начал. Однако, если программность довлеет над остальными задачами, то восприятие музыки заметно снижается, то есть слушателю необходим простор для собственного творческого восприятия.
Поэтому многие композиторы от программности пытались отказываться (в том числе Малер, Чайковский, Штруаус и другие), но, несмотря на это, полностью непрограммной музыки ни у одного из них не получилось. Единство музыки и конкретики её содержания никогда не является нерасторжимым и абсолютным. И чем более обобщённо отражается содержание, тем лучше для слушателя. Что такое программная музыка – станет понятно по малейшим штрихам развития музыкальной мысли: имеющий уши, так сказать, услышит, несмотря на то что единое определение и даже одинаковое понимание этого явления в музыке в среде музыкальных теоретиков пока не появилось.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделись в соцсетях:
Оцени статью:
- 80