Основные признаки стилистической принадлежности
Стилистическая принадлежность текста определяется рядом общих признаков, которые помогают идентифицировать и классифицировать тексты по их литературному или языковому характеру. Вот некоторые основные признаки, которые могут указывать на стилистическую принадлежность текста:
- Лексические особенности: стилистические нюансы могут быть связаны с выбором определенных слов и их значениями. Например, использование архаизмов, иноязычных слов, специальной терминологии и др.
- Синтаксические особенности: определенные стили могут иметь свои особенности в организации предложений и их структуре, такие как длина предложений, использование повторений, параллелизм и т.д.
- Образные средства: использование метафор, сравнений, аллегорий может указывать на стилистическую принадлежность текста и создавать определенную атмосферу.
- Типичные фразеологизмы: некоторые стили могут иметь свои особенные фразеологизмы или клише, которые создают устойчивые обороты и выражения.
- Использование диалектных особенностей: некоторые стили могут применять диалектные формы и выражения, отражая тем самым определенную местность или группу говорящих.
- Тематика и контекст: стиль может быть определен темой текста и его целями, а также контекстом, в котором он используется.
Это лишь несколько примеров признаков, которые могут указывать на стилистическую принадлежность текста. Обычно стилистическая принадлежность носит комплексный и многогранный характер, и для ее точной классификации часто требуется анализ нескольких признаков одновременно.
Лексические и семантические особенности
В стилистике языка лексические и семантические особенности играют важную роль. Лексические особенности связаны с выбором определенных слов или выражений, использованием автором разнообразных лингвистических единиц. Они помогают передать нужную информацию и создать определенную атмосферу в тексте.
Семантические особенности, в свою очередь, связаны с значением и смыслом слов. Автор может использовать определенные слова или фразы семантически богатыми, чтобы передать нужное эмоциональное или смысловое наполнение текста.
В разных стилистических направлениях возникают свои лексические и семантические особенности
Например, в официально-деловом стиле преобладают точные и формальные лексические единицы, в научном стиле весь акцент делается на терминах и понятиях, а в художественной литературе большое внимание уделяется эмоциональным и образным выражениям
Лексические и семантические особенности могут помочь создать узнаваемый и запоминающийся стиль текста. Они не только передают нужную информацию, но и добавляют художественные качества текста, делая его более выразительным и интересным для читателя.
Использование разнообразных лексических и семантических особенностей является важным аспектом при создании текстов различных стилей. От правильного выбора слов и выражений зависит насколько точно и эффективно будет передана идея автора.
Грамматические характеристики
Одна из грамматических характеристик текста — правильное использование частей речи. Существительные, прилагательные, глаголы, местоимения и другие части речи должны быть использованы соответствующим образом, чтобы передать нужное значение и ощущение автора.
Кроме того, грамматические характеристики включают правильное образование и склонение слов. Они также включают использование синтаксических конструкций — порядка слов в предложении, взаимосвязи членов предложения, используемых времен и форм глаголов и других элементов грамматики.
Грамматическая точность является ключевым фактором для ясности и понятности текста. Неправильное использование грамматики может привести к недоразумениям и искажению смысла
Поэтому важно соблюдать правила языка и использовать грамматические конструкции, соответствующие намерениям автора
Важно отметить, что грамматические характеристики могут быть разными в различных стилях письма. Например, в разговорной речи могут использоваться нестандартные контексты и грамматические конструкции для создания определенного эффекта, в то время как в деловом стиле требуется соблюдение строгих грамматических правил
Итак, грамматические характеристики текста важны для понимания и интерпретации его содержания. Они помогают определить стиль текста и достичь требуемого эффекта на читателя. Правильное использование грамматики является залогом качественного и понятного текста, который будет иметь сильное воздействие на аудиторию.
Жанры публицистического стиля
Жанры публицистического стиля можно разделить на информационные (заметка, репортаж, интервью, отчет, информационная корреспонденция), аналитические (статья, рецензия, обзор, письмо, аналитическая корреспонденция, беседа, расследование) и художественно-публицистические (очерк, эссе, фельетон, памфлет, пародия).
- Репортаж – жанр новостной журналистики, в котором рассказ ведется одновременно с развертыванием действия и непосредственно с места происхождения событий. Подразумевается, что репортёр является очевидцем или участником описываемого события. Для радио- и телерепортажа характерно беспристрастное освещение происходящего.
- Статья – аналитический жанр, в котором представлены результаты исследования или анализа какого-либо события, явления или проблемы. Основной стилистический признак жанра –постепенное развитие мыслей автора, начиная с главного тезиса и заканчивая его обоснованием и аргументированием после ряда промежуточных тезисов. Для статьи характерно приведение примеров, цитирование.
- Рецензия – жанр журналистики, который подразумевает оценивание работы, краткий анализ и выражение развернутого мнения о новом произведении с целью указания на недостатки и последующего внесения создателем корректировок.
- Эссе – это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
- Заметка – жанр, в котором обычно сообщаются факты – сведения о произошедших событиях или предположения о развитии событий, а также оценочная информация. Заметка может быть посвящена сообщению о принятии новых законов и правил или рекомендации. Заметка характеризуется лаконичностью и четкостью изложения.
- Интервью – беседа журналиста с человеком, представляющим по той или иной причине интерес для широкой публики. В ходе беседы интервьюер задаёт вопросы своему собеседнику получает на них ответы. При этом обычно ведется видео или аудиозапись и делаются необходимые пометки.
- Отчёт – это развернутое сообщение о конкретном событии, ограниченном во времени и пространстве. В отличии от репортажа или заметки отчет характеризуется предельной детализацией. Жанр отчета совмещает в себе элементы репортажа и интервью, также он включает в себя признаки аналитических жанров.
- Очерк сочетает в себе характеристики репортажа, исследования и художественного произведения. Кроме сообщения фактов, проведения анализа он также подразумевает художественное обобщение и осмысление действительности. Главным отличием от аналитических статей является использование средств художественной выразительности. Существуют такие виды очерка как портретный и проблемный очерк.
- Фельетон – это сатирический жанр, цель которого – высмеять пороки людей. При этом для фельетона характерна четкость изложения фактов и языковая экспрессивность.
- Памфлет – жанр, схожий с фельетоном. Основным отличием является то, что в фельетоне высмеивается явление, памфлет же направлен на конкретного человека.
Лексические особенности
Лексика разговорного стиля характеризуется выражениями неофициального и непринуждённого общения.Главная черта этого стиля — это передача эмоциональной окраски, которая может проявляться в изменении слов или в использовании придуманных:
Жаргонизмы. Нелитературная лексика очень распространена. Яркие примеры — это бранная речь, вульгарные выражения.
Примеры: общежитие – общага, клевый, кайф, класс, пахать (работать), ржать (смеяться);
Иноязычные слова, которые прозвали сленгом. Например:
го (пошли), агриться (злиться), баттхерт (негодование), фейк (подделка);
Добавление суффиксов для сокращения, замены одним словом целых конструкций или для мягкой окраски: -еньк (рученька), -очк (девчонка), -ик (дошкольник), -ищ (домище), -як (добряк), -ыш (крепыш), -яг (бродяга), -отн (беготня), -ан (грубиян), -к (маршрутка), -ушк (легковушка) и т. п.;
Субстантивированные прилагательные. Это процесс перехода прилагательных в существительные: зубной, гостиная, булочная, жаркое, первое, второе и т. д.;
В фонетике наблюдается выпадение некоторых гласных, нечёткое их произношение или упрощение слов: что — че, сейчас — ща, пожалуйста — пожалста и т. д.;
Использование фразеологизмов: кот наплакал, потерять голову, в двух шагах и т. п.
Разговорный стиль
Разговорный стиль используется людьми для общения в быту с целью передачи своих мыслей, чувств, а также сообщения о чем-либо.
Долгое время существовало заблуждение, что основные языковые средства разговорного языка — это разговорные слова. Это не так.
На самом деле основу разговорного стиля составляют нейтральные средства языка, т. е. слова, употребляемые во всех стилях речи: семья, пойти, обед, вечер и др.
Меньший процент составляют разговорные слова (брякнуть, приперся, общага), просторечия (нынче, давеча, ехай) и жаргонизмы (пацан, бабки (деньги) и т. д.)
Особенностью синтаксического построения разговорного стиля является использование в основном неполных предложений (Наташа домой, он — за ней.). Это обусловлено тем, что при разговоре всегда есть возможность переспросить, показать на предмет обсуждения.
Кроме того, важную роль играют жесты, мимика, заменяющие собой часть информации, которую можно было бы выразить словами. Очень редко используются сложные предложения, а если используются, то это в основном бессоюзные предложения (Прихожу домой, вижу — опять брат приводил своих друзей.).
Для разговорного стиля характерны обращения, побудительные и вопросительные предложения. Часто в разговорной речи используются вводные слова, междометия, модальные частицы (Представь, завтра экзамен. Да я же не готов!).
Также широко используются слова с суффиксами эмоциональной оценки (например, уменьшительно-ласкательные): мамочка, кисонька, а также усеченные формы имен существительных, особенно имен собственных: пап, мам, Миш, Вань и т. д.
Что такое текст
Текстом принято называть любую речь, которая записана на бумаге или в электронном виде, при этом он может быть художественным или публицистическим, в виде документа, письма и т.д. По сути, текст содержит не меньше двух предложений, при этом они обязательно должны быть объединены не только смыслом, но и грамматикой. Описание событий или предметов, судеб или действий в тексте всегда предопределено главной темой, посылом. Вне зависимости от стиля, тематика написанного должна быть очерчена четко.
Как правило, понять, о чем пойдет речь в тексте, не так сложно, ведь авторы выносят тему вверх, делая ее названием. Для удобства используются и промежуточные подзаголовки, которые дают направление, объясняют читателю, что же его ждет в той или иной смысловой части текста. Интересно, что одну и ту же информацию легко получится подать под разным «соусом», для диаметрально противоположных аудиторий или случаев. Итак, как определить правильно стиль текста?
Основные стили речи
Выделяют 5 основных стилей речи в русском языке, которые формируют текст для определенной ситуации. Вот какие бывают стили текста:
- Научный;
- Публицистический;
- Художественный;
- Официально-деловой;
- Разговорный.
Любой созданный когда-либо текст так или иначе поддается классификации и относится к одному из видов. Манера повествования напрямую зависит от нескольких факторов:
- Цель;
- Место и ситуация;
- Ожидаемая реакция.
Про любую отдельно взятую проблему или предмет можно написать пять разных по стилю текстов. Например, если редакцией получено задание создать материал про микроволновую печь. Вооружившись пером и чашкой кофе, можно написать пять отличных от друг друга текстов. Для лучшего понимания примеры размещены в таблице
.
Чтобы лучше понимать структуру и ключевые особенности повествования, можно иногда проводить так называемую языковую тренировку — выбирать определенную тему и писать тексты во всех жанрах.
Понятие тип речи
Тип речи — это разновидность и способ выражения речи, который отличается стилем, целями коммуникации и особенностями использования языка.
В русском языке выделяют следующие основные типы речи:
- Научный стиль
- Художественный стиль
- Публицистический стиль
- Официально-деловой стиль
- Разговорный стиль
Научный стиль характеризуется точностью и ясностью изложения, использованием специальной терминологии и уровнем языка, понятным только специалистам в определенной области знания.
Художественный стиль применяется в литературных произведениях и отличается отличается образностью, эмоциональностью и экспрессивностью языка. В этом стиле используются фигуры речи, метафоры и другие художественные приемы.
Публицистический стиль применяется в публицистических текстах, таких как статьи, репортажи, интервью и т.д. Он отличается личностным отношением автора к теме, а также использованием аргументации и побуждения к действию.
Официально-деловой стиль используется в официальных документах, бизнес-корреспонденции и актах. Он отличается формалистическими формулировками, отсутствием эмоций и строгостью обращения.
Разговорный стиль — это естественный стиль речи, который используется в повседневных разговорах. В нем присутствуют неформальные обороты, сокращения, вопросительная интонация и другие элементы разговорного языка.
Тип речи | Характеристики |
---|---|
Научный стиль | Точность, специальная терминология |
Художественный стиль | Образность, эмоциональность |
Публицистический стиль | Личное отношение, аргументация |
Официально-деловой стиль | Формальность, отсутствие эмоций |
Разговорный стиль | Неформальность, сокращения |
Синтаксические особенности
Синтаксис отличается своей разнообразностью в сравнении с другими жанрами речи. Это обусловлено тем, что обычно бытовой разговор не подготовлен и не вычитан, как это происходит в других стилях, например, в научном или художественном.
Стилевые средства:
1. Сложные предложения не используются вообще, а простые чаще всего неполные и очень короткие:
— Чаю?
— Мне без сахара. С лимоном.
2. Широко используется необычная инверсия в предложениях. На первое место ставится слово, на которое участник диалога хочет сделать акцент:
— С двойкой, что делать то?
3.Используются предложения, которые состоят из одного слова, чтобы направить разговор в интересующее собеседника русло или отметить свое нахождение в диалоге: да, нет, почему, возможно, понятно, ясно и т. п.;
4. Вводные слова в разговорном стиле широко применяются. Некоторых из них, которыми рассказчик пользуется довольно часто, назвали словами-паразитами. По окраске этих вводных слов можно определить, насколько комфортно себя чувствует человек в присутствии других, как свободно общается на языке: короче, ну, на этом, значит, типа и т. п.;
5.Распространение лексических повторов усиливает характеристику (еле-еле, далеко-далеко), а также может выдерживать время (так-так-так);
6.При пересказе или обсуждении события могут использоваться вставные конструкции для уточнения и пояснения главного предложения:
Попросил помощи у Санька (учились с ним вместе). Он мне машину несколько раз из сугроба вытаскивал и сейчас помог.
Сравнительные таблицы стилей и типов речи
Чтобы быстро определить стиль и тип речи, воспользуйтесь таблицами.
Стили текста:
Стиль текста | Описание стиля | Функции | Где используется |
1. Научный стиль | Логичен, направлен на описание законов, закономерностей, взаимодействий явлений и предметов. В лексике преобладают специальные термины, общенаучные слова, существительные, в основном, абстрактные. | Информационная, обучающая, доказательная. | Учебная литература, методический материал, научные работы, справочники. |
2. Публицистический стиль | Призван влиять на разум и чувства читателей. Предназначен для донесения информации до широкой публики в СМИ. Лексика общественно-политическая, эмоционально окрашенная. | Информационная, мотивационная. | Статьи, очерки, репортажи, фельетоны, интервью. |
3. Официально-деловой стиль | Служит для информирования в официальной обстановке. Используется в законодательстве, делопроизводстве, административно-правовой деятельности. Содержит штампы, информация передана в сжатом виде. | Информационная | Официальные документы: нормативно-правовые акты, заявления, информационные письма, жалобы, приказы, справки. |
4. Художественный стиль | Художественный стиль воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей. Характеризуется образностью, эмоциональностью, конкретностью речи. | Информационная, эстетическая. | Стихи, поэмы, романы, пьесы, сценарии. |
5. Разговорный стиль | Передаёт речь людей в неформальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика. | Информационная | Диалоги, личный блог |
Типы речи:
Тип речи | Описание типа | В каком стиле используется | Примеры |
1. Описание | Создаёт образ явления, предмета, человека посредством раскрытия его особенностей, признаков, характеристик. Цель — создание в сознании читателя целостного образа. | Во всех стилях | 1. По улице шёл мужчина в черном драповом пальто и шляпе с узкими полями. В руках у него был кожаный портфель.
2. Этот сорт яблок характеризуется крупными, до 300 грамм, плодами. Цвет зрелого плода может быть от светло-зеленого до бело-жёлтого. |
2. Повествование | Сообщает о каком-либо событии в его временной последовательности. В нём говорится о следующих друг за другом действиях. | Художественный, особенно мемуары, воспоминания.
Публицистический Разговорный |
В то утро я выпила чашку крепкого чая, приняла ванну с клубничной пеной, оделась, сделала макияж с особой тщательностью и вышла в половине девятого. Шёл снег, автобуса не было 15 минут. |
3. Рассуждение | Рассуждение — это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. | Научный
Художественный Публицистический |
Выучить иностранный язык не так уж сложно. Главное — это терпение и регулярные занятия. Без них никак. В практике помогает общение с носителями языка. |
Итак, мы рассмотрели различные стили и типы речи. Даже если перед вами маленький текст, нужно подумать о том, к кому он обращён, что автор хочет им выразить, где его можно употребить
Обращайте внимание на лексику текста. Слова — это «маячки», подсказки, которые помогут определить стиль
Популярные материалы
Что такое доходные сайты и как на них зарабатывать от 1000$ в месяц: отзывы, примеры сайтов и рекомендации от Ирины Криницы
Всё о продвижение бренда: задачи, инструменты, особенности, обучение
8 жизненно важных навыков для SMM-менеджеров: кто это и чем придётся заниматься
Упражнения на создание текстов разных стилей и типов речи
Упражнение 1. Составить описание какого-либо предмета в заданном стиле. Например, описание подсолнуха в научном стиле, затем в художественном, разговорном и т.д.
Упражнение 2. Выбрать из текста факты, которые нужны для описания какого-либо предмета в заданном стиле. Например, городской площади в публицистическом стиле, а затем в художественном.
Упражнение 3. Рассказать, как в вашем населенном пункте обстоит дело с состоянием дорог и тротуаров.
Упражнение 4. Каждому из двух текстов, которые описывают одну и ту же ситуацию, присвоить речевую ситуацию. Определить какой текст относится к книжной речи, а какой к разговорной:
- Нападающий сделал бросок поворотам. Удар был нанесен клюшкой, следовательно, она воздействием на шайбу придала ей ускорение, и скорость полета снаряда выросла;
- Виталик делает скрытый пас на Сашку, а тот лупит в касание! Шайба молнией влетает в сетку.
В задании необходимо выделить языковые средства, которые дают основания отнести первый текст к научному стилю речи, а второй – к разговорному.
Особое внимание следует уделять работе со словом. В русском языке лексика с точки зрения стилистической принадлежности делится на три большие группы:
- нейтральная лексика, ее употребляют в любом стиле;
- книжная лексика, она применима в основном в письменных стилях;
- разговорная лексика для разговорного стиля.
Упражнение 5. Вместо точек нужно вставить пропущенное слово, мотивировать выбор. Задание направлено на выработку навыка использования конкретного слова в тексте соответствующего стиля. В конечном итоге это позволит избежать стилистических и речевых ошибок. Как вариант можно предложить выбор из нескольких слов.
Примеры. Конструктор Домрачев посоветовал (модернизировать преобразовать, перестроить) конструкцию шести (здоровенных, больших, огромных, крупных, массивных) вертикально-сверлильных агрегатов. Лауреату конкурса (выдана, присвоена, выделена, присуждена) премия. Знает (каждый, всякий, любой), что даже самые (прекрасные, фантастические, отличные, превосходные, хорошие, великолепные) условия труда не (обеспечивают, решают, гарантируют, обещают, определяют) достижения цели.
Упражнение 6. В отрывке художественного произведения предлагается указать оценочную лексику, определить ее стиль и функционально-смысловой тип, стилистическую роль в контексте.
Упражнение 7. Даются предложения с информативной избыточностью и недостаточностью. Нужно отредактировать их так, чтобы устранить речевые ошибки. Таким образом, примеры помогают обучающимся распознавать ошибки и устранять их.
В первое время новорожденные гуляют исключительно на руках. Глухонемой старик перемещается во дворе по тросику. Ученики, прошедшие сварку и резку, могут попасть в список на обработку давлением. Сегодня в перинатальном центре родились шестеро новорожденных. Колосс был возведен колоссальных размеров. Особое место на предприятии занимают занятия по охране труда. Вступила в строй работающих учреждений библиотека
Большое внимание в организации уделяется организации досуга работников
Подобные упражнения можно придумать самостоятельно. Благо русская классическая литература дает множество материала для речевых и лингвистических тренировок.
Уровень формальности
При выборе стиля речи следует учитывать уровень формальности общения, так как он может существенно влиять на восприятие информации.
В зависимости от ситуации и аудитории, вы можете выбирать между формальным и неформальным стилем речи.
Формальный стиль речи подразумевает использование официальных формулировок, полного набора лексических и грамматических средств и узаконенных обозначений. Он типичен для деловой переписки, научных и академических текстов, официальных обращений и презентаций.
Неформальный стиль речи более свободен и разговорен. Он включает в себя различные жаргонизмы, сокращения, вежливые и неформальные обороты речи. Он применяется в повседневных разговорах, личной переписке или в неформальных ситуациях.
При выборе уровня формальности важно учитывать цели коммуникации, соответствие контексту и настрой аудитории. Если вы хотите достичь формальности и уважения, выберите формальный стиль речи, а если вы стремитесь к более доверительной и неформальной атмосфере, выберите неформальный стиль речи
Что относится к синтаксическим особенностям научного стиля?
Научный стиль речи характеризуется своими синтаксическими особенностями, которые отличают его от других стилей. Ниже представлены основные синтаксические черты научного стиля:
2. Сложноподчиненные предложения
В научной речи часто используются сложноподчиненные предложения, которые содержат главное и придаточное предложения, объединенные союзами. Это позволяет подробно описать и объяснить различные процессы и явления. Например: “Исследования показали, что изменение температуры влияет на скорость роста растений”.
3. Употребление технической терминологии
Научный стиль речи отличается обилием технической терминологии, которая является специализированной и точной. Такие термины употребляются для более точного и ясного выражения понятий и идей в научной области. Например: “Кинетическая энергия”, “Коэффициент вязкости”.
4. Пасивный залог
В научных текстах часто используется пасивный залог для отображения объективности и нейтральности. Пасивный залог переводит активный субъект действия в пассивный объект, подчеркивая само действие или явление. Например: “Исследование было проведено”, “Эксперимент был выполнен”.
5. Числительные и формулы
В научном стиле речи часто используются числительные и математические формулы для более точной и конкретной передачи информации. Числительные используются для указания количественной характеристики, а формулы – для описания математических зависимостей. Например: “Исследование включало 100 участников”, “Формула расчета скорости движения: V = S / t”.
Синтаксические особенности научного стиля речи важны для передачи информации точно и понятно. Использование односоставных конструкций, сложноподчиненных предложений, технической терминологии, пасивного залога, числительных и формул помогает установить четкую связь между идеями и фактами, характерными для научной дисциплины.