Кольцевая композиция — понятие, роль и примеры приема в литературе

Что такое композиция в литературе: приемы, виды и элементы

Стадии развития действия (элементы композиции):

Элементы композиции – отражают стадии развития конфликта в произведении:

Пролог – вступительный текст, открывающий произведение, предваряющий основную историю. Как-правило, тематически связанный с последующим действием. Нередко является «воротами» произведения, то есть помогает проникнуть в смысл дальнейшего повествования.

Экспозиция – предыстория событий, лежащих в основе художественного произведения. Как правило, в экспозиции приводится характеристика основных персонажей, их расстановка до начала действия, до завязки. Экспозиция объясняет читателю, почему герой ведет себя именно таким образом. Экспозиция бывает прямой и задержанной. Прямая экспозиция располагается в самом начале произведения: примером может служить роман «Три  мушкетера» Дюма, который начинается с истории семьи Д’Артаньяна  и характеристики молодого гасконца. Задержанная экспозиция размещается в середине (в романе И.А. Гончарова «Обломов» история Ильи Ильича рассказывается во «Сне Обломова», то есть почти в середине произведения) или даже в конце текста (хрестоматийный пример «Мертвые души» Гоголя: сведения о жизни Чичикова до приезда в губернский город даны в последней главе первого тома). Задержанная экспозиция придает произведению таинственность.

Завязка действия – это событие, которое становится началом действия. Завязка или обнаруживает уже имеющееся противоречие, или создает, «завязывает» конфликты. Завязкой в «Евгении Онегине» становится смерть дяди главного героя, которая вынуждает его отправиться в деревню и вступить в наследство. В истории про Гарри Поттера завязкой является письмо-приглашение из Хогварда, которое получает герой и благодаря которому узнает о том, что он – волшебник.

Основное действие, развитие действий – события, совершаемые героями после завязки и предшествующие кульминации.

Кульминация (от латинского culmen – вершина) – наивысшая точка напряжения в развитии действия. Это высшая точка конфликта, когда противоречие достигает наибольшего предела и выражается в особенно острой форме. Кульминация в «Трех мушкетерах» — сцена гибели Констанции Бонасье, в «Евгении Онегине» — сцена объяснения Онегина и Татьяны, в первой истории про «Гарри Поттера» — сцена поебды над Волондемортом. Чем больше конфликтов в произведении, тем сложнее свести все действия только к одной кульминации, поэтому кульминаций может быть несколько. Кульминация – самое острое проявление конфликта и в то же время она подготавливает развязку действия, поэтому подчас может быть предварять. В таких произведениях бывает сложно отделить кульминацию от развязки.

Развязка – исход конфликта. Это итоговый момент в создании художественного конфликта. Развязка всегда прямо связана с действием и как бы ставит окончательную смысловую точку в повествовании. Развязка может разрешать конфликт: так, в «Трех Мушкетерах» – это казнь Миледи. Итоговая развязка в «Гарри Поттере» — окончательная победа над Волондемортом. Однако развязка может и не устранять противоречие, например в «Евгении Онегине» и «Горе от ума» герои остаются в сложных ситуациях.

Эпилог (от греческого epilogos – послесловие) – всегда заключает, закрывает произведение. В эпилоге рассказывается о дальнейшей судьбе героев. Например, Достоевский в эпилоге «Преступления и наказания» рассказывает о том, как Раскольников изменился на каторге. А в эпилоге «Войны и мира» Толстой рассказывает о жизни всех главных героев романа, а также о том, как изменились их характеры и поведение.

Лирическое отступление – отклонение автора от фабулы, авторские лирические вставки, мало или совсем не связанные с темой произведения. Лирическое отступление, с одной стороны, тормозит развитие действия, с другой – позволяет писателю в открытой форме выразить субъективное мнение по различным вопросам, имеющим прямое или косвенное отношение к центральной тем. Таковы, например знамениты лирические

Определения

  • Композиция — структурное устройство литературного произведения, последовательность расположения всех его элементов.
  • Эпиграф — краткое высказывание, помещённое перед основным текстом; функция эпиграфа — указать идею литературного произведения.
  • Антитеза — композиционный приём, заключающийся в противопоставлении одного элемента другому.
  • Экспозиция — начальная часть литературного произведения, позволяющая читателю познакомиться с персонажами и условиями той ситуации, которая будет разворачиваться.
  • Завязка — часть литературного текста, которая начинает действие.
  • Кульминация — момент наивысшего напряжения сюжета.
  • Развязка — решение противоречий, на которых базировался сюжет.
  • Эпилог — заключительная часть, которая добавляется к уже описанному цельному сюжету.
  • Лирическое отступление — несюжетный элемент, в рамках которого автор отвлекается от повествования и делится своими чувствами или мыслями.
  • Конфликт — столкновение противоположных взглядов персонажей. Конфликты могут быть любовными, нравственными, психологическими, семейными, социально-политическими, философскими.
  • Пафос — эмоционально-смысловой настрой литературного произведения.
  • Сюжет — всё то, с помощью чего автор изобразил ход событий.
  • Фабула — непосредственно ход событий.

История композиции

Понятие «композиция» вошло в терминологию изобразительного искусства в эпоху Возрождения (Ренессанса), когда художники при создании произведений начали использовать знания перспективы, геометрии и анатомии. Старые мастера вне зависимости от того, в каком жанре работали, старались выразить и донести до зрителя свою идею за счет целостности рисунка, единства сюжета и колорита.

Важно! Если вы строите композицию, базирующуюся на готовом произведении (делаете копию), важно вести работу «от пятна». Необходимо увидеть, где располагаются тени, света и полутона и уложить их на «свои места» в созданную на основе геометрических фигур конструкцию

Здесь мы именно учимся у великих и приспосабливаем наш глаз и мышление строить сложные композиции. Подробнее об этом рассказывается в видео (на примере рисунка)«В чем заключается проработка пятна, и как она помогает исправить ошибки в рисунке».

Для ренессанса характерны трехмерность, глубина пространства, трехъярусное расположение пейзажа, принципы ритмичности, чередования горизонталей и вертикалей. В работах художников периода раннего Возрождения можно увидеть приемы противопоставления персонажей на основе контраста (например, «Поцелуй Иуды» Джотто). Огромную роль в формирование композиционных законов внес Леонардо да Винчи, введя в практику понятия линейной и воздушной перспективы. В этот период художники впервые стали передавать статику и динамику, размещать ближние и дальние объекты так, как их воспринимает человеческий глаз.

В картинах художников, работавших в эпоху Барокко, появляется еще больше динамизма, для персонажей характерно сложное движение, из-за которого композиция теряет «устойчивость». Барочная живопись изобилует темными цветами, а освещенные предметы не имеют строгих очертаний, как в ренессансе. Для построения композиционных структур используются приемы восходящей и нисходящей диагонали, движение по спирали и усложненные ракурсы, в частности, перевернутые фигуры и нарочито большие по отношению к размеру холста фигуры.

Структурная основа художественных произведений классицизма характеризуется простотой и сдержанностью цветовой гаммы. На все виды искусства того времени, в том числе и на композиционные построения в живописи, большое влияние оказывает театр. Принцип организации художественного произведения в классицизме напоминает макет сцены, когда главные герои располагаются на втором плане, а первый и дальний виды служат для отображения второстепенных объектов. Распространенными композиционными построениями являются «треугольник», «квадрат» и «прямоугольник».

В эпоху Романтизма и Реализма по композиции создаются учебные пособия, она вводится в образовательную программу как отдельная дисциплина

Ориентируясь на суммарный опыт прошлых периодов, художники уделяют большое внимание принципам и приемам: обобщения, «осевых линий», уравновешивания тонов и пятен, характера формата. В эпоху романтизма и реализма при создании художественных произведений применяются законы начертательной геометрии и теории теней

Приход импрессионизма, модернизма и авангардизма приводит к утрате композиционной целостности. Художники оставляют за собой право экспериментировать и писать картины на основе теории цвета, собственного видения мира и формальных композиционных решений. На смену классическо-академической композиции приходят абстрактные композиционные структуры.

Развитие сюжета в форме цикла

Кольцевая композиция имеет ряд особенностей, которые делают ее уникальной. Она часто используется для передачи временных циклов, повторяющихся событий или символического круга жизни. Повторяющиеся элементы и мотивы играют ключевую роль в создании кольцевой структуры и усиливают тематику произведения.

Циклическая композиция может быть использована для образования различных связей между персонажами, местами или время. Например, главные герои могут быть связаны предыдущими поколениями или прошлыми событиями, что позволяет писателю показать их взаимодействие и воздействие друг на друга.

Одним из примеров кольцевой композиции является трагедия Шекспира «Гамлет». Этот рассказ рассказывается в форме кольца, где главный герой, Гамлет, сталкивается с смертью своего отца и изменой своей матери. Он возвращается в место трагических событий в начале пьесы, что создает ощущение бесконечности и замкнутости.

Каковы преимущества использования кольцевой композиции в литературе?

Использование кольцевой композиции может быть очень эффективным средством передачи определенных идей и особенностей сюжета. Она позволяет автору возвратиться к первоначальной идее или символу, чтобы продемонстрировать цикличность жизни, влияние прошлых событий или укрепить тему идеала, традиции или изменения.

Кольцевая композиция также помогает создать единое целостное произведение, где все части переплетаются и взаимодействуют друг с другом. Это может создавать притягательное чтение и помогать читателю погрузиться в историю и глубже понять ее смысл.

Почему кольцевая композиция является эффективным стилем развития сюжета?

Кольцевая композиция имеет свою особую привлекательность. Она позволяет создать законченность и гармоничность в структуре произведения, придавая ему особый стиль. Она также позволяет выразить определенные идеи и тематику, усиливая их с помощью повторяющихся элементов и мотивов.

Этот стиль развития сюжета может быть захватывающим и увлекательным для читателя. Он вызывает у него интерес и любопытство, а также позволяет более глубоко погрузиться в историю и ее значимость. В итоге, кольцевая композиция может быть эмоционально и интеллектуально обогащающим для читателя, помогая ему почувствовать силу и глубину литературы.

Система персонажей

Героями рассказа являются:

  • Иннокентий Бычков;
  • Отец Иннокентия;
  • Таня;
  • Годунов-Чердынцев.

Иннокентий Бычков – главный герой произведения. По возрасту он примерный ровесник автора. На момент встречи с Таней после двадцатилетнего перерыва Иннокентию около 35 лет. Герой рассказа всегда себя чувствовал плебеем. Он был сыном школьного учителя, и считал себя малозначительной фигурой. Этим продиктованы основные чувства, которые он испытывал в подростковом возрасте – ненависть и зависть.

Отец главного героя был школьным учителем. Он благодарен Чердынцеву за школу, которую барин снабдил учебными пособиями. Отец Иннокентия с благоговением относился к барину, который однажды помог ему выпутаться из одной политической истории. В рассказе отец – бессловесный герой. Сын испытывает за отца не гордость, а стыд. Иннокентий стыдится раболепия своего отца, а также своей дружбы с Василием, сыном кузнеца.

Иннокентий был угрюм, учился тяжело, мечтая о тройке. Годунов-Чердынцев помог Иннокентию окончить гимназию и поступить на медицинский факультет.

Иннокентий отличался впечатлительным, обидчивым характером. Он был одинок и особенно остро чувствовал социальную сторону вещей. Челядь Годуновых-Чердынцевых ему была омерзительна, но он им завидовал. Когда Иннокентия с отцом пригласили на день рождения Тани, он был в замешательстве, хоть и репетировал презрение.

За праздничным столом Иннокентий с отцом оказались среди «людей последнего разбора», что показалось ему позорным.

Иннокентий ненавидел Таню, ее подруг, двоюродных братьев и даже собак. Поэтому признание Тани ему кажется издевательством.

Иннокентий эгоцентричен, сконцентрирован только на себе, ожидает от других хорошего отношения к себе. И спустя 20 лет он остается таким же. Иннокентий не знает, как погиб Годунов-Чердынцев, но он злорадствует, что теперь Тане не на что учить детей.

Шестнадцатилетняя Таня – симпатичная девушка. Она хороша собой, общительна, любит подвижные игры. В отличие от Иннокентия, она не боится признаться в своих чувствах. Для взрослой Тани Иннокентий уже не важен. Даже несмотря на утрату знатности и богатства, Таня остается привлекательной и неуязвимой.

Виды композиции

  1. Внешняя (архитектоника). К её главным составляющим относят разделение текста на абзацы и главы, пролог и эпилог, различные приложения и комментарии, посвящения и эпиграфы, авторские отступления и вставные фрагменты. Одним словом, всё то, что выделяется графически и можно легко увидеть, открыв книгу.
  2. Внутренняя композиция (повествование) предусматривает акцент на содержании произведения: организация речевых ситуаций, построение сюжета, система образов и отдельные образы, сильные текстовые позиции (лейтмотив, повторяющиеся ситуации, финал и другое), главные приёмы композиции. На последних остановимся подробнее.

Композиционные приёмы:

  1. Ретроспекция или «взгляд назад». Читатель вместе с автором погружается в прошлое героя и доходит до первопричины происходящего здесь и сейчас. Часто этот приём воплощается в рассказах-воспоминаниях. Например, замечательное произведение Спаркса «Спеши любить» начинается с того, что пожилой господин хочет поведать историю своей любви. Далее он вспоминает себя в семнадцатилетнем возрасте. Заканчивается же всё тем, что мы снова попадаем в настоящее.
  2. Разрыв. Лучший приём для создания интриги. Глава заканчивается какой-нибудь интригующей сценой. Мы уже замираем в предвкушении, а тут раз…И следующая глава совершенно о другом. Временное разочарование и сильный стимул читать дальше. Обычно с этим сталкиваешься у таких современных авторов, как Джоджо Мойес и Лиана Мориарти.
  3. Экспозиция. Хоть она и является частью сюжета, но может как присутствовать, так и отсутствовать. Её же наличие позволяет автору несколько предварить события и настраивать читателя на нужную волну.

Возвращаясь к видам композиции, отметим, что она также может быть обратной, кольцевой, зеркальной и тематической.

  1. Обратная композиция позволяет автору начать произведения с финальной сцены. Стоит заметить, что многим читателям она не нравится, так как теряется главный интригующий момент. Они считают, что ни к чему читать книгу, когда знаешь, чем она закончится. Момент, безусловно, спорный.
  2. Кольцевая композиция ещё называется композицией обрамления. Например, произведение заканчивается тем же описанием или той же сценой, с которой всё и началось. Как в сказке про золотую рыбку.
  3. Зеркальная композиция выстроена на симметрии некоторых эпизодов или образов. Замечательный приём воплощается в поэме А.Блока «Двенадцать».
  4. Тематическая композиция (в центре оказываются взаимоотношения центральных образов), в свою очередь, имеет три подвида. Она бывает последовательной (движение от одной мысли к последующей), может быть основана на развитии и трансформации центрального образа, а также на сопоставлении двух образов, взаимодействующих между собой (основной приём – антитеза).

Таким образом, обрисовав кратко основные моменты, мы завершаем разговор о композиции. Всё-таки возрождать знания нужно постепенно…

В следующей статье мы поговорим об экспозиции.

Новости:

1. Сегодня 31 марта – конец месяца, и я хочу отметить лучших читателей блога. Вот они:

Вдохновляйтесь и создавайте прекрасное

Подобные композиции своими руками можно делать к любому празднику или просто под настроение. К примеру, на Хэллоуин нечто подобное, как на Новый год, сооружается из маленьких тыкв, фигурок привидений, шляп ведьм и паутины. Просто к Празднику осени можно делать потрясающие композиции из осенних листьев, причем брать за основу не только круглый венок, но и простую бумагу А4, делая на ней интересные аппликации. Летняя композиция может вмещать в себя плоды, ягоды, листья, красные и зеленые ленточки. Ну а мотивы на морскую тематику легко создаются благодаря бирюзовому цвету, ракушкам и рыбацким сетям.

Композиция сказки

Своими незыблемыми особенностями отличается композиция произведений народного фольклора. Песни, сказки, былины создавались по своим законам построения.

Композиция сказки начинается с присказки: «Как на море-океане, да на острове Буяне …». Присказка часто сочинялась в стихотворной форме и порой была далека от содержания сказки

Сказочник присказкой привлекал внимание слушателей и ждал, когда его будут слушать не отвлекаясь. Потом он говорил: «Это присказка, не сказка. Сказка будет впереди»

Сказка будет впереди».

Затем следовал зачин. Самый известный из них начинается словами:Жили-были или «В некотором царстве, в тридесятом государстве…». Затем сказочник переходил к самой сказке, к её героям, к чудесным событиям.

Приёмы сказочной композиции, троекратный повтор событий: богатырь три раза сражается со Змеем Горынычем, три раза царевна сидит у окна терема, а Иванушка на коне долетает до неё и срывает кольцо, три раза Царь испытывает невесток в сказке «Царевна-лягушка».

Концовка сказки тоже традиционная, про героев сказки говорят: «Живут — поживают и добра наживают». Иногда концовка намекает на угощение: «Вам сказка, а мне баранков вязка».

Литературная композиция — это расположение частей произведения в определённой последовательности, это целостная система форм художественного изображения. Средства и приёмы композиции углубляют смысл изображённого, раскрывают характеристику персонажей. Каждое художественное произведение имеет свою неповторимую композицию, но есть традиционные её законы, которые соблюдаются в некоторых жанрах.

Во времена классицизма существовала система правил, которые предписывали авторам определённые правила написания текстов, и их нельзя было нарушать. Это правило трёх единств: время, места, сюжета. Это пятиактное построение драматических произведений. Это говорящие фамилии и чёткое разделение на отрицательных и положительных героев. Особенности композиции произведений классицизма ушли в прошлое.

Композиционные приёмы в литературе зависят от жанра художественного произведения и от таланта автора, который имеет в наличии виды, элементы, приёмы композиции, знает её особенности и умеет пользоваться данными художественными способами.

Процесс создания кольцевой композиции

Кольцевая композиция – это форма организации текста, при которой начало и конец сюжета или повествования тесно связаны между собой. Этот прием является достаточно сложным и требует тщательного планирования и работы с повествовательными элементами и структурой произведения. Вот основные этапы создания кольцевой композиции:

Выбор темы и идеи

Важно определить основную идею, которая будет пронизывать всю историю и связывать ее начало и конец. Такая идея может быть философской, символической или проникнутой особой эмоциональной силой

Она будет якорем, к которому будут привязываться все составные части произведения.

Построение структуры. После определения идеи следует задуматься о структуре произведения. Кольцевая композиция предполагает расположение событий, персонажей и повествовательных элементов таким образом, чтобы начало и конец соединялись и передавали одну и ту же смысловую нагрузку.

Центральный мотив. Для создания кольцевой композиции часто используется центральный мотив, который повторяется как в начале, так и в конце произведения. Это может быть образ, событие, символ или ключевая фраза, которые связывают произведение и придают ему цельность и гармонию.

Использование повторов. Кольцевая композиция строится на повторах и параллелях в сюжете и тексте произведения. Повторяющиеся элементы помогают связать начало и конец, создавая ощущение замкнутого круга.

Символика и образы. Отдельные символы и образы могут быть использованы для усиления эффекта кольцевой композиции. Эти символы и образы должны быть присущи как началу, так и концу произведения, создавая единый смысловой контекст.

Редактирование и правка
После написания первой версии произведения следует тщательно редактировать и править текст, обращая внимание на связь между началом и концом. Необходимо убедиться, что кольцевая композиция четко проявляется и передает задуманную идею.

Процесс создания кольцевой композиции – это творческий и сложный процесс, требующий внимания к деталям и работу с повествовательными элементами. Однако, прием кольцевой композиции может придать произведению особый эффект и заинтересовать читателя своей гармонией и цельностью.

Сюжет и композиция произведения

Название «Круг» касается и композиции рассказа, и сюжета. Рассказ и начинается, и заканчивается словами «во-первых». Произведение начинается с рассуждений главного героя — Иннокентия, сидящего в кафе, о причинах его беспокойства, но сказано об этом в конце рассказа. И там же указана первая причина беспокойства, две другие же «перетекают» в начало. Этими причинами оказывается «бешеная тоска по России» и сожаление об ушедшей молодости. Практически весь рассказ – это воспоминания героя о юности и о каникулах в Лешино, где его отец работал школьным учителем.

Иннокентий анализирует свои мысли и чувства, отношение к Годунову-Чердынцеву, вспоминает свою влюбленность в Таню, его дочь. Он вспоминает о ее признании в любви и о своем удивлении и недоверии. Герой вспоминает годы учебы и скитаний, вспоминает войну с немцами. В 1924 году он узнал о кончине Годунова-Чердынцева. С Таней Иннокентий встретился в Париже через несколько лет. С момента их последней встречи прошло 20 лет. Таня замужем и воспитывает дочь. Уйдя от Тани, Иннокентий отправился в кафе и почувствовал беспокойство. Первой причиной его беспокойства оказалось то, что Таня, как и раньше, неуязвима и привлекательна. Две другие причины указаны в самом начале произведения. Таким образом композиция замыкается в кольцо.

Даже сама жизнь Иннокентия идет по кругу. Спустя 20 лет герой осознает, что все это время он словно бежал по кругу. Он так же влюблен в Таню, он так же чувствует ее превосходство, и так же недоволен своей жизнью. Но к этому еще добавляется ощущение упущенной возможности – молодость прошла, а тоску по России ничем не излечить.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все на Запад
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: