Жизнь, размером в шесть шагов
“Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной” – так характеризует автор квартиру Раскольникова. Эта комната – своего рода пристанище, где нет тепла, уюта, нет жизни и движения. Раскольников перестаёт посещать университет, проводит дни, лёжа на оборванном, грязном диване. Запустение, отсутствие ярких красок и живых эмоций – делает квартиру похожей на гроб. Родион проводит в ней много времени без движения, ему душно и тесно, тошно от невозможности жить по-настоящему. Автор именно так и описывает жизненное пространство героя: “дурная квартира…точно гроб…”.
Сломанная мебель и покрытые пылью рукописи на столе студента-бедняка подчёркивают его “неживое” существование. Это описание не просто говорит о жизни героя, оно кричит о том, что предопределено человеку, вынужденному жить “в клетке”, низком чердаке, непригодном для полноценной жизни. Даже мать Родиона замечает, что дом оказывает влияние на сына – делает его “меланхоликом”, давит и угнетает.
В нашей статье изложено подробное описание комнаты Раскольникова с цитатами и анализом символики. Этот материал может быть полезен для написания творческих работ и характеристики образа главного героя романа.
Начнём с Мармеладовых.
Трагическая судьба Мармеладова (опустившийся чиновник, его пропадающая семья, пошедшая на панель ради близких чистая девушка) и Катерины Ивановны наглядно демонстрирует безвыходность и невозможность для них другой жизни.
От пьяного Мармеладова мы слышим вот эти знаменитые афоризмы:
Пойти Мармеладову некуда. Нищета для него – унижение, которое оправдывает любые поступки.
Пьяная толпа на Сенной площади, обесчещенная девочка на Конногвардейском бульваре окончательно определяют решение героя. Мысль исправить творящиеся вокруг несправедливости приходит в голову не только Раскольникову.
Об этом говорит и безымянный студент в трактире:
Вот эту идею, озвученную студентом в трактире, обдумывал и Раскольников.
Описание жилищ других персонажей
В романе отсутствуют абсолютно положительные герои. Угнетающая атмосфера безнадежности окутала практически все. Достоевский описывает другой Петербург: тот, где люди живут в «клетушках», а время проводят в небольших мастерских, где практически нет воздуха, или в вонючих кабаках. Автор применяет много прилагательных, создающих этот самый отвратительный мир, который хочется немедленно покинуть.
Немаловажную роль играет описание интерьеров в комнатах, где проживают другие герои романа. Жилище Мармеладовых оказывает еще более мерзкое впечатление, чем конура Раскольникова. Оно выглядело ужасно и безобразно. Вся семья прозябала в холодном углу, разделенном занавеской. Там была кровать, 2 стула, диван и стол из сосны. Постоянно стоял смрад.
Комната Сони Мармеладовой выглядела ничем не лучше: желтые потертые обои снизу одолела черная плесень. Она была сырой, поэтому тоже создавала впечатление убогого места.
Намного больше была квартира Порфирия Петровича — человека, расследовавшего убийство старухи. Относительно всех остальных он жил еще нормально. В комнате имелся столик небольшого размера и достаточно удобный диван. Кабинет имел средний размер. Это помещение сразу выдавало то, чем именно занимался герой.
Таким образом, Достоевский поместил всех персонажей в условия, соответствующие их характерам. Удручающий вид помещений ярче выделяет самих героев и помогает понять причины их поступков.
Юсуповский сад
От Кокушкина моста выходим на Садовую улицу и поворачиваем направо.
К Садовой от Кокушкина моста
Идём до Юсуповского сада.
Юсуповский сад
Этот яркий оазис среди городской застройки расположен в начале проспекта Римского-Корсакова. Как раз в 1863 году его сделали доступным для всеобщего посещения. И это не осталось без внимания Достоевского. Тогда в Петербурге увлекались уплотнительной застройкой и было не продохнуть. Поэтому очень часто в интеллигентной среде обсуждались вопросы благоустройства города. Достоевский также любил порассуждать на эту тему.
Юсуповский сад, одно из любимых мест отдыха Достоевского
Вот и в романе «Преступление и наказание» следую к месту преступления вдруг неожиданно думает о таких отвлечённый вещах:
«…даже очень было занялся мыслью об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях. Мало-помалу он перешел к убеждению, что если бы распространить Летний сад на все Марсово поле и даже соединить с дворцовым Михайловским садом, то была бы прекрасная и полезнейшая для города вещь».
Это лишний раз говорит о том, что Раскольников шёл на преступление скорее не из-за денег, а просто хотел поднять свою значимость.
В 1971 году 1,5 месяца рядом с Юсуповским садом, по адресу Римского-Корсакова дом 3, жила семья Достоевского. Они сняли эту квартиру, чтобы у их дочери была возможность гулять в саду в жаркие июльские дни.
Римского-Корсакова дом 3 , (левее желтого дома), здесь недолго жил Достоевский с семьёй
Обратите также внимание на длинный невзрачный розовый дом по улице Садовой 49 (доходный дом Кушелёва), напротив Юсуповского сада. Именно там жил Разумихин, человек с которым у Раскольникова было самое тесное общение
В последствии Разумихин женился на его сестре. В этом доме также жил тот самый «кабальный» издатель из реальной жизни Достоевского.
Доходный дом Кушелёва, Садоввая 49, здесь жил Разумихин из романа Преступление и наказание
Но мы выходим из Юсуповского сада и следуем далее по маршруту Петербург Достоевского — по Садовой до «Дома со шпилем».
Выходя из Юсуповского сада двигаемся налево по Садовой до дома со шпилем
Уровень комфорта и условия проживания
Раскольников жил в каморке, которая не отличалась высоким уровнем комфорта. Ее площадь была небольшой, достаточной только для самых необходимых вещей. Каморка состояла из одной комнаты, где располагалось небольшое окно, через которое еле пробивался свет. Однако, несмотря на отсутствие удобств, Раскольников всегда стремился сохранять чистоту и порядок в своей каморке.
В комнате была простая деревянная кровать с матрасом, на которой Раскольников спал. Рядом с кроватью стоял стол, на котором Раскольников работал над своими мыслями и написанием статьи. На стене висело несколько полок, на которых были разложены книги – главный источник развлечения и удовольствия для Раскольникова. Кроме того, в комнате был небольшой плетеный стул и пара старых шкафов, где хранились его вещи.
В отличие от многих других жильцов этого заброшенного дома, Раскольников имел доступ к общественной кухне и санузлу, что связано с его бывшим статусом студента. Однако, обоих удобств ему хватало только для самого простого усиления голода и поддержания минимальной гигиены. Раскольников не обращал должного внимания на свое физическое состояние и здоровье, предпочитая уделить все свое время и энергию своим мыслям и исследованиям.
Цитаты из романа описывающие комнату Раскольникова
Родион Раскольников снимает комнату № 14 в доме Шиля в Петербурге в Столярном переулке (С-м переулке):
— Часть 1, глава I— Часть 2, глава VI
Хозяйкой этого жилища является госпожа Зарницына, которая проживает рядом:
— Часть 1, глава I
Комната Раскольникова находится на верхнем 5-м этаже. Это небольшая комната, больше похожая на шкаф, шесть шагов в длину с очень низким потолком:
— Часть 1, глава I— Часть 1, глава III
Комната настолько мала, что можно, не вставая с постели, открыть дверь:
— Часть 2, глава I
В романе эту комнату называют каморкой, морской каютой, углом, шкафом, сундуком, гробом:
— Часть 2, глава V. Лужин впервые раз встречается с Раскольниковым
На стенах в комнате Раскольникова поклеены желтые обои с белыми цветочками. Обои выглядят старыми, «обшарканными». Яркий жизнеутверждающий, солнечный цвет из-за отсутствия ухода превратился в тусклый, грязный, унылый цвет, свидетельствующий о безжизненности героя:
— Часть 2, глава IV— Часть 5, глава V— Часть 2, глава I
Даже Соня Мармеладова, снимающая похожую комнату, была поражена бедностью обстановки Раскольникова:
— Часть 3, глава IV
Брать у Раскольникова было нечего, и он даже не запирал двери:
— Часть 3, глава IV.
Из мебели имеются три старых стула, стол, большая софа с истрепанной подушкой, маленький столик:
— Часть 1, глава III
В комнате есть окно с видом на внутренний двор, через которое по начам доносятся вопли пьяных посетителей питейных заведений:
— Часть 5, глава V— Часть 2, глава I
Сам Раскольников ненавидит свою комнату и называет конурой:
— Часть 5, глава IV— Часть 1, глава III— Часть 1, глава V
Бедная комната Раскольникова отрицательно влияет на его психологическое состояние:
— Часть 1, глава III
По словам матери Раскольникова, комната наполовину виновата в его «меланхолии», с чем соглашается и сам Раскольников:
Следующая цитата
В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский часто расселял своих героев на четвёртых или пятых этажах. Ко всем этим квартирам, квартиркам, каморкам вели лестницы. И ни в одном произведении Ф. М. Достоевского о Петербурге не уделяется столько внимания лестницам, как в романе «Преступление и наказание». По лестницам поднимаются, спускаются сотни людей, на лестницы выливают помои, на них выпускают смрад, копоть и табачный дым из убогих квартир, в которых всегда открыты двери на эти лестницы. Слово лестница употребляется в романе 85 раз. Путь Раскольникова — это буквально путь «вверх» и «вниз». Раскольников спускается и поднимается по лестнице 48 раз. Герои «мечутся» по этой лестнице жизни, то вниз, в бездну, то вверх, в неизвестность, к вере или идее. И ни одной нет широкой, просторной, освещённой, чистой.
Интересна ещё одна деталь, связанная с изображением лестницы в романе «Преступление и наказание»: лестницы в квартиры героев ведут вверх, это значит, что всё же есть хоть какой-то шанс духовного восхождения, а вот лестница в питейное заведение ведёт вниз.
— Часть 1, глава I
Туда идут сами, на своих ногах, а подниматься оттуда сами уже не могут. По такой лестнице на самое дно жизни спустился Мармеладов, с которым в питейном заведении знакомится Раскольников, тоже, кстати, преодолевший четыре ступеньки этой лестницы, ведущей вниз. Пока ещё Раскольников в состоянии подняться сам и помогает Мармеладову преодолеть подъём по ступенькам из подвального помещения, но по духовной лестнице поднять Мармеладова уже невозможно.
Таким образом, лестница в романе «Преступление и наказание» является не только частью интерьера, но и действующим лицом, как и сам город; это точка преломления, своеобразное мерило поступков героев, их нравственных качеств.
Отношение Раскольникова к своей комнате
Главный герой ненавидит своё жилище. Оно разрушает его и морально и физически. Отсутствие атмосферы жизни, элементарных вещей для быта и гигиены подчёркивает её несоответствие персонажу. “Грязный…мизерный диван” так же не подходит Раскольникову, как и его тягостное, безрадостное существование. Аристократичная внешность студента не вяжется с уродливой обстановкой. Он гаснет, ему тесно, хочется свободы, границы давят на сознание.
Окна квартиры выходят во двор, где слышны пьяные крики, ругань. “Пейзаж”, открывающийся из окна промозолил глаза квартиранту, он такой же безрадостный, как и его жильё изнутри. Грязно-жёлтые оттенки, которые использует автор для описания пространства героя придают его образу ещё более печальный плачевный вид, подчёркивают безвыходность ситуации. Квартира в произведении имеет, на удивление много синонимов: каморка, угол, шкаф, каюта, гроб, сундук. Не одно из этих названий не подходит для настоящей жизни. Домом жильё не называет никто – ни автор, ни герой.
Чистота и уход в каморке
Хотя каморка Раскольникова была маленькой и темной, он старался держать ее в чистоте и порядке. Внутри было только самое необходимое: кровать, стул, стол и небольшой шкафчик. Кровать была аккуратно заправлена, а на столе всегда стояла небольшая чашка с водой и мылом.
Раскольников регулярно убирался в каморке, вытирая пыль и моющи пол. Он старался сохранить чистоту, потому что это было единственное, что он контролировал в своей жизни. В каморке было много книг, которыми он пользовался для своих учебных исследований. Он всегда старался хранить их в порядке на полках шкафа и оберегать от пыли.
Несмотря на невыносимые условия жизни, Раскольников привносил в каморку элементы комфорта. Он устанавливал свечу на столе, чтобы яркое пламя освещало его работу и создавало атмосферу спокойствия. Все эти мелочи позволяли ему сконцентрироваться на своих мыслях и заботиться о своем внутреннем мире.
Через заботу о чистоте и уходе за своей каморкой Раскольников находил утешение и спокойствие. Во время непростых времен, эта маленькая комната становилась для него убежищем, где он мог найти покой и насладиться тишиной.
Квартира – как антитеза
Мы привыкли к тому, что о хозяине часто говорит его жилище: так и в быту, и в художественной литературе. Однако, у Ф.М. Достоевского большинство героев вынуждены жить в обстановке, которая их губит, притесняет, разрушает. Это не они выбрали себе дом, а жизнь загнала их в подобные жилища. Эта тенденция характерна практически для всех персонажей.
Если бы Раскольников мог купить себе дом, едва ли бы он выбрал ту каморку, в которой ему приходится обитать. Жильё главного героя находилось “под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру”. Красивый молодой юноша (“замечательно хорош собою”, “строен”) помещён автором в убогую, неказистую похожую на морскую каюту, клетку, комнатку.
Кроме того, проходя в свои “покои” Родион вынужден постоянно проходить мимо хозяйской кухни. Это делает его положение ещё более унизительным, учитывая то, что герой должен хозяйке крупную сумму за жильё. Для сравнения: старой отвратительной процентщице автор “выдаёт” просторный уютный, красивый дом с богатой обстановкой, где всё сияет чистотой. Противопоставление души героя и его пристанища яркий художественный приём в творчестве М. Ф. Достоевского.
Особенности обстановки каморки
- Каморка Раскольникова была маленькой и тесной.
- Помещение освещалось только одним маленьким окном, закрытым деревянными ставнями. Это создавало в каморке темную атмосферу.
- На стенах можно было увидеть потертую обоину, с трещинами и пятнами грязи.
- В комнате стояла старая скамейка с вышивкой, которая постепенно изнашивалась и теряла свой первоначальный вид.
- В углу каморки стояла железная кушетка, на которой Раскольников спал и отдыхал.
- Помещение было заполнено тяжелым воздухом, из-за отсутствия свежего воздуха.
- На полу можно было увидеть слой грязи и пыли, так как в каморке часто не проводилась уборка.
- В комнате отсутствовали удобства, такие как водопровод и санитарные условия. Вместо этого Раскольников использовал бачок.
- В углу каморки стоял загроможденный столик, на котором компактно размещались книги и письменные принадлежности.
- Следы пыли и грязи были заметны на предметах, что говорило о том, что каморка практически не посещалась и не убирается.
Оказывается, обстановка каморки Раскольникова была очень неблагоприятной. Тесное помещение, отсутствие света и свежего воздуха, потертая обоина и грязь создавали атмосферу уныния и дезориентации. Все это гармонировало с внутренним состоянием и ментальным разложением главного героя.
Лестница, ведущая в квартиру Сони
Лестница, ведущая в квартиру Сони, невысокая (Соня жила на втором этаже), но такая же узкая и мрачная, как и все остальные. Но это единственная лестница, бывшая с улицы; чтобы на неё попасть, не нужно было проходить через мрачные ворота или узкую подворотню, через двор-колодец.
— Часть 3, глава IV— Раскольников направляется к Соне. Часть 4, глава IV
Это единственная лестница в романе, которая даёт какую-то надежду на возможность выбраться к свету, подняться на хоть на одну ступеньку духовного воскресения. Именно по этой лестнице поднимается герой в бедную квартирку нелепой, неправильной формы, но в ней происходят самые «правильные» и важные события, с которых начинается моральное воскрешение героя, подобно Лазарю, библейскую легенду о котором читает Раскольникову Соня, сама всей душой веря и в собственное воскрешение.
13 ступеней и их значение
Достоевский всегда уделял большое внимание цифровой символике, поэтому 13 ступеней на лестнице появилось не случайно — это напоминание о 12 апостолах и Иисусе Христе. Раскольников живёт в мансарде под самой крышей, т
е. над всеми, и его теория строится на утверждении собственного превосходства, и получается, что он берёт на себя функции Бога, решая, кто достоин жить, а кто нет. Но в нумерологии число 13 обозначает разрыв с прошлым и разрушение иллюзий, что и происходит с героем. Чёртова дюжина — так называют число 13. Ежедневно проходя эту чёртову дюжину, Раскольников невольно впитывает её отрицательную энергетику, и становится очевидным, кто на самом деле руководит поступками героя.
Интерьеры квартир героев романа
Однако изображение Петербурга не может быть исчерпывающим без описания жилищ персонажей романа:
- Родиона Раскольникова;
- Сони Мармеладовой;
- Катерины Ивановны.
Жилье Раскольникова – маленькая каморка, в которой еле уместился старый диван, стол и шкаф:
Эта тесная комната превратила здорового молодого человека в маниакального злодея.
Тоску и уныние навевает и убогая обстановка в квартире Сони Мармеладов. Она вынуждена снимать комнату неправильной, даже уродливой формы, в которой не имеется даже самой необходимой мебели. Автор пишет, что эта комната была похожа на сарай. Хозяева квартиры – такие же бедные люди, как и Соня.
Для читателя самым шокирующим зрелищем становится знакомство с условиям жизни семьи Мармеладова. Чиновник, уволенный со службы, его чахоточная жена и маленькие дети вынуждены ютиться в проходной комнате. Им некуда спрятаться от скандалов пьяных соседей, от табачного дыма, от невоспитанных, бесцеремонных гостей. Жизнь Мармеладовых протекает на виду у все жильцов. Войдя в квартиру чиновника, Раскольников увидел «беднейшую комнату шагов в десять длиной». Здесь было душно, а с лестницы несло вонью.
Распивочная на Сенной, комната старухи-процентщицы, угол Дмитрия Разумихина – обстановка всех помещений похожа и мало чем отличается. А похожими их делают нищета и убожество.
Ф. М. Достоевский в описаниях пейзажа и интерьера чаще всего использует серый и желтый цвета. Они символизируют безысходность и тоску. В жизни людей, вынужденных жить в таком Петербурге, не осталось места счастье, любви и красоте. Каждый из них, вынужденный обитать в квартале для бедноты, видит серые облупленные стены домов, разбитую мостовую и бесчисленное количество вывесок, которые зазывают в питейные заведения. Ноги сами несут в эти распивочные, где за копейки можно вдоволь напиться, излить душу и напрочь забыться над стаканом.
Освещение и вентиляция каморки
Каморка Раскольникова, в которой он жил в бедности и страдал от голода, была лишена должного освещения и вентиляции. Эти недостатки отражались на его здоровье и состоянии души.
Окно в каморке было маленьким и выходило во двор, который был постоянно в тени. Скудное освещение внутри помещения создавало угнетающую и мрачную атмосферу. Раскольникову приходилось полагаться больше на свечи, которые он одержимо наблюдал, часто заглядывая в стеклянные глаза их пламени.
Отсутствие природного освещения также влияло на психологическое состояние героя. Мрачность и затхлость каморки отражали его внутреннюю обездоленность и отчаяние. Пространство казалось еще более тесным и угнетающим из-за отсутствия света.
Вентиляция в комнате также была практически отсутствующей. Плохое естественное освещение в сочетании с недостатком свежего воздуха могло привести к запыленности и духоте. Вентиляционные отверстия были недостаточными или полностью отсутствовали, что могло усугублять запахи и негативно сказываться на физическом и психическом здоровье Раскольникова.
Освещение и вентиляция, или скорее их отсутствие, в каморке Раскольникова были отражением его несчастной жизненной ситуации и его внутреннего состояния. Они играли важную роль в создании атмосферы угнетения, страха и трагизма, которые наполняли помещение.
Вознесенский мост
В романе «Преступления и наказания» часто упоминаются мосты канала Грибоедова. На них Раскольников предаётся мыслям. Один из таких мостов — Вознесенский. Точно нельзя сказать на каком именно мосте происходили события, исследователи расходятся во мнениях. Но скорее всего это был именно Вознесенский мост.
Вознесенский мост
Достоевский детально описывает пейзажи города, которые можно было наблюдать с этого моста.
«Раскольников прошел прямо на –ский мост, стал на средине, у перил, облокотился на них обоими локтями и принялся глядеть вдоль… Склонившись над водою, машинально смотрел он на последний, розовый отблеск заката, на ряд домов, темневших в сгущавшихся сумерках, на одно отдаленное окошко, где-то в мансарде, по левой набережной, блиставшее, точно в пламени, от последнего солнечного луча, ударившего в него на мгновение, на темневшую воду канавы и, казалось, со вниманием всматривался в эту воду. Наконец в глазах его завертелись какие-то красные круги, дома заходили, прохожие, набережные, экипажи – все это завертелось и заплясало кругом
Вдруг он вздрогнул, может быть спасенный вновь от обморока одним диким и безобразным видением».
Вознесенский мост, где стоял Раскольников после преступления, вид на Кокушкин мост
В это время его отвлекает сцена — Афросиньюшка бросилась с моста топиться. Городовой ринулся её спасть. У Раскольникова появились мысли, а не сделать ли тоже самое. Ему стало противно и он отбросил эти мысли. Суть в том, что после убийства он не почувствовал облегчения и не ощутил собственной значимости.
Вознесенский мост, где стоял Раскольников и увидел как бросилась в воду Афросиньюшка, вид на Подьяческий мост
И деньги ему стали не нужны. Он пошел по Вознесенскому проспекту, чтобы найти место куда их спрятать. По адресу Вознесенский дом 3-5 (доходный дом Гавриловой) он находит выемку под камнем и оставляет там деньги. Украденным он так и не воспользовался.
Чуть ближе, по адресу Вознесенский 22 была гостиница Блюмера, где разместились его мать и сестра. Разумихин снял для них там самый дешевый номер. Как отзывался сам Раскольников — здесь грязь и вонь. 20 июля он идёт туда с ними прощаться перед походов с повинной в полицию.
Это день Илии пророка. Идёт очистительный дождь. Свидригайлов из-за отвергнутой любви застрелился, а Раскольников раскаялся.
Каморка как отражение стремлений героя
Каморка Раскольникова изначально представляет собой маленькое, темное и угрюмое помещение. Описания в романе подчеркивают его неприглядность и отстраненность от внешнего мира. Это отображает психологическое состояние героя, его изоляцию и отчуждение от общества.
Однако, каморка также имеет глубокий символический смысл. Она становится местом, где Раскольников отказывается от внешних судеб и навязанных норм, и начинает свою философскую и моральную рефлексию. Это пространство выступает как место, где он с трудом борется с самим собой, своими идеями и стремлениями.
Каморка |
Стремления героя |
Темное и заточенное помещение |
Желание избавить общество от «ненужных» людей через совершение преступления |
Отсутствие света и воздуха |
Отчуждение от общества и отказ от влияния его норм и ценностей |
Теснота и скованность |
Борьба с внутренними конфликтами и своими эгоистическими мотивами |
Каморка Раскольникова также становится местом, где он осуществляет свой преступный план. Это подчеркивает его смелость, решимость и готовность идти на крайние меры, чтобы доказать свою интеллектуальную и философскую теорию о «надменной смерти». Каморка становится ареной, где Раскольников борется за свою собственную историческую истина и пытается найти смысл в своих поступках.
Таким образом, каморка Раскольникова в романе «Преступление и наказание» играет важную роль в отражении стремлений и философии героя. Она символизирует его изоляцию, борьбу с самим собой и внутренние конфликты, а также становится местом осуществления его преступного плана. Эта каморка становится метафорой для его внутреннего мира и философии, и способом показать сложность и противоречивость его характера и стремлений.