Сексуальность и гендерная идентичность
Почему ощущаемый пол не всегда соответствует биологическому, а биологический не всегда коррелирует с влечением?
Сексуальность человека имеет векторально обусловленные особенности и при благоприятном развитии приводит к формированию гетеросексуальных мужчин и женщин. Чем больше врожденных векторов у человека, тем больше оттенков у его сексуальности.
Гомоэротическое влечение и гомосексуальная ориентация, как и отрицательная гендерная идентичность, — это всегда следствие особенностей психосексуального развития.
Первые претенденты на гомосексуальность — это идеально мужественные, даже брутальные, мужчины с анальным вектором. Одаренные от природы двойным либидо, при сильных фрустрациях они могут ощущать непреодолимое сексуальное влечение к людям своего пола. Чаще всего — к кожно-зрительным мальчикам.
Кожно-зрительные мальчики нередко вступают в интимные отношения с мужчинами. Только руководствуются уже не влечением, а бессознательным поиском чувства защищенности и безопасности. Они используют свою сексуальность для сохранения себя, пусть и рядом с мужчиной. Небрутальные, неагрессивные, они часто сами приписывают себе противоположный пол, по факту являясь полноценными мужчинами.
Что касается женщин, у них нет гомосексуальности — есть гомоэротика. Влечение к своему полу может возникать либо между уретральной и кожно-зрительной, либо у звуковых женщин. В первом случае обе женщины имели психические травмы в детстве, что отразилось на их взрослых отношениях с противоположным полом (и с лицами своего пола). В такой паре доминирует уретральная женщина. Она в принципе не ограничена какими-то запретами и открыта для любых экспериментов. Если в детстве ее психику серьезно подавляли, у нее формируется определенный комплекс, в результате которого она не хочет быть девочкой и бессознательно разыгрывает мужской сценарий. Конкурирует с мужчинами и пытается доказать свой ранг. В том числе вступает в отношения с женщиной — с кожно-зрительной женщиной, природной парой для уретрального мужчины. Звуковая девушка с нераскрытым и нереализованным желанием к наполнению смыслами уходит в отрицание своего природного пола как в спасительную идею. Находясь в депрессии, не чувствуя связи с собственным телом и влечения к противоположному полу, она решает, что природа ошибочно поместила ее душу не туда.
Анально-звуковые девушки притягиваются друг к другу по равенству свойств. Анальному вектору свойственно непреодолимое стремление к созданию семьи, чему могут мешать все те же звуковые пустоты. Нередко увидеть себя в союзе с мужчиной женщине мешает еще и негативный опыт, который имеет особую ценность именно в анальном векторе. В итоге такие девушки живут друг с другом.
Эти влечения формируются как результат неудовлетворительной реализации звукового вектора — на уровне идеи. И как любая идея являются заменителем (сублимантом) работы звукового вектора. Как только открывается возможность адекватного наполнения их звуковых желаний — идеи о смене пола и создании лесбийских отношений отпадают сами собой.
Потенциал звукового вектора реализуется по назначению — возвращается душевный комфорт и принятие себя как женщины в своей природной роли, появляется возможность получать удовлетворенность от жизни в традиционных отношениях.
В одной статье невозможно показать всю палитру сексуальности человека. Она складывается из всех особенностей психики. Психика сложная — у нас по несколько векторов, разный опыт, а главное — условия взросления. Причин сбоев и поломок может быть множество, мы показали лишь часть.
Раскрыть все свои особенности и причинно-следственные связи их формирования каждый может самостоятельно на тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология». Психоаналитическая работа, совершаемая на тренинге, терапевтична и вместе с осознанием корней дискомфорта приносит облегчение и радость. Это касается как тех, кто испытывает трудности гендерного самоопределения, так и тех, кого эта тема задевает или интересует.
Поддержка для genderfluid
Люди, идентифицирующиеся как genderfluid, могут столкнуться с различными проблемами и вызовами в обществе
Важно создать поддержку и понимание для них, чтобы помочь им чувствовать себя комфортно и принятыми. Вот несколько способов, которыми можно поддержать genderfluidных людей:
- Уважайте их идентификацию. Проявляйте уважение к тому, как они идентифицируют себя и используйте соответствующие им прономинации. Это поможет им чувствовать себя признанными и принятыми.
- Образовывайтесь. Изучите больше информации о genderfluidности и других гендерных идентичностях, чтобы получить больше понимания и быть готовыми к диалогу и поддержке.
- Слушайте и задавайте вопросы. Если у вас есть вопросы о genderfluidности или об опыте конкретного человека, не бойтесь задавать эти вопросы с уважением и открытостью. Но помните, что каждый индивидуум уникален, и опыт одного человека не представляет всех genderfluidных людей.
- Поддерживайте их в профессиональной среде. Если вы работаете в компании или организации, создайте в ней дружественную и включающую среду, где люди могут быть открытыми по поводу своей гендерной идентичности и получить необходимую поддержку.
- Будьте их союзником. Помогайте в борьбе с дискриминацией и неравенством, делайте активное участие в создании более включающего общества для всех.
- Уважайте их приватность. Если вам доверили информацию о своей гендерной идентичности, помните, что это личное и сохраняйте конфиденциальность.
Пользуясь этими подходами, можно создать поддержку и уважение для genderfluidных людей, помочь им преодолеть сложности и построить более инклюзивное общество для всех.
Изменчивость genderfluid
Genderfluid — это идентификация гендера, которая предполагает изменчивость и изменение гендерного опыта и выражения с течением времени. У людей, определяющих себя как genderfluid, их гендер может колебаться между различными идентификациями и выражениями, которые могут быть связаны с мужским, женским или небинарным гендером в разные периоды.
Изменчивость genderfluid может проявляться как через преференции в одежде и стиле, так и через предпочтения в отношении способов коммуникации и поведения. Некоторые люди могут часто менять свою идентификацию гендера и выражение, в то время как у других это может происходить менее часто или иметь более предсказуемый шаблон.
Некоторые признаки изменчивости genderfluid:
- Изменение одежды и стиля: Люди genderfluid могут предпочитать разные стили одежды и иметь возможность выражать различные аспекты своей личности через свой внешний вид.
- Изменение предпочтений в общении: Люди genderfluid могут менять свои предпочтения в том, как они хотят, чтобы их обращались (например, по имени и место по половому определению) в зависимости от своей текущей идентификации.
- Изменение гендерных выражений: Люди genderfluid могут менять то, как они выражают свой гендер, как через физические характеристики, так и через свое поведение и выражение.
Важно отметить, что каждый человек, определяющий себя как genderfluid, имеет уникальный опыт и могут существовать различные модели идентификации внутри этой общей категории. Понимание изменчивости genderfluid помогает нам развивать более включительные и гуманные общества, где каждый человек имеет право на собственное самоопределение и на то, чтобы быть признанным в своих идентификации и выражении гендера
Понимание изменчивости genderfluid помогает нам развивать более включительные и гуманные общества, где каждый человек имеет право на собственное самоопределение и на то, чтобы быть признанным в своих идентификации и выражении гендера.
Характеристики genderfluid
Гибкость и изменчивость: Genderfluid – это термин, описывающий людей, чей идентификационный пол может меняться со временем. Они могут переходить от одной половой идентификации к другой или чувствовать себя одновременно как мужчины, женщины или нейтрального пола.
Неустойчивость гендера: Genderfluidные люди могут чувствовать себя неустойчивыми в своей половой идентификации. Они могут испытывать различные половые идентификации в разное время и при разных обстоятельствах.
Индивидуальный опыт: То, как genderfluidная личность чувствует свою половую идентичность, может быть совершенно уникальным для каждого человека. Они могут предпочитать специфические термины для описания своей половой идентификации и использовать различные многообразные выражения.
Социальное принятие: За genderfluidными людьми не всегда легко сохранить стабильность своей половой идентификации в обществе, которое обычно ожидает, что люди будут идентифицироваться как мужчины или женщины
Это может вызывать чувство непонимания и нелегкость в общении.
Аутентичность и самоопределение: Для genderfluidных людей важно быть в состоянии идентифицироваться и жить в соответствии с тем, кем они себя ощущают, даже если их половая идентификация может меняться со временем. Они стремятся к самоопределению и принятию своего истинного «я».
Этапы половой идентификации
Половая идентификация – это стадиальный процесс. У разных авторов число стадий не одинаково. Я.К. Коломинский и М.Х. Мелтас, что полоролевая идентичность делится большинством авторов на две составляющие:
- половая идентичность – понимание принадлежности себя к определенному полу; единство сознания и поведения индивида, относящегося себя к тому или иному полу. (З. Старовия.)
- собственно полоролевая идентичность – значение и усвоение ролей мужчин и женщин.
С. Томпсон выделяет в раннем развитии половой роли три этапа:
1) ребенок узнает, что существует два пола.
2) он включает себя в одну из этих категорий.
3) на основе самоопределения он руководит своим поведением, выбирая и предпочитая новые формы поведения.
Три этапа выделяют и другие авторы, правда, их содержание расходится с этапами выделенными С.Томпсоном: ребенок сначала усваивает половую идентичность, затем убеждается в необратимости пола во времени, и наконец у него возникает понимание того, что пол является константной характеристикой человека.
Ш. Берн описывает четыре стадии установления половой идентичности:
- Гендерную идентификацию.
- Гендерную константность.
- Дифференциальное подражание.
- Гендерную саморегуляцию.
Исходя из этого, следует раскрыть понятия гендерная идентичность. В плане гендерной психологии словосочетание гендерная идентичность означает и отождествляет себя с определенным полом и отношением к себе как к представителю определенного пола и освоение соответствующих ему форм поведения и формирование личностных характеристик.
В связи с гендерной идентичностью у человека возникает и целостное представление о себе. С раннего возраста человек отождествляет, себя с определенным полом у него возникает субъективной «чувства пола» и развиваются определенные характеристики личности – маскулинности и феминости.
Счастье осознанного выбора
Можно ли выбрать пол сознательно?
Верным, то есть по-настоящему счастливым, этот выбор будет тогда, когда сознание будет согласовано с бессознательным.
Когда человек знает себя по-настоящему, знает свою природу, а значит, истинные желания — кроссгендерные идеи не возникают.
Нам дано все для того, чтобы быть абсолютно счастливыми прямо сейчас. Осознание своих врожденных свойств во всей их полноте делает жизнь ярче, счастливее, богаче.
Понимание корней нетрадиционной гендерной идентичности может помочь тем, кого это задевает, освободиться от негативного заряда, поняв, что не всегда у людей на самом деле есть выбор. Мы не выбираем, где и когда родиться, не выбираем ни психику, ни родителей, ни детство.
Кому-то понимание причинно-следственных связей поможет определиться с собственным гендером. Кому-то, уже сделавшему выбор, — избавиться от дискомфорта. А кому-то — избавить от дискомфорта и собственной неприязни других, которые, как и каждый, желают и достойны счастья, какой бы ориентации они ни были.
Виды гендерной идентичности. В чем же разница?
Леди, джентльмены и другие
Двух видов гендерной идентичности давно уже недостаточно для описания реального положения дел. Помимо традиционных феминной и маскулинной, исследователи выделили также андрогинную и недифференцированную гендерные идентичности.
То, что называют маскулинностью и феминностью, все чаще и все более благополучно сосуществует в одном человеке. Наблюдения показывают, что вместе они могут быть более или менее ярко выражены в каждом отдельном случае — отсюда и деление на андрогинную и недифференцированную. Андрогинами называют людей с яркими признаками обоих полов.
Мода на андрогинность в устойчивом тренде последние несколько десятков лет. В российской глубинке, не вполне вовлеченной в ценности западной масскультуры, женственного вида мальчиков могут даже избить, а в цивилизованном мире эти хрупкие ангелоподобные юноши становятся звездами и секс-символами. К слову, большинство из них состоят в отношениях с женщинами, становятся отцами. Несмотря на внешнюю схожесть со слабым полом, это самые настоящие мужчины. Так же как и мужественного вида женщины — самые настоящие женщины.
Андрогины-близнецы. Корень сходства и отличий
Тильда Суинтон — признанная икона андрогинной эстетики, сыгравшая побывавшего и мужчиной, и женщиной Орландо, как близнец похожая на Дэвида Боуи и сыгравшая и его тоже, — самая что ни на есть женщина, мать двоих детей. Как и сам Дэвид, законодатель моды на андрогинию, — самый настоящий мужчина, муж и отец.
Что делает Тильду и Дэвида такими похожими? Ведь не только рост, прическа и провокативные наряды?
Психика!
Тильда Суинтон и Дэвид Боуи — «векторальные близнецы». У обоих есть звуковой, зрительный и кожный векторы. Кожно-зрительная связка у мужчины делает его демонстративным, артистичным и «женственным», кожно-звуковое сочетание в женщине делает ее «мужественной» и строгой. Так как психика первична относительно тела, то и телосложение, и темп движения, и манеры у людей с одинаковым набором векторов в одинаковом состоянии тоже идентичны.
Подобное чудесное сходство можно увидеть, например, в деревнях. Мышечный дед и мышечная бабка — словно отражение друг друга. Одно телосложение, одна походка, одни желания, а значит — один характер. Но при этом он — несомненный мужчина, а она — безусловная женщина.
Стереотипы устарели — пора узнать себя настоящих
Вектор — набор врожденных желаний и свойств — это база для формирования и тела, и характера.
Векторальные свойства даются одинаково мужчинам и женщинам, и разница в их проявлении больше зависит от уровня развитости, чем от пола. Любое человеческое свойство — свойство векторальное, а не гендерное. Поэтому такая путаница.
Нежность — это свойство кожного вектора, чувствительность, чуткость — зрительного. Их сочетание делает мужчину женственным в нашем восприятии, если это восприятие базируется на стереотипах.
В чем корень отличия между мужским и женским? Женская психика — получающая, мужская — отдающая. Корневое желание женщины — получить защищенность и безопасность, алиментацию и потомство от мужчины. Мужчина все самое главное — наслаждение от оргазма, возможность продлить себя во времени — получает от женщины. Ради этого 95 % мужчин готовы на все — даже на убийство и смерть. Мужская психика — это желание к женщине.
Такое же желание к женщине есть и у кожно-зрительного мальчика. У него нет способности убивать, зато есть собственный запрос на защищенность и безопасность вследствие отсутствия видовой роли. Это и отличает его от 95 % мужчин.
Кожно-зрительные мужчины — самые настоящие мужчины, и душой и телом. Просто они новые для общества и новые сами для себя. Без понимания корня отличий эти антибрутальные представители человечества и сами могут ошибочно решить, что они не мужчины или не совсем мужчины.
Роковых ошибок, как и фонового жизненного дискомфорта, легко избежать, разобравшись в смысле данных природой свойств, которые и делают нас такими разными или такими похожими.
«У всех есть свои недостатки» (с )
А главное — неистребимое желание быть счастливым во что бы то ни стало. Развитое общество дало каждому право на счастье, а природа — все необходимые свойства.
Гендерная дисфория — это маркер. На индивидуальном уровне маркер того, что в душе существует неосознанная непроработанная боль. На уровне общества — это свидетельство незнания нами самих себя и того, как гармонично воспитывать детей.
Наряду с проблемами гендерного самоопределения человек совершенно точно переживает неосознаваемые страхи и/или неразрешимый внутренний конфликт, а в нашей стране — еще и невыносимый стыд за то, чего он не выбирал.
Осознание своей природы дает счастье. А счастья достоин каждый и может получить его сполна, при любых особенностях.
Половая роль
Термин «половая роль» соотносится интериоризацией норм, определяющих мужское и женское поведение в данной культуре. Начиная с раннего детства человек быстро идентифицирует свойственные и не свойственные каждому полу варианты поведения; подобная ассимиляция не является результатом намеренного обучения, она скорее продукт постепенного усвоения ряда норм, определяющих адекватное поведение.
Современная социально-психологическая наука различает понятия пол и гендер. Понятие «пол» использовалось для обозначения анатомо-физиологических особенностей мужчины или женщины, то есть биологическими особенностями человека. Понятие «гендер» обозначает сложный социокультурный процесс формирования обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках и сам результат — социальный конструкт гендера.
Теория социального конструирования гендера основана на двух постулатах:
- гендер конструируется посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьей, средствами массовой информации.
- гендер конструируется и самими индивидами на уровне их сознания, принятия заданных обществом норм и ролей и подстраивания под них (в одежде, внешности, манере поведения и т. д.) Эта теория активно использует понятия гендерной идентичности.
Возникновение половой идентификации объясняется различными теориями, которые подчас отличаются друг от друга.
Теория социального научения, опираясь на бихевиористский принцип обусловливания, утверждает, что все зависит от родительских моделей, которым ребенок старается подрожать, и от подкреплений, которые дают поведению ребенка.
В большинстве этнокультур на протяжении столетий, маскулинность — феминность как полярные предписания социального полового поведения служили ведущим, жестким ориентиром усвоения половой роли.
Половые роли — вид социальных ролей, они имеют нормативный характер, выражают определенные социальные ожидания (экспектации), появляются в поведении. На уровне культуры половые роли существуют в контексте определенной системы половой символики и стереотипов маскулинности и фемининности. Принятие и усвоение индивидом определенной половой роли дает ему половую идентичность, с которой в дальнейшем соотносятся самосознание личности и все свойства его поведения.
История формирования понятий
В представлениях о гендерной идентичности можно выделить четыре этапа (хотя этот термин появляется только в 1970-х гг. ранее существовали его аналогии: половая или полоролевая идентификация, отождествление себя с определенным полом и т.д.).
Рассмотрим в краткой форме данные этапы:
Первый дофрейдовский, этап относится к началу 20-х гг. В ранних исследованиях посвященных психологии женщин, отражалось наивное житейское представления о том, что женщина должна соответствовать некому идеалу (женственности).
Второй этап связан с деятельностью З.Фрейда, позднее его последователей и охватывает период с 1920 – 1970-х гг. В своей работе «Женственность» Фрейд изобразил женщин завидующим мужской анатомии и заключил, что «феминными» чертами является пассивная зависимость и склонность к подчинению.
К третьему этапу относятся период с 70-80 х-гг (Сандра Бем и Джудит Спенс). Для объяснения различных вариаций гендерной идентичности они привлекли идею андрогености. Термин «андрогиния» вводится в качестве ярлыка для обозначения индивидуумов, чья оценка высока относительно как инструментальных, так и экспериментальных черт, которые определяются именно их методикой. В этом смысле авторы связывают значение андрогинии с определениями, даваемыми этому термину в словарях (например, в словаре Вебстера андрогинными называются лица, «имеющие характеристики или природу как мужчин, так и женщин»).
Четвертый этап характеризует разочарования после одушевления.
Как отмечалось выше, до начала 1990-х гг. гендерная проблематика как таковая в отечественной психологии не развивалась, исследования были сосредоточены главным образом в области психологии пола, психологии половых различий, психологии семьи и брака.
Одна из первых кто отметила, увеличение количества научных работ в которых представлены результаты эмпирического изучения психологических различий между людьми разного пола, была И.С. Клецина. Однако, по ее мнению, не следует рассматривать, эти работы как гендерно ориентированы даже в тех случаях, когда в познании присутствует слово «гендер». В настоящее время граница между психологией пола и гендерными исследованиями в психологии проведена: «теоретико-методологическим основанием психологии пола является биодетерминиская парадигма, а гендерные исследования в психологии базируются на социально – конструктивной парадигме».
Идентичность
Идентификация – психологическая категория, отражающая процесс и результат эмоционального самоотождествления индивида с другим человеком, групп, образцом или идеалом. Термин «идентификация» берет начало в психоанализе, в котором интерпретируется главным образом как бессознательный процесс, подражание поведению или определенным качествам того лица, с которым индивид себя отождествляет. Введено З. Фрейдом, понимается как один из существенных механизмов формирования личности – моральной – инстанции супер – Эго: чтобы подавить свои инстинкты и тем избежать наказания, ребенок часто отождествляет себя с родителями, с авторитетными лицами. В работе А. Фрейд идентификация толкуется как один из механизмов защиты своего «Я». Этот механизм включает более частные механизмы интроекции и проекции.
Описанный впервые З.Фрейдом феномен идентификации интенсивно изучался в последующие десятилетия представителями самых разных областей психологической науки: детскими и медицинскими психологами, социальными психологами. Выполненные исследовательские и научные работы можно условно разделить на две не равные между собой группы. К первой из них, включающей громадное большинство исследований идентификации, относятся работы, касающиеся тех или иных аспектов проблемы социализации личности. Другая часть исследований идентификации связана с анализом процессов межличностного влияния, оказываемого друг на друга непосредственно общающимися индивидами, членами тех или иных человеческих групп.
В психологии понятие «идентичность» используется относительно недавно. С появлением и распространением психоанализа происходит в высшей степени любопытный поворот в осмыслении феномена «идентичность». Если прежде вопрос состоял, в том, как ее обнаружить, вывести на свет сознания, то теперь проблема смещается в другую плоскость: наше «истинное Я» т.е. идентичность, ускользает от осознания, не хочет быть обнаруженной. Если до Фрейда вели речь о том, как отделить подлинное содержание личности от неподлинного, то в психоанализе ситуация принципиально меняется: речь идет не о скрытой, а о скрывающейся идентичности. Причем скрывающейся не только от других, но и от себя. Наше «Я» строится из иллюзии относительно себя самого. Психологические аспекты проблематики идентичности интенсивно разрабатываются постфрейдовском психоанализе и, в частности, в революционных исследованиях Лакана. Речь здесь идет о складывании индивидуальности как возможного целого. То, что философы обозначают в качестве «самости» или «субъективности», отнюдь не представляет собой не какой естественной данности или само собой разумеющейся сущности. Эту мысль можно проследить в наблюдении за развитием младенца, человеческого детеныша в возрасте до 6 мес. вообще не является психическим целым. Он представляет собой «фрагментарное тело». Периодом между полугодом и полутора годами Лакан называет «зеркальной» стадией. Формирование «Я» или личности, или персональной идентичности, и в возрасте 18 мес. до 3 лет ребенок проходит «эдипальную стадию».
И наконец, широкое распространение «идентичности» и главное его введение в междисциплинарный научный обиход связано с именем Эрика Эриксона. Более того, если встреча философского и социологического словоупотребления и произошло, то случилось это именно благодаря Эриксону, активно работающему в 60-е годы. Приблизительно с середины- конца 70-х годов термин «Идентичность» прочно входит в словарь социально-гуманистических наук. Под идентичностью Эриксон понимал – чувство самотождественности, собственной эстетичности, полноценности, сопричастности миру и другим людям. Чувство обретения, стабильности владения личностью собственного « независимо от изменений последнего и ситуации: способность личности к полноценному решению задач, встающих перед ней на каждом этапе развития».
Следует развести два таких понятия как половая идентичность и гендерная идентичность. До последнего времени в роботах отечественных исследователей: В.С.Агеева, И.С.Кона, Т.А.Репиной, Я.Л.Коломинского и др. использовались термины «психологический пол», «половая идентичность», «полоролевые стереотипы», «полоролевые отношения».