Способы помощи и поддержки людей с интеллектом субнорма
Люди с интеллектом субнорма, или люди с ограниченными интеллектуальными способностями, нуждаются в дополнительной помощи и поддержке в повседневной жизни. С помощью специальных подходов и программ, можно улучшить качество их жизни и содействовать их интеграции в общество. Вот несколько способов помощи и поддержки для таких людей:
1. Индивидуальная образовательная программа
Индивидуальная образовательная программа (ИОП) позволяет адаптировать обучение и предоставить дополнительную помощь в образовательном процессе. Эта программа учитывает индивидуальные потребности и способности каждого человека, помогая ему успешно освоить необходимые знания и навыки.
2. Развитие социальных навыков
Важно развивать социальные навыки у людей с интеллектом субнорма для их успешной интеграции в общество. Коммуникация, умение работать в группе, решение конфликтов — все это необходимо для полноценной жизни и работы в обществе
Специальные тренинги и групповые занятия могут помочь в развитии этих навыков.
3. Трудоустройство и профессиональная поддержка
Для людей с интеллектом субнорма важно найти подходящую работу, которая учитывает их специальные потребности и возможности. Работодатели и помощники могут оказывать необходимую поддержку и адаптировать рабочие места для этих людей
4. Семейная поддержка и взаимодействие
Роль семьи в поддержке и развитии людей с интеллектом субнорма очень важна. Семья может стать основной опорой, помогая в повседневных задачах, общении, образовании, содержании социальных связей. Регулярное взаимодействие с семьей способствует успешной адаптации и интеграции.
5. Поддержка общественного сектора
Государство и общество могут предоставлять различные виды поддержки, финансирования программ и услуг для людей с интеллектом субнорма. Медицинская помощь, социальные услуги, реабилитационные центры и другие организации могут играть важную роль в помощи и улучшении качества жизни для этих людей.
Все эти способы помощи и поддержки помогают улучшить качество жизни людей с интеллектом субнорма и содействуют их интеграции в общество. Стремление к равенству и включению должно быть основой всех подходов к таким людям, чтобы они могли раскрыть свой потенциал и жить полноценной жизнью.
Уровень интеллекта
О способах измерения интеллекта ученые стали задумываться в XIX веке. Англичанин Ф. Гальтон проявление интеллектуальных способностей рассматривал как степень выраженности определенных функций – восприятие размера, цвета, звуков, света, прочего – сенсорное различение. Было произведено измерение физических параметров (рост, окружность головы, прочее) и проведены тесты (включающие показатели зрительных различений) 10 тысяч людей. При сравнении результатов оказалось, что научные деятели не отличаются от других индивидов.
Затем проводились научные исследования способностей детей с учетом возраста – чтобы распределить учащихся в школе по их одаренности. Французскими учеными А. Бине и Т. Симоном была создана тестовая батарея, оценивающая умственное развитие детей 3-13 лет. Показатель учитывал уровень психического развития в определенном возрасте, что проявляется в наличествующих познавательных функциях и уровне усвоения материала.
В. Штерн предложил измерять уровень интеллекта, используя коэффициент IQ, показывающий отношение умственного возраста к хронологическому.
Что такое IQ человека? Аббревиатура IQ расшифровывается как intelligence quotient, что в переводе с английского так и звучит – уровень интеллекта. Взят за основу шкалы Стэнфорд-Бине, которая сегодня является действующей методикой оценивания интеллектуального развития ребенка.
Позже Д. Векслером был создан первый тест, предусматривающий шкалу для оценки интеллекта детей и взрослых. Тест предлагает задания, одинаковые для всех возрастов. Правильное количество ответов сравнивают со средним количеством ответов соответствующей возрастной группы.
Классификация предусматривает уровни, основанием для причисления к ним является частота встречаемости показателя.
IQ у нормального человека – 90-109, низкая норма – 80-89, 110-119 – хорошая норма, 120-129 — интеллект выше среднего, 130 и выше – это очень высокий уровень интеллекта.
Сначала бытовало мнение, что IQ человека практически неизменен на протяжении жизни. Или может стать ниже – из-за возраста или болезней. Но исследования показали, что в подростковом возрасте умственные способности человека могут претерпеть изменения. Это связано с развитием головного мозга. Его левая область отвечает за вербальный интеллект – становится активной во время речи. Невербальный IQ возрастает при уплотнении переднего мозжечка – эта зона ответственности за движения рук. Изменения в областях мозговых полушарий вызывают изменение уровня интеллектуальности, особенно это актуально для подростков. Признак высокого интеллекта у подростков в 14 лет – IQ выше 85.
Признаки высокого интеллекта
Что это значит — интеллект выше среднего? Можно ли определить высокоинтеллектуальную личность по поведению? Признаками высокого интеллекта у человека считаются следующие факторы:
- Объективное отношение к себе. Человек четко осознает, что его запас информации ограничен, но он в любой момент может обучиться знаниям и навыкам. При этом он не станет стесняться попросить помощи у окружающих. Обычно, чем ниже интеллектуальные способности личности, тем выше у нее мнение о своих познаниях.
- Любознательность. Если обычный индивид принимает окружающий мир как должное, то высокоинтеллектуальная личность интересуется множеством вопросов, восхищаясь многообразием возможностей. Это порождает новые идеи и пути реализации планов.
- Постоянный самоконтроль. Высокий интеллект – это способность уметь стратегически планировать, не принимая импульсивных решений. Такой человек при альтернативе всегда выберет вариант, который более прибылен, даже если реализация займет больше времени.
- Занятия спортом – обязательны, но без желания. Среднестатистические граждане идут в спортзал, имея определенные цели – улучшить здоровье, откорректировать фигуру. Большинство занимается спокойно или с удовольствием. Люди с высокими показателями IQ тоже занимаются спортом, но, превозмогая лень или желание заняться чем-то более полезным. Им жаль потраченного времени, но необходимость держать организм в тонусе вынуждает принимать решение в пользу спортзала.
- Умный человек – отличный слушатель. Он будет говорить при необходимости, предпочитая получить максимум информации от собеседника.
Способы преодоления низкого интеллекта
Низкий уровень интеллекта может быть вызван различными причинами, такими как генетические факторы, внутриутробные нарушения, травмы головного мозга или недостаток стимуляции в раннем возрасте. Однако существуют способы преодоления этой проблемы и помощи людям с ограниченными интеллектуальными способностями.
1. Специализированное образование. Дети и взрослые с низким интеллектом могут получить специальное образование, адаптированное под их потребности. В специальных школах и центрах проводятся уроки, которые помогают развивать базовые навыки, такие как чтение, письмо, математика и социальное взаимодействие. Также проводятся занятия по развитию моторики, координации и логического мышления.
2. Терапия и реабилитация. Физическая терапия, эрготерапия и речевая терапия могут быть полезными для людей с низким интеллектом. Они помогают улучшить моторику, развить навыки самообслуживания и общения. Также проводятся сеансы психологической терапии, которые помогают улучшить эмоциональное состояние и развить стратегии адаптации.
3. Развивающие программы. Существует множество программ и игр, разработанных специально для развития интеллектуальных способностей у людей с низким IQ. Такие программы включают в себя задания, направленные на развитие памяти, внимания, логического мышления и решения проблем. Они могут быть выполнены как самостоятельно, так и с помощью специалистов.
4. Поддержка социальной среды. Окружение играет важную роль в развитии интеллектуальных способностей. Поддержка родственников, друзей и педагогов может оказать значительное влияние на самооценку и мотивацию человека с низким интеллектом
Также важно создать для них условия для социального взаимодействия и включения в общество
5. Индивидуальный подход. Каждый человек с низким интеллектом уникален и требует индивидуального подхода. Специалисты должны разрабатывать индивидуальные программы и стратегии для каждого человека, учитывая его специфические потребности и возможности.
Преодоление низкого интеллекта требует терпения, времени и усилий со стороны специалистов, родственников и самого человека. Соответствующая поддержка и помощь могут помочь развить и использовать имеющиеся способности наиболее эффективно.
Что такое интеллект
Что такое интеллект человека – вопрос крайне сложный. Существует множество определений разного характера:
- способность к мыслительному процессу;
- общая характеристика познавательных возможностей личности;
- адаптационная реакция, направленная на достижения целей;
- способности мыслительных процессов психики индивида;
- рациональное мышление, позволяющее справляться с обстоятельствами;
- показатель, объясняющий разницу между поведением людей;
- качество, позволяющие адаптироваться в окружающем мире;
- умственные способности человека.
Если обобщить все предположения, то наличие интеллекта предполагает систему психических качеств, используемых при оценке ситуации, выработке линии поведения, для решения задач, постоянно возникающих во внешней среде.
Взаимосвязанными понятиями являются определения «мышление», «ум». Можно оценивать интеллектуальные показатели человека как способность к мышлению. И они не имеют отношения к нравственным нормам, человеколюбию, образованию, профессии. При этом известно, что КПД показателей можно повысить или понизить.
Разделяют такие трактовки интеллектуальности:
- биологическая – осознанное приспособление к обстоятельствам;
- педагогическая – уровень обучаемости;
- структурный подход – адаптация средств к цели.
Какие люди могут стать снобами?
Кто такой сноб? Большой энциклопедический словарь дает следующее определение: сноб — человек, тщательно следующий вкусам, манерам и т. п. высшего света и пренебрегающий всем, что выходит за пределы его правил; человек, претендующий на изысканно утонченный вкус, на исключительный круг занятий, интересов.
Чтобы понять, что за этим стоит, почему человек становится снобом, обратимся к Системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Системно-векторная психология рассматривает причины того или иного поведения человека через вектора. Вектор — это набор врожденных психических свойств, которые определяют способности, систему ценностей человека и манеру его поведения. Всего есть восемь векторов. У современного человека, в основном, бывает 3-5 векторов. Каждый вектор задает своему обладателю потенциал, который необходимо развить и реализовать.
У людей со зрительным вектором глаза являются особо чувствительной зоной. Эти люди видят мир по-особому, чувствуют его намного тоньше, чем все остальные. У обладателей зрительного вектора доли мозга, отвечающие за зрительный анализатор, в сорок раз больше, чем у людей с другими векторами. Зрительный вектор также отвечает за восприятие информации, ведь 90% информации поступает в мозг посредством зрения.
Эта природная особенность наделяет зрительников огромным творческим и интеллектуальным потенциалом, образным мышлением и высокой способностью к обучению. Они способны видеть и чувствовать красоту мира как никто другой. Зрительным людям хочется, чтобы все вокруг было КРАСИВО.
Кроме того, они обладают максимальной эмоциональной амплитудой: от страха за свою жизнь до любви к другим. В потенциале обладатели зрительного вектора способны испытывать сострадание и сопереживание к другим, а любовь – это их главный смысл жизни. Они могут видеть и ценить не только внешнюю, но и внутреннюю красоту людей. Для этого необходимо развить и реализовать заданный от природы потенциал.
Согласно Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, зрительный вектор, как и любой другой, развивается до окончания пубертата, т.е. до 14-16 лет, а реализация свойств вектора – это процесс, который длится всю жизнь. При должном развитии свойств зрительного вектора, его обладатели вносят в общество культуру и искусство, являются носителями идей гуманизма. Они могут успешно реализовываться во всех творческих профессиях.
Также носители зрительного вектора могут воплощать заданные вектором свойства в таких сферах, как медицина и волонтерская работа, или просто помогать людям, которые нуждаются в помощи и поддержке. То есть зрительник проявляет себя там, где есть необходимость тонко чувствовать других людей, сопереживать им, помогать, создавать с ними эмоциональные связи, работать на отдачу.
Такой человек, конечно, не может быть снобом. Чувственно развитый, сопереживающий другим людям, он не ощущает, что он в чем-то выше остальных, и, соответственно, не стремится подчеркивать свое превосходство над ними.
Когда чувственно развитый и реализованный человек со зрительным вектором выражает себя в сострадании и сопереживании, он ощущает себя счастливым. Ведь именно так он наполняет свои настоящие желания. И это наполнение не оставляет места для негативных внутренних состояний, которые может испытывать нереализованный зрительник и которые мешают получать больше радости от жизни, чем провоцируют проявление снобизма.