Откуда произошла мордва?
Кроманьонцы Русской равнины эпохи отступления ледника
Мордва, по крайней мере мокшане — коренные аборигены Восточной Европы.Они прямые потомки кроманьонского населения, сохранившие его тип подвергшийся процессам бореализации.Изначально это был очень крупный и рослый, светолопигментированный тип, который в условиях холодного климата Восточной Европы изменился в сторону укорачивания конечностей, расширения лица, склонности к быстрому накоплению жира в организме.Из-за чего мордва имеет более низкий рост, чем русские или украинцы, при этом сложение массивное и крупное у обоих полов.Ширококостность сочетается со склонностью к набору массы, жир откладывается в верхней части туловища и на лице у обоих полов, что определяет специфику их внешнего облика: круглое и широкое лицо, относительно короткие ноги и длинное туловище, широкие плечи.Также на облик мокши повлияли контакты с тюркскими народами и даже сибирскими аборигенами, что придает им легкую монголоидность.
Атланто-балтийский тип (сверху)
Эрзя напротив преимущественно сохранили типы характерные скорее для Польши или Германии: западно-балтийский, атланто-балтийский. Удлиненные пропорции тела, длинные конечности, легкий скелет, долихоцефалия. Они выходцы из другого региона, скорее всего это потомки групп населения из германо-славянской общности, которые приняли финно-угорский язык и верования или же изолянты, которые сохранили исходный индоевропейский тип, проживая в труднодоступных районах.
Мордовский воин спасает свою невесту от обских угров
Мордва тесно контактировала с иранским миром, о чем свидетельствуют многочисленные параллели в языке и языческой религии, по всей видимости, скифо-сарматский мир теснейшим образом соприкасался с мордвой, а затем им на смену пришли славяне и балты, которые также очень много «наследили» в культуре эрзя.
Самые известные
Среди мордвы много по-настоящему знаменитых людей. По мнению Льва Толстого и академика Дмитрия Лихачева, мордвином был знаменитый протопоп Аввакум (1620 – 1682 годы). В наш список также входит известный историк Василий Ключевский. Очень много знаменитостей среди эрзян: патриарх Никон (в миру – Никита Минов, 1605-1681 годы), скульптор Степан Эрзя (пишут также «Эрьзя», настоящая фамилия – Нефедов), легендарный комдив Василий Чапаев, певица Лидия Русланова, баритональный бас Илларион Яушев, народная артистка России, певица Надежда Кадышева, супермодель Наталья Водянова, актер Николай Чиндяйкин, губернатор Приморского края Сергей Дарькин, олимпийские чемпионы по спортивной ходьбе Ольга Каниськина и Валерий Борчин, художник Никас Сафронов, группа «Братья Гримм» (близнецы Борис и Константин Бурдаевы) и другие достойные люди. Не уступают здесь и мокшане: Николай Мордвинов (1754-1845 годы) – русский государственный и общественный деятель, экономист, граф; митрополит Антоний (Вадковский, 1846-1912 годы жизни) – епископ Выборгский и Финляндский, Михаил Девятаев (летчик, угнавший самолет из немецкого плена, Герой Советского Союза), Алексей Маресьев (летал на военном самолете в протезах, прототип главного героя «Повести о настоящем человеке» писателя Бориса Полевого), Андрей Кижеватов – защитник Брестской крепости, Герой Советского Союза (посмертно). Удивительно, но саранские исследователи нашли мокшанские корни и у писателя, режиссера и актера Василия Шукшина. К знаменитым мокшанам также относят: композитора, лауреата премии имени Д.Д. Шостаковича Союза композиторов России Нину Кошелеву, поэта-фронтовика Ивана Чигодайкина, двукратную олимпийскую чемпионку, гимнастку Светлану Хоркину, экс-чемпиона мира по боксу в супертяжелом весе по версии WBC Олега Маскаева и многих других интересных людей. Звезда мирового хоккея Александр Овечкин тоже мордвин! Художественный руководитель МХТ имени А.П. Чехова и «Табакерки», большой русский актер Олег Табаков «признался», что его дед – мордвин.
Традиционные поселения и жилища
Поселения мордвы разнообразны. Уже в русских летописях говорится о селах, погостах, зимницах и твердях (городищах-убежищах), с конца 13-начала 14 в. появляются города. Для северных районов проживания мордвы был характерен гнездовой тип расселения, при котором деревни располагались группами. Планировка поселений была разнообразна — беспорядочная, круговая, рядовая, радиальная и уличная. Различны были размеры поселений — от 150-300 дворов в лесной зоне и до 1000 дворов в южных степных районах. Постройки в основном были срубной конструкции, предпочтение при строительстве отдавалось сосне. Основным кровельным материалом на юге была солома, в северных районах использовался тес. Жилище было либо двухраздельным — жилая часть и сени, либо трехраздельным, когда эти два помещения дополнялись горницей. Планировка жилой части была в основном среднерусского типа: печь располагалась у двери в одном из углов, устьем была обращена к окнам передней стены, по диагонали от печи располагался передний угол. Вдоль стен набивались широкие лавки, лавка сбоку от входной двери завершалась вертикальной доской с верхом, вырезанным в виде конской головы. У мокши в простенке между печью и задней стеной устраивался широкий дощатый настил. Под потолком делали полати для спанья, рядом с печью стоял шкаф-ларь для посуды, на стене у печи подвешивалась для хранения ложек ложкарница, сделанная из прутьев, лыка, бересты или дерева. Для мокши был характерен открытый двор, для эрзи — закрытый, иногда двухэтажный. В состав жилищно-хозяйственного комплекса входили сараи, хлев, конюшня, баня с печью-каменкой и другие постройки, а также полуземлянка из двух помещений, в которой хранили особо ценное имущество, в частности зерно и одежду, летом здесь спали. На улице напротив дома ставился виход — погреб с наземной надстройкой.
Дружелюбие
Радушие и щедрость считаются главными чертами этих людей. Угостить и отменно накормить гостя считалось долгом хозяина не только в том случае, если они знакомы, но и когда в гости забрёл незнакомец. Каждый чувствовал себя желанным и долгожданным в мордовских деревнях. Русские из соседних регионов знали эту особенность мордвы, поэтому с удовольствием приезжали на их территории к праздникам.
Также любой мордвин любит петь песни. Тут звучат песнопения в любых условиях: хоть на праздники, хоть в тяжёлую минуту. Поэтому туристу, попавшему в дом к местным жителям, нужно быть готовому к тому, что большая часть застолья будет отведена песням.
Религия и обычаи
До принятия христианства мордва исповедовала язычество и поклонялась силам природы. Материальное изображение идолов отсутствовало. Выделялся главный бог, ряд второстепенных божеств и духи. Особенно почитались умершие
В пантеоне богов и магических существ важное значение имело женское начало. Так, покровители земли (Мастор-ава), леса (Вирь-ава), воды (Ведь-ава), ветра (Варм-ава), дома (Куд-ава), огня (Толм-ава) уважительно именовались матерью
Несмотря на многие свидетельства существования на ранних этапах многоженства, женщина была равноправна с мужчиной.
Из-за позднего крещения многие языческие обычаи сохранились и смешались с ритуалами новой веры. Это прослеживается в праздновании Рождества, Пасхи и встрече весны. Некоторые элементы традиций выделяются при праздновании свадеб и ритуале похорон и поминок.
Древняя религия предполагала тесное существование мира живых и мертвых. При выборе нового кладбища первого покойника хоронили вертикально, нередко с посохом в руке. С момента похорон он считался старейшиной кладбища. По обычаю в руки покойников вкладывали незаконченное им дело – не допряденную шерсть, не доплетенные лапти и т.д.
Формирование мордовского народа
На заре своего становления мордовские племена занимали территории Цнинско-Окско-Сурского междуречья. Это были обширные земли, что принадлежали древним мордвинам до IV века.
Позднее начинается переселение народов, и к мордве присоединяются племена, выдвинувшиеся с Нижнего Примокшанья и Средней Оки. За счёт уплотнения этнос разрастается, приобретает новые черты. Через пару столетий мордовские поселения уже находятся на берегах Волги, что говорит о стремительном расселении племён.
Одна из групп мордвы переселилась в бассейн Нижней Оки. Этот переход стал основой для формирования другого этноса — муромы. Позднее мурома попадает под славянское влияние, что становится началом ассимиляции. Незначительная часть народа приобщилась к мокшанам.
Две мордовки в национальных костюмах на картине 1842 года.
На мой взгляд, нельзя исключать, что, сложись история Руси иначе, мокшанские и эрзянские общины могли бы сплотиться ещё теснее, и тогда вопросов об их единстве уже не возникало бы.
До XIII века происходил тесный культурный обмен этих народов, однако монголо-татарское нашествие значительно затормозило процессы, а этносы стали развиваться в своего рода изоляционных условиях, попав под влияния разных племён.
Но наиболее заметным в культуре мордвы является русский аспект. Обрусение, как утверждают историки, стремительно происходит за счёт стремления помещиков установить собственные правила на занятых землях.
Для строительства деревень на мордовские земли привозили русских работников, что впоследствии составили часть смешанного русско-мордовского населения. Впрочем, были и положительные моменты: за пределами Нижнего Новгорода мордовский народ практически не знал крепостного права, оставаясь свободными плательщиками ясака.
Народы Восточной Европы в конце IX — начале X вв. Мордва — на крайнем востоке карты
Сегодня в мире насчитывается около 800 тысяч представителей мордвы, большая часть которых проживает на территории Республики Мордовия, в Пензенской, Самарской, Оренбургской областях. Многие современные мокшане и эрзяне гордятся принадлежностью к этим этносам, стараются сохранить старинную культуру своих предков.
Мордва нашего времени — это люди, что прекрасно осознают: наше успешное будущее строится на прошлом опыте, уважении к традициям и истории тех, кто передал свои традиции, верования, уклад жизни.
Эрзя + мокша = мордва
Мордва – экзоэтноним, относимый к двум родственным финно-угорским народам волжско-пермской подгруппы мокша и эрзя. Слово «мордва» появилось в письменных источниках довольно рано, отмечают ученые. Первое достоверное упоминание есть в книге готского историка Иордана VI века «О происхождении и деяниях гетов». Говоря о народах Восточной Европы, он упоминает и морденс, то есть мордву. Этноним восходит к ирано-скифским языкам (по-ирански мард – мужчина).
По переписи 1989 года, в России 1 117 429 человек считали себя мордвой. По переписи 2002 года, в качестве таковых обозначились 843 350 россиян, в том числе мокшанами и эрзянами назвались 49 624 и 84 407 соответственно.
Основная территория проживания мокшан – бассейн реки Мокши, эрзян – бассейн реки Суры. У мокшан язык мокшанский, у эрзян — эрзянский. Рядом с белокурыми и сероглазыми людьми, преобладающими у эрзян, у мокши встречаются и брюнеты со смуглым цветом кожи и с более тонкими чертами лица. Многие эрзяне выше ростом.
Мордва исповедует православие, в меньшей степени лютеранство, есть также приверженцы дохристианских языческих традиций и молокане. Главный музыкальный инструмент – нюди, нудей (двойной кларнет из двух скрепленных по бокам полых тростниковых трубок). Главное блюдо – пшенные блины.
Эрзяне и мокшане первыми из этносов Среднего Поволжья присоединились к России, подчеркивают историки из столицы Мордовии Саранска. В 2012 году в стране будет отмечаться 1000-летие единения мордвы с народами нашего государства. Хотя многие помнят, что в 1985 году праздновалось 500-летие присоединения.
В XVI веке мордва подверглась насильственному массовому крещению. Обрусение было неудержимым, многие селения утеряли свои прежние названия, их нельзя отличить от русских. «Край мой! Любимая Русь и Мордва!» – воскликнул позже Сергей Есенин.
В июле 1928 года на заседании Совета народных комиссаров по вопросу создания Эрзяно-Мокшанского округа было предложено назвать его Мордовским на основании того, что слова «мокша» и «эрзя» не на слуху, а имя «мордва» всем известно. 16 июля 1928 года Всероссийский ЦИК и Совет народных комиссаров создали Мордовский округ в составе Средне-Волжской области.
Плетение
Плетение на территории Мордвы остаётся одной из давних традиций, которые дошли до наших дней. Это ремесло совершенствовалось на протяжении веков, поэтому сейчас мордовские мастера очень ценятся во всём мире. Они прославились двумя техниками — лозоплетение и плетение из бересты.
Из лозы изготавливали большинство домашней утвари: короба, корзины, даже крупную мебель. В качестве лозы использовали любые природные материалы, которые способны после обработки хорошо гнуться и не становятся слишком хрупкими. В Мордве изготавливают не просто качественные изделия, но и красивые, изящные, поражающие оригинальным декором.
Плетение из бересты было развито из-за смешанных лесов, которые росли на этих территориях. Техника съёма с дерева, просушки, прессования, отделения солей и нарезки передавалась из поколения в поколение. Сейчас во многих музеях Мордовии можно увидеть плетённые предметы обихода. Они украшались особым орнаментом в центральной части, что отличало их от таких же изделий других народов. Во многих туристических центрах тут продаются берестяные сувениры или поделки из плетёной лозы.
Этногенез
Существует предположение о том, что эрзян и мокшан можно отождествить с тиссагетами и андрофагами, упомянутыми Геродотом, описавшем их роль в скифо-персидской войне.
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Согласно историческим и археологическим источникам, этническая общность прамокша и праэрзя сформировалась в районе Сурско-Волжского междуречья в II-IV веках н. э.
По утверждению С. Кузнецова первоначальную родину народа нужно искать на среднем правобережье Волги, в бассейнах притоков Суры и Оки.
Мордва отсюда вытеснила финские племена.
В середине I тысячелетия н. э. в междуречье Волги и Оки сформировались племена мокшан и эрзян, а также мари, мери, муромы.
Носители Городецкой культуры испытывали влияние пьяноборских племен, в начале нашей эры продвинувшихся в Западное Поволжье.
К этому времени позднегородецкие племена приобрели устойчивый обряд в могильниках.
Ко второй половине I тысячелетия н. э. между племенами возникают различия.
В присурской зоне сформировался устойчивый обряд погребения головой на юг и наличие в погребальном инвентаре спиралевидной височной подвески с грузиком.
В приокской зоне погребенных ориентировали головой на север и редко встречалась височная спиралевидная подвеска.
На этой основе ученые установили, что окская группа племен стала основой для формирования эрзян, а присурская — мокшан.
В процессе развития мокшане и эрзяне имели контакты с тюркоязычными и ираноязычными племенами на южных границах, а на западе и севере — с балтоязычными.
По исследованиям финнологов мордва испытывала влияние соседствовавших с ними сарматов, гуннов, хантов, венгров, германцев, литовцев, тюрок и славян.
С запада в течение 1000 лет сильное влияние эрзя и мокша испытывали от славянских племен.
После подчинения волжских ханств и княжеств Иваном Грозным, эрзя и мокша стали частью московского княжества.
До середины XX века эрзя и мокша сохраняли свою двуязычность, которая все больше уступает русскому языку, как культурообразующему.
Ассимиляция волжско-уральских народов была двунаправленной. Как славяне, превосходящие эрзя и мокшу численно, влияли на «мордву», так и местное население влияло на приходящих славян.
Уклад жизни
Раньше мордва проживала на берегу рек и по опушкам лесов. В этих деревнях не было улиц, дома строили хаотично по мере захвата свободной земли. Обычно родственники селились рядом со своими родными, так получались небольшие кварталы, состоящие из представителей одного рода. Они объединялись в крупные дворы, внутри которых располагались дома, а периметр обносился плетёным тыном или забором.
В домах были сени и одна большая комната, где жили и спали все члены семьи. Семейства были очень большими, обычно в них насчитывалось до 3-4 десятков человек. Представители разных поколений отлично уживались между собой, каждый из них выполнял свои функции: старики смотрели за детьми, а представители среднего возраста работали в огороде, в садах, занимались промыслом.
Все размещались в нескольких домах, а чуть подальше стояли хозпостройки, где держали животных и птицу. Хозяйство не делилось для каждой семьи, а было общим для всего рода.
Дома отличались от русских изб. В них единственное небольшое окно делали так, чтобы оно смотрело не во двор, а на улицу. Под чердаком всегда прибивали скворечник, и если в нём селились скворцы, считалось, что в доме обязательно будет счастье.
Старина и наше время
Мордвины не слишком тяготели к украшениям, хотя в женском костюме присутствуют элементы вышивки, использование декоративных деталей. Наибольшего развития среди декоративно-прикладных ремёсел у мордвы получила резьба по дереву.
Многие обычаи старины сохранились и по сей день. Мордвины стараются помнить и соблюдать свадебные и семейные обряды так же, как это делали их предки. Конечно, некоторые особенности культуры уходят в прошлое.
На фестивале эрзянской этинческой культуры Раськень Озкс, 7 июля 2010 годаМесто съемки: село Чукалы, Большеигнатовский район, Республика Мордовия, Россия Erzianj jurnalist / ru.wikipedia.org
Например, сегодня мордва уже не практикует создание брачных союзов между взрослыми женщинами и юными мальчиками. До XIX века этот обычай воспринимался нормально, и в нём не было ничего предосудительного – просто семье необходима была помощница, а потому юношу сватали за женщину, что была значительно старше его.
Говорят, что даже сегодня в некоторых мордовских сёлах существует черничество, что принадлежит к одним из самых старинных принципов жизни. Черничками называли себя девушки, отказавшиеся от замужества и покрывшие свои головы чёрным платком. Свою жизнь они посвящают молитвам, однако не пользуются лестной репутацией среди земляков.
Владимир Маковский «Крестьянка», 1897 годЭтюд к картине мордовская свадьбаМестонахождение: Романовский музей, Кострома, Россия
Мордва – народ, что и сегодня хранит таинственные знания предков, старается сберечь и приумножить культурное наследие. Этот народ сложно рассматривать как единый этнос, ведь две его составляющих так сильно отличаются друг от друга. Мокша и эрзя – такие разные его представители, что сплочены единой историей и родственными связями, что проходят через много поколений.
Костюм
Если традиционный костюм мужчины-мордвина был достаточно лаконичным и сдержанным, то женщины-мордовки, напротив, любили нарядиться. Рубашки и головные уборы в обязательном порядке украшались вышивкой.
Женщины также проявляли особую любовь к украшениям, носили мониста, ожерелья из бисера и бусин.
Стандартный наряд и мокша, и эрзянки, предполагал наличие длинной рубахи и поддеваемых под нее снизу брюк. Только у первых рубаха доходила лишь до колен, а у вторых – до пола. На голове эрзя носили «рогатые» кокошники (их еще назвали «сороки»), а мокша часто повязывались просто шарфом наподобие чалмы, или же могли носить высокую шапку, близкую к марийскому типу.
Примечания
- В религии мордва не имела посредников между миром людей и богами. Так как жрецы и храмы отсутствовали, общение происходило напрямую. Моления носили массовый характер и происходили на специальных полянах.
- Ранее кроме мокши и эрзи, существовали и иные финно-угорские народы, ассимилировавшие с русских населением: мурома, мещера и меря. По одной из теорий былинный богатырь Илья Муромец был по национальности мурома.
- Некоторые этнографы и языковеды склонны считать, что слова Москва и москали, произошли из мокшанского языка, так как до распространения славян на восток, живших в этой местности мокшан называли «моксалями».
- До XX в. эрзя и мокша не заключали между собой браков.
Мордва — это народ, говорящий на одном из финно-угорских диалектов. Проживает он в бассейнах двух рек, Мокши и Суры, и в междуречье Белой и Волги. Это один из коренных народов Российской Федерации. В границах самой проживает треть этого народа, а большая его часть расселена по соседним областям РФ. Кстати, сами представители этого народа себя так не называют. произошел из слова, переводящегося как «мужчина, человек». Мордвины делятся на два основных племени — эрзя (эрзят) и мокша (мокшет).
Многие историки интересуются происхождением народа мордва. Внешность их в большинстве случаев не отличается от внешности их славяноязычных соседей, однако говорят они на языке совершенно другой группы. Их культура отличается от русской, но не радикально. Происхождение мордвы многие историки видят в древнем народе так называемой «городецкой культуры». В давних русских источниках этот народ упоминается с одиннадцатого века. В конце двенадцатого столетия у мордвы исчезает первобытный строй. На ее землях образуется держава, известная славянам как «Пургасова волость». Затем эти территории вошли в состав Руси. По вероисповеданию в большинстве являются православными, однако все же в последние десятилетия проявляют интерес к древней религии своих предков.
Старинные традиции сохранила до наших дней мордва. Внешность человека из этого
Народа, одетого в традиционный костюм, кажется весьма самобытной и красочной. Существенно различается стиль женского и мужского костюма. Традиционная кухня напоминает русскую: каши, квашеная капуста, кислый хлеб, вареное мясо. Из напитков популярен квас.
Неоднородным, бинарным народом является мордва. Внешность их имеет остатки монголоидности, а в некоторых случаях — явные ее признаки. Связано это с тем, что несколько тысяч лет назад население Урала двигалось в сторону Запада, смешиваясь с европеоидными народами. Этим обусловлена также и замена языка людей древней городецкой культуры на язык финно-угорской группы. Захватчики, принадлежавшие к ассимилировали местное население, в немалой степени смешавшись с ним. Так образовался народ мордва. Внешность его представителей в целом — сочетание европеоидных и монголоидных признаков с преобладанием первых.
Численность данного народа в наше время сокращается. В немалой степени это связано с процессами ассимиляции. Значительная часть этого народа использует русский в качестве языка повседневного общения. Ассимиляция началась еще во времена Руси. С тех пор темпы ассимиляции мордвы постоянно возрастали. Некоторые ее этнографические группы давно обрусели и растворились в массе русских.
Единого, общего не существует — есть эрзянский и Различаются они незначительно, и общего между ними больше, чем отличий. Когда-то они были всего лишь диалектами единого языка, на котором говорила мордва. Происхождение его — угро-финнское, с некоторыми заимствованиями из языка соседних народов, в частности, из татарского и русского.
Мордовцы — это гордые и гостеприимные люди, которые всегда славились упрямством. Они поклоняются духам-богам женского пола, однако главным в семье все равно остается мужчина. У них нет шаманов, но есть языческие обряды с жертвоприношениями. У них есть литература, но мордовского языка не существует. Такие многогранные и противоречивые: почему так вышло?
Мордовская культура
Хотя мокша и эрзя считаются одним народом, эти представители мордвы совсем не похожи друг на друга. У них разные языки, существенные различия во внешности. Большинство мордвинов принадлежит к европеоидному типу, однако встречаются и типажи с тюркскими, скандинавскими примесями.
Даже традиционная одежда у мокшан и эрзян значительно отличается. Мокшанки носят штаны и рубаху, которую подвязывают поясом. Она значительно короче, чем одежда эрзянок, что едва ли не касается пят. Но, пожалуй, главной отличительной чертой является головной убор. Эрзянские женщины предпочитают надевать кокошники-сороки с двумя “рожками”, а вот мокшанские красавицы любят просто повязывать на голову платок или шаль.
Эрзянская женщина в «сороке», 1914 годФото: Армас Отто ВайсаненМесто съемки: Шентала, Бугульминский (сейчас Шенталинский) район, Самарская область, Россия
В записях русских путешественников прошлых веков нередко отмечается, что мордвины живут значительно лучше соседних племён. У них был разумно обустроен быт, они умели строить надёжные и тёплые жилища, занимались земледелием.
Часто отмечалось сходство мордовских и русских изб, однако дома мокшан и эрзян всегда смотрят окнами в сторону двора, а не на улицу. Также само жилище нередко располагалось в центре двора.
Мордвинский крестьянин
Мордовские праздники
Главные национальные праздники для мордовцев мокшан и эрзян – «Акша келу» и «Раськень озкс».
«Акша келу» – мокшанский – в переводе на русский язык означает «Праздник белой берёзы». Традиционно он проводится в селе Вадовские Селищи Зубово-Полянского района Мордовии на праздник Троицы.
Одним из примечательных развлечений среди проводимых мероприятий праздника является мордовская борьба на поясах (ранее она называлась «борьба медведей»). Главное отличие этой борьбы состоит в том, что весовая категория борцов значения не имеет, противники не могут отрывать руки от кушака друг друга.
Побеждает тот, кто сможет три раза уложить противника на землю.
«Раськень (Велень) Озкс» – эрзянский праздник – проходит в селе Ташто Кшуманця Большеигнатовского района Мордовии во второе воскресенье июля. Ежегодно проводится Велень Озкс (Сельское моление), а раз в три года — более крупный праздник — «Раськень Озкс» (Родовое моление).
Гостей встречают с хлебом и мёдом, как бы желая хорошей и сладкой жизни. Началом праздника можно считать зажжение штатола (ритуальная родовая свеча у народа эрзя).
Читайте по теме: суть огня
В отличие от мокшанского «Акша келу», кульминацией праздника «Раськень Озкс» является не праздничная борьба, а заседание Совета старейшин. На этом заседании подводятся итоги года, чуть позже начинаются моления о сохранении двух мордовских народов, их культур, языков и традиций.
Также среди мордовских праздников стоит отметить «Роштовань кудо» (или «Роштувань куд») – «Рождественский дом». Этот праздник, скорее, для детей, однако очень важен в распространении традиционной культуры среди молодёжи.
По случаю праздника снимают дом, где устраивают развлечения в виде этнических песен, плясок и даже «магические» обряды.
В статье использованы материалы сайтов: otdyhpress.ru, musaget.ru, madeinmordovia.ru, wlooks.ru, maam.ru
Заглавное фото: https://wlooks.ru/nacionalnye-kostyumy/mordovskij/
Значение этнонима мокша
Название народа мордва является довольно молодым
Оно впервые появляется в русских источниках прошлого столетия, поэтому вернее обратить внимание на этнонимы двух субэтносов, составляющих основу мордвинов. Слово “мокша” оказалось весьма сложным для исследователей
По сей день нет единого мнения, что оно могло означать.
Как считает большинство историков, оно может быть связано с индоевропейским старинным словом, означавшим “освобождение”, “освобождённые”. Но от кого или чего освободились мокшане? Эта загадка так и остаётся без ответа. Также существует предположение, что мокша – народ, получивший своё название от местного гидронима.
Однако есть и иные гипотезы. Например, о том, что мокшане могли получить своё именование от санскритского слова “мекша”, что значит “течь”, “утекать”. Впрочем, мне и здесь кажется, что речь идёт о реке на территории земель этих племён.
Хрымов Виктор Дмитриевич «Мокшанка», 1955 годМестонахождение: Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей имени И.Д. Воронина,Республика Мордовия, Россия
Численность
По примерным подсчетам, общая численность мордвы составляла на конец 16 в. примерно 150 тыс.чел., в 1719 г. — 107 тыс.чел, по переписи населения Российской империи 1897 г. мордвы насчитывалось 1025 тыс.чел., на 1917 г. численность ее оценивалась в 1200 тыс.чел., по переписям СССР мордвы было: в 1926 г. — 1340 тыс., в 1937 г. — 1249 тыс., в 1939 г. — 1456 тыс., в 1959 г. — 1285 тыс., в 1979 г. — 1192 тыс.чел. По переписи 1989 г., численность мордвы в СССР составляла 1154 тыс.чел. (практически все представители мордовского этноса проживали в Советском Союзе), из них в РФ — 1072,9 тыс.чел., в том числе в Мордовской АССР проживало 313,4 тыс.чел., что составляло 32,5 % населения республики.
Семейный уклад и традиции
Исконный жизненный уклад мордвы близок к патриархальному. Мужчина традиционно считался главой семьи. Мордвины жили родовыми общинами, во главе которых стояли старейшины.
Однако стоит отметить, что, в отличие от многих других народностей, у мордвы велико было и влияние женщины. Начнем с того, что большинство божеств, которым поклонялись мордвины, имели женскую сущность. Поэтому отношение к «слабому полу» было особенно уважительным, муж обязательно прислушивался к мнению супруги и считался с ней. Существует даже версия, что изначально мордва имела матриархальный уклад, и роль женщины была первостепенной. Брачный возраст для женщин был достаточно высоким – от 22 до 25 лет – родители держали при себе девочек подольше, так как очень нужны были работницы. Обычным делом была женитьба 25-летней девушки на 13-летнем мальчике – так как в семьях с сыновьями тоже нужны были женские руки.
Эталоном красоты у мордовцев считались полные женщины, что называется «кровь с молоком». Особенно ценились крупная фигура и массивные ноги, поэтому на дочерей никогда не жалели еды, откармливая их с детства. Добрачный ребенок также не считался чем-то зазорным – напротив, служил доказательством того, что девушка способна к деторождению – поэтому с замужеством проблем не было.
История мордвы
Как считают археологи, зарождение и формирование мордвы как народности приходится на времена Городецкой культуры, что относится к VII веку до нашей эры – II веку нашей эры. Изначально становление племён происходило на территории центра современной России, части Чувашии и Мордовии.
В этот период земли были захвачены скифскими кочевыми племенами, принадлежавшим к иранской группе народов. Нельзя исключать, что именно они стали прародителями новых народностей, таких как мокша и эрзя. Появление новых племён было результатом постоянного взаимодействия кочевников со славянскими, персидскими, тюркскими народами.
Семья мордвинов, 1901 год
Времена принудительной христианизации оказались непростыми для мордвы. Многие представители народа не хотели отказываться от древних верований, которых придерживались многие поколения. Именно поэтому мордвины начали уходить в отдалённые уральские регионы, где никто не стал бы им мешать соблюдать свои ритуалы и исповедовать давнюю религию.
Несмотря на то, что многие восстания мордовцев были подавлены, народу удалось отстоять свои права. Сегодня у мокшан и эрзян наблюдается возрождение национальных традиций, повышается интерес к их культуре.