Сила демократического стиля руководства
Вот некоторые ключевые преимущества демократического стиля руководства:
№1. Сотрудничество и вовлечение
Демократические лидеры преуспевают в содействии сотрудничеству и вовлечении членов команды в процессы принятия решений. Вовлекая людей на разных уровнях и учитывая их вклад, демократические лидеры создают среду, в которой ценятся различные точки зрения и поощряется открытый диалог. Этот инклюзивный подход приводит к лучшим результатам принятия решений и более сильной сплоченности команды.
№ 2. Вовлечения сотрудников
Демократический стиль руководства способствует высокому уровню вовлеченности сотрудников. Когда член команды делает заявление и чувствует, что его мнение имеет ценность, у него развивается чувство сопричастности и приверженности целям организации. Эта повышенная вовлеченность приводит к более высокой удовлетворенности работой, мотивации и производительности.
№3. Полномочия и автономия
Демократические лидеры расширяют возможности членов своей команды, предоставляя им автономию и полномочия по принятию решений в рамках их соответствующих ролей. Эта автономия вселяет в сотрудников чувство доверия и уверенности, позволяя им брать на себя ответственность за свою работу, принимать независимые решения и способствовать общему успеху команды.
№4. Повышение креативности и инноваций
Активно привлекая членов команды к принятию решений, демократические лидеры используют коллективное творчество и знания группы. Этот совместный подход побуждает людей делиться своими идеями, бросать вызов существующим нормам и вносить свой вклад в инновационные решения.
№ 5. Высшее доверие и боевой дух
Демократические лидеры создают атмосферу доверия и взаимного уважения. Ценя мнения и вклад членов команды, они создают позитивную рабочую культуру, которая повышает моральный дух сотрудников.
№ 6. Развитие лидерских качеств
Демократический стиль руководства способствует развитию лидерских качеств у членов команды. Вовлекая их в процессы принятия решений, лидеры предоставляют возможности отдельным лицам. Они также изучают и практикуют важные лидерские навыки, такие как критическое мышление, решение проблем и общение. Такой подход воспитывает будущих лидеров внутри организации.
№ 7. Адаптивность и гибкость
Демократические лидеры легко адаптируются и открыты для изменений. Они поощряют отзывы, предложения и конструктивную критику со стороны членов команды. Они позволяют организации эффективно реагировать на вызовы и адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам.
Сильные стороны демократического стиля руководства заключаются в его способности способствовать сотрудничеству, взаимодействию и инновациям внутри команд.
Слабые стороны демократического стиля руководства
Среди недостатков демократического стиля в первую очередь следует упомянуть вопрос времени. Процедура принятия решения в коллективе, руководимом демократическим лидером, требует времени, которое сотрудник могли бы потратить на выполнение работы. Совершенно очевидно, что коллегиальная форма не подходит для каждого решения, и что она однозначно будет проблематичной в ситуации цейтнота или кризиса, когда скорость реагирования определяет многое.
Демократический стиль руководства может породить культуру псевдо-участие. В тех ситуациях, когда лидер не придерживается демократической манеры управления, а лишь делает вид, в коллективе может возникнуть серьезная угроза формирования культуры притворства, наигранности и двойных стандартов.
В демократической модели управления члены коллектива отлично функционируют даже в отсутствии руководителя. Однако, отсутствие лидера может привести к совершенно противоположным результатам в тех случаях, когда сотрудники не привыкли к партисипативному стилю и не обладают навыками самоорганизации, либо еще не успели выработать достаточно зрелые взгляды и навыки выстраивая горизонтальных связей.
Некоторые исследования отмечают, что в краткосрочной перспективе в коллективе авторитарного руководителя наблюдается большая производительность на первоначальном этапе. Однако, этот период, как правило, сменяется стремительным падением производительности в долгосрочной перспективе. В конечном итоге, уровень производительности в авторитарно управляемых командах падает существенно ниже уровня производительности коллективов с демократическим стилем отношений.
Визионерское лидерство
Визионерское лидерство сопоставимо с авторитарным стилем лидерства по Левину. Лидеры-визионеры имеют чёткое видение на долгосрочную перспективу и умеют вдохновлять и мотивировать людей.
Такой вид лидерства лучше всего подходит, когда в компании происходят большие изменения или возникает необходимость получать чёткие указания. В этих условиях люди ищут того, кому они могут доверять, чтобы проследовать за ним в неизвестное.
Данный стиль может оказаться менее эффективным в случае, когда остальные участники коллектива являются экспертами с другими идеями и мнениями, отличающимися от позиций, которых придерживается лидер. Такие специалисты не захотят слепо следовать за лидером, с которым они не согласны.
Читать о том, как сформировать авторитет эксперта (и повысить свои лидерские качества)
Преимущества визионерского лидерства:
-
Участники организации получают необходимое вдохновение и понимают свои обязанности.
-
Временные проблемы не удручают лидера, потому что он устремлён к конечной цели.
-
Лидеры-визионеры умеют предусматривать запасные варианты решения проблем, связанных с внешними факторами, такими как политика или обстановка в мире.
Недостатки визионерского лидерства:
-
Отсутствует краткосрочное видение ситуации со стороны коллективов.
-
Видение может быть утрачено, если оно слишком тесно связано с личностью руководителя.
-
Лидеры-визионеры склонны отталкивать идеи других участников коллектива.
Читать о том, чем группа отличается от команды
Детская логопедия: преимущества и недостатки демократического стиля воспитания
- Стимулирование самостоятельности. В демократической логопедии дети получают возможность самостоятельно выбирать задания, которые они хотят выполнить. Это помогает развивать их речевые навыки и улучшает мотивацию.
- Развитие коммуникативных навыков. Дети включаются в диалог с логопедом и другими детьми, что способствует развитию их коммуникативных компетенций. Они учатся выражать свои мысли, слушать и понимать собеседников.
- Повышение уровня самооценки. В демократической логопедии детям предоставляется возможность самостоятельно решать задачи и достигать целей. Успехи, полученные благодаря их собственным усилиям, помогают повысить уверенность в себе и самооценку.
Вместе с преимуществами демократического стиля воспитания существуют и некоторые недостатки, которые нужно учитывать:
- Необходимость затрат времени и энергии. Для успешного применения демократического стиля воспитания в логопедии требуется большое количество времени и энергии. Логопед должен тратить время на подготовку индивидуальных заданий для каждого ребенка.
- Не всегда эффективен с некоторыми пациентами. У некоторых детей с речевыми нарушениями может быть сложность с осознанием своих потребностей и принятием решений. Для таких пациентов демократический стиль воспитания может оказаться менее эффективным, и требуется использовать другие подходы.
Мне нравитсяНе нравится
Автор статьи Карташова А. Логопед детский. Стаж 8 лет.
Равноправие и открытость
Демократический стиль взаимоотношений характеризуется принципом равноправия и открытости. Эти два принципа являются неотъемлемыми частями демократической культуры и оказывают существенное влияние на формирование отношений в рамках общества.
Равноправие — это принцип, согласно которому каждый член общества имеет одинаковые права и возможности. Отношения, основанные на равноправии, исключают преобладание власти одного человека или группы над другими. Это означает, что все люди могут свободно выражать свои мнения, участвовать в принятии решений и иметь равные возможности для самореализации и достижения своих целей.
Открытость — это принцип, согласно которому информация и идеи должны быть доступными для всех членов общества. Открытость подразумевает свободный обмен информацией, отсутствие цензуры и прозрачность в принятии решений. Это позволяет участникам общества быть в курсе текущих событий, высказывать свои мнения и инициировать дискуссии и диалоги.
Равноправие и открытость являются основой демократического стиля взаимоотношений. Они способствуют социальной справедливости, уважению к многообразию и принятию различий. В результате, демократический стиль взаимоотношений способствует созданию гармоничного и инклюзивного общества, где каждый член имеет возможность вносить свой вклад и осуществлять свои права и свободы.
Что такое стили общения?
Человеческий разум сложен, и это связано, в том числе, с тем, что общение с окружающими позволяет нам узнавать всевозможные понятия и представления об окружающей среде. Без этих представлений мы бы не смогли думать, а наши психологические способности вообще бы не развивались. Общение – это ключ к познанию всего
И очень важно не просто уметь общаться, но еще и знать, какие существуют стили общения. Они зависят от взаимоотношений и элементов социальных навыков, используемых для выражения идей, эмоциональных состояний и чувств
Стили общения в психологии представляют собой набор коммуникационных навыков и особенностей. Они помогают нам осуществлять взаимоотношение. Это не врожденные качества, а навыки. Они появились в результате окружения, влияния посторонних факторов и др.
Стили относятся не только к ежедневному общению, но еще и к взаимоотношению между родителями и детьми, педагогами и учениками, начальниками и подчиненными. В разных сферах использования они могут иметь уникальные аспекты и характеристики.
Стили общения – это в психологии понятие, отличающееся в зависимости от разных ситуаций
Данную тему важно изучать, чтобы разбираться в том, какие вообще категории существуют
Стили общения: отстранение
Весьма с трудом можно отнести данную манеру к ведению диалога. Скорее всего это является способом ухода от взаимодействия. Бывают случаи. Когда нам приходится вести беседу с человеком, который нам неприятен. Он может быть клиентом, начальником или случайным попутчиком в самолете. У отстраненного стиля своя особенность — свести диалог до минимума. Ниже приведены примеры нескольких несложных советов, как вести диалог «отстраненно»:
Не будьте инициатором беседы. Кому надо — тот спросит.
Сделайте на лице каменную маску. Эмоции, мимика и жесты здесь будут лишними. Ежели что, то потренируйтесь перед зеркалом.
Должна быть предельно сухая речь, исключая из нее прилагательные, жаргон и уменьшительно-ласкательные выражения.
Формируйте односложные ответы типа, ага, да, увидим, нет и т
д.
Не вздумайте пользоваться этим стилем с людьми, которые имеют хоть какую-то важность для вас. Хотя, если есть желание от них избавиться, тогда да.
Какой стиль лидерства лучше всего использовать?
Определение наилучшего стиля руководства зависит от различных факторов, включая контекст, цели и людей, которыми руководят. В разных ситуациях могут потребоваться разные стили руководства
Важно отметить, что не существует универсального «наилучшего» стиля руководства. Эффективные лидеры часто умеют использовать комбинацию стилей лидерства и адаптировать свой подход к уникальным потребностям своей команды и конкретной ситуации, с которой они сталкиваются
Они гибки, открыты для обратной связи и понимают, что разные стили могут быть более подходящими в разных обстоятельствах.
Пятый уровень: игровой
Испытывается искренний интерес и симпатия к собеседнику. Характерной чертой пятого уровня общения является насыщенность чувствами и эмоциями. Как правило, на игровом уровне общаются те люди, которые уже не первый день знакомы друг с другом.
Для пятого уровня общения свойственны доброжелательность, тактичность, чувственность и чувствительность, забота и уступчивость. Чаще всего собеседники стараются показать себя с лучшей стороны и вызвать взаимное расположение друг к другу. Именно поэтому данный уровень получил название игрового.
Примером пятого уровня может служить общение между женщиной и мужчиной на этапе влюблённости.
Стили педагогического общения
Развитие личности каждого учащегося является приоритетным направлением педагогической деятельности. Его результативность определяется характером педагогического общения.
Каждый педагог выстраивает свое общение в определенном стиле.
Определение 2
Стиль педагогического общения – это комплекс методов и приемов воспитательного воздействия, реализуемых в системе требований и ожиданий конкретных поведенческих реакций от воспитанников.
Педагог организует свою деятельность в определенных формах, применяет разнообразные методы воспитательного воздействия, приемы организации учебного процесса, средства обучения и воспитания, определенным образом выражает свое отношение к воспитанникам. В этом и проявляется стиль педагогического общения.
Выделяют следующие основные стили общения педагога с учащимися:
- Авторитарный стиль. Педагоги, избравшие этот стиль, характеризуются избирательным отношением к учащимся. Они организуют общение в строгой форме, в которой запреты и наказания носят ярко выраженный характер. Педагог стремится завоевать свой авторитет за счет огромного количества воспитательных воздействий на учащихся, строгом обращении с ними. Контакты с учащимися являются сугубо официальными. Не допускается никаких вольностей. Педагог ориентируется на послушание учащихся, за нарушение которого их ждет определенное наказание. Отношения такого стиля развивают конфликты в учебном коллективе, создают недоброжелательную обстановку, ломают учащихся. Специфика личности, индивидуальность учащихся совершенно не учитывается педагогом.
- Демократический стиль. При таком стиле общения, педагог стремится наладить эмоциональную связь с детьми, не оказывая на них давления. Мнение учащихся учитывается, их инициативность поощряется, педагог уважает каждую личность и стремится создать оптимальную среду для развития ее индивидуальности. Форма организации подобного общения, строится на основе потребности педагога в обратной связи с учащимися. Им необходимо демонстрировать, устраивает ли их методика организации взаимоотношений, а также признавать свои недочеты, нарушения в работе и ошибки. Атмосфера в коллективе, где царит демократический стиль педагогического общения, является комфортной и эмоционально-положительной. Реализуется развитие интеллектуальной активности и стимулируется познавательная заинтересованность. Демократический стиль общения является самым оптимальным и результативным.
- Либеральный стиль. Он основывается на полной свободе учащихся. Реализуя такое общение, педагог проявляет безответственность, непоследовательность своих действий и решений, абсолютно не проявляет инициативы и решительности, особенно в проблемных и затруднительных моментах. В своем общении с учащимися, либеральный педагог, опирается только на свое настроение и желания. При хорошем настроении, он ставит хорошие отметки, не требует выполнения каких-либо заданий, рассчитывает на инициативу и самостоятельность учащихся. В ином случае, оценки будут отрицательными, могут возникнуть новые требования, являющиеся противоположными старым. При этом, общение либерального педагога всегда является доброжелательным и не требовательным. Он стремится избегать конфликтных ситуаций и, часто, переоценивает возможности и способности учащихся.
Рисунок 2. Стили общения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В настоящее время, не так часто встречается общение педагога, которое можно отнести только к одному стилю. Чаще всего педагогическое общение реализуется по смешанному типу. Наиболее преобладающим является либерально-демократический стиль общения, в котором присутствуют черты и либерального стиля, дающие свободу учащимся и педагогу, и демократического, требующего обязательную обратную связь, построение системы взаимодействия с детьми. Такой стиль общения будет эффективным при его грамотной организации. Поскольку полная свобода, самостоятельность и инициативность учащихся может сыграть весомое значение в их развитии.
Качества руководителя и подчиненных
В таких компаниях руководителя отличают высокий профессионализм и лидерство. Группа его уважает и видит в нём образец для подражания. К качествам начальника-демократа относятся:
- открытость и доступность при апелляциях и личных встречах с персоналом;
- доверие к работникам;
- умение делегировать права и терпеть отказ от личных преимуществ, связанных с должностью.
Руководитель обязан придерживаться обязательного невмешательства в коллегиальную работу.
Сотрудники со своей стороны должны следовать корпоративному стилю, проявляя следующие качества:
- профессионализм;
- ответственность;
- самоконтроль;
- желание личностного роста и тягу к участию в жизни компании.
Обычно сотрудники, охваченные общей работой, заинтересованы в достижении корпоративных целей, дорожат мнением коллег о себе и чётко ориентируются в своих контрольных правах.
Мы – одна команда
Виды демократического стиля руководства
Существует два вида демократического метода управления: консультативный и партисипативный.
При использовании первого начальник испытывает к сотрудникам доверие, советуется с ними, стремится учитывать их мнение при принятии решений.
Обычно коллектив всегда уважительно относится к шефу и готов при необходимости оказать ему моральную поддержку.
При партисипативно-демократическом стиле руководства управленец всецело доверяет своим работникам по всем вопросам, их взгляд всегда берется в учет, а поступившие от них рациональные предложения применяются на деле.
Как правило, демократический метод управления используется в том случае, когда подчиненные более квалифицированы в какой-либо области, чем их непосредственный начальник, и могут привнести в дело что-то новое, использовать творческий подход. Управленец-демократ, если того требуют обстоятельства, может пойти на компромисс либо отменить ранее принятое решение, если работник докажет свою правоту.
Если приверженец авторитарного метода управления использует приказы и давление, то сторонник демократического стиля руководства предпочтет метод убеждения, обоснования выгоды для предприятия и коллектива.
. Для начальства в таком случае важен конечный результат, а не рабочий процесс.
Если вы имеете целью создать сплоченный и дружный коллектив, следует придерживаться демократического метода управления. С его помощью можно сформировать у сотрудников командный дух, честное и ответственное отношение к делу. Руководитель должен уметь гармонично комбинировать силу своего влияния и метод убеждения, чтобы каждый подчиненный мог сформулировать для себя свои личные задачи.
Виды
Демократическое управление сформировало несколько направлений во взаимоотношениях «руководитель – подчиненный». Оно включает такие разновидности:
- Партисипативную. Руководитель полностью доверяет подчиненным, советуется с ними в вопросах, касающихся деятельности компании, использует конструктивные предложения сотрудников и привлекает их к постановке конкретных целей. Ответственность на подчиненных по результатам принятых решений не перекладывается.
- Консультативную. Руководитель только консультируется с подчиненными, в процессе подсказывает им наиболее верные пути решения, но основные шаги оставляет за собой. Сотрудники довольны организацией процесса, оказывают руководителю помощь и поддерживают. Стимулирует работников поощрение, а наказание практически не используется.
Демократический стиль любой разновидности приемлем для компаний, где сотрудники хорошо разбираются в производственном процессе, а в некоторых случаях – даже лучше руководителя. Рассмотрим пример: в компанию прибыл молодой специалист. Он выстраивает демократическую схему взаимоотношений с подчиненными, выслушивает их советы, учитывая их профессионализм и знания. Он полагается на опыт своих подчиненных, а они оказывают ему помощь в принятии важных решений.
Вдохновляйте сотрудников с помощью эффективного стиля лидерства
Стиль лидерства — это классификация того, как навыки лидерства используются на практике. Как мы уже знаем, у лидеров есть множество сильных сторон. Они посвящают себя выполнению самых разных задач: от мотивации сотрудников и творческого мышления до устранения проблем и принятия рискованных решений. При этом не бывает двух абсолютно одинаковых лидеров: подход к одному и тому же набору задач у разных лидеров может существенно отличаться.
Задача лидеров — добиваться того, чтобы сотрудники выполняли цели организации. Программное обеспечение для управления работой поможет вам обеспечить согласованную работу команды, откуда бы вы ей ни руководили.
Типичные ошибки руководителя
Пытаясь найти подход к сотрудникам многие руководители уходят в крайности. С одной стороны спектра — жесткий контроль и пренебрежение, с другой — полное попустительство и самоустранение от процесса управления. Руководитель должен пытаться найти золотую середину, разумную степень контроля рабочего процесса, и соединить ее с грамотной системой мотивации сотрудников
При этом важно поддерживать теплую, доверительную атмосферу в коллективе, но не уходить в панибратство. Руководитель должен оставаться руководителем
Лояльным, адекватным и имеющим чувство юмора, но все же руководителем.
Эффективность демократического стиля
Демократический стиль взаимоотношений в организации является одним из наиболее эффективных подходов к управлению. Он основан на принципах участия всех сотрудников в принятии решений, открытости и уважения к мнению каждого работника.
Одним из главных преимуществ демократического стиля является стимулирование творческого мышления и развитие лидерских качеств у сотрудников. В отличие от авторитарного стиля, где решения принимаются только высшим руководством, в демократическом стиле каждый сотрудник имеет возможность высказать свои идеи и предложения.
Благодаря широкому участию сотрудников в принятии решений, демократический стиль значительно повышает уровень мотивации и вовлеченности в работу. Сотрудники, которые видят, что их мнение учитывается и они вносят вклад в развитие организации, становятся более ответственными и преданными своей работе.
Кроме того, демократический стиль способствует развитию коллективного сотрудничества и командного духа. Когда все члены команды имеют право высказать свое мнение и действуют в интересах общего дела, достигаются лучшие результаты. Команды, основанные на демократических принципах, более гибки и способны адаптироваться к изменениям, так как каждый сотрудник чувствует себя частью этой команды и принимает активное участие в принятии решений.
Также следует отметить, что демократический стиль способствует развитию лидерских качеств у руководителей. Когда руководитель дает возможность сотрудникам активно участвовать в принятии решений и высказывать свое мнение, он становится более гибким и открытым для новых идей. Руководитель, основывающийся на демократических принципах, создает среду, где каждый член команды может раскрыть свой потенциал и внести свой вклад в общее благо.
Преимущества демократического стиля: |
---|
Стимулирует творческое мышление и развивает лидерские качества у сотрудников |
Повышает уровень мотивации и вовлеченности сотрудников |
Способствует развитию коллективного сотрудничества и командного духа |
Развивает лидерские качества у руководителей |
Таким образом, эффективность демократического стиля взаимоотношений в организации заключается в развитии творческого мышления и лидерских качеств у сотрудников, повышении мотивации и вовлеченности в работу, развитии коллективного сотрудничества и создании командного духа. Этот стиль способствует улучшению результатов работы и развитию преданных и ответственных сотрудников.
Предназначение педагогического общения
Педагогическое общение, следует рассматривать как одну из форм коммуникативных связей, подразумевающее общие интересы, мысли и чувства. Создание дружественной атмосферы между учителем и учениками позволяет добиться максимальных результатов в вопросе обучения и развития различных навыков. Данный процесс имеет множество различных граней, каждая из которых содержит в себе контекст взаимодействия.
Существует несколько функций педагогического общения, каждая из которых имеет важное значение в формировании личности учащегося. Специалистами выделяются следующие функции самоактуализации :
- эмотивная
- познавательная
- регулятивная
- фасилитативная.
Правильно построенная коммуникативная связь, вызывает у каждого учащегося интерес к освоению новых знаний и навыков, а также способствует дальнейшему развитию личности. Одним из важных аспектов подобной связи, является уважение педагога к личности учащегося.
Понимание особенностей личности, позволяет создать правильную атмосферу, наполненную доброжелательностью. Именно эта атмосфера позволяет зародить в учащемся жажду к постоянному развитию. Правильное восприятие личности учащегося, является одной из важнейших функций в педагогическом общении.
Информационная составляющая этого процесса также имеет немаловажную роль в становлении детской личности. Эта функция способствует развитию процесса познания и подразумевает полное взаимопонимание между учениками и учителем. Данная функция направлена на создание положительной мотивации, что заставляет учеников достигать различных целей. Помощь в преодолении психологических барьеров, препятствующих самовоспитанию и становлению частью социума, является одной из значимых составляющих информационной функции.
Информационная функция содержит в себе три компонента: коллективные, групповые и индивидуальные взаимоотношения. Индивидуальные взаимоотношения формирую связь, благодаря которой педагог получает возможность воздействовать на сознание ребенка, корректируя и изменяя его поведенческую модель.
Стиль педагогического руководства можно определить как приемы воспитательного воздействия
Предназначение основных функций педагогического общения:
- Контактная функция – используется для создания коммуникативной связи, использующейся для приема и передачи навыков и знаний.
- Побудительная функция – является своеобразной мотивацией учащихся, направленной на достижение определенных результатов и совершение различных действий.
- Эмотивная функция – используется для того, чтобы вызвать определенные чувства и эмоции в ребенке, которые в дальнейшем корректируются или изменяются при помощи специальных методов психологического воздействия.
Важную роль во взаимоотношениях между преподавателем и учениками имеют этнические ценности
Забота, внимание, верность себе, доверие и откровенность позволяют добиться продуктивного общения, результатом которого станет высокая мотивация учеников
Отеческий стиль лидерства
Отеческий стиль лидерства ориентирован на отношения. Главное для такого лидера — создать гармонию. Этот харизматичный лидер работает над созданием и развитием рабочих отношений, способствующих сплочению и позитивному настрою в коллективе.
Лидер с отеческим стилем помогает при создании новой команды или в условиях кризиса, поскольку в обеих этих ситуациях требуется доверие. Однако этот стиль лидерства может вредить, когда лидер слишком увлечён поддержанием образа друга и в меньшей степени занимается повышением производительности и достижением целей компании.
Преимущества отческого стиля лидерства:
Моральный дух команды поддерживается положительной и конструктивной обратной связью.
Межличностные конфликты быстро прекращаются.
Участники коллектива чувствуют свою важность и меньше подвержены стрессу.
Отеческий стиль лидерства создаёт тесные связи в коллективах, члены которых нацелены на то, чтобы помогать друг другу.
Недостатки отческого стиля лидерства:
-
Некоторые сотрудники могут работать недостаточно эффективно, находясь вне поля зрения. Отсутствие чёткого определения обязанностей может привести к возникновению так называемой социальной лени.
-
Лидеры с отеческим стилем неохотно озвучивают критику, что не помогает другим расти.
-
Цели организации часто забываются.
-
Участники коллектива становятся эмоционально зависимыми от лидера. Если лидер перейдёт в другую команду или уйдёт из компании, остальная часть коллектива окажется потерянной.
Читать статью «Лидерство как служение: как вести команду, выполняя её потребности»
Либеральный стиль общения педагога
Данный стиль характеризуется безответственностью, низкой инициативой и настойчивостью со стороны педагога. Также наблюдается непоследовательность в выдвигаемых им требованиях, отсутствие решительности, необходимой в случае возникновении сложных ситуаций. «Либеральный» педагог способен в одно мгновение выдвинуть какое-либо требование или правило своим воспитанникам и тут же, позабыв о нем, придумать новое, совершенно противоположное предыдущему.
Чаще всего либеральный стиль общения педагога выражается зависимостью оценок деятельности воспитанников сквозь призму личного настроения педагога. Часто он переоценивает способности своих учеников, не проверяет насколько были выполнены предъявленные к заданию требования. Если у самого педагога хорошее настроение – дети получают хорошие оценки, в обратном случае – плохие.
Несмотря на все, такой преподаватель всегда доброжелателен к своим воспитанникам, всегда общается ласково и сдержано, каждого из них воспринимает как обязательно честного и хорошего человека.
Следует отметить, что особенность педагогического общения не является чем-то заранее предопределенным или выбранным, а формируется в процессе жизнедеятельности педагога. Таким образом, нельзя утверждать о том, что кто-то принимает полностью демократичный или полностью авторитетный стиль. Чаще всего встречаются смешанные варианты, например, демократичный и либеральный, или же демократичный и авторитетный.
Большую роль играет психолого-педагогические отношения индивида. Дальнейшая тактика общения и преподавания зависит во многом от личностного опыта педагога. На его стиль общения влияет непосредственное отношение с воспитанниками, умение общаться с ними в неформальной обстановке, общение с другими педагогами, представителями различных органов общественности и контроля за образованием. Следует отметить, что также значимой является компетенция самого педагога относительно детской психики, особенностей развития детей в определенном периоде жизни, умения наладить с ними доверительный контакт.
Либеральный (попустительский) стиль лидерства
Третий стиль по Левину — это либеральный, или попустительский, стиль лидерства. Либеральные лидеры крайне редко дают какие бы то ни было указания коллективу. Они предоставляют сотрудникам полную свободу в принятии решений.
Либеральные лидеры отстраняются от коллектива и предпочитают не участвовать в процессе контроля проекта. От них нечасто услышишь какие-либо комментарии. К моменту завершения проекта сотрудники могут даже и забыть, как выглядит такой лидер.
Либеральному лидеру характерны следующие высказывания:
-
Коллектив способен сам решить, что для него лучше, но я ожидаю блестящего результата.
-
При возникновении разногласий в компании другие могут принять решение и без меня.
-
Я передаю все ресурсы в распоряжение коллектива. Поэтому я хочу, чтобы сотрудники сами проявляли инициативу и знали, что нужно делать.
-
Те, у кого другое мнение, могут использовать свои методы в индивидуальном порядке.
Преимущества либерального лидерства:
-
Либеральный стиль может быть полезен, если все участники коллектива являются квалифицированными экспертами.
-
Этот стиль лидерства понравится тем, кому важна самостоятельность.
-
Если у коллектива та же цель, что и у лидера, её можно будет достичь. Для контроля хода работ можно использовать программное обеспечение для отслеживания целей.
Недостатки либерального лидерства:
-
Согласно исследованию Левина, коллективы с попустительским лидерством наименее продуктивны.
-
В условиях либерального лидерства функции и обязанности сотрудников размыты.
-
При таком стиле участники коллектива могут начать винить друг друга, не принимая на себя никакой ответственности.
Познакомившись с тремя стилями лидерства по Левину, мы можем зайти с другой стороны и рассмотреть теорию эмоционального лидерства. Данный подход помогает использовать эмоциональный интеллект, чтобы оценивать ситуацию и выбирать подходящий стиль лидерства.
Определение и суть либерального стиля общения
Либеральный стиль общения — это подход к общению, основанный на принципах толерантности, уважения и открытости. В отличие от авторитарного стиля общения, который характеризуется командным подходом и стремлением к контролю над другими участниками общения, либеральный стиль общения основан на равноправии, свободе выражения и учете мнения каждого участника.
Суть либерального стиля общения заключается в том, что участники общения не только имеют право на свое мнение, но и должны уважать мнение других людей. Важные положения либерального стиля общения включают:
- Свободное выражение мнения. Каждый участник имеет право свободно выражать свои мысли и идеи без страха осуждения или наказания.
- Уважение чужих мнений. Либеральный стиль общения подразумевает уважение и понимание мнения других, даже если оно противоположно собственному.
- Открытость к диалогу. Либеральные общения не стремятся к одностороннему контролю или диктату. Участники готовы выслушать друг друга и искать компромиссные решения.
Преимущества либерального стиля общения очевидны. Он способствует развитию свободы мысли, позволяет находить новые идеи и видеть проблемы с разных сторон. Либеральное общение также способствует укреплению взаимоотношений, поскольку каждый участник чувствует себя уважаемым и ценным. Кроме того, либеральный стиль общения создает атмосферу доверия и способствует разрешению конфликтов.
Стили общения: либеральный стиль
Рассмотрим либеральный жанр диалога на примере воспитателя. Он отличается от других стилей совей безынициативностью, безответственностью, непоследовательностью в принятии решений и действий, нерешительностью для трудных ситуативных моментов. Такому собеседнику свойственно якобы забывать свои прежние утверждения, и спустя какое-то время может загрузить собеседников абсолютно противоположными в отношении данных ранее утверждений. Может пустить диалог на самотек, переоценивая возможности собеседников.
Либерал дает оценку своим слушателям в зависимости от настроения: если он с хорошим настроением, значит последует положительная оценка, с плохим — негативная. Такой подход к диалогу подрывает репутацию либерала в глазах собеседников. Но есть и положительная сторона характера такого диалога: он не желает полностью портить отношения с оппонентами, проявляя доброжелательность ко всем во время беседы, собеседники воспринимаются как общительные, инициативные, правдивые и самостоятельные.