Некоторые чемпионы
Здесь представлены только спортсмены, которые не менее трех раз были чемпионами мира или Олимпийских игр (неполный список, все дисциплины вместе)
-
Джемма Абант Кондаль
Чемпион мира по триалу 2008, 2010, 2012
(Испания)
-
Жюльен Абсалон (Франция)
- Олимпийский чемпион по лыжным гонкам 2004 и 2008 годов.
- Чемпион мира XC 2004, 2005, 2006, 2007, 2014
- Чемпион Европы в XC 2006, 2013, 2014
- Чемпионат мира по XC 2006, 2007, 2008, 2009, 2014
-
Рэйчел Атертон (Великобритания)
- Чемпион мира по скоростному спуску 2008, 2013, 2015, 2016, 2018
- Победитель кубка мира по скоростному спуску 2008, 2012, 2013, 2015, 2016, 2018
-
Кенни Белэй
Чемпион мира по триалу 2002, 2005, 2006 гг.
(Бельгия)
-
Жюли Брессе (Франция)
- Олимпийский чемпион по лыжным гонкам 2012 года
- Чемпион мира XC 2012, 2013
- Чемпионат мира по XC 2011
-
Лоик Бруни (Франция)
- Чемпион мира по скоростному спуску 2015, 2017, 2018, 2019
- Чемпионат мира по скоростному спуску 2019
-
Джек Карти
Чемпион мира по испытанию 26 дюймов в 2016, 2017, 2018 гг.
(Соединенное Королевство)
-
Анн-Каролин Шоссон (Франция)
- Чемпион мира по скоростному спуску 1996, 1997, 1998, 1999, 2000, 2001, 2002, 2003, 2005
- Олимпийский чемпион по BMX 2008 года
- Вице-чемпион мира по эндуро ( Enduro World Series ) в 2014 г.
-
Жиль Кустелье
Чемпион мира по испытанию 26 дюймов в 2008, 2009, 2011, 2012, 2014 годах
(Франция)
-
Гунн-Рита Дале Флешо (Норвегия)
- Олимпийский чемпион XC 2004 года
- Чемпион мира в XC 2002, 2004, 2005, 2006
-
Хенрик Джернис
Чемпион мира в XC 1992, 1993, 1994
(Дания)
-
Томас Фришкнехт (Швейцария)
- Чемпион мира 1996 года по XC
- Чемпион мира по марафону XC 2003, 2005
- Чемпион Европы по XC 1993
-
Маргарита Фуллана
Чемпион мира в XC 1999, 2000, 2008
(Испания)
-
Винсент Эрманс
Чемпион мира по испытанию 26 дюймов в 2007, 2013, 2015 гг.
(Франция)
-
Сэм Хилл (Австралия)
- Чемпион мира 2006, 2007
- Чемпионат мира 2007, 2009
- Победитель Мировой серии эндуро 2017
-
Марко Хёзель
Чемпион мира в гонке на 20 дюймов в 1999, 2002, 2006 гг.
(Германия)
-
Джилл Кинтнер
Четырехкрестный чемпион мира 2005, 2006, 2007 гг.
(США)
-
Брайан Лопес (США)
- Чемпион мира 2001 года в двойном слаломе
- Чемпион мира в четырехкроссовых гонках 2002, 2005, 2007 гг.
-
Грег Миннаар (Южная Африка)
- Чемпион мира по скоростному спуску 2003, 2012, 2013
- Чемпионат мира по скоростному спуску 2001, 2004, 2008 гг.
-
Карин Моор
Чемпион мира по триалу 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007
(Швейцария)
-
Абель Мустилес
Чемпион мира по тестированию 20 дюймов в 2011, 2012, 2013, 2015, 2016, 2017 годах
(Испания)
-
Йоланда Нефф (Швейцария)
- Чемпион мира XC 2017
- Чемпион мира по марафону XC 2016 г.
- Победитель XC World Cup 2014 и 2015 годов
-
Титуан Перрен-Ганье (Франция)
- Чемпион мира по выбору XC 2017, 2018, 2019
- Чемпион Европы по выбору XC 2017, 2018
-
Михал Прокоп (Чехия)
- Чемпион мира по четырехкроссу 2003, 2006, 2011 гг.
- Победитель Кубка мира по четверному кроссу 2004, 2006 гг.
-
Нина Райхенбах (Германия)
- Чемпион мира по триалу 2016, 2017, 2018, 2019
- Победитель Trials World Cup 2016, 2017, 2018
-
Бенито Рос (Испания)
- Чемпион мира по тестированию 20 дюймов 2003, 2004, 2005, 2007, 2008, 2009, 2010, 2014
- Чемпион мира по тесту 26 дюймов 2004, 2007, 2008, 2009, 2010, 2012, 2013
-
Кристоф Заузер (Швейцария)
- Чемпион мира 2008 года по XC
- Чемпион мира по марафону 2007, 2011 гг.
- Чемпион Европы XC 2007
- XC World Cup 2004 и 2005
- Вице-чемпион мира XC 2005, 2006, 2007
- Вице-чемпион Европы по XC 2006, 2008
- Вице-чемпион мира по марафону 2008 г.
-
Нино Шуртер (Швейцария)
- Олимпийский чемпион XC 2016
- Чемпион мира XC 2010, 2012, 2013, 2015, 2016, 2017, 2018 и 2019 гг.
- Победитель XC World Cup 2010, 2012, 2013, 2015, 2017, 2018 и 2019 гг.
- Вице-чемпион Олимпийских игр 2012 г.
- Вице-чемпион мира XC 2011 и 2014 гг.
- Олимпийская бронзовая медаль XC 2008
-
Элисон Сидор
Чемпион мира по кросс-кантри 1994, 1995, 1996
(Канада)
-
Николя Вуйло (Франция)
- Чемпион мира по скоростному спуску 1995, 1996, 1997, 1998, 1999, 2001, 2002
- Чемпионат мира по скоростному спуску 1995, 1996, 1998, 1999, 2000
- Чемпион Европы по скоростному спуску 1994, 1997, 1998 гг.
Городской велосипед (citybike, дорожный велосипед)
Как и отражено в названии, городские велосипеды предназначены для неспешного и удобного передвижения по городу. Это абсолютно неспортивные велосипеды.
Характерные черты городского велосипеда: закрытая (мужская) или открытая (женская) рама, обычно большие колеса 28» с шинами средней ширины и мелким протектором. Практически всегда установлены несъемные щитки на колесах, защита цепи и багажник. Иногда – подножка, зеркала заднего вида, корзина, электрооборудование и прочее.
Очень высокая посадка на городском велосипеде и широкое подпружиненное седло обуславливают комфорт при неспешной езде.
Современные ситибайки нередко комплектуются многоскоростными планетарными втулками с внутренним переключением передач. Но есть велосипеды, которые по всем параметрам, исключая внешнее переключение передач, можно также отнести к городским: например, Author Victoria.
К классу городских относятся и так называемые круизеры (cruiser) и чопперы – велосипеды с характерной вытянутой рамой, установленной под очень острым углом вилкой и широченным рулем. Посадка вертикальная или даже с наклоном назад. Своего рода стилизация под старые велосипеды и под соответствующие мотоциклы.

Тяжелые односкоростные городские велосипеды (которые назывались в нашей стране дорожными, а за границей coaster brake) почти вышли из употребления. Зато легкие минималистичные односкоростные фиксы (fix, fixed-gear) или сингл-спиды (single speed) наоборот приобретают все большую популярность. Обычно они сделаны в формате трекового велосипеда или подобного велосипеда с прямым рулем. Например, Fuji Declaration, на фото слева. Главное отличие – вес в 9-11 кг против 15-18.
Кроме того, сейчас выпускаются и псевдо-горные велосипеды, ориентированные на езду по городу, обладающие жесткими вилками и относительно узкими сликовыми шинами. Примером могут служить велосипеды Cannondale Bad Boy или Scott Sub прошлых лет на 26-дюймовых колесах.
Главное достоинство ситибайков – практически полное отсутствие необходимости в их частом обслуживании, так как все наиболее изнашиваемые узлы – тормоза и механизмы переключения передач – хорошо защищены от грязи или попросту отсутствуют. Планетарная втулка позволяет переключать передачи стоя на месте, что удобно для городской езды с ее частыми остановками. Но классические сити-байки достаточно тяжелы – порядка 15-18 кг – и не предназначены для высоких нагрузок. В то же самое время, на фиксах гоняет спортивная молодежь.
Как выбрать правильный размер рамы?
Выбор правильного размера рамы велосипеда является одним из наиболее важных факторов при покупке горного велосипеда (MTB). Правильно подобранная рама обеспечивает комфортную и безопасную поездку, а также оптимальную передачу энергии от педалей к колесам.
1. Измерьте свой рост
Первым шагом в выборе правильного размера рамы является измерение вашего роста. Для этого вам понадобится измерительная лента или ростомер. Стоящий ровно сзади стены (или с помощью другого человека), измерьте свой рост от пола до вершины головы.
2. Учитывайте тип велосипеда
Вторым фактором, который необходимо учесть при выборе размера рамы, является тип велосипеда. Существуют различные типы MTB велосипедов, и каждый из них имеет свои особенности в размерах рамы. Например, для горных велосипедов хардтейл (с передней подвеской) и полноподвес (с передней и задней подвеской) рекомендуется выбирать раму чуть меньшего размера, чем для шоссейных велосипедов.
3
Обратите внимание на геометрию рамы. Третьим фактором является геометрия рамы
Каждый производитель может иметь свои особенности в геометрии рамы, и это также нужно учитывать при выборе размера. Важными параметрами геометрии рамы являются длина верхней трубы, длина подседельной трубы и углы рулевой и сиденья. Лучше всего обратиться к таблице размеров производителя или проконсультироваться с продавцом
Третьим фактором является геометрия рамы. Каждый производитель может иметь свои особенности в геометрии рамы, и это также нужно учитывать при выборе размера. Важными параметрами геометрии рамы являются длина верхней трубы, длина подседельной трубы и углы рулевой и сиденья. Лучше всего обратиться к таблице размеров производителя или проконсультироваться с продавцом.
4. Проверьте посадку
Наконец, после выбора рамы по размеру и геометрии, не забудьте проверить посадку на велосипеде. Седло и руль должны быть настроены так, чтобы вы чувствовали себя комфортно и уверенно. Как минимум, ваше колено должно быть слегка согнуто при полной ноге на педале, и вы не должны чувствовать чрезмерного растяжения или напряжения на спине, шеи или руках.
Выбор правильного размера рамы — это индивидуальный процесс, который зависит от вашего роста, типа велосипеда и геометрии рамы
Важно уделить время и внимание этому выбору, чтобы обеспечить себе комфорт и удовольствие от езды на горном велосипеде
Как выбрать МТБ велосипед?
1. Определить свои потребности.
Прежде чем выбрать МТБ велосипед, необходимо определить, для каких целей вы его будете использовать. Если вы планируете преимущественно кататься по городу или асфальтированным дорогам, то вам подойдет городской вариант МТБ велосипеда. Если вы желаете преодолевать неровности, ездить по пересеченной местности, а также спуститься с горы, то нужно выбрать МТБ велосипед с подходящей подвеской.
2. Размер рамы.
Один из важных факторов при выборе МТБ велосипеда — это размер рамы. Вам необходимо определить свой рост и взять его за основу при выборе рамы. Идеальный размер рамы — это такой, при котором у вас остается небольшое расстояние между верхней трубой рамы и паховой областью.
3. Тип подвески.
Существуют два типа подвески на МТБ велосипедах: передняя и полная подвеска. Если вы планируете применять велосипед для активных прыжков и спусков, то полная подвеска будет лучшим выбором. Если вам необходимо просто преодолевать неровности на дорогах и тропинках, то вам подойдет передняя подвеска
При выборе обратите внимание на ход подвески и ее настройку
4. Материал рамы.
5. Количество скоростей.
Количество скоростей на МТБ велосипеде зависит от ваших требований и способностей. Если вы планируете ездить по ровной местности, то вам будет достаточно 1-3 скоростей. Если вам необходимо преодолевать горы, то выбирайте велосипед с большим количеством скоростей.
6. Дополнительное оборудование.
При выборе МТБ велосипеда также обратите внимание на наличие дополнительного оборудования, такого как дисковые тормоза, амортизационный вилка, системы переключения скоростей и другие важные элементы. Имейте в виду, что эти дополнительные элементы могут повлиять на стоимость велосипеда
Важно помнить, что при выборе МТБ велосипеда необходимо учитывать свои индивидуальные предпочтения, физическую подготовку и уровень навыков. Опираясь на эти рекомендации, вы сможете выбрать идеальный МТБ велосипед, который подойдет именно вам
Активный отдых
Велосипед МТБ – это идеальное средство для активного отдыха на природе и занятий спортом. Благодаря своей универсальности и возможности преодолевать различную местность, МТБ (Mountain Bike) позволяет исследовать недоступные пешими маршруты уголки природы, подниматься на горы, спускаться с них и наслаждаться скоростью и адреналином во время спусков.
Велосипед МТБ способен преодолеть любую дорогу или тропу. От стабильных тротуаров городских парков до грунтовых дорог лесного массива, МТБ позволяет познакомиться с окружающим миром и наслаждаться его красотой.
Активный отдых на велосипеде не только помогает поддерживать физическую форму, но и способствует активизации ума, развитию ловкости и координации движений. Велосипед МТБ требует от велосипедиста навыков владения двухколесным транспортом, умения быстро принимать решения и уверенно передвигаться в различных условиях.
Помимо физических и психологических преимуществ, активный отдых на велосипеде МТБ также способствует развитию дружеских отношений и созданию тесной команды. Групповые выезды на велосипеде позволяют проводить время с друзьями, семьей или коллегами, общаться и делиться впечатлениями от приключений на природе.
Кроме того, велосипед МТБ предоставляет возможность присоединиться к спортивным соревнованиям и мероприятиям. Гонки на велосипедах МТБ проводятся на различных дистанциях и трассах, включая кросс-кантри, даунхилл, эндуро и другие дисциплины. Участие в таких событиях может стать отличным способом преодолеть себя, поставить цели и развить свои навыки велосипедиста.
Таким образом, активный отдых на велосипеде МТБ принесет массу удовольствия, новых эмоций и позитивных впечатлений. Независимо от возраста и уровня подготовки, каждый найдет для себя подходящий маршрут и сможет насладиться необычными пейзажами, легкостью движения и ощущением свободы на природе.
Физическое здоровье
Катание на велосипеде МТБ способствует поддержанию и улучшению физического здоровья. Это связано с рядом преимуществ, которые предоставляет данная активность:
- Аэробные нагрузки: При езде на велосипеде МТБ включаются в работу различные мышцы тела, особенно нижняя часть тела, включая ноги и ягодицы. Умеренные аэробные нагрузки, которые получаем во время катания, укрепляют сердечно-сосудистую систему и улучшают общую физическую выносливость.
- Укрепление мышц: Велосипед МТБ активизирует работу мышц ног, спины, ягодиц, пресса и плечевых поясов. Каждый раз, при преодолении препятствий и подъемов, мышцы тела тонизируются и становятся сильнее. Продолжительное катание помогает развитию силы и гибкости мышц.
- Развитие баланса и координации: Велосипед МТБ требует постоянного контроля и управления равновесием. Во время катания улучшается координация движений и чувствительность баланса. Это способствует развитию моторики и улучшению пространственного восприятия.
МТБ велосипеды также позволяют подвергать организм средним и высоким физическим нагрузкам, что приводит к ускорению обмена веществ и сжиганию калорий. Поэтому катание на велосипеде МТБ является отличным средством для поддержания нормального веса и снижения риска развития ожирения и связанных с ним заболеваний.
В целом, велосипед МТБ прекрасно подходит для поддержания и укрепления физического здоровья. Постепенное увеличение длительности и интенсивности тренировок на велосипеде поможет добиться желаемых результатов и повысить общую физическую форму.
Различные виды велосипедов
Передвижение на велосипеде давно полюбилось человечеству не только для быстрой смены местоположения, но и для активного отдыха и спорта. Велосипед, как никакой другой вид транспорта, разделился на различные типы и классы, изменяя свою конструкцию и основные детали.
Так велосипеды стали классифицировать, а по классификации выпускать разные конструкции велосипедов (байков). Только по конструкции велосипеды можно разделить на:
- Дорожные (они же с перекладиной или «взрослые»или «мужские»);
- Городские (они же прогулочные, без перекладины). Могут быть детскими, часто называют женские;
- Прогулочные складывающиеся;
- Горные велосипеды универсальные;
- Велосипеды горные для кросс-кантри (езда по пересечённой местности);
- Горные для триала и фристайла (спортивные трюки);
- Байки для даунхила (съезд с горы на большой скорости);
- Шоссейные;
- Туринговые (шоссейные для походов);
- Гибридные;
- BMX велосипеды для сложных трюков.
Маунтинбайк
Маунтинбайк (от англ. «mountain
bike») гонки вне дорог на горных велосипедах.
В конце 70-х годов, новая форма
велосипедных гонок несколько аналогичных цикло-кроссу начала развиваться в
Калифорнии. В конструкцию велосипеда были добавлены мотоциклетные толстые шины
и постепенно он развился в современный горный велосипед. Первый национальный
чемпионат по горному велосипеду прошел в 1983 году в Соединенных Штатах. Первые
Чемпионаты мира по горному велосипеду начали проводиться в 1987 году.
В 1990 году МТБ, как вид велоспорта, был
признан Международным союзом велосипедистов (UCI). А в 1993 году, гонки по
пересеченной местности на горных велосипедах (кросс-кантри) были приняты в
программу олимпийских игр и дебютировали в 1996 году в Атланте.
Существует несколько видов горных
велосипедов, каждый из них предназначен для различного типа гонок.
4 ТИПА ГОНОК:
КРОСС-КАНТРИ
Олимпийский
кросс-кантри: XCO (олимпийская дисциплина)
Гонки по холмистой местности на
кольцевой трассе в 5-9 км с включением лесных дорог, полей, грунтовых дорог,
участков с гравием, а также значительным количеством подъемом и спусков.
Мощеные или асфальтовые дороги не должны составлять 15% от общей протяженности
трассы. Гонщики стартуют одной группой. В зависимости от категории гонка может
занимать от 1 часа 45 минут до 2 часов 30 минут.
Марафонский
кросс-кантри:XCM
Марафон – это
удлиненная версия олимпийского кросс-кантри, дистанция составляет от 60 до 120
км. Специфика гонки заключается в том, что участие в соревнованиях могут
принимать как профессионалы, так и любители вместе. Марафон обычно проводится в
гористой местности. В отличие от олимпийского кросс-кантри гонщики марафона
никогда не проходят одну и ту же точку дистанции дважды.
Кросс-кантри с выбыванием
(Элиминатор): XCE
Трасса гонки
Кросс-кантри Элиминатор должна составлять от 500м до 1000м и включать в себя
естественные и/или искусственные препятствия. Препятствия, такие, как деревья,
лестницы (вверх/вниз), резкие спуски, мосты или деревянные конструкции могут
создать динамичную короткую гонку. Гоночные номера для главной гонки
распределяются на основании результатов квалификационного раунда, стартовый
номер 1 поучает победитель квалификационного раунда. Главная гонка включает в
себя заезды с выбыванием.
Прочие дисциплины:
Кросс-кантри по дистанции от одного
пункта до другого: XCP
Кросс-кантри по короткой кольцевой
трассе: XCC (шорт трек)
Кросс-кантри гонка на время: XCT (гонка
на время)
Кросс-кантри командная эстафета: XCR
(командная эстафета)
Кросс-кантри многодневная гонка: XCS
(многодневная гонка)
СКОРОСТНОЙ СПУСК: DH (DOWNHILL)
Индивидуальный скоростной
спуск: DHI
Индивидуальное прохождение трассы в виде
спуска с горы на время. Максимальная протяженность дистанции – 3,5 км,
максимальная продолжительность гонки – 5 минут. Трасса скоростного спуска
должна быть проложена по склону и может включать участки с различным рельефом:
узкие и широкие отрезки, лесные дороги и тропы, участки с открытой местностью и
скалистые участки. Трасса включает в себя как скоростные, так и технически
сложные участки. Скорость достигает 80 км/ч у мужчин и 70 км/ч у женщин.
Cкоростной спуск
марафон: DHM
Марафон по даунхиллу — даунхилл с
массовым стартом.
ГОНКА 4-КРОСС (4Х)
Гонка с одновременным стартом четырех
участников по одной и той же трассе. Характер данной гонки предусматривает
возможность непреднамеренного контакта между участниками.Трасса проходит по
умеренному спуску с постоянным уклоном и включает участки с резкими переходами,
буграми, развороты с креном, насыпи, откосы, естественные плоские участки и
другие препятствия. Время прохождения дистанции составляет от 30 до 60 секунд.
Побеждает гонщик, первым пересекший линию финиша.
ГОНКА ЭНДУРО (END)
Гонка состоит из
нескольких проходных и временных этапов (минимум 3 временных этапа). Трасса
должна состоять из узких и широких участков, быстрых и медленных участков
движения, на временных этапах трасса преимущественно идет на спуск. Участники
соревнований проходят временные этапы, затем едут по проходному этапу на
велосипеде или на любом другом техническом средстве к старту следующего
временного этапа. Участники соревнований стартуют раздельно с 20-и секундным
перерывом.
Результаты
генеральной классификации подсчитываются путём суммирования времени прохождения
всех временных этапов для каждого гонщика.
История маунтинбайка
Кто из изобретателей стоял у истоков горных велосипедов сказать затруднительно. К созданию маунтинбайка причастны многие инженеры, которые, придумывая различные приспособления, постепенно превратили обычный шоссейный велосипед в аппарат, способный выдерживать экстремальные нагрузки горных трасс.
Из известных исторических фактов известно следующее:
- 1970-е гг.: в штате Калифорния запрещена езда моторизованных средств за пределами дорог; в ответ любители катаний по пересеченной местности стали использовать велосипеды;
- в это же время у молодежи появилось новое увлечение, связанное с экстремальным спуском с гор (даунхилл); проводились такие соревнования в горах Тамальпас, расположенных в округе Марин;
- на этих же соревнованиях впервые стали использовать велосипеды-балунеры с широкими покрышками, достигающие размера в 26 дюймов; они значительно облегчали спуск с гор;
- среди первых балунеров большей популярность пользовались Schwinn Excelsior, у которых была прочная рама, одна передача и втулочные тормоза; весили такие велосипеды более 20 кг;
- 1973 г: Рас Махон добавил к балунеру переключатель передач ступенчатого типа;
- 1974 г: Чарль Келли и Гари Фишер впервые использовали на гонках балунеры, имеющие и переключатели передач, и барабанные тормоза, тормозные ручки которых были взяты от мотоциклета;
- далее балунеры претерпевают значительные переделки и усовершенствования: меняется геометрия руля, появляется низкая и прочная рама, широкие колеса, система переключений скоростей, ободные тормоза, амортизационные вилки; появляется современный маунтинбайк;
- 1982 г: на рынке появились первые серийные маунтинбайки; выпустил их Майк Синьярд на своей фирме Specialized;
- дальше развитие горного велосипеда свелось к его облегчению, к увеличению функциональности и надежности; достигалось это применением к раме, деталях сплавов алюминия, титана;
- 1990-е гг.: у маунтинбайка появились гидравлические тормоза, которые поставила на велосипед компания Sachs;
- 1980-е гг.: начало бурного развития спортивной истории горного велосипеда; образуется первая ассоциация в США, которой любители маунтинбайка обязаны первым официальным соревнованиям с использованием таких велосипедов;
- позже маунтинбайки стали завоевывать Европу, другие континенты; те же 1980-е гг. стали временем создания Международной федерации маунтинбайка (IMBA) ;
- 1990 г: первые соревнования, которые связаны с горными велосипедами и дисциплинами;
- 1993 г: включение дисциплины кросс-кантри на горных велосипедах в Олимпийские игры.
Горные велосипеды постепенно вытеснили с рынка большую часть других моделей. Сегодня их доля в продажах превышает 80%.
Что такое МТБ велосипед?
МТБ велосипед (англ. mountain bike) – это специальный вид велосипеда, предназначенный для катания по бездорожью и пересеченной местности. Он отличается от обычного велосипеда особой конструкцией рамы, крупными колесами, широкой покрышкой и специальной подвеской.
МТБ велосипеды стали популярными в 1970-х годах как результат развития горного велосипедного спорта и возрастающего интереса к активному отдыху на природе. Сегодня МТБ – один из самых популярных видов велосипедов, который используется как для активного отдыха, так и для соревнований.
Основные характеристики МТБ велосипеда:
- Рама: обычно выполнена из алюминия, но также могут использоваться сталь, углепластик или титан. Рама МТБ велосипеда имеет особое строение, которое обеспечивает прочность и устойчивость при катании по неровной местности.
- Колеса: у МТБ велосипеда используются крупные колеса диаметром 26 или 29 дюймов. Большие колеса дают большую устойчивость и проходимость на неровных поверхностях.
- Шины: МТБ велосипеды обычно оборудованы широкими шинами с грубым протектором, что позволяет получить хорошую сцепление с грунтом и увеличивает проходимость на бездорожье.
- Передний амортизатор: многие МТБ велосипеды оборудованы передней подвеской, которая поглощает удары и вибрации при катании по неровной местности, улучшая комфорт и управляемость.
- Дисковые тормоза: для надежного и эффективного торможения на МТБ велосипедах часто устанавливают дисковые тормоза, которые обеспечивают хорошую замедляющую силу даже при сильном загрязнении колес.
Виды МТБ велосипедов:
Существует несколько основных видов МТБ велосипедов, которые отличаются особенностями конструкции и предназначением:
- Хардтейл: велосипед с передней подвеской, но без задней. Хардтейлы отлично подходят для катания по горам и тропам с неровной поверхностью.
- Фулсаспеншн: велосипед с полной подвеской – передней и задней. Фулсаспеншн велосипеды обеспечивают лучшую амортизацию и комфорт при катании по сильно неровным трассам.
- Даунхилл: специализированный велосипед, предназначенный для катания по специально подготовленным трассам с высокими скоростями и экстремальными условиями.
- Кросс-кантри: легкий и маневренный велосипед для кросс-кантри гонок, где требуется быстрая скорость и высокая маневренность.
Заключение
МТБ велосипед – это специальный вид велосипеда, предназначенный для катания по бездорожью и пересеченной местности. Он отличается от обычного велосипеда особыми характеристиками, такими как прочная рама, крупные колеса, широкие шины, передняя подвеска и дисковые тормоза. Виды МТБ велосипедов различаются по особенностям конструкции и предназначению, позволяя выбрать подходящую модель в зависимости от стиля катания и предпочтений.
Первые горные велосипеды и их создатели
Только в конце 1970-х – начале 1980-х годов компании-производители шоссейных велосипедов начали делать горные велосипеды с использованием высокотехнологичных лёгких материалов. В 1979 году появилась компания MountainBikes — результат партнёрства Гэри Фишера, Чарли Келли и Тома Ричи. К слову, разработка дизайна маунтинбайка велась в тесном сотрудничестве с уже упомянутым Джо Бризом.
Эта четвёрка положила начало истории современного горного велосипеда, и после того, как в 1983 году компания распалась, каждый из её основателей продолжил любимое дело.
Фишер основал фирму Gary Fisher Mountain Bikes, которую позже приобрела компания Trek Bicycle.
Скачайте тренировочные программы к марафону и полумарафону и начните подготовку уже сегодня!
Чарли Келли создал первый журнал о горных велосипедах The Fat Tire Flyer, и до 1986 года это было единственное издание для маунтинбайкеров. Кроме того, в 1983 году он участвовал в основании подразделения горного велоспорта в USA Cycling и написал первый свод правил для нового вида спорта.
Том Ричи, как и Гэри Фишер, создал собственную фирму Ritchey Design, к середине 1980-х годов ставшую второй по значению компанией в разработке компонентов для МТБ после Shimano.
Имена всех троих внесены в Зал славы маунтинбайка, который учредил всё тот же Джо Бриз — основоположник если не всего, то очень многого в горном велоспорте.
Рамы первых горных велосипедов были почти копией рам для шоссейных велосипедов, но с более тяжёлыми трубами и другой геометрией, с более широкой рамой и вилкой, чтобы можно было использовать покрышку повнушительнее. Руль был прямой поперечный, а не опущенный изогнутый.
Кроме того, некоторые детали, например, вынос, были взяты с BMX — небольшого по размеру велосипеда, предназначенного для выполнения зрелищных трюков. Результатом стал первый маунтинбайк, выпущенный в 1981 году в массовое производство под названием Specialized Stumpjumper. Specialized продавала его как доступный и универсальный велосипед, используя слоган «Велосипед на все случаи жизни».
Первоначально продавцы велосипедов скептически относились к Stumpjumper из-за схожести с BMX, но с увеличенными размерами. Тем не менее первая партия из 125 «железных коней» была распродана за шесть дней. И Stumpjumper всё ещё находится в производстве, хотя его дизайн значительно изменился.
В 1982 году Брайан Скиннер изобрёл первую в мире подвеску для горных велосипедов. Он был влиятельным человеком в разработке и создании компонентов для горных велосипедов, наиболее известными из которых являются Shimano Deore и Deore XT — групсеты для горных велосипедов (набор навесного оборудования для велосипеда), пользующиеся спросом и по сей день.
Мало кто знает, но Скиннер также создал первый велосипед с полной подвеской (1983 г.). Назывался этот прототип MCR Descender, но он так и не вышел в массовое производство. Его место в серийном выпуске занял другой двухподвес от компании Serrota — Proflex Offroad (1990 г.).
Какие типы подвесок существуют?
В мире велосипедов существует несколько типов подвесок, которые позволяют увеличить комфорт и управляемость на неровных трассах. Рассмотрим некоторые из них:
- Хардтейл — это тип велосипеда с жесткой рамой и передней подвеской. Хардтейлы обычно используются для кросс-кантри и трейлов, где преимущественно гладкие трассы с небольшими неровностями. Такой тип подвески позволяет лучше контролировать велосипед и передает больше энергии от педалирования на переднее колесо.
- Полный амортизатор (Full Suspension) — это тип велосипеда с подвеской и способен амортизировать удары как переднего и заднего колеса. Велосипеды с полным амортизатором лучше подходят для катания по сложным трассам, где присутствуют большие камни, корни и другие неровности. Полный амортизатор увеличивает комфорт и сцепление с поверхностью.
Существуют также различные вариации подвесок, включая:
- Свободные подвески — это тип подвески с несущим элементом, который соединяет раму с вилкой велосипеда. Такая конструкция обеспечивает более прогрессивное сжатие подвески при увеличении хода.
- Платформенные амортизаторы — это тип амортизаторов, которые имеют возможность регулировки жесткости в зависимости от предпочтений и условий катания.
- Линейные подвески — это подвески, которые предлагают постепенное сжатие и удержание хода. Такие подвески обеспечивают высокую эффективность педалирования и контроль над велосипедом.
- Подвижные подвески — это подвески, которые имеют возможность двигаться в различных направлениях, что позволяет смягчить удары и неровности даже при большой скорости на велосипеде.
Выбор типа подвески зависит от стиля катания, условий трассы и предпочтений самого велосипедиста
Каждая подвеска имеет свои особенности и преимущества, поэтому важно выбрать подвеску, которая наиболее соответствует вашим нуждам и потребностям
Выбираем маунтинбайк
Как указано выше, сегодня рынок заполнен разнообразными модификациями горных велосипедов. Поэтому, решив приобрести маунтинбайк, прежде всего стоит определиться со стилем и условиями, в которых вы будете его эксплуатировать. Кроме того, необходимо оценить и свои финансовые возможности, ведь разброс цен на горные велосипеды большой и составляет 150…7000 долларов США.
В последнем помогает то, что производители выпускают велосипеды для конкретных условий эксплуатации еще и по классам. Последние отличаются материалом, который использован в раме, в деталях изделий, количеством дополнительных опций. И, соответственно, стоимостью. Хотя нужно знать, что цена достаточно хорошего горного велосипеда имеет определенную нижнюю планку. Покупать маунтинбайк стоимостью ниже ее – все равно, что выбросить деньги на ветер.
Последнее, на примере велосипеда для кросс-кантри: велосипед для этой дисциплины стоит в России 7,5…10,5тыс.руб. Значит, если вы встретили изделие стоимостью ниже 7,5 тыс.руб., то к нему нет смысла даже прицениваться. Такой маунтинбайк будет менее надежным, чем «правильный» велосипед для кросс-кантри.
Специально для vesanet.com — В.А.Н.
Enduro / Эндуро
Отличить эндуро-байк от велосипеда для All Mountain, на первый взгляд, непросто. Даже более того, многие спортсмены на EnduroWorldSeries выступают на велосипедах, изначально проектировавшихся для All-Mountain. Но, как Вы уже поняли, эндуро это спорт. Если All Mountain это способ хорошо провести время с друзьями в горах, то эндуро это усиленные тренировки, тяжелая борьба с сильными соперниками, выносливость на подъемах и высочайший уровень владения байком на очень, очень сложных спусках. Эндуро – своего рода противоположность кросскантри – здесь подъемы небольшие, «ровные» участки зачастую отсутствуют, зато спуски могут посоревноваться по сложности с даунхильными. Байки для эндуро – пик, остриё возможностей велоиндустрии. Тут самые легкие в своём классе рамы, самая эффективная длинноходная подвеска, спроектированная без потери возможности езды в гору, самые надёжные компоненты. Конечно, электродвигатель нельзя применять на соревнованиях, но эндуро-байк стал универсальной платформой для выпуска самых современных велосипедов для горных приключений, позволяющих сделать множество спусков за день без помощи подъёмника или преодолеть продолжительные и сложные горные маршруты.
Мировые соревнования по маунтинбайку
Большинство этих соревнований привлекают спортсменов мирового класса, поэтому стремитесь к личным целям, а не к победе. Простое завершение любого из этих событий уже само по себе будет огромным достижением.

Велосоревнование Yak Attack в Непале. Фото: mtb-worldwide.com
Марафон Iron Bike
Однодневное соревнование, которое проводится в Швейцарии и считается одним из самых сложных марафонов на горных велосипедах в Европе. Высота 2500 м над уровнем моря, крутые продолжительные подъёмы и не менее захватывающие спуски, ну а виды… альпийские долины будут как на ладони.
Yak Attack
Самая высокогорная МТБ-гонка на Земле, где райдеры поднимаются на головокружительную высоту 5416 м над уровнем моря в горах Непала. К услугам гонщиков 8 этапов, 400 км, 12000 м общего набора высоты и температурный диапазон от +30 до -15 градусов Цельсия.
Bike Transalp
566 километров и 18 378 м высоты, разделённые на семь этапов. Эта поездка из австрийского Лиенца в итальянскую Риву под силу не всем, однако запомнится каждому, кто прикрепит стартовый номер гонки на руль своего велосипеда.
Cape Epic
Проводится в Южной Африке и представляет собой восьмидневную гонку на 700 км. Но сложность даже не в объёме, а в том, чтобы подобрать товарища по команде, с которым получится проехать все этапы. Дело в том, что байкеры соревнуются в командах по два человека, и если они не могут оставаться вместе на протяжении всей гонки, их пара дисквалифицируется.
Барт Брентдженс, олимпийский чемпион 1996 года по маунтинбайку, когда-то назвал эту гонку «Тур де Франс на горном велосипеде».
Будет интересно: «Тур де Франс»: всё, что вы хотели знать о самой популярной велогонке
Iceman Cometh Challenge
Одна из крупнейших и старейших однодневных гонок в США. Проводится в первую субботу ноября в штате Мичиган, поэтому бывает холодной, сырой и очень грязной.
Первая Iceman Cometh состоялась в 1990 году, в ней приняли участие 35 гонщиков, а вступительный взнос составил 5 долларов. Сейчас же для участия в ней в Северный Мичиган съезжаются более 5000 гонщиков. По сравнению с предыдущими многодневными испытаниями, эта гонка имеет непротяжённый маршрут (около 50 км), однако интересна тем, что из года в год организаторы меняют трассу.
Megavalanche Alpe d’Huez
Это одна из самых известных в мире гонок эндуро. Старт даётся на вершине ледника (высота 3330 метров). За 20 км велосипедисты теряют 2600 м высоты, и на это у них уходит от 20 минут до более чем 1 часа, но в среднем спуск длится 35-50 минут.

























