Камерная музыка

Вокальные жанры

Вы наверняка догадались – здесь все ровно наоборот. К вокальным относятся композиции, в центре внимания которых находится голос солиста или хора.

Например:

  • песня;
  • романс;
  • баллада;
  • ария;
  • кантата;
  • опера;
  • серенада
  • вокализ.

“Какой вокальный жанр проще всего будет освоить начинающему солисту — зависит от интересов и аттракторов (естественных вокальных привычек). Кому-то легче дается народный, кому-то рок, кому-то поп. В целом, в любом музыкальном направлении есть несложные вокальные композиции.”

Елизавета Мусаелян, преподаватель по вокалу, музыкальной грамоте и фортепиано Indie Rock School

Слайд 12живописность и виртуозность этой миниатюры. Так мог написать только тот

композитор, который в совершенстве владел инструментом. Вот одно из воспоминаний

ученика М.А. Балакирева, В.А. Золотарёва: «Каков был Балакирев как пианист? Только теперь, по прошествии многих десятков лет, могу я ответить на этот вопрос. Игра Балакирева поистине незабываема; и по прошествии полустолетия, слушая лучших пианистов, не можешь не вспомнить об его исполнении. Да, конечно, великолепна та «окраска» звука, которую теперь нередко встречаешь у пианистов. Да, конечно, фортепианная техника теперь далеко ушла вперед и подчас поражает слушателя. Но в том-то и дело, что, слушая игру Балакирева, мы забывали и думать о технике, настолько у него всё было напоено музыкой и настолько легко, непринуждённо, не исключая и самых трудных пассажей, подчинено этой музыке». 

Боль, переживания и отчаяние выливаются в творчестве.Так появляется знаменитый Этюд №12 «Революционный»

Ференц Лист, подобно Шопену, большое внимание уделял этюдам, углубив, их художественно-образное содержание

Ференц Лист. Этюд «Метель»

Один из циклов этюдов связан с увлечением Листа исполнительствомПаганини. Как и многие другие композиторы (Шуман, Брамс, позже Рахманинов), он задумал передать на фортепиано совершенную технику итальянского скрипача, не копируя скрипичных приемов, но воссоздавая их в соответствии со спецификой своего инструмента. Этому посвящены «Большие этюды по Паганини» (окончательная редакция— 1851), среди которых наибольшую популярность завоевали №3 («Кампанелла» gis-moll) и № 6 (a-moll); обе пьесы написаны в вариационной форме. 

   Ференц Лист.Этюд по Капрису №24 Н.Паганини 

В основе ноктюрна лежит обычно широкоразвитая певучая мелодия, благодаря чему ноктюрн представляет собой своеобразную инструментальную песню. Обычно ноктюрны пишутся для фортепиано, но встречаются также подобные сочинения для других инструментов, а также для ансамблей и для оркестров.

Особого расцвета жанр фортепианного ноктюрна достиг в творчестве Фредерика Шопена. Он написал 21 такую пьесу.

Фридерик ШопенНоктюрн №2

Ещё одно исполнение Ноктюрна №2

Рапсодия — это продолжение древней традиции. 

Когда-то давным-давно, ещё в Древней Греции, существовали народные певцы-сказители, которые назывались рапсодами.  Таким образом, буквальное значение слова «рапсодия» — песнь народного певца-сказителя. У каждого народа в определённую историческую эпоху существовали такие артисты, только назывались они по-разному: кобзари, гусляры, дзяды, акыны, ашуги…

Прошло время, и их сменили профессиональные музыканты. Однако в XIX веке наступила эпоха романтизма, и  академическая музыка романтиков создала новый жанр со старым названием. Рапсодия – это уже не обязательно вокальное, но часто инструментальное произведение. Сочинялось оно в свободном, эпическом стиле. Наличие импровизационности как отголоска традиции древних сказителей стало отличительной особенностью жанра.   

Родоначальником инструментальной рапсодии по общему признанию считается знаменитый венгерский композитор-романтик XIX века Ференц Лист. Всего им создано 19 венгерских рапсодий и одна испанская. В них композитор использовал народные темы, заимствованные у венгерских цыган, есть также и испанские мелодии. Эти произведения написаны для фортепиано и ставят перед исполнителем очень сложные задачи, прежде всего, технического порядка. Любая листовская рапсодия – это блестящая, виртуозная концертная пьеса, как правило, значительных размеров. Все они насыщены ярким, красочным мелодизмом, легки для восприятия и потому необычайно популярны. 

Известный современный китайский пианист Ланг Ланг рассказывает, что решение стать музыкантом он принял в раннем детстве, услышав 2-ю рапсодию Листа в мультфильме «Том и Джерри». 

В 20 веке появилась и приобрела мировую известность  «Рапсодия в стиле блюз» американского композитора Джоржа Гершвина. Это своего рода концерт для фортепиано оркестром, сочетающий в себе черты классической и джазовой музыки (симфо-джаз).Послушайте это произведениев исполнении дрезденского симфонического оркестра и пианиста Ланг Ланга.

Сюиты, инструментальные концерты, сонаты, симфонииотносятся к циклическим формам музыки. К этим формам обращались как композиторы прошлого, так и наши современники.

Жанр сюитысуществует с XVI века. Она состоит из нескольких самостоятельных частей, контрастирующих между собой  и объединённых общим художественным замыслом.

Музыка отечественного композитора А.Шнитке – это исповедь человека нового времени, вобравшего в себя  опыт нескольких столетий – от XVIII до XXII в. Свободное совмещение прошлого и настоящего – особенность его музыки. 

«Сюита в старинном стиле»А.Шнитке  является примером «путешествия во времени». Эта музыка как будто переносит слушателя в 16-17 века и даёт представление о танцевальных ассамблеях того времени.

          Слушаем        «ПАСТОРАЛЬ»   из «Сюиты в старинном стиле»

Камерная музыка в наши дни

Понятие “камерная музыка” используется для обозначения музыкальных произведений, которые исполняются в небольших помещениях, в небольшом составе.

Камерная музыка имеет свои правила и стандарты, которые существуют уже много лет. Так, например, в классификации камерной музыки принято различать разные жанры и стили. Камерная музыка может быть написана как для дуэтов, так и для ансамблей, включая камерные оркестры.

Отличие камерной музыки от других стилей музыки заключается в том, что она исполняется в небольших помещениях, обычно в комнатах или залах небольших размеров. Это позволяет исполнителям и слушателям насладиться близким и интимным общением с музыкой и ее исполнителями.

Камерная музыка имеет своих великих исполнителей, которые оставили неизгладимый след в истории этого жанра. Основные исполнители камерной музыки включают в себя таких композиторов, как Людвиг ван Бетховен, Иоганн Себастьян Бах, Вольфганг Амадей Моцарт, Сергей Васильевич Рахманинов и многих других.

Камерная музыка различных стилей и направлений может быть изучена и исполнена как профессиональными музыкантами, так и любителями музыки

Важно понимать, что главное в этом жанре – это интимность исполнения и близость к музыке и ее исполнителям

Основные жанры и стили камерной музыки:

Жанр
Описание

Дуэты
Музыка, исполняемая двумя музыкантами.

Трио
Музыка, исполняемая тремя музыкантами.

Квартет
Музыка, исполняемая четырьмя музыкантами.

Камерный оркестр
Музыка, исполняемая небольшим оркестром, состоящим из камерных инструментов.

Камерная музыка имеет богатую историю и разнообразие стилей и жанров. Она остается популярной и в настоящее время и продолжает радовать своих поклонников и ценителей великолепными исполнениями и удивительными мелодиями.

Жанры инструментальной и вокальной музыки

Ниже вам представлены основные жанры инструментальной и вокальной музыки. Для каждого направления я дам вам небольшие описания. Еще немного затронем основное определение каждого вида музыки.

Жанры вокальной музыки

Есть несколько жанров вокальной музыки. Стоит сказать, что само по себе направление является самым древним в истории развития музыки. Ведь оно является основным ключом для перехода литературы в музыку. То есть литературные слова начали использоваться в музыкальной форме.

Конечно же, этим словам отвадилась главная роль. За счет чего такая музыка стала называться вокальной. Чуть позже появилась уже инструментальная музыка.

В вокальной, кроме вокала также могут использоваться различные инструменты. Однако в таком направлении их роль отводиться на второй план.

Вот список на основные жанры вокальной музыки:

  • Оратория
    — очень большое произведение для солистов, оркестра или хора. Обычно в таких произведениях освещались проблемы религиозного характера. Чуть позже появились светские оратории.
  • Опера
    — огромное драматическое произведение, которое объединяет жанры инструментальной и вокальной музыки, хореографию и живопись. Особая роль здесь отводиться различным сольным номерам (ария, монолог и так далее).
  • Камерная музыка
    — о ней упоминалось выше.

Жанры инструментальной музыки

Инструментальная музыка
— это композиции, которые исполняются без участия вокалиста. Отсюда и название инструментальная. То есть исполняется только за счет инструментов.

Очень часто многие исполнители в своих альбомах используют инструментал в качестве бонусных треков в альбоме. То есть могут отбираться несколько самых популярных композиций и потом записываться их версии без вокала.

А могут отбираться и полностью, все песни альбома. В таком случае альбом выпускается в двух версиях. Обычно это делают для увеличения ценности продукта и поднятие цены на него.

Есть список на определенные жанры инструментальной музыки:

  • Танцевальная музыка
    — как-правило, простая музыка для танцев
  • Соната
    — используется в качестве соло или дуэта для камерной музыки
  • Симфония
    — стройное звучание для симфонического оркестра

Распространение

К концу XVII века статус композитора начал повышаться. В великолепных дворах часто доминировали большие дома, дукаты и королевские особы. В этих домах можно было разместить более крупные инструменты, такие как клавесин, который вскоре стал важным элементом камерной музыки. Кроме того, многие ранние композиторы были назначены духовенством.

Одним из них был Генри Перселл, один из самых значительных английских композиторов всех времен. Под влиянием очень популярного Арканджело Корелли Перселл сочинял сонаты, не похожие на итальянские Chiesa, церковные сонаты. Его произведения часто писались для трех-семи инструментов, в основном скрипачами, для исполнения в качестве религиозных произведений. В то же время очень влиятельный композитор эпохи барокко Антонио Вивальди написал около 75 камерных произведений.

Немного позади него был И.С. Бах. Вклад Баха в развитие камерной музыки заложен в самой форме. К концу жизни он предложил большую коллекцию произведений для одного-шести инструментов и шедевр фуг, музыкальное посвящение, сложную композицию из двенадцати канонов и фуг, а также сонату в четырех частях. Темы его покровителя, великого Фридриха.

Современник Баха Георг Фридрих Гендель основывался на итальянской Chiesa, а также на сонате da Camerata, впервые представленной его соотечественником Иоганном Розенмюллером в начале XVII века. Гендель написал около 40 камерных произведений и сегодня считается одним из учителей этого жанра.

Жанры инструментальной миниатюры

Термин «миниатюра» применяют в различных видах искусств. Так называют маленькие по размеру произведения живописи, графики или скульптуры, литературные рассказы и стихи, театральные и хореографические постановки, вокальные и хоровые произведения.

Инструментальная миниатюра — это небольшое музыкальное произведение для исполнения различными инструментами, инструментальными ансамблями или оркестрами. По содержанию миниатюра может быть лирической, танцевальной, юмористической, пейзажной и тому подобное. Наибольшую популярность этот жанр приобрел в ХІХ веке. В наше время инструментальная миниатюра тоже не потеряла своего значения.

Один из наиболее распространенных жанров инструментальной миниатюры — прелюдия (от латинского слова praeludo, что означает „делаю введение”). К XVII так называли небольшое импровизационное вступление к хоровому пению в церкви или основного инструментального музыкального произведения. Прелюдия помогала лучше подготовиться, почувствовать инструмент или настроиться на нужную тональность. Позже прелюдия стала небольшой самостоятельной пьесой, в которой воплощен один определенный настрой. Прелюдия до-диез минор русского композитора С.В. Рахманинова — выдающийся пример произведения в этом жанре.

Ноктюрн — это пьеса напевного характера, обычно в небыстром темпе, связана с поэтическими образами ночи (в переводе с французского это слово означает „ночная песня”). Один из самых известных ноктюрнов — Ноктюрн Ми-бемоль мажор Ф. Шопена.

Экспромт (от латинского слова expromtus, что значит „готов”) — это преимущественно фортепианная, часто виртуозная пьеса импровизационного склада, что воплощает мгновенный душевное состояние. Пример такого произведения — Фантазия-экспромт Ф. Шопена.

Музыкальный момент — это небольшая пьеса, которая представляет собой непосредственное лирическое высказывание. Основателем этого жанра в музыке был Ф. Шуберт. Широко известен его Музыкальный момент фа минор.

Этюд (в переводе с французского — „упражнение”) возник сначала как упражнение для совершенствования исполнительской техники. Впоследствии в творчестве выдающихся композиторов этюды стали виртуозными высокохудожественными произведениями. Этюд Ми мажор Ф. Шопена — прекрасный образец этого жанра.

Много произведений в жанре инструментальной миниатюры представляют собой программные пьесы. Это, например, пьесы из „Детского альбома” П.И. Чайковского, из цикла „Картинки с выставки” Н.П. Мусоргского, „24 пьесы для детей” Косенко и многие другие.

Народная песня

Народная песня – это непревзойденный образец высокого искусства, источник национального своеобразия. Она способна в очень лаконичной форме выражать глубокий смысл, обобщить важнейшие черты своего народа. Вспомним, что для большинства людей встреча с музыкальным искусством начинается именно с песни, что является самым распространенным жанром по своей сути. Вспомни свои любимые песни и поймешь, что песня твой лучший друг. Слияние поэзии и музыки рождает великолепное сочетание обоих искусств, вызывающее искренность восприятия, очарование живого чувства.

Гимн-наивысшее проявление патриотических чувств народа. В переводе с греческого «гимн» означает торжественную хвалебную песню. В древности это были постное песнопение, которые складывались в честь богов и героев. Со временем содержанием хвалебных песен стало прославление благородной и возвышенной идеи. Самое известное произведение этого жанра «Марсельеза», гимн Французской революции конца XVIII ст.. Сейчас это государственный гимн Франции.

Камерная музыка

Как только музыка вышла за пределы церкви, сразу же возникло большое количество новых музыкальных жанров. Музыка сопровождала ее любителей по жизни, она звучала не только в театре или на концерте, но и во время прогулки, охоты, пира и так далее. В XVIII веке очень популярным были увеселительные прогулки на небольших кораблях — ботах. Отсюда появился необычный музыкальный жанр – «музыка на воде». В теплую и солнечную погоду музыка звучала в парках, так появилась пленэрная музыка. Но наибольшее распространение получила камерная музыка, при исполнении которой участвовало небольшое количество музыкантов. Слово camera латинского происхождения и переводится как «комната, палата». Каждая партия камерного сочинения исполняется одним инструментом

В XVIII—XIX вв. камерная музыка звучит везде, в гостиных, салонах, небольших концертных залах. При императорских дворах даже существовали должности – камер-музыкантов. Со временем изменились социальные условия, однако, камерная музыка звучит и по сей день.

Как правило, камерное музицирование предполагает атмосферу, где слушатели и исполнители расположены близко относительно друг друга. В камерной музыке исполнители могут лично знать слушателей, прекрасно видят их, играют и исполняют музыку для конкретных людей.

Такая атмосфера придает свои особенности этой музыке, она проникается к слушателям своей тонкостью, изысканностью и доверительностью. Камерная музыка предназначена для узкого круга людей.

Камерная музыка глубоко проникает во внутренний мир человека, слушая такую музыку, человеку кажется, что она написана специально для него, возникает ощущение комфорта, стабильности, на душе становится тепло и уютно, вся мирская суета куда-то исчезает.

Различают множество форм и жанров камерной музыки. Сюда можно отнести сонаты, дуэты, трио, квартеты и так далее, всевозможные миниатюры, романсы. Концерты, кантаты, сюиты также могут быть камерной музыкой. А в XX веке стали проявлять произведения, которые так и назывались «камерная музыка».

Эта музыка может быть сочинена в различном стиле. Главная особенность этой музыки заключается в том, что она рассчитана на малое количество музыкантов.

Исполнители камерной музыки образуют камерный ансамбль в количестве от 2 до 10 человек.

Сегодня даже существуют камерные оркестры, как правило, это небольшой состав – 15 – 20 человек, струнного оркестра с добавление духовых инструментов.

Наиболее известными исполнителями камерной музыки являются Сергей Васильевич Рахманинов, Людвиг ван Бетховен, Иоганнес Брамс, Жорж Бизе, Иоганн Себастьян Бах.

Сегодня камерная музыка очень разная. Она может быть вокальной, сольной, инструментальной, ансамблевой, смешанной, оркестровой, хоровой и даже театральной. Поэтому многие музыкальные коллективы получают названия камерный. Например, камерный хор, камерный оркестр, музыкальный камерный театр и другие. Их выступление может проходить как в малых концертных залах, так и больших.

Эстеты, ценители или просто любители прекрасного обретут в камерной музыке душевное спокойствие и умиротворение.

Смотрите другие статьи этого раздела:

  • «Весёлое кладбище»
  • Queen
  • А ты танцуешь буги-вуги?
  • Антонио Вивальди. Венецианский скрипач
  • Армянский танец «Кочари»
  • Варган — инструмент единения с миром
  • Венская опера
  • Воздействие музыки на человека
  • Выбираем музыкальный инструмент для ребёнка
  • Застывшие узоры русского севера
  • Звуковой образ в музыкальных фонограммах
  • Игорь Фёдорович Стравинский и его балет «Петрушка»
  • Инструменты барочного оркестра
  • Искусство быть оратором.
  • История создания музыкального синтезатора
  • История театра «Ла Скала»
  • Как выбрать качественную акустическую систему, зная необходимые критерии выбора?
  • Как вырастить гения
  • Камерная музыка
  • Карлхайнц Штокхаузен и гностицизм
  • Колядки
  • Лезгинка
  • Магия музыки
  • Магия фламенко
  • Музыкальное развитие ребёнка
  • Музыкальное развитие
  • Мюзикл
  • Обзор инструментов виртуальной музыкальной студии Reason 5
  • Польза колыбельных песен
  • Проект »R4» в Париже
  • Развитие музыкальных способностей
  • Развитие творческого потенциала педагога
  • Роль музыки в кинематографе
  • Румба
  • Русская классическая музыка XVIII века
  • Самоучитель игры на гитаре
  • Свет на сцене
  • Светлый праздник Рождества!
  • Светомузыка
  • Синтезатор или цифровое пианино? Выбираем музыкальный инструмент.
  • Сказочная музыка
  • Советы для начинающих гитаристов
  • Современный танец
  • Специфика балетного искусства
  • Струны. Как часто их менять?
  • Танго
  • Танец живота
  • Танцы Индии
  • Топ-10 самых дорогих видов музыкальных инструментов в мире
  • Успешный ребёнок
  • Хип-хоп (hip-hop)
  • Хиропласт
  • ЧА-ЧА-ЧА
  • Шотландская волынка
  • Электронная музыка конца 20-го века

Жанры современной музыки

Джаз

Джаз зародился в начале ХХ в.. в Америке на основе афроамериканского фольклора: блюз, спиричуэл, регтайм, европейская танцевальная музыка. Известны многочисленные стили джаза: диксиленд, ритм-энд-блюз, соул, рок-н-ролл, свинг, би-боп, биг-бит, кул, новоорлеанский, чикагский и др. Появление музыкантов неамериканского происхождения способствовала становлению многих национальных джазовых школ, в том числе украинской. Выдающимися представителями были л. Армстронг, Д. Элингтон, Б. Гудмен, Дж.Данкворт, О. Цфасман, Л. Утесов, и другие. Лучшие черты оказали значительное влияние на творчество К. Дебюси, Д. Гершвина, И. Стравинского, М. Равеля, Л. Бернстайна, л. Колодуба, Р. Паулса и других. Коллективы, исполняющие джазовую музыку имеют названия: джаз-бэнд, симфо-джаз, вокальный джаз, и тому подобное.

Блюз

Блюз — (англ. blues-грусть,тоска) — лирическая песня американских негров, для которой свойственна импровизационность исполнения. В значительной степени блюз существенно повлиял на формирование джаза и джазовой музыки. Жанровые особенности блюза использовали Дж.Гершвин (»Рапсодия в стиле блюз»), М. Равель и другие композиторы.

Рок-музыка

Рок-музыка — развивается по следующим направлениям: ритм-энд-блюз ( музыка афроамериканского населения, сочетание танцевального бита и урбанистического блюза), рок-н — ролл ( возник на основе ритм-энд-блюза), биг-бит, кантри –рок, фолк-рок(народный, деревенский стиль), психоделический рок (отражение движения хиппи), хард-рок (тяжелый или жесткий рок),арт-рок (симфонический или классический рок),глэм-рок (возник в Великобритании).

Электронная музыка – музыка, созданная с помощью электронного оборудования. Самый выдающийся представитель Жан Мишель Жарр.

Диско — это жанр танцевальной музыки, который возник в 70х годах.

Рэп — (англ. rap, rapping — легкий удар) — вокальная манера исполнительства, где очень быстро произносится текст. Манеру речитативного рэпа широко применяют диджеи, ведущие радио-и телепрограмм.

Современная  музыка представлена по всем направлениям и жанрам — от лирической песни, фольклора до массовой коммерческой эстрады, от джазовых импровизаций до множества направлений и жанров рок-музыки. 

Поп-музыка:

  • в широком смысле – музыка развлекательного жанра;

  • в узком смысле – музыка, порожденная массовой культурой на коммерческой основе, популяризируется средствами массовой информации;

· В значении «распространенная музыка», все разнообразные жанры;

Жанры театральной музыки

Театральная музыка сопровождает спектакли и постановки. Ее задача – оформить, правильно донести сюжет до зрителей, добавить эмоций и развить историю, происходящую на сцене театра. Она создает нужную атмосферу, без которой события постановки будут не такими яркими. Жанры театральной музыки очень разнообразны. Советуем познакомиться с каждым их них – какой-то обязательно придется по душе.

Примеры:

  • опера – драма с серьезным сюжетом, действием на сцене и музыкальным сопровождением;
  • оперетта – в отличие от оперы имеет более легкий, развлекательный характер и часто сочетается с танцами;
  • балет – в нем тесно переплетается музыка и хореографические танцевальные элементы;
  • мюзикл – здесь сочетание диалогов, пения, инструментального сопровождения и танцев;
  • рок-опера – новый тип оперы, с использованием световых эффектов, интересных хореографических номеров и яркой, энергичной музыки.

Жанры камерной музыки

Прежде чем говорить про жанры камерной музыки, давайте разберемся с направлением. Камерная музыка
— это музыка, которая исполняется небольшим количеством исполнителей для малого числа слушателей.

Раньше такую музыку очень часто исполняли дома. Например, в кругу семьи. Отсюда и придумали такое название, как камерная. С латинского camera означает комната. То есть небольшая, домашняя или комнатная музыка.

Есть и такое понятие, как камерный оркестр. Эта такой уменьшенный вариант (как правило, не более 10 человек) обычного оркестра. Ну и слушателей тоже не много. Обычно, это родственники, знакомые и друзья.

Народная песня
— наиболее простой и распространенный жанр камерной музыки. Раньше очень часто многие дедушки и бабушки пели своим детям и внукам различные народные песни. Одну и туже песню могли исполнять разными словами. Как бы добавляя что-то свое.

Однако сама мелодия как правило, оставалась неизменной. Менялся и совершенствовался только текст народной песни.

Многим любимые романсы
— это тоже жанр камерной музыки. Обычно в них исполнялось небольшое вокальное произведение. Сопровождалось у нас обычно гитарой. Поэтому у нас очень любят такие лирические песни под гитару. Многие, наверное, о них знают и ни один раз уже слышали.

Баллада
— это некое повествование о различных подвигах или драмах. Частенько баллады исполняли в тавернах. Как правило, в них восхвалялись подвиги различных героев. Иногда баллады использовали перед предстоящей битвой для поднятия боевого духа людей.

Конечно же, в таких песнях не редко приукрашивались какие-то определенные моменты. Но по сути, без дополнительной фантазии снизилось бы и сама значимость баллады.

Реквием
— это заупокойная месса. Такое траурное хоровое пение исполняется в католических церквях. У нас обычно реквием использовался, как дань памяти народным героям.

— песня без слов. Обычно предназначена для одного певца в качестве тренировочного упражнения. Например, для разработки голоса вокалиста.

Серенада
— жанр камерной музыки, которая исполнялась для возлюбленной. Обычно мужчины их исполняли под окнами своих любимых женщин и девушек. Как правило, в таких песнях восхвалялась красота прекрасного пола.

Камерная музыка — сообщение доклад

Названия музыкального жанра происходит от латинского слова, переводимого как «комната». Это сразу указывает на его особенность – исполнение небольшими группами музыкантов в ограниченном пространстве.

Само наименование должно было подчеркнуть отличие от церковной музыки в то время, когда исполняемая в храмах была очень широко распространена.

При этом любая отдельная партия исполняется одним голосом или играется одним инструментом.

Камерная музыка включает в себя много жанров. Основными являются: оперы, миниатюры, романсы, прелюдии, инструментальные сонаты. Темы, свойственные камерной музыки очень разнообразны. Ей присущи стремление к детализации ритма и мелодии, а также равноправию в голосах. В целом же, ее характеризует эмоциональность и лирика.

В конце ХХ века произошло демократизация жанра, и произведения для него пишутся не для узкого круга любителей. В наше время музыкальный коллектив, исполняющий ее, именуется камерным ансамблем, который может насчитывать от 2 до 10 человек. Однако в отдельных случаях музыкантов может быть больше.

Существует несколько распространенных разновидностей подобного ансамбля. Фортепианный дуэт, при котором могут быть задействованы один или два музыканта (они могут играть в четыре руки на одном инструменте или каждый на своем). В наше время популярностью пользуется и струнное трио, состоящее из виолончели, а также альта и обычной скрипки.

То же трио может включать в себя и пианино с тем же составом, что и при предыдущем варианте, но альта в него не входит. Скрипка, виолончель и альт, дополненные фортепиано именуются фортепианным квартетом. То же пианино вместе со струнным квартетом дает фортепианный квинтет.

Камерную музыку писали многие известные композиторы. К числу них относится Равель, Дебюсси, Брамс, Шуман.

Существует также и такой поджанр как камерная опера. Наиболее известный ее пример – произведение  «Ариадна на Наксосе», написанная Шубертом.

Для камерных оркестров часто пишутся произведения в стиле инструментальных сонат и романсов.

Вариант 2

Сам термин «камерная музыка» происходит от латинского слова «camera», что означает «комната». Произведения камерной музыки поначалу исполнялись только в небольших помещениях (отсюда и название) перед не слишком большим количеством зрителей – в основном ценителей искусства.

Партии инструментов здесь пишутся и исполняются отдельно, в отличие от симфонической музыки. В ней все партии исполняются с помощью групп инструментов, а не по отдельности.

Состав инструментов в камерном ансамбле может быть максимально разнообразным. Всё зависит исключительно от фантазии композитора. Единственное ограничение – камерный оркестр не может состоять из более, чем 25 музыкантов.

Свои истоки данный вид музыки берёт, как считается, ещё в Средневековье – около 16 – 17 века. Тогда под понятием «камерная музыка» подразумевалась так называемая светская музыка (не театральная и не церковная). Исполняли её, как правило, либо в домашней обстановке, либо при дворе монарха.

Поскольку позднее камерную музыку начали исполнять и на публичных мероприятиях, термин несколько изменил своё значение.

Примерно с середины 1700х годов под понятием «камерная музыка» подразумеваются произведения, в которых каждый исполнитель имеет свою, отдельную, партию.

В своём первоначальном значении термин уже почти не употребляется, хотя всё ещё бытует мнение, что камерная музыка лучше всего воспринимается именно в небольших помещениях.

Классификация ансамблей, исполняющих камерную музыку:

  • Дуэты (2 участника)
  • Трио (3 участника)
  • Квартеты (4 участника)
  • Квинтеты (5 участников)
  • Секстеты (6 участников)
  • Септеты (7 участников)
  • Октеты (8 участников)
  • Нонеты (9 участников)
  • Дециметы (10 участников)

Вклад русских композиторов в развитие камерной музыки неоценим. Примерно в 70х годах 18 века появилась мода на камерное музицирование. Оно стало очень быстро завоёвывать известность и остаётся популярным по сей день, хотя и в несколько изменённом виде, приближенном к реалиям современного мира.

Хотя сейчас уже крайне сложно найти такой дом, в котором играют камерные ансамбли и собираются поклонники этого вида искусства, различные залы камерной музыки по всему миру до сих пор привлекают огромное количество посетителей, которое год от года отнюдь не уменьшается.

Не стоит также забывать и о различных фестивалях, на которых постоянно собираются как опытные, так и начинающие исполнители.

4, 7 класс. Кратко

Образы камерной музыки — презентация, доклад, проект

Слайд 1Слайд 2Описание слайда:

Камерная музыка от лат. Camera – комната. Камерная музыка от лат. Camera – комната. Написанная для небольшого состава исполнителей, звучала в домашней обстановке или при дворах знатных вельмож.

Слайд 3Слайд 4Описание слайда:

Постепенно камерная музыка стала исполняться не только в узком кругу знатоков и любителей, но и в больших концертных залах. Постепенно камерная музыка стала исполняться не только в узком кругу знатоков и любителей, но и в больших концертных залах.

Слайд 5Слайд 6Описание слайда:

Польский композитор – импровизатор, создатель инструментальной баллады. Польский композитор – импровизатор, создатель инструментальной баллады. Им написаны четыре баллады, кроме этого замечательные прелюдии и этюды. Один из них – этюд № 12 имеет название «Революционный»

Слайд 7Описание слайда:

Фридерик Шопен
(1810-1849)

Слайд 8Описание слайда:

Ноктюрн – это слово в переводе означает «ночной» Ноктюрн – это слово в переводе означает «ночной»

Слайд 9Описание слайда:

Бородин Александр Порфирьевич (1833-1887)

Слайд 10Слайд 11Описание слайда:

Тишина Тишина Покой Созерцательность Страстность Нега Восторг Нежность Порыв Томление Трепетность

Слайд 12Описание слайда:

Антонио Вивальди Антонио Вивальди (1678- 1741) Скрипач – виртуоз, дирижер и педагог, один из величайших композиторов 17 -18 вв. Создатель инструментального концерта.

Слайд 13Описание слайда:

Антонио Вивальди (1678- 1741)

Слайд 14Описание слайда:

Вершиной творчества Вивальди является цикл «Времена года»

Слайд 15Описание слайда:

Цикл концертов «Времена года» -программное произведение, в основе которого лежат стихотворения самого композитора. Цикл концертов «Времена года» -программное произведение, в основе которого лежат стихотворения самого композитора.

Слайд 16Описание слайда:

Весна грядет! И радостною песней Весна грядет! И радостною песней Журчат ручьи. И праздничные вести Зефир разносит, точно волшебство. Как благовест, звучит небесный гром. Но быстро вдруг набегают бархатные тучи, Иссякает вихрь могучий, И щебет вновь плывет в пространстве голубом.

Слайд 17Слайд 18Описание слайда:

Иоганн Себастьян Бах

Слайд 19Описание слайда:

Найдите произведение А.Вивальди Этюд №12 Баллада «Лесной царь» «Времена года» Прелюдия № 7 Квартет № 2

Слайд 20Описание слайда:

Подумай ещё!!!

Слайд 21Описание слайда:

Молодец!!!

Слайд 22Описание слайда:

Соотнеси имена и фамилии композиторов. Александр Бах Иоганн Шопен Фридерик Бородин Клод Вивальди Антонио Дебюсси

Слайд 23Описание слайда:

Сравни свои ответы с правильными. Александр Бородин Иоганн Себастьян Бах Фридерик Шопен Клод Дебюсси Антонио Вивальди

Слайд 24Описание слайда:

Выбери из предложенных, портрет И.С. Баха

Слайд 25Описание слайда:

Не верно!!!!!!

Слайд 26Описание слайда:

Вы правы!!!!

Слайд 27Слайд 28Описание слайда:

Ссылки classic-online.ru› muzofon.com›search images.yandex.ru› Учебник «Музыки» Критская Е.Д., Сергеева Г.П. Диск «Времена года» А. Вивальди

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все на Запад
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: