Обществознание

Положительные и отрицательные черты

Характер каждого человека имеет положительные и отрицательные стороны. В зависимости от ситуации, одна и та же черта характера несет неодинаковый посыл и воспринимается по-разному.

В качестве примера можно разобрать такое свойство характера, как целеустремленность. Если человек занимает руководящую должность, то данная черта приносит пользу ему и его близким. Одновременно в глазах других людей такой человек может выглядеть жестким, напористым и наглым.

Распространенные положительные и отрицательные черты

Хорошие стороны Плохие стороны
Доброжелательность, коммуникабельность, участливость, чуткость, старательность, настойчивость, любопытство, аккуратность, оптимизм, находчивость, отходчивость, открытость, миролюбие. Авторитарность, агрессивность, азартность, апатичность, безалаберность, безразличие, безжалостность, бесцеремонность, болтливость, ветреность, властолюбие, внушаемость, вульгарность, глупость, гордыня, жадность, забывчивость, зависимость, зависть, леность, лживость, мелочность, мстительность, наглость, надменность, надоедливость, небрежность, обидчивость, ограниченность, пошлость, раздражительность, расточительность, ревность, самоуверенность, сварливость, трусость, тщеславие, упрямство, эгоизм.

У женщин

Хорошая мать

Девушка или женщина может выступать в нескольких ролях. Приоритетные стороны имеются для каждой из них. В список самых необходимых для женщины черт входят такие свойства, как:

  • доброжелательность;
  • мудрость;
  • надежность;
  • преданность;
  • коммуникабельность.

Также имеется ряд черт, нужных женщине в зависимости от ее роли в обществе.

Черты характера женщины, в зависимости от роли в обществе

Роль Нужные черты характера
Супруга По отношению к супругу – чуткость, чувственность, заботливость, доброта, порядочность, легкость в общении, привлекательность, верность.
Мать Терпеливость, отходчивость, чуткость, заботливость, теплота, доброта, ласка.
Подруга Эмпатия, оптимизм, инициативность.

Обратите внимание! Также имеются определенные черты, присущие той или иной профессии. Женщины-врачи должны быть решительными, терпеливыми и милосердными

Женщины-военнослужащие обязаны быть жесткими.

В целом в обществе отсутствует такое понятие, как «идеальная женщина». Одни считают, что современная леди должна быть целеустремленной, независимой и амбициозной. Другие полагают, что женщина обязана воспитывать в себе «природные» качества: кротость, милосердие, уступчивость.

У мужчин

По мнению общественности, настоящий мужчины должен быть хорошим добытчиком и защитником.

Ряд черт, нужных представителю сильного пола

Роль Необходимые черты характера
Супруг Доброта, предприимчивость, щедрость, аккуратность, активность, сексапильность, верность, настойчивость, нежность, эрудированность, страстность, заботливость.
Отец Терпеливость, внимательность, чувство юмора, авторитетность, заботливость, доброта.
Работник Коллективизм, трудолюбие, старательность, креативность, пунктуальность.
Друг Надежность, открытость, эмпатия, преданность.

Как воспитать сильный характер

Лучшим пособием на пути совершенствования характера является книга Девида Брукса «Путь к характеру». Она повествует о том, почему многие успешные люди говорят: «Да, можно разбудить свои лучшие личные качества и полностью реализовать себя».

Прежде всего, сильный характер требует воспитания с раннего возраста. Задача родителей – сформировать у ребенка определенное мировоззрение, определяющее поведение и поступки. Для этого используют определенную систему, которая предполагает сочетание игровой, трудовой и учебной деятельности, в процессе ребенок накапливает полезные навыки правильного поведения.

Необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы деятельность малыша в полной мере соответствовала прививаемым принципам. Нельзя воспитать сильный характер, если не предлагать ребенку условия, в которых ему нужно проявить мужество.

Важнейшее средство воспитания сильного характера – труд. Доверяя ребенку общественно значимые задачи, которые требуют преодоления трудностей, вы воспитываете у ребенка такие черты гармоничной и успешной личности:

  • целеустремленность;
  • настойчивость;
  • коллективизм.

Самовоспитание характера – важнейший этап формирования личностных качеств. Приучайте ребенка к чтению, поскольку на примере литературных героев он сравнивает свое поведение, учиться принимать решение, контактировать с друзьями и взрослыми. Еще один этап успешного самовоспитания – умение сдерживать нежелательные привычки. Помните выражение – посеешь привычку, пожнешь характер

Чтобы в будущем не пришлось корректировать отрицательные индивидуальные качества, обратите внимание на детские привычки

О типах людей и личностных качествах – смотрите на видео.

Чем характер отличается от личности и индивидуальности

Личность, характер и индивидуальность — понятия, которые часто путают. Они тесно связаны между собой и являются составляющими друг друга.

Личность = темперамент + задатки и способности + чувства + характер + воля + мотивация.

«Характер — это про людей как носителей свойств; про набор устойчивых и существенных свойств человека, которые складываются в процессе развития и проявляются в его мыслях, чувствах и поведении. А личность — про человека как участника социума. То есть личность — более широкое понятие, которое включает в себя характер. Индивидуальность — ещё более общая характеристика конкретного человека, в том числе как обладателя определённого характера».

Иван Малафеевский

Вспомним Джека Воробья из «Пиратов Карибского моря». Он импульсивен, эмоционален и не слишком добросовестен — это черты характера Джека. Как личность капитан Воробей ставит свои интересы выше других и не приемлет власти закона и норм общепризнанной морали.

А ещё Джек броско одевается, любит эпатаж во внешнем виде и поведении, ему хочется выделяться, и он не боится выглядеть чудаком среди других. Всё это, вместе с характером и проявлениями личности, гармонично сливается в яркую индивидуальность.

Качества присущие личности

Личность – это совокупность качеств человека. У каждой личности свой неповторимый набор качеств, их очень много, иногда одно противоречит другому. Так, у добродушного человека в характере может присутствовать жадность. Он хорошо относится к окружающим людям, но никогда не дает в долг, не дарит дорогих подарков.

Отличительными признаками личности являются:

  1. Мировоззрение. Это целая система взглядов на мир, представлений о нем, ценностей, которые могут быть реалистичными или иллюзорными.

Например, семилетний мальчик Вася считает, что все врачи жестокие и злые. Такое мнение у него сложилось после того как Вася переболел гнойной ангиной. Ему целую неделю доктор делал уколы, сильная болезненная реакция надолго отложилась в памяти мальчика.

Но мировоззрение может меняться со временем, так, повзрослев, Вася поймет, что он ошибался на счет врачей в детском возрасте.

  1. Характер. У каждого человека существует набор личных особенностей, качеств, которые определяют его поведение. Характер тесно связан с эмоциональностью, так чрезмерная чувствительность может привести к обидчивости, вспыльчивость делает человека гневливым.
  2. Степень ответственности. Понять серьезный человек или нет можно по его поступкам. Личностей постоянно опаздывающих, не выполняющих свои обязательства, обещания, отказывающихся от обязанностей — называют безответственными. Ответственная личность наоборот, стремиться доводить все дела до конца, сдерживает свое слово, отвечает за собственные поступки. Таких людей всегда уважают и ценят в обществе, доверяют им ответственные задачи, назначают на более высокие должности.
  3. Самооценка. Личность может отличить себя от остального общества и оценить собственную деятельность, внешность, привычки и другие особенности. Самооценка складывается в процессе сравнения себя с другими.

От самооценки во многом зависит как общество примет человека, полюбят ли его окружающие. Можно заметить, как в школьном классе дразнят самовлюбленных детей, которые не уважают учителей и сверстников, считая себя выше и намного лучше других. Но ребят с заниженной самооценкой тоже сторонятся, часто у них мало друзей из-за стеснительности, нерешительности.

  1. Умственные способности. У каждого от рождения свой интеллектуальный потенциал, то есть возможности развивать разум. Но личность может превзойти природные данные, благодаря настойчивости, целеустремленности, своему труду.

Пример. Петя Иванов обладает врожденными математическими способностями. Но он получает 4-ки и 3-ки, из-за лени, нежелания выполнять домашние задания. Саша Сидорову плохо дается математика, но он много времени посвящает дополнительным занятиям, и уже начал зарабатывать первые 5-ки.

При желании, личность может развивать свою память, логическое мышление, силу воли и даже физические данные.

Качества личности человекапроявляются и вырабатываются в процессе общения, взаимодействия и трудовой деятельности.

Похожие термины:

  • способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на обучаемых и умение на этой основе добиваться у них авторитета. Авторитарный стиль в деятельности педагога основывается в основном

  • термин, введенный Дж. Гилфордом для описания процесса выдвижения различных и в равной мере правильных идей относи­тельно одного и того же объекта или при решении одной и той же задачи; являются ос

  • специфическая чувствительность педагога к способам изучения учащихся в связи с целями формирования у каждого нравственного, трудового, интеллектуального фонда личности, обеспечивающего ему сам

  • особенности индивида, формирующие индивидуальный способ мышления, который влияет на саморазвитие личности, обусловливающий своеобразный характер ее жизнедеятельности в целом .

  • способности человека к правоправной деятельности, выражающиеся в осознании и чувстве правовой ответственности личности. Формируются в процессе правового воспитания личности.

  • проявляются в специфической чувствительности педагога к способам установления с учащимися и развитию педагогически целесообразных взаимоотношений на основе завоевания у них авторитета и довер

  • индивидуально-психологические способности личности, проявляющиеся в литературной деятельности, синкретически соединяющие в себе мотивационный, знаниевый, деятельностный и эмоционально-оценоч

  • такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности.

  • способности, обеспечивающие высокую эффективность организаторской деятельности военнослужащих.

  • это устойчивые свойства личности учителя, отражающие структуру педагогической деятельности, которые являются условием ее успешного выполнения. (Н.В. Клюева).

  • образуют органический комплекс познания собственных индивидуально-психологических особенностей, оценивания своего психического состояния, а также осуществления разностороннего восприятия и а

  • психологические особенности индивида, являющиеся возможностями успешного выполнения им определенного вида деятельности .

  • сочетание индивидуально–психических свойств, дающих возможность человеку при благоприятных условиях сравнительно легко и быстро усвоить систему конструкторско–технических знаний, умений, на

  • синтез свойств и особенностей личности, характеризующих степень их соответствия требованиям определенного вида учебно–творческой деятельности и обусловливающих уровень ее результативности [70

  • индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека. Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления — двигательн

  • комплекс индивидуальных особенностей человека, благоприятствующих построению личного и делового общения (взаимодействия) с людьми (пониманию других, установлению, поддержанию и бесконфликтному

  • способности человека к согласованию, соподчинению отдельных движений в процессе формирования единой двигательной деятельности. По своей сути координационные способности являются психомоторны

  • личностные структуры сознания, обеспечивающие успешность моральной деятельности: способность к сопереживанию, самоограничению, пониманию других людей, самопожертвованию, самосовершенствовани

  • (англ. primary mental abilities). Термин американского психолога Луиса Терстоуна (1887–1955), назвавшего так совокупность из 7 факторов, выделенных им с помощью метода факторного анализа из 50 разных тестовых зада

  • Качества личности, определяющие успешность овладения определенной деятельностью и совершенствования в ней. Принято выделять три вида П. с.: 1) общие (обеспечивающие относительную легкость и проду

Перечень черт личности

Человеческая натура – сложнейшее совокупное объединение своеобразных черт, образующееся в уникальную систему. Этот порядок включает наиболее яркие, устойчивые личностные качества, выявляющиеся в градациях взаимоотношений человек-общество:

Система отношений Присущие черты индивидуума
Плюсовые Минусовые
К собственной личности Привередливость Снисходительность
Самокритичность Самовлюбленность
Кротость Хвастливость
Альтруистичность Эгоцентризм
К окружающим людям Общительность Замкнутость
Благодушие Черствость
Искренность Лживость
Справедливость Несправедливость
Содружественность Индивидуализм
Чуткость Черствость
Учтивость Беспардонность
К работе Организованность Расхлябанность
Обязательность Бестолковость
Исполнительность Неряшливость
Предприимчивость Инертность
Трудолюбие Ленивость
К предметам Экономность Расточительство
Тщательность Нерадивость
Опрятность Халатность

Помимо черт характера, включенных психологами в градацию отношений (отдельной категорией) были выделены проявления натуры в моральной, темпераментной, познавательной и стенической сфере:

  • моральная: гуманность, жесткость, искренность, добродушие, патриотичность, беспристрастность, отзывчивость;
  • темпераментная: азартность, чувственность, романтичность, оживленность, восприимчивость; страстность, легкомысленность;
  • интеллектуальная (познавательная): аналитичность, гибкость, пытливость, находчивость, деловитость, критичность, вдумчивость;
  • стеническая (волевая): категоричность, настойчивость, упертость, упрямство, целеустремленность, робость, смелость, самостоятельность.

Многие ведущие психологи склоняются к мнению, что некоторые черты личности следует выделять в две категории:

  1. Продуктивные (мотивационные). Такие черты подталкивают человека к совершению определенных поступков и действий. Это цель-черты.
  2. Инструментальные. Придающие личности во время какой-либо деятельности индивидуальность и способа (манеры) действия. Это способы-черты.

Градация черт характера по Олпорту

Теория Олпорта

Известный американский психолог Гордон Олпорт, эксперт и разработчик градаций личностных особенностей индивидуума, черты личности распределил на три класса:

Доминирующий. Такие черты ярче всего выявляют поведенческую форму: поступки, деятельность определенной личности. К ним относятся: доброта, эгоизм, жадность, скрытность, мягкость, скромность, алчность.

Обычный. Они одинаково проявляются во всех многочисленных сферах жизни человека. Это: гуманность, честность, великодушие, зазнайство, альтруизм, эгоцентризм, радушие, открытость.

Второстепенный. Эти нюансы не оказывают особенного влияния на поведенческие реакции. Это не доминанты в поведении. К ним можно отнести музыкальность, поэтичность, старательность, исполнительность.

Но любая существующая структура имеет собственную иерархию. Не стал исключением и склад человека. Этот нюанс отслеживается в предложенной структуре градации у Олпорта, где второстепенные черты могут подавляться доминирующими

Но чтобы предугадать поступок личности, необходимо заострить внимание на всю совокупность черт натуры

Как связан темперамент с характером человека

В психологии есть несколько точек зрения на этот счет. Одни считают, что два понятия полностью совпадают. Другие, что темперамент — это составляющая характера. Третьи — наоборот, что темперамент закладывает будущий характер. А кто то, что это две противоположности.

На самом деле, значения этих терминов различны, но тесно связаны между собой.

Главным отличием темперамента — врожденное происхождение. Характер зависит и корректируется влиянием окружающих факторов. Темперамент же, создается нервной системой индивида и сопровождает человека на протяжении всей жизни.

В зависимости от того, какой характер у личности, он совершает определенные поступки.  А в какой манере поступки совершены и как они преподнесены, определяется темпераментом. В этом и состоит индивидуальность каждого человека.

Например, стремительный и нетерпеливый холерик по темпераменту часто эмоционально срывается.

Какие бывают виды темперамента

В психологие темперамент делят на следующие типы:

Сангвинники

Самый сильный и яркий тип. Активные и энергичные, работоспособные, однако могут быстро переутомиться от интенсивных нагрузок. Эмоциональные, коммуникабельные, сообразительные и уравновешенные. Часто бывают «душой компании». Придерживаются оптимистичного настроя, позитивно смотрят на жизнь.

Холерики

Крайне активны, берутся за множество дел одновременно, но не всегда завершают их. Эмоциональные и вспыльчивые, но быстро отходят. Резко меняются в настроении. Быстрые, порывистые истеричные, слабо контролируют себя. Энергичные, любят занимать лидерство, однако душевно не уравновешенны.

Меланхолики

Самый пассивный и ранимый тип темперамента. Не доверяют людям, чувствительны и переживательны. Ведут себя сдержанно и замкнуто. Избегают больших шумных компаний. Часто это творческие люди, предпочитающие проводить время за чтением книг. Задумчивые, тихие и тревожные личности.

Флегматики

Максимально уравновешенные, сдержанные и благоразумные. Медленно, но верно всегда доходят до продуктивного результата. Их медлительность не связана с леностью. Они просто не растрачиваются понапрасну. Постоянство — их кредо, не терпят перемен. Надежные, преданные, старательные трудоголики. Достойно справляются с любой работой.

Проявление характера и темперамента

Характер человека формируется на протяжении всей жизни. Факторы, имеющие влияние: воспитание, общество, деятельность и т. д. Характер проявляется в поступках и поведении. Система привычных действий в конкретных ситуациях, проявление темперамента — это и есть сущность и индивидуальность личности.

Закрепляются определенные черты характера, от которых зависит положение в социуме и отношение окружающих. Человеку присущи деятельность, мировоззрение, взаимодействие с другими людьми и т. д.

В нестандартной ситуации можно среагировать совершенно непредсказуемо, не свойственно привычному себе поведению. Противостояние трудностям, выход из зоны комфорта, борьба с внутренними противоречиями — это и есть личностное развитие.

Слайд 31Внеурочная деятельность Развитие речи3. Анализ.Прочитай текст. Раздели его на смысловые части.

Купание медвежат Наш знакомый охотник шел берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево. Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два веселых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку. Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде. Другой медвежонок испугался холодной воды и пустился удирать в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом – в воду, как первого. Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошел домой.

Что такое сложный характер у личности

Токсичный человек

Какой характер можно назвать сложным? Таких людей обычно называют токсичными. Они считают себя совершенными и самодостаточными. Отсюда вытекает их пренебрежительно-высокомерное, иногда и презрительное отношение к людям.

Им присуща мнительность. В простых действиях они могут видеть подвох, им постоянно кажется, что их хотят оскорбить или унизить. На людях они могут быть легкими в общении и очень обаятельными. Тяжесть характера выливается на близких и коллег.

Основные типы токсичных людей:

  • Враждебный (типичные черты – хамство, высокомерие, агрессивность);
  • Скрытая агрессия (внешне дружелюбные, такие люди часто пускают шпильки в адрес других). Они склонны изысканно издеваться над окружающими;
  • Жалобщики (такие люди постоянно ноют). Они не видят ничего хорошего ни в своей жизни, ни в мире. Основные черты – ограниченность, упрямство;
  • «Нигилисты» (такие люди любят критиковать всех, кроме себя);
  • «Непризнанные гении» (они искренне убеждены в своей значимости, плохо воспринимают критику в свой адрес).

Уровни развития способностей

В психологии наиболее распространена следующая классификация стадий развития способностей: Способности, склонности, талант и гениальность.

По мнению А.Г. Маклакова, все способности в процессе своего развития проходят ряд стадий, для того чтобы способность поднялась на более высокий уровень в своем развитии, необходимо, чтобы она уже была достаточно сформирована на предыдущем уровне. Но для развития способностей сначала должна быть определенная основа, которая формирует предпосылки.

Задатки являются предпосылкой для развития способностей. Они могут быть врожденными или приобретенными в жизни.

Префакторы — это анатомические и физиологические характеристики нервной системы, которые являются естественной основой способностей, то есть это те характеристики, благодаря которым человек может успешно формировать и развивать способности. Без соответствующих предпосылок хорошие способности невозможны, но прайминг не всегда является гарантией того, что у человека обязательно будут хорошие способности. Люди отличаются друг от друга своими предрасположенностями, и это объясняет, почему при одинаковых условиях обучения и воспитания способности одних людей развиваются быстрее и в итоге достигают более высокого уровня, чем у других. Например, особенности развития различных анализаторов могут служить врожденным потенциалом. Например, определенные особенности слухового восприятия могут служить основой для развития музыкальных способностей.

Основное различие между предрасположенностями и способностями заключается в следующем. Способности даются (присваиваются, отсюда и название) человеку от рождения или возникают в результате естественного развития организма. Способности приобретаются в результате обучения. Человеку не нужно много работать, чтобы иметь предрасположенность. Человеку не «требуется» способность активно участвовать в деятельности, с которой эта способность функционально связана. Способности не формируются без активного участия человека в деятельности, к которой они относятся.

Способности обнаруживаются только в деятельности, и только в той деятельности, которая не может быть реализована без наличия этих способностей. Невозможно говорить о способностях ребенка к рисованию, если он не пытается научиться рисовать, если он не приобретает способности, необходимые для изобразительной деятельности. Только в процессе специальных уроков рисунка и живописи можно выяснить, есть ли у ученика навыки. Это отразится в том, насколько быстро и легко он или она усвоит методы работы и цветовые отношения и научится видеть красоту в окружающем мире.

Как индивидуально-психологические черты, способности нельзя противопоставлять другим качествам и характеристикам личности — качествам ума, памяти, чертам характера, эмоциональным качествам и т.д. — но должны быть приравнены к ним. Если одно из этих качеств или его совокупность соответствует требованиям деятельности или формируется под влиянием этих требований, то есть все основания рассматривать эту индивидуально-психологическую особенность личности как способность.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все на Запад
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: