Первые завоевания
Первым крупным городом на пути крестоносцев была Никея. Под её стенами они разгромили армию турецкого султана. Рыцарская конница оказалась намного сильнее. Отрубленными головами погибших врагов крестоносцы закидали осаждённый город.
Впрочем, все первые штурмы были неудачными, несмотря на мощные осадные машины. Корабли по озеру подвозили продовольствие защитникам крепости.
Переправа Готфрида Бульонского и его брата Балдуина через Босфор. (grafik.rp.pl)
В итоге, благодаря греческой флотилии, эти поставки удалось прекратить и крестоносцы стали готовиться к последнему штурму, надеясь на богатую добычу. С каким же удивлением они узнали, что в город мирно вошли византийские войска!
Дело в том, что император Алексей Комнин пошёл на хитрость: он отправил послов и тайно договорился с жителями Никеи о том, что они сдадут ему город и сразу же признают власть басилевса. Так и случилось.
В результате жители Никеи не пострадали от последствий штурма, а крестоносцы ещё больше обозлились на византийских союзников. Западным воинам даже не разрешили зайти внутрь, за крепостную стену пропускали группы не более десяти человек.
Следующий ключевой пункт на пути в Иерусалим — Антиохия. Западные воины были уверены в быстрой победе. Но осада затянулась на восемь месяцев и закончилась лишь летом 1098 года.
Захватить Антиохию удалось только благодаря предательству
Город был хорошо укреплён, внутри были большие запасы продовольствия. Стены были такими длинными, что полностью окружить их не было никакой возможности. А вот у крестоносцев еда заканчивалась, начался голод. Руководители похода посылали отряды грабить соседние поселения, чтобы найти провизию, но её не хватало.
Взять Антиохию помогло предательство оружейника-армянина по имени Фируз, который служил в гарнизоне башни Двух сестёр и держал обиду на местного эмира Яги-Сиана. Фируз впустил отряды крестоносцев в свою башню, а те открыли ворота крепости своим товарищам.
В Антиохию ворвались отряды европейцев. Они желали отомстить горожанам за долгие месяцы трудной осады и устроили настоящую резню. Были убиты тысячи жителей.
Но отпраздновать громкую победу крестоносцам не удалось. На следующий же день к городу подошла многочисленная армия мосульского эмира Кербоги. Теперь уже крестоносцы оказались в осаде. Более того, в центре Антиохии, в цитадели, ещё оставались турки, их не успели выбить оттуда. До сих пор точно неизвестно, как измученным европейцам удалось не просто выжить, но и победить. Ведь вражеская армия была намного больше.
Средневековые хронисты приводят такую историю: один из участников похода, монах из Марселя Пьер Бартелеми, во всеуслышание рассказал о случившемся у него видении. Якобы ему явился апостол Андрей и поведал о том, что в Антиохии спрятано Копьё Судьбы (именно им римский воин Лонгин пронзил тело Иисуса). Крестоносцы поверили в этот рассказ. Они начали поиски и обнаружили реликвию.
Раймунд Тулузский, один из предводителей рыцарей, решил, что находка копья — божественное знамение, и уверил в этом товарищей. После этого монах Бартелеми рассказал о том, что опять видел апостола Андрея. Тот якобы велел рыцарям поститься пять дней подряд, а после этого выйти из города на бой. Так крестоносцы и поступили. 28 июня 1098 года христианские воины вышли из города и построились для битвы. Мусульмане, которых было больше, имитировали отступление, подожгли траву, заманили голодных и уставших крестоносцев в засаду, но, несмотря на это, потерпели поражение.
Современники тех событий рассказывали о неистовстве крестоносцев. Некоторым из воинов, по их словам, в бою являлись образы святых Георгия и Маврикия, которые скакали вместе с ними и участвовали в схватке.
У стен Святого города
Саладин не хотел откладывать взятие святого города, чтобы не упустить эту возможность, ибо знал, что вскоре на него обрушится мощь всего христианского мира. Он встретился с делегатами из города за пределами Аскалона и предложил щедрые условия капитуляции: они могли забрать все свое имущество и покинуть город под защитой военного эскорта Айюбидов. Это предложение было отклонено, что побудило султана предложить еще более щедрые условия: они могли бы продолжать свою жизнь без помех со стороны сил Айюбидов, и если в течение следующих шести месяцев им на помощь не придет армия, они сдадут город на тех же условиях. Делегаты отказались принять и это предложение, заявив, что не сдадут город ни при каких условиях. Оскорбленный султан решил подвергнуть христиан той же участи, что постигла мусульманских и еврейских жителей города в 1099 году н. э.
Армия Айюбидов, полная решимости штурмовать и разграбить город, уверенно двинулась к нему под предводительством самого султана. Их флаги были видны на западной стороне Иерусалима 20 сентября. Поскольку Иерусалиму сильно не хватало людей, Балиану пришлось посвятить в рыцари нескольких мужчин (и даже детей), но даже тогда у горожан не было шансов на прямое нападение, их главной надеждой было удержать стены.
Когда началась осада, стены и башня были осыпаны стрелами и забросаны камнями, выпущенными из катапульт и мангонелей; осадные башни были посланы вперед, чтобы взять стены, но были отброшены силами, которые вышли из ворот. Этот тупик сохранялся в течение нескольких дней, пока султан не осознал свою тактическую ошибку: мало того, что этот район был легко обороняемым, солнце светило прямо на его бойцов, и слепящий свет не позволял им сражаться до полудня. Он двинул свои осадные силы на восток, к Масличной горе, где никакие близлежащие ворота не могли быть использованы для вылазок. 25 сентября осадные силы Саладина, по иронии судьбы, расположились на том месте, откуда рыцари Первого крестового похода напали на город 88 лет назад. Действительно, это был эффективный ход, всего три дня спустя шахтеры султана пробили брешь в стене, и теперь город мог быть атакован.
Основные походы
В систематизации информации поможет таблица “Крестовые походы”
Поход |
Участники и организаторы |
Основные цели и результаты |
1 крестовый поход (1096 – 1099 гг.) |
Организатор – папа Урбан II. Рыцари из Франции, Германии, Италии |
Желание римских пап распространить свою власть на новые страны, западных феодалов – приобрести новые владения и увеличить доходы. Освобождение Никеи (1097 г.), захват Эдессы (1098 г.), овладение Иерусалимом (1099 г.). Создание государства Триполи, княжества Антиохского, графства Эдесского, Иерусалимского королевства |
2 крестовый поход (1147 – 1149 гг.) |
Возглавляли Людовиг VII Французский и германский император Конрад III |
Потеря крестоносцами Эдессы (1144 г.). Полная неудача крестоносцев |
3 крестовый поход (1189 – 1192 гг.) |
Возглавляли германский император Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август и английский король Ричард I Львиное Сердце |
Цель похода – вернуть Иерусалим, захваченный мусульманами, потерпели неудачу. |
4 крестовый поход (1202 – 1204 гг.) |
Организатор – папа Иннокентий III. Французские, итальянские, германские феодалы |
Жестокое разграбление христианского Константинополя. Распад Византийской империи: греческие государства – Эпирское царство, Никейская и Трапезундская империи. Крестоносцы создали Латинскую империю |
Детский (1212 г.) |
Дети |
Тысячи детей погибли или были проданы в рабство |
5 крестовый поход (1217 – 1221 гг.) |
Герцог Австрии Леопольд VI, король Венгрии Андраш II, и другие |
Был организован поход в Палестину и Египет. Потерпели провал наступления в Египте и в переговорах по Иерусалиму из-за того что отсутствовало единство в руководстве. |
6 крестовый поход (1228 – 1229 гг.) |
Германский король и император Римской империи Фридрих II Штауфен |
18 марта 1229 года Иерусалим в результате заключения договора с египетским султаном, но в 1244 году город снова перешел к мусульманам. |
7 крестовый поход (1248 – 1254 гг.) |
Французкий король Людовик IX Святой. |
Поход на Египет. Поражение крестоносцев, взятие в плен короля с последующим выкупом и возвращением домой. |
8 крестовый поход (1270-1291 гг.) |
Монгольские войска |
Последний и неудачный. Рыцари потеряли все владения на Востоке, кроме о. Кипр. Разорение стран Восточного Средиземноморья |
Рис. 2. Крестоносцы.
Второй поход состоялся в 1147—1149 гг. Им руководили немецкий император Конрад III Штауфен и французский король Людовик VII. В 1187 султан Саладин разбил крестоносцев и захватил Иерусалим, отбивать который отправились в третий поход король Франции Филипп II Август, король Германии Фридрих I Барбаросса и король Англии Ричард I Львиное Сердце.
Четвертый организовали против православной Византии. В 1204 крестоносцы беспощадно ограбили Константинополь, устроив резню христиан. В 1212 году в Палестину из Франции и Германии отправили 50 тыс. детей. Большинство из них стали рабами или погибли. В истории авантюра известна как «Детский крестовый поход».
После доклада Папе Римскому о борьбе с ересью катаров в области Лангедок с 1209 по 1229 год прошла серия военных кампаний. Это Альбигойский или Катарский крестовый поход.
Пятый (1217-1221 гг.) стал великой неудачей венгерского короля Эндре II. В шестом (1228-1229 гг.) крестоносцам передали города Палестины, но уже в 1244 они во второй раз и окончательно потеряли Иерусалим. Для спасения оставшихся там провозгласили седьмой поход. Крестоносцев разбили, а французский король Людовика IX попал в плен, где пробыл до 1254 года В 1270 он возглавил восьмой – последний и крайне неудачный крестовый поход, этап которого с 1271 по 1272 год называют девятым.
Начало Первого крестового похода
Первый крестовый поход
Войско со всей Европы, порядка 4 тысяч рыцарей и 25 тысяч пехотинцев отправилось на отвоевание Иерусалима. В апреле 1097 года оно добралось до Константинополя и в июне после более чем месячной осады при помощи византийской армии захватило Никею, главную твердыню сельджуков в Малой Азии, 1 июля они также нанесли сокрушительное поражение войскам сельджуков под Дорилеем.
15 августа 1097 года крестоносцы дошли до Иконии (ныне Конья), откуда двинулись дальше на юг. У Киликийский Ворот, румский султан Килич-Арслан предпринял последнюю, и неудачную, попытку остановить крестоносцев. Победа при Гераклее и взятие города Тарс рассорила Балдуина Бульонского и Боэмунда Тарентского, каждый из которых стремился любой ценой завоевать собственный феод. Их противостояние переросло в боевое столкновение, после которого Балдуин с братьями оставил войско крестоносцев, направлявшееся на юг, и в начале 1098 года захватил богатый армянский город Эдеса на правобережье Ефрата, ставшим центром Эдесского графства, первого государства крестоносцев.
Осада крестоносцами Антиохии. Миниатюра Жана Коломба из книги Себастьена Мамро «Походы французов в Утремер» (1474)
3 июня 1098 года крестоносцам сдалась Антиохия, восьмимесячная осада которой далась дорогой ценой, едва не поставившей под угрозу весь исход похода, привела к раздору между лидерами крестоносцев и окончательному разрыву с византийским императором Алексеем Комнином, который отвел свои войска в Византию.
Вопреки клятве священную войну отказался продолжать и Боэмунд Тарентский, с согласия других лидеров 18 ноября провозглашённый правителем Антиохии, ставшей центром одноименного княжества.
Крестовый поход возглавили Готфрид Бульонский, Раймунд IV Тулузский, Роберт II Фландрский и Роберт III нормандский Куртгез.
Второе разрушение Иерусалима
Персидский царь Кир в 538 году до н.э. пригласил евреев из Вавилона восстановить храм в Иерусалиме. Второй храм был построен в 516 году до нашей эры, когда у власти был царь Дарий Великий, через 70 лет после разрушения первого храма. Однако в 70 году н.э. Иерусалим был еще раз разрушен римлянами во главе с Титом, будущим императором Рима, по приказу императора Нерона. Римские солдаты окружили город и начали разграбление города, что в конце концов привело к разрушению храма. Подсчитано, что погибло около 1,1 миллиона человек, и большинство из них были евреями. Те, кто избежал смерти, были взяты в рабство в разных частях Римской империи. Все реликвии из храма были перевезены в Рим, где они были выставлены в честь празднования победы.
Осада Иерусалима
Захват Иерусалима крестоносцами
После взятия в декабре 1098 Маарры (ныне Мааррет-ен-Нууман, Сирия) крестоносцы двинулись вглубь Фатимидского халифата по побережью Средиземного моря. Потерпев неудачу при попытке захватить Триполи они начали обходить большие города и крепости, и 7 июня 1099 года к стенам Иерусалима подошли 1200 рыцарей, 12 тысяч пехотинцев и несколько тысяч христиан из числа ливанских маронитов (по другим данным — около 40 тысяч человек).
Крестоносцы отклонили предложение эмира Иерусалима Ифтикара ад-Даула беспрепятственно совершить паломничество к святым местам и окружили город несколькими лагерями: Роберт Нормандский разбил лагерь с северной стороны, Роберт Фландрский — с восточной, Готфрид Бульонский и Танкред осадили ворота, Раймунд Тулузский стал на горе Сион с юга. Нехватка продовольствия и питьевой воды не давала возможности надеяться на длительную осаду и уже 13 июня крестоносцы предприняли первую попытку штурма города, успешно отраженную немногочисленным, до тысячи человек, гарнизоном Иерусалима.
Ситуацию спасло прибытие 17 июня в Яффу кораблей из Генуи с провиантом и военным снаряжением. В конце июня поступило известие, что из Египта в защиту Иерусалима вышла большая армия Фатимидского халифата.
8 июля духовные наставники крестоносцев — Петр Пустынник, Раймунд Ажильский и Арнульф Шокесский — провели крестное шествие вокруг стен Иерусалима, после чего собрался военный совет, который постановил приступить к интенсивной подготовке к решающему бою. Были изготовлены две огромные штурмовые башни, несколько стремянок и плетеных щитов, и на рассвете 14 июля 1099 года с обстрела камнями из метательных машин начался штурм Иерусалима. Он продолжался весь день, но успеха не принес, и только когда на следующий день, 15 июля, в нескольких местах удалось засыпать опоясывающий город глубокий ров и приблизить к крепостным стенам штурмовые башни, крестоносцы под прикрытием арбалетчиков сумели перебросить на городские стены деревянные мостки, по которым они у северо-восточных угловых ворот прорвали в Иерусалим. По преданию, первыми в город прорвались рыцари Летальд и Энгельберт из отряда Готтфрида Бульонского.
Княжество Антиохии
Княжество Антиохии располагалось на северо-восточном побережье Средиземного моря (сегодня территория Сирии). К XIII веку население княжества достигало 30 000 тыс. человек, в которое преимущественно входили православные греки и армяне, за пределами города было немного мусульманских общин. Среди европейцев обосновавшихся в Антиохии большей частью были выходцы из Нормандии и Италии.
Завоевание Антиохии далось крестоносцам потом и кровью. Как писал своей жене один из воинов: «в течение всей зимы страдали ради нашего Господа Христа от непомерного мороза и страшных ливней». Затем в лагерь крестоносцев пришли болезни и голод. Воинам приходилось поедать лошадей и даже, по некоторым сведениям, умерших товарищей. Только спустя 8 месяцев осады, благодаря хитрости городские ворота для завоевателей были открыты.
Новые правители Антиохии вели достаточно агрессивную политику по присоединению к княжеству сопредельных территорий. Так на какое-то время Боэмунду I удалось захватить византийские города Тарсус и Латакию. Однако, дальнейшая экспансия в византийские земли закончилась для крестоносцев поражением и унизительным Девольским договором (1108), по которому княжество Антиохии признало себя вассалом Византии.
Сюзеренитет Византии над Антиохией длился до 1180 года. Но после смерти византийского императора Мануила I Комнина союз, защищавший антиохийские земли от мусульман распался. Впрочем, благодаря итальянскому флоту Антиохия какое-то время оберегала свои земли и даже отразила нападение Саладина. Однако в 1268 году крестоносцы не смогли ничего противопоставить войскам мамлюкского султана Бейбарса.
Графство Триполи
Последним восточным государством крестоносцев стало графство Триполи, которое просуществовало с 1105 по 1289 год (располагалось на территории современного Ливана). Его основателем стал граф Тулузский Раймунд. Он и не скрывал, что едет в Святую землю чтобы получить там собственное владение.
Как расчетливый политик Раймунд заручился поддержкой Византии, благодаря которой получал всяческую помощь – продовольствие, строительный материал, золото, рабочих. Все это заметно поддерживало рвение провансальцев в создании своего государства.
Конец существованию графства Триполи в 1289 году положил египетский султан Килаун ал-Алфи.
« О чем размышлял Григорий Распутин
Иерусалим в настоящее время
В настоящее время город Иерусалим по-прежнему является противоречивым городом, и напряженность внутри и вокруг города по-прежнему высока, конфронтации являются обычным явлением, особенно между палестинцами и израильскими солдатами. Несколько международных групп и государств поддерживают идею разделения Иерусалима на палестинскую и израильскую части, но получить план, который был бы приемлемым для обеих сторон, сложно. Будущее Иерусалима неопределенно, однако город обладает огромной исторической, религиозной, культурной и политической силой и будет продолжать делать это еще несколько лет в будущем.
После победы[править | править код]
5 августа, доспросив нескольких чудом уцелевших горожан, Арнульф узнал местонахождение священной реликвии — креста, на котором распяли Иисуса.
После падения города правителем новообразованного Иерусалимского королевства стал Готфрид Бульонский (по свидетельству Раймунда Ажильского и Альберта Аахенского корона сначала была предложена графу Тулузскому, но он отказался принять ее). Готфрид не захотел называться королем в городе, где Христос был коронован терновым венцом, поэтому 22 июля года принял титул Защитника Гроба Господня (лат. Advocatus Sancti Sepulchri). 1 августа был избран первый латинский патриарх Иерусалима. Им стал Арнульф Шокесский, капеллан Роберта Нормандского. 5 августа, доспросив нескольких чудом уцелевших горожан, Арнульф узнал местонахождение священной реликвии — креста, на котором распяли Иисуса.
В начале августа Готфрид возглавил поход против приближающейся армии ал-Афдала и 12 августа разбил мусульман при Аскалоне. После этой победы воины Христовы сочли свой долг выполненным и большинство из них вернулось на родину.
Поход бедноты
Взятию Иерусалима предшествовал утомительный трёхлетний поход крестоносцев из Европы до Палестины. Его принято считать первым Крестовым походом. Но это не совсем верно. К этому моменту уже была предпринята одна попытка вернуть европейским христианам утраченные святыни, вырвав их из рук мусульман. Это был Крестовый поход версии 0.0, поход бедноты.
Дело в том, что арабы, ранее заселявшие эту землю, достаточно терпимо относились к христианским паломникам. Но в период с 1063 по 1092 годы практически весь Ближний и Средний Восток был завоёван менее толерантными в религиозном плане турками-сельджуками. Они достаточно пренебрежительно относились к христианским святыням и к их почитателям. Информация об этом быстро дошла до правящей верхушки в Риме.
Папа Урбан II на Клермонском соборе благословляет Крестовый поход. Фото: Public Domain
Кроме того, византийский император Алексей Комнин, не в силах больше в одиночку справляться с натиском сельджуков, обратился к римскому папе Урбану II с призывом о помощи. Тот, в свою очередь, не мог бросить в беде детей Христовых и тут же собрал церковный собор. Священнослужители уточнили продолжительность предстоящих постов, приняли положение, согласно которому представителям церкви окончательно запретили посещать таверны. Следующими пунктами повестки придорожные кресты были наделены полномочиями, дающими преступникам неприкосновенность, король Франции Филипп I был отлучён от церкви за уход от своей жены к жене чужой, и только потом перешли к рассмотрению вопроса о спасении «детей Христовых» на Востоке.
Невероятную мотивационную силу в те времена имело одно единственное-слово — «индульгенция». Свято веря в прощение грехов и возможность сокращения пребывания в чистилище, люди готовы были на всё, лишь бы знать, что можно избежать наказания за земные грехи. Первым, кто отреагировал на призыв папы, был странствующий проповедник Пётр Амьенский, он же Пётр Пустынник, он же Пётр Отшельник. Благодаря своему необыкновенному ораторскому мастерству, он сумел поднять тысячи бедняков на предприятие, названное позже Крестовым походом. Пётр рассказывал, что сам Господь явился ему и заявил о необходимости отвоевать Святую землю. Также многим являлись Дева Мария и Иисус с теми же указами, а немецкий аббат Эккехард позже даже составил каталог чудес, случившихся накануне похода.
Пётр Пустынник у византийского императора Алексея Комнина. Фото: Public Domain
Итак, Пётр, получив благословение Урбана II, облачился в рубище, сел на осла, взял в руки распятие и в течение непродолжительного времени собрал многотысячную армию своих последователей. Стихийно собранные в отряды люди представляли собой срез городской бедноты, крестьян и бродяг, которым, в общем-то, терять было нечего. Последствия Крестового похода версии 0.0 были печальны. «Войско» Петра очень быстро осталось без провизии и пустилось в грабежи, однако каким-то чудом всё-таки добравшись до Константинополя. Плохо вооружённая и разношерстная армия Петра была уничтожена конницей сельджуков. Те же, кто остался жив, стали тренировочными мишенями для турков. Пётр всё же выжил и даже попал в Иерусалим, но уже позже, после того как закованная в железо армия рыцарей Христа в июле 1099 года зачистила город от магометан.
Одновременно с походом Петра был совершён и германский Крестовый поход, во время которого собранное войско отправилось в противоположном от Иерусалима направлении и устроило геноцид всем попадавшимся на пути евреям и мусульманам. Рыцари, истребляя иноверцев вместе со стариками и детьми, апеллировали к словам Урбана II, который якобы призвал карать мечом всех, кто исповедовал другую религию.
Пётр Пустынник указывает крестоносцам путь в Иерусалим. Французская миниатюра (около 1270 г.). Фото: Public Domain
Взятие Иерусалима
После взятия Антиохии воины из армии крестоносцев потребовали у предводителей войска немедленно отправиться к Иерусалиму. Они были недовольны тем, что поход затягивается из-за того, что его лидеры делят между собой власть и богатства.
В итоге тактика радикально изменилась. Армия крестоносцев отправилась без задержек к главной цели, обходя встречные крепости и большие города. Некоторая заминка произошла у Триполи. Предводители похода очень хотели захватить этот богатый портовый город. Но быстрого завоевания не получилось. А когда осада стала затягиваться, простые воины начали роптать. И вскоре лидеры крестоносцев были вынуждены отказаться от мечты о захвате Триполи. Ради дальнейшего движения к Святой земле осаду пришлось снять.
Крестоносцы подошли к стенам Иерусалима 7 июня 1099 года. Их армия состояла из 40 тысяч человек, среди которых собственно рыцарей было не более тысячи. Солдаты вставали на колени и молились, увидев издалека святой град. Ради этого они пережили множество лишений.
В этот момент Иерусалим принадлежал Фатимидам — мусульманской династии, которая правила в Египте. Послы Фатимидов попытались договориться с крестоносцами, которым предложили право свободного посещения святых мест. Но те отказались. Им нужна была безусловная власть над главным городом Святой земли.
Осада Иерусалима была похожа на осаду Антиохии. Крестоносцы снова страдали от голода. Воду приходилось привозить из источника в десяти километрах от лагеря. Египетский флот разбил почти все корабли генуэзцев, которые шли на помощь (пробились лишь шесть судов).
Но доставленный груз был бесценным — мощные осадные машины. Мусульмане пробовали помешать доставке машин (в разобранном виде) от побережья к стенам Иерусалима. Но христиане отразили все атаки. После доставки машин в стан осаждающих начался методичный обстрел стен и башен города огромными камнями. Вскоре до крестоносцев дошли тревожные слухи об огромной фатимидской армии, которая движется из Египта. И здесь снова вмешались видения. К одному из монахов якобы явился епископ Адемар Монтейльский, который год назад умер в Антиохии. Тот наказал «устроить Бога ради крестное шествие вокруг укреплений Иерусалима, усердно молиться, творить милостыню и соблюдать пост, тогда на девятый день Иерусалим падёт».
Военный совет постановил так и сделать. Крестоносцы распевали псалмы, молились, длинная процессия дошла до Масличной горы. Мусульмане со стен выкрикивали оскорбления, но тем самым лишь вызвали прилив гнева у воинов-христиан.
Штурм Иерусалима начался 14 июля. Со стен лилось горящее масло и летели стрелы. Первый день не увенчался успехом. На второй день в одном месте удалось засыпать глубокий ров вокруг города. После этого, распевая молитвы, воины пошли снова на штурм. Очевидцы снова писали о безумной ярости, с которой бились крестоносцы: они под ливнем стрел смогли подтащить осадные башни, поставить высокие лестницы и ворваться на стены города. Иерусалим пал…
Крестоносцы вырезали почти всех жителей Иерусалима
По традиции, на улицах города началась страшная резня. По свидетельству западных хронистов, были убиты около 10 тысяч местных жителей. Арабские источники приводят цифры в разы больше. Было уничтожено практически всё прежнее население Иерусалима. Кроме того, осквернялись и разрушались все нехристианские храмы. Главную синагогу крестоносцы сожгли вместе со всеми, кто был внутри здания.
Правителем Иерусалимского королевства стал Готфрид Бульонский. Он отказался от титула короля в городе, где Христос был коронован терновым венцом, поэтому 22 июля 1099 го-да принял титул Защитника Гроба Господня. В последующие месяцы крестоносцы разбили ещё одну мусульманскую армию при Аскалоне. Иерусалим на время оказался в безопасности.
Резня в Иерусалиме. (журнал «Дилетант»)
По итогам Первого крестового похода на востоке образовались несколько европейских государств. Но им требовалась постоянная помощь в битвах с арабами, которые не собирались мириться с утратой контроля над прибрежными землями. Тем более что после захвата Иерусалима многие крестоносцы отправились обратно в Европу.
В итоге последовали новые крестовые походы. А борьба за власть в Святой земле между христианами и мусульманами затянулась на две сотни лет. В то же время, благодаря этим походам, а точнее благодаря контактам с арабами, европейцы открыли для себя обширные познания в математике, географии и медицине. Духовная и культурная жизнь западных стран получила мощный импульс. Без него в Европе не началась бы эпоха Возрождения.
Княжество Антиохия
Следующее по хронологии возникновения государство крестоносцев – Антиохия – появилось в 1098 году. Просуществовало до 1268 года. Распологалось оно на месте современной Сирии. Основатель – Боэмунд I Тарентский. Завоевать Антиохию европейцам быстро не удалось.
Длительная осада (8 месяцев) проходила совместно с наступлением голода и болезней. Правители княжества отличалась агрессивной политикой по отношению к соседям. Одно время Боэмунд I отвоевал у Византии Тартус и Латакию. По Девольскому миру 1108 года Антиохия стала вассалом Константинополя (до 1180 года). Сломить крестоносцев княжества смог Бебарс, мавлюкский султан. После его завоевательного похода Антиохия перестала существовать.
Взятие Антиохии и чудо святого копья
Осада Антиохии
Другие же крестоносцы еще 21 октября 1097 года осадили важный стратегический город-порт Антиохию. Но сил взять его у них не было, и они начали осаду, страдая от голода и жажды, при этом некоторые хронисты утверждают, что доходило и до каннибализма, а ослов и лошадей съели почти всех.
Положение крестоносцев было столь отчаянным, что вдохновитель крестьян Петр Пустынник снова решил вернуться к императору, и только поймавшие его и приведшие снова в лагерь воины помешали святому монаху навострить лыжи подальше от Антиохии. При этом осаждающее войско было вынуждено еще и сражаться с сельджуками, пытавшимися деблокировать город.
Тут крестоносцы проявили себя не только как сильные воины, но и как бесчестные грабители. Дождавшись, пока мусульмане похоронят своих погибших и уйдут, они тут же вскрыли свежие могилы и поснимали драгоценности с трупов.
Адемар Монтейльский (в красном слева от Раймунда Тулузского)
После многомесячной осады с помощью предательства армянского оружейника Фируза, который помог крестоносцам попасть за крепостные стены, Антиохия была взята и началась резня. Погибли как мусульмане, так и евреи, и местные христиане.
В это время к Антиохии подошел сельджукский правитель Кербога с большим войском и теперь уже крестоносцы оказались в осаде. И тут очень вовремя произошло чудо — монах Пьер Бартелеми во сне увидел Апостола Андрея, который поведал ему где лежит копье, которым на кресте добили Христа. Епископ Адемар, присутствующий в войске, очень удивился, так как недавно видел эту реликвию в Константинополе. Тем не менее, Раймунд Тулузский, еще один предводитель крестоносцев, приказал найти копье — и его таки нашли.
Войско воодушевилось и, напав на сельджуков, полностью их разбило. Правда, позже, когда основные силы ушли из Антиохии, Пьера Бартелеми по его просьбе, подвергли испытанием огнем, так как сомневались в его словах. И он скончался от ожогов.
Ранняя история Иерусалима
По мнению археологов, первые поселения в Иерусалиме находились вблизи источников Гихон около 4500-3500 гг. до н.э. и впервые упоминаются примерно в 2000 г. до н.э. в египетских текстах. Имя было записано как Русалимум, и считается, что происхождение S-L-M в названии может относиться к миру, который сравним со словом салам на современном арабском языке, шалом на древнееврейском языке, или Шалим, что относится к богу сумерек у хананеев. Археологические данные показывают, что хананеи примерно в 17 веке до нашей эры построили огромные стены на восточной стороне Иерусалима, которые служили защитой древних систем водоснабжения.
Согласно библейским источникам, история Иерусалима начинается примерно в 1000 году до нашей эры, когда царь Давид победил хананеев, которые в то время были известны как Иевусеи, и захватил город, который в то время был известен как Иевусей. Столица Израиля была перенесена из Хеврона в Иерусалим и стала известна как город Давида, где он правил 40 лет, а его сын Соломон взял на себя руководство и построил великолепный храм. После наследования престола сыном Соломона Ровоамом примерно в 930 году до н.э. нация была разделена на два царства. У Израильского царства были города Самария и Сихем, в то время как у Иудейского царства был город Иерусалим. Примерно в 722 году до нашей эры ассирийцы напали на северное царство или Израильское царство и взяли их в плен.
Итоги[править]
Крестовые походы нанесли значительный ущерб положению евреев. До них евреи имели монополию в торговле восточными товарами, но тесная связь между Европой и Востоком, созданная благодаря крестовым походам, вызвало появление класса христианских купцов, которые стали ограничивать коммерческую деятельность евреев. Таким образом, с 13 века евреи потеряли свою посреднеческую роль в торговле из-за небезопасности торговых путей для них.
Евреи были вынуждены в больших, чем до крестовых походов, масштабах обратиться к ростовщичеству.
От этих походов евреи ещё пострадали в том отношении, что папы освобождали крестоносцев от уплаты долгов евреям-кредиторам.
Спор между иудаизмом и христианством утратил свой богословский характер, приняв характер насильственных гонений. В 12 веке впервые была высказана мысль о еврейском заговоре против христиан, и широкое распространение получил кровавый навет. Усилившийся религиозный фанатизм, усматривавший в евреях непримиримых врагов христианской религии, нашёл выражение в усилении дискриминации и унижении евреев, достигших кульминации в законодательстве IV Латеранского (Вселенского) собора в 1215 году.
В память о тысячах мучеников в литургию девятого Ава был внесён ряд кинот, оплакивающих их судьбу, а в субботнюю — поминальная молитва Ав ха-рахамим («Отец милосердия»; см. Хазкарат нешамот); многие пиютим на эту тему вошли в состав слихот, читаемых в месяц элул и в Иом-Киппур. Вероятно, к времени крестовых походов относится возникший в Майнце обычай публично поминать подвиги мучеников в годовщину их смерти с занесением их имен и дат жизни в меморбух, хранящийся в синагоге.
В еврейской историографии гонения крестовых походов отражены в хрониках Эли‘эзера бен Натана из Майнца (примерно 1090 год — около 1170 года), Эфраима бен Я‘акова из Бонна (родился в 1132 году — умер не ранее 1196 года), Эл‘азара бен Иехуды из Вормса, Шломо бен Шим‘она (или Шимшона) и других, в том числе анонимных авторов, своими сообщениями о трагической участи евреев во время крестовых походов и преданности евреев идее Киддуш ха-Шем обогативших историографию еврейской мартирологии.
Важно отметить, что евреи пытались так или иначе защищать себя от крестоносцев — организовывали отряды самообороны, или нанимали наёмников для защиты своих кварталов, пытались договариваться о защите с местными властями и церковными деятелями. Евреи укрывались в крепостях, пытались скрываться в пригородах и т. д
Также евреи предупреждали о выдвижении очередных отрядов крестоносцев своих собратьев в других странах.