Гаммы

Энгармонически равные тональности

Каким образом определяется

Рассмотрим гамму до-мажор. Нас интересуют все ступени со второй по шестую. Седьмую ступень трогать не будем, так как она не относится к родственным. Получаем Dm, Em, F, G, Am.

При использовании гаммы гармонического мажора и понижении шестой ступени имеем фа-минор. В результате у нас шесть трезвучий, а значит, и шесть тональностей.

Первая степень родства определяются по наименованиям данных аккордов, потому что они – тоники в их гаммах. Выходит, родственные ключи по отношению к до-мажору: Dm, Em, F, Fm, G и Am.

Вторая должна иметь хотя бы одно из трезвучий в собственной гамме. В нашем варианте:

  • D – общий аккорд Em;
  • Bb – D;
  • Db – Fm.

Параллельные тональности

Так родилась концепция параллельных ключей.

Они всегда отделены друг от друга второстепенной третью: минорная всегда будет построена на шестой ступени мажорной гаммы.

Тона параллельных клавиш разные, состав интервалов тоже разный, но соотношение между белыми и черными клавишами всегда одинаковое. Это еще раз доказывает, что музыка — это царство жестких математических законов и, поняв их, можно легко и свободно двигаться.

Разобраться во взаимосвязи параллельных тональностей не так уж и сложно: сыграйте гамму до мажор, затем сыграйте ту же гамму, но не с первого шага, а с шестого, и остановитесь на шестом выше — вы играли только гамма «натуральный минор» в тональности ля минор.

Вот список параллельных клавиш с их латинскими обозначениями и количеством символов клавиш.

  • До мажор / ля минор — до мажор / ля минор
  • Соль мажор / ми минор — соль мажор / ми минор (1-диез)
  • Ре мажор / си минор — ре мажор / ми минор (2 диеза)
  • Ля мажор / фа-диез минор — ля мажор / фа: минор (3-диез)
  • Ми мажор / до-диез минор — ми мажор / цис минор (4-диез)
  • Си мажор / соль-диез минор — си мажор / гис минор (5-диез)
  • Фа-диез мажор / Ре-диез минор — Fis-dur / dis-moll (6-диез)
  • Фа мажор ре минор — F-dur / D-moIl (1-бемоль)
  • Си-бемоль мажор / соль минор — си мажор / соль минор (2-бемоль)
  • Ми-бемоль мажор / до минор — ми мажор / до минор (3-бемоль)
  • Ля-бемоль мажор / фа минор — ля мажор / фа минор (4-бемоль)
  • Ре-бемоль мажор / си-бемоль минор — ре мажор / си минор (5-бемоль)
  • Соль-бемоль мажор / ми-бемоль минор — Ges-dur / es-moll (6-бемоль)

Что ж, теперь у вас есть представление о несовершеннолетнем, и теперь все эти знания можно применить на практике. И начинать надо, конечно, с лестницы. Ниже представлена ​​таблица всех существующих параллельных мажорных и минорных гамм со всеми аппликатурами (номерами пальцев). Учись, не торопись.

Бемоль

Бемоль похож на латинскую букву «b». Слово французское, но имеет латинские корни: «бе» – означает букву «б», а «моль» – означает «мягкий». Получается, что бемоль – это «мягкая Б». Знак похож на латинскую букву «b».

Бемоль понижает звук на полутон. Ниже вы увидите, как выглядят бемоли на нотном стане и чему они соответствуют на клавиатуре:

Вот очередной пример энгармонизма: Фа бемоль будет звучать нотой Ми. На слух вы их не отличите, хотя в нотах они будут записаны по-разному. До бемоль будет звучать как нота Си.

Дубль-бемоль

Дубль-бемоль понижает звучание ноты на целый тон. Выглядит как два бемоля расположенных друг за другом.

Пример энгармонизма с помощью дубль-бемоля: Соль дубль-бемоль = Фа.

Таблица тональностей

Итак, внимательно рассмотрев этот список, необходимо отметить несколько важных моментов.

По очереди к тональностям приплюсовывается по одному диезу или бемолю. Их добавление строго оговорено. Для диезов последовательность следующая: фа, до, соль, ре, ля, ми, си. И никак иначе.

Для бемолей цепочка выглядит так: си, ми, ля, ре, соль, до, фа. Заметьте, что она обратна последовательности диезов.

Вы наверняка отметили такой факт, что одинаковое количество знаков имеют по две тональности. Они называются параллельными тональностями. Об этом на нашем сайте есть отдельная подробная статья. Советую прочитать её.

Определение знаков тональности

Теперь следует важный момент. Нам нужно научиться определять по названию тональности, какие у неё ключевые знаки и сколько их. Прежде всего необходимо запомнить, что знаки определяются по мажорным тональностям. Это значит, что для минорных тональностей придется сначала найти параллельную мажорную тональность, а дальше уже действовать по общей схеме.

Если в названии мажора (кроме фа мажора) вообще не упоминаются знаки, либо присутствует только диез (например, фа диез мажор), то это мажорные тональности с диезными знаками. Для Фа мажора нужно запомнить, что си бемоль при ключе. Далее начинаем перечислять последовательность диезов, которая была определена выше в тексте. Нужно остановить перечисление, когда очередная нота с диезом будет на ноту ниже тоники нашего мажора.

Например, нужно определить знаки тональности Ля мажор. Перечисляем диезные ноты: фа, до, соль. Соль на ноту ниже, чем тоника ля, следовательно, у тональности ля мажор три диеза (фа, до, соль).

Например, у нас тональность Ля бемоль мажор. Начинаем перечислять бемоли: си, ми, ля, ре. Ре – это следующая нота после название тоники (ля). Поэтому в тональности Ля бемоль мажор четыре бемоля.

Три вида параллельных тональностей

Есть три типа параллельных ключей. Они различаются тем, какие случайности с ключами:

— Ключи без признаков переделки. Другими словами, это клавиши, состоящие только из целых нот или белых клавиш пианино. Сюда входит ровно одна пара: C maj и A min.

— Ключи с острым. Сюда входят семь пар с острыми ладами. Это ключи: G maj — E min; Ре мажор — си минор; Мажор — F # мин; Ми мажор — C # мин .; Си мажор — Соль # мин; F # мажор — D # мин .; C # mag — A # мин.

— Ключи с плоской. Сюда также входят семь пар, но теперь у них есть бемоли с ключами. Список этих ключей следующий: F maj — D min; Си мажор — соль мин; Ми мажор — до мин .; Ля мажор ♭ — F мин; Соль мажор — ми мин; C ♭ major — ля мажор

Обращения доминантсептаккорда

Обращением септаккорда называется вид септаккорда, в котором нижним звуком является терция, квинта или септима основного септаккорда.

Основной доминантсептаккорд в ДО мажоре:

СОЛЬ-СИ-РЕ-ФА D7.

Первое обращение доминантсептаккорда:

СИ-РЕ-ФА-СОЛЬ D56 квинтсекстаккорд.

Второе обращение доминантсептаккорда:

РЕ-ФА-СОЛЬ-СИ D34терцквартаккорд.

Третье обращение доминантсептаккорда:

ФА-СОЛЬ-СИ-РЕ D2 секундаккорд.

Разрешение основного доминантсептаккорда в ДО мажоре:

СОЛЬ-СИ-РЕ-ФА (D7) в ДО-ДО-ДО-МИ (неполное тоническое трезвучие-T53).

Разрешение квинтсекстаккорда в ДО мажоре:

СИ-РЕ-ФА-СОЛЬ (D56) в ДО-ДО-МИ-СОЛЬ (тоническое трезвучие с удвоением I ступени- T53).

Разрешение терцквартаккорда в ДО мажоре:

РЕ-ФА-СОЛЬ-СИ (D34) в ДО-МИ-СОЛЬ-ДО (развернутое тоническое трезвучие -T53).

Разрешение секундаккорда в ДО мажоре:

ФА-СОЛЬ-СИ-РЕ (D2) в МИ-СОЛЬ-ДО-ДО (тонический секстаккорд с удвоением I ступени-T6).

Квинтовый круг тональностей

Все тональности делятся на мажорные и минорные. Мажорная и минорная тональности с одинаковыми ключевыми знаками называются параллельными. Такие пары параллельных тональностей располагаются в порядке возрастания ключевых знаков, образуя кварто-квинтовый круг тональностей.

Почему этот круг ( на картинке выше — спираль) называется квинтовым? Потому что тональности располагаются по квинтам: До-Соль-Ре-Ля-Ми-Си-Фа#-До#=Ре♭-Ля♭-Ми♭-Си♭-Фа (мажорные) и ля-ми-си-фа#-до#-соль#-ре#-ля# = си♭-фа-до-соль-ре (минорные).

Почему образовалась спираль, а не круг? Потому что тональности, имеющие 5,6 и 7 ключевых знаков можно заменить энгармонически- равными тональностями ( звучат одинаково, а записываются по-разному). Статья про энгармонически- равные тональности здесь.

Какую функцию выполняют

Ключевые

Ключевые знаки альтерации в музыке выставляются в начале строки на нотоносце. Они обозначают знаки в тональности, которые будут играться всё время, пока звучит эта тональность. Обычно произведение играется в одной и той же, но часто бывает, что в середине или в конце, тон может поменяться. Тогда знаки выставляются заново (те, которые требуются).

Случайные (встречные)

В зависимости от замысла композитора, ноты могут повышаться и понижаться в любом моменте (согласно музыкальным законам гармонии). Они могут изменяться по хроматизмам, менять лад и так далее. Для всего этого и придуманы случайные знаки, которые встречаются по пути произведения. Каждый такой знак играется после момента выставления до конца тактовой черты. Если нужно сыграть его в следующем такте, то он прописывается ещё раз.

Потренируемся (можно пропустить, если всё понятно)

Задача: найти параллельные ключи для DO-DIEZ MINORA, SI-BEMOL MINORA, SI MAJORA, FADIEZ MAJORA.

Решение: необходимо создавать небольшие третьи стороны. Следовательно, младшая треть от DO-DIEZ вверх — DO-DIEZ и MI, что означает, что MI MAJOR будет параллельным ключом. С C-BEMOLE мы также наращиваем второстепенную треть, потому что ищем большую параллель, мы получаем — RE-BEMOLE MAJEURE.

Чтобы найти небольшую параллель, положите трети вниз. Таким образом, малая треть SI дает нам SOL-DIEZ MINOR, параллельную SI MAJOR. От FA-DIEZA второстепенная треть вниз дает звук RE-DIEZ и, следовательно, настройку RE-DIEZ MINOR.

Ответы: DO-DIEZ MINOR // MI MAJOR; SI-BEMOLES MINOR // RE-BEMOLES MAJOR; SI MAJOR // SOL-DIEZ MINOR; FA-DIEZ MAJOR // RE-DIEZ MINOR.

Влияние cis moll на эмоциональное восприятие музыки

Музыка, написанная в тональности cis moll, часто имеет грустный, печальный и мрачный характер. Это связано с особенностями звукорядности и гармонической структуры этой тональности. Основные аккорды cis moll – cis moll, fis moll и solis moll – создают напряженную и мрачную атмосферу, которая влияет на эмоциональное состояние слушателя.

Музыка в тональности cis moll часто вызывает чувство тоски, грусти и печали. Это объясняется не только характером звучания, но и символическим значением этой тональности. Cis moll часто ассоциируется с мрачными и трагическими событиями, утратой и скорбью. Поэтому, слушая музыку в тональности cis moll, люди могут легко воспринять ее эмоциональную глубину и передать ее на свое внутреннее психическое состояние.

Однако, мрачность и трагизм cis moll не означают, что музыка, написанная в этой тональности, не может также вызвать положительные эмоции. На самом деле, за своей суровостью cis moll может содержать красоту, интимность и глубину чувств. Сильные эмоции, вызванные этой тональностью, могут быть прочными и звучать особенно глубоко в душе слушателей.

В итоге, тональность cis moll является мощным инструментом для передачи эмоций и создания эмоционального впечатления у слушателя. Ее мрачность и глубина делают музыку, написанную в этой тональности, особенно запоминающейся и удивительно погружающей в мир чувств и эмоций.

Одноименные тональности

Это ключи с одинаковым корневым именем, но другим способом. Понятно, что знаки в таком не могут быть одинаковыми, если играть мажор и минор в одной тональности. Но есть закономерность в разнице в количестве знаков.

Их разница всегда равна «3». Например, у ми-мажора четыре диеза, поэтому у ми-минор будет один (4–3 = 1). Всегда нужно мыслить логически: складывать знаки или, наоборот, вычитать. Есть две пары клавиш, в которых есть переход от острого к плоскому:

Соль мажор — соль минор;

Ре мажор — Ре минор.

Знание параллельных ключей и т.п поможет правильно определить ключевые признаки. Знание параллельных ключей и т.п поможет правильно определить ключевые признаки.

Квинтовый круг тональностей

Отдельно говорим о так называемом «Четвертом — пятом круге оттенка» или только о пятом круге.

Все ключи делятся на мажор и минор, которые, в свою очередь, делятся на диезы и бемоли.

То есть формируется 4 группы оттенков:

  1. большой острый;
  2. капитальная квартира;
  3. острый минор;
  4. второстепенная квартира.

Для мажорных нот обратный отсчет начинается с до мажор, не имеющего знаков, а для минорных, соответственно, с ля минор. Направление движения можно сохранить следующим образом:

  • сильный признак увеличения, затем перемещаем клавиатуру;
  • плоско-убывающий знак — перемещаем клавиатуру.

Итак, пятый круг или четверть пятого круга (помните, что четвертый вращается в пятый) — это диаграмма, на которой показаны все существующие ключи, и вы можете видеть, что и знаки, и ключи расположены в квинтах: диезы на , плоский вниз от до мажор — ля минор, в котором 0 знаков.

Рассмотрим этот круг сверху, где нет знаков — это тональности до мажор и его параллель — ля минор (запомните это!).

Диапазон острых клавиш варьируется от фа-диеза в H.5 (чистые квинты — от 1/2 тона) до:

Fa-Do-Sol-Re-La-Mi-Si — Сетевой приказ ключу (они показаны красным слева).

И, если вы читаете задом наперед:

Si-Mi-La-Re-Sol-Do-Fa — порядок плоских клавиш (слева синим).

легко запомнить: диез — нота увеличивается, а острые клавиши располагаются — по мере повышения температуры.

Также плоский — нижняя нота и плоский — вниз.

Также присмотритесь к оттенкам с цифрами 0 и 7 с обеих сторон — это:

До мажор — Ля минор = 0 символов

До-диез мажор — диез минор = 7 диез

До-бемоль мажор — Ля-бемоль минор = 7-бемоль

Конечно, можно двигаться пятыми, каждый раз ставя знак, но это не очень удобно. Существует более простой способ, при котором тоники, например, основные диезные клавиши (C, G, D, A, Mi, C, F #, C #) можно установить за секунды. Этот порядок будет представлять собой обычное расположение клавиш, сначала с четным числом символов, затем с нечетным числом: для получения дополнительной информации см. Здесь: клавиши основной шкалы и здесь: тональность естественной минорной шкалы

Тональность

Итак, что такое тональность? Как и для многих других музыкальных терминов, для тональности существуют разные определения. Сам по себе термин произошел от латинского слова tonus. В анатомии и физиологии это означает длительное возбуждение нервной системы и напряжение мышечных волокон, не приводящее к усталости.

Все отлично понимают, что значит словосочетание «быть в тонусе». В музыке дела обстоят примерно таким же образом. Мелодия и гармония пребывают, условно говоря, в тонусе на протяжении всего времени звучания музыкальной композиции.

Мы уже знаем, что любой лад – минорный или мажорный – начинается с тоники. И минорный, и мажорный лады можно отстраивать от любого звука, который будет принят за основной звук, т.е. тонику произведения. Высотное положение лада с его привязкой к высоте тоники называется тональностью. Таким образом, образование тональности можно свести к простой формуле.

Формула тональности:

Тональность = тоника + лад

Именно поэтому определение тональности часто дают как принцип лада, главная категория которого – тоника. Теперь подытожим.

Основные виды тональностей:

Минорная.
Мажорная.

Что означает эта формула тональности и эти виды тональности на практике? Допустим, мы слышим минорное музыкальное произведение, где минорный лад выстроен от ноты «ля». Это будет означать, что тональность произведения «ля минор» (Am). Сразу скажем, что для обозначения минорной тональности к тонике добавляется латинская m. Другими словами, если вы видите обозначение Cm, это «до минор», если Dm – это «ре минор», Em – соответственно, «ми минор» и т.д.

Если вы видите в графе «тональность» просто большие буквы, обозначающие ту или иную ноту – C, D, E, F и прочие – это значит, вы имеете дело с мажорной тональностью, и перед вами произведение в тональности «до мажор», «ре мажор», «ми мажор», «фа мажор» и т.д.

Пониженная или повышенная относительно основной ступени звукоряда тональность обозначается известными вам значками диеза и бемоля. Если вы видите запись тональности в формате, к примеру, F♯m или G♯m, это значит, что перед вами произведение в тональности «фа-диез минор» или «соль-диез минор». Сниженная тональность будет со значком бемоля, т.е. A♭m (ля-бемоль минор»), B♭m («си-бемоль минор») и т.д.

В мажорной тональности возле обозначения тоники будет стоять значок диеза или бемоля без дополнительных символов. Например, C♯ («до-диез мажор»), D♯ («ре-диез мажор»), A♭ («ля-бемоль мажор»), В♭ («си-бемоль мажор») и т.д. Можно встретить и другие обозначения тональностей. Например, когда к ноте дописывается слово major или minor, а вместо значка диеза или бемоля – слово sharp или flat.

Есть и другие варианты записи, которые мало используются в повседневной практике. Поэтому мы не будем на них подробно останавливаться, а приведем в виде нижеследующих картинок исключительно в ознакомительных целях.

Это варианты представления минорных тональностей:

Далее варианты обозначения мажорных тональностей:

Все вышеперечисленные тональности являются гармоническими, т.е. предопределяющими гармонию музыки.

Итак, гармоническая тональность – это мажорно-минорная система тональной гармонии.

Существуют и другие виды тональностей. Перечислим их все.

Разновидности тональностей:

  • Одноименные – образованные от одной тоники, но принадлежащие к разным ладам. Например, «фа минор» и «фа мажор».
  • Параллельные – с разницей между тониками минорной и мажорной тональностей в 3 полутона (малая терция). Например, «ля минор» и «до мажор», «соль-диез минор» и «си-бемоль мажор».
  • Однотерцовые – с совпадающей терцией и разницей между тониками в 1 полутон (малая секунда). Например, «до мажор» и «до-диез минор», общая терция «ми».

В последней разновидности нам встретился термин «терция». Ранее мы выяснили, что терция может быть малой (3 полутона) или большой (4 полутона). Тут мы подходим к такому понятию как «гамма», с которым нужно разобраться, чтобы окончательно понять, что же такое лады, тональности и прочие составляющие гармонии.

Диезные тональности

Точка отсчета для мажорных тональностей – тональность C-dur в верхней точке круга. Двигаясь по часовой стрелке от неё, мы увидим цепочку мажорных диезных тональностей, обозначенных заглавными латинскими буквами (C – G – D – A – E – B – F# — C#). Напомню, что нота «СИ» обозначается по-разному: в классической гармонии латинской буквой «H», а в американской — буквой «B». На рисунке ниже вы можете увидеть, как расположены тоники этих тональностей на клавиатуре пианино:

Интервал, который разделяет две ближайшие тоники называется квинтой. Потому круг и получил название «Квинотвый».

Как мы уже сказали, точка отсчета – тональность C-dur, в которой отсутствуют знаки альтерации. Теперь от ноты C построим квинту – получим ноту G. Эта нота будет тоникой нашей новой тональности G-dur, в которой появится 1 знак – фа#. От ноты G строим квинту и находим следующую тонику – ноту D. Тональность D-dur имеет 2 диеза — фа# и до#.

Таким образом, каждая новая квинта будет открывать новую диезную тональность, в которой на 1 диез больше, чем в предыдущей. Так будет продолжаться пока количество диезов не достигнет 7.

Вот какая цепочка тональностей получится, если мы будем строить квинты от ноты До: Соль мажор (1 диез) => Ре мажор (2 диеза) => Ля мажор (3 диеза) => Ми мажор (4 диеза) => Си мажор (5 диезов) => Фа-диез мажор (6 диезов) => До-диез мажор (7 диезов). Дальше цепочка не может продолжаться, потому что все ступени уже повышены.

Пока понятно33Совсем запутался22

Для минорных тональностей ориентиром будет тональность a–moll, которая также находится в верхней точке круга. По часовой стрелке от нее расположена цепочка параллельных минорных тональностей. Минорные тональности принято записывать маленькими латинскими буквами (a – e – h – f# — с# — g# — d# — a#).

В параллельных тональностях всегда одинаковое количество знаков альтерации. Чтобы определить количество знаков в любой минорной тональности, достаточно знать сколько знаков у параллельного мажора.

А сейчас, давайте воспользуемся квинтовым кругом и определим сколько знаков в минорных тональностях. За точку отсчета берем тональность a–moll и прибавляем квинту. Получаем ноту e, которая служит тоникой в тональности e–moll (1 диез). Дальше строим квинту от ноты e, получаем тональность h-moll (2 диеза) и так дальше, пока не окажемся в тональности a#-moll, в которой все 7 нот будут повышены.

Вот какая цепочка тональностей получится, если мы будем строить квинты от ноты Ля: Ми минор (1 диез) => Си минор (2 диеза) => Фа# минор (3 диеза) => До# минор (4 диеза) => Соль# минор (5 диезов) => Ре# минор (6 диезов) => Ля# минор (7 диезов).

Буквенное обозначение звуков и тональностей

Для буквенных обозначений применяются начальные буквы латинского алфавита: A, a; B, b; C, c; D, d; E, e; F, f; G, g; H, h.

Таблица слоговых и буквенных названий

Основные звуки Повышенныена 1/2 тона Пониженныена 1/2 тона
ДО — с ДО# — cis ДОb — ces
РЕ — d РЕ#— dis РЕb— des
МИ — e МИ# — eis МИЬ — es
ФА — f ФА# — fis ФАb — fes
СОЛЬ — g СОЛЬ# — gis СОЛЬb — ges
ЛЯ — a ЛЯ# — ais ЛЯb — as
СИ — h СИ# — his СИb — b

Буквенное обозначение мажорных тональностей

ДО мажор — C-dur ФА мажор — F-dur
СОЛЬ мажор — G-dur СИ b мажор — B-dur
РЕ мажор — D-dur МИ b мажор — Es-dur
ЛЯ мажор — A-dur ЛЯ b мажор — As-dur
МИ мажор — E-dur РЕ b мажор — Des-dur
СИ мажор — H-dur СОЛЬ b мажор — Ges-dur
ФА # мажор — Fis-dur ДО b мажор — Ces-dur
ДО # мажор — Cis-dur

Буквенное обозначение минорных тональностей

ЛЯ минор — a-moll РЕ минор — d-moll
МИ минор — e-rnoll СОЛЬ минор — g-moll
СИ минор — h-moll ДО минор — c-moll
ФА # минор — fis-moll ФА минор — f-moll
ДО # минор — cis-moll СИ b минор — b-moll
СОЛЬ # минор — gis-moll МИ b минор — es-moll
РЕ # минор — dis-moll ЛЯ b минор — as-moll
ЛЯ # минор — ais-moll

Тональности с бемолями при ключе

В этой картинке идем против часовой стрелки.

С каждой построенной вниз квинтой прибавляется один бемоль.

От до вниз квинту – получаем ноту фа. В тональности фа мажор один бемоль. Какой? Смотрим порядок бемолей. Видим, что это си бемоль.

От фа строим вниз еще одну квинту и получаем ноту си бемоль. В тональности си b мажор уже два бемоля – си и ми.

От си b строим очередную квинту и попадаем на ноту ми b. И в ми b мажоре уже 3 бемоля – си, ми, ля. И так далее.

Если вы поймете этот принцип, то определить количество знаков в любой тональности не составит труда. Теперь понятно почему “квинтовый”? Потому что он строится по квинтам. А почему круг? Посмотрите внимательно на картинки выше – начинаем с тональностей до мажор, а заканчиваем до# мажор или доb мажор – не совсем, конечно круг, но все-таки. То же самое и с минорными тональностями – начинается от ля, а заканчивает ля# или ляb минором.

Для удобства восприятия я разделила тональности и отдельно показала диезные и бемольные. В учебниках теории квинтовый круг тональностей представлен в виде такой картинки.

А напоследок предлагаю вам послушать вальс До# минор Фредерика Шопена. Очень известное произведение, красивое, полетное и в великолепном исполнении Александра Малкуса.

Что такое cis moll?

Характеристики си-диез молля включают темную и мрачную атмосферу, передающую грусть и меланхолию. Она обычно ассоциируется с негативными эмоциями, такими как печаль и несчастье. Си-диез молль часто используется в классических и романтических произведениях для выражения глубоких эмоций и драматических моментов.

Si-diez moll также используется в современной музыке, особенно в жанрах, связанных с роком и металлом. Его темный и подавленный звук придает композициям энергичность и интенсивность. Однако, си-диез молль также может быть использован в популярной музыке и джазе для создания эмоционально насыщенных и эффектных моментов.

Мажор Молль
C Cm
G Gm
D Dm
A Am
E Em
B Bm
F# F#m

Выводящая таблица показывает, что си-диез молль является параллельной тональностью к мажорной тональности До диез молль (Cm), и находится на третьем месте в последовательности мажорных тональностей.

Как определить параллельную тональность ещё быстрее?

Как вам еще проще найти большую или второстепенную параллель? И самое главное, если мы вообще не знаем, какие знаки есть в данной тональности? Давайте узнаем еще раз на примерах!

Мы только что обнаружили следующий параллелизм: SAL MAJEURE // MI MINOR и FA MINOR // LA-BEMOLE MAJEURE. Теперь посмотрим, какое расстояние между тиками параллельных клавиш. Расстояние в музыке измеряется интервалами, и если вы хорошо разбираетесь в теме «Количественное и качественное значение интервалов», то легко поймете, что интересующий нас интервал составляет незначительную треть.

Между звуками СОЛЬ и Ми (вниз) есть второстепенная треть, потому что мы делаем три шага и полутон. Между FA и LA-BEMOL (вверху) также есть второстепенная треть. А между тониками других параллельных гамм также будет небольшой третий интервал.

Результатом является следующее ПРАВИЛО (упрощенное и окончательное): чтобы найти параллельный ключ, вы должны отложить второстепенную треть от тоники — вверх, если вы ищете большую параллель, или вниз, если вы ищете второстепенную параллель.

Потренируемся (можно пропустить, если всё понятно)

Задача: найти параллельные ключи для DO-DIEZ MINORA, SI-BEMOL MINORA, SI MAJORA, FADIEZ MAJORA.

Решение: необходимо создавать небольшие третьи стороны. Следовательно, младшая треть от DO-DIEZ вверх — DO-DIEZ и MI, что означает, что MI MAJOR будет параллельным ключом. С C-BEMOLE мы также наращиваем второстепенную треть, потому что ищем большую параллель, мы получаем — RE-BEMOLE MAJEURE.

Чтобы найти небольшую параллель, положите трети вниз. Таким образом, малая треть SI дает нам SOL-DIEZ MINOR, параллельную SI MAJOR. От FA-DIEZA второстепенная треть вниз дает звук RE-DIEZ и, следовательно, настройку RE-DIEZ MINOR.

Ответы: DO-DIEZ MINOR // MI MAJOR; SI-BEMOLES MINOR // RE-BEMOLES MAJOR; SI MAJOR // SOL-DIEZ MINOR; FA-DIEZ MAJOR // RE-DIEZ MINOR.

Что такое тональность?

Тональность — это высота положения лада. То есть, мажор можно сыграть не только от «до», а минор не только от «ля», но строение этих ладов по тонам и полутонам должна быть сохранено (мажор — 1 1 ½ 1 1 1 ½ (тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон или тон-тон-полутон три тона полутон) ; минор — 1 ½ 1 1½ 11). Если эти Лады играть от других клавиш, то они будут содержать черные клавиши. Таким образом, существуют две «белых» тональности До-мажор и ля-минор. Все остальные будут иметь либо диезы или бемоли, которые появляются всегда в таком порядке:

# — фа, до, соль, ре, ля, ми, си 

Этот порядок надо выучить!

Еще надо знать, что в музыке существуют 24 тональности (на самом деле теоретически их больше, но об этом — позже), потому что на клавиатуре 12 разных клавиш (7 белых и 5 черных). От каждой можно сыграть один мажор и один минор. Между тональностями существуют определенные связи и закономерности. Рассмотрим такие понятия, как:

  • параллельные тональности;

  • одноименные тональности;

  • энгармонически равные тональности.

А много ли вообще пар таких тональностей?

Всего в музыке используется три десятка ключей, половина из которых (15) — основные, а вторая половина (плюс 15) — второстепенные, и, знаете ли, не один ключ не один, у каждого есть пара. То есть получается всего 15 пар оттенков, имеющих одинаковые знаки. Хорошо, 15 пар запомнить легче, чем 30 отдельных шкал?

Плюс — еще красивее! Из 15 пар семь пар колючек (от 1 до 7), семь пар плоских (от 1 до 7 плоских), одна пара «белая ворона» без знаков. Кажется, вы легко можете сами назвать эти две чистые немаркированные клавиши. Разве это не МАЖОР с НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ?

То есть теперь нужно запомнить не 30 страшных оттенков с загадочными знаками и даже не 15 чуть менее страшных пар, а только магический код «1 + 7 + 7». Теперь для наглядности перенесем все эти оттенки в таблицу. В этой таблице оттенков сразу будет понятно, кто кому параллелен, сколько знаков и каких.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все на Запад
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: