Знаки в тональностях

Минорные гаммы — 3 вида минора с примерами

Вместо послесловия

Если посмотреть на саму гамму фа-диез минор, она является очень популярной среди многих композиторов и исполнителей, только благодаря тому, что соответствует параллельному ей ля-мажору. Особенно сильно это проявляется среди гитаристов, поскольку сам ля-мажор в аппликатуре относится к самым простым аккордам и берется всего лишь тремя пальцами на втором ладу с зажатием второй, третьей и четвертой струны.

С фа-диез минором дело обстоит несколько сложнее, ведь для извлечения стандартного аккорда требуется освоить прием баррэ.

У пианистов же эта минорная гамма даже при скоростном исполнении особых трудностей не вызывает.

По использованию этой тональности в связке с параллельным мажором можно привести достаточно много примеров, даже рокеры, исполняющие музыку в стиле глэм или софт-метал, в большинстве своем обращаются именно к этим гаммам и последовательностям на их основе. Кроме того, обе тональности подходят как для мужских, так и для женских голосов. Неудивительно, что именно в этих жанрах встречается больше всего композиций, основанных именно на стандартном «итальянском квадрате» (ля-мажор-фа# минор, ре-мажор, ми-мажор) и его разновидностях.

Как определить параллельную тональность ещё быстрее?

Как вам еще проще найти большую или второстепенную параллель? И самое главное, если мы вообще не знаем, какие знаки есть в данной тональности? Давайте узнаем еще раз на примерах!

Мы только что обнаружили следующий параллелизм: SAL MAJEURE // MI MINOR и FA MINOR // LA-BEMOLE MAJEURE. Теперь посмотрим, какое расстояние между тиками параллельных клавиш. Расстояние в музыке измеряется интервалами, и если вы хорошо разбираетесь в теме «Количественное и качественное значение интервалов», то легко поймете, что интересующий нас интервал составляет незначительную треть.

Между звуками СОЛЬ и Ми (вниз) есть второстепенная треть, потому что мы делаем три шага и полутон. Между FA и LA-BEMOL (вверху) также есть второстепенная треть. А между тониками других параллельных гамм также будет небольшой третий интервал.

Результатом является следующее ПРАВИЛО (упрощенное и окончательное): чтобы найти параллельный ключ, вы должны отложить второстепенную треть от тоники — вверх, если вы ищете большую параллель, или вниз, если вы ищете второстепенную параллель.

Разновидности минорной гаммы

Как и любая другая минорная гамма, фа-диез минор имеет три основных разновидности: натуральный, гармонический и мелодический.

Различие между этими типами гаммовых последовательностей состоит в том, что в натуральном миноре в прямом и обратном порядке играется без изменения знаков.

В гармонической гамме при построении прямой и обратной последовательности на полтона повышается VII ступень (для гаммы фа-диез минор получаем ми#).

Что же касается мелодического минора, при игре восходящей гаммы на полтона повышаются VI и VII ступени, а при нисходящей – повышение отменяется (в самой гамме ставится знак бекар). Для фа# минора таким ступенями являются ре и ми.

Определение знаков тональности

Теперь важный момент. Нам нужно научиться определять по названию ключа, каковы его ключевые признаки и сколько их. В первую очередь нужно помнить, что приметы определяются по основным клавишам. Это означает, что для второстепенных ключей вам сначала нужно будет найти параллельный большой ключ, а затем действовать по общей схеме.

Если в названии мажора (кроме фа мажор) знаки вообще не упоминаются или есть только один диез (например, фа-диез мажор), то это мажорные тональности с острыми знаками. Для фа мажор нужно помнить, что си-бемоль находится в ключе. Далее давайте начнем перечислять резкую последовательность, которая была определена выше в тексте. Мы должны прекратить перечисление, когда следующая нота с диезом находится на одну ноту ниже корня нашего мажора.

Например, нужно определить ключевые признаки ля мажор. Мы перечисляем высокие ноты: F, C, G. G — более низкая нота, чем тоника в A, поэтому тональность A мажор имеет три диеза (F, C, G).

Например, у нас есть тональность ля-бемоль мажор. Приступим к перечислению квартир: си, ми, ла, ре. D — это нота, следующая за названием тоника (A). Таким образом, в тональности ля-бемоль мажор четыре квартиры.

Метки

Fender Jaguar
Fender Stratocaster
Fender Telecaster
Gibson Flying V
Gibson Les Paul
Gibson SG
Guitar Rig
Бас гитара
Джо Сатриани
Закк Уайлд
Как создать рок группу
Советы начинающим группам
Стив Вай
Уроки игры на гитаре
аккорд am
аккорд c
аккорд d
аккорд dm
аккорд e
аккорд f
аккорд f на гитаре
аккорд gm
аккорды для гитары
аккорды ноты
аккорды фото
активные звукосниматели
арпеджио
бемоль
вибрато
гитарные аккорды
гитарные примочки
гриф бас гитары
гриф гитары
двуручный тэппинг
джаз фанк
диез
директ бокс
длительность нот
как научиться играть на гитаре
легато
медиатор для гитары
приемы игры на электрогитаре
сустейн
экранирование гитары
электрогитара

Тритоны в миноре

По аналогии с мажором, построим кварты от всех ступеней натурального минора. Пусть это будет ля минор.

В натуральном миноре ув.4 находится на VI ступени. Так как для примера мы взяли тональность ля минор — параллельную тональность До мажора ( помните, параллельные тональности имеют одинаковые ключевые знаки и одинаковый звукоряд? ) — мы видим всё ту же увеличенную кварту фа-си.

Теперь построим квинты на каждой ступени натурального минора, и проверим, какая из них будет уменьшенной.

В натуральном миноре ум.5 строится на II ступени. Она является обращением ув.4 .

ЗАПОМНИТЕ! В натуральном миноре ув.4 строится на VI ступени, а ум. 5 — на II ступени.

Так же, как и в мажоре, в натуральном миноре тритоны образуются из неустойчивых ступеней — VI и II, поэтому требуют разрешения в ближайшие устойчивые ступени.

Построение тритонов во всех тональностях смотри

Аппликатура гамм для фортепиано:

  • До мажор (C-dur), Соль мажор (G-dur), Ре мажор (D-dur), Ля мажор (A-dur), Ми мажор (E-dur)
  • Ля минор (a-moll), Ми минор (e-moll),  Ре минор (d-moll), До минор (c-moll), Соль минор (g-moll)

Правая рука : 1 2 3, 1 2 3 4, 1 2 3, 1 2 3 4 (5)

Левая рука: 5 4 3 2 1, 3 2 1, 4 3 2 1, 3 2 1

Аппликатура гаммы Фа мажор (F-dur) и Фа минор (f-moll)

Тональности интересны тем, что гамма заканчивается на четвертом пальце (а не на пятом, как обычно). Это касается правой руки, аппликатура в левой руке обычная.

Правая рука: 1 2 3 4, 1 2 3, 1 2 3 4, 1 2 3  (4)

Левая рука: 5 4 3 2 1, 3 2 1, 4 3 2 1, 3 2 1

Аппликатура гаммы Си мажор(H-dur) и Си минор (h-moll)

В этих тональностях правая рука стандартна, а в левой придется начать с 4-го пальца

Правая рука: 123 1234 123 1234

Левая рука:    4321 4321 321 4321

Правая рука: 23 123 1234 123 123

Левая рука: 321 4321 321 4321(2)

Правая рука: 2123 1234 123 1234

Левая рука: 321 4321 321 4321 (2)

Правая рука: 21 234 123 1234 123

Левая рука: 321 4321 321 432(2)

Правая рука: 23 123 1234 123 123

Левая рука: 321 4321 321 4321

Правая рука: 23 1234 123 1234 12

Левая рука: 321 4321 321 4321(2)

Правая рука: 2123 1234 123 1234

Левая рука: 21 321 4321 321 432

Правая рука: 234 123 1234 123 12

Левая рука: 4321 321 4321 321(2)

Аппликатура гаммы Фа диез минор (fis-moll)

Правая рука: 231 231 234 123 123

Левая рука: 4321 321 4321 321(2)

На уроках в музыкальной школе начинать рекомендуют с Шопеновских гамм: Си мажор для правой и Ре бемоль для левой руки, т.к. в них заложена формула Шопена. На них у ученика сразу вырабатывается правильная модель руки: длинные пальцы на черных, короткие на белых клавишах. Такая позиция исключает зажим руки, кисть приобретает естественную форму,  находится на середины клавиатуры,  не спускается к краям клавиш. 

Мы начали не так. Наша отправная точка — гамма До мажор

Есть ли характерные интервалы в натуральной гамме

Третья ступень является определяющей для гаммы – какой она является по наклонению. В минорной 3 понижена (относительно мажорной) и образует с первой малую терцию (м.3). 

В натуральном миноре строятся интервалы, называющиеся диатоническими. От каждой из ступеней можно отсчитать любой из них:

Приму, секунду, терцию, кварту, квинту, сексту, септиму. 

На 2 ступени можно построить уменьшенную квинту (ум.5). Дело в том, что между второй и пятой образуется тритон (например, в ля миноре – «си-фа»). А так как чистая квинта имеет 3,5 тона, то 3 тона как бы «сужает» её, тем самым получая как раз 3 Т. Этот интервал не является характерным для натурального минора.

Сколько тональностей всего

Итак, мы обнаружили, что у каждого ключа есть сестра, параллельный ключ. Также клавиши могут заменять друг друга ангармоническим способом. А теперь давайте узнаем, сколько всего оттенков.

Если вы посчитаете все черные и белые клавиши в октаве, вы получите 12 (7 белых клавиш и 5 черных клавиш). Из каждого из них мы можем построить шкалу, соответственно у нас получается 12 оттенков. Но нельзя забывать об одноименном оттенке. Получается: имея 12 звуков, мы можем построить 24 тональности: 12 мажорных и 12 минорных.

Теоретически можно получить 30 оттенков:

2 — нет признаков переделки

14 диезов (7 мажорных и 7 минорных)

14 квартир (7 основных и 7 второстепенных)

Теоретически существуют ключи с более чем 6 случайностями, но на практике они не используются. Их логично заменить на энгармонично ровные оттенки. Например: в до-диез мажор 7 символов, а в ре-бемоль ангармонически равных — 5. Поэтому клавиши с большим количеством символов заменяются на ангармонически равные, а фактически используются 24 клавиши.

В таблице ниже вы найдете названия всех 30 клавиш, их буквенные обозначения и количество модифицирующих символов для каждой.

Устойчивые и неустойчивые звуки в мажоре

И в мажорной, и в минорной гамме семь ступеней, три из которых устойчивые, а четыре – неустойчивые. Устойчивыми ступенями являются первая, третья и пятая (I, III, V). Неустойчивые – это все остальные – вторая, четвертая, шестая, седьмая (II, IV, VI, VII).

Устойчивые ступени, если их собрать вместе, образуют тоническое трезвучие, то есть трезвучие, построенное от тоники, от первой ступени. Слово трезвучие обозначает аккорд из трех звуков. Сокращенно тоническое трезвучие обозначается T53 (в мажоре) или с маленькой буквы t53 (в миноре).

В мажорной гамме тоническое трезвучие мажорное, а минорной – соответственно, минорное. Таким образом, трезвучие из устойчивых ступеней дает нам полное представление о тональности – о ее тонике и ладе. Звуки тонического трезвучия являются своеобразным ориентиром для музыкантов, по ним они настраиваются на начало произведения.

В качестве примера давайте рассмотрим устойчивые и неустойчивые звуки в Ре мажоре и в до миноре.

Ре мажор – светлая тональность с двумя диезами (ФА-ДИЕЗ и ДО-ДИЕЗ). Устойчивые звуки в ней – это РЕ, ФА-ДИЕЗ и ЛЯ (первая, третья и пятая нотки из гаммы), вместе они дают нам тоническое трезвучие. Неустойчивые – это МИ, СОЛЬ, СИ и ДО-ДИЕЗ. Посмотрите на пример: неустойчивые ступени для большей наглядности закрашены:

До минор – это гамма с тремя бемолями (СИ-БЕМОЛЬ, МИ-БЕМОЛЬ И ЛЯ-БЕМОЛЬ), она минорная и потому звучит с легким оттенком грусти. Устойчивые ступени здесь – ДО (первая), МИ-БЕМОЛЬ (третья) и СОЛЬ (пятая). Они дают нам минорное тоническое трезвучие. Неустойчивые ступени – это РЕ, ФА, ЛЯ-БЕМОЛЬ и СИ-БЕМОЛЬ.

Итак, в данном выпуске мы с вами познакомились с такими музыкальными понятиями, как лад, тональность и гамма, рассмотрели строение мажора и минора, научились находить устойчивые и неустойчивые ступени. Из следующих выпусков вы узнаете о том, какие есть разновидности мажора и минора и какие есть другие лады в музыке, а также о том, как быстро определять диезы и бемоли в любых тональностях.

Минор (от латинского слова minor – «меньший») – это музыкальный лад, аккорд которого основан на малой терции. Как правило, минор звучит грустно, печально, уныло.

Мажор (от латинского слова major – «больший») – это музыкальный лад, аккорд которого основан на большой терции. Мажор характеризуется, как правило, радостной, бодрой окрашенностью звука.

ЧАСТЬ 2. Минорные гаммы.

C moll melodic — До минор мелодический

Восходящая часть: Смена позиции с III в VII с помощью перескока с 3 на 1 палец.
Нисходящая часть: Смена позиции с VII в III перескоком с 2 на 4 палец.


|

C# moll melodic — До диез минор мелодический

Восходящая часть: Смена позиции с IV в IIX позицию перескоком с 3 на 1 палец.
Нисходящая часть: Смена позиции с IIX в IV позицию перескоком с 2 на 4 палец.


|

D moll melodic — Ре минор мелодический

Восходящая часть: Смена позиции с V в IX позицию перескоком с 3 на 1 палец.
Нисходящая часть: Смена позиции с IX в V позицию перескоком с 2 на 4 палец.


|

D# moll melodic — Ре диез минор мелодический

Восходящая часть: Смена позиции с VI в IX позицию перескоком с 3 на 1 палец.
Нисходящая часть: Смена позиции с X в VI позицию перескоком с 2 на 4 палец.


|

E moll melodic — Ми минор мелодический

Восходящая часть: открытая струна. Потом Смена позиции с II в IV скольжением 3 пальцем. Смена с IV позиции в IIX перескоком с 4 на 2 палец. Смена с IIX позиции в XI перескоком с 3 на 2 палец.
Нисходящая часть: Смена позиции с XI в VII перескоком со 2 на 4 палец. Смена позиции с VII во II перескоком с 1 на 4 палец.


|

F moll melodic — Фа минор мелодический

Восходящая часть:Смена позиции с I в V перескоком с 3 на 1 палец. Смена с V позиции в VI скольжением 1 пальцем. Смена с VI позиции в X перескоком с 3 на 1 палец.
Нисходящая часть: Смена позиции с X в VI перескоком со 2 на 4 палец. Смена позиции с VI в III перескоком с 1 на 3 палец. Смена позиции с III в I скольжением 4 пальцем.


|

F# moll melodic — Фа диез минор мелодический

Восходящая часть:Смена позиции с II в VI перескоком с 3 на 1 палец. Смена с VI позиции в VII скольжением 1 пальцем. Смена с VII позиции в XI перескоком с 3 на 1 палец.
Нисходящая часть: Смена позиции с XI в VII перескоком со 2 на 4 палец. Смена позиции с VII в IV перескоком с 1 на 3 палец. Смена позиции с IV в II скольжением 4 пальцем.


|

G moll melodic — Соль минор мелодический

Восходящая часть:Смена позиции с III в VII перескоком с 3 на 1 палец. Смена с VII позиции в IIX скольжением 1 пальцем. Смена с IIX позиции в XII перескоком с 3 на 1 палец.
Нисходящая часть: Смена позиции с XII в IIX перескоком со 2 на 4 палец. Смена позиции с IIX в V перескоком с 1 на 3 палец. Смена позиции с V в III скольжением 4 пальцем.


|

G# moll melodic — Соль диез минор мелодический

Восходящая часть:Смена позиции с IV в IIX перескоком с 3 на 1 палец. Смена с IIX позиции в IX скольжением 1 пальцем. Смена с IX позиции в XIII перескоком с 3 на 1 палец.
Нисходящая часть: Смена позиции с XIII в IX перескоком со 2 на 4 палец. Смена позиции с IX в VI перескоком с 1 на 3 палец. Смена позиции с VI в IV скольжением 4 пальцем.


|

A moll melodic — Ля минор мелодический

Восходящая часть: Сначала открытая струна. Потом Смена позиции со II в VI перескоком с 4 на 2 палец. Смена позиции с VI в IX перескоком с 4 на 2 палец. Смена позиции с IX в X скольжением 1 пальцем. Смена с X позиции в XIV перескоком с 3 на 1 палец.
Нисходящая часть: Смена позиции с XIV в X перескоком со 2 на 4 палец. Смена позиции с X в VII c перескоком с 1 на 3 палец. Смена позиции с VII во II перескоком с 1 на 4 палец.


|

Hb moll melodic — Си бемоль минор мелодический

Восходящая часть: Смена позиции с I в V перескоком с 3 на 1 палец. Смена позиции с V в IIX перескоком с 3 на 1 палец. Смена позиции с IIX в XI перескоком с 3 на 1 палец. Смена позиции с XI в XV перескоком с 3 на 1 палец.
Нисходящая часть: Смена позиции с XV в XI перескоком со 2 на 4 палец. Смена позиции с XI в VI перескоком с 1 на 4 палец. Смена позиции с VI позиции в I перескоком с 1 на 4 палец.


|

H moll melodic — Си минор мелодический

Восходящая часть: Смена позиции со II в VI перескоком с 3 на 1 палец. Смена позиции с VI в IX перескоком с 3 на 1 палец. Смена позиции с IX в XII перескоком с 3 на 1 палец. Смена позиции с XII в XVI перескоком с 3 на 1 палец.
Нисходящая часть: Смена позиции с XVI в XII перескоком со 2 на 4 палец. Смена позиции с XII в VII перескоком с 1 на 4 палец. Смена позиции с VII позиции во II перескоком с 1 на 4 палец.


|

Эллиот Крэйг.

При использовании материала ссылка на сайт обязательна.

Натуральный мажор

Это простейшая гамма, построенная по такому принципу чередования тонов и полутонов: «2 тона – полутон – 3 тона – полутон». Всего в такой гамме восемь музыкальных ступеней (I, II, III, IV, V, VI, VII и снова I).

И, согласно формуле строения этой гаммы, между I и II ступенями должно быть расстояние в один целый тон, между II и III ступенями также должен быть целый тон, III и IV ступени отстоят друг от друга на половину тона (полутон). Далее по той же формуле между IV и V, V и VI, VI и VII ступенями также нужно взять целый тон, чтобы все получилось. Наконец, замыкает цепочку полутон между VII и повторенной наверху I ступенью.

Очень подробно технику построения гамм по этой формуле мы уже разбирали в уроке «Лад в музыке: мажор и минор» – там можно найти и примеры, и разъяснения по поводу тонов и полутонов.

Сейчас для краткости рассмотрим только один пример. Допустим, нам нужно получить гамму Ля мажор (буквенное обозначение – A-dur). Гамма эта начинается со звука ЛЯ и заканчивается им же. Соответственно, для начала мы можем просто написать звукоряд нот от ЛЯ до следующей, более высокой ЛЯ, то есть сделать своеобразную заготовку.

Затем, нужно навести порядок в этой гамме, по формуле. Возможно, появятся какие-нибудь знаки альтерации – диезы или бемоли. Для удобства и наглядности при работе с тонами и полутонами на этом этапе обычно предлагается воспользоваться фортепианной клавиатурой.

Итак, приведем расстояние между ступенями нашей заготовки в соответствие с формулой натурального мажора.

СТУПЕНИ РАССТОЯНИЕ
ПО ФОРМУЛЕ
КОРРЕКЦИЯ
I-II Тон ЛЯ и СИ – между этими нотами один целый тон, так и должно быть, здесь никаких изменений не нужно, идём дальше.
II-III Тон СИ и ДО – между этими звуками полутон, но по формуле необходим целый тон, поэтому здесь требуется коррекция. Так как нам до целого тона не хватает еще одного полутона, мы добавляем его путем повышения ноты ДО – берем ДО-ДИЕЗ, тем самым расстояние увеличивается, и у нас возникает первый знак.
III-IV Полутон ДО-ДИЕЗ и РЕ – полутон: так и должно быть. Как видим, изменение на предыдущей позиции благотворно сказалось и здесь: в результате у нас полный порядок с обеих сторон.
IV-V Тон РЕ и МИ – целый тон, так и должно быть, идем далее.
V-VI Тон МИ и ФА – полутон, а нужен целый тон. Устраняем этот недостаток, повышаем ступень ФА, берем вместо нее ФА-ДИЕЗ, и теперь расстояние между ступенями МИ и ФА-ДИЕЗ стало целотонным.
VI-VII Тон ФА-ДИЕЗ и СОЛЬ – снова полутон, и снова по формуле требуется тон. Поступаем также – добавляем недостающее, и получаем, таким образом, СОЛЬ-ДИЕЗ.
VII-I Полутон СОЛЬ-ДИЕЗ и ЛЯ – полутон, так и должно быть, здесь все нормально.

В ходе работы над гаммой у нас появились три новых знака, три диеза – ФА-ДИЕЗ, ДО-ДИЕЗ и СОЛЬ-ДИЕЗ. Причина их появления – соответствие отношений звуков формуле мажорной гаммы. Если бы хотя бы один из этих знаков не принять, то настоящей мажорной гаммы не получится, то есть она будет звучать или минорно, или еще как-нибудь иначе.

Однако для того, чтобы узнать какие диезы или бемоли должны присутствовать в той или иной гамме натурального мажора, совсем не обязательно каждый раз заново выстраивать гамму по формуле. Можно использовать таблицу уже готовых результатов – так называемый квинтовый круг тональностей, а также научиться мгновенно определять знаки в тональностях по способу, предложенному нами в уроке «Как запомнить знаки в тональностях». Профессиональный музыкант ни на секунду не должен задумываться о том, какие знаки есть в той или иной гамме, а должен просто это знать «как дважды два» (выучить, вызубрить, освоить).

Натуральный мажор очень часто встречается как в народной музыке, так и в классической музыке, сочиненной композиторами. Так, например, в тональности натурального До мажора записана мелодия Государственного гимна Российской Федерации.

Параллельный мажор

Как и все остальные, гамма фа-диез минор имеет параллельный мажор. Это — ля-мажор. Техника определения очень проста. Так, для минора следует от последнего знака при ключе построить полутон вверх. В нашем случае — это полутон от соль#, который и дает чистую ноту ля.

Для определения параллельного минора можно использовать два метода. Первый подразумевает построение малой терции вниз от тоники (в нашем случае от чистой ноты ля получаем фа#. Второй метод заключается в том, чтобы в знаках при ключе отсчитать третий справа. Это и будет искомый минор, соответствующий мажору.

Многие композиторы обращались и обращаются к этим тональностям. Среди русских классиков их тоже немало, поскольку эти тональности имеют очень теплое звучание для человеческого слуха.

Вместо послесловия

Если посмотреть на саму гамму фа-диез минор, она является очень популярной среди многих композиторов и исполнителей, только благодаря тому, что соответствует параллельному ей ля-мажору. Особенно сильно это проявляется среди гитаристов, поскольку сам ля-мажор в аппликатуре относится к самым простым аккордам и берется всего лишь тремя пальцами на втором ладу с зажатием второй, третьей и четвертой струны.

С фа-диез минором дело обстоит несколько сложнее, ведь для извлечения стандартного аккорда требуется освоить прием баррэ.

У пианистов же эта минорная гамма даже при скоростном исполнении особых трудностей не вызывает.

По использованию этой тональности в связке с параллельным мажором можно привести достаточно много примеров, даже рокеры, исполняющие музыку в стиле глэм или софт-метал, в большинстве своем обращаются именно к этим гаммам и последовательностям на их основе. Кроме того, обе тональности подходят как для мужских, так и для женских голосов. Неудивительно, что именно в этих жанрах встречается больше всего композиций, основанных именно на стандартном «итальянском квадрате» (ля-мажор-фа# ми-мажор) и его разновидностях.

План – конспект открытого урока по сольфеджио с обучающимися 3 класса: «Тональность фа-диез минор. Три вида минора»

  • МБОУ ДО «Нижнесортымская ДШИ»
  • План – конспект открытого урока по сольфеджио
  • с обучающимися 3 класса

Преподаватель Гареева А.Н.

Тема урока: Тональность фа-диез минор. Три вида минора.

  1. Цель урока: знакомство с тремя видами тональности фа-диез минор (натуральный, гармонический, мелодический).
  2. Программные задачи урока:
  3. — работа в минорной тональности (освоение звукорядов трех видов минора тональности фа-диез минор);
  4. — развитие чувства метроритма;
  5.  — развитие навыка анализа музыкальных произведений;
  6. — развитие вокально-интонационных навыков;
  7. — развитие навыка сольфеджирования;
  8. — развитие музыкального мышления, памяти.
  9. Оборудование и наглядный материал: фортепиано, доска, учебник,  настольная клавиатура в натуральную величину, столбица (плакат), медиа-ресурсы (презентация на проекторе).
  10. Используемая учебники и учебные пособия:
  1. Баева Н.Д. Сольфеджио. 3 класс ДМШ: Учебное пособие. – М.: Кифара,  2012. – 128 с.
  2. Металлиди Ж., Перцовская А. Сольфеджио для 3 класса ДМШ: Учебное пособие. — СПб.: Композитор, 2003. – 80 с.

Используемая методическая литература: 

1. Огороднова-Духанина Т.В. 500 музыкальных диктантов. — СПб.: Композитор, 2003. – 175 с.

Ход урока:

  1. Домашнее задание – анализ и сольфеджирование №№72, 74 (Баева Н.Д. Сольфеджио. 3 класс) – для удобства одновременно данные музыкальные примеры дублируются в мультимедиа-презентации на проекторе.
  2. Знакомство с тональностью фа-диез минор:
  • — вспомнить знаки в диезных тональностях – порядок появления диезов при ключе, запоминание названий тональностей и количество диезов в них по тональности До мажор –  по большим секундам – До, Ре, Ми, Фа# – четное количество знаков (До мажор – 0 знаков, Ре мажор – 2 диеза, Ми мажор – 4 диеза, Фа-диез мажор – 6 диезов), Соль, Ля, Си, До# — нечетное количество знаков (Соль мажор – 1 диез, Ля мажор – 3 диеза, Си мажор – 5 диезов, До# мажор – 7 диезов);
  • — вспомнить понятие «параллельные тональности»;
  • — тональности с тремя диезами при ключе – Ля мажор и фа-диез минор;
  • — тональность фа-диез минор – I ступень (тоника-fis) этой тональности, а также II (gis) и V (cis) ступени находятся на черных клавишах (потому что диезы и бемоли – это черные клавиши);
  • — выписываем звукоряды натурального, гармонического и мелодического вида фа-диез минора;
  • — поем, играем звукоряды натурального, гармонического и мелодического вида фа-диез минора (преподаватель на фортепиано, а обучающиеся «играют» на своих настольных клавиатурах в натуральную величину);
  1. Анализ музыкальных произведений:

— №234 – П.Чайковский. Романс «Осень» (Баева Н.Д. Сольфеджио.

3 класс) – определить характер музыкального произведения (грустно, уныло, скучно), выделить ключевые слова текста романса, определить структуру (тип периода — а+а1) и ее особенности (деление на фразы по 2 такта), анализ элементов музыкального языка – остановка на неустойчивых ступенях, натуральный вид минора, тихая звучность, в кульминации — появление  VII натуральной ступени.

— №55 – «Песня» Музыка неизвестного автора (Металлиди Ж., Перцовская А

Сольфеджио для 3 класса ДМШ) – определить характер  и структуру, мелодические и ритмические особенности, обратить внимание на случайные знаки (которые могут указывать на вид минора), определить вид минора

  1. Вокально-интонационные упражнения в тональности фа-диез минор (пение по столбице)– пройденные виды мелодической фигурации – гамма вверх и вниз, Т53 — устойчивые ступени вверх I-III-V, вниз V-III-I, V-I, I-V; опевание устойчивых ступеней, вспомогательные звуки к устойчивым ступеням.
  2. Музыкальный диктант. (Огороднова-Духанина Т.В. — №200)

Для чего нужны тональности

Мы узнали, что такое оттенки. Теперь давайте разберемся, зачем они нужны и как ими пользоваться.

Раньше оттенки имели гораздо более глубокое значение, чем сейчас. Так, в музыке И.С. Баха ключи символизировали различные сюжеты Евангелия. Подробнее о музыкальной символике в музыке Баха можно прочитать у В.Б. Носина.

В музыке романтической эпохи композиторы также наделили тональность особым смыслом. Например, ми-бемоль мажор использовалось, когда речь шла о любви и преданности, диалоге с Богом; Фа минор использовался для выражения горечи, печали, невосполнимой утраты.

В 20 веке композиторы Новой Венской школы (Шенберг, Берг, Веберн) решили отказаться от тональности в традиционном понимании этого слова и расширили музыкальную структуру, в связи с чем появилась атональная музыка. Тем из вас, кто особенно любопытен, рекомендую послушать финал второго струнного квартета Шенберга — с ним связано начало атональности.

Сегодня семантика тональности потеряла смысл, но практическая составляющая осталась. Давайте подробнее разберемся, зачем нужны ключи и как ими пользоваться.

Первое и понятное значение тональности — настроение. Как вы помните, тональность бывает мажорной или минорной, от которой зависит настроение музыки. Бывают и случаи, когда минорная пьеса звучит бодро и живо, а мажорная, наоборот, погружается в задумчивое состояние, восстанавливая воспоминания и легкую меланхолию. Скорее, эти нюансы могут быть достигнуты с помощью сюжета, ритма и темпа, которые влияют на характер произведения. С другой стороны, тональность сразу дает понять, какое настроение приносит музыка.

Второе значение оттенков связано с комфортом. Музыканты, которые аккомпанируют певцам, часто сталкиваются с ситуацией, когда певец «не в голосе» и просит сыграть на полторы ниже исходной, чтобы не перегружать голосовые связки. Опытный музыкант может переложить музыкальное произведение из одной тональности в другую, транспонировать на лету и сыграть одно и то же произведение в разных тональностях.

Натуральный минор. Общая информация

Натуральный минор – это самая простая гамма без добавления знаков альтерации. В ней присутствуют только те ключевые знаки, которые были изначально. Характеризуется достаточно строгим, но пастельным, даже мягким звучанием. Постоянно применяется в русских народных песнях. Кроме того, часто использовалась в средние века при написании церковной музыки. Благодаря своим звуковым особенностям позволяет делать длинные, протяжные мелодии, которые могут долго развиваться и приходить к финалу.

Из каких ступеней состоит натуральный минор

Главные ступени лада – это 1, 3 и 5. 2 в равной степени тяготеет как к 1, так и к 3. Седьмая называется вводный тон (вводит в тонику – 1). Между ним и первой ступенью стоит интервал большая секунда. Из-за этого в натуральном миноре тяготение между 1 и 7 очень слабое (так как они отстоят друг от друга на целый тон). Поэтому мелодия может «крутиться» вокруг тоники достаточно долго, но у неё не будет сильной тяги к разрешению. 

Как раз эта особенность делает данную гамму красивой, но ограниченной в своих изобразительных средствах. Поэтому в чистом виде она применяется нечасто.

А много ли вообще пар таких тональностей?

Всего в музыке применяется три десятка тональностей, половина из них (15) мажорные, а вторая половина (еще 15) – минорные, и, знаете, ни одна тональность не одинока, у всякой есть пара. То есть получается, что всего есть 15 пар тональностей, у которых одинаковые знаки. Согласитесь, 15 пар запомнить проще, чем 30 отдельных гамм?

Дальше – ещё круче! Из 15 пар семь пар диезных (от 1 до 7 диезов), семь пар бемольных (от 1 до 7 бемолей), одна пара как «белая ворона» без знаков. Кажется, вы без труда можете сами назвать эти две чистенькие тональности без знаков. Не ДО МАЖОР ли это с ЛЯ МИНОРОМ?

То есть вам теперь нужно запомнить уже не 30 страшных тональностей с загадочными знаками, и даже не 15 чуть менее пугающих пар, а всего лишь волшебный код «1+7+7». Все эти тональности мы сейчас поместим в таблицу для наглядности. В этой таблице тональностей сразу станет видно, кто кому параллелен, сколько у кого знаков и каких.

Аппликатуры и запись аккордов

Аккорды обозначаются заглавными латинскими буквами (A, B, C, D, E, F, G). F – это фа-мажор. Дополнительные буквы и цифры после заглавной буквы указывают на конкретную вариацию аккорда. Например, буква m – на то, что это минорное созвучие. Цифра 7 на то, что это септаккорд и т.д.

В отличие от фортепианной клавиатуры, гитарный гриф позволяет сыграть одно и то же созвучие в разных позициях. Для конкретизации того, как должен быть сыгран аккорд, используется аппликатура. Она выглядит следующим образом.

Пример аппликатуры

На аппликатуре изображается, в каком месте грифа нужно прижать конкретную струну.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все на Запад
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: