Как человек воспринимает звуки
Мозг животных работает как разностная машина.
Для обезьяны не имеет значения сколько процентов зелёного в цвете банана. А вот выяснить на каком из двух деревьев бананы зеленее, чтоб выбрать на какое лезть — это уже вопрос выживания.
Это касается всех органов чувств, в том числе и слуха. Человек, как и любое животное, легко услышит разницу между двумя звуками.
Обычно музыкальную зависимость между звуками разной высоты объясняют примерно так:
очень интересно, но ничего не понятно.
Более приземлённое объяснение — человек прекрасно слышит составляющие гармоники звука.
Рассмотрим влияние гармоник на примере обычной гитары. Она удобна тем, что струну можно измерить обычной линейкой и проверить расчёты на калькуляторе.
Как видно из картинки, самый крупные (и громкие) куски струны соответствуют определённым порожкам на грифе.
Например 2/3 струны будет соответствовать 7-му порожку. А два звука, один из которых имеет частоту в 2/3 ниже второго будет восприниматься ухом человека «слитно».
Чем больше крупных кусков колеблющегося тела (струны) совпадают в двух звуках, тем более «сходными», «совпадающими», «консонансными» они выглядят для человека.
Видимо, эта связь была закреплена в ходе эволюции т.к. животным жизненно необходимо на слух определять один это источник звука или несколько разных.
Ритм
В любой музыке, в любой песенке кроме мелодии очень важен ритм. Всё в мире имеет ритм. Наше сердце — сердечный ритм; есть ритмы мозга, есть суточный ритм — утро, день, вечер и ночь. Смена времён года — это ритм планеты.
Ритм в переводе с греческого означает «мерность» — это равномерное чередование, повторение коротких и длинных звуков. Хорошо понятен ритм в разных танцах. Все понимают, о каком ритме идет речь, когда говорят: в ритме вальса, марша, танго.
Музыка без ритма воспринимается как набор звуков, а не мелодия. Он влияет на тот или иной характер музыки. Плавный ритм придаёт музыкальному произведению лиричность. Прерывистый ритм создает ощущение тревоги, взволнованности.
Таким образом, ритм – это последовательность звуков одинаковой или разной длительности.
Разные по длительности звуки объединяются в ритмические группы, из которых складывается ритмический рисунок произведения.
Виды ритмических рисунков
Повторение одинаковых длительностей в произведениях медленного или умеренного темпа создает спокойный, уравновешенный образ.
В произведениях быстрого темпа — этюдах, токкатах, прелюдиях – повторение одинаковых длительностей (часто встречаются шестнадцатые длительности) придает музыке энергичный, активный характер.
Чаще встречаются ритмические группы, объединенные нотами разной длительности. Они образуют разнообразные ритмические рисунки.
Реже встречаются следующие ритмические фигуры:
- Пунктирный ритм (характерен для марша, танца ) — обостряет, активизирует движение.
- Синкопа — перемещение акцента с сильной тактовой доли на слабую. Синкопа создает эффект неожиданности.
- Триоль — деление длительности на три равные части. Триоли придают легкость движению.
- Остинато – многократное повторение одной ритмической фигуры.
Ритм, темп, быстрота и частота звука
Быстрый темп, энергичный бит ‒ ударные позволяют нашему мозгу понять динамику за счет звуковых вибраций, частота которых не замедляется. Отсюда следует, что, чем чаще звуковая вибрация проходит через наше тело и поступает в мозг, тем активнее идет обратная связь и возникает чувство эйфории и подъема за счет повышения ритма пульса, а также появляется воодушевление и ощущение, что со всем можно легко справиться.
А если мелодия нам еще и нравится, то поднимается дофаминовый уровень, который как раз и влияет на наше настроение. Получается, что благодаря быстрой, мажорной и энергичной музыке мы испытываем прилив сил.
В противовес этому медленный и спокойный темп не имеет резких переходов. Обычно это звучание скрипки, фортепиано или гитары. Такая мелодия успокаивает нервную систему и помогает расслабиться. Уровень кортизола в крови начинает медленно падать и состояние стресса или зажатости опускается до минимума. В таком расслабленном состоянии мы чаще всего хотим спать, поэтому в интернете так популярны большие аудиодорожки по 8-10 часов, которые рекомендованы для времени сна и релакса.
Фото: Soundtrap, unsplash.com
Жанры музыки
Музыкальные предпочтения у каждого индивидуальные, но если вы определились со своей любимой музыкой, это не значит что вы слышали обо всех музыкальных стилях. Давайте попробуем разобраться, какие бывают жанры музыки:
1. Поп-музыка. Это самая распространенная и популярная музыка во всем мире. Ее можно назвать наиболее нейтральной, попса очень ритмичная и идеально подходит для танцев и отдыха. Кроме того, песни в этом стиле есть в 90% музыкальных исполнителей. Основное, о чем поется в таких песнях, это любовь и неразделенные чувства. Но самое интересное в поп-культуре, это интриги и сплетни окружающие ее исполнителей.
2. Классика. Музыка прошлого. Она переливается разными красками и никогда не выйдет из моды. Классические произведения не одну сотню лет заставляют трепетать сердца людей. Многие ходят на концерты, посещают филармонии, только ради того, чтобы услышать удивительные сонеты Моцарта.
3. Рок. Самый неординарный музыкальный жанр. Он бывает легким и тяжелым. Она появилась от блюда, но в те времена рок-музыка была совершенно другой, и исполнители этого жанра не вели себя как настоящие дикари на сцене. Сегодня рок стал очень многообразным, это настоящая субкультура. Он разделяется на десятки поджанров, таких как поп-рок, готика, металл, хард-рок, рок’н’рол и многие другие.
4. Джаз и блюз. Это самые душевные музыкальные жанры. Они не могут исполняться одним человеком, это обязательно коллектив. Для джаза характерно использование духовых инструментов, например саксофона, трубы, барабана ил и тромбона. Блюз, да, он похож на джаз, но для него больше характерна импровизация. В блюзе играет только один инструмент, а остальные подыгрывают.
5. Хип-хоп. Первооткрывателями этого стиля были афроамериканцы, сюда же можно отнести РнБ и рэп. Это всегда модная музыка. Парни читают рэп, рассказывая свои жизненные истории, все с серьезными лицами, с огромными украшениями на шее и в модных одеждах.
6. Электронная. Это самый современный стиль музыки. В нем нет никакого текста, только обработанная на синтезаторе или компьютере музыка. Часто такую музыку можно услышать на дискотеке или в клубе. Как правило, это ремиксы старых песен, обработанные по новому.
Физика теории музыки
Если гриф гитары равномерно разделить порожками, чтобы от каждого порожка можно было взять 2/3, 3/4 и т.д., у нас получится 12 порожков на октаву (т.е. половину струны):
-
I — тоника — 1/1
-
II — минорная секунда — 24/25
-
II — мажорная секунда — 8/9
-
III — минорная терция — 5/6
-
III — мажорная терция — 4/5
-
IV — кварта — 3/4
-
тритон — 32/45
-
V — квинта — 2/3
-
VI — минорная секста — 5/8
-
VI — мажорная секста — 3/5
-
VII — минорная септа — 5/9
-
VII — мажорная септа — 8/15
-
следующая октава — 1/2
Почему же в половине гитарной струны порожков на грифе 12, а нот в музыке только 7?
Крупные части в 1/2, 1/3 и 1/4 громкие, воспринимаются очень слитно с основной частотой главного, низкого звука.
Смотрим на интервалы 4/5 и 5/6 (т.е. на терцию). Они достаточно большие, а значит громкие и хорошо различимые на слух. Но частоты их звучания близки друг другу. А значит воздействуют на человека они похоже. Но тот что ниже частотой, минорный («меньший»), делает музыку «грустной», а мажорный («большой»), высокий — весёлой.
Почему?
Тело больших размеров издаёт более низкие звуки (например слон или водопад). А тело меньших размеров издаёт более высокие звуки (мышь или журчание ручейка).
Даже лягушка понимает что всё большое это плохо, оно потенциально опасно. Всё маленькое хорошее, его можно съесть. Мозг соотносит большую и малую терции в мелодии с положительными и отрицательными эмоциями по такому же принципу, это заложено на уровне рефлексов.
То же относится к интервалам в секунду, сексту и септу. Но их гармоники значительно тише основных и могут просто не расцениваться в мелодии как полноценные.
Размер, темп и лад
Для записи ритма на листе применяется музыкальный размер. Благодаря этому музыкант может понять, какой темп и ритм необходимо соблюдать. Существуют разные музыкальные размеры, например, две четверти, одна восьмая и т. д. Для правильного соблюдения ритма во время изучения нового материала нужно использовать метроном или самостоятельно считать.
Темп — это скорость исполнения, которая полностью зависит от конкретного музыкального произведения. Например, колыбельная исполняется очень медленно и спокойно, а марш звучит ритмично. Такая функция важна для выражения характера композиции.
Для обозначения используется итальянский язык. В самом начале композитор указывает, в каком темпе нужно исполнять мелодию. Может быть написано воодушевлённо, мечтательно, в темпе марша, в темпе вальса.
Помимо равномерного звучания музыки могут быть отклонения. Это позволяет сделать композицию более живой и эмоциональной. Темп произведения и его изменения является очень важным способом музыкальной выразительности.
Лад — это отношение устойчивых и неустойчивых звуковых рядов. Он систематизирует и определяет порядок звуков, благодаря чему создаётся осмысленная мелодия.
Существуют неустойчивые и устойчивые звуки. У вторых звучание ясное, поэтому они являются основой. Если музыка остановилась на неустойчивом звуке, то необходимо перейти на устойчивый. Такая взаимосвязь является основой музыкальной речи. Зачастую в композиции присутствует многократные переходы.
Жанры классической музыки
Классическая (академическая) музыка оформилась и обрела популярность два столетия назад, во время эпохи европейского классицизма. Зарождение классики произошло еще раньше – в эпоху Средневековья. Изначально первые композиторы черпали вдохновение из древней литературы античного периода. Постепенно классика продолжала свое развитие, появлялись новые разновидности и стили.
Многие слушатели сейчас предпочитают современные направления, но и академические творения до сих пор не ушли в прошлое. Да, танцевать под них сложно. Зато можно настроиться на рабочий лад или, наоборот, расслабиться и даже почитать книгу. А можно просто слушать и получать удовольствие.
Примеры:
- симфония – предназначена для исполнения оркестром;
- оратория – большое музыкальное творение с драматическим сюжетом для солистов или хорового исполнения;
- кантата – отличается от оратории меньшим размером;
- сюита – состоит из нескольких частей, объединенных одной темой;
- увертюра – инструментальная пьеса, играющая роль вступления перед основным музыкальным действием;
- ноктюрн – пьеса, изначально предназначенная, для исполнения ночью под открытым небом.
К классике также относятся вариации, элегии, этюды, прелюдии, фуги, кантаты и инструментальные концерты.
Роль настроения в музыке
Настроение играет важную роль в музыке. Оно является ключевым компонентом, определяющим эмоциональный оттенок и воздействие произведения на слушателя.
Музыка способна передать различные эмоции, вызвать чувства и настроение у слушателя. Она может быть энергичной, веселой, грустной, романтической, праздничной и т.д. Такие эмоциональные состояния и настроение могут быть вызваны разными музыкальными элементами, такими как темп, тон, ритм, аккорды, мелодия и инструментальное сопровождение.
Музыкальное произведение может содержать в себе гармонию и диссонанс, который влияет на настроение слушателя. Гармония создает приятное, спокойное, гармоничное настроение, в то время как диссонанс может вызывать тревогу, напряжение или неопределенность.
Использование различных музыкальных инструментов также может формировать настроение. Например, при использовании струнных инструментов создается теплая и романтическая атмосфера, а при использовании ударных инструментов – энергичное и динамичное настроение.
Настроение также может быть создано через тексты песен и их содержание. Слова и сообщения, содержащиеся в тексте, могут вызывать определенные эмоции и настроение у слушателя.
Слушая музыку, человек может переживать эмоциональные состояния, соответствующие настроению, которое ему передает музыкальное произведение. Настроение может влиять на эмоциональное и физическое состояние слушателя, способствовать релаксации, поднятию настроения, снятию стресса или вызывать различные ассоциации и воспоминания. Музыкальное настроение имеет особое значение в сфере кинематографа, где оно служит мощным средством для создания атмосферы и подчеркивания эмоций в фильмах.
Каждый композитор стремится передать свои эмоции и настроения через свои музыкальные произведения. Таким образом, настроение в музыке – это неотъемлемая часть процесса создания и понимания музыки, которая влияет на восприятие и ощущения слушателя.
Как создать и передать определенное настроение в музыке
Музыка имеет уникальную способность вызывать эмоции и создавать определенное настроение у слушателей
Независимо от того, являетесь ли вы композитором или исполнителем, важно знать, как создавать и передавать определенное настроение в музыке
1. Выберите гармонию и мелодию
Гармония и мелодия играют важную роль в создании настроения в музыке. Мажорные тональности обычно ассоциируются с радостью и оптимизмом, тогда как минорные тональности могут создавать более глубокие и эмоциональные состояния. Выберите аккорды и мотивы, которые отражают желаемое настроение.
2. Работайте с темпом и ритмом
Темп и ритм также могут значительно влиять на настроение музыки. Быстрый темп и активный ритм могут создавать чувство энергии и веселья, тогда как медленный темп и плавный ритм могут выражать печаль и меланхолию. Экспериментируйте с разными комбинациями темпа и ритма, чтобы передать желаемое настроение.
3. Используйте инструменты и звуки
Выбор инструментов и звуков также может значительно влиять на настроение музыки. Например, использование мягких и глубоких звуков струнных инструментов может создавать романтическое или меланхоличное настроение, тогда как использование ярких и пронзительных звуков медных инструментов может вызывать чувство восторга или героизма. Используйте разные инструменты и звуки, чтобы создать желаемое настроение.
4. Поддерживайте структуру композиции
Структура композиции также имеет значение при передаче настроения. Введение, развитие и финал могут помочь создать плавный поток эмоций. Отбирать, где именно в композиции вы хотите усилить или ослабить настроение, может помочь слушателям лучше воспринимать эмоциональное содержание музыки.
5. Экспериментируйте с динамикой и тембром
Динамика и тембр также важны при передаче настроения в музыке. Использование различных уровней громкости и изменение яркости и теплоты звука может помочь создать эмоциональные перепады и подчеркнуть желаемое настроение. Экспериментируйте с динамикой и тембром, чтобы передать желаемое настроение более эффективно.
Заключение
Создание и передача определенного настроения в музыке требует тщательной работы с гармонией, мелодией, темпом, ритмом, инструментами, звуками, структурой композиции, динамикой и тембром. Экспериментируйте, изучайте и развивайтесь, чтобы стать мастером передачи эмоций и настроения через музыку.
История и теории настроения в музыке
История изучения настроения в музыке начинается со времен Древней Греции. Пифагор, известный философ и математик, связывал музыку с числами и разработал теорию гармонии. Согласно его учениям, различные музыкальные сочетания и мелодии влияют на эмоциональное состояние слушателя.
С развитием музыки и теорий она начала активно влиять на человеческие эмоции. В Средние века европейские композиторы использовали музыку для вызывания различных состояний у слушателей. Идеи о настроении в музыке развивались и в ранней классической музыке. Например, композиторы эпохи Романтизма активно использовали музыку для передачи глубоких эмоций и настроений.
Период | Композиторы | Особенности |
---|---|---|
Древняя Греция | Пифагор | Связь музыки с числами и гармония |
Средние века | Европейские композиторы | Использование музыки для вызывания различных состояний |
Романтизм | Композиторы этого периода | Использование музыки для передачи глубоких эмоций и настроений |
Современная теория настроения в музыке основывается на психологических исследованиях и экспериментах. Ученые выделяют несколько основных характеристик, влияющих на настроение в музыке: темп, тональность, гармония и динамика. Эти элементы могут вызывать различные эмоции у слушателей, например, радость, грусть, возбуждение или спокойствие.
Все это позволяет музыкантам и композиторам создавать музыку, способную передавать и вызывать определенное настроение у слушателей. Настроение в музыке является сильным средством воздействия на эмоции и позволяет создавать неповторимые музыкальные произведения.
Практические рекомендации по определению характера музыкального произведения
Характер музыки – это ее эмоциональная окраска, настроение, которое она передает слушателю
Именно поэтому важно уметь определять характер музыкального произведения, чтобы понимать, как оно воздействует на наши эмоции и настроение
Следующие рекомендации помогут вам определить характер музыкального произведения:
Слушайте внимательно: для определения характера музыки нужно не просто слышать звуки, а внимательно прислушиваться к мелодии, ритму, инструментам и характерным звукам;
Анализируйте текст: если музыкальное произведение имеет текст, обратите внимание на его смысл и эмоциональный оттенок;
Ищите кластеры: кластер – это группа нот или звуков, которые могут подсказать нам настроение музыкального произведения;
Определите темп: темп – это скорость исполнения музыкального произведения, и он может быть индикатором характера музыки;
Обратите внимание на динамику: динамика – это громкость и интенсивность игры музыкантов, и она тоже может помочь определить характер музыки;
Учитывайте жанр: каждый музыкальный жанр имеет свой характер и настроение, поэтому учитывайте жанр, когда определяете характер музыкального произведения.
Важно понимать, что характер музыки – это субъективное восприятие, которое может отличаться в зависимости от личных предпочтений и настроения слушателя. Однако, использование данных рекомендаций может помочь вам более точно определить характер музыкального произведения
Фактура
Фактура – это склад, вид изложения музыкального произведения (лат. fakturo — обработка). Основные элементы фактуры: мелодия, аккомпанемент (сопровождение), бас (нижний голос), средние голоса. Фактура бывает прозрачной (двух-, трехголосной), вызывая ощущение легкости, прозрачности. Плотная (многоголосная, аккордовая) фактура создает впечатление силы, мощи.
Одноголосная фактура: любая одноголосная мелодия (сольная или унисонная), напр., народная песня.
Многоголосная фактура: гомофония, полифония
Многоголосный склад музыки, в котором один голос является главным (мелодия), а остальные (аккомпанемент) его сопровождают. Разновидностью гомофонной фактуры является аккордовый склад музыки, в котором мелодия ритмически объединяется с сопровождением. Полифония (греч. poly-много, phone-звук) — одновременное сочетание нескольких самостоятельных голосов (мелодий).
Основные виды полифонии
- Имитационная п. — (лат. Imitatio — подражание) повторение в другом голосе или у другого инструмента только что прозвучавшей мелодии (темы). Напр., канон, фуга или инвенция
- Контрастная п. — одновременное звучание разного типа мелодий. Напр., в средние века объединяли три различных мелодий с разным текстом. Основные виды фактуры: Формы имитационной полифонии :
- Канон — музыкальная форма, в которой все голоса исполняют одну и ту же мелодию, вступая поочередно.
- Инвенция – двух- или трехголосное инструментальное произведение небольшого объема, написанное в имитационной технике.
- Фуга — многоголосное полифоническое произведение , в основе которого лежит имитационное повторение темы во всех голосах. Высшая, самая сложная форма имитационной полифонии. Величайшим мастером фуги был И.С.Бах.
- Фугетта ( ит. fughetta — маленькая фуга) – простая, меньшего объема фуга для органа или фортепиано.
Влияние эмоций на музыку
Музыкальные композиции способны напрямую отражать эмоциональное состояние композитора. Музыканты, пишущие музыку, часто используют музыкальные элементы, чтобы передать свои эмоции в своих произведениях. Например, медленная и грустная музыка может отражать состояние печали или тоски, а быстрая и ритмичная музыка может вызывать чувства радости или веселья. Композиторы активно используют такие музыкальные приемы, как динамика, темп и тональность, чтобы передать определенное настроение и эмоциональную суть своего музыкального произведения.
Эмоции также играют ключевую роль для слушателей музыки. Различные жизненные события или настроение могут влиять на то, как мы воспринимаем и понимаем музыку. Например, в период горя или печали, слушатель может отдавать предпочтение меланхолическим или грустным композициям, которые отражают и поддерживают его эмоциональное состояние. В то же время, в более радостных моментах нашей жизни, мы можем предпочитать более энергичные и веселые музыкальные произведения.
Важно отметить, что эмоции, вызываемые музыкой, могут быть субъективными и отличаться от человека к человеку. То, что вызывает радость у одного слушателя, может вызывать грусть или тревогу у другого
Это связано с уникальным опытом каждого человека и его индивидуальной эмоциональной реакцией на музыку.
Эмоциональное воздействие настроения в музыке
Музыка способна вызывать разнообразные эмоциональные состояния у слушателя. Настроение в музыке играет важную роль в передаче и переделке эмоций. Музыкальные композиции могут вызывать радость, грусть, возбуждение, спокойствие и другие эмоции. Они могут отразить текущее эмоциональное состояние композитора или передать определенное настроение.
Настроение в музыке создается с помощью различных музыкальных элементов, включая мелодию, ритм, гармонию и инструментацию. Быстрые и энергичные мелодии, например, могут вызывать чувства радости и возбуждения. Медленные и печальные мелодии часто ассоциируются с грустью и печалью. Также используются различные аккорды и звуковые эффекты для создания определенных настроений.
Эмоциональное воздействие настроения в музыке может быть индивидуальным и зависеть от личных предпочтений слушателя. Каждый слушатель может реагировать на одну и ту же музыкальную композицию по-разному, в зависимости от своего настроения и опыта. Некоторые люди могут испытывать эмоциональную подъемность и мотивацию от энергичных и позитивных мелодий, в то время как другие предпочитают более спокойные и расслабляющие композиции.
Настроение в музыке может иметь сильное воздействие на мозг и тело слушателя. Оно может вызывать физиологические изменения, такие как ускорение пульса, повышение артериального давления и высвобождение эндорфинов, что может привести к повышению настроения или расслаблению. Это объясняет, почему некоторые люди слушают музыку для улучшения своего настроения, снятия стресса или создания определенной атмосферы.
В целом, эмоциональное воздействие настроения в музыке является одной из ключевых причин ее привлекательности и популярности. Музыка позволяет слушателю выражать и открывать свои эмоции, создавая особую связь между исполнителем и публикой.
Лирические образы в литературе
Наиболее всего данный проявился в поэзии. Именно в ней наиболее часто раскрываются лирические образы персонажей путем описания их волнений. Поэты привносили собственное «я» в произведения. Герой становился двойником автора строк. Появлялось описание судьбы человека, его внутреннего мира, а также некоторых характерных черт, повадок. Такая — особенная — поэзия навсегда была увековечена Байроном, Лермонтовым, Гейне, Петраркой, Пушкиным.
Эти великие гении негласно изобрели основные правила в выбранном жанре, по которым и формировались лирические образы. Произведения становились более мягкими, индивидуальными, интимными. Литераторы называют этих поэтов романтиками, что лишний раз подчеркивает тонкую связь со стилем. Тем не менее в лирической поэме может и не быть своего «я». Так, примером могут выступать стихотворения Блока, где автор не переносит себя в произведение. То же касается и Фета.
Пушкин в стихах «Телега жизни», «К Чаадаеву» делал акцент не на «я», а на «мы» — в них он выступает наравне со своими персонажами.
В русской литературе герой может даже быть антиподом по своему духовному мировоззрению поэту. Яркими примерами такого стилистического направления являются образы в русской литературе в произведениях:
- «Бородино» Михаила Юрьевича Лермонтова,
- «Черная шаль», «Я здесь, Инезилья…», «Паж, или Пятнадцатый год», «Подражания Корану» Александра Сергеевича Пушкина,
- «Филантроп», «Нравственный человек», «Огородник» Николая Алексеевича Некрасова.
Это не полный список произведений. Лирические образы в них стали знаковыми для русской литературы.
В поэмах Сергея Есенина такой всплеск эмоций был переложен на коня. А у Марины Цветаевой присутствуют герои в виде птиц. Поэты наделяли персонажей собственными чувствами, соединив в один образ.
Многие исследователи лирического героя в России, в том числе и Гудковский, Гинзбурш, Роднянская, полагают, что сама аудитория дополняет его своим восприятием. Каждый человек может представить те чувства, которые испытывает герой произведения, по-своему. Он руководствуется теми эмоциями, которые были вызваны музыкой или поэмой, балладой или театральным действом. Вечные образы в литературе подтверждают эту теорию. Автор лирического образа пытается передать свое виденье, полагаясь на то, что публика поймет его.