Введение
Экзистенциализм, или философия существования — одно из крупнейших направлений философии XX века. Возникает накануне первой мировой войны в России (Шестов, Бердяев), после нее в Германии (Хайдеггер, Ясперс) и в период второй мировой войны во Франции (Марсель, Сартр, Камю).
У поколения интеллигенции, пережившего первую мировую войну, обманчивую стабилизацию 20-30-х годов, приход фашизма, гитлеровскую оккупацию. Эта философия вызвала интерес, прежде всего потому, что обратилась к проблеме критических, кризисных ситуаций. Экзистенциализм обращается к проблеме человеческого существования в мире, к таким явлениям жизненного ряда как вера, надежда, боль, страдание, забота, тревога, любовь, страсть и т.д.
После войны экзистенциализм широко распространился и в других странах, в том числе и США. В 50-е – 60-е годы стал одним из наиболее влиятельных и продуктивных культурных факторов эпохи, определял интеллектуальные поиски широких слоев интеллигенции, оказал сильное влияние на литературу и искусство. Различают экзистенциализм религиозный (Шестов, Бердяев, Ясперс, Марсель) и атеистический (Хайдеггер, Сартр, Камю). Предшественниками экзистенциализма считают Паскаля, Кьеркегора, Достоевского, Ницше. Большое влияние на экзистенциализм оказала также феноменология Гуссерля.
Ныне она фактически уходит в историю, хотя по большому счёту сохраняет свою актуальность: по-прежнему остро стоят вопросы о смысле человеческого бытия и ценности человеческой жизни, вопросы личностного самоопределения и выбора. Это тем более актуально перед лицом глобальных проблем современности.
Отказ от ориентации на научное знание и стремление вслушаться в подвижные умонастроения и ситуационно-исторические переживания человека современной эпохи, делают экзистенциализм интересным объектом исследования, и целью данной работы я вижу исследование экзистенциализма как философского учения гуманистической направленности.
В соответствии с поставленной целью можно выделить две задачи исследования:
рассмотреть экзистенциализм как философское направление;
дать ответ на поставленные вопросы:
o в чем обвиняют экзистенциализм, по мнению Сартра?;
o как следует понимать «существование предшествует сущности»?;
o почему «человек есть проект самого себя»?;
o в чем оптимистичность экзистенциализма?
Страх в экзистенциальной философии
Карл Ясперс. 1910 год
Экзистенциалисты пришли к выводу, что страх (тревога) — это что — то значительно более глубокое, чем простое переживание, вызванное внешними раздражителями. Прежде всего, экзистенциалисты разделяют понятия страха и боязни (чего — либо). Боязнь всегда предполагает наличие какой — либо определённой угрозы: — людей, обстоятельств, условий и явлений. Источник боязни всегда определён. В случае со страхом — отсутствует «предмет», возбуждающий страх. Человек даже не может сказать, что именно его страшит. В этой неопределённости и проявляется основное свойство страха, ощущение которого возникает без какой — либо определённой причины. Экзистенциалисты придают страху позитивную окраску: — он потрясает человека во всех его жизненных отношениях. Он необходим нам для того, чтобы вытянуть человека из его размеренного, бездумного проживания своей жизни. Именно страх даёт возможность абстрагироваться от ежедневных проблем и забот, посмотреть на всё происходящее как бы со стороны…
Страх подобен огню, сжигающему всё несущественное и временное, отвлекающему человека от всего мирского. Только тогда и проявляется истинное существование. Наталья Исаева пишет: «Психологический очерк Кьеркегора „Понятие страха“ вообще-то целиком посвящён проблеме первородного греха (Arvesynd, букв.: „наследственного греха“), лежащего в основе страха (Angest). Не будем забывать, что Кьеркегор был тут первым — первым философом, первым психологом, первым теологом, разграничившим „страх-боязнь“ (Frygt), то есть страх, которому мы можем найти, подобрать конкретную причину, и этот мучительный, сосущий человека изнутри страх — головокружение (Angest), лишённый рациональных объяснений. <…> По мысли Кьеркегора, причиной, точнее, истоком страха может быть лишь первое искушение, в которое впал Адам, — ведь это и есть тот самый грех, что открыл дорогу смерти». Кьеркегор утверждал: «Страх есть головокружение свободы», по его мнению «ещё никогда не существовало гения без чувства страха, разве что он был одновременно и религиозен». Во время этого чувства всё незначительное отступает на задний план, а остаётся само существование. Когда человек поднимается над бездумным проживанием, он понимает, что большинство его ценностей, ориентиров и жизненных отношений — ошибочны. Прежде он был ведомый ими, но теперь словно отторжен от них, теперь он целиком опирается на трансцендентного (в опыте не явленного) Бога или (если отвергает веру в Его существование) на самого себя, — и лишь в этом проявляется истинная свобода. Для большинства экзистенциалистов слово Бог не выражает и не отражает современной понятийной базы как в науке, так и в философии. Как следствие, страх у экзистенциалистов становится наивысшим достижением человека, так как только в нём открывается истинное существование.
Что означает выражение человек осужден быть свободным
Выражение «человек осужден быть свободным» является основным тезисом экзистенциализма. В нем заключается принцип, которым руководствуются экзистенциалисты. Прежде всего, стоит объяснить, что такое экзистенциальный подход и что подразумевается под свободой.
Свобода в понимании экзистенциалистов
В контексте экзистенциализма свобода понимается как особый вид свободы, который возникает из осознания человеком своей сущности и ответственности за свои действия. Этот вид свободы не ограничен внешними обстоятельствами или рамками, потому что вытекает из самой сущности человека.
Человек, по мнению экзистенциалистов, не имеет заранее определенного смысла или назначения. Его существование не предопределено какой-то сущностью или высшей силой. Это означает, что человек самостоятельно определяет смысл своей жизни и ответственен за свои решения и действия.
Осужденность и свобода
Выражение «человек осужден быть свободным» содержит противоречие, которое экзистенциалисты считают важным для понимания своей философии. Осужденность означает, что человек оказывается брошенным в мир без заранее определенного смысла или цели. Эта заброшенность часто сопровождается чувством отчаяния и одиночества.
Однако, именно в этом отчаянии и заброшенности кроется возможность свободы. Человек имеет свободу выбора и ответственность за свою жизнь и свои действия. Эта свобода может стать угрозой и вызвать страх у многих, но она является неотъемлемой частью существования.
Свобода и ответственность
Основная претензия экзистенциализма состоит в том, что свобода неразрывно связана с ответственностью. Человек не может просто отказаться от ответственности за свои действия, так как это противоречит его сущности.
В гуманистическом понимании экзистенциализма, свобода самому себе предполагает ответственность перед самим собой и перед другими людьми. Ответственность означает принятие решений и действий на основе осознания и понимания своей сущности и смысла жизни.
Смысл ответственности по словам Сартра
Жан-Поль Сартр, один из известных экзистенциалистов, пытается объяснить смысл ответственности с помощью психологии. Он трактует человека как существо, которое не только определяет свою свободу и смысл жизни, но и определяет себя самого.
По мнению Сартра, человек не имеет заранее определенных свойств или сущности, он определяет свою сущность через свои решения и действия. Таким образом, ответственность заключается в том, чтобы принять на себя свою свободу и создать себя снова и снова.
Ключевые моменты | Описание |
---|---|
Осужденность | Человек ощущает отчаяние и заброшенность |
Свобода | Человек имеет возможность выбора и ответственность за свои действия |
Ответственность | Свобода подразумевает ответственность перед самим собой и перед другими |
Смысл жизни | Человек сам определяет свой смысл жизни и создает его через свои действия |
Что такое экзистенциальная угроза
Понятие «экзистенциальная угроза» является одной из характеристик основного тезиса экзистенциализма. Экзистенциалисты, такие как Ж.-П. Сартр, пытаются ответить на вопрос о сущности существования и образца аутентичной жизни.
Экзистенциальная угроза можно понимать как проявление несет самое себе существо выбора, ответственности и свободы индивида в контексте его существования. В экзистенциальном понимании жизни происходит претензия к откровению этого смысла выбора и ответственности.
Итак, что же такое экзистенциальная угроза? Экзистенциальная угроза заключается в том, что человек несет ответственность за свое существование и выборы, и вообще за самим себе. Для экзистенциалистов данности доподлинно (т.е., на уровне знаю и такую выбора окружающие данности, но и на уровне своем иной, личной). Другими словами, экзистенциальная угроза предполагает, что мы сами в полной мере и оригинально отвечаем за свое существование, несем ответственность за наши выборы и взаимодействие с окружающей средой.
Таким образом, экзистенциальная угроза вносит в жизнь человека принципиальное изменение его понимания самого себя и своего существования. Смысл бытия заключается в том, что каждый из нас должен осознать и принять эту ответственность и прожить свою жизнь таким образом, чтобы она имела смысл для нас самих и для нашего окружения.
Представители экзистенциализма
Философы-экзистенциалисты:
- Сёрен Кьеркегор;
- Фридрих Ницше;
- Зигмунд Фрейд;
- Эдмунд Гуссерль;
- Мартин Хайдеггер;
- Карл Ясперс;
- Освальд Шпенглер;
- Анри Бергсон;
- Георг Зиммель;
- Николай Александрович Бердяев;
- Лев Исаакович Шестов.
Писатели-экзистенциалисты:
- Жан-Поль Сартр;
- Альберт Камю;
- Габриэль Марсель;
- Симона де Бовуар.
В книгах данных авторов присутствуют идеи экзистенциализма. Они воспевают такие экзистенциальные понятия, как отчуждение, одиночество, свободу, абсурд, страх, пустоту.
Считается, что экзистенциалисты находили в романах Фёдора Достоевского, Франца Кафки и Генрика Ибсена зачатки своих идей. Известно, что Жан-Поль Сартр и Ницше, прочитав произведение Фёдора Достоевского «Братья Карамазовы», затем цитировали рассуждения Ивана Карамазова о Боге, в частности его взгляд, что, если Бога нет, всё дозволено.
Экзистенциализм Кьеркегора
Сёрен Кьеркегор
Кьеркегор утверждал, что постигнуть существование с помощью его осмысления невозможно. Можно только испытать его на опыте, то есть прожить. По мнению философа, каждый человек имеет своё внутреннее «Я», которое нельзя понять из внешнего окружения. Человек может понять кто он и реализовать свою экзистенцию только бессознательно, отвлёкшись от всего внешнего.
Экзистенциализм Ницше
Фридрих Ницше
По мнению Ницше, Бога больше нет, человек может рассчитывать только на собственную волю. Причём воля должна быть именно к власти, в этом состоит сущность человека. Философ считал, что внутреннее «Я» человека — это его инстинкты. Экзистенциализм Ницше тесно связан с нигилизмом.
Нигилизм
(От лат. nihil — «ничто») философское понятие, введённое Ницше, связанное с обесцениванием ценностей, бессмысленностью жизни и отсутствием чего-то постоянного и неизменного.
Экзистенциализм Гуссерля
Эдмунд Гуссерль
Гуссерль отрицал важность внешнего окружения, реальный мир. Есть только реальность конкретного человека, которая может быть понята, опираясь на собственные ощущения и впечатления
Гуссерль писал о «чистом сознании» человека, которое существует независимо от человека, хоть и находится в нём. Такое сознание приводит к «идеальному бытию», которое невозможно познать опытным путём или путём осмысления — одним лишь созерцанием.
Сартр превыше всего ставит индивидуальность каждого человека. При этом субъективность человека первична, она формирует то, чем человек является, его сущность. Философ считал, что человек самостоятельно делает свой выбор и становится кем-то. У человека нет заложенной в нём кем-то или чем-то (природой или обществом) сущности, он свободен принимать решения и определять свою сущность.
Каков экзистенциальный смысл тезиса существование человека предшествует его сущности
Экзистенциальный смысл тезиса «существование человека предшествует его сущности» связан с основными принципами экзистенциализма, философского направления, которое акцентирует внимание на индивидуальном существовании и свободе личности
Экзистенциальная свобода и ответственность
Говорить о «существовании, которое предшествует сущности» означает, что каждый человек сам определяет смысл своей жизни, основываясь на свободных решениях и выборе собственной пути. Экзистенциальные философы утверждают, что сущность человека определяется его существованием, а не наоборот. То есть первично явление бытия, а уже потом формируется сущность.
Экзистенциалисты предлагают смотреть на человека, как на свободное существо, которое в каждый данный момент времени разрабатывает свою судьбу и вкладывает смысл в свое существование. Человек не является вещью, которая предопределена своей сущностью и выполняет заложенные в нее функции. Вместо этого, он свободно выбирает свое положение и действия в мире.
Самость себя и выбор
Сартр, один из главных представителей экзистенциализма, утверждал, что человек всегда свободен делать выбор даже в самых сложных и безумных ситуациях. Человек становится таким, каким он хочет быть, и сам выбирает свои цели и ценности. В этом заключается экзистенциальная свобода и ответственность — возможность самому решать свою судьбу и нести ответственность за свои действия.
Существует понятие «претензия к себе» — это характеристика того, что каждый человек сам решает, какой смысл и цель он вкладывает в свою жизнь. Экзистенциалисты говорят о том, что человек своим самым существованием вносит смысл в этот мир и в свою жизнь. И самым главным вызовом является использование свободы и ответственности с таким сознательным пониманием своей роли и значимости.
Бытие перед сущностью
Экзистенциальный смысл тезиса заключается в признании того, что смысл жизни и сущность человека не являются фиксированными или установленными заранее. Каждый человек имеет возможность самому определять смысл своего бытия и создавать свою сущность. Это связано с понятием «бытия перед сущностью».
Таким образом, экзистенциалисты показывают, что каждый человек свободен и отвечает за свое существование, выбирает свой путь и вкладывает смысл в свою жизнь. Этот экзистенциальный смысл тезиса наглядно демонстрирует, что человек сам является своим основным творцом, его существование предшествует его сущности, а не наоборот.
- Экзистенциальная свобода и ответственность.
- Самость себя и выбор.
- Бытие перед сущностью.
Трансценденция
Трансценденция (от лат. transcendere — «переступать») — термин в философии, означает перемещение из одной области в другую, как правило, из реальной и земной в потустороннюю.
У экзистенциалистов есть много определений слова «трансценденция». По мнению одних, трансценденция есть истинное бытиё. Необходимо в неудобном и недружественном мире, скованном социальными условностями, найти способ существовать истинно. Религиозные экзистенциалисты считают, что достичь такого подлинного бытия можно только с помощью трансценденции, т. е. контакта с Богом.
По мнению других философов, трансценденция — это выход сознания человека за его границы; ситуация, при которой сознание перемещается из настоящего в будущее.
История возникновения экзистенциализма
Исходным пунктом экзистенциализма является философия Кьёркегора, причём им самим не использовался именно этот термин, а только его «до — производные» от первичного понятия «экзистенция»… В своём фундаментальном труде «Заключительное ненаучное послесловие к „Философским крохам“ Кьеркегор цитирует: — „Экзистенция есть непосредственное единство рефлексии-в-себе и рефлексии-в-другом. Отсюда следует, что экзистенция есть неопределённое множество существующего“. А в понятии „страха“» Кьеркегор пишет: «Греховность вошла в мир через Адамов грех, а сексуальность стала для него означать «греховность». Так была положена «сексуальность». Для Кьеркегора самым главным является наличное существование человека, которое не мыслится им без религиозного измерения жизни. В своих работах он защищал истинное христианство, полемизируя со спекулятивной философией Гегеля. При этом, по мнению современного исследователя Х. Дрейфуса, философия Кьеркегора скорее близка к понятию нигилизма. А термин «экзистенциальная философия» одним из первых ввёл Карл Ясперс в работе «Духовная ситуация времени» в 1931.
Габриэль Марсель. 1969 год
В «Заключительном ненаучном послесловии к „Философским крохам“» Кьеркегор утверждал: «Экзистенция, подобно движению, остаётся весьма трудным для рассмотрения предметом. Как только я начинаю её мыслить, я тотчас же отменяю эту экзистенцию, а это значит, что я перестаю и мыслить её. Представляется даже правильным утверждать, что тут мы имеем дело с чем-то, что не может быть помыслено, — то есть с экзистированием. И опять же тут присутствует некая трудность, которую экзистенция суммирует следующим образом: тот, кто мыслит, одновременно экзистирует».
В 1939 году после смерти русского философа-эмигранта Льва Шестова выходит его книга «Киргегард и экзистенциальная философия». В 1943 году книгу со сходным названием выпускает Отто Больнов. Термин экзистенциализм использует в названии своей работы Жан-Поль Сартр (фр L’existentialisme est un humanisme, 1946), где экзистенциализм разделён им на религиозный (Карл Ясперс,Габриэль Марсель) и атеистический (Альбер Камю, Жан-Поль Сартр, Симона де Бовуар, Мартин Хайдеггер). Атеистический экзистенциализм отвергает, что за сущими (явлениями) может стоять таинственное Сущее (Бог), определяющее их «сущность» или истину.
Основной тезис экзистенциализма
Основным тезисом экзистенциализма является идея о том, что сущность человека предшествует его существованию. Этот тезис выражает главное положение экзистенциализма в понимании бытия человека.
Согласно экзистенциалистической философии, человек совершенно свободен и ответственен за свое существование. В отличие от обычной гуманистической претензии, экзистенциалисты отрицают, что существует какое-то заранее определенное «сверхличное» основание для наших поступков. Именно поэтому экзистенциализм также называют «философией существования».
В своем основном тезисе экзистенциализм говорит о том, что существование предшествует сущности. Итак, в экзистенциализме основной принцип, с которого все начинается, – это признание того, что существуют вещи (человеки), для которых сначала существуют, а потом уже можно говорить о их характеристиках.
Экзистенциализм обращает внимание на свободу выбора, на то, что человеку приходится самому решать, какой смысл придавать своему существованию. Отсюда и возникает основная трактовка экзистенциализма – он воспринимается как философия отчаяния
Экзистенциалисты говорят о сущности и существовании как о противоположностях. Сущность – это та сторона человеческого бытия, которая предопределена и определена заранее. Существование же – это свободное действие и выбор человека, который определяет свою жизнь самим собой в пределах своих возможностей и условий.
Основной тезис экзистенциализма также говорит о том, что свобода человека ограничена его собственной сущностью. Человек не может свободно выбирать, какую-то «чужую» сущность, он свободно выбирает только свою собственную сущность.
Такая основная концепция экзистенциализма стоит на своем исходном вопросе о смысле существования. Экзистенциалисты говорят о необходимости самостоятельно выбирать свой смысл, о необходимости принять решение и сделать выбор, о самом конкретно наличном существовании человека в том, какую-то на самом деле уже объясните сАми себе смысл его существования.
Экзистенциалисты говорят о страхе и заброшенности человека в свободном выборе. Основная претензия экзистенциализма – это явное несоответствие между тем, что можно выбрать, и тем, что можно добиться. Экзистенциалисты говорят о свободе выбора и о необходимости самостоятельно принять свое существование самим человеком.
Основной тезис экзистенциализма также требует понимания свободы выбора и бытия как взаимоувязанного вопроса. В экзистенциализме говорится о том, что «свобода есть сущность» – это значит, что свобода выбора является одной из основных характеристик сущности человека и составляет его суть.
Таким образом, основной тезис экзистенциализма заключается в том, что сущность человека предшествует его существованию, а свобода выбора и ответственность за свою жизнь становятся основными понятиями в понимании бытия человека.
Экзистенциализм как философское направление
Зарождение экзистенциализма относится к началу 20 века. Буквально за несколько десятилетий он набирает популярность и становится одним из самых известных философских направлений. Ее сторонниками были прежде всего западная интеллигенция, которая пережила к этому времени Первую мировую войну, появление фашизма, экономические проблемы послевоенной Европы, оккупацию Гитлера, в результате тема кризиса и поиска смысла жизни для них актуальны как никогда. Экзистенциализм воспроизводит чувства одиночества, страданий и бессмысленности существований, которые переживает человек этого времени. Казалось, что весь мир потерял краски, смысла в нем не более, чем в песчинке, человек в плену своих иллюзий, чтобы он не делал – он совершает только ошибки. Экзистенциализм поднимал все эти темы, поэтому приобрел звание «философии кризиса».
Статья: «Экзистенциализм – это гуманизм» — Ж-П. Сартр
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Человек в экзистенциализме погружается в свой внутренний мир, его страхи и желания, в том числе скрытые, руководят им, поэтому человек сам творит свою судьбу. Однако человек в экзистенциализме предстает как существо страдающее, переживающего, трагичного. Он наделен выбором, что возлагает на него огромную ношу ответственности. Экзистенциалисты вводят отрицательность как онтологическое обоснование свободы. Источник свободы заключается в человеческом сознании, оно же предстает как катализатор творческой активности человека. Отрицая окружающее бытие-в-себе, человек достигает подлинной свободы.
К основным проблемам, которые поднимают экзистенциалисты, относятся:
- проблема уникальности: каждый человек уникален, его отличает глубина чувств, переживаний, отношение к жизни и т.д.;
- наличие противоречий между окружающим миром и внутренним миром человека;
- человек отчужден от внешнего мира, реальность все больше пренебрегает «Я» человека;
- проблема одиночества и покинутости;
- проблема выбора и проблема ответственности;
- проблема поиска смысла жизни, в том числе поиск своего внутреннего «Я».
Основные идеи
Экзистенциальная философия — это философия бытия человека. Основная категория философии экзистенциализма — это экзистенция. В философии существования нашёл отражение кризис оптимизма просвещения, опиравшегося на технический прогресс, но, согласно экзистенциалистам, бессильного объяснить неустойчивость, неустроенность человеческой жизни, присущие человеку чувство страха, отчаяния, безысходности. Философия экзистенциализма — иррациональная реакция на рационализм просвещения и немецкой классической философии.
Морис Мерло-Понти. 1908 — 1961.
По утверждениям философов-экзистенциалистов, основной порок рационального мышления состоит в том, что оно исходит из принципа противоположности субъекта — объекта, то есть разделяет мир на две сферы — объективную и субъективную. Всю действительность, в том числе и человека, рациональное мышление рассматривает только как предмет, «сущность», познанием которой можно манипулировать в терминах субъекта-объекта. Подлинная философия, с точки зрения экзистенциализма, должна исходить из единства объекта и субъекта. Это единство воплощено в «экзистенции», то есть некой трансцендентной реальности.
Согласно философии экзистенциализма, чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации» — например, перед лицом смерти. В результате мир становится для человека «интимно близким». Истинным способом познания, способом проникновения в мир «экзистенции» объявляется интуиция («экзистенциальный опыт» у Марселя, «понимание» у Хайдеггера, «экзистенциальное озарение» у Ясперса), которая являет собой трактовку феноменологического метода Гуссерля.
Значительное место в философии экзистенциализма занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу обладают сущностью, эссенцией. Человек же постигает свою сущность в течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может объяснять свои ошибки «обстоятельствами». Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами как строящий себя «проект». В конечном счёте, идеальная свобода человека — это свобода личности от общества.
В экзистенциализме, согласно Р. Мэю, человек воспринимается всегда в процессе становления, в потенциальном переживании кризиса, свойственном Западной культуре, где он переживает конфликты, тревогу, отчаяние, отчуждение от самого себя. Человек рассматривается в экзистенциализме как ответственный за своё существование: он способен мыслить и осознавать своё бытие. Человек должен осознавать себя и быть ответственным за себя, если он хочет стать самим собой.
Принципы экзистенциализма: 1. Существование человека предшествует его сущности. Свою сущность он обретает по ходу существования. Человек делает себя сам. Он обретает свою сущность на протяжении всей своей жизни, хотя некоторые экзистенциалисты отвергают долговременное обретение его сущности.
2. Существование человека — это свободное существование, где «Свобода» подразумевается не как «свобода духа», а как «свобода выбора», которую никто не может у него отнять. Люди, в своём большинстве, избегают осознавать свою свободу, предпочитая жить «как заведено в мире», то есть — неподлинно.
3. Существование человека включает в себя ответственность не только за себя, но и за окружающих, поскольку мир, интерпретируемый свободой, есть целостный: решая как поступить, человек выбирает быть таким или другим всему миру, и себя в нём.
4. Временное и конечное существование человека, то есть его существование — это бытие, обращённое в смерть. Разные представители экзистенциализма по-разному относятся к этому вопросу.
Упрямый оптимизм Сартра
Несмотря на те трудности, которые человек переживает в своем существовании, он не должен переставать действовать. Более того, главная мысль Сартра – человек существует настолько, насколько себя осуществляет – призывает к активности и действию. Нет гения просто так, без труда и мучений, нет любви, кроме той, что себя создала, как нет просто дружбы без усилий со стороны обоих. Вне того, что создает человек, ничего нет. Однако человека наполняют тысячи деталей, совокупность его отношений, бессчетная масса его поступков. Трус делает себя трусом, героем не рождаются, героем становятся, воспитывая в себе решимость.
Сартр считает, что нет более оптимистичного учения, пронизанного верой в человека, чем экзистенциализм. Он придает достоинство человеку, из объекта он превращается в действующего субъекта. Основа человека – это познание себя, но это можно осуществить только через призму другого. Но Сартр поясняет, что человек – несовершенен, он не цель, и не стоит складывать культ человечеству, т.к. это приведет к замкнутому гуманизму Конту и, как ни странно, к фашизму.
Человек может достичь высот в познании себя, только ставя трансцендентные цели. Человек не замкнут в себе, он живет в человеческом сообществе, а значит первейшая черта человека – субъективизм. Экзистенциализм потому может считаться гуманизмом, поскольку напоминает людям, что нет другого законодателя, кроме него самого, в одиночестве он сам решает свою судьбу, реализовать себя он может только видя цель вовне, идя к трансцендентному, освобождаясь и стремясь к самоосуществлению.
Сущность и существование
Характеристики сущности и существования
Основной тезис экзистенциализма заключается в понимании, что сущность и существование – это две разные и неотделимые друг от друга составляющие человеческого бытия. Чему именно отдают предпочтение в своем понимании этих понятий экзистенциалисты?
- Сущность определяет «какими» мы являемся, какие характеристики и качества мы имеем.
- Существование говорит о том, какими мы являемся на самом деле, как мы себя выражаем и делаем свой вклад в мир.
В контексте экзистенциального понимания, сущность предшествует существованию. То есть, перед тем, как говорить о том, какой мы есть на самом деле, нам нужно понять, каковы наши характеристики и качества.
Сущность человека, по мнению экзистенциалистов, несет в себе ответственность за его существование и самое бытие. В этой ответственности заключается и основной вопрос экзистенциализма: что значит быть самим собой?
Сущность и существование в понимании экзистенциалистов
Многие экзистенциалисты трактуют понятие сущности и существования по-разному. Однако, в общем, сущность рассматривается как некий априорный фундамент, который определяет характер и качества человека. Существование же — это то, как этот фундамент проявляет себя в конкретных ситуациях и взаимодействиях с другими людьми.
Экзистенциалисты вкладывают в понятие сущности и существования своей философии и конкретно экзистенциальный принцип свободы выбора. Ведь, согласно их взглядам, человек отчаянно стремится к свободе и себе перед собой, но в то же время испытывает отчаяние от своей свободы и ответственности.
Сущность и существование в психологии и других контекстах
В психологии и в других областях знания также можно встретить использование понятий сущности и существования.
В психологии сущность часто понимается как некая внутренняя сущность человека, его «ядро», которое остается неизменным на протяжении всей жизни. Существование же трактуется как то, как человек проявляет себя на практике, в отношениях с другими людьми и взаимодействии с внешним миром.
В различных философских и научных трактовках сущность и существование могут иметь свои особенности, итак, каждый из них вносит свой вклад в понимание существования человека и самом себе, вопросы относительно того, что такое сущность и существование, каждого акцентируют изначально на какой-то другой стороне.
]]>
Cookie файлы бывают различных типов:
Необходимые. Эти файлы нужны для обеспечения правильной работы сайта, использования его функций. Отключение использования таких файлов приведет к падению производительности сайта, невозможности использовать его компоненты и сервисы.
Файлы cookie, относящиеся к производительности, эффективности и аналитике. Данные файлы позволяют анализировать взаимодействие посетителей с сайтом, оптимизировать содержание сайта, измерять эффективность рекламных кампаний, предоставляя информацию о количестве посетителей сайта, времени его использования, возникающих ошибках.
Рекламные файлы cookie определяют, какие сайты Вы посещали и как часто, какие ссылки Вы выбирали, что позволяет показывать Вам рекламные объявления, которые заинтересуют именно Вас.
Электронная почта. Мы также можем использовать технологии, позволяющие отслеживать, открывали ли вы, прочитали или переадресовывали определенные сообщения, отправленные нами на вашу электронную почту. Это необходимо, чтобы сделать наши средства коммуникации более полезными для пользователя. Если вы не желаете, чтобы мы получали сведения об этом, вам нужно аннулировать подписку посредством ссылки «Отписаться» («Unsubscribe»), находящейся внизу соответствующей электронной рассылки.
Сторонние веб-сервисы. Иногда на данном сайте мы используем сторонние веб-сервисы. Например, для отображения тех или иных элементов (изображения, видео, презентации и т. п.), организации опросов и т. п. Как и в случае с кнопками доступа к социальным сетям, мы не можем препятствовать сбору этими сайтами или внешними доменами информации о том, как вы используете содержание сайта.