Зарождение и этапы развития
I этап
Наивная или стихийная диалектика возникла в Древней Греции. Начало этому положили Гераклит и Сократ.
Гераклит считал, что в мире все изменчиво, «все течет, все меняется», «в одну реку нельзя войти дважды». Благодаря этому движению и происходит развитие. Параллельно с этим, он развивает учение о противоположных началах, которые являются половинами одного целого, дополняя друг друга. Созвучно представлениям древнегреческих философов, подобные диалектические методы прослеживаются в философии даосизма. «Превращение в противоположность – движение дао». Символически это выразилось в появлении инь и янь.
Идеи Гераклита были продолжены Сократом. Им же был введен термин «диалектика». Философ полагал, что только при высказывании различных мнений во время ведения беседы, отсеивается все пустое и рождается истина. Известным это учение стало благодаря «Диалогам» Платона.
Этот период развития диалектики назван стихийным из-за отсутствия научного обоснования, а основные положения опираются лишь на наблюдения за стихийными явлениями.
II этап
В Средние века диалектика развивалась в русле религии. Августин Аврелий, Фома Аквинский понимали этот метод как способ единения божественного и земного, разума и веры. Основным направлением учения была проблема перехода от греховного существования к идеальному райскому. В то же время были выработаны основные теоретические положения диалектики.
III этап
Эпоха Нового времени явилась новым витком развития диалектики. В этот период проблемами этого метода активно занимается немецкая классическая философская школа (И. Кант, И. Фихте, Э. Шеллинг). Вершиной же стала идеалистическая диалектика Г. Гегеля. Он систематизировал знания, сформулировал законы и принципы, а также противопоставил диалектический подход метафизическому.
IV этап
Марксизм. К. Маркс, Ф. Энгельс активно пользовались методами гегелевской диалектики, разрабатывая материалистическое направление. Однако Маркс считал, что первична материя, она вечна и бесконечна, а дух вторичен. Т.о. диалектика Гегеля стоит «на голове», а надо ее поставить «на ноги».
Закон единства и борьбы противоположностей
С незапамятных времен противоречия мира привлекали внимание людей. (Вспомним учение даосизма Лао Цзы, гармонию инь и ян, их противопоставление и единство в Дао)
Противоречие проявляется во всем: в обществе, в материальном мире, в познании и т.д.
Но чтобы изучить противоречие бытия, мы должны понять, что такое само противоречие.
Противоречие — это вид взаимодействия различных, даже противоположных сторон, свойств, вызывающих процесс столкновения противоположных стремлений и сил.
Абсолютно одинаковых (идентичных) вещей не существует: предметы, объекты, явления различны — как друг от друга, так и сами по себе. Но это еще одно противоречие: «единство и борьба». Этот вид противоречия основан на диалектическом противоречии, то есть предполагает не только различие, но прежде всего единство взаимодополняющих (взаимовлияющих) сторон предмета, явления или процесса. То есть, «единство и борьба» противоположностей выражает интенсивное взаимодействие «полярных» свойств. Например, применяя закон единства и борьбы противоположностей, каждый живой объект можно представить как соединение двух начал: женского и мужского. То есть каждый человек — это результат единства двух начал.
Противоречие выражает внутренний источник всякого движения и развития. Противоречия бывают внутренними и внешними. Внутренние противоречия — это противоречия между элементами структуры. Внешние противоречия — это противоречия различных явлений.
Противоречия могут быть фундаментальными и нефундаментальными, принципиальными и непринципиальными. Например, взаимное превращение нейтрона, протона, электрона в атомном ядре — это процесс постоянного возникновения и разрешения противоречий, но это не приводит к изменению атома — полярность ядра и электронных оболочек сохраняется.
Существуют антагонистические и неантагонистические противоречия.
Антагонистическое противоречие — это неразрешимое противоречие. Его разрешение возможно только революционным путем, как переход в новое качество. Например, противоречие между рабами и рабовладельцами, рабочими и капиталистами.
Неантагонистическое противоречие проявляется между схожими социально-классовыми сообществами. Например, свободная конкуренция между капиталистами.
Диалектическое отрицание включает в себя три процесса:
- разрушение, изживание прежнего (разрушение),
- частичное накопление, суммирование, сохранение (накопление),
- формирование, создание нового (строительство).
Этот закон формулируется как закон отрицания отрицания, подразумевающий цикличность, повторяемость. Классический пример проявления этого закона мы находим у самого Г. Гегеля: посаженное в землю зерно прорастает стеблем, он отрицает само зерно, дальнейшие новые зерна отрицают стебель.
Проявление этого закона обычно представляют в виде спирали, в которой каждый новый виток повторяет предыдущий, но на качественно новом уровне. То есть не происходит полного отрицания (аннигиляции) предыдущего состояния, а происходит переход к новому циклу развития с воспроизведением некоторых (но существенных) черт предыдущего этапа.
СССР и современная Россия
В период Советского союза единственной разрешенной диалектикой оказалась материалистическая. Сутью этого учения стало то, что старое понятие философии, основанное на теоретических рассуждениях, упразднилось. Ее место занял научный подход. Диалектику Гегеля философам новой идеологии следовало систематизировать в соответствии с позициями материализма. Выведенные ими законы стали сутью бытия и познания для советских граждан.
По мнению Ленина и его последователей, целью материалистической диалектики стало научное понимание объективной реальности, для чего необходимо обобщение всех человеческих знаний. Советские философы пытались на основе теоретических работ Маркса и Гегеля вывести обоснование идеи Ленина о неизбежном крахе буржуазии и торжестве пролетарского мировоззрения. Именно пролетариат был выведен как воплощение диалектики в мире материи. А сама диалектика – как его теоретическое оружие.
Распад СССР внес свои коррективы, появились новые оригинальные концепции диалектики. Хотя часть мыслителей современности продолжают придерживаться ее марксистко-ленинской трактовки. Многие современные философы России не выступают открыто против материалистической диалектики прошлого, но признают ее устаревшей из-за главного для последователей Ленина революционного принципа: закона единства и борьбы. Хотя отмечается, что материалистическая теория обладает стройной системой законов, которые гармонично связаны между собой.
Закон перехода количественных изменений в качественные
Метафизическое мышление распознает изменения либо количественно, либо качественно. Взаимосвязь количественных и качественных изменений является открытием диалектической философии. Эта взаимосвязь представлена соответствующим законом, который гласит, что изменение качества, сущности объекта происходит в результате изменения его количественных свойств, которые увеличиваются в определенном направлении. Новое качество объекта возникает в результате количественных изменений по сравнению со старым.
Понимание механизма действия и смысла закона перехода количественных изменений в качественные требует анализа философских категорий «свойство», «количество», «качество», «мера», «скачок».
Категория «собственность» занимает особое место в философском мировоззрении. Единый мир разнообразен. Многообразие мира раскрывается через различия образующих его явлений как бесконечная множественность. Каждое явление также представляет собой определенное разнообразие: Она меняет свое состояние, она многогранна. Философия использует категорию «свойство» для выражения стороны, грани явления. Строго говоря, свойство равно не самой этой стороне, а тому, чем она является в процессе взаимодействия с другими сторонами и другими явлениями.
Категория «качество» отражает набор фундаментальных, т.е. необходимых, стабильных, повторяющихся, общих свойств явлений. Их принято называть существенными, поскольку они определяют сущность и динамику развития явлений. Категория «качество» во многом совпадает с категорией «сущность».
Г. Гегель заметил, что качество — это то, при потере чего явление перестает быть самим собой. Действительно, качество характеризует не только сущность явления, но и его целостность. Качество не сводится к сумме существенных свойств явления. Это определяет способ их взаимодействия. Признать качество — значит выделить существенные свойства и представить их в виде системы.
Категория «количество» определяет объект, процесс со стороны его размера, длительности, интенсивности и предполагает числовые методы оценки. В отличие от качества, которое остается инвариантным (неизменным) в развитии явления до определенного момента, количество может изменяться, не меняя сути явления.
Отношения между количеством и качеством иллюстрируют диалектику единства противоположностей. Качество выражает стабильную сторону развития. Количество подтверждает изменчивость в развитии. Их единство обусловлено существованием явления, которое они характеризуют.
Категория «мера» определяет пределы количества, в которых сохраняется качество объекта. Мера выражает единство качества и количества.
Категория «скачок» отражает процесс перехода от одного качества к другому. Прыжок — это форма такого перехода. Новое качество — это результат разрешения противоречий. В определенный момент количественные изменения прерываются. Непрерывное движение заменяется дискретным (дискретным).
Формы прыжка многообразны. Они различаются по объему, содержанию и способу выражения. Специфика формы скачка зависит от природы эволюционирующего явления, от характера противоречий и условий, в которых прерывается эволюционный процесс. Если мы знаем условия, мы можем контролировать некоторые формы прыжка. Яркий пример тому — создание АЭС, ядерных реакторов, умелое антикризисное управление в экономике.
Закон перехода количественных изменений в качественные отражает порядок взаимосвязи непрерывных и скачкообразных изменений в мире, в развитии знаний о них
Важно, чтобы не только количественные изменения вызывали качественные изменения, но и качественные изменения вызывали количественные изменения. Таким образом, перевод транспорта на электрическую тягу неизбежно ведет к увеличению скорости и объема перевозок, новой организации транспортной системы и новой нормативной базе
Закон взаимопроникновения противоположностей
Второй закон диалектики – закон взаимопроникновения противоположностей вскрывает в развитии его внутренний источник, импульс, побудительную силу. Основой всякого развития, с точки зрения этого закона, является борьба противоположных сторон, тенденций того или иного процесса, явления. При характеристике действия этого закона Гегель оперирует категориями: тождество, различие, противоположности, противоречия.
Тождество – категория выражающая равенство объекта самому себе или нескольких объектов друг другу. Различие – это категория, выражающая отношение неравенства объекта самому себе или объектов друг другу. Противоположности – это категория, отражающая взаимоотношения таких сторон объекта или объектов друг с другом, которые коренным образом отличаются друг от друга. Противоречие – это процесс взаимопроникновения и взаимоотрицания противоположностей.
Категория противоречия является центральной в данном законе. При раскрытии действия этого закона, прежде всего, Гегель подчеркивал существование связи и взаимодействия между противоположностями. Он доказывал, что истинные действительные противоположности постоянно находятся в состоянии взаимопроникновения, что они представляют собой движущиеся, взаимосвязанные и взаимодействующие тенденции и моменты. Неразрывная взаимосвязь и взаимопроникновение противоположностей выражаются в том, что каждая их них, в качестве своей противоположности, имеет не просто некую иную, а свою иную противоположность и существует как таковая лишь постольку, поскольку существует эта ее противоположность. Взаимопроникновение противоположностей Гегель показывал на примере таких явлений как магнетизм и электричество. «Северный полюс в магните, — писал он, — не может быть без южного. Если разрежем магнит на две половины, то у нас не окажется в одном куске северный полюс, а в другой южный. Точно также и в электричестве положительное и отрицательное электричество не суть два различных, отдельно существующих флюида» (Гегель. Соч. Т. 1. – С . 205).
Другой неотъемлемой стороной диалектического противоречия является взаимное отрицание сторон и тенденций. Именно поэтому, стороны единого целого суть противоположности, они находятся не только в состоянии взаимосвязи, взаимообусловленности, но и взаимоотрицания, взаимоисключения, взаимоотталкивания. Гегель подчеркивал, что противоположности в любой форме их конкретного единства находятся в состоянии непрерывного движения и такого взаимодействия между собой, которое ведет к их взаимным переходам друг в друга, к развитию взаимопроникающих противоположностей, взаимопредполагающих одна другую и в то же время борющихся, отрицающих друг друга. Именно такого рода взаимоотношения противоположностей Гегель называл противоречиями.
Противоречия, согласно учению Гегеля, являются внутренней основой развития мира. Развитие представляет собой процесс становления, обострения и разрешения противоречий. Попробуем описать этот процесс. Каждый предмет первоначально существует как тождество самому себе, в котором содержатся определенные различия. В начале различия носят несущественный характер, затем превращаются в существенные и, наконец, переходят в противоположности. Противоположности, в данном случае, отражают взаимоотношения таких внутренне присущих любому предмету сторон, которые равным образом отличаются друг от друга, но своими действиями, функциями одновременно обусловливают и исключают друг друга Развитие противоположностей достигает стадии противоречия, которая фиксируется моментом единства и борьбы противоположностей. Вот эта стадия становления противоречия, которая характеризуется конфликтом, острым противостоянием сторон, разрешается переходом противоположностей не только друг к другу, но и в более высокие формы развития данного предмета. Разрешение любого конфликта противоречий представляет собой скачок , качественное изменение данного объекта, превращение его в качественно иной объект, отрицание новым объектом старого, возникновение новых, иных противоречий, присущих объекту нового качества.
Принципы диалектики
- всеобщей связи – целостность и внутреннее единство окружающего мира, его взаимосвязь с процессами, явлениями, предметами;
- развития – основа диалектики. Борьба противоположностей, приводящая к изменению качества и саморазвитию.
- системности – все связи в мире упорядочены и подчинены иерархическому порядку, благодаря этому система целостна и целесообразна;
- причинности – все обусловлено, т.е. имеет внешнюю или внутреннюю причину, которая порождает следствие и возникновение причинно-следственных связей;
- историзма – окружающий мир вечен, а его история неуничтожима. Существование и развитие длятся всегда.
Идеи о диалектике у разных философов
Первоначально диалектика была формой логической аргументации, но теперь она превратилась в философскую концепцию эволюции.
Диалектика, по мнению классических греческих мыслителей, в разное время означала разные идеи. Это была и техника опровержения в дискуссии, потом стала методом систематической оценки определений, а затем дошла до исследования и классификации отношений между конкретными и общими понятиями.
Диалектику связывали больше с обучением формальной логике начиная со времён стоицизма (философское учение, которое зародилось в Древней Греции и Риме) до конца европейского средневековья.
Немецкий философ Иммануил Кант (1724–1804)
Иммануил Кант в своей работе «Критика чистого разума» (опубликована в 1781 году) описывает «трансцендентальную диалектику» как учение о разуме, целях человеческого разума и познании, которое ограничено горизонтом опыта.
Немецкий философ Георг Фридрих Вильгельм Гегель (1770–1831)
Георг Фридрих Вильгельм Гегель, в свою очередь, определил диалектику как систему научного метода. Гегель рассматривал диалектику больше со стороны объективного идеализма (признание наличия духовного первоначала, над которым человеческое сознание не имеет контроля).
Статуя Маркса и Энгельса в Берлине
А Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895) приняли определение Гегеля и использовали его в своей философии. Так родился диалектический материализм (философское направление, ведающее о законах и сущности бытия, о законах эволюции природы, о развитии нашего общества и мышления личности и др.)
Но впоследствии учение Гегеля утратило многие характерные ему черты. В марксизме диалектика рассматривается с более общими закономерностями становления, а также эволюции природы, социума и мышления личности.
Диалектика Гегеля
Это метод интерпретации вещей/событий. Первоначально его использовали для сопоставления конкретных вещей/событий с абсолютной идеей.
В этих вещах/событиях какое-то утверждаемое суждение (тезис) обязательно противопоставляется в такой же степени утверждаемому и, по-видимому, противоречивому суждению (антитезису). Однако, в конце концов, взаимное противоречие согласовывается на более высоком уровне истины с помощью третьего утверждения (синтеза).
Диалектика Гераклита
Гераклит утверждает в своей диалектике, что абсолютно всё непрерывно изменяется. Он учит нас о текучести всего, и для этого он сравнивал мир с рекой, в которую невозможно войти дважды.
Также Гераклит подчёркивал, что один и тот же предмет может быть совершенно разным и даже противоположным для двух разных существ. Например: морская вода для рыбы — это жизнь (она без неё погибнет), а для человека — это смерть.
Диалектика Сократа
Некоторые философы считают метод Сократа самым главным вкладом этого мыслителя в философию. Сократ (родился в Афинах, 470–399 гг. до н. э.) был греческим философом.
Он стремился дойти до основ взглядов своих слушателей (учеников и коллег), задавая постоянные вопросы, до тех пор пока не будет выявлено противоречие, которое доказывало ошибочность первоначального предположения. Этот метод и стал называться в честь знаменитого философа Сократа.
Законы диалектики и ее категории
Законы диалектики раскрывают источники, механизм и принципы самого процесса развития. Всего сформулировано три закона:
- закон диалектической противоречивости;
- закон количественно-качественных преобразований;
- закон диалектического синтеза.
Закон диалектической противоречивости, известный также как закон единства и борьбы противоположностей, раскрывает источник развития любой системы или объекта. Этим источником выступают противоречия. Противоречия могут носить внутренний характер – например, противоречия между направлениями, школами внутри одной науки, между классами в обществе; или же внешний (противоречия между государствами, между личностью и обществом). При этом определение внешнего и внутреннего является весьма относительным и зависит лишь от уровня рассмотрения самой системы.
Противоречащие стороны «борются» между собой, стремясь нарушить равновесие сил и подавить друг друга, что собственно и создает импульс для развитие всей системы вообще. Единство противоречий выражается же в ряде особенностей – противоречия не могут существовать друг без друга, они легко могут меняться местами и превращаться друг в друга (например, толерантность может доходить до уровня дискриминации), а также временно объединяться сохраняя свою противоречивую природу.
Закон количественно-качественных преобразований раскрывает механизм развития. Его суть заключается в том, что накопление количественных изменений в системе (в материи, информации, энергии, числе связей), влечет за собой качественное преобразование этой системы (изменение ее структуры, природы элементов, функциональности и т.д.), которое в свою очередь предоставляет новые возможности для накопления количественных характеристик.
Закон диалектического синтеза или отрицания отрицания, раскрывает принципы преемственности развития, его направленности. Двойное отрицание связано с тем, что в момент количественно-качественного перехода или скачка, при котором меняется сама система происходит с одной стороны отрицание-снятие предыдущей системы, которое заключается в ее отторжении, разрушении, а также отрицание-синтез, как совмещение двух отрицаний снятий и «возврат» к изначальной системе, но на более высоком, интегрированном уровне. Система диалектической преемственности строится на трех последовательных состояниях системы, при котором наследование признаков происходит через одну систему, т.е. за счет суммации двух отрицаний. При этом повторение систем прошлого всегда является иллюзорным, поскольку от них заимствуется только форма, но не сущность и содержание системы, которое выстраивается уже на новом уровне.
К основным категориям диалектики относят:
- сущность, т.е. конкретное, определяющее содержание объекта или явления;
- явления, т.е. свойства субъекта, воспринимаемые непосредственно;
- необходимость, как закономерный тип связи между объектами;
- случайность, как связь между объектами по их вторичным свойствам и т.д.
Понимание сущности трех законов
К. Заслуга Маркса состоит в том, что он диалектико-материалистически понял не только природу, но и общество (см. «Материалистическое понимание истории»).
Диалектика — это учение о развитии, всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости явлений и процессов реального мира, а значит, о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Как видно из определения, диалектика имеет универсальный и всеобщий характер.
Диалектика выявляет определенные законы развития, которые выражают существенное, общее, необходимое и регулярно повторяющееся в явлениях и процессах реального мира. В отличие от законов науки, которые имеют определенный предел функционирования, законы диалектики — это законы-тенденции, то есть они проявляются в каждом явлении, предмете, процессе, находясь в неразрывном единстве друг с другом. Определить сферу действия любого закона можно только формально-логически, задавая вопросы:
1.Почему происходит развитие? — Отвечая, давайте очертим рамки закона единства и борьбы противоположностей;
2.Как происходит развитие? — Определим область действия закона взаимного перехода количественных и качественных изменений;
- Куда идет развитие? — Когда мы даем ответ, мы попадаем в сферу действия закона отрицания.
Закон единства и борьбы противоположностей называют ядром диалектики, поскольку раскрытие сущности противоречия ведет к раскрытию источника развития и позволяет понять развитие как саморазвитие.
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает механизм развития через:
- переход от количества к качеству (процесс накопления изменений внутри качества, сохраняющегося до определенного предела; главное здесь — мера как предел сохранения качества);
- переход от старого качества к новому (скачок как форма перехода);
- переход от качества к количеству (вновь возникшее качество требует для себя новых количественных характеристик).
Чтобы понять этот закон, важно помнить, что качество и количество — это свойства объекта. Качество — внутренняя детерминированность объекта, его способность быть стабильным
Количество — это внешняя детерминированность объекта, его способность к изменению.
Закон отрицания отрицания показывает направление развития, преемственность нового со старым как условие прогресса, непреодолимость нового в развитии. Он занимает особое место в системе диалектических законов, поскольку помогает понять, что все три закона диалектически взаимосвязаны, что в объективной реальности они действуют не вместо друг друга, а одновременно. Закон отрицания отрицания показывает, что на основе единства и борьбы противоположностей каждая система проходит ряд взаимосвязанных стадий, что выражает неустранимость нового и спиралевидный характер развития, проявляющийся в определенном повторении черт начальной стадии общего цикла на высшей ступени развития.
Диалектическое отрицание определяет восходящий, прогрессивный характер развития. Диалектическое отрицание — это момент соединения старого и нового, включая прогрессию и непрерывность.
Таким образом, развитие протекает в определенных циклах, каждый из которых состоит из трех этапов: начальный момент, превращение явления в его противоположность (отрицание), превращение новой противоположности в свою противоположность (отрицание отрицания).
Следует подчеркнуть, что только понимание сущности трех законов диалектики и их взаимосвязи позволяет понять процесс развития в целом.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Здесь темы курсовых работ по философии
Читайте дополнительные лекции:
- Соотношение языка и действительности
- Структурализм в лингвистике
- Что важнее: чувства или разум?
- Коэволюционная теория развития общества и природы
- Нумений из апамеи
- Развитие как философская проблема. Диалектика как учение о развитии. Принципы диалектики.
- Культурологический подход Шпенглера
- Отто Вейнингер, австрийский философ и психолог
- Экономические идеи древнеримских мыслителей
- Право как элемент духовной структуры общества
Средние века
Диалектика философии продолжила свое развитие в средневековье. Главенство религиозного монотеизма перевело диалектику в теологическую область. В отличие от античности, ее трактовали уже по-другому. Обычно под этим понятием означалось любое искусство дискуссии, если заданные вопросы и последовавшие ответы были правильными и доводы подобраны правильно, а рассматриваемая тема логически проанализирована еще до того, как была озвучена слушателям.
Диалектичность средневековья по своей сути опиралась на коллективизм феодальное общество.
Мыслители того времени пытались выполнить глобальную цель: обрести рай, на небесах или на земле. Основной проблемой, подлежащей рассмотрению, был переход от несовершенной реальности к идеальному будущему.
В своих учениях религиозные мыслители объединяли земной мир с идеальным небесным миром, от Бога-Сына к Богу-Отцу через Бога-Духа. Их целью оказывалось стремление охватить две ипостаси мира: телесную и духовную, низменную и возвышенную, земное и небесное, жизнь и смерть. И диалектика для средневековых философов выступала как предпосылка для решения данной проблемы.
Стоит отметить, что уже в средние века философия выработала все основные элементы диалектики, которые позднее включил в свои труды Гегель и которые используются и в наше время.