Западно-тюркский каганат (603—704 гг.)
После распада в 603 году Первого Тюркского каганата возник Западно-тюркский каганат, куда вошли территории нынешнего Казахстана, Средней Азии, Северного Кавказа, Крыма, Урала и Поволжья. Этнополитическим ядром каганата стали «десять племен» («он ок будун»), занимавшие древние усунские земли от гор Каратау до Джунгарии. К востоку от реки Чу расположились племена дулу, а к западу — племена нушиби. Столицей стал город Суяб (около города Токмак нынешнего Кыргызстана).
Отличие западнотюркского от восточного каганата состояло в наличии значительного количества оседлого населения, в то время как на востоке преобладала кочевая жизнь. Социальная структура Западнотюркского каганата была несравненно сложней в силу занятий землепашеством, ремеслом, торговлей. Роль согдийцев в Западном каганате была очень значительна — под их контролем находилась вся экономическая жизнь государства, включая денежную эмиссию.
Вершины своего могущества каганат достиг во время правления Шегуй-кагана (610—618 годы) и его младшего брата Тон-ябгу кагана (618—630 годы). Новые походы в Тохаристан и Афганистан раздвинули границы государства до северо-западной Индии, восстановили границы на Алтае, в бассейне реки Тарим и по Амударье. Тон-ябгу каган провел административную реформу, назначив в области для сбора дани своих представителей — тудунов. Местным владетелям были «пожалованы» тюркские титулы, определявшие их место в административной иерархии каганата. Одновременно Тон-ябгу укреплял личные связи с влиятельными местными владетелями; так, он выдал свою дочь за правителя Самарканда.
В союзе с византийским императором Тон-ябгу каган начал войну против Сасанидского Ирана. В 626 году тюркские войска штурмом овладели Тифлисом. Сам византийский император Ираклий возложил на голову тюркского кагана собственную корону и пообещал выдать за него свою дочь Евдокию. Однако заключение мирного договора между Византией и Ираном вынудило Тон-ябгу прекратить военные действия. Сепаратизм разбогатевшей местной племенной знати пришел в противоречие с деспотическим характером власти Тон-ябгу. В 630 году каган был убит в результате заговора.
Ослабление каганата привело уже в 630—634 годах к потере всех среднеазиатских владений к западу от Сырдарьи. Государство вступило в полосу затяжного политического кризиса, главной причиной которого была борьба за власть между дулу и нушиби.
Фото syl.ru
В 634 году к власти пришел Ышбара Эльтериш Шир-каган, опиравшийся на нушиби. Он сделал попытку возродить действенность военно-административной системы «десяти стрел», превратив племенных вождей в назначаемых каганом «администраторов», однако ресурсы власти оказались недостаточны для удержания племен в повиновении. Уже в 638 году племена дулу провозгласили собственного кагана. После кровопролитной войны между дулу и нушиби каганат распался на два царства, граница между которыми проходила по реке Или. Ышбара-каган был низложен и бежал в Фергану.
Затяжная междоусобица (640—657 годы) облегчила вторжение в Семиречье китайских войск. Танские губернаторы пытались управлять западно-тюркскими племенами, опираясь на своих ставленников из каганского рода. Однако непрекращавшаяся борьба тюрков против танской экспансии и их ставленников привела к возвышению тюргешей и установлению в 704 году их политической гегемонии в Семиречье. Государство западных тюрков восстановил вождь племени тюргешей Уч-элиг, создавший новое государство — Тюргешский каганат. К этому времени в Центральной и Средней Азии сложилась новая политическая ситуация, определившаяся возрождением Восточно-тюркского каганата и арабскими завоеваниями в Средней Азии.
Культура населения каганата
Древнетюркское письмо (орхоно-енисейская письменность) — письменность, применявшаяся в Центральной Азии для записей на тюркских языках в VII—X веках н. э. Древнетюркская письменность использовалась литературным языком (наддиалектный койне) того времени, который также называется языком орхоно-енисейских надписей.
Памятники, написанные древнетюркским письмом в основном эпиграфические, небольшое число рукописей, сохранились в Восточном Туркестане), были созданы в тех областях Центральной и Средней Азии и Сибири, Монголии, в которых в Раннем Средневековье располагались государственные образования восточных и западных тюрков, тюргешей, карлуков, древних уйгуров и др. Первым тюркским поэтом, писателем и историком был Йоллыг тегин (конец VII-начало VIII в.), который был автором памятных надписей в честь тюркских каганов Кюль-тегина, Бильге-кагана, Кутлуг Ильтерес-кагана. В надписях отразились культурный уровень тюрок, их литература, исторические знания.
Среди согдийских документов начала VIII века на территории Согда был обнаружен документ на тюркском языке, написанный руническим алфавитом. На территории Ферганской долины обнаружено более 20 рунических надписей на древнетюркском языке, что говорит о наличии у местного тюркского населения в VII—VIII веках своей письменной традиции.
Имела место погребально-поминальная обрядность, в том числе захоронение в сопровождении коня (китайские источники сообщают о сожжении мёртвых, что, вероятно, относилось к знати), поминальные оградки с портретными каменными бабами и балбалами.
Как указывает С. Г. Кляшторный, в орхонских рунических памятников упоминаются чётко лишь три божества — Тенгри, Умай и Ыдук Йер-Су. Историк И. В. Стеблева предложила расположить древнетюркские божества по «уровням» — высший — Тенгри, затем Умай, третий уровень — Йер-Су, и, наконец, культ предков. Как пишет С. Г. Кляшторный, доказательно тут только помещение Тенгри во главе пантеона.
Сегодня много исследователей склоняются к тому, что воззрения ранних тюрков были трихотомическими, то есть делили макрокосм на Нижний, Верхний и Средний миры. В енисейских текстах упомянут Эрклиг-хан: «Нас было четверо, нас разлучил Эрклиг (повелитель подземного мира), о горе!».
Падение каганата
Шестнадцатилетняя межплеменная война и династийная междоусобица (640—657 годах) облегчили вторжение в Семиречье китайских войск династии Тан. Танские губернаторы пытались управлять западно-тюркскими племенами, опираясь на своих ставленников из каганского рода. Однако непрекращавшаяся борьба тюрков против танской экспансии и их ставленников привела к возвышению тюргешей и установлению в 704 году их политической гегемонии в Семиречье. В VII веке Восточно-тюркский каганат с многочисленными войсками напал на Западно-тюркский каганат и на непродолжительное время подчинил его себе. Вследствие феодальных междоусобиц в середине VIII века Западно-тюркский каганат как государство распался.
Эту войну вели друг с другом два главных племенных союза Западно-тюркского каганата — Дулу и Нушиби. Не смогла прекратить войну и административная реформа Ышбара Хилаш-кагана в 634—639 годах, разделившего страну на десять «стрел» — племенных территорий. В 658—659 годах основные земли Западно-тюркского каганата были оккупированы китайскими войсками. В 698 году на территории Западно-тюркского каганата возник Тюргешский каганат (698-766). Западно-тюркский каганат сыграл важную роль в консолидации тюркоязычного населения Евразии и способствовал дальнейшему развитию этнических групп, составивших впоследствии основу современных тюркоязычных народов.
Ядром государства был район Семиречья, населённый племенами дулу, и Западный Тянь-Шань с племенами нушиби. Управлялся каганами из династии Ашина. В 658 году каганат был захвачен китайской империей Тан. Китайская империя разделила каганат на 2 части.С этого момента единый каганат перестал существовать. В 698 году власть на территории каганата захватили тюргеши.
Второй Тюркский каганат (VII—VIII вв.)
Первоначальные победы в Китае, подчинение киданей, разгром енисейских кыргызов и тюргешей сменились поражением в войне с арабами под Самаркандом. Военные неудачи резко изменили обстановку. Восстание токуз-огузов было особенно грозным для империи. В пяти сражениях токуз-огузы были разбиты (715 год), но восстание не было подавлено. В 716 году в ходе очередного сражения Капаган попал в засаду и погиб. В том же году, после непродолжительной, но напряженной борьбы за престол, каганом стал его племянник, правивший под именем Бильге-кагана.
Новый каган вступил на престол, когда империя находилась на краю гибели. Западные владения отпали окончательно. Тюргешский вождь Сулук объявил себя каганом. Кидани отказались платить дань. Продолжалось восстание огузов. Смута охватила и собственно тюркютские племена. Кюль-тегин, брат Бильге, был поставлен во главе войска, а семидесятилетний Тоньюкук, пользовавшийся огромным авторитетом, назначен ближайшим советником кагана. Бильге и Кюль-тегин разгромили уйгуров, а в 718 году — киданей. Один из полководцев Бильге напал на карлуков, принудил их к подчинению. Кагану удалось вернуть под свою власть племена, отпавшие во время междоусобиц.
При наследовавших Бильге сыновьях Инань-кагане (734—739 годы) и Тенгри-кагане (740—741 годы) начался распад каганата. Все меньше с центральной властью считались удельные правители из рода Ашина. Малолетний Тенгри-каган был убит своим дядей, Кутлугом-ябгу, захватившим престол. Война с племенными союзами уйгуров, басмылов и карлуков привела в 745 году к закату Второго Тюркского каганата.
Продолжение следует
Рафаэль Хакимов
ОбществоИстория БашкортостанТатарстан
Тюркское общество имело типологическую схожесть с древнегерманским
В согдийский документах упоминаются шадапыты, тархваны, куркапыны, тудуны. Куркапыны по С. Кляшторному были выдающимися военачальниками, которые в честь этого получали пояса. Он же предположил, что этот титул равнялся бегу. Шадов и тутуков же не можно считать чиновниками. Для того, чтобы содержать знать, были необходимы добыча в походах, дань с кочевников и земледельцев, дары-откупы с Китая, доходы от продажи шелка и дани пушниной со стороны подданных на северной периферии каганата. Излишки шелка направлялись на запад. Торговля и города способствовали созданию чиновничества. Счет добычи производился по зарубкам на дереве. Приношение скота был приурочено к определённому событию и имело символическое значение. Тюркское общество имело типологическую схожесть с древнегерманским. Касательно зависимых племен, то мужчины из них несли службу в вспомогательных войсках. Кидани и татабы подвергались систематическому ограблению подобно илотам в Древней Спарте.
Правители племен имели титул эркин. Военный предводитель имел титул чабыш (чавыш). Еще одним в системе титулов был бек, который обозначал родовых старейшин. Племена же теле помогли тюркам осуществить разгром жужаней, а также их силами они вели войны в евразийских степях. Тюркские каганы расселили их на огромном пространстве от Дона до Маньчжурии. Для взаимодействия знати и подданных употреблялось обычное право кочевников – торю. Само государство обозначалось термином иль или эль. Оно было сакральным единством народа с правителем. Период 582-603 гг. был временем кризиса тюркского каганата из-за его организационной слабости. Тюрки не располагали управленческим опытом, который был позже у монголо,в и не привлекали элиту земледельческих народов к управлению.
Уйгурский каган 8-го века
Источник фото: en.wikipedia.org
Эпоха каганатов (VII-Xвв.)
Кимакский каганат (середина VIII–Х вв.) был основан теми древними татарами, которые ушли на запад после падения Восточно-Тюркского каганата.
Новое государство занимало территорию в бассейне р. Иртыш и на западе до Уральских гор. Основным населением были родственные татарам кимаки, занимавшие восточные земли каганата; земли ближе к Уралу принадлежали кипчакам, считавшимся западной ветвью кимаков.
Столицей государства был город Имакия на Иртыше.
Кимакский каганат являлся раннефеодальным обществом. Основным видом хозяйства было кочевое скотоводство, занимались и ранним земледелием – возделывали пшеницу, ячмень, даже рис.
Было развито и ремесло: металлургия, кожевенное дело, ювелирное искусство и др. Существовал обычай ставить каменные изваяния воинов, из Тюркского каганата была также заимствована руническая письменность.
Население в массе своей было языческим, исповедовало, как и многие ранние тюрки, тенгрианство (поклонение небу): почитали солнце и звезды, занимались астрологией.
Некоторая часть кимакского общества приняла манихейство (религиозное учение, распространенное с III в. в Иране, Средней Азии и Индии), позднее, с VIII в., – ислам.
Хазарский каганат (650–965 гг.) основали тюрко-язычные хазары, пришедшие в Восточную Европу еще в составе гуннов. Вначале каганат занимал северокавказские и прикаспийские степи, со временем его господство распространилось на Северное Причерноморье вплоть до Крыма, а на севере – до Волжской Булгарии и русских княжеств.
На первых порах Русь платила дань хазарам, и ее первые князья носили титул “хакан” (кахан). В составе населения самой Хазарии, помимо собственно хазар, были близкие им по языку болгары, савиры, барсилы, беленджеры.
Столицей государства в VII в. был Семендер в Дагестане, с начала VIII в. она переносится в город Итиль в низовьях Волги, который стал крупнейшим в тогдашней Восточной Европе центром большой транзитной торговли между Востоком и Западом. Хазары начали заниматься земледелием, виноградарством, промысловым рыболовством.
Родилась богатая салтово-маяцкая культура, которая ярко отражает процесс перехода общества от кочевий к городам.
Каган, его приближенные, верхушка в целом приняли иудаизм. Большинство горожан являлись мусульманами, были и христиане; основное же население кочевий оставалось языческим.
Хазарский каганат прекратил существование в 965 г. после решающего похода киевского князя Святослава; да и походы некоторых племен с востока ускорили этот распад.
Из книги персидского историка XI в. ал-Гардиси “Зайн ал-ахбар” (“Краса повествований”) о татарах и родственных племенах, пришедших в Прииртышье после падения их государства в Центральной Азии в середине VIII в.:
“Правитель татар умер, оставив двух сыновей; старший сын завладел царством, младший стал завидовать ему; имя младшего было Шад.
Сделав неудачное покушение, он убежал от брата, взяв с собой рабыню-наложницу, нашел место, по которому текла большая вода (Иртыш)…. В один прекрасный день к ним пришли семь человек из родственников татар – их звали Ими, Имак, Татар, Баяндар, Кипчак, Ланиказ, Аджлад…. На новой земле травы было много и всю зиму пришлые (т.е.
Имак, Татар, Кипчак и другие) провели там. Когда растаял снег и земля вернула себе свой прежний красивый вид, они послали одного человека обратно в татарский лагерь – на их прежнюю землю, чтобы он привез оттуда известие о соплеменниках. Остатки татарского племени, увидев гонца, спустились с гор, и тот рассказал им о новой земле Шада. После этого все они направилиськ Иртышу и, прибыв туда, приветствовали Шада как своего покровителя и стали оказывать ему почет.
Другие люди, узнав обо всем этом, тоже стали приходить к ним. Собралось семьсот человек. Долгое время они оставались на службе у Шада; потом, когда их стало больше, они расселились по горам и образовали семь племен по именам названных семи человек…”.
Культура Тюркского каганата
Признаками-критериями развитости этой цивилизации является эффективность управления государством, армией, политическими институтами. Получают развитие и расцвет оригинальные элементы, новые формы и направления материальной и духовной культуры. Многие культурные явления той эпохи приобрели устойчивый характер и превратились в традиции для последующих поколений тюркских народов и государств.
Тюркская традиционная культура, сложившаяся тогда как система, включала в себя широкий спектр народных знаний, связанных с практической деятельностью (календарь и счет времени, метрология и система счета); систему космогоничных воззрений и философских взглядов на время, пространство и смысл бытия; совокупность идейно-мировоззренческих установок и религиозных верований, самобытное искусство, отражавшие широту и полноту духовного мира тюркского сообщества.
Боевое искусство Тюркского каганата
Имперский характер государства требовал постоянного внимания к совершенствованию военного дела, усилению боеспособности армии. «Победы коктюрков, в результате которых они стали хозяевами половины мира, были не случайными: они создали эффективную системы управления армией». Войско коктюрков состояло из тяжелой и легкой кавалерии. Конница являлась основной ударной силой военных действий, она была приспособлена к действиям и в степи, и в горах. Соответственно ее предназначению воины-кавалеристы были хорошо вооружены.
Вместо длинного скифо-сарматского меча у них появляются однолезвийная искривленная сабля, дальнобойные луки трехлопастными наконечниками на черенке. Копье у конного воина становится более тяжелым, ибо оно предназначалось для того, чтобы вышибать противника из седла. Все эти новые формы вооружения стали необходимы в связи с изобретением стремян, которые делали посадку всадника более устойчивой, позволяли вести рукопашный бой.
Древнехуннско-гуннская традиция культивирования военного дела, воинской отваги получила дальнейшее развитие и была доведена до уровня боевого искусства. К нему тюрки приобщались с детства. Этому они учились в школах воинских и боевых искусств, в которых шла не только физическая и воинская, но и духовная закалка.
Тюркское боевое искусство базировалось на философии и мировоззренческой системе ценностей тенгрианства, что помогало тюркам одерживать победу благодаря не столько численному, сколько духовному превосходству.
В литературе до сих пор сохраняется точка зрения, согласно которой Великий Тюркский каганат занимался исключительно ведением войн. Но ни одно государство, ни тогда, ни позже не могло веками сохранять свое доминирование только за счет войны.
Степень военного могущества каганата и множество победных сражений в ходе военных столкновений с армиями таких великих империй, как Китай, Иран, Византия, Арабский халифат, и многих других государств также во многом определялись уровнем его экономического и культурного развития. Поэтому правильнее говорить о перманентном изменении соотношения между военными и мирными формами, приоритетами и направлениями его развития, часто в пользу первых, т.е. военно-технологических.
Первоначальный имперский импульс, обозначившийся еще в эпоху хуннской державы, по мере роста стремления к расширению территории и освоения новых пространств набирал силу. У гуннов проявления имперской традиции обнаруживаются более четко. В Великом Тюркском каганате уже определенно обозначается преобладание имперских традиций над партикулярными, невоенными устремлениями.
Во многом это было связано с трансформацией кочевого образа жизни, уклада хозяйствования и стиля мышления, сутью которой является смена «завоевательно-переселенческой» мировоззренческой установки на философию «завоевания — покорения — подчинения». С ней связаны все наиболее кардинальные перемены в решающих сферах жизнедеятельности.
Уже на этом этапе можно говорить не только о синтезе кочевого и оседлого укладов, но и о том, что земледелие, ремесленное производство, ориентированные на рынок, становятся равнозначными традиционным кочевым видам хозяйствования. Важнейшим элементом трансформации кочевнической системы стала революция в духовной сфере.
Создание Великой Тюркской империи было, пожалуй, единственной и безальтернативной формой решения этапной исторической задачи — «собирания разбросанных тюркских камней» и завершения длительного процесса формирования общетюркской цивилизации.
Политика Тюркского каганата
Опираясь на военную и политическую силу, каганат пытался усилить влияние на соседей, развивал отношения с великими государствами раннего средневековья: на востоке — с Китайской империей, на западе с Византийской империей, на юго-западе — с кочевыми племенами Средней Азии.
Пограничное положение настраивало каганат на необходимость не только завоевательных походов, но и на ведение искусной дипломатии. В дипломатическую практику тогда вошли регулярные обмены посольствами, подписание политических и торгово-экономических договоров.
Активность и результативность внешней политики обеспечили включение Тюркского каганата в международную систему торговых, экономических, политических и дипломатических отношений. Это, в свою очередь, обусловило новый уровень этнических контактов и культурно-цивилизационного симбиоза. Но главной целью оставалась консолидация конгломерата тюркских народов Евразии и на этой основе усиление экономической, политической и военной мощи государства.
Триадная иерархия каган-беки-народ
В тюркской пропаганде каган имел образ воителя и доблестного воина. Каган распределял добычу. От адекватности распределения добычи зависел и порядок в государстве. Каган был ответственным за народ. Каганы публично демонстрировали свои богатства. В частности, Земарх отметил богатое убранство ставки тюркского правителя. Образ кагана также формировался его окружением и дружиной. Тюркское общество в социально-хозяйственном отношении делилось на айлы, в кланово-племеном отношении на племена и роды, в потестарно-политическом отношении делилось на кланы, племена и племенные союзы. Люди подчинённого положения имел статус рабов, слуг и челяди. Народ отделяют от бегов.
Была триадная иерархия каган-беки-народ. На персональном же уровне старшие линиджи доминировали над младшими. Приближенность к правителям имело ключевое значение для социальной мобильности. Инкорпорированные племена занимали подчинённое положение. Среди всех тюркских племен у тюрок у токуз-огузов был особый статус. В тюркских надписях токуз-огузы особо выделялись, и каган видел в них свой народ. Карлуки, кидани, енисейские кыргызы находились же на периферии каганата и им это было не положено. Поэтому они и часто восставали. Ниже карлуков, киданей и енисейских кыргызов находились малые племена азов и чиков. Однако при их помощи тюрки держали контроль над енисейскими кыргызами. Среди подвластных гёк-тюркам племен низким было положение татабов и киданей. В этом играла роль принадлежность тех не к тюркским, а к монголоязычным народам.
Великий Тюркский каганат
В 552 г. был создан Тюркский каганат, получивший название “Великий”. Его основатель Бумын принял титул “иль-хан” в значении правителя стран и народов.
Более распространенным названием главы этого государства был “каган” (ка+хан), означающий: великий хан. К этому времени Бумын-хан сумел объединить основную часть тюркоязычных племен, носивших свой этноним “тюрк” (по китайским источникам, “ту-кю”; известна также форма “тюркют”).
Великий тюркский каганат вVI — начале VII в.
Бумын-каган умер в том же 552 г., ему наследовал Истеми-каган.
В исторических источниках оба эти кагана названы могущественными. Такими же широкоизвестными, сильными правителями были, например, Датоу-каган, Ильтерис-каган (Кутлуг), Бильге-каган (Могилян).
К 555 г. многие народы и племена Алтая, Южной Сибири, Центральной и Средней Азии оказались в подчинении каганату. Вскоре тюркские племена стали хозяевами обширных евразийских степей: восточная граница каганата упиралась в северные границы Китайской империи, западная доходила до Крыма.
Однако со временем в дела государства стал вмешиваться Китай; возникли противоречия и в самом тюркском обществе.
В результате в начале VII в. каганат распался на две части: на Западно-Тюркский и Восточно-Тюркский.
Западный каганат занимал среднеазиатские и более западные земли. Он достиг могущества при правлении упомянутого Датоу-кагана.
Но вскоре на прикаспийских и северокавказских степях образовался самостоятельный Хазарский каганат, и Тюркский каганат лишился своих важнейших владений в Восточной Европе. Очередное вмешательство Китая и вторжение с севера новых племен привели к падению этого государства в 740 г.
Восточному каганату приходилось еще больше защищаться от Китая по причине общих границ большой протяженности. Каганат несколько раз – в конце VII в., в 30-х гг. VIII в. – в крупных сражениях сумел отстоять свою самостоятельность, одержав блестящие победы над своим южным соседом.
Однако в 745 г. Восточно-Тюркский каганат перестал существовать после поражения в битве с войском уйгурского хана Моюн-Чура. На основных землях Восточного каганата возник Уйгурский каганат – одно из тюркских государств раннего средневековья (745–840).
В Тюркском каганате существовал ранний феодализм.
Основу хозяйства составляло скотоводство, существовало и земледелие. Развитие производства (металлообработки, других видов ремесла) и торговли привело к денежному обращению – уже с конца VII в. тюркские правители чеканили монету в городах Тараз, Суяб, Отрар. Большого совершенства достигло изготовление каменных изваяний в изображении воинов.
Высшим достижением древнетюркской культуры, особенно культуры Восточно-Тюркского каганата, стало появление письменности. Раннетюркские, так называемые рунические письмена на больших камнях-стелах в честь каганов и выдающихся военачальников (Бильге-кагана, Кюльтегина, Тоньюкука) в бассейнах Орхона и верхнего Енисея, открытые в прошлом веке, стали настоящей сенсацией в мировой тюркологии.
По руническим надписям, с середины VI в, известен большой союз древнетатарских племен под названием “Отуз-татар” (“Тридцать татар”), позднее – союз “Токуз татар” (“Девять татар”).
В названном выше сражении 745 г. в составе армии Восточного каганата участвовало 30 тысяч татарских воинов. После падения каганата часть древних татар подчинилась уйгурам, позднее вошла в союз с киданями (кара-китаи – тюркские племена, жившие близ северовосточных границ Китая).
Другая часть татар ушла на запад и сыграла ведущую роль в создании Кимакского каганата в Прииртышье.