Причины дисграфии
Дисграфия обычно проявляется в раннем детском возрасте, и пока нет однозначного ответа, почему она возникает. Но есть две основные гипотезы.
- Органические причины — связаны с развитием отделов мозга, отвечающих за обработку речи и языка.
- Социальные причины — например, билингвизм в семье или, а также обучение на неродном языке.
Кроме этого, дисграфия часто возникает у детей с другими нарушениями обучения, такими как СДВГ и дислексия.
Если у взрослого человека внезапно появилась дисграфия, (то есть симптомов не было в детстве), это может быть следствием черепно-мозговой травмы или инсульта. В этом случае обязательно обратитесь к врачу.
Совет первый: обратитесь к специалистам
Некоторые мамы и папы не понаслышке знают, что плохой почерк может быть сигналом различных расстройств неврологического и психологического характера.
Если в школе на занятиях ребенок испытывает дискомфорт, то это может отразиться на почерке. Иногда почерк у школьника портится после того, как ухудшились его отношения с родителями. В этих случаях помощь школьного или семейного психолога (или терапевта) не будет лишней.
Если почерк не просто плохой, а с большим количеством фонетических ошибок,пропущенных букв и т.д., то необходима консультация грамотного нейропсихолога, невролога, окулиста. Эти специалисты помогут решить такие сложные проблемы, как:
дисграфия — неспособность или сложность овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта;
дислексия — избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению;
астигматизм — дефект зрения, связанный с нарушением формы хрусталика, роговицы или глаза, в результате чего человек теряет способность к четкому видению.
Признаки агрессии в почерке
Экспансия на листе бумаги, крупный размер букв, пастозность штриха (жирный штрих, сильный нажим), малое расстояние между буквами — человек не соблюдает дистанцию между людьми.
Подстрочные элементы букв «вмешиваются» в нижнюю строчку, ярко выражены, занимают площадь большую, чем средняя зона буквы, что говорит о сексуальных фантазиях и ослеплении чувствами, также условно «мешает жить людям снизу».
Сильный нажим с внезапными (немотивированными) переменами в комплексе с пастозным штрихом и быстрой скоростью транслируют активность чувств и ощущений, неусидчивость, неустойчивость характера, раздражительность. Почерк с трудом читаем — автор игнорирует социальный аспект. Изобилие углов и прямых линий — не сглаживает углы.
«Юный рецидивист»
17-летний юноша неоднократно попадал во внимание правоохранительных органов. Кража за кражей, и никакие меры не могли изменить поведение подростка
Посмотрим на картину почерка в целом (фото ниже).
Сразу же бросается в глаза общая неоднородность и непостоянство графических элементов: размера букв, наклона, нажима, расстояния между буквами, указывающая на слабую дисциплинированность, неорганизованность, чрезмерную податливость внешнему влиянию, трудности устоять перед соблазном. Настолько, что ни логика, ни воспитание, ни совесть не могут здесь помочь. Заполняемость листа плотная, часто последняя буква в слове больше остальных, правое поле упирается в край — предрасположенность к экстраверсии, «мое слово в споре будет последним», не думает о других.
Богата на признаки буква «б» (слово «вообще»): надстрочная часть написана отдельно от основной части и вмешивается верхним отростком в верхнюю строку с усилением нажима. Это говорит в первую очередь о проблемах с «образом отца», о нелояльности перед авторитетной личностью, о гневливости натуры, склонной к приключениям. В довесок значительный комплекс признаков неблагонадежности:
медленный, неспонтанный почерк;
левонаклонность (в варианте);
внезапные (немотивированные) перемены в нажиме;
сильно петляющий ход строк;
выделение последних букв в слове;
«поломанность» и «дрожание» линии;
«висящие в воздухе» буквы;
буквы открытые снизу, у основания,
«крючки» в конце линии по типу вязального крючка;
подпись невнятная, нечеткая, несоответствующая почерку и фамилии.
Такие признаки указывают на нечестность, сниженный моральный уровень, психологическое неблагополучие, непредсказуемость автора. От человека с таким почерком можно ожидать все, что угодно.
Моторная неловкость
Под этим термином понимается неточность выполнения целенаправленных движений. Другими словами, ребёнок не может взять под контроль своё тело и управлять своими движениями.
На письме моторная неловкость проявляется как диспраксия письма – это нарушение сферы произвольных движений, несмотря на отсутствие каких-либо патологий мышечного тонуса, параличей и других отклонений. Ребёнок из-за моторной неловкости часто даже не может нормально держать ручку, поэтому вполне естественно, что и почерк у него будет неаккуратным и неразборчивым.
Важно понимать именно родителям, что моторная неловкость появляется у детей прежде всего из-за проблем в работе нервной системы. То есть опять же мы возвращаемся к теме психоэмоционального неблагополучия ребёнка.
КАКАЯ БУКВА РАССКАЖЕТ О СТРАХЕ
По почерку можно определить, какой характер формируется у ребенка или в каком психоэмоциональном состоянии он находится. Выявить раздражительность, умение отстаивать свою точку зрения, замкнутость или открытость, его отношение к внешнему миру. К примеру, если в текстах, которые адресованы родителям, сверстникам, учителям, поджат отросток буквы «Р», это означает, что ребенок боится этого человека. Верх почерка стал острым — появилось негативное отношение к миру, ребенок становится более замкнутым, к нему тяжелее достучаться.
«Для родителей очень полезным и интересным будет анализ почерка подростка. Это позволит лишний раз не раздражать его расспросами и придирками в его и без того нелегкий период жизни. Они смогут его лучше понять, узнать, что с ним происходит, выстроить линию поведения с ним», — отмечает эксперт.
Кликните по изображению для увеличения
Умение писать закладывается в детстве на всю жизнь
Почерк – одна из наиболее важных особенностей человека. Умение писать закладывается в раннем детстве и постоянно совершенствуется. Поэтому родителям надо приложить максимум усилий, чтобы у ребенка выработался правильный стиль письма и красивый почерк.
Родители детей младшего дошкольного возраста активно занимаются подготовкой к школе . Они изучают с ребенком буквы, цифры, учат его читать и писать. Тогда ребенок пойдет в школу с определенными знаниями, которые обеспечат легкое обучение. Побеспокоиться нужно не только об уровне знаний, но и о качестве почерка. Выработать красивый каллиграфический почерк помогут рекомендации специалистов.
Что можно узнать о характере ребенка по почерку?
Многие родители интересуются, о чем может поведать им почерк ребенка? По мнению специалистов, почерк может рассказать не только о личностных особенностях характера ребенка, но и об его эмоциональном состоянии.
Графологи, изучающие взаимосвязь почерка и характера, утверждают, что:
- Крупный и размашистый почерк свидетельствуют об общительном и дружелюбном характере ребенка. Дети с таким почерком, как правило, отличаются широтой натуры, готовностью поделиться всем чем угодно. В старшем возрасте размашистый почерк может говорить о стремлении ребенка выглядеть более мужественно, позиционировать себя как гордого и независимого человека.
- Мелкий почерк свойственен детям замкнутым, скрытным, сдержанным в проявлении каких-либо эмоций. Если у ребенка не только мелкий, но и убористый почерк – он не имеет склонности к широким жестам, он экономный и расточительность не в его характере.
- Угловатые буквы свидетельствуют об эгоистичности и амбициозности.
- Закругленные буквы говорят о доброте и отзывчивости ребенка.
- Почерк с изящными заглавными буквами – показатель стремления ребенка к самоутверждению. Такие дети желают произвести на окружающих приятное впечатление, это очень романтичные натуры.
- Почерк с явно выраженным нажимом говорит о том, что ребенок обладает сильной волей и усидчивостью. Такие дети способны быстро принимать решения, они отличаются смелостью и решительностью.
- Если буквы в тетрадке едва видно, этот текст писал нерешительный и сомневающийся во всем (и в себе, в том числе) ребенок.
- Безупречный, каллиграфический почерк свидетельствует об опрятности и аккуратности ребенка. Однако такие детки очень несамостоятельны.
Еще несколько наблюдений от графологов.
- Если ребенок при письме не соединяет буквы рисками, у него прекрасно развита интуиция.
- У детишек, в письме которых одна буква «наезжает» на другую, очень хорошо развито логическое мышление.
- Неразборчивый почерк свидетельствует о беззаботности ребенка и его энергичности.
А вот, что отмечают психологи.
- Если на не разлинованном листе бумаги (А4) строка письма поднимается вверх слева направо – ребенок мыслит позитивно.
- Спокойный ребенок даже на таком листе умудрится писать ровно.
- Строки на листе окажутся волнообразными, если ребенок хитрец, фантазер и немного авантюрист.
Письмо – это индивидуальное комплексное умение. А посему почерк ребенка зависит не только от графического навыка, но и от его личностных особенностей. Специалисты напоминают родителям, что графический навык должен формироваться постепенно, в соответствие со степенью взросления личности ребенка. Развитие письменных навыков в слишком раннем возрасте недопустимо. Первый этап обучения ребенка письму должен идти одновременно с формированием детской костной системы.
Специалисты рекомендуют начинать обучение этому навыку в возрасте пяти-семи лет. Заставлять малыша писать быстрее ни в коем случае нельзя. Ребенок начнет нервничать, а это может привести к негативным последствиям в его развитии и к изменению его личностных качеств.
К десяти годам у большинства детей навык письма полностью освоен, а вот личность ребенка еще сформирована не до конца. Детский почерк уже относительно стабильный, однако графологи не рекомендуют проводить его полноценный анализ, так как в почерке будут отражаться свойства несформированной личности. Почерк еще будет меняться. Конечно, уже не глобально, но локальные изменения он будет претерпевать. Поэтому анализ почерка будет достоверным лишь тогда, когда навык письма для ребенка приобретет автоматический характер, ребенок начнет писать достаточно быстро, а процесс письма будет неосознаваемым.
По мнению графологов, почерк становится действительно «индивидуальным» только к шестнадцати годам.
Как помочь ребенку с мелким почерком
Многие родители замечают, что их ребенок пишет очень мелким почерком. Отсутствие четкости и размера букв может быть причиной недовольства учителей и особым поводом для беспокойства. Однако, существует несколько способов помочь ребенку справиться с этой проблемой и развить его навыки письма.
1. Практика с использованием широкой сетки.
Одним из способов помочь ребенку с мелким почерком является использование листов бумаги с широкой сеткой. Широкие клетки помогут ребенку увеличить размер букв и научиться управлять пространством между ними. Разделительные линии также могут быть полезными для обучения правильному позиционированию букв на листе.
2. Упражнения для развития мелкой моторики.
Мелким почерком может быть вызван также недостаточным развитием мелкой моторики рук. Для развития моторики, можно проводить специальные упражнения, такие как рисование мелкими точками, линиями и кружками. Также ребенок может использовать мел и доску для практики письма.
3. Использование специальных ручек и карандашей.
Существуют специальные ручки и карандаши, которые способствуют увеличению четкости и размера почерка. У этих инструментов обычно толстый корпус и особый дизайн, позволяющий ребенку легко держать их. Это может сделать процесс письма более комфортным и улучшить качество почерка.
4. Индивидуальные занятия с педагогом.
Если проблема с мелким почерком сохраняется, необходимо обратиться к педагогу или работнику сферы образования для консультации и индивидуальных занятий. Они смогут определить причину проблемы и предложить комплекс упражнений и методов, которые помогут ребенку улучшить качество своего почерка.
Признаки мелкого почерка: | Возможные причины: |
---|---|
Маленький размер букв | Недостаток моторики рук |
Отсутствие четкости и разделения букв | Неумение контролировать пространство |
Слияние и неправильное позиционирование букв | Недостаток опыта и практики |
Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и развитие навыков письма может занимать разное время. Поддержка и поощрение ребенка, а также поиск подходящих методов обучения могут помочь ему преодолеть трудности и развить уверенность в своем почерке
Сколько нужно заниматься?
Самостоятельное формирование почерка подражательным методом требует систематической работы: чтобы красиво писать, это нужно делать каждый день не менее 15-30 минут; занятия раз в неделю по часу ничего не дадут, навык не будет сформирован. Но нужно понимать, что это должны быть специальные занятия формирования почерка, а не письмо на лекциях или уроках в школе, где из-за большого темпа письма не приходится говорить о красоте записей и тренировке элементов. Заниматься почерком придется отдельно.
Когда работа в прописях и тетради с косыми линейками будет завершена, лучше всего купить самую красивую тетрадь и начать работать в ней: писать стихи, высказывания известных людей, отрывки прозы. Рекомендуется и просто больше писать ручкой, например, вести дневник, раскрашивать, лепить, рисовать, делать гимнастику для пальцев рук. После систематических занятий получится добиться изменения почерка в лучшую сторону.
Правда, существуют заболевания и особенности нервной системы, не позволяющие добиться блестящих результатов, в этом случае нужно проконсультироваться с врачом. Также отдельно стоит заметить, что проблемы с почерком, а, вернее, с письмом есть у людей, страдающих дислексией.
Что влияет на формирование почерка у детей?
По мнению педагогов, психологов и графологов на формирование почерка значительное влияние оказывают следующие факторы:
- Условия обучения письму. Этот фактор включает в себя: графические нормы, обучение письму по определенной системе, типовые прописи, использование тех или иных средств письма.
- Правильная посадка, правильное положение рук при письме, правильный захват ручки.
- Письменная практика. Дети, уделяющие письму большое количество времени, как правило, сохраняют навыки и придерживаются «школьного» почерка всю жизнь, соблюдая усвоенные ими в детстве графические нормы письма.
- Своеобразие учебных прописей, распространенных в разных странах и областях.
- Намеренное или непреднамеренное подражание. Дети, наблюдая за пишущим человеком, нередко начинают копировать его почерк. Чаще всего дети подражают почерку учителей, родителей, друзей и т.д.
- Скорость письма. Почерк ребенка может претерпевать существенные изменения при необходимости по той или иной причине ускорять процесс написания текста. Специалисты не рекомендуют (особенно в младших классах), вынуждать детей писать быстро. При быстром письме дети не успевают сосредоточиться на правильном и красивом написании букв. По мнению графологов, в детском возрасте, когда почерк еще не совсем сформирован, его очень легко испортить.
- Желание и настроение. Как показывает практика, почерк ребенка напрямую зависит от его настроения и желания заниматься письмом.
Факторы, оказывающие влияние на почерк, требующие незамедлительного вмешательства специалистов.
- Неразвитая мелкая моторика рук.
- Врожденные особенности мозговой деятельности: зеркальное письмо, леворукость, дисграфия и т.д.
- Психологические факторы: нежелание посещать школу, нелюбовь к себе, переутомление, депрессия, непонимание родителей, стресс и т.д. Этот фактор должен особенно насторожить тех родителей, у которых почерк детей резко изменился в худшую сторону
Красивый почерк у ребенка можно сформировать, но для этого нужно медленно и много писать, использовать качественную ручку и бумагу, иметь перед глазами «достойный» пример и прикладывать достаточно много стараний.
Изменение почерка взрослых
Основные проблемы письма ребенка
Вообще говоря, понятия «плохой почерк» с точки зрения науки не существует, но в школе учителя в эти слова вкладывают вполне определенный смысл. Чтобы улучшить почерк ребенка, нужно определить, что именно не нравится в написанном:
- слова и предложения «уезжают» вверх или вниз, то есть не находятся на одной линии;
- ребенок пишет в произвольном месте листа (дезориентация на листе);
- написание букв слишком схоже, что не позволяет прочитать написанное. Например, буквы Н, И, П, К и другие;
- путаница между буквами А и О, когда ребенок неправильно соединяет их с другими буками;
- разный наклон и размер букв и слов;
- слишком слабый или слишком сильный нажим букв;
- слишком мелкие или слишком крупные буквы.
При обучении младшего школьника письму для устранения этих проблем нужно:
- развивать наглядно-образное и отвлеченное мышление ребенка, чтобы он мог понимать конфигурацию букв, соотношение буквы с определенным звуком, запоминать план написания буквы;
- развивать способности зрительного восприятия различных форм;
- развивать умение ориентироваться в пространстве листа, строк, умение определять соотношения между элементами букв, расстояния между отдельными элементами;
- укреплять руки и улучшать координацию движений, улучшать мелкую моторику ребенка;
- научить пользоваться ручкой;
- научить автоматически принимать правильную позу письма: прямая спина, наклон руки, правильный захват ручки, положение тетради и т.д.;
- убедиться, что ребенок правильно понимает понятия «верх», «низ», «право», «лево». В противном случае ребенок может путать расположение элементов букв, например, Б и Д;
- сформировать мотивацию ребенка иметь красивый, правильный, разборчивый почерк.
Элементы анализа в рукописи
Очень мелкий почерк имеет свои особенности, которые могут говорить о характере и индивидуальных чертах ребенка
Расшифровывая такую рукопись, следует обратить внимание на следующие элементы:
Размер и пропорции букв. Мелкий почерк часто свидетельствует о высокой точности и аккуратности ребенка. Однако, если буквы сжаты и перекликаются друг с другом, это может указывать на некоторую нерешительность и неуверенность в себе.
Направление и наклон. Отклонение влево или вправо может указывать на индивидуальные черты характера. Например, наклон вправо может говорить о оптимизме и активности, в то время как наклон влево может быть признаком ранимости и интровертности.
Межбуквенные и межсловные промежутки. Если промежутки между буквами и словами маленькие, это может указывать на скрупулезность и внимательность. Если промежутки слишком большие, это может говорить о рассеянности и неорганизованности.
Скорость и ритм написания. Если рукопись очень мелкая и плотная, это может говорить о склонности ребенка к быстрому и энергичному образу жизни. Если рукопись медленная и дрожащая, это может свидетельствовать о повышенной тревожности и неуверенности.
Употребление вспомогательных элементов. Некоторые дети с мелким почерком могут использовать дополнительные элементы, такие как точки, стрелки или подчеркивания
Эти элементы могут указывать на осторожность, стремление к деталям или желание выделить важные моменты.
Можно ли исправить почерк взрослому
Взрослым тоже можно и нужно заниматься улучшением почерка. И причины делать это — те же самые, что и у детей. Многие психологи рекомендуют планировать и подводить итоги письменно, от руки фиксировать важные инсайты и мысли, так как это помогает лучше запомнить их на всех уровнях восприятия и получить больший эффект.
С помощью письма взрослые тоже улучшают навыки координации и мелкой моторики, что позволяет создавать новые нейронные связи, развивать пластичность мозга. Как известно, мозг способен к обучению на протяжении всей жизни, так что взять прописи и потренироваться в чистописании никогда не поздно. Можно осваивать разные рукописные шрифты, заняться каллиграфией.
Фото: pexels.com
Обучение новому, особенно сложным координациям, улучшает память, мышление и способности к обучению в других сферах. Это отличная профилактика старения мозга и возрастной деменции. Поэтому улучшать почерк, учиться писать двумя руками или заняться рисованием — хорошая идея в любом возрасте.
Ребёнок пишет так, как он себя чувствует
В Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе знают, что качество почерка очень тесно связано с эмоциональным состоянием ребёнка, поэтому чем хуже он пишет, тем больше у него психоэмоциональных проблем. Именно такой взгляд на ситуацию открывает совершенно иной подход к решению проблем с почерком, а именно – коррекция почерка без прописей.
Сегодня каждый родитель должен знать, что …
Почерк выступает как надёжный маркер эмоционального состояния человека потому, что моторные движения руки во время письма управляются мозгом. А значит, почерк – это отпечаток психических процессов, которые в нём протекают.
У взрослых происходит тоже самое
В своём интервью телеканалу Россия 1 Андрей Парфенов рассказывает о своем опыте дислексии и преодолении трудностей эмоционального состояния: «Я мог не идти на урок, потому что мне не нравился учитель. Или мне не нравился одноклассник, с которым меня посадили. И это всё напрямую выражалось в моем почерке. Он у меня был очень неразборчивый. Эмоциональный фон очень сильно давит, и это тебе очень мешает сосредоточиться».
Чтобы распознать эмоциональное неблагополучие ребёнка, его даже не надо водить к психологам и неврологам – всё расскажет почерк. Постоянные изменения угла наклона и размера букв, прыгающая строчка и т.д. – это всё признаки внутренней тревоги, нервозности, а в перспективе – и развития невроза.
Основные причины проблем с почерком
- рассогласованность в работе полушарий мозга, то есть нет чёткой доминации левого полушарий. При этом общеизвестно, что для успешной учёбы в школе должно обязательно доминировать левое полушарие (даже если ребёнок очень творческий);
- высокая скорость работы мозга, то есть рука просто не успевает за мыслительным процессом;
- психоэмоциональная нестабильность и слабость нервной системы;
- повышенная чувствительность к раздражителям;
- нарушение координации тела;
- слабая подвижность лучезапястного сустава;
- низкий уровень согласованности в системе мозговой деятельности, то есть между рукой, глазами и мышлением.
И чтобы исправить почерк, а вместе с ним и все вышеперечисленные проблемы, в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе активно работают с массажерами, занимаются графокоррекцией и специальными физическими упражнениями, которые одновременно:
- активизируют работу левого полушария мозга;
- тренируют речевое дыхание;
- улучшают психоэмоциональное состояние ребёнка;
- развивают подвижность лучезапястного сустава, крупную моторику и тем сам самым обеспечивают правильный захват ручки, тренируют выносливость к монотонному труду.
В Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе физические упражнения лежат в основе коррекции почерка, дислексии, дисграфии и СДВГ, благодаря которым дети преодолевают свои трудности с обучением всего за 14 дней. Они также учатся противостоять внешним раздражителям, управлять своим телом и психоэмоциональным состоянием.
Графокоррекция позволяет скорректировать проблемы с почерком без прописей!
Более подробно с техниками и упражнениями коррекции почерка по методике учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе можно узнать в тематическом разделе на сайте dyslexia.ru: «Онлайн-школа для родителей».
Здесь же подчеркнём, что вопрос с проблемным почерком нужно обязательно решать, так как за ним стоят серьёзные психоэмоциональные причины.
Данные онлайн-продукты Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе – это ресурс самостоятельной помощи ребёнку с трудностями в письме и чтении.