Слайд 21Биография АтосаИз всех друзей д’Артаньяна Атос был самым старшим, а потому
должен был быть наименее близким ему по своим вкусам и склонностям. И тем не менее д’Артаньян отдавал ему явное предпочтение перед остальными. Благородная, изысканная внешность Атоса, вспышки душевного величия, порой освещавшие тень, в которой он обычно держался, неизменно ровное расположение духа, делавшее его общество приятнейшим в мире, его язвительная веселость, его храбрость, которую можно было бы назвать слепой, если бы она не являлась следствием редчайшего хладнокровия, — все эти качества вызывали у д’Артаньяна больше чем уважение, больше чем дружеское расположение: они вызывали у него восхищение.
Д’Артаньян и три мушкетера
Роман Александра Дюма-отца выдержал огромное количество экранизаций — фильмы по нему снимали больше сотни раз. Соответственно, и главные герои отличались разнообразием — пожалуй, единственным сходством между ними были шляпы с огромными полями, синие плащи с крестом и лилиями и непременные шпаги; в одной из недавних картин Д’Артаньяна вообще сыграл чернокожий актер. Но у нас в стране все зрители точно знают, как выглядит храбрый гасконец — шляпа, шпага и плащ, разумеется, присутствуют, но ещё у него должно быть лицо Михаила Боярского. Правда, режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич допустил определенную вольность, когда утверждал на роль этого актера — в 1978 году Боярскому было 29 лет, и он оказался на 12 лет старше, чем Д’Артаньян, который описан у Дюма. Но примерно та же самая трансформация произошла и с другими героями книги. Так, Атосу примерно 27-30 лет, а сыгравшему его Вениамину Смехову на тот момент было 38, Арамису на момент действия романа 21 год — а Игорю Старыгину было 32. Вот возраст Портоса нигде не указан — но вряд ли он старше того же Атоса, который был самым авторитетным среди мушкетеров короля, — а актеру Валентину Смирнитскому тогда исполнилось 34 года. Кстати, про короля — после этой картины в сознании советских людей закрепился совершенно конкретный образ Людовика XIII, которого сыграл 43-летний Олег Табаков; в реальности этому монарху на момент начала «Трех мушкетеров» было всего 24 года. Да и 43-летняя Алиса Фрейндлих совершенно не была похожа на Анну Австрийскую, которая была ровесницей своего мужа.
Как тебе такое, Дюма-отец? 5 секретов фильма «Д’Артаньян и три мушкетёра»
Подробнее
Продолжения
Популярность романа привела к появлению множества продолжений, посвящённых его героям, а также подражаний.
- Георг Борн. «Анна Австрийская, или Три мушкетёра королевы» (1872). Действие начинается на 15 лет раньше (с ), а мушкетёры носят другие имена.
- Поль Махален. «Дочь Арамиса» (1890, под именем А. Дюма).
- Поль Махален. «Д’Артаньян» (1896).
- Евгений Евтушенко. «Конец мушкетёров» (1988).
- Роже Нимье. «Влюблённый д’Артаньян, или Пятнадцать лет спустя» (русский перевод 1993).
- Николай Харин. «Снова три мушкетёра» (1993).
- Эдуард Глиссан. «Мемуары мессира д’Артаньяна» (русский перевод 1995).
- Александр Бушков. «Д’Артаньян — гвардеец кардинала» (2002).
- Даниэль Клугер. «Мушкетёр» (2007).
- Юлия Галанина. «Да, та самая миледи» (М.: Форум, 2005)
- Ораз Абдуразаков. «Шпага д’Артаньяна, или Год спустя» (2019)
- Серж Арденн . «Герцог Бекингем » (2019).
Причина ошеломительного успеха книги
Конечно, основной причиной такой популярности «Трех мушкетёров» является сам главный герой — невероятно харизматичный, обаятельный Д’Артаньян. Он покорил читателей не только своей самоуверенностью, нахальностью и при этом настоящей самоотверженностью.
Несмотря на то, что у произведения историческая основа, оно совсем не скучное. Напротив, автор использует живой, яркий язык. Сюжет держит читателей в напряжении до самого конца: с таким непредсказуемым персонажем, как Д’Артаньян, действительно не знаешь, чего ожидать!
В книге «Три мушкетёра» переплетается множество историй: любовь, дружба, предательство, верность, чувство долга, выбор жизненного пути… Здесь даже нет откровенно отрицательных героев. Каждый из них, даже злодей с виду, имеет свою историю, сложную и иногда печальную. Именно поэтому произведение до сих пор настолько популярно: им зачитываются и дети, и подростки, и зрелые люди. Каждый найдёт в нём что-то своё!
А для тех, кто особенно проникся основной историей, следует напомнить, что у произведения есть продолжение. Историю изворотливого и притягательного гасконца Дюма продолжает в книгах «Двадцать лет спустя» и «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя».
Роман Александра Дюма стал одним из самых экранизируемых произведений. Он насчитывает порядка 120 фильмов и мультфильмов, созданных по его мотивам! Самой знаменитой кинокартиной по праву считается советский фильм 1978 года «Д’Артаньян и три мушкетера» с Михаилом Боярским в главной роли.
«Куда падёт — там смерть»
Эти слова были начертаны на штандарте первой роты мушкетёров. Относились они к изображённому на нём же дымящемуся ядру, вылетающему из жерла пушки. Сразу ясно: главное занятие этих людей — война или охрана короля.
Королевские мушкетёры просуществовали до середины XVIII века, и практически до своего расформирования они честно сражались. Последняя большая битва с их участием состоялась при Фонтенуа в 1745 году в ходе Войны за австрийское наследство. Смелость мушкетёров не раз вызывала всеобщее восхищение. Так, 17 марта 1677 года во время Голландской войны мушкетёры первыми ворвались в Валансьен, причём действовали они как пехота. В итоге город был взят.
Битва при Фонтенуа. (Pinterest)
Те, кто не находились на полях сражений, несли службу во дворце — даже в случае войны при короле оставалось по 100 мушкетёров от каждой роты. Они несли караул, охраняли знамёна и дежурили в конюшнях.
За верную службу король платил своим мушкетёрам жалование, но более чем скромное. Рядовой получал, к примеру, порядка 300 ливров в год, примерно столько же, сколько зарабатывал обычный извозчик. Конечно, предполагалось, что мушкетёры — люди благородные, а значит, состоятельные. Однако поставить знак равенства между этими понятиями можно было далеко не всегда. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в своих мемуарах господин д’Артаньян вспоминает о том, что король пожаловал ему 50 луидоров, как о великой милости (мемуары, правда, оказались фальшивыми, но чтение весьма занимательное, да и сфальсифицированы они были близко к эпохе, в 1700 году).
Мушкетёров не стало в 1775 году — из банальных соображений экономии роты расформировали. Были попытки их возродить, но неудачные. А вот, к примеру, гвардейцы, жандармы и даже фузилёры (лёгкие пехотинцы) просуществовали гораздо дольше. Но только представьте: «Три гвардейца»… не то. «Три жандарма»… даже повторять не хочется. «Три фузилёра». а это о ком? Так что «Три мушкетёра». Гримо, другой мушкет!
Слайд 8Королевские мушкетеры при Людовике XIIIРота при своем формировании насчитывала 100 рядовых
мушкетеров, 1 капитана, 2 лейтенанта и 4 корнета. До 1629 г. рота подчинялась капитан-лейтенанту легкой кавалерии, затем обрела самостоятельность. Первым ее командиром был капитан де Монтале. С 3 октября 1634 г. капитаном роты считался сам король, а ее фактический командир носил звание капитан-лейтенанта; эту должность занял г-н де Тревиль (Жан-Арман де Пейре, сеньор, с 1643 г. граф де Труавиль, иначе де Тревиль). Де Тревиль был гасконцем, в результате чего значительная часть роты вскоре состояла из земляков командира. Отличительным знаком мушкетёров был короткий лазоревый плащ «а-ля казак» с серебряными галунами и нашитыми на него спереди, сзади и на боковых лопастях белыми крестами; крест, изготовлявшийся из бархата, имел золотые королевские лилии на концах и алые трилистники на перекрестьях.
Сюжет
История, рассказанная Дюма, посвящена приключениям д’Артаньяна и его друзей в период между и 1628 годами.
Молодой небогатый гасконский дворянин Шарль д’Артаньян (что означает «из Артаньяна») в апреле 1625 покинул дом и отправился в Париж, надеясь на место в полку мушкетёров. По дороге, в (фр. Meung-sur-Loire), он ввязался в драку с графом Рошфором, приближённым кардинала Ришельё, и тот похитил его рекомендательное письмо. По существовавшим правилам капитан королевских мушкетеров де Тревиль не мог дать д’Артаньяну места в своем полку до того, как он проявит свою доблесть или не прослужит в другом виде войска двух лет, и направил его в гвардейский полк Дезессара.
В силу ряда случайностей в тот же день д’Артаньян оскорбил одного за другим троих опытных мушкетёров — Атоса, Портоса и Арамиса — и получил от всех троих вызовы на дуэль. Но дуэль была прервана появлением гвардейцев кардинала, которые хотели арестовать четвёрку за нарушение указа о запрете дуэлей. Д’Артаньян и три мушкетера победили превосходящего противника и стали друзьями. Кардинал Ришельё пожаловался на выходки мушкетёров королю, тот пожурил де Тревиля, но втайне гордился тем, что ему служат такие люди.
Д’Артаньян нанял слугу по имени Планше и остановился у галантерейщика Бонасьё и его жены Констанции, в которую вскоре влюбился. Констанция была при дворе в услужении у королевы Анны Австрийской. Королева подарила безнадёжно влюблённому в неё английскому министру лорду Бэкингему дюжину своих алмазных подвесок. Кардинал решил скомпрометировать королеву: он уговорил короля Людовика XIII устроить бал и предложить Анне появиться на нём в подвесках. Тем временем агент кардинала, Миледи, похитила у Бэкингема две подвески. По просьбе Констанции, д’Артаньян и три мушкетёра отправились в Лондон, чтобы спасти честь королевы. По дороге троих мушкетёров вывели из строя ловушки, подстроенные кардиналом, один д’Артаньян, сразившись по дороге в Англию с посланником кардинала, графом де Вардом, добрался до Бэкингема и получил у него подвески. Королева появилась на балу в подвесках, кардинал посрамлён.
Однажды, заметив несдержанный разговор между прелестной девушкой и англичанином, Д’Артаньян вызывает последнего на дуэль. На дуэли мушкетёры победили англичан, лорд Винтер, которого д’Артаньян пощадил, познакомил его с девушкой, оказавшейся вдовой покойного старшего брата лорда — леди Кларик. Д’Артаньян воспылал к ней страстью, но от её служанки Кэт узнал, что миледи любит графа де Варда. Подменив письма, д’Артаньян вызывает у миледи ненависть к якобы отвергнувшему её де Варду. Она решает покончить с де Вардом руками д’Артаньяна и проводит с ним ночь. Потрясённый д’Артаньян замечает у неё на плече клеймо и вспоминает рассказ о жене Атоса.
Король начал осаду мятежной крепости Ла-Рошель, оплота гугенотов. Три мушкетёра и д’Артаньян, который теперь тоже стал мушкетёром, проявляют на войне чудеса удали и героизма. Кардинал же задумал убийство Бэкингема и с этой целью послал в Лондон Миледи. В этой роковой женщине Атос узнал свою бывшую жену, графиню де Ла Фер, ныне известную соблазнительницу и отравительницу. Мушкетёры предупредили лорда Винтера об опасности, так что миледи была арестована, едва ступив на землю Англии. Но затем миледи удалось соблазнить капитана Фельтона, воспитанника и подчинённого лорда Винтера, так что тот выпустил её и заколол Бэкингема.
Миледи вернулась во Францию и скрылась в монастыре кармелиток. Как оказалось, в этом же монастыре скрывалась возлюбленная д’Артаньяна, Констанция. Миледи вошла к ней в доверие и попыталась похитить. Когда к монастырю приблизилась четвёрка мушкетёров, миледи пришлось отравить её, лелея в душе ещё большую месть. Девушка умерла на руках у д’Артаньяна. Мушкетёры решили покончить со злодейкой. Они выследили ее, схватили и самостоятельно приговорили к казни. Лилльский палач, жизнь брата которого тоже погубила миледи, привёл приговор в исполнение.
Мушкетёры ожидали сурового наказания за свои поступки. Но Ришельё, втайне опасавшийся своей компаньонки, оценил потенциал д’Артаньяна и в знак примирения подарил ему патент на чин лейтенанта мушкетёров. Сразу же по окончании кампании Портос женился на богатой вдове, а Арамис стал аббатом. Атос прослужил под началом д’Артаньяна ещё 2 года и вышел в отставку, получив наследство.
Слайд 10Организация второй роты мушкетеровНа ту же эпоху приходится появление второй роты
королевских мушкетёров, сформированной из бывших мушкетёров кардинала Мазарини, подаренных им королю в 1660 г. в связи со свадьбой последнего. Они получили название «малых мушкетёров» в противоположность изначальным «большим мушкетёрам», или «чёрных мушкетёров» (по присвоенной им в 1663 г. масти коней — до того же рота была пешей) в противоположность «серым мушкетёрам». В 1665 г. рота была причислена к «королевскому военному дому» и переформирована по образцу первой роты; король объявил себя её капитаном, фактическое же командование было передано г-ну Кольберу-Молеврие — брату всемогущего генерального контролера финансов Жана-Батиста Кольбера.
Анна Каренина
Этот роман Льва Толстого экранизировали пореже «Трех мушкетеров», но чаще, чем «Войну и мир» — да и сюжет книги известен, пожалуй, всем. О возрасте героини Толстой прямо не пишет, но обычно предполагают, что в начале сюжета ей 25-26 лет, а погибла она в 28. В СССР роман впервые перенесли на экран в 1953, это была киноверсия постановки МХАТа, а роль Анны исполнила народная артистка СССР и лауреат пяти Сталинских премий Алла Тарасова, которой тогда было 66 лет; в театре она играла Каренину с 1937 года. Впрочем, «канонической» экранизацией романа в СССР считалась картина Александра Зархи 1967 года, в которой роль Анны Карениной исполнила 33-летняя Татьяна Самойлова — признанная звезда советского кино того времени, известная прежде всего по драме «Летят журавли». Впрочем, были и другие постановки — например, фильм-балет 1974 года с 49-летней Майей Плисецкой. Уже в 2017-м свою версию «Анны Карениной» снял Карен Шахназаров — в его сериале «Анна Каренина. История Вронского» главную героиню сыграла 32-летняя Елизавета Боярская.
«Обойдемся без поезда!» Кто решил спасти жизнь Анне Карениной
Подробнее
Возраст героев: преимущества и недостатки
Возраст героев в романе «Три Мушкетера» имеет свои преимущества и недостатки, которые оказывают влияние на развитие сюжета и характеры персонажей.
Наиболее зрелым из героев является Атос, который уже достиг среднего возраста. Его спокойная и обдуманная натура позволяет ему принимать рациональные решения, взвешивать все возможные последствия и действовать с умом. Благодаря своей жизненной мудрости, Атос становится главной опорой и советником для других героев, помогая им преодолеть трудности и выбрать правильный путь.
Портос, хоть и моложе Атоса, также обладает некоторой жизненной мудростью. Его сильная физическая сила и опыт военных действий делают его ценным союзником во время сражений. Однако, несмотря на умение анализировать ситуацию, Портос иногда бывает слишком самоуверенным и склонным к лишней безрассудности.
Арамис и д’Артаньян моложе своих товарищей и еще не имеют того жизненного опыта, что и Атос или Портос. Они, хоть и обладают решительностью и амбициозностью, иногда принимают поспешные решения, не замечая скрытых опасностей. Однако их молодость и энтузиазм позволяют им проявлять отвагу и любовь к приключениям, становясь двигателями действия.
Таким образом, возраст героев в «Три Мушкетера» играет значительную роль в формировании их характеров и взаимоотношений. Он вносит разнообразие в сюжет, позволяет показать различные аспекты жизни и окружающего мира. Возрастные различия героев нейтрализуются их взаимным уважением и доверием, что помогает им достичь своих целей и выжить в опасных ситуациях.
Кто из мушкетеров похоронен в Париже? Раскрытие тайны
Интрига начинается
На протяжении долгих лет историки спорили о том, почему в крипте нашего собора было изображено только два имени — Атос и Портос. Многие предполагали, что Арамис был похоронен где-то еще, но точное место его захоронения оставалось загадкой. Эта интрига подогревала множество догадок и теорий, но надежного ответа так и не было найдено.
Раскрытие тайны
Однако, недавно был обнаружен документ, который полностью перевернул наше представление об этой исторической загадке. В архивах была найдена запись о том, что Арамис был похоронен в Париже, но в другом храме — Базилике Сен-Сульпис.
Мушкетер | Место захоронения |
---|---|
Атос | Крипта нашего собора |
Портос | Крипта нашего собора |
Арамис | Базилика Сен-Сульпис |
Таким образом, тайна о похоронении мушкетеров в Париже окончательно раскрыта. Теперь знаем, что два из них, Атос и Портос, похоронены в крипте нашего собора, а Арамис — в Базилике Сен-Сульпис. Это делает эти места еще более значимыми с точки зрения истории и позволяет нам лучше понять и уважать наследие трех великих мушкетеров.
Конец легендарной команды: гибель одного из трех
В 1628 году мушкетеры столкнулись с непредсказуемой опасностью. Во время осады Ла-Рошеля, города, контролируемого гугенотами, отряд мушкетеров был атакован вражескими силами. В этом сражении Портос, один из главных героев, погиб. Он отдал свою жизнь защищая Францию и своих товарищей по команде.
Смерть Портоса стала крупным потрясением для оставшихся двух мушкетеров и всей Франции. После его гибели, Атос и Арамис продолжили свои приключения, но ушли из строя, так как потеря своего товарища повлияла на них глубоко эмоционально.
Гибель Портоса — удар для королевства
Вести о гибели Портоса распространились по Франции, вызвав шок и сожаление. Он был уважаемым героем и символизировал мужество и преданность. Его потеря стала национальной трагедией. Король и многочисленные почитатели Портоса выразили свои соболезнования и признание его отваге.
Дальнейшие судьбы Атоса и Арамиса
После потери Портоса, Атос и Арамис продолжили служить королю и Франции, но без той страсти и рвения, которые сопровождали их раньше. Гибель друга и соратника повлияла на их отношения и состояние души.
Жизнь и судьба Атоса и Арамиса после смерти Портоса остаются для нас загадкой. Однако, эти трое мушкетеров всегда будут оставаться символами отваги, дружбы и преданности, навсегда вписав свои имена в историю Франции и всего мира.
Мушкетер | Год гибели |
---|---|
Портос | 1628 |
История создания произведения
Впервые «Три мушкетёра» были опубликованы в 1844 году. Выходила книга по главам и всегда заканчивалась на неожиданном месте, чтобы читатели жаждали продолжения.
Сам Дюма-отец писал, что первоосновой для такой необычной истории выступили мемуары французского военного Д`Артаньяна (примерно 1700 года написания), найденные только после его смерти.
Прототип книжного героя на самом деле служил в чине капитан-лейтенанта первой роты мушкетеров короля. Первоначально Дюма даже задумал дать имя своему персонажу, Натаниэль, но издателям оно совсем не приглянулось. А вот рассказчиком истории о мушкетерах автор пожелал сделать графа де ля Фэр, то есть Атоса.
Кстати, у других героев тоже были свои прообразы: у Атоса — дворянин из купеческой семьи, скончавшийся от серьёзной раны, полученной на дуэли; у Портоса — сын нотариуса; у Арамиса — дворянин в одном из высоких католических титулов.
Исторически прообразы главных героев занимались разными делами, служили в роте в разное время и, соответственно, вообще не были знакомы. Объединяло их только одно — творческое видение Дюма и роман «Три мушкетёра».
Слайд 26АрамисЭтот мушкетер был прямой противоположностью тому, который обратился к нему, назвав
его Арамисом. Это был молодой человек лет двадцати двух или двадцати трех, с простодушным и несколько слащавым выражением лица, с черными глазами и румянцем на щеках, покрытых, словно персик осенью, бархатистым пушком. Тонкие усы безупречно правильной линией оттеняли верхнюю губу. Казалось, он избегал опустить руки из страха, что жилы на них могут вздуться. Время от времени он пощипывал мочки ушей, чтобы сохранить их нежную окраску и прозрачность. Говорил он мало и медленно, часто раскланивался, смеялся бесшумно, обнажая красивые зубы, за которыми, как и за всей своей внешностью, по-видимому, тщательно ухаживал. На вопрос своего друга он ответил утвердительным кивком.
Слайд 20ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРАСамообладание.Хладнокровие.Благородство.Неразговорчивость, но умение, когда нужно, правильно формулировать свои мысли.Милосердность.Принципиальность в
делах чести.Готовность прийти на помощь.Неприятие лжи и притворства.Важность следования старым традициям.Недоверчивость к женщинам.Заботливость.Чадолюбие.Угрюмость вследствие внутреннего стресса и конфликта (только до 30-ти лет). КАРЬЕРА, РОД ЗАНЯТИЙ, УМЕНИЯ, УВЛЕЧЕНИЯ, ОБРАЗОВАНИЕПревосходное по меркам любого времени образование.Знание нескольких языков в совершенстве.Знания генеалогии и геральдики.Знание этикета.Изучал схоластические науки, следовательно, имел познания в логике, теологии и пр.Разбирался во всех необходимых дворянину того времени дисциплинах, начиная от охоты и заканчивая меткой стрельбой и фехтованием.Знал толк в кулинарии.Знание морского дела и навигации.Дар пророчества в конце жизни
КАРЬЕРА, РОД ЗАНЯТИЙ, УМЕНИЯ, УВЛЕЧЕНИЯ, ОБРАЗОВАНИЕПревосходное по меркам любого времени образование.Знание нескольких языков в совершенстве.Знания генеалогии и геральдики.Знание этикета.Изучал схоластические науки, следовательно, имел познания в логике, теологии и пр.Разбирался во всех необходимых дворянину того времени дисциплинах, начиная от охоты и заканчивая меткой стрельбой и фехтованием.Знал толк в кулинарии.Знание морского дела и навигации.Дар пророчества в конце жизни.
Немного об Александре Дюма
Александр Дюма, один из самых известных французских литераторов, драматургов и журналистов, родился в 1802 году во Франции. Всё своё детство и юность он провел в небольшом городке Вилле-Котре. Когда он понял, что хочет стать драматургом, то без промедления переехал в Париж. Тогда будущему писателю было всего 20 лет, и у него не было совсем ничего: ни связей, ни денег, ни образования — лишь каллиграфический почерк.
Удивительно, но Дюма занялся самообразованием и достиг в этом больших успехов. Он читал книги в невероятном количестве и посещал парижские театры, набираясь опыта для драматургического дебюта. В итоге он написал несколько пьес, параллельно занимаясь публикацией журнальных статей.
Время с 1840 по 1850 считается самым плодотворным в жизни писателя. Он создавал шедевр за шедевром, чем и прославил себя в мировой литературе: «Три мушкетёра», «Граф Монте-Кристо», «Робин Гуд», «Учитель фехтования», «Королева Марго», «Графиня де Монсоро» и пр. Всего Дюма создал более 500 томов произведений разной жанровой направленности. Потрясающая работоспособность!
Так как имя «Александр Дюма» носил ещё и сын писателя (тоже прославленный в своё время автор), к имени первого принято традиционно прибавлять пометку «отец».
Вкус славы
«У нас, гасконцев, лучший в мире вкус. Ничто нам не по вкусу, кроме славы.» – песня из кф.
Следует отметить, что король настолько доверял д’Артаньяну, что попробовал его продвинуть по карьерной лестнице в качестве губернатора недавно завоеванного города Лилля (Lille). Бравый мушкетер короля пытался быть хорошим администратором с апреля по декабрь 1672 года. И, наверняка с желанием, возвращается на фронт, где понятно – кто враг, а кто свой.
Оставаясь до конца храбрым солдатом, верным долгу, д’Артаньян в 62 года достойно погибает в бою при Маастрихте (Maëstricht), в июне 1673 года.
25 июня командующий приказал мушкетерам атаковать яростно защищающуюся ключевую позицию противника. Д’Артаньян, накануне потеряв в атаке 80 человек своей роты, страшно усталый, повел своих солдат на штурм. Они взяли укрепление. Когда стали подсчитывать потери, оказалось, что командира нет. Его нашли далеко впереди остальных, смертельно раненого в горло.
Гибель Д’Артаньяна опечалила и армию, и двор. Король Людовик XIV отслужил мессу в своей часовне, и написал королеве в письме:
С большой вероятностью тело д’Артаньяна захоронено в церкви Святых Петра и Павла (l’église St Pierre-et-Paul de Wolder), на окраине города Маастрихт (Нидерланды).
Хотелось веселья – извольте! Тюремщик…
На гребне удачи, под восторженные взгляды дам и уважительные современников, когда до пенсии рукой подать, и вот-вот заживем…
Король соблаговолил назначить именно д’Артаньяна на роль тюремщика Николя Фуке (Nicolas Fouquet)****. Фуке был другом Шарля д’Артаньяна и, по совместительству, самым шикарным суперинтендантом финансов за всю историю Франции.
У Шарля подкосились ноги, когда он вышел за дверь залы официальных аудиенций короля. Он попросил вина что бы не упасть в обморок «il succombe à l’émotion au point qu’il fut obligé de demander du vin pour ne pas défaillir…». Сие нестандартное поведение блистательного шевалье было кем-то где-то зафиксировано, и дошло до нас, как свидетельство. Это произошло в Нанте (Nantes) 4 сентября 1661 года.
Но и здесь наш герой остается мужественным гасконцем, он верен королю и долгу!
Исторические лица[]
Царствующие особы
- 1-й роман
- король Франции Людовик XIII (I)
- королева Франции Анна Австрийская, жена Людовика XIII и мать Людовика XIV действует во всех трёх романах цикла. Дюма, с одной стороны, рисует королеву в положительном свете: она красива, благородна, полна чувства собственного достоинства. В то же время она легкомысленна и неблагодарна; роман с кардиналом Мазарини, по мысли Дюма, унижает королевское достоинство Анны.
- 2-й роман
- король Франции Людовик XIV — действует в романах «Двадцать лет спустя» и «Десять лет спустя». В романе «Двадцать лет спустя» он ещё ребёнок, однако Дюма подчёркивает его самостоятельность, чувство собственного достоинства и зарождающуюся неприязнь к кардиналу Мазарини. Людовик является одним из главных героев романа «Десять лет спустя»: любовные интриги короля, его увлечение де Лавальер, которую любит сын Атоса, виконт де Бражелон — один из основных сюжетов книги. (II, III)
- король Англии Карл I является одним из действующих лиц романа «Двадцать лет спустя». Мушкетёры пытаются спасти короля от казни по поручению его супруги, королевы Генриетты, но их миссия оказывается неудачной. (II)
- королева Англии Генриетта Мария Французская, жена Карла I и сестра Людовика XIII. (II)
- 3-й роман
- их сын король Англии Карл II при помощи мушкетеров возвращает себе престол в романе «Десять лет спустя».
- его сестра принцесса Генриетта Стюарт, жена герцога Орлеанского, невестка Людовика XIV
- герцог Филипп I Орлеанский, брат Людовика XIV, муж Генриетты
Французская аристократия и придворные
- 1-й роман
- Де Тревиль — капитан роты королевских мушкетёров.
- Дэзессар — командир гвардейцев, зять Тревиля
- Ла Порт (Pierre de La Porte, 1603—1680) — камердинер королевы Анны Австрийской
- Ла Шене — камердинер короля
- герцогиня де Шеврёз — придворная дама; у Дюма — возлюбленная Арамиса («белошвейка»), фигурирует во всех трёх романах цикла. Виконт де Бражелон — её сын, которому она отчасти покровительствует.
- 2-й роман
Герцог де Бофор — внук Генриха IV, фигурирует в «Двадцать лет спустя» и «Виконте де Бражелоне». В романе «Двадцать лет спустя» слуга Атоса, Гримо, помогает герцогу бежать из Венсенского замка и принять участие во Фронде. (II, III)
- 3-й роман
- Луиза Лавальер — фаворитка Людовика XIV. У Дюма появляется в романе «Двадцать лет спустя»: здесь она маленькая девочка, в которую влюблён юный виконт де Бражелон. В романе «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя» Луиза оказывается при дворе: она искренне влюбляется в Людовика XIV, что приводит в отчаяние де Бражелона. В финале книги показана трагическая судьба Лавальер: она оставлена королём и одинока. (III)
- мадемуазель де Тонне-Шарант — будущая мадам де Монтеспан (III).
- Николя Фуке — министр финансов (III)
- Жан-Батист Кольбер — соперник Фуке, занял его место как советник Людовика XIV и министр финансов (III)
- Безмо де Монлезен — комендант Бастилии, обязанный своей должностью Фуке и Арамису.
Персонажи
Кардинал Ришельё на осаде Ла-Рошели. Картина Анри Поля Мотта, 1881
Главные герои
Портрет герцога Бекингема (Рубенс)
- Д’Артаньян (господин Д’Артаньян-сын)
- Атос (граф де Ла Фер)
- Портос (барон дю Валлон де Брасье де Пьерфон)
- Арамис (шевалье Рене д’Эрбле, епископ Ваннский)
Реальные исторические личности
- кардинал Ришельё
- король Людовик XIII «Справедливый»
- королева Анна Австрийская
- герцог Бекингем
- капитан-лейтенант мушкетёров Де Тревиль
- Ла Порт
- герцогиня де Шеврёз
- Джон Фельтон
- король Англии Карл I
Вымышленные персонажи
- Миледи. Она же Анна де Бейль, она же леди Кларик, она же баронесса Шеффилд, она же Шарлотта Баксон, она же графиня де Ла Фер, она же леди Винтер. Шпионка кардинала.
- граф Рошфор. Преданный советник кардинала. Вероятно, имеет реального исторического прототипа.
- Констанция Бонасьё. Жена галантерейщика Бонасьё и любовница д’Артаньяна. (В книге по имени «Констанция» называется редко, всего 15 раз, почти везде в романе фигурирует как «г-жа Бонасьё»; её имя стало чаще упоминаемым в экранизациях, в частности, в советской 1979 года).[источник не указан 1738 дней]
- Планше. Слуга д’Артаньяна.
- Гримо. Слуга Атоса.
- Базен. Слуга Арамиса.
- Мушкетон. Лакей Портоса.
- Кэтти. Девушка, соблазнённая д’Артаньяном. Служанка миледи, затем герцогини де Шеврёз.
- г-н Бонасьё. Муж Констанции Бонасьё, мещанин, галантерейщик. Стал работать на кардинала после обмана, запугивания и подкупа. Был арестован, когда стал не нужен Ришельё.
- Лорд Винтер. Английский дворянин, брат второго мужа миледи (умершего от загадочной болезни, вероятно, отравленного ею). Арестовал миледи, намереваясь сослать её в отдалённые колонии, впоследствии принял участие в суде над ней.
Влияние возраста на характер героев и развитие сюжета
Молодость и жизнерадостность героев, таких как д’Артаньян, Атос, Портос и Арамис, создают атмосферу приключений, опасности и страсти. Они полны энергии и рвения, стремятся к славе и признанию. Возможность участвовать в опасных заданиях и рискованных дуэлях является для них привлекательной возможностью показать свои навыки и достичь своих целей. Их молодость и азартность порождают неконтролируемые поступки, неразбериху и временные межличностные конфликты.
С другой стороны, опыт и зрелость героев старшего возраста, таких как кардинал Ришелье и герцог де Ришелье, имеют огромное влияние на разные повороты сюжета. Их стратегическое мышление и проницательность позволяют им действовать в тени и манипулировать затянувшейся игрой интриг и политических махинаций. Они используют свой возрастный опыт и стремятся добиться своих целей, даже если это подразумевает измену своим подчиненным или скрытые действия против мушкетеров.
Разница в возрасте героев создает динамику и напряжение в отношениях между ними. Д’Артаньян, которому около двадцати лет, находится внутри этого напряжения, поскольку он одновременно стремится быть равным своим более опытным товарищам и иметь возможность покорить своё место в мире взрослых.
Таким образом, возраст героев имеет существенное значение в романе «Три Мушкетера». Он определяет их характеры, влияет на развитие сюжета и создает завязку для разнообразных межличностных и политических конфликтов, которые делают эту историю таким увлекательным и захватывающим.
Примечания
- Вера Камша «Тысяча и одна серия»
- American literary gazette and publishers’ circular. The University of California, 1864
- André Maurois. Alexandre Dumas: a great life in brief. Knopf, 1966
- William Conant Church. The Galaxy, Volume 23. Volumes 7-12 of American periodical series, 1850—1900. W.C. and F.P. Church, 1965. Original from the University of California
- André Maurois. The Titans: a three-generation biography of the Dumas. Harper, 1957. 508 pages
- ↑ Porthos
- http://www.archive.org/details/macmillansmagazi83macmuoft). Также в книге Джулии Пардо(Julia_Pardoe) «Жизнь Марии Медичи»(The Life of Marie de Medicis — Volume 3) цитируются неопубликованные Мемуары некоего Рамбюра, который участвовал вместе с Рошфором в поимке Сен-Мара. Очень часто его путают с Анри-Луи д’Алуаньи и графом де Рошфор-Люсэ. Но ни тот, ни другой не имеют отношения к нашему Рошфору.
- Paul Mahalin 1838-1899