Мона лиза

Известность Джоконды

Картина была очень высоко оценена среди современников Леонардо, но с десятилетиями она стала забытой. Вплоть до XIX века о ней не вспоминали до того момента, как писатель-романтик Теофиль Готье рассказал про «джокондовскую улыбку» в одном из своих литературных произведений. Странно, но до этого момента эту особенность картины называли просто «приятной» и никакой тайны в ней не было.

Настоящую популярность среди широкой публики картина приобрела в связи со своим таинственным похищением в 1911 году. Газетная шумиха вокруг этой истории набрала картине огромную популярность. Ее удалось разыскать лишь 1914 году, где она была все это время – остается загадкой. Ее похитителем был Винчецо Перуджо, работник Лувра, по национальности итальянец. Точные мотивы похищения неизвестны, вероятно он хотел вывести полотно на его историческую родину Леонардо, Италию.

Мона Лиза в наши дни

«Мона Лиза» по-прежнему «живет» в Лувре, ей, как главной художественной приме, выделено отдельное помещение в музее. Несколько раз она страдала от вандализма, после чего в 1956 году ее поместили в пуленепробиваемое стекло. Из-за этого она сильно бликует, поэтому разглядеть ее иногда бывает проблематично. Тем не менее – именно она привлекает своей улыбкой и мимолетным взглядом большинство посетителей Лувра.

Кража

«Мона Лиза» была украдена в 1911 году итальянским сотрудником Лувра по имени Винченцо Перуджа. Он считал, что картина была украдена в Флоренции Наполеоном Бонапартом, и хотел, чтобы полотно «вернулось в свой настоящий дом». В течение двух лет местоположение картины оставалось полной загадкой, а СМИ во всем мире размышляли о возможных причинах отсутствия картины в музее и ее местонахождении. В 1913 году Перуджа связался с итальянским арт-дилером Альфредо Джери и попросил денежное возмещение от итальянского правительства в обмен на транспортировку «Моны Лизы» обратно во Флоренцию.

Учитывая, что Перуджа запросил за возврат картины в Италию сущие гроши (при этом 2 года хранил ее под матрасом в своей квартире), люди заподозрили, что инцидент с украденной картиной был попросту уловкой, созданной для повышения интереса к картине и галерее. Когда выяснилось, что вор, который сотрудничал с Перуджей, был не кто иной, как известный фальсификатор искусства Эдуардо де Вальферно, появилась теория, что «Мона Лиза» была украдена, чтобы сделать копию картины и продавать поддельные копии неосведомленным коллекционерам за огромные деньги.

О работе

Пожалуй, самой знаменитой картиной в истории западноевропейской живописи является именно эта — потемневшая, покрытая трещинами и грязью, которую никто не осмеливается счищать. «Мона Лиза» — величайший портрет всех времен и народов.

В течение долгого времени картина была объектом жарких споров. Джорджо Вазари отмечал в своей «Жизни художников»: «Для Франческо дель Джокондо, богатого флорентийского торговца, Леонардо написал портрет Моны Лизы, его жены». Подписанный «Джоконда», портрет известен и под этим названием.

Впрочем, то, что на портрете изображена Лиза Джерардини дель Джокондо, вызывало и продолжает вызывать большие сомнения. Картина обычно датируется 1503-1506 годами, однако некоторые исследователи относят её к 1514 году. И ещё одна загадка: почему Леонардо не отдал готовый портрет заказчику, а держал его при себе до самой смерти?

Как правило, портреты в Италии XV века писались в профиль и были довольно формальными, во многом повторяя чеканку римских монет. Долгое время заказать свой портрет могли только очень богатые и знатные люди, которые хотели видеть себя на портрете не столько узнаваемыми, сколько властными. Однако уже в том же XV веке портреты стали заказывать и богатые купцы. Новые заказчики, напротив, требовали портретного сходства. Умение Леонардо создавать портреты с наибольшей силой воплощено в «Моне Лизе», обозначившей переход от формального портрета раннего Ренессанса к более реалистичному портрету эпохи Высокого Возрождения.

Её глаза

Тёмные глаза Моны Лизы смотрят прямо на зрителя из-под слегка затенённых век.

По эмоциональному выражению Вазари, «её брови, благодаря каждому вырастающему из кожи волоску, показанному художником, невозможно было изобразить натуральнее».

Приходится верить ему на слово, поскольку у современной Мона Лизы вообще нет ни бровей, ни ресниц. С одной стороны, в средневековой Флоренции существовала мода на выщипанные брови, а с другой, брови и ресницы могли исчезнуть во время одной из неудачно проведённых реставраций.

Выражение «улыбка Моны Лизы» давно стало нарицательным. Эта знаменитая улыбка сотни раз истолковывалась, обсуждалась и даже воспевалась в популярных песнях.

Улыбка Моны Лизы слегка асимметрична, что и делает её такой загадочной. Вместе с тем, она прописана так, что невозможно уловить границу перехода между губами и кожей лица. Для достижения этого эффекта Леонардо использовал тончайшие оттенки цвета и всё тот же приём сфумато.

Трещины

Изображение покрыто тонкой паутинкой трещин. Они возникают потому, что с течением времени краска и лак становятся ломкими.

Мотив узелк

Вышивка, украшающая вырез платья Моны Лизы, может быть зашифрованной подписью Леонардо, поскольку итальянское слово «завязывать» («vincolare») созвучно фамилии художника. Подобные узелки встречаются и на других картинах Леонардо.

Элегантные руки

Расслабленные и элегантные, полные, округлые, сложенные друг на друга руки делают портре более естественным.

Расположение рук и кистей работает на создание строгой треугольной композиции, заставляя взгляд зрителя перемещаться по всей картине.

Пустынный пейзаж

Существует явный контраст между городской женщиной и открывающимся за её спиной диким горным ландшафтом. Леонардо всегда отвергал общепринятую в те времена манеру изображать умиротворённые пейзажи и писал природу загадочной, могучей, непознаваемой. Так и здесь — ничто, кроме извилистой дороги и моста, не указывает на какое-нибудь присутствие человека.

Особенности названия

О величайшем творении Леонардо да Винчи, наверное, слышал каждый – оно не нуждается в отдельном “представлении”. Несмотря на это, есть немало фактов, что известны немногим.

Кроме того, сама эта работа Леонардо хранит немало тайн. Одно только её название является своего рода “шифром”. Слово “мона” является производным от “монна”, а именно – сокращённым вариантом фразы “ма донна” (переводится как «моя госпожа»).

Я уверена, что вам известно и другое название картины – «Джоконда». Оно впервые упоминается в 1525 году в списке художника Салаи, где картина обозначается как «Ла Джоконда». Такое название имеет прямое отношение к фамилии женщины, изображённой на полотне. Её мужа звали господином Джокондо (с итальянского эта фамилия переводится как «весёлый»). Буква “а” в конце слова появилась в женской интерпретации.

Леонардо да Винчи «Мона Лиза» или «Джоконда», 1503-1519 года, Местонахождение: Лувр, Париж, Франция

Скрытая картина за портретом

Используя технологии инфракрасной и лазерной визуализации на «Моне Лизе», канадские ученые в 2006 году обнаружили на холсте черновые наброски да Винчи, в том числе изменение положения указательного и среднего пальцев левой руки. Это были далеко не единственные открытия на картине — также нашлись кружево на платье Моны Лизы и покрывало на ее коленях.

В 2015 году французский инженер Паскаль Котт использовал похожие методы проецирования световых лучей с различными длинами волн на полотно, после чего измерял количество отраженного света. Любопытно, что его открытие позволило увидеть секретный портрет, закрашенный современной картиной. Котт обнаружил четыре изображения под современным изображением, в том числе портрет молодой женщины с миниатюрными чертами лица и без улыбки. Появились разные теории о реальной личности женщины на картине, но, возможно, ее истинная личность навсегда останется загадкой.

Айзелуортская Мона Лиза

Неизвестный художник (Леонардо да Винчи?). Айзелуортская Мона Лиза. 1503-1507 гг. Частная коллекция

Этот портрет был открыт широкой публике около 100 лет назад. Английский коллекционер выкупил её у итальянских владельцев в 1914 году. Те якобы не представляли, каким сокровищем обладают.

Была видвинута версия, что это та самая Мона Лиза, которую Леонардо написал на заказ для синьора Джокондо. Но не окончил его.

Также предполагают, что ту Мону Лизу, что висит в Лувре, Леонардо уже писал лет через 10. Уже для себя. Взяв за основу уже знакомый образ синьоры Джокондо. Ради своих собственных изобразительных экспериментов. Чтобы ему никто не мешал и не требовал картину.

Версия выглядит правдоподобной. К тому же Айзелуортская Мона Лиза как раз незакончена. Об этом и писал Вазари

Обратите внимание, насколько не проработаны шея женщины и пейзаж позади неё. Выглядит она тоже моложе своей Луврской соперницы

Как будто действительно одну и ту же женщину изобразили с разницей в 10-15 лет.

Версия очень интересная. Если бы не одно большое НО. Айзелуортская Мона Лиза была написана на холсте. Тогда как Леонардо да Винчи писал только на доске. В том числе Луврскую Мону Лизу.

Судьба «Моны Лизы»

Несколько лет понадобилось мастеру, чтобы завершить свой шедевр. Точная дата написания «Моны Лизы» неизвестна и находится между 1503 и 1505 годами. Но каким было мнение заказчика о проделанной работе?

Оно, как показывает история, Леонардо не интересовало, поскольку семья дель Джокондо так и не получила картины. Да Винчи отказался продавать творение (причины отказа тоже остаются тайной). Вскоре после написания художник уезжает во Францию, где продаёт работу королю Франциску I.

Чезаре Маккари «Студия Леонардо да Винчи: Джоконду развлекают музыканты», 1863 годМестонахождение: Музей Кассиоли, Ашиано, Италия

Далеко не сразу картина Леонардо стала культовой. Эту работу то забывали, то восхваляли. Однако в 1911 году произошло особое событие – «Мону Лизу» украли из Лувра.

Скандал в СМИ сыграл в пользу картины, что теперь привлекала к себе массу внимания. Такая популярность доставила немало хлопот работникам музея – на творение да Винчи покушались с кислотой, хотели испортить тяжёлыми предметами.

Пустая стена в Лувре после кражи в 1911 году картины «Мона Лиза»

Секреты Моны Лизы

Однако точная идентификация модели – большой вопрос. Информация о персоналии пришла от Джорджо Вазари, итальянского искусствоведа. Но сообщил он о Лизе дель Джокондо уже через 31 год после смерти Леонардо, да и саму женщину не видел. Так что Вазари довольствовался слухами. Между тем есть множество версий о том, кто же точно изображен на картине: Изабелла Арагонская, Катерина Сфорца, другие придворные красавицы, просто идеальная женщина, возлюбленный Леонардо, его мать или даже он сам.


Леонардо да Винчи

Хотя картину и называют совершенством, есть у нее явный ряд недочетов. Например, просто физическое – в 1956 году полотно сперва облили кислотой, повредив нижнюю часть, а чуть позже еще и бросили камень, повредив красочный слой около локтя. С тех пор «Мона Лиза» в целях защиты выставляется за пуленепробиваемым стеклом. Впрочем, с тех пор периодически предпринимаются попытки навредить полотну.


«Мона Лиза» в Лувре

Изначально она была написана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах, а даль – в изумрудно-зеленых. Но со временем краски потемнели

Сейчас картина находится в неважном состоянии из-за многочисленных трещин – Лувр больше не планирует ее отдавать на сторонние выставки

Флора из Эрмитажа

Франческо Мельци. Флора (Коломбина). 1510-1515 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Флора очень подходит под описание Вазари. Юная, очень красивая, с необыкновенно приятной улыбкой алых губ.

К тому же именно так описывал сам Мельци любимую работу своего учителя Леонардо. В своей переписке он называет её Джокондой. На картине, по его словам, была изображена девушка невероятной красоты с цветком Коломбины в руке.

Однако мы не видим её “влажных” глаз. К тому же вряд ли синьор Джокондо позволил бы своей супруге позировать с оголенной грудью.

Так почему же Мельци её называет Джокондой? Ведь именно это имя наводит некоторых экспертов на мысль, что настоящая Мона Лиза находится не в Лувре, а в Эрмитаже.

Возможно, за 500 лет произошла путаница. С итальянского “Джиоконда” переводится, как “Веселая”. Может так и называли ученики и сам Леонардо свою Флору. Но так получилось, что это слово совпало с фамилией заказчика портрета, Джокондо.

Почему ее считают красивой

На протяжении всей истории портрет Моны Лизы приводился в качестве примера вечной красоты. Было бы очень наивно предполагать, что красота и интрига Моны Лизы ограничены только ее взглядом и ее улыбкой, поскольку она, кажется, является олицетворением так называемого золотого сечения (определенное соотношение длины и ширины предположительно является наиболее эстетически привлекательной пропорцией для человеческого глаза). Присутствующее в естественных структурах, таких как спиральный центр подсолнуха, и искусственных, таких как колонны Парфенона, золотое сечение было названо «божественной пропорцией» самим Леонардо да Винчи.

Если вокруг лица Моны Лизы нарисовать прямоугольник в соответствии с этим соотношением, ее подбородок, макушка и нос получаются идеально выровнены. Преобладание этого золотого сечения в произведениях искусства, возможно, объясняет таинственную интригу, ощущаемую теми, кто видит портрет. Пропорции Джоконды считаются наиболее приятными для глаз, создавая ощущение естественного равновесия и красоты. Кто знал, что математика может объяснить это чувство очарования

История с похищением

Но все достоинства картины были известны до поры до времени лишь тонким ценителям изобразительного искусства. А сделала «Мону Лизу» всемирно знаменитой история с ее похищением. В 1911 году полотно украл работник Лувра Винченцо Перуджа.


Винченцо Перуджа

Франция незамедлительно перекрыла границы, а в число подозреваемых попал даже Пабло Пикассо. Газеты тут же раструбили эту историю, посмеиваясь над попытками полиции найти пропавший шедевр. Детективная история «Кто украл Мону Лизу?» распространилась по всему миру. И только гибель «Титаника» сменила фокус.


1911 год. Пустая стена, где висела «Мона Лиза»

А саму картину нашли через два года в Италии. Вор отозвался на объявление в газете и явился продавать «Джоконду» галерее Уффици. Знаменитую картину провезли по Италии и вернули в Париж 4 января 1914 года. Возвращение стало очередным освещаемым спектаклем. Неудивительно, что народ толпами шел в музей смотреть на знаменитую картину.

Тревожный взгляд

Наверняка, некоторые задавались вопросом, как это возможно, что взгляд Джоконды будто простирается куда-то за пределы картины, но в то же время он направлен прямо на зрителя

Неважно, с какой стороны смотреть на картину, Джоконда продолжает «смотреть прямо на зрителя». Казалось бы, в нашем трехмерном мире тени и свет на поверхностях должны «смещаться» в зависимости от ракурса зрения, но это не относится с двумерным поверхностям

Подобное оптическое явление можно объяснить научной теорией, описанной специалистами из Университета Огайо, в которой доказано, что что изображение может выглядеть одинаково, независимо от угла, под которым оно рассматривается.

Мастерская манипуляция Леонардо да Винчи с красками на холсте создает чрезвычайно реалистичное ощущение глубины во взаимодействии тени и света. Именно это явление создает перспективу и придает Моне Лизе ее тревожный взгляд.

Описание картины

На полотне небольшого размера изображена женщина средних след, в темной накидке (по мнению историков – признак вдовства), сидящая вполоборота. Как на других портретах Итальянского Возрождения у Моны Лизы отсутствуют брови и выбриты волосы на верхушке лба. Скорее всего, модель позировала на балконе, так как видна линия парапета. Считается, что картина немного обрезана, в оригинальный размер виднеющиеся позади колонны входили полностью.

Считается, что композиция картины – эталон портретного жанра. Она написана по всем законам гармонии и ритма: модель вписана в пропорциональный прямоугольник, волнистая прядь волос созвучна с полупрозрачной вуалью, а сложенные руки придают картине особую композиционную завершенность.

Улыбка Моны Лизы

Это словосочетание уже давно живет отдельно от картины, превратившись в литературный штамп. Это главная загадка и очарование полотна

Она привлекает внимание не только обычных зрителей и искусствоведов, но и психологов. Например, Зигмунд Фрейд называет ее улыбку «флиртующей»

А особый взгляд «мимолетным».

Здорова ли Мона Лиза?

Загадка таинственной Моны Лизы, возможно, была, наконец, раскрыта бостонским врачом. Доктор Мандип Р. Мехра диагностировал у Моны Лизы гормональные нарушения, когда он заметил странные детали ее внешности — бледный цвет лица, редеющие волосы и слегка перекошенную улыбку. Мехра работает директором сердечно-сосудистого центра в Женской больнице Бригхэма

Врач заявил, что ему трудно не обращать внимание на клинические диагнозы. Мехра заметил наличие небольшой мясистой выпуклости во внутреннем углу левого глаза, ее редкие волосы и залысины, отсутствие волос на бровях и выпуклость рядом с указательным пальцем

В сочетании с ее желтой кожей и выпуклостью на шее (т. е. увеличенной щитовидной железой) это заставило его предположить, что странная улыбка Джоконды может быть вызвана мышечной слабостью.

Таким образом, он пришел к выводу, что Мона Лиза страдала от состояния, называемого гипотиреозом. Мехра продолжил свое исследование исторических условий, связанных с рационом женщины, и обнаружил, что пища с дефицитом йода обычно была характерна для начала XVI века. Поскольку йод является важным питательным веществом, который играет важную роль в поддержании здоровья щитовидной железы, загадка любопытной улыбки Моны Лизы, наконец, может быть раскрыта.

Интересные факты: 1. По некоторым данным Леонардо да Винчи потратил почти 12 лет, рисуя губы «Мона Лизы». 2. Сотрудники Амстердамского Университета провели исследования эмоций, выражаемых Моной Лизой на портрете. Оказалось, что с вероятностью 83% ее лицо имеет счастливое выражение лица, 9% она испытывает к чему-то отвращение, 6% — Мона Лиза испугана, и 2% — она сердита.

3. Удивительно, но единственная картина в Лувре, которая не застрахована — это именно «Мона Лиза» как говорят в Лувре: «Потому что она бесценна» . Но по некоторым данным стоимость картыны оцениваеться в миллиард доларов.

4. На картину много раз покушались, первая попытка произошла в 1956 году, в картину плеснули кислотой, в том же году в нее кинули камень, а в 1974 году в Токио в нее плеснули краской. После того как в «Мону Лизу» кинули камень, у ее левого локтя осталось едва заметная отметина.

5. В 1911 году «Мона Лиза» была украдена из Лувра. Главным подозреваемым был Пабло Пикассо, который считал, что первобытные художники были предшественниками кубистов, а музеи – гробницами искусства, в которых оно спрятано от настоящей жизни.

6. Как показал pентген, под известной нам «Моной Лизой» есть еще тpи ее пеpвоначальных ваpианта.

7. На картине у Моны Лизе нет бровей.

8. Личность, изображённая на портрете, до сихпор не идентифицирована. По некоторым данным это могли быть:

История создания шедевра: сколько лет продолжали рисовать Мону Лизу

Мону Лизу, одно из самых известных произведений итальянского художника Леонардо да Винчи, решил создать сам Леонардо в 1503 году. Однако, процесс создания этой мировой живописной иконы занял намного больше времени, чем можно было бы подумать.

Известно, что Леонардо работал над Моной Лизой со сменой занятий и перерывами. Считается, что он продолжал работу над этой картиной в течение 16 лет, до своей смерти в 1519 году. Вполне возможно, что Леонардо вернулся к портрету Моны Лизы на различных стадиях его творческого пути, что могло сказаться на продолжительности работы над произведением.

Также следует отметить, что Мона Лиза осталась незаконченной — Леонардо никогда не считал картину окончательно завершенной. Он не отпустил этот проект из-под своего контроля, постоянно возвращаясь к работе, чтобы вносить изменения и совершенствовать детали. Возможно, это вечное стремление к совершенству и желание достичь полной гармонии являются ключевыми чертами этого неподражаемого шедевра.

В конечном итоге, несмотря на неокончательность и переменчивость процесса создания, Мона Лиза стала воплощением великого мастерства Леонардо да Винчи и неукротимой эстетической привлекательности. Эта портретная картина, написанная инновационным способом с использованием техники «сфумато», сегодня является источником вдохновения для многих художников и культурных деятелей, и ее влияние простирается на протяжении более чем пяти веков.

Методы и техники Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи был знаменитым итальянским художником, изобретателем и ученым, который проявил себя во многих областях, включая живопись, скульптуру, анатомию, архитектуру и инженерию. Он разработал множество уникальных методов и техник, которые использовал в своем творчестве.

Одной из особенностей Леонардо была его непрерывная самообучение и постоянный интерес к новым наукам. Он изучал анатомию человеческого тела и проводил детальные наблюдения за его строением, чтобы создавать более реалистичные портреты и фигуры. Например, он изучал отдельные мышцы и кости, чтобы правильно изображать движение и выражение лица.

Еще одной методикой Леонардо было использование оптических иллюзий и перспективы, чтобы создавать глубину и объем в своих работах. Он был одним из первых художников, которые использовали линейную перспективу — метод, при котором предметы находятся в центре изображения и уменьшаются в размере по мере удаления от наблюдателя.

Леонардо также использовал множество различных материалов и инструментов при работе над своими проектами. Он экспериментировал с различными видами красок, включая масляные краски, для создания насыщенных и долговечных цветов. Он также использовал мягкие карандаши и уголь для создания тонких линий и теней.

Кроме того, Леонардо был известен своими детальными исследованиями природы и естественных явлений, которые он применял в своих работах. Он наблюдал за движением ветра и воды, чтобы создать более реалистичные пейзажи. Он также изучал свет и тень, чтобы создать эффекты освещения и объема.

Методы и техники Леонардо да Винчи оказали огромное влияние на развитие искусства и науки. Его творчество и идеи продолжают вдохновлять и восхищать людей по всему миру в наши дни.

Сколько стоит «Мона Лиза»?

Ответ на этот вопрос простой – картина бесценная. Она на аукционы не выставляется, да и вообще считается национальным достоянием. Так что ценник на Мону Лизу можно сформировать очень уж примерно. Реестры Лувра говорят, что страховая стоимость полотна составляет 900 миллионов евро, но реально оно если когда-то и будет продано, то значительно дороже. Называются суммы от 1 до 2,5 миллиардов долларов, но представить в обозримом будущем такую сделку просто невозможно!

А вот копии «Моны Лизы» продаются, причем весьма недешево. Так, в 2021 году работа неизвестного итальянца XVII века была продана за 2,9 миллиона евро. Это стало рекордом для копий «Джоконды». Прежний владелец картины, названной в его честь «Мона Лиза Хеккинга», в свое время утверждал, что именно он владеет подлинником работы самого Леонардо и всю жизнь прожил с верой в это и пытаясь убедить остальных. А картину эту антиквар Реймонд Хеккинг купил всего за 3 фунта в Ницце в 1950-х.

Надо сказать, что это не единственный пример дорогой продажи копии «Моны Лизы». Реплики XVII века и ранее продавались на аукционах за $1,7 миллиона и $550 тысяч. А работу XIX века раннего Теодора Шассерио продали за $162 тысячи.

Кража шедевра – Верните нам Мону Лизу

Слава картины резко возросла после этого необычного события: ранним утром 22 августа 1911 года французский художник Луи Беру отправился в Лувр, закрытый для публики, как и каждый понедельник. Он намеревался сделать копию Моны Лизы. Но когда он подошел к стене, он понял, что картины исчезла. Об этих моментах рассказывается в статье, опубликованной в Le Figaro от 23 августа.

Сначала бригадный генерал Попарден, предупрежденный Беру, подумал, что картина находилась в фотоателье Брауна (ему разрешалось перевозить работы для фотографирования в нерабочие для публики часы музея. Однако картины не было в ателье, и пришлось осознать то, что она была украдена. От работы остались только два атрибута – рама и стекло. Помещения были эвакуированы, все двери музея закрыты, а персонал немедленно вызван на первые допросы.

Событие спровоцировало ксенофобный кризис во Франции. Французские власти даже склонялись к идее о государственном перевороте, совершенном немцами, которые пытались украсть у французов не только колонии в Африке, но и шедевры искусства. Страницы газет долго рассказывали об этой истории, и Лувр был в шоке два года без своей Моны Лизы, до 1913 года, пока картина не появилась во Флоренции.

24 ноября флорентийский антиквар Альфредо Джери получил письмо, подписанное Леонардо V, в котором его просили купить Мону Лизу, за сколько неизвестно. «Мы будем очень благодарны вам и вашим коллегам, если это сокровище искусства вернется на свою родину, особенно во Флоренцию, где родилась Мона Лиза. Мы будем счастливы, если картина займет свое почетное место навсегда в галерее Уффици. Это великая месть первой Французской Империи, которая войдя в Италию, собрала большое количество произведений искусства, чтобы создать великий музей в Лувре», – написал Леонардо V в письме.

Антиквар сообщил Джованни Погги, директору Уффици. Вместе они договорились встретиться с Леонардо V. Встреча была назначена на 11 декабря в магазине Альфредо Джери. Оттуда они перебрались в отель, где остановился загадочный персонаж, прятавший картину. Наконец появился бесстрашный «Арсен Люпен», который оказался итальянским художником Винченцо Перуджа. Ему не была известна история картины и пришла в голову благородная, но абсурдная идея вернуть в Италию шедевр, который, как он думал, был украден Наполеоном.

Суд состоялся в июне 1914 года во Флоренции (к тому времени Мона Лиза уже вернулась в Лувр). Перуджа, движимый упрощенным патриотизмом, даже ожидал благодарности и награды от итальянского государства. Он был приговорен к полутора годам тюремного заключения, но его наивность вызвала сочувствие у публики.

Местонахождение картины

Сегодня Моной Лизой можно любоваться в Лувре. В сияющей тишине, взглядом и загадочной улыбкой, кажется, что она посвящает себя только вам.

Музей Лувр сохраняет 6000 картин. Девяносто процентов посетителей музея устремляются прямо к Моне Лизе. Большинство, кажется, тратят на нее не более трех минут. Многие фотографируются (нарушая правило, которое редко соблюдается). Некоторые уходят разочарованными. Самый частый комментарий: «Она такая маленькая?», размер картины, написанной на доске из тополя: 77 см × 53 см.

Мона Лиза для Лувра – отличное средство для заработка денег. В сувенирном магазине Лувра ежегодно продается более 330 000 атрибутов, связанных с темой (прайс на сувениры, которые можно покупать на сайте онлайн-бутика Лувра).

В 1960-1970-х годах Мона Лиза стала дипломатом. Она была одолжена США президентом Шарлем де Голлем в попытке улучшить франко-американские отношения. В 1974 году побывала в Японии и Советском Союзе. Предполагалось одолжить ее в Лондон, чтобы отпраздновать вступление Великобритании в ЕЭС в 1973 году, но из этого ничего не вышло.

Загадка улыбки Моны Лизы

Поза Моны Лизы – нетрадиционна для живописи первой половины 16 века (ее много копировали). В книге Мона Лиза: История самой известной в мире живописи, британский историк Дональд Сассун прослеживает истоки мистики Моны Лизы на протяжении пяти веков. Он пришел к выводу, что в самой картине было что-то особенное. Поза и техника расценивались как революционные современниками Леонардо, включая Микеланджело.

Ее статус «картины, которую все знают», – «продукт долгой истории политических и географических случайностей, фантазий, связей, созданных образов и удачи». По неизвестным причинам Леонардо не передал работу мужу Лизы Герардини. Он взял ее с собой, когда его пригласили ко двору французского короля Франсуа I в 1516 году. Другими словами, Леонардо сбежал с женой другого человека, по крайней мере, с ее изображением. После смерти художника во Франции в 1519 году картину смог купить король, она вошла в королевскую коллекцию, затем в государственную коллекцию после революции 1789 года. Живопись украшала спальню императрицы Жозефины в Тюильри, во время правления Наполеона, но вскоре вернулась в Лувр, где художники и писатели – в разгар романтической атмосферы – начали смотреть на Мону Лизу другими глазами. В их коллективном воображении женщина с дьявольской улыбкой стала символом женской чувственности, роковой женщиной, окутанной аурой таинственности и алхимии, как это произошло с ее автором, художником, ученым, гением, почти волшебником.

Для Леонардо улыбка – способ исследовать движения души, выражение чувств и коннотации физиогномического характера. В то же время, это сложная задача, потому что заставить модель улыбаться и показать сложность мышечных взаимодействий и напряжений, вызываемых улыбкой, в случае портрета очень сложно, поскольку меняется выражение лица. Задача художника состоит в том, чтобы улыбка не стала причиной неузнаваемости личности. Эта проблема, которую Леонардо решает на техническом уровне. Автор картины Джоконда блокирует мгновение, начало сокращения мышечной массы, тем, что под губами Моны Лизы кладет косую «полку». Этот архитектурный шов поддерживает припухлость левой стороны губ.

Портрет Мона Лиза Леонардо да Винчи, помимо прочего, представляет собойэксперимент с асимметрией и хаосом. Леонардо напуган и привлечен хаосом, но ему удается заметить, что хаос также подчиняется правилу. Нельзя забывать его необычные рисунки, посвященные штормам, волнам, наводнениям. Один из аспектов, исследуемых художником в Моне Лизе, – это взаимосвязь между симметрией и асимметрией, между порядком и хаосом, которому он не придает отрицательного значения.

Другие работы художника

Благовещение

К сожалению, нам ничего не известно о предыстории этой картины, на которой изображён архангел Гавриил, принёсший Деве Марии благую весть о том, что она избрана стать матерью Иисуса. Широкая публика об этом полотне ничего не знала до 1867 года, когда его переместили из женского монастыря близ Флоренции в галерею Уффици. Специалисты считают картину одной из ранних работ Леонардо, хотя встречаются и те, кто сомневается в его авторстве.

Дама с горностаем

Историю этой картины можно проследить лишь с конца XVIII века. Принято считать, что на ней изображена Цецилия (Чечилия) Галлерани, одна из любовниц герцога Лодовико Сфорца, миланского покровителя Леонардо. Горностай был геральдической эмблемой Сфорца, а греческое название этого зверька («гален») позволяет обыграть фамилию Цецилии. Девушка уже в юном возрасте прославилась своим умом и красотой. Леонардо сумел очень живо передать оба этих качества.

Тайная вечеря

Это самая большая и единственная сохранившаяся фреска Леонардо. Она была заказана для трапезной монастыря Санта-Мария- делле-Грацие близ Милана. Сюжет был традиционным для подобных помещений, но Леонардо очень оригинально решил его. Он взял тот драматичный момент, когда Христос сообщает своим апостолам, что один из них предаст Его. Леонардо поставил себе задачей изобразить различие реакций на эти слова и блистательно с этим справился.

Мадонна в скалах

Это самая загадочная картина Леонардо. Существует ещё одна версия картины в Национальной галереи в Лондоне. Странно то, что Леонардо, редко заканчивающий свои работы, мог написать два варианта одной картины. Художник получил заказ на алтарный образ для миланского Братства Непорочного Зачатия. Он исполнил его — это и есть «Мадонна в скалах», выставленная в Лувре. Остаётся непонятным, почему Братство отвергло первую (луврскую) картину и потребовало переписать её.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все на Запад
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: