Какова его причина
На этот вопрос отвечает вторая благородная истина — «дукха самудая». Она раскрывает происхождение, появление страданий.
И здесь мы узнаем, что причиной всех страданий является привязанность. А привязанность, в свою очередь, заключается в постоянной жажде, стремлениях, влечениях – «танха».
Они могут выражаться как в самых обычных желаниях (физических и материальных), например, вкусно поесть, хорошо поспать, купить дом или новую машину, так и в более возвышенных — воле к самой жизни, в стремлении к счастью. Ведь если человек очень сильно чего-то желает, то это значит, что ему очень сильно этого не хватает, что часто вызывает такие чувства как печаль, зависть, страх или гнев.
При этом к желаниям относят также и полную их противоположность – ненависть. Влечение к тому, что кажется прекрасным, и отвращение к неприятному – этим в той или иной степени характеризуется жизнь людей, животных, птиц, насекомых, рыб и всех живых существ.
Кроме того, природа человека такова, что он ненасытен в своих желаниях. Достигнув исполнения одного, люди уже начинают мечтать о другом. В таком потоке постоянно растущих влечений они не могут стать удовлетворенными полностью, что приводит к разочарованию, а значит – страданию.
Желания заставляют совершать поступки, материализовать мысли, хорошие или плохие. Это приводит к появлению кармы, которая связывает причины и следствия. Карма же не дает вырваться из колеса сансары – бесконечной череды перерождений.
Негативная карма – следствие плохих мыслей, отвращения и даже привязанностей. А их источник, в свою очередь, лежит в неведении – «авидья», заблуждении, непонимании истинной природы мироздания.
Нынешний Далай-лама XIV Тэнзин Гьяцо в свое время написал очерк «Буддизм Тибета». Там он назвал две причины страдания:
Омраченные действия – это плохие поступки, которые были совершены под действием мрачных мыслей, злых умыслов, помутненного сознания.
Скверны – это негативные чувства, которые омрачают сознание. Самые главные скверны – злость и желания. К ним также относятся эгоизм, гордыня, ложность взглядов, высокомерие.
Что такое страдание
Страдание с точки зрения философии буддизма, пронизывает всю нашу жизнь. На санскрите оно обозначается термином «дукха». Он означает желания, пристрастия в нашей жизни, которые приводят к неприятным ощущениям и становятся болезненными.
С понятием страдания связаны четыре благородные истины. О них говорится еще в одной из первых проповедей Будды Шакьямуни, которая была записана в «Дхамма-чака-паваттана-сутте» на языке пали, больше известной нам сейчас как «Сутра запуска колеса Дхармы».
Эти истины гласят о том, что в мире:
О страдании говорит первая благородная истина – истина о дукхе. На пути к главной цели – просветлению – человек неизменно сталкивается с беспокойством, неудовлетворенностью, расстройствами, которые на языке буддийской философии можно назвать одним словом — «страдание».
Страдают существа во всех мирах: и боги, и духи в аду. Степень их страданий различается: жизнь в райских мирах и мире людей более счастливая, в аду же она сплошь наполнена болью. Страдают они потому, что таково свойство жизни.
При этом счастье – не антипод страданию. Наоборот, счастье тоже в конечном итоге ведет к страданию, ведь оно, как и все в этой жизни, имеет свойство заканчиваться.
Учение описывает 4 главных страдания:
Выходит, мы рождаемся в этом мире и уже страдаем. Причем последние три страдания объединяются в самый сильный вид страдания. Следом по силе идут непостоянство и обусловленность вместе с вытекающими из нее правилами, нормами жизни, которые не зависят от нас.
При этом, согласно буддийской философии, нельзя просто убежать от страдания или перестать размышлять о нем
Важно прийти к пониманию его природы
Буддизм и его учение
Буддизм – древняя религия и философская система, возникшая в 5-6 веке до нашей эры на территории современной Индии. Учение Будды Сиддхартхи Гаутамы, основателя буддизма, сформировалось на основе его собственного опыта и поисков истины о природе страдания и пути к его преодолению. Оно направлено на освобождение от страданий путем преодоления жажды, эгоизма и невежества.
Основные принципы буддизма:
- Четыре благородные истины: о страдании, причинах страдания, прекращении страдания и пути прекращения страдания.
- Пятая истина: восьмеричный путь ведет к прекращению страдания и достижению нирваны.
Учение буддизма строится на принципе причинно-следственной зависимости всех явлений и является некой среди путей между крайностями аскетизма и порочности. Буддизм признает, что человеческая жизнь изначально связана со страданием, и нахождение пути к его преодолению является основной задачей верующего.
Буддизм не является религией, в обычном понимании, так как в нем отсутствует вера в высшую силу или бога. Основными принципами буддизма являются стремление к осознанности, состраданию, моральной жизни и практике путем медитации.
Основные характеристики буддизма:
Название
Значение
Основатель
Будда Сиддхартха Гаутама
Основные тексты
Сутры, Веды, Абхидхармы, Тантры
Основные праздники
Весак, Раторн, Дхармачакра
Важные символы
Лотос, Свастика, Будда
Как его прекратить
Третья благородная истина говорит нам, что прекратить страдания можно. В первую очередь нужно отречься от желаний, очиститься от загрязненного сознания – привязанностей, скверн, отвращения.
Но теоретического понимания истины недостаточно. Необходимо постоянно практиковать медитацию, успокаивать ум, чтобы полностью очиститься. О том, как этого достичь, поведает нам Четвертая истина.
Придерживаться «Срединного пути» значит избегать крайностей от полного аскетизма и самоотречения до пресыщения наслаждениями и материальными богатствами. В своей жизни нужно найти баланс между материальным и духовным миром.
Этот путь также называется «Восьмеричным путем». Он предполагает восемь составляющих, которые должны быть правильными с буддийской точки зрения и стать основой жизненного пути человека:
Когда человек преуспеет в восьмеричном пути, он может получить избавление от страданий, последующих перерождений, а значит – достигнет полного освобождения, или нирваны.
Сущность страдания в буддизме
В буддизме страдание (дукха) является одним из основополагающих понятий. Буддизм утверждает, что все существующее подвержено страданию и несчастью. Страдание рассматривается не только как физическое или эмоциональное неудовлетворение, но как всеобщая, неизбежная черта жизни.
Основной причиной страдания в буддизме считается желание и привязанность. Желания посягают на реальность и создают иллюзию, что счастье можно достичь через получение внешних материальных благ. Однако в буддизме считается, что такое счастье является кратковременным и неполноценным, оно не устойчиво и несовершенно. Когда материальные или мирские желания невыполнимы или удовлетворение ими временно, возникает страдание.
Буддизм также утверждает, что привязанность и эгоизм являются фундаментальными причинами страдания. Привязанность к материальным вещам, знанию, познанию, удовольствиям и другим объектам создает иллюзию существования постоянного и незыблемого «Я». Такая привязанность вызывает страдания, так как подтверждает и укрепляет чувство разделенности и отделенности от остального мира.
Путь к преодолению страдания в буддизме заключается в осознании и преодолении желаний и привязанностей. Буквально, следуя Восьми Путями, буддистский практик стремится к преодолению источников страдания и достижению состояния нирваны – состояния без страдания, невежества и привязанностей.
Суммируя, страдание в буддизме относится к несчастью и неудовлетворенности, которые существуют в жизни каждого человека без исключения. Однако страдание рассматривается как неизбежная черта жизни, а не как нечто негативное или несправедливое. Основной причиной страдания является желание и привязанность, которые создают иллюзию счастья и устойчивости. Путь к преодолению страдания заключается в осознании и преодолении желаний и привязанностей через практику и достижение состояния нирваны.
Основные методы преодоления страдания
Буддизм предлагает несколько методов, которые позволяют преодолеть страдание и достичь освобождения:
- Понимание и принятие страдания. Буддизм учит, что страдание является неотъемлемой частью жизни, и сопереживание ему вместо его отрицания или сопротивления. Признание страдания и его принятие позволяет нам найти способы справляться с ним и искать пути освобождения.
- Практика осознанности. Осознанность – это умение быть в настоящем моменте, без судебных разбирательств, сопротивления или привязки. Практика осознанности помогает развивать непосредственное восприятие реальности и осознавать свои мысли, эмоции и ощущения, что помогает нам понять и преодолеть источники страдания.
- Отрешение от привязки и желаний. Согласно буддистскому учению, страдание происходит из-за желания и привязки к материальным вещам, ситуациям или определенным результатам. Отрешение от привязки и желаний позволяет нам избежать страдания, поскольку мы умеем принимать происходящее без привязки и одержимости.
- Развитие сострадания и благодарности. Проявление сострадания к себе и другим людям помогает нам развивать позитивные эмоции и учиться преодолевать страдание. Благодарность важна, чтобы сохранять позитивное отношение и ценить то, что у нас есть, вместо постоянного стремления к большему.
- Практика медитации. Медитация является одним из ключевых практик буддизма, которая помогает успокоить ум, облегчить страдания и достичь глубокого состояния осознанности. Медитация позволяет нам обрести покой и ясность ума, что помогает преодолеть страдание.
Совместное применение этих методов может помочь нам преодолеть страдание и достичь внутреннего спокойствия и освобождения от мирской напряженности и боли.
Буддистский взгляд на жизнь: «Причина страданий — в самом человеке»
Историк, личный переводчик Далай-ламы Андрей Терентьев рассказал о буддийском подходе к решению жизненных проблем.
«Когда что-то неприятное происходит, то надо понять, можно ли это изменить. Если это можно изменить, то надо приложить все усилия для этого, если нельзя изменить, то можно не беспокоиться и не нервничать, просто погоревать и принять как факт», — рассказал Тереньтев на «Квартирнике» в «Росбалте».
По словам эксперта, преодолевая препятствия, мы становимся сильнее и умнее: «Препятствия дают нам возможность вырасти и физически, и морально. В разных ситуациях разные препятствия помогут нам проявить разные качества. Они же могут показать тебе твои слабости. То есть тебе казалось, что ты человек спокойный, уравновешенный, но выясняется, что ты такой был лишь потому, что не сталкивался с трудностями. А попадаешь в такую ситуацию тяжелую — и пасуешь, начинаешь нервничать и неправильно себя вести. Поэтому трудности надо воспринимать, как благодеяние, они помогают нам развиваться».
Одной из истин, на которых базируется буддизм, является страдание. Причина страданий находится в самом человеке, а не во внешнем мире. Если научиться переводить состояние пессимизма в состояние оптимизма, это может облегчить многие жизненные ситуации, говорит Тереньтев.
«Буддизм предлагает свои наработки, чтобы христианин стал лучшим христианином, мусульманин — лучшим мусульманином. Если кто хочет практиковать буддийские вещи как буддист — это его личное дело, но Далай-лама не советует менять религии, потому что хорошим человеком можно быть и становиться в рамках любой религиозной системы. Не обязательно для это менять религию. Когда люди меняют религию, всегда возникает двойственность, которая остается в душе, она может быть некоторым препятствием для дальнейшего духовного развития», — поведал Тереньтев.