Пионеры — дети социализма
После прихода к власти в 1917 году большевикам для полной победы в борьбе за умы было важно пропагандировать идеи социализма. Начали новые хозяева мира с реализации ленинского плана монументальной пропаганды, согласно которому были снесены памятники, идеологически не вписывающиеся в реалии советской России
На их месте необходимо было воздвигнуть фигуры, «долженствующие ознаменовать великие дни Российской социалистической революции». Также большевики изменили положение прессы в стране, сохранив только печатные издания социалистической направленности.
Вскоре встал вопрос о воспитании нового поколения. Сначала большевики начали бороться с массовой детской беспризорностью, Феликс Дзержинский лично участвовал в создании детдомов и специальных коммун для несовершеннолетних, оставшихся без родителей. Позже большевики решились взяться за воспитание всех детей молодой советской России.
Пионеры. (wikipedia.org)
19 мая 1922 года считается днём появления пионерии. Именно в этот день Вторая Всероссийская конференция комсомола приняла решение о создании пионерских отрядов. И осенью того же года Пятый Всероссийский съезд РКСМ объявил о соединении всех пионерских отрядов, расположенных в самых разных городах советской России, в детскую коммунистическую организацию под названием «Юные пионеры имени Спартака». В 1924 году было решено присвоить ей имя Владимира Ленина. А после Седьмого съезда комсомола в 1926 году, на котором приняли постановление о переименовании РКСМ в ВЛКСМ, пионерская организация стала называться «Всесоюзной пионерской организацией имени В. И. Ленина».
В 20-ые годы поэт Александр Жаров написал стихотворение, ставшее пионерским гимном:
«Взвейтесь кострами,
Синие ночи!
Мы пионеры, —
Дети рабочих!
Близится эра
Светлых годов,
Клич пионеров:
«Всегда Будь готов!»».
С самого начала своего существования пионеры выполняли самые разные задачи, активно участвуя в жизни страны. Дети пролетариев работали на заводах, фабриках и других различных учреждениях. Также подростки участвовали в субботниках, помогали в борьбе с беспризорностью. В конце 20-ых ребята занимались ликвидацией неграмотности среди своих сверстников. В начале 1930-ых годов объединения пионеров стали создаваться в школах. Всесоюзная пионерская организация строилась по школьному принципу: класс — отряд, школа — пионерская дружина.
Пионеры. (pinterest.com)
В годы Великой Отечественной войны было организовано тимуровское движение, носившее массовый характер. Ещё до нападения Третьего рейха на Советский Союз пионеры проходили специальные курсы по обороне, посещали кружки стрелков. Именно пионерами была оказана помощь семьям, чьи родные отправились на фронт Великой Отечественной войны. Юные герои собирали медицинские средства и помогали обескровленным людям по хозяйству. Часто пионеры уходили воевать против нацистов в партизанские отряды.
После Великой Отечественной войны, когда внутренняя жизнь страны стала улучшаться, начали открываться новые пионерские лагеря, а старые реформировали, делая их более современными. С годами в лагерях появились свои традиции, сформировавшие особую атмосферу внутри каждого пионерского учреждения.
Пионеры. (ngs.ru)
В 60-ые годы начал расширяться круг занятий ребят, входивших в ряды пионеров. Вводятся олимпиады по различным дисциплинам, появился пионерский автоклуб, открылось пионерское лесничество, благодаря которому улучшилось экологическое состояние зелёных территорий Советского Союза.
День создания Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина, 19 мая, официально отмечался в СССР как праздник пионерского движения — День пионерии.
Во время перестройки пионерию пытались реформировать. В первую очередь партия хотела сократить процент политики в пионерских организациях. Однако ни к чему эти попытки не привели из-за распада Советского Союза.
В 1991 году пионерская организация, как и ВЛКСМ, закончила свое существование. Сперва предпринимались попытки её реформирования, но в прежнем масштабе создать детскую и юношескую организацию не удалось. Появилось множество других общественных организаций — преемников пионерской, образованных с участием детей и в их интересах.
Новый Союз пионерских организаций появился в 1992 году. Эта организация уже не зависела от политических партий и движений. А День пионерии в настоящее время неофициально отмечается некоторыми детскими организациями и компаниями, занятыми в сфере организации детского досуга. Ряд мероприятий для пионеров по всей стране проводится также силами КПРФ.
Чем занимались пионеры?
Деятельность пионерской организации всегда была направлена на помощь комсомолу и взрослым. Но это не всегда были мирные действия. В начале 30-х годов пионеров решили привлечь к борьбе с противниками советской власти. Это позиционировалось как гражданский долг каждого верного Советам человека, включая и детей. Образцом для всех пионеров был избран Павлик Морозов. Согласно официальной версии, он донес власти на родного отца, который помогал кулакам, а затем выступил против него в суде. За это Павлик и был убит отцом.
После этого напряженного времени борьба с антисоветчиной приняла идеологический и пропагандистский характер.
Однако пионеры занимались не только идеологическим воспитанием. Также в их обязанности в разное время входило:
Сбор металлолома и макулатуры.
Участие в смотре строя и песни.
Участие в тимуровском движении.
Участие во всесоюзных спортивных соревнованиях «Кожаный мяч», «Золотая шайба».
Проведение спортивно-военной «Зарницы».
Командные игры с мячом «Пионербол» и «Снайпер».
Входили в ряды юных помощников инспекторов дорожного движения, а также в юношеские добровольные пожарные дружины.
Были юными натуралистами.
Организовывали «Зеленый патруль» (занимались охраной лесов), «Голубой патруль» (занимались охраной водных ресурсов).
Занятия в спортивных секциях и кружках.
Выращивание служебных собак и коней.
Исторический контекст
В последние годы прошлого века в российских школах прекратили принимать октябрят пионеров и комсомольцев. Это значительное событие вызвало волну дискуссий и размышлений по всей стране.
Октябрят, как их именовали, были частью школьной системы с момента их создания в 1922 году. Они являлись членами Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, которая пропагандировала коммунистические идеалы среди детей школьного возраста.
Время, когда школы принимали пионеров и октябрят, было периодом активного строительства коммунизма в Советском Союзе. Дети воспитывались в духе коллективизма, равенства и приверженности коммунистической партии. Влияние пионерской организации было значительным и простиралось на все сферы детской жизни, включая учебу, досуг и даже праздники.
Однако с распадом Советского Союза и перестройкой в конце 1980-х годов, идеологические ценности быстро менялись. Пионеры и октябрята стали символом устаревших времен и восприятия молодежи. Школы начали отказываться от принятия пионеров и октябрят и сосредотачиваться на других аспектах образования, таких как академическая успеваемость и воспитание патриотизма.
Прекращение принятия октябрят в школах стало своего рода символом окончания эпохи Советского Союза и начала нового этапа в истории России. Это решение вызвало множество критических отзывов и споров среди сторонников и противников данного шага.
Сегодня пионерская организация стала частью истории и детских воспоминаний, а октябрята – последние свидетели ушедшей эпохи.
Влияние распада Советского Союза
В годы Советского Союза школы были пропитаны идеологией и организациями, такими как октябрята, пионеры и комсомольцы. Они играли важную роль в воспитании и формировании молодежи. Однако после распада Советского Союза все эти организации постепенно исчезли из школьного окружения.
Октябрятами, пионерами и комсомольцами была осуществлена идеологическая поддержка молодежи. Члены этих организаций получали специальные звания, значки, принимали участие в различных мероприятиях, выполняли социальные задания.
Однако с распадом Советского Союза окончательно прекратилась практика принятия октябрят, пионеров и комсомольцев в школах. Стремление к индивидуализму и поиску новых идентичностей после распада СССР играли роль в этом процессе. Вместо этих организаций молодежь стала проявлять интерес к новым формам и молодежным движениям.
Последние октябрята и комсомольцы покинули школы в начале 1990-х годов. Перестройка и переход к рыночным отношениям в стране также оказали влияние на судьбу этих организаций. Вместо них в школах появились новые объединения и клубы, больше направленные на развитие личности и карьеры, а не на пропаганду идеологии.
Таким образом, распад Советского Союза привел к исчезновению октябрят, пионеров и комсомольцев в школах, открыв новые возможности для молодежи и изменяя подход к воспитанию в образовательной системе.
Переход к демократическим принципам
В годы после прекращения приема пионеров и комсомольцев в школах, Россия совершила важный шаг в развитии своей системы образования. Этот переход направлен на развитие демократических принципов в образовательной сфере.
Ранее, принимая последних пионеров и комсомольцев, школы стремились воспитать молодое поколение в духе идеологии и патриотизма, пропагандируемых в Советском Союзе. Однако, со временем эти принципы перестали отвечать требованиям меняющегося мира.
Отказ от приема пионеров и комсомольцев в школы стал очередным шагом в сокращении идеологического влияния на образовательную систему. Теперь школы призывают молодежь к самостоятельному мышлению, критическому подходу и свободе выбора. В то же время, идеалы дружбы, солидарности и гражданской ответственности сохраняют свое значение.
В результате перехода к демократическим принципам, российская система образования получила большую гибкость и возможность адаптироваться к быстро меняющемуся миру. Школы стали центрами разумного и независимого обучения, где каждый ученик имеет возможность раскрыть свой потенциал и развить свои навыки.
Торжественное обещание[править | править код]
Каждый ребёнок, вступающий в Пионерскую организацию, давал Торжественное обещание. Оно тоже в разные годы несколько отличалось.
Утверждённое в 1955 году.править | править код
«Я, юный пионер Советского Союза, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю быть верным заветам Ленина, твердо стоять за дело нашей Коммунистической партии, за победу коммунизма. Обещаю жить и учиться так, чтобы стать достойным гражданином своей Советской Родины».
Утверждённое Бюро ЦК ВЛКСМ 25 декабря 1957 года.править | править код
«Я, юный пионер Советского Союза, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить свою Советскую Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия.»
Утверждённое Бюро ЦК ВЛКСМ в Положении о всесоюзной пионерской организации 17 марта 1967 года.править | править код
«Я (фамилия, имя), вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, всегда выполнять Законы пионеров Советского Союза».
Утверждённое Бюро ЦК ВЛКСМ в Положении о всесоюзной пионерской организации 10 июня 1986 года.править | править код
«Я, (фамилия, имя), вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить и беречь свою Родину, жить, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, как требуют Законы пионеров Советского Союза».
Чем занимались пионеры в XIX веке?
Они выращивают низкорослую индейскую кукурузу и тыквы, разводят свиней, иногда держат одну-двух коров… Эти люди вырубали леса, строили себе бревенчатые хижины и вытесняли индейцев с земель, которые те занимали. Чем больше поселенцев прибывало в необжитые места, тем больше среди них становилось не охотников, а фермеров.
Кто такие пионеры чем они занимались сша?
Ответ: Американские пионеры — люди, которые в разные периоды истории США, но особенно в XVIII веке и в первой половине XIX века, переселялись на запад, заселяя новые территории. Занимались земледелием, звероловством и всякими предпринимательскими видами деятельности.
Что означает слово пионер исследователь идущий по дороге молодой человек?
Его можно перевести как «первый, идущий впереди». Именно это значение — идущий впереди — и определяет смысл нескольких понятий, которые объединяются словом «пионер». Пионерами называют людей, которые исследуют, осваивают, обживают новые земли. О них мы говорим — первопроходцы или землепроходцы.
Кто такие переселенцы пионеры?
Мормонские пионеры (англ. Mormon pioneers) — американские переселенцы XIX века, члены Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. Были одними из самых организованных путешественников на большие расстояния.
Почему пионеры переселялись на Запад?
Основная причина же переселения на американский Запад выходцев из Европы – «пионеров», поиски новой лучшей жизни. Тем более, что климат на Западном побережье Америки весьма благоприятен, а сельское хозяйство в тех природных зонах очень плодотворно.
Как называются американские пионеры?
Само слово «пионер» — английское. В Британии и США им обозначали солдат-разведчиков или саперов, в Америке, кроме того — первопоселенцев Дикого Запада. Один из романов Фенимора Купера о Натти Бампо так и называется «Пионеры».
Советские символы остаются в истории
Отмена октябрят была одной из знаковых и значимых событий в истории СССР. Октябрята были организациями для детей в возрасте от 9 до 14 лет, которые служили приютом для молодежи и пропагандой идей коммунизма.
В 1991 году, после крушения СССР, октябрята были официально отменены. Решение об отмене этой организации ознаменовало конец эпохи коммунизма в Советском Союзе и падение идеологической системы, которая определяла жизнь миллионов людей в течение десятилетий.
Отмена октябрят значительно изменила ландшафт советской политики и общественной жизни. Изменения были необратимыми и привели к полному развалу советской системы в целом. За время своего существования октябрята стали одним из главных символов СССР, воплощая молодежную идеологию и патриотизм.
Хотя октябрята больше не существуют, советские символы все еще остаются частью русской и советской истории. Возможно, они более не являются актуальными, но они все еще вызывают интерес и хранятся в музеях, архивах и памяти людей.
Октябрята останутся в истории как символ эпохи и молодежной культуры. Они напоминают о временах, когда идеи коммунизма и советской власти играли ключевую роль в обществе и воспитывали молодое поколение на основе идей коллективизма и равенства.
Советские символы продолжают быть частью исторического наследия России и важной частью культурного фона. Независимо от оценок и убеждений, октябрята остаются неотъемлемой частью советской эпохи, которая сыграла определенную роль в формировании общества и идентичности страны
Сохранение исторической памяти о СССР, включая октябрят, является важным аспектом понимания прошлого и настоящего России.
Распад СССР и отмена октябрят
Октябрята были созданы в 1922 году, их задачи включали пропаганду коммунистических идей, формирование коллективистского сознания и воспитание молодых людей в духе идеологии Советского Союза. Члены октябрят принимали участие в пионерском движении, они носили специальную форму и участвовали в различных мероприятиях, организованных государством.
Однако после распада СССР октябрята потеряли свою ранее имевшуюся значимость. Отмена октябрят была связана с изменением идеологической парадигмы в стране, а также с появлением новых политических и культурных течений. Различные факторы, такие как демократизация образования, изменение ценностей и смена политического руководства, дали основание для отмены организации октябрят.
В 1991 году Верховный Совет РСФСР принял закон «О защите прав детей и гарантия их благополучия», где было решено прекратить деятельность октябрят. Это решение стало предварительным шагом к отмене октябрят во всем Советском Союзе.
Октябрята продолжали существовать в некоторых регионах России после отмены, но их роль и значение стали значительно меньше. С течением времени, октябрята постепенно исчезли как самостоятельная организация и статусный символ молодежи.
Отмена октябрят в России и других странах бывшего СССР была одним из многих шагов в рамках политических и социальных преобразований, происходивших после распада Советского Союза. Это решение отражало изменение общественного мнения и новые приоритеты, на которые тогда перешло общество.
Происхождение названия
Как и многие другие движения в Советском Союзе, приобщение младших школьников к структуре, имеющей идеологическое значение, началось в начале 20-х годов. В это время молодой СССР, покончивший с Гражданской войной и продразвёрсткой, но ещё не вступивший на путь сталинских «великих свершений», одну за другой рождал идеи «нового человека». В 1923 – 24 годах детям, родившимся в 1917 году, как раз было по 6–7 лет. Их и назвали октябрятами, то есть ровесниками революции. На новое поколение детей возлагались большие надежды. Считалось, что октябрята должны вести более правильную жизнь по сравнению с предшественниками, так как именно они должны были построить коммунизм.
Структура пионерской организации
Первоначально пионерские организации создавались местными ячейками РКСМ при предприятиях, учреждениях и в деревнях. Пионерские организации в школах, то есть независимо от места жительства, стали создаваться в г. В 1929 году началась перестройка организации по школьному принципу (класс — отряд, школа — дружина).
За активную работу с пионерами
В своем классическом виде Всесоюзная пионерская организация объединяла в СССР республиканские, краевые, областные, окружные, городские, районные пионерские организации. Формально Положение о всесоюзной пионерской организации гласило, что основой организации является дружина, которая создается в школах, детских домах и школах-интернатах при наличии не менее 3 пионеров. В дружинах, насчитывающих более 20 пионеров, создаются пионерские отряды, объединяющие не менее 3 пионеров. В детских домах и пионерских лагерях могли создаваться разновозрастные отряды. Отряд, насчитывавший 15 и более пионеров, делится на звенья. Фактически же, как указывалось, пионерские отряды (делившиеся в свою очередь на звенья во главе с звеньевыми) объединяли учеников одного класса, а дружины — учеников одной школы.
Пионерский салют
О пионерском салюте хочу рассказать подробнее. Возможно, сейчас кому-то покажется смешным, но пионервожатая, кажется звали её Вера, специально учила нас правильно его отдавать. Перед этим она со знанием дела пояснила, что поднятая над головой рука означает, что дело партии выше всего.
Дабы добиться чёткости движений, следовало поднять согнутые в локте руки над головой домиком. Все пять пальцев при этом должны быть выпрямлены и прижаты друг к другу, ладонь обращена к голове ребром. Расстояние от ладони до лба — примерно ладонь. Потом следовало убрать левую. В итоге правая рука оказывалась чуть выше головы. Потом это уже делалось на автомате, но первое время приходилось себя контролировать. Во-первых, руки нельзя было путать, а, во-вторых, они не должны были дрожать от напряжения.
Кроме того, Вера рассказала когда следует салютовать: при вносе и выносе знамени на линейках, при подаче рапорта на пионерской линейке и сборе пионерской дружины.
Выборы
Пионерский отряд состоял из звеньев, в каждом выбирали командира — звеньевого. К слову, не обязательно, чтобы это был отличник или спортсмен. Главное, чтобы умел, так сказать, увлечь за собой массы и понимал, что такое дисциплина.
Далее на общем заседании выбирался командир отряда. Выборы проходили, как сегодня принято говорить, демократично. Обычно выдвигали несколько кандидатур, зачитывали характеристики на них, после чего все голосовали
Как это проходило в других школах не знаю, но у нас, что важно отметить, педагоги в процесс не вмешивались
Затем по той же схеме командиры отрядов на общем совете выбирали председателя дружины. Кстати, также не факт, что он был отличником или достиг высот на каком-то другом поприще. Главным считалось обладание лидерскими качествами и умение работать в команде. Помимо председателя, выбирался актив, где каждый должен был вести своё направление работы. Но при этом всё делалось сообща! Напомню, к командной работе нас начинали приучать ещё с октябрят.
Мировой опыт
В последние десятилетия принятие октябрят, пионеров и комсомольцев в школах стало все реже происходить. Такая практика, характерная для Советского Союза и других стран, где власть принадлежала коммунистической партии, постепенно уходит в прошлое.
Во многих странах мира теперь не принято отделять детей по политическим партиям и объединениям в школьной среде. Образовательные учреждения сконцентрированы на образовательном процессе и развитии учащихся, а также на их личностном росте.
В настоящее время ученики больше не обязаны становиться октябрятами, пионерами или комсомольцами, чтобы быть принятыми в школу и получить качественное образование. Такой подход позволяет каждому ребенку быть самим собой и развиваться по своему пути, без политических принципов и обязательств.
Мировой опыт показывает, что отказ от обязательного принятия октябрят, пионеров и комсомольцев не оказывает отрицательного влияния на образовательный процесс. Скорее наоборот, это позволяет учащимся свободнее и независимее мыслить, а также раскрыть свой потенциал.
Таким образом, мировой опыт показывает, что отказ от принятия октябрят, пионеров и комсомольцев в школах в последние годы стал нормой, отвечающей вызовам современного образования и позволяющей детям свободно развиваться и строить свое будущее.
Отказ от идеологического принуждения в других странах
Прекращение принятия октябрят, пионеров и комсомольцев в школах было стимулом для осознания важности отказа от идеологического принуждения в других странах. Это событие, произошедшее несколько лет назад, показало, что детям должна быть дана возможность свободно выбирать свою идеологическую позицию
Многие страны пошли по аналогичному пути и стали отказываться от принуждения в вопросах идеологии в образовательных учреждениях. В некоторых странах, как, например, Великобритания и США, в школах признаются и приветствуются различные политические и идеологические взгляды, давая возможность ученикам обсуждать и анализировать различные точки зрения.
Такой подход позволяет молодежи развивать критическое мышление и самостоятельно формировать свое мировоззрение. В результате, дети становятся более открытыми к новым идеям и готовыми к критическому анализу информации, что способствует их развитию как личностей.
Отказ от идеологического принуждения в других странах стал результатом осознания необходимости формирования толерантного общества, где каждый имеет право на свободу слова и мысли. Это носящее положительный характер изменение позволяет детям выстраивать свою индивидуальность и быть уверенными в своих взглядах и убеждениях.
Схожие проблемы в других сферах образования
Например, в высшем образовании было отмечено снижение числа студенческих объединений и организаций, которые раньше были обязательными для всех студентов. Это привело к утрате возможностей для студентов проявить свои интересы и развить важные социальные навыки, которые приобретались во время участия в пионерских, комсомольских и октябрятских организациях.
Также в сфере профессионального образования можно заметить похожие проблемы. Отсутствие участия в организациях, аналогичных пионерским, комсомольским и октябрятским, может негативно сказываться на развитии молодых специалистов. Они упускают возможность получить дополнительные знания и навыки, а также установить контакты в своей профессиональной сфере.
Кроме того, сокращение возможностей для активного участия и социального взаимодействия в рамках образовательных учреждений может привести к ухудшению общей образовательной среды и созданию неуспокоенной атмосферы. Было отмечено, что после прекращения приёма пионеров, комсомольцев и октябрят в школах, снизилась мотивация учащихся и ухудшилась дисциплина. Это связано с тем, что ученикам стало сложнее найти себя в новых условиях и они не имеют таких ярко выраженных ценностей, которые были связаны с принадлежностью к пионерскому, комсомольскому или октябрятскому движению.