Вавилон: каким был, как развивался, и почему пал самый знаменитый город земли

Вавилон

Средневавилонское царство

После смерти Хаммурапи в истории Вавилона начался период упадка. Преемники Хаммурапи не смогли сдержать напор хеттов, разграбивших Вавилон. Одновременно на Вавилонию совершают нашествие горные племена касситов (которые в итоге и завоевали Вавилон). После завоевания касситами в истории Вавилонии начался период правления касситской династии (или по-иному — эпохой средневавилонского царства). В данный период вавилонянами начались использоваться в хозяйственном и военном деле лошади и мулы, а также появился плуг. Касситы переняли более высокую культуру Вавилона и покровительствовали традиционным божествам вавилонян.

Так же они поддерживали отношения с другими царствами того периода. Свидетельством этого являются египетские надписи, в которых говорится что Вавилон приносил в дары Египту лошадей, колесницы, различные изделия из бронзы и лазурита. В качестве ответных жестов из Египта в Вавилон шло золото, мебель, ювелирные украшения. Отношения Египта и Вавилона были стабильно мирными (этому так же свидетельствуют факты обручения дочерей касситских царей с египетскими фараонами).

Но в 13 веке до нашей эры начался период упадка, который заканчивается завоеванием Вавилонии Эламом. Храмы и города разграблены, а на место последнего вавилонского царя (взятого со всей семьей в плен) посажен наместник.

Однако сопротивление вавилонян захватчикам продолжается вплоть до середины 12 века до нашей эры (главным центром сопротивления являлся город Иссин). Эламиты были изгнаны, а Вавилон обрел независимость. Во время правления царя Навуходоносора 1 в истории Вавилона начался кратковременный период расцвета. В битве, развернувшейся у крепости Дер, Навуходоносор разбивает силы эламитов. Затем вавилонская армия вторгается в Элам и разоряют его (вследствие чего на несколько веков Элам исчезнет с исторической арены).

Но у Вавилонии остались еще две угрозы — племена халдеев, расселившихся на берегу Персидского залива, и Ассирия, уже подчинившая себе север Вавилонии, и мечтавшая покорить юг. Нововавилонское царство

Первый удар пришелся от халдеев. Они переправились через Персидский залив, и к началу 9 века овладели южной частью Вавилонии. Таким образом в истории Вавилона начался период халдейской династии (или нововавилонского царства). Первым царем этой династии стал Набопаласар. Он расширил границы Вавионии, присоединив земли царств Урук и Ниппур (находившихся тогда в упадке). Он так же смог осадить и разорить столицу Ассирии Ниневию (практически уничтожив Ассирийскую державу).

Затем начались походы вавилонян в Сирию и Палестину (к тому моменту занятых Египтом). В битве при Керкемише вавилонская армия под командованием Навуходоносора 2 (сына Набопаласара, которому отец передал в управление все армии Вавилона) были разбиты египтяне. Затем, заняв ряд городов и крепостей, Сирия и Палестина стали частью Вавилонского царства. После смерти отца Навуходоносор 2 становится новым царем. При нем в состав Вавилона вошли земли Иудеи. Сам Вавилон переживал свой новый подъем.

После смерти Навуходоносора 2 силами знати и жречества был посажен Набонид. Он присоединил к Вавилонии Центральную Аравию, а также часть Мидийского царства.

В это время стали набирать силу персы. Ими была покорена Мидийское и Лидийское царства. Затем персы обратили свои взоры на Вавилон.

Обойдя стены Навуходоносора, и разбив вавилонян, брошенных вперед для отражения вторжения персов, армия персов во главе с царем персов Киром подошла к Вавилону и после недолгой осады взяли город.

Неоднократные попытки жителей Вавилона освободиться от персидского господства проваливались (причины тому были предательство знати и жречества, обласканных новыми хозяевами города, и мощь Персидской державы).

В 4 веке до нашей эры Вавилон захватывает Александр Македонский. После распада империи Македонского Вавилон становится частью царства селевкидов. В эпоху высшего расцвета могущества Римской империи земли Вавилона становятся частью империи.

Уроки на сегодняшний день

Какой урок можно извлечь из Израильской истории спасения душ и концом церковного периода в книге Откровений Иоанна? Связь с тем, что, согласно пророческим предписаниям, существует библейская аналогия или типология между Израильской историей спасения душ и церковью Христовой. Такая типологическая структура изображает освободительно-историческую систему церкви Христовой как настоящего Израиля Божьего. Для неё обещания божьего завета и Израиля будут выполнены, так, как “Ибо все обетования Божии в Нём «да», и в Нём «Аминь»” (2 Кор. 1:20). Сегодня церковь нового завета может потребовать обещания и благодеяний, однако, лишь через духовный союз с Христом, оставаться с Ним через веру и добровольное послушание (см. Ис. 1:19-21; Иоанн 15:1-11)

Принципиально важно понять, что любое требование выполнения обещания искупления людских грехов Богом без существующей веры и искренней связи с Христом нашим Богом выглядит самонадеянно (см. Мф

23:27-38). Библейский смысл пророческих язв в Откровении 16 понятен сторонникам Христа: Бог Израилев  сможет освободить  верных святых в момент их крайней необходимости в конце истории. То, что Бог сделал, чтобы освободить Израиль от Египта и Вавилона, он сделает ещё раз более существенно для верной церкви Христовой!

Вся ирония Откровений Иоанна это выводы, открывающие глаза на то, что конец периода существования Вавилона будет включать в себя те церковные общности, которые против Иисуса Христа, так же как и древний Иерусалим подвергнулся суду Божьему в Ветхом Завете. В связи с этим, возвещение  второго ангела “Пал! Пал Вавилон великий” (Откр. 14:8) получает дополнительный смысл в конце. Его моральный смысл сегодня кажется нам таковым, что ценность последнего врага вечного Евангелия  первого ангела (стих 6, 7) была взвешена на весах небесного храма и показалась она недостаточной! Так же, как и святая надпись на стене вавилонского дворца,  оповещавшая об окончательном приговоре неминуемого падения Вавилона, так и исполнение возвещения второго ангела в Откровении 14, станет хорошей новостью о том, что над Вавилоном свершился суд и скоро можно будет увидеть его полный крах. Сейчас время покинуть “Вавилон” и снять с себя ответственность за участие в отступничествах и восстаниях против власти Бога и Его Христа.

1 See H. K. LaRondelle, The Israel of God in Prophecy: Principles of Prophetic Interpretation, Andrews University Monograph Series (Berrien Springs, Mich.: Andrews University Press, 1987), vol. 13, chaps. 5, 7.

2 Herodotus Book I 191, in Herodotus, A. D. Godley, trans., Loeb Classical Library (Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1946), vol. 1, pp. 239, 240; Xenophon Cyropaedia 7. 5. 7-34, in Xerophon’s Cyropaedia, W. Miller, trans., Loeb Classical Library (Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1943), vol. 2, pp. 265-275. H.W.F. Saggs, The Greatness That Was Babylon

(New York: Hawthorn Books, 1962), p. 152, comments: «There is no reason to reject the story.»

3 J. B. Pritchard, ed., Ancient Near Eastern Texts Relating to the Old Testament, 3rd ed. (Princeton University Press, 1969), p. 315, states: «Without any battle, he made him enter his town Babylon, sparing Babylon any calamity.»

Препараты

На шестом году правления Набонида (550/549 до н.э.) Кир Великий , ахеменидский персидский царь Аншана в Эламе, восстал против своего сюзерена Астиага , царя Манды или Мидии, в Экбатане . Армия Астиага предала его врагу, и Кир обосновался в Экбатане, положив конец огромной Мидийской империи и сделав персидскую фракцию доминирующей среди иранских народов .

Три года спустя Кир стал царем всей Персии и участвовал в кампании по подавлению восстания среди ассирийцев. Тем временем Набонид основал лагерь в пустыне своей колонии Аравии, недалеко от южной границы своего царства, оставив своего сына Валтасара ( Белшаруцура ) командовать армией.

Историческое значение Ассирии

Древнее Ассирийское царство оставило после себя множество культурных и исторических памятников. До нашего времени сохранилось множество барельефов со сценами из жизни царей и вельмож, шестиметровые скульптуры крылатых богов, множество керамики и ювелирных украшений.

Большой вклад в развитие знаний о Древнем мире внесла обнаруженная библиотека с тридцатью тысячами глиняных табличек царя Ашшурбанипала, где были собраны знания по медицине, астрономии, инженерии, и даже упоминался Великий потоп.

На высоком уровне развития находилась инженерия — ассирийцы смогли построить канал-водопровод и акведук шириной 13 метров и длиной 3 тысячи метров.

Ассирийцы смогли создать одну из сильнейших армий своего времени, на вооружении у них были колесницы, тараны, копья, в боях воины использовали обученных собак, армия была хорошо экипирована.

После падения Ассирийского государство наследником многовековых достижений стал Вавилон.

Характеристики Вавилона

Вавилону можно дать определение с библейской точки зрения, основываясь на его связи с (1) Богом Израиля и Его способом спасения души в святой святых; (2) с Его верующим народом. В Ветхом Завете рассказывается, как Вавилон разрушил Храм Божий в Иерусалиме, пренебрёг его религиозной истиной, оскорбил имя Яхве и привёл к гибели Израиль Божий (Дан. 1-5). Эти важнейшие библейские характеристики Вавилона остаются неизменными в своём пророческом прототипе (Откр. 14:8; 17:1-6; 18:1-8).

Восстание Вавилона, направленного против власти Божьей, действует в двух направлениях: вертикально, против владыки Яхве и спасающей души воли, и горизонтально против верующих Яхве и их богослужения во святом святых. Вавилон на войне занимал двойную позицию: он был против Бога Израиля, и против Израиля Божьего.

Ненависть, которая вдохновила прежний Вавилон, станет причиной апокалиптического  Вавилона. Бога сейчас связывают с воскресшим Христом. Поэтому определение современному Вавилону должно быть дано относительно христологии (учение о личности и миссии Иисуса Христа) и изучении истории церкви (1). Новый Иерусалим однозначно называют невестой или “женой Агнца” (Откр. 21:9), в то время как “Господь Бог Вседержитель-храм его, и Агнец” (стих 22). Только те могут войти в него “чьи имена написаны у Агнца в книге жизни” (стих 27). Ключевым моментом властвования, несомненно, является “престол Божий и Агнца” (Откр. 22:1). Христос почитается в Апокалипсисе со всеми религиозными правами (стих 14). Пророческий дракон направляет своё богохульство и ненависть против Бога, Христа Его (Откр. 12:5), и церкви (стих 6-12). Используя две объединённые силы, зверя и неверного пророка, вавилонский дракон нападает, делает рабом всемирную церковь и искажает смысл учения относительно святого святых и правильного богослужения (Откр. 13:1-8; 14:6-12; 19:20).

Суть возвещения надежды в Апокалипсисе заключается в том, что Христос будет судить конец периода существования Вавилона раз и навсегда, и что Он будет защищать верующих в Христа Израильтян и наградит их прославленным спасением. Будущее падение Вавилона основывается на падении древнего Вавилона как посвящённого в духовный сан. Библейские основные элементы остаются теми же, в то время как этнические и географические ограничения не стоят на месте, они космических и всемирных размеров. Как суд Явхе пал внезапно на древний Вавилон (Ис. 47:9, 11; Иер. 51:9), так Христос теперь будет проявлять внезапно свой суд над всемирным Вавилоном, царством лже-Христа (Откр. 18:8, 10, 19). Пророческое падение Вавилона будет более чем разрушительным и более впечатляющим, чем его типаж. Это будет битва в день Страшного Суда для Вавилона.

Саргон II и Сеннахириб

Проблемы Сеннахериба с Вавилоном были в значительной степени унаследованы. Его отец, Саргон II (правил в 722-705 годах до н. э.), победил вождя племени Меродаха-Баладана и изгнал его из Вавилона, но позволил ему жить. Как только Саргон II умер, и Сеннахирим занял трон, Меродах-Баладан вернулся в Вавилон и вновь занял трон. Вавилоняне приветствовали его; Сеннахирим вообще ничего не сделал, чтобы расположить к себе город. Как новый царь, он должен был принять участие в церемонии, на которой он взял за руку статую бога Мардука в знак уважения к богу, Вавилону и народу, которым руководил Мардук. Вместо этого Сеннахирим просто послал им весть, что теперь он царь Вавилона, и даже не потрудился посетить город. Меродах-Баладан нисколько не беспокоился о новом короле. Сеннахериба считали слабаком. Он никогда не принимал участия ни в одной из военных кампаний своего отца и провел свою предыдущую жизнь в качестве наследного принца с административными обязанностями, в то время как Саргон II добился своих славных побед на поле боя. Когда Сеннахирим услышал, что Меродах-Баладан захватил Вавилон, он даже не повел войска, чтобы вернуть его себе, а вместо этого послал своего главнокомандующего во главе армии. Эта сила была быстро разгромлена объединенными силами Вавилона и их союзников эламитов и арамеев в 703 году до нашей эры. Затем Вавилон собрал свои войска на случай, если ассирийцы вернутся снова, и занялся своими делами. По словам историка Сьюзан Уайз Бауэр:

Жители Вавилона быстро поняли, что плохое мнение, которого они придерживались о Сеннахерибе, было ошибочным. В этой ранней кампании новый король показал себя искусным тактиком, способным военачальником и безжалостным врагом.

Стены Вавилона

Именно начиная с возвеличивания бога Мардука в Вавилоне началось масштабное строительство. Вскоре город стал одним из самых пышных и величественных на Ближнем Востоке. Сохранились сочинения древнегреческого ученого Геродота, описывающие Вавилон того времени.

Из того же описания, составленного Геродотом, можно выяснить, что в плане город был прямоугольной формы, каждая сторона которого достигала 120 локтей. По записям историка, место, где находится Вавилон, по периметру снаружи окружал широкий и глубокий ров с водой. Вынутую из рва глину использовали для создания традиционных для Междуречья глиняных кирпичей-сырцов. Правда, в отличие от предыдущих цивилизаций, на этой территории их потом обжигали в печи. Этот строительный материал использовали для возведения гигантской мощной городской стены. Кирпичи закрепляли на разогретый асфальт. В том месте, где находится Вавилон и ведутся раскопки, это хорошо видно.

Каждые 30 рядов перекладывали камышовыми циновками. Сначала так укрепили края, потом стенку рва. На стене установили сторожевые башни попарно с двух сторон — внутренней и внешней. Образовавшихся ворот получилось 100. Сделаны они были из меди.

Эта стена, ограничивающая территорию, где находится Вавилон, как писал Геродот, является «панцирем города». А внутри нее идет вторая, внутренняя стена, уже наружная и немного ниже.

Усложнение международной обстановки

Между 657 и 655 гг. дон. э. Псамметих, сынНехао, бывший в то время правителем одной из областей Египта, вступает в союз с Гуггу, лидииским царем, который, временно отразив натиск киммерийцев, считал, что он больше не нуждается в поддержке Ассирии. Опираясь на этот союз, Псамметих занимает престол фараонов, вероятно, уничтожив при этом ассирийские гарнизоны. Египет был потерян Ассирией

Ассирийский царь оказался не в состоянии организовать новый поход для подчинения Египта, так как всё его внимание и силы были отвлечены на борьбу с врагами, которые угрожали основному ядру государства. В 655 г

начинается война Ассирии с Эламом. Ассирийские войска разбили эламитов и их арамейских и халдейских союзников, затем, форсировав реку Карун, взяли столицу Элама — Сузы. Эламский царь Теумман был взят в плен и обезглавлен на виду у сдавшегося эламского войска.

Несмотря на этот успех, обстановка всё осложнялась. Одно время ассирийцы ожидали вторжения киммерийцев (взявших около 654 г. Сарды, столицу Лидии), а также урартов. Но силы киммерийцев оказались надолго связанными в Малой Азии, где Лидия продолжала сопротивляться. Государство Урарту также не пошло на конфликт с Ассирией; зато в 653-652гг. дон. э. восстал подчинённый Ассирии вавилонский царь, брат Ашшурбанапала Шамашшумукин.

Шамашшумукину, связанному родством с вавилонской знатью и,очевидно, рассчитывавшему на своих сторонников в Ассирии, удалось создать в Вавилонии сильное войско и привлечь на свою сторону как вавилонскую, так и халдейскую знать. Кроме того, он тайно вступил в союз с арабами, с арамейскими племенами, повидимому, также с Мидией, быть может, с Египтом и, конечно, с неизбежным участником всех антиассирийских коалиций — Эламом. Но, несмотря на все меры, принятые Шамашшумукином, ход событий был для него неудачен. Ассирийцам, впервые выступившим под начальством самого Ашшурбанапала, который до тех пор, повидимому, никогда не участвовал в походах, предпочитая этому занятия в своей библиотеке и самоличное участие в пытках и казнях пленных, удалось воспрепятствовать соединению эламитов с вавилонянами. Шамашшумукнн был разбит, отступил к Вавилону, где и был осаждён.

На помощь Шамашшумукину пытались прорваться арабские вспомогательные отряды, но они были разбиты в непривычной для них пересеченной каналами местности и оказались вынуждены сами укрыться за стенами Вавилона, где уже тогда свирепствовал голод. Тем временем западные группы арабов были разбиты верным Ашшурбанапалу царём Моава (государства к востоку от Иордана). В Эламе произошел очередной дворцовый переворот, и началась длительная смута. Положение осажденных вавилонян стало безнадёжным. По ассирийским данным, они дошли до людоедства. Шамашшумукин сжёг себя в своём дворце. Ворвавшимися в город ассирийцами была учинена жестокая расправа над сторонниками Шамашшумукина.

Война, однако, и на этом не была ещё закончена — оставался Элам, где вновь возобладала антиассирийская группировка знати. Ассирийцы снова взяли Сузы и в 646 г. до н. э. опять возвели на престол своего ставленника. В последовавшие годы смут претенденты на эламский престол боролись друг против друга и в то же время вели войну против Ассирии. Единства среди эламитов не было, и дело могло кончиться только полным и окончательным их поражением. В конце концов (около 639 г. до н. э.) ассирийцы в третий раз взяли Сузы. Город был разгромлен, прах эламских царей выброшен из гробниц, статуи эламских богов вывезены, а многочисленные ценности, в течение многих веков награбленные эламитами в Вавилонии, были возвращены в Вавилон. Так окончилось самостоятельное существование Элама.

Ашшурбанапал умер, повидимому, около 633 г. до н. э., и с этого времени начался новый период внутренних смут в Ассирии, приблизивших её окончательное падение. К сожалению, подоплёка этих смут нам пока неясна.

Свт. Кесарий Арелатский

И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая , сделался жилищем демонов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы

Разве падение одного города может вместить всех нечистых духов или всякую нечистую птицу? Или в то время, когда сам город пал, может ли весь мир освободиться от нечистых духов и птиц, и они будут обитать в развалинах одного города? Нет такого города, способного вместить все нечистые души, за исключением города дьявола, в котором вся нечистота обитает в дурных людях по всему миру. Цари, преследующие Иерусалим, о которых сказал Иоанн, — это дурные люди, преследующие Церковь Божию.
Всякий раз, когда вы слышите имя Вавилон, возлюбленные братья, не считайте этот город созданным из камней, потому что под Вавилоном понимается смешение, как часто говорилось. Но поймите, что именем его обозначаются люди гордые, воры, стремящиеся к наслаждениям и нечестивые, упорствующие в своих злодеяниях. Как и наоборот: всякий раз, как слышите имя Иерусалим, который называется образом мира, понимайте под ним святых, принадлежащих Богу.

Изложение Откровения.

Второй период

Начиная с XIV века до нашей эры ассирийские правители в официальных документах уже именуются царями. Более того, при обращении к фараону Египта они говорят «Наш брат». В этот период идет активная военная колонизация земель: осуществляются вторжения на территорию государства Хеттов, набеги на Вавилонское царство, в города Финикии и Сирии, и в 1290-1260 гг. до н. э. заканчивается территориальное оформление Ассирийской империи.

Новый подъем захватнических войн ассирийцев начался при царе Тиглатпаласаре, который смог захватить Северную Сирию, Финикию и часть Малой Азии, более того, царь несколько раз выходил на кораблях в Средиземное море, чтобы показать свое превосходство перед Египтом. После кончины монарха-завоевателя в государстве начинается упадок, и все последующие цари уже не могут сохранить ранее захваченные земли. Ассирийское царство было вытеснено на свои коренные земли. Документов периода XI-X веков до н. э. не сохранилось, что свидетельствует об упадке.

Век заката

Тем более удивительно, что буквально через 100 лет Ассирии не существовало уже не только как мировой империи, но и просто как самостоятельного государства: ее города были стерты с лица земли и занесены песком. Конец Ассирии, как и любой империи, был внезапным, хотя приближение его глухо ощущалось современниками. Пророки Иудеи предрекали гибель Ниневии, «городу крови», цари все с большим трудом боролись с врагами — и впервые не за добычу, а за жизнь собственной страны. Никогда раньше Ассирия не обращалась к богам с молитвами и просьбами о знамениях с таким трепетом и страхом.

Царь Ашшурбанипал совершил и снарядил множество походов, но чем дальше, тем труднее давались ему победы и тем менее прочными они были — восстание следовало за восстанием. Война как будто перестала вдохновлять ассирийцев, как раньше: портретное изображение великого царя вопреки традиции представляет его не на боевой колеснице, а в образе священного строителя — с корзиной за плечами — восстановителем храма Мардука в Вавилоне. Своей столицей Ашшурбанипал вслед за дедом и отцом избрал древний ассирийский город Ниневию, где основал невиданное для Древнего мира предприятие — библиотеку, повелев копировать и сохранять в ней все сколько-нибудь важные клинописные тексты — от литературных до медицинских рецептов.

Эту древнейшую библиотеку иногда называют «вавилонской». Даже Борхес — возможно, сознательно — не избег этой ошибки, представив себе эту первичную библиотеку в виде Вселенной, в которой уже содержатся все знаки и письмена и, следовательно, все книги, которые были и будут написаны. Однако эта протогалактика книжности была создана не в Вавилоне, а именно в Ниневии. Сам Ашшурбанипал был Великим Библиотекарем, знавшим в совершенстве давно позабытый язык шумеров. При нем в Ниневии был воздвигнут дворец, способный соперничать с прекраснейшими постройками Вавилона. В самом Вавилоне и в Уруке — на родине легендарного Гильгамеша — им были заново отстроены роскошные храмы.

Разумеется, Ашшурбанипал много воевал. Ассирии, выросшей из небольшого города-государства, так и не удалось сделать завоеванные провинции соучастниками в строительстве империи. И именно это обстоятельство оказалось роковым. Очередной мятеж Вавилона, на троне которого сидел брат Ашшурбанипала, потряс всю державу. Отпал Египет. Тут же самым неожиданным образом сказались плоды реформ, когда-то проведенных Тиглатпаласаром III, создавшим огромную и непобедимую ассирийскую армию. Не знавшая поражений на протяжении столетия, она стала утрачивать прежнюю мощь. В летописях VII века до н. э. о военных походах чаще всего сообщается, что царь такой-то «пришел и разорил» взбунтовавшуюся провинцию или отдаленные земли, но нигде не говорится, что «посадил наместника». Это значит, что походы ассирийцев больше не приносили им мира: непокорные были, разумеется, разорены и усмирены, но оставались, по сути, неподвластными и ждали лишь часа для очередного непокорства.

Вселенная, созданная пассионарным взрывом ассирийцев, начала в осставать против Ашшура. И когда в конце VII века до н. э. на исторической арене появились скифы, налетевшие из глубин Азии, громадная ассирийская армия, раздираемая собственными «политическими» конфликтами, вовлеченная в борьбу за власть и в результате полностью утратившая былую боеспособность, не смогла противостоять им. Скифы десятки лет спокойно гуляли по коренной Ассирии, не говоря уж о присоединенных царствах. Выступление против Ассирии двух крупнейших из них — Мидии и Вавилона — довершило картину разгрома. Все крупные ассирийские города — Ашшур, Ниневия, Харрасан и Каркемиш — были попросту стерты с лица земли, ассирийская знать истреблена, население же Ассирии разбежалось по соседним землям, смешавшись с другими народами. Часть ассирийцев бежала на запад и даже пыталась основать там новое царство, но отвратить гибель уже не могло ничто. Вавилоняне добили ассирийцев в 609 году до н. э. История Ассирии свершилась.

Руководство по диагностике

Вавилонская империя добилась больших успехов в области медицины, внедрив концепции диагностики, прогноза, физического обследования и рецептов. Это было изложено в Диагностическом руководстве. В руководстве рассказывалось, как рационально и логически идентифицировать болезнь, а также говорилось об использовании эмпиризма или знаний, полученных с помощью органов чувств, для назначения терапии и лечения.

Хотя Диагностическое руководство было важным шагом с точки зрения рационального мышления, оно также имело свои недостатки. Вавилонская медицина в значительной степени опиралась на сверхъестественное и магию. В то время как вавилоняне пытались учиться с помощью вскрытия, они в основном полагались на сверхъестественное, чтобы лечить болезни.

Каким был и стал самый знаменитый из городов.

Вавилон — центр цивилизации Древнего мира. Трудно представить, каково это было — прогуливаться по усаженным кедрами дорогам древнего города, проплывать мимо его устрашающих стен по извилистой реке Евфрат или подниматься на его могучую башню, которую некоторые считают библейской Вавилонской башней.

Какие достопримечательности должен был бы показать этот город, какие истории он мог бы рассказать…

Однако сегодня Вавилон превратился в руины. Страдающая от многолетней войны и полного запустения, некогда ведущая в мире столица Месопотамии превратилась в призрак былого величия.

Вавилон, где в то или иное время жили Хаммурапи, Навуходоносор и даже Александр Македонский, был выдающимся городом своего времени.

Итоги и значение для истории

Падение древнего города Вавилон произошло в 539 году до н. э. После захвата города персами под предводительством царя Кира, Вавилон потерял свое значение как политический и культурный центр.

Вавилон являлся одним из древнейших и наиболее значимых городов Междуречья, славившийся своей величественной архитектурой, знаменитыми висячими садами и Вавилонской башней – зиккуратом. Своим могуществом Вавилон веками влиял на развитие культуры, науки и общества.

Однако падение Вавилона ознаменовало конец эпохи бабилона. Вавилон являлся символом тирании и гордыни, и его падение считается своего рода наказанием за зло и неправедность. Это событие также привело к смене геополитической карты региона и возникновению новых держав, таких как Ахеменидская Персия.

Историческое значение Вавилона заключается в том, что это был не только крупнейший город своего времени, но и центр международной торговли, развитого образа жизни и обмена идеями. Аккады, вавилоняне, ассирийцы, персы – все они оставили свой след в истории и культуре Вавилона.

Сегодня Вавилон является объектом изучения многочисленных археологических экспедиций и исторических исследований. Найденные при раскопках артефакты и документы позволяют реконструировать жизнь и культуру древнего города, а также понять его значимость для мировой истории.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все на Запад
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: