Вот что означает цивилизация

Типы исторических цивилизаций

7.9.4. Концепция А. Тойнби

В 20 в., традиции культурно-исторического подхода к анализу цивилизации развивал английский историк и философ А.Тойнби , определявший ее как особый вид отдельного конкретного общества. На основе систематизации огромного фактического материала он рассматривает развитие общества как круговорот локальных цивилизаций. Локальные цивилизации выражают культурно-исторические. этнические, религиозные, экономико-географические особенности отдельной страны, группы стран, этносов, связанных общей судьбой, отражающих и преломляющих ритм общеисторического прогресса, то оказываясь в его эпицентре , то удаляясь от него. Каждая локальная цивилизация имеет свой почерк, свой ритм , более или менее синхронизированный с ритмом мировых цивилизаций. Наиболее полная катологизация локальных цивилизаций проведена А. Тойнби в его многотомном груде “Исследование истории” (1934-1961 гг.), основное содержание которого издано на русском языке в 1991 г., под названием “Постижение истории”.К чему же сводится концепция круговорота цивилизаций Тойнби ?

Исследуя структуру человечества последнего тысячелетия Тойнби обнаружил 5 живых цивилизаций:

западное общество , объединяемое западным христианством;

православно-христианское или византийское общество расположенное в Юго-Восточной Европе и России;

исламское общество от Северной Африки и Среднего Востока до Великой Китайской стены;

индуистское общество в тропической субконтинентальной Индии;

дальневосточное общество в субтропическом и умеренном районах Юго-Восточной Азии.

Исследование предыстории этих обществ привели Тойнби к выводу, что цивилизация третьего поколения : каждой из них предшествовали цивилизации второго и первого поколения. Всего было нанесено на культурную карту Старого и Нового света 37 цивилизаций, из них 21 были тщательно исследованы и описаны за 6 тыс. лет человеческой истории. В отличии от своих предшественников примитивных обществ, которые обладали сравнительно короткой жизнью, территориально ограничены и малочисленны,— жизнь цивилизаций более положительна. Они занимают обширные территории, а число людей , охватываемых цивилизациями, как правило, велико. Они имеют тенденцию к распространению путём подчинения и ассимиляции других обществ. Цивилизации постоянно развиваются, имеют свой жизненный цикл : они “представляют собой нс статические формации, а динамические образования эволюционного типа”. Каждая из них проходит в своем развитии фазы — возникновения (генезиса), роста, надлома и распада. Причины генезиса цивилизаций следует искать не в расовых чувствах или окружающей среде, а в ответе на вызов, в реакции на кризис, в котором оказывается общество. А

Тойнби подробно раскрывает механизм распада цивилизаций, что имеет важное значение для понимания содержания переходного периода. Он отмечает, что “по мере укрепления власти над окружением начинается процесс надлома и распада, а не роста

Проявляется это в эскалации внутренних войн. Череда войн ведет к надлому, который, усиливаясь, переходит в распад”. Нарастают социальные трещины, начинается раскол общества. Вертикальный, когда общество распадается на ряд локальных государств, что служит основанием для кровопролитной междоусобной войны. Горизонтальный, когда общество распадается на 3 типа групп доминирующее меньшинство, не желающее расстаться со своим господствующим положением и создающее для его поддержания универсальное государство; внутренний пролетариат, рождающий вселенскую церковь; внешний пролетариат, который организуется к мобильные военные отряды. В борьбе между этими тремя силами происходит распад цивилизации.

В истории падения любой цивилизации можно уловить ритм распада. За спадом, которой начинается в момент надлома, следует оживление, но последует окончательный распад. В распаде цивилизаций видную роль могут играть сторонние влияния, то, что Тойнби называет внешним пролетариатом, который нередко взрывает границы стагнирующего общества.

Концепция Тойнби ценна тем, что она дает развернутую картину жизненных циклов локальных цивилизаций, механизмов смены их поколений. Но эта смена поколений, распад локальных цивилизаций в значительной мере является следствием ритма мировых цивилизаций, формирующих симфонию общечеловеческого, исторического прогресса и синхронизирующих стадий жизненных циклов локальных цивилизаций.

Информационные цивилизации

Одним из главных элементов информационной цивилизации является интернет. Интернет позволяет людям общаться, получать доступ к информации и проводить онлайн-операции в реальном времени. Благодаря интернету, расстояние и границы перестали быть преградой для обмена информацией между странами и народами.

Информационные цивилизации привели к развитию таких новых отраслей, как информационные технологии, информационная безопасность и информационный менеджмент. Они также обеспечивают создание новых видов бизнеса и предоставляют массовые возможности для самореализации и саморазвития.

Однако информационные цивилизации также имеют свои недостатки. Они создают определенные проблемы в области конфиденциальности, безопасности и этики. Кроме того, некоторые люди оказываются отстранены от преимуществ информационной цивилизации из-за недоступности или непонимания соответствующих технологий.

В целом, информационные цивилизации представляют собой эпоху больших изменений и новых возможностей. Они преобразовывают общество и активно формируют будущее нашей планеты.

Новая концепция

Преодолеть недостатки, которыми обладали методы изучения истории, поставить процесс, как и прочие гуманитарные направления, на научную основу в середине 19-го столетия попытался Маркс. Он сформулировал новую концепцию материалистического описания и объяснения. Основывалась она на 4 главных принципах:

  • Единстве человечества и, как следствие, исторического процесса.
  • Закономерности. В данном вопросе Маркс основывался на признании влияния в процессе устойчивых, общих, повторяющихся, имеющих существенное значение связей, а также человеческих отношений и результатов деятельности людей.
  • Детерминизме. Этот принцип предполагает признание существования зависимостей и связей причинно-следственного характера. По мнению Маркса, из всего многообразия явлений необходимо выделить определяющие, основные. Одним из базовых он считал способ производства разных материальных благ.
  • Прогрессе. Маркс считал, что историческое развитие представляет собой поступательное совершенствование общества, которое поднимается на более высокий уровень.

Определение понятия цивилизации

Цивилизация — это сложная форма организации общества, которая характеризуется развитыми социальными, экономическими и культурными структурами. Она включает в себя систему ценностей, нормы поведения, установки и представления, которые существуют в обществе и влияют на его функционирование.

Цивилизации обычно характеризуются наличием городов и других населенных пунктов, развитой сельской и индустриальной экономикой, научным и техническим прогрессом, образованием, культурой и искусством.

Однако в определении понятия цивилизации нет единого мнения среди ученых. Они разделяют различные подходы к определению цивилизации, включая технический, культурно-исторический и социокультурный подходы.

Технический подход к определению цивилизации основан на достижениях общества в технической сфере, таких как развитие городской инфраструктуры, транспорта, сельского хозяйства и промышленности.

Культурно-исторический подход подчеркивает роль истории и культуры в формировании цивилизации. Он учитывает язык, религию, искусство, литературу и другие аспекты культурного развития общества.

Социокультурный подход подчеркивает роль общественных отношений, социальных институтов и норм поведения в формировании цивилизации. Он сосредоточен на социальном и культурном развитии общества.

Однако несмотря на разные подходы к определению цивилизации, все они указывают на то, что цивилизация — это не просто совокупность технических или культурных достижений, но и сложная социальная система, которая влияет на все аспекты жизни общества.

Сравнение подходов

Формационный подход и цивилизационный подход к типологии государств и обществ имеют схожие черты и различия. Кратко познакомимся с ними.

Сходство подходов

Особенностью формационного подхода и цивилизационного подхода является выделение значительных этапов, через которые проходят разные страны и народы в своём развитии. Исследователи считают, что переход от одного этапа к другому чаще всего происходит посредством революционных изменений, то есть преобразований, затрагивающих основы общества и влияющих на все его сферы.

Рис. 3. Революция.

В основе обоих подходов лежит признание в качестве источника преобразований тех процессов, которые ведут к изменениям в области материального производства. Вслед за ними меняется и социальная структура, и политический курс.

Различие подходов

Сравнение формационного и цивилизационного подходов позволяет выявить существенные различия, лежащие в основе обеих классификаций.

  • В учении Маркса выявляются типичные для всех обществ законы развития, в то время как цивилизационный подход рассматривает путь каждого отдельного государства как уникальный процесс.
  • В формационном подходе решающим является экономический фактор, в цивилизационном главная роль отводится духовным ценностям.
  • Сравнительная характеристика двух классификаций позволяет выявить разные критерии прогресса: в учении Маркса это уровень развития производительных сил, а в цивилизационном подходе — степень свободы отдельной личности.
  • Цивилизационный подход провозглашает деятельность человека как движущую силу эволюции.

Главным недостатком цивилизационного подхода является невозможность представить историю государств мира как единый процесс. Они существуют изолированно друг от друга.

Что мы узнали?

Существует два подхода к типологии обществ. Формационный подход предполагает историю государств как смену формаций. В основе классификации лежит уровень развития производительных сил. Цивилизационный подход рассматривает прогресс как цепочку цивилизаций, замещающих друг друга. Обе позиции имеют достоинства и недостатки.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Что такое цивилизация?

Цивилизация — это политическое, социальное, культурное и экономическое образование, которое обычно характеризуется сложными организованными обществами, разделением труда и высокой степенью развития науки, искусства и технологий.

Основными признаками цивилизации являются:

  • Сложная социальная организация: цивилизация характеризуется наличием централизованного правления, правовой системы, классовой структуры и социальной мобильности.
  • Развитая культура: цивилизация создает и развивает различные формы искусства, такие как литература, музыка, живопись, архитектура и театр. Она также имеет свои собственные социальные и нравственные ценности, обычаи и традиции.
  • Экономическая организация: цивилизация обычно имеет развитую экономическую систему, включающую сельское хозяйство, ремесленное производство, торговлю и финансовые институты.
  • Научно-технический прогресс: цивилизация стремится к развитию науки и технологий, что приводит к появлению новых открытий, изобретений и инноваций.

Основополагающим понятием в рамках цивилизации является идея общественного развития и прогресса. Цивилизация позволяет людям жить в обществах с более высокой степенью организации и удовлетворять все более разнообразные потребности.

Кроме того, цивилизация является неотъемлемой частью истории человечества. Она развивается постепенно и охватывает все большую территорию, включая различные культурные и этнические группы. Цивилизациям свойственно влиять друг на друга, обмениваться идеями, технологиями и материальными благами.

Примеры известных цивилизаций:
Цивилизация
Местоположение
Период

Древневосточная цивилизация
Междуречье Тигра и Евфрата
IV тыс. до н.э. — I тыс. н.э.

Древнеегипетская цивилизация
Долина Нила
IV тыс. до н.э. — I тыс. н.э.

Древнегреческая цивилизация
Греция, Малая Азия, Сицилия
IX век до н.э. — II век н.э.

Древнеримская цивилизация
Италия, Западная Европа, Северная Африка
VIII век до н.э. — V век н.э.

Средневековая европейская цивилизация
Европа
IV — XV век

Цивилизация — это результат совместного и продолжительного развития общества, культуры, экономики и науки. Она является неотъемлемой частью истории человечества и играет важную роль в формировании нашего мира.

Значение цивилизации для человечества

Цивилизация является важным фактором развития человечества. Она позволяет людям создавать устойчивые и организованные общества, в которых гарантируются основные права и свободы.

Одно из главных значений цивилизации — это мирное сосуществование людей. В развитой цивилизации на первый план выходят дипломатия, демократия и правовое государство. Это позволяет людям разрешать конфликты и споры путем диалога и соблюдения законов.

Цивилизация также способствует развитию науки и культуры. Она создает условия для исследований, открытий и развития новых технологий. Благодаря цивилизации люди могут осваивать новые знания, развиваться как личности и делать открытия, которые улучшают качество жизни.

Однако, цивилизация — это не только развитие и прогресс. Она также представляет собой ответственность перед природой и будущими поколениями. Цивилизация должна бережно относиться к ресурсам планеты и стремиться к устойчивым формам развития.

В цивилизации каждый человек имеет право на жизнь, свободу, безопасность и справедливость. Она позволяет людям развивать свой потенциал, образовываться и реализовывать свои таланты.

Значения цивилизации для человечества:
Мирное сосуществование: Цивилизация способствует разрешению конфликтов и созданию гармоничных отношений между людьми.
Развитие науки и культуры: Цивилизация создает условия для исследований, открытий и развития новых технологий.
Ответственность перед природой: Цивилизация должна бережно относиться к ресурсам планеты и стремиться к устойчивым формам развития.
Права и свободы: Цивилизация гарантирует каждому человеку право на жизнь, свободу, безопасность и справедливость.

В итоге, цивилизация имеет огромное значение для человечества. Она способствует развитию личности, улучшению качества жизни и созданию гармоничного общества. Без цивилизации мы вернулись бы к дикому состоянию и не смогли бы достичь таких высот развития, которые видим в наше время.

Типы цивилизаций

Типы цивилизаций, чтобы обозначить их историческую особенность делят на:

  • первичные,
  • вторичные.

К первичным относятся древние цивилизации, они выросли из первобытности и не могли опираться на предшествующие традиции.

Вторичные цивилизации возникли позже и могли уже опираться на культурно-исторический опыт древних обществ.

Таким образом, человечество в своем развитии исторически проходило космогенную, техногенную, антропогенную цивилизации.

Космогенная цивилизация охватывала древнее общество и эпоху Средневековья. Это был первый её тип, в основе которого лежала ручная технология.

Общество зависело от сил природы, а смысл жизнедеятельности определял мировой космос.

Техногенную цивилизацию называют индустриальной, её развитие проходило в условиях капиталистической и социалистической общественно-экономической формации. Основу этого типа составляла машинная техника, шло быстрое развитие науки, во всех сферах отмечался высокий уровень профессиональной культуры.

Техногенная цивилизация развивалась как противоборство капитализма и социализма, поэтому возникла необходимость её замены более совершенным обществом.

В 70-е годы прошлого века индустриальный тип цивилизации исчерпал возможности дальнейшего развития общества, наметилось его кризисное состояние. Выйти из этого состояния можно только переходом к новому более эффективному способу воспроизводства самого общества и менее расточительному.

Формирование материальной основы для этого началось с развитием информационной технологии с середины 50-х годов XX века. В научной литературе этот тип цивилизации получил название информационно-технологической или постиндустриальной.

Ученые отмечают, что использование информационных технологий техническую основу материального и духовного производства изменяют коренным образом.

Социальная структура общества кардинально изменяется, возникает новый средний класс, что требует постоянного повышения духовной культуры личности и в целом общества.

В условиях информационно-технологической цивилизации источником прогресса становится сам человек, а не внешние условия его жизнедеятельности, при этом особое значение имеют научно-информационные ресурсы, уровень социально-политического сознания, нравственные и духовно-культурные установки.

Именно они в своей совокупности определяют технологию воспроизводства всего общества и общественный прогресс.

С конца XX века развитие информационной цивилизации стало глобальным мировым процессом. По мнению многих ученых информационная цивилизация определяется как общество социальной справедливости и альтернативы сегодня не существует.

Социальная справедливость – это универсальный общесоциологический и этический принцип организации общества, определяющий положение индивида в зависимости от количества и качества труда.

Со сменой цивилизаций жизнь не прекращается, а продолжается в новых социокультурных условиях.

Что такое цивилизация?

Цивилизация обычно характеризуется определенным уровнем развития, основанным на достижениях в таких сферах, как наука, технологии, искусство, экономика и политика. Она представляет систему общественного устройства, которая ограждает людей от хаоса и обеспечивает определенную стабильность и порядок в обществе.

Кроме того, цивилизация также олицетворяет собой определенный уровень культуры и развития человеческого общества. Она выражается в форме уникального набора языка, религии, моральных ценностей, обычаев и традиций, а также в архитектуре, литературе, музыке и других проявлениях человеческого творчества.

Исследование цивилизаций позволяет оценить историческое развитие человечества, его достижения и проблемы

Обществоведы уделяют внимание исследованию формирования и эволюции цивилизаций, а также их взаимодействию и влиянию на разные аспекты жизни людей

В целом, понятие цивилизации имеет многогранное значение и позволяет нам лучше понять и анализировать различные аспекты существования и развития человеческого общества.

Исторический аспект

В области общественных наук понятие цивилизации имеет важное значение и широко используется для анализа и объяснения исторических процессов. Обществоведы придают цивилизации определенный смысл, относя его к историческому развитию человечества

Цивилизация рассматривается как сложная социокультурная формация, которая включает в себя определенные черты, характерные для разных обществ. Эти черты могут включать такие аспекты, как организация политической системы, экономические отношения, социальную структуру, религию, культуру, науку и технологии.

В историческом аспекте цивилизация может быть рассмотрена как результат долгого процесса развития общества, включающего этапы формирования, эволюции и упадка. Каждая цивилизация имеет свою уникальную историю, которая включает в себя множество событий, процессов и изменений.

Исторический аспект позволяет обществоведам исследовать источники и причины возникновения цивилизаций, анализировать их взаимодействие и развитие, а также изучать причины падения и упадка цивилизаций. Исторический подход позволяет сопоставить исторические факты и события с различными аспектами цивилизации, что помогает лучше понять сущность и значения этого понятия.

Современное понимание

В современном обществоведении, понятие цивилизации охватывает широкий спектр значений и трактовок. Понятие цивилизации относительно ново и носит многомерный характер, включая в себя как материальные, так и духовные аспекты.

Современные общественные ученые относятся к цивилизации как к культурной и социальной системе, объединяющей людей с общими ценностями, нормами и институтами. Цивилизация представляет собой сложный организм со своей историей, политическими и экономическими системами, правилами поведения, идеологиями и религиозными верованиями.

Сюда включаются искусство, наука, технологии, образование и другие культурные и интеллектуальные достижения, которые формируются в рамках цивилизации. Они отражают и определяют ее уровень развития и внутренние особенности.

Описание
Материальные аспекты Экономика, научно-технический прогресс, инфраструктура и др.
Культурные аспекты Искусство, литература, музыка, язык, религия и другие проявления культуры.
Социальные аспекты Политические и социальные институты, права и обязанности граждан, моральные нормы.
Духовные аспекты Идеологии, мировоззрение, ценности, духовная культура.

Современное понимание цивилизации подразумевает ее относительность и многогранность. Каждая цивилизация имеет свои особенности и различия, которые могут быть определены через сравнение с другими цивилизациями.

Таким образом, современное понимание цивилизации является комплексным и динамичным, учитывая широту и многообразие факторов, влияющих на ее формирование и развитие в современном мире.

7.9.1. Толкование понятия “Цивилизация” философами мира

История общества — это развитие человеческой цивилизации, проходившей определенные этапы и закономерности стадии социального прогресса. Понятие цивилизации ({нормируется историческим, а философы в разные времена вкладывали в него различное содержание. Впервые оно стало широко употребляться жоху просвещения во Франции и рассматривалось просветителями (Вольтер, Руссо и /др.) как близкое по содержанию концепциям духовной культуры, разума и справедливости. В 1798 году слово “цивилизация” было внесено в “Словарь Академии”, в котором оно определялось как высшая степень духовности. В 19 веке в странах Европы в многочисленных фундаментальных трудах цивилизация рассматривалась как комплексное состояние общества, где культуре принадлежало высокое место.

В процессе дальнейшей разработки понятия цивилизации в его толковании вводились новые характеристики и уточнения. И. Кант, занимаясь этой проблемой, разграничил понятия культуры и цивилизации, поскольку последняя, по его мнению представляет лишь внешний “Технический тип культуры”, а в процессе развития общества их взаимодействие осуществляется противоречиво, так как духовная культура, особенно в её нравственной догме, отстает от цивилизации. Эту идею развивали философы-идеалисты второй половины 19 века — О. Шпенглер, Ф. Ницше и др., утверждая, что развитие цивилизации неизбежно ведет к деградации и духовной гибели общества. Так О. Шпенглер писал, что цивилизацию следует рассматривать, как органически логическое следствие — как завершение и исход культуры. В данной интерпретации связи цивилизации и культуры определялась как фиксация деградирующего состояния культуры, обращённого в цивилизации. При таком подходе акцент делался на списании истории народов, религий состоянии духа, культуры, чередований событий в данной локальной среде, но при этом утрачивалось общее понимание истории как универсального цивилизационного процесса.

Материалистический подход в исследованиях неомарксистов

Материалистический подход к исследованию цивилизаций был представлен французской школой Анналов, которая сформировалась вокруг журнала «Анналы экономической и социальной истории», основанного в 1929 г.. М. Блок и Л.Февром. Высокими достижениями являются труды Ф.Броделя, в частности «Средиземноморья и современный мир в эпоху Филиппа II», «Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв.», где дано описание региональной экономики как сети отношений, высказанный взгляд о том, что материальная основа, экономическая история определяет развитие обществ. Ф.Бродель считает, что отношения людей в процессе производства определяются ее экономической и социальной историей.

Цивилизация определяется как целостная историческая система, которая образуется из совокупности взаимодействия социальной, экономической, политической и культурно-психологической подсистем. Она является взаимосвязью ряда факторов, которые создают крупномасштабную взаимодействие различных элементов. Социальная (биосоциальное) подсистема объединяет все, что имеет отношение к существованию людей, средства жизни, воспроизводству населения. Экономическая подсистема включает производство, обмен, регулирования экономики, технику, систему коммуникаций. Культурно-психологическая подсистема включает все проявления духовной жизни — ценности, нормы, знаково-коммуникационные системы, которые обеспечивают взаимодействия людей.

Главное внимание Ф.Бродель уделяет материальной деятельности людей, анализирует ее через технологическую сторону. Он не видел цикличности в динамике цивилизаций; вводил категорию «большая продолжительность» — длительное историческое время, в течение которого существует цивилизация и сохраняется накопленный опыт

С точки зрения Вебера, хозяйственная этика мировых религий формирует социально-политический мир современных цивилизаций.
На стыке неомарксизму и школы Анналов возникла школа мир-системного анализа, создателем которой стал американский ученый И.Уоллерстайн, автор труда «Современная мировая система» (1980). Становление этого направления происходит в 60 гг. ХХ в., Параллельно с возникновением глобалистики и осознанием глобальных проблем и процессов взаимозависимости различных стран и народов.К. Маркс и А. Тойнби с разных позиций подходили к интерпретации сущности мировой истории. немецкий мыслитель в координатах материалистической философии рассматривал общественные процессы с экономической точки зрения.

Экономическая классификация цивилизаций

Экономическая классификация цивилизаций основана на их экономических системах, способах производства и организации хозяйства. Она позволяет выделить различные группы цивилизаций на основе их экономических характеристик и особенностей. Рассмотрим основные группы цивилизаций, выделяемые в рамках экономической классификации.

Традиционная экономика

Традиционная экономика характерна для примитивных и племенных обществ, где производство и потребление основаны на традиционных обычаях, обычаях и ритуалах. В таких обществах ресурсы распределяются в соответствии с установленными традициями и ролевыми структурами. Производство часто осуществляется в масштабах, ограниченных технологическими возможностями и доступными ресурсами.

Командно-административная экономика

Командно-административная экономика характерна для социалистических государств, где государство контролирует и регулирует основные отрасли экономики. Ресурсы распределяются и планируются центральными органами власти, а производство осуществляется на основе государственных планов. В такой экономической системе государство играет важную роль в принятии решений о распределении ресурсов и управлении хозяйством.

Рыночная экономика

Рыночная экономика характеризуется свободным рынком, где ресурсы распределяются на основе спроса и предложения. Производство и потребление определяются рыночными механизмами, а не центральным планированием. В такой экономической системе предприниматели и частные лица играют важную роль в принятии решений о производстве и потреблении. Рыночная экономика часто связана с капитализмом и свободным предпринимательством.

Смешанная экономика

Смешанная экономика сочетает элементы различных экономических систем. В такой экономической системе государство может играть активную роль в регулировании экономики, но также допускается свободное предпринимательство и рыночные механизмы. Смешанная экономика может быть характерна для многих современных стран, где государство и частный сектор сосуществуют и взаимодействуют друг с другом.

Экономическая классификация цивилизаций помогает лучше понять и описать разнообразие экономических систем и их влияние на развитие и характер каждой цивилизации. Однако следует отметить, что границы между различными группами цивилизаций могут быть размытыми и не всегда однозначными, так как цивилизации могут взаимодействовать и влиять друг на друга, а также изменять свои экономические системы со временем.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все на Запад
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: