Описание эксперимента Павлова
Суть опытов
И. П. Павлов в своей лаборатории, расположенной недалеко от Санкт-Петербурга, в Колтушах, ставил эксперименты, изучая Свои исследования ученый проводил на собаках. Все работы велись в своеобразной «Башне молчания» — специальной изолированной звуконепроницаемой камере, в которой не существовало никаких внешних раздражителей, способных повлиять на чистоту эксперимента. Ученый при этом наблюдал за животным через систему специальных стекол, через которые он сам оставался невидимым для собаки. Пес также был зафиксирован на специальном станке, который ограничивал его движения.
Основное внимание в опытах Павлов уделял тому, как реагируют слюнные железы собаки на различные внешние раздражители. Для этого животному проводили операцию, выводя протоку слюнной железы наружу, чтобы вовремя зафиксировать наличие слюноотделения, его начало, обильность и качество слюны
Затем Павлов старался вызвать у животного условную реакцию на ранее нейтральный раздражитель — звуковой, световой. Кроме этого, наружу выводились и концы пищевода, чтобы проследить за выработкой у собаки желудочного сока.
Классическим опытом Павлова на собаках считают тот, когда животному после ударов метронома сразу же давали корм. После нескольких таких попыток у собаки стала выделяться слюна на звуки метронома. Опыт Павлова с лампочкой действовал по этому же принципу, но вместо метронома использовалась обычная лампа, после включения которой собака получала пищу. Так ранее посторонний для животного источник стал тем внешним раздражителем, который начал вызывать у него условный рефлекс. К сожалению, не все раздражители были настолько безобидными. В своих опытах Павлов использовал электрический ток, различные наказания.
Что означает выражение «собака Павлова»?
Достижения Павлова и психология человека
Классическое определение кондиционирования
Классическое обусловливание – это теория поведенческого обучения, которая утверждает, что безусловная реакция (обычно инстинктивно присутствующая) может передаваться от одного стимула к другому в процессе обучения. Чтобы понять, как работает этот процесс обучения, нужно сначала разобраться с наиболее важными терминами обусловленности.
Безусловный стимул – это стимул, вызывающий естественную врожденную реакцию.
Пример: кто-то дергает рукой прямо перед твоим лицом. Ты автоматически должна моргать. Жест рукой в данном случае – безусловный стимул.
Безусловный ответ – это реакция, которую ты не можешь контролировать, потому что она естественна.
Эксперимент Павлова с собакой
Пример: В примере с движением руки безусловным ответом является моргание. Рефлекс моргания является врожденным и инстинктивным.
Нейтральный стимул – это тот, на который нет реакции.
Пример: кто-то напротив тебя хлопает в ладоши. Поскольку ты не имеешь к нему никакого отношения и твоё тело не находится в данный момент в опасности, ты не проявляешь на него никакой реакции.
Условный раздражитель изначально является нейтральным стимулом. Однако при взаимодействии с другим стимулом реакция на него усваивается.
Пример: пока один человек хлопает перед тобой, кто-то другой одновременно двигает рукой перед твоим лицом. После нескольких повторений тебе захочется моргнуть только на звук хлопков в ладоши.
Условный ответ – это выученная реакция на условный раздражитель.
Пример: моргание в ответ на хлопки в ладоши теперь является условным ответом.
Почему собака Павлова?
Термин «собака Павлова» стал широко используемым в психологии и общественных дискуссиях, и это имеет прямое отношение к классическому эксперименту, выполненному российским физиологом Иваном Петровичем Павловым и его командой в начале XX века.
Собака Павлова — это символ условного рефлекса, который был открыт во время эксперимента. В эксперименте собакам предлагали давать питательную пищу сопровождая ее звуком колокольчика. После нескольких повторений этого процесса собаки начали вырабатывать слюну даже при звуке колокольчика без наличия пищи. Это показало, что собаки были «программированны» переносить реакцию на один стимул (звук колокольчика) на другой стимул (пищу).
Таким образом, термин «собака Павлова» используется для описания ситуаций и поведения, когда животное или человек вырабатывает автоматическую реакцию на определенный стимул, связанный с предыдущим опытом или обучением. Этот термин широко применяется в психологии, чтобы объяснить множество аспектов поведения и реакций на различные ситуации.
Биологическая значимость открытия Павлова
Открытие Ивана Павлова о рефлексах условных оказалось великим открытием в биологии и повлияло на многие области науки. В первую очередь, оно позволило раскрыть механизмы обучения и памяти у животных и человека.
Исследования Павлова доказали, что животные и люди способны вырабатывать условные рефлексы, то есть связывать нейтральный стимул с наградой или наказанием. Это открытие расширило наши знания о поведении животных, позволило более глубоко понять механизмы обучения и запоминания информации.
Благодаря открытию Павлова, мы лучше понимаем, как формируется поведение животных и людей под влиянием условий среды. Это знание имеет практическое значение в различных областях, таких как психология, ветеринария, тренировка животных и многие другие.
Кроме того, открытие Павлова имело огромное значение для понимания работы нервной системы. Он доказал, что деятельность организма может быть связана с определенными участками головного мозга и нервными связями
Это позволило лучше понять структуру и функции нервной системы, что имело важное значение для развития нейробиологии
Однако значимость открытия Павлова не ограничивается только наукой. Его результаты стали основой для развития новых методов обучения животных и людей. Они были использованы в тренинге служебных собак, реабилитации после травм и операций, а также в различных социальных и когнитивных исследованиях. Использование методов классического и условно-рефлекторного обучения нашло применение в педагогике, психотерапии и других областях.
Влияние открытия Павлова на психологию
Открытие Ивана Павлова о классическом условном рефлексе у собак имело огромное влияние на развитие и понимание психологии.
Во-первых, классический условный рефлекс стал одним из основных понятий в психологии. Он показал, что некоторые реакции организма, которые ранее считались неосознанными и автоматическими, могут быть условнорефлекторными. Это открытие сыграло важную роль в развитии понимания механизмов формирования поведения и привычек.
Во-вторых, исследования Павлова подтвердили, что поведение организма может быть изменено с помощью обучения. Это открытие положило основы теории обучения, которая стала ключевой в психологии. Павлов показал, что с помощью условных стимулов и подкрепления можно формировать новые связи и реакции организма.
В-третьих, открытие Павлова о классическом условном рефлексе имело важное значение для понимания патологии и лечения некоторых психических расстройств. Психологи и психиатры используют принципы павловского эксперимента для диагностики и лечения фобий, ПТСР и других психических заболеваний
Кроме того, открытия Павлова влияли на развитие других направлений в психологии, таких как бихевиоризм и психоанализ. Классический условный рефлекс стал основой для создания новых теорий поведения и психической деятельности.
В целом, исследования и открытия Ивана Павлова оказали огромное влияние на психологию. Они раскрыли новые грани понимания механизмов поведения, обучения и психических расстройств. Они стали отправной точкой для развития новых теорий и подходов в психологии, которые до сих пор изучаются и применяются в нашей жизни.
Изоляция мозга
Изоляция мозга уже давно будоражит разум футурологов и фантастов, ведь это возможный способ жить вечно. Первые подобные опыты провел в 20-х годах 20 века Сергей Сергеевич Брюхоненко
. Эксперимент проводился так: собаке отсекли голову и поддерживали ее жизнь при пониженной температуре с использованием аппарата искусственного кровообращения, который Брюхоненко ради этого эксперимента и изобрел (в дальнейшем он спас жизни не одного человека во время операций на сердце). Голова собаки без тела прожила полтора часа. Эксперимент запечатлен на видео и демонстрируется в документальном советском фильме 1940 года «Эксперименты по оживлению организма».
История Собак Павлова
Неврологическое обследование
Наблюдение. Кроме тех случаев, когда с самого начала подозревалась травма позвоночного столба, положение головы, туловища и конечностей должны быть отмечены при обследовании пациента, а походка должна наблюдаться при прогулке и беге животного мелкой рысью. Собака должна описывать средние и узкие круги, подниматься или спускаться со ступеньки.
Симптомы, на которые нужно обратить особое внимание:
- Боль в области шеи. Приводит к низкой постановке головы, и пациент должен «Смотреть на мир» глазами без помощи головы. Если объект находится вне поля его зрения, животное может кружиться вокруг него вместо того чтобы повернуть голову. Низкая постановка головы имеет тенденцию к уравновешиванию тела за счет вытягивания тазовых конечностей в краниальном направлении, что приводит к выгибанию спины в форме дуги (при этом легко ошибиться, думая, что это признак боли в пояснице) Во многих случаях, за исключением травмы, собака может чувствовать себя хорошо, и внезапно начинает пронзительно кричать и держит шею неподвижной в течении нескольких секунд или минут.
- Боль в области грудопоясничного отдела позвоночника: имеет тенденцию вызывать изгибание спины дугой или образовывать выемки, а также конечности вытягиваются вперед и появляется напряжение стенок брюшной полости. Чтобы уравновесить свое тело, собака может опускать голову вниз, так что создается неправильное впечатление будто бы боль в области шеи. Кроме случаев развития такого состояния из-за травм, степень боли от повреждений грудопоясничного отдела редко вызывает неспровоцированное повизгивание у собаки, но эта реакция может быть отмечена, когда она поднимается.
- Боль в области пояснично-крестцовом отделе позвоночника. Создается впечатление, что собака затравлена и хвост обычно в опущенном состоянии. Такое положение было так же отмечено во многих случаях билатеральной ортопедической болезнью тазовых конечностей. Хромота или поднятие лапы, шарнирное движение или дрожь в конечности может свидетельствовать о вовлечении в патологический процесс нервного корешка. Отсутствие координации движения может быть отмечено во время движения животного в виде качающейся походки. при этом кажется, что животное упадет на повороте. Собака может волочить когти конечности, спотыкаться при медленной ходьбе или прерывисто передвигать лапы, будто бы они на шарнирах.
- Мышечный тонус . Может быть отмечена атрофия и это обычно обозначает вовлечение в патологический процесс нисходящих проводящих путей. Альтернативный вариант заключается в увеличенном мышечном тонусе, который может быть отмечен в некоторых случаях. Например, феномен Шифф-Шерингтона, при повреждении спинного мозга грудопоясничного отдела позвоночника с травмой восходящих тормозящих путей от тазовых до грудных конечностей. Изначально феномен Шифф-Шерингтона может быть истолкован неправильно, как улучшение состояния, но в последующем может развиться паралич межреберных мышц.
- Голова. Черепные нервы. Оценка функции черепного нерва нацелена на то, чтобы исключить возможность многоочаговой или генерализованной неврологической болезни. Каждое испытание проводится при определенных условиях, и те черепные нервы, которые задействованы, чтобы животное произвело нормальную ответную реакцию, будут здесь выделены:
- Рефлекс угрозы жизни животному. В ответ на угрозу собака должна моргнуть. Нормальный рефлекс зависит от целостности 2 и 7 пар черепных нервов.
- Зрачковый рефлекс на свет. Освещение каждого глаза лампочкой, вставленной в ручку, должно вызывать сужение размера обоих зрачков Нормальный рефлекс зависит от целостности 2 и 3 пар черепных нервов.
- Нистагм. Присутствие нистагма определяет патологию, в которую вовлечены один или все последующие черепные нервы: 3,4,6,8 пары.
- Лицевая чувствительность. Касание кожи морды обычно вызывает подергивание или моргание глаз. Нормальный рефлекс зависит от целостности 5 и 7 пар черепных нервов.
- Глотательный или роторасширительный рефлекс. Способность глотать пищу или рефлекс раскрытия рта зависят от целостности 9 и 10 пар черепных нервов.
- Язык. Нормальное функционирование языка, способного к проталкиванию пищи зависит от целостности 12 пары черепных нервов.
- Симметричность морды. Патология этого показателя зависит от целостности 7 ой пары черепных нервов. Наклон головы. Может развиваться из-за патологии 8 пары черепных нервов. Этот ряд наблюдений должен исключить патологию всего, кроме 1 пары черепных нервов, отвечающих за обоняние.
Про собаку Павлова
Эти эксперименты были основаны на классическом условном рефлексе, который состоит из трех стадий: нейтрального стимула, безусловного стимула и условного стимула. В случае экспериментов Павлова нейтральным стимулом был звук колокольчика, безусловным стимулом была еда, а условным стимулом был звук колокольчика, который собака научилась связывать с едой.
Это открытие и понятие условного рефлекса стало одним из самых важных в понимании поведения животных. Собака Павлова стала символом классического условного рефлекса и используется как пример в широком спектре областей, связанных с психологией и поведением.
Эксперименты Павлова подвигли на создание новых методов исследования и понимания поведения животных. Они стали основой для развития теорий обучения и поведения, а также оказали влияние на различные области науки, включая медицину и психологию.
Принципы, выявленные в экспериментах Павлова, также нашли применение в тренировке и обучении животных. Они позволяют использовать условные рефлексы для формирования желаемого поведения у собак и других домашних животных.
Важно отметить, что эксперименты Павлова вызвали некоторую критику и споры. Однако они оказали значительное влияние на понимание человеческого и животного поведения и внесли вклад в развитие научных исследований в этой области
Роль собаки Павлова в научных исследованиях
Иван Петрович Павлов, известный российский физиолог и психолог, оказал огромное влияние на развитие науки благодаря своим исследованиям с собаками. В начале XX века Павлов провел серию экспериментов, которые привели к открытию нового принципа в поведении животных и понимании рефлексов.
Центральной фигурой в его работах стала собака, которую Павлов назвал собакой Павлова. С помощью этой собаки Павлов изучал условные рефлексы и извлекал ряд фундаментальных закономерностей. Он обнаружил, что животные способны образовывать условные рефлексы, связывая нейтральный стимул (например, звуковой сигнал) с приятным или неприятным стимулом (корм или электрический ток), и научные сообщества узнали о феномене «условного рефлекса». Все это способствовало дальнейшему развитию и пониманию психологии и медицины.
Результаты исследований Павлова вызвали широкий интерес и использовались в различных областях науки. Например, его работы оказали существенное влияние на психологические исследования, позволив более глубоко изучить поведение человека и его реакцию на различные стимулы. Также результаты Павлова заложили основы для разработки лечения психических расстройств и фобий.
Безусловно, собака Павлова сыграла огромную роль в развитии науки и считается одним из ключевых символов иконической фигуры Ивана Павлова. Ее исследования обрели всемирное признание и стали отправной точкой для многих дальнейших научных исследований.
Популярность собаки Павлова в культуре
Собака Павлова, история которой началась в начале XX века благодаря физиологу Ивану Павлову, стала не только важным экспериментальным объектом для изучения поведения животных, но и символом в нашей культуре.
В литературе и кино собака Павлова часто упоминается и становится персонажем, иллюстрирующим принципы классической условной рефлексологии. Ее имя стало ассоциироваться с идеей управляемого и контролируемого поведения.
-
Одним из известных примеров является роман знаменитого писателя Михаила Булгакова «Собачье сердце». Главный герой, профессор Преображенский, проводит эксперимент по пересадке головы человека на тело собаки.
-
Собака Павлова также стала частым героем комедийного кино. Фразы, связанные с экспериментами Ивана Павлова, стали известными благодаря таким фильмам, как «Собачья работа» и «Собака Баскервилей».
Кроме того, собака Павлова стала метафорой для описания и объяснения человеческого поведения в различных сферах жизни. Например, в психологии и маркетинге используется концепция «ссылочного рефлекса Павлова», когда определенные стимулы вызывают автоматичесную реакцию.
Изучение поведения собаки Павлова дало возможность развить науку и улучшить наше понимание животных. У нее многочисленные применения в области поведенческой терапии, тренировки и дрессировки собак. Собака Павлова остается актуальной в нашей культуре и продолжает вдохновлять исследователей и художников.
Что доказал Павлов? Результат эксперимента
Иван Петрович Павлов был большим любителем собак, они занимали значительное место в его жизни и работе. Учёный называл собаку «лучшим домашним животным» и называл её частой жертвой различных научных экспериментов именно из-за высокого уровня нравственного и умственного развития. Академик повторял, что опыты над кошками делаются только «из нужды».
Опыты академика Павлова и последующая работа учёных в этом направлении имеют важное значение в современном мире и в жизни каждого человека. Научное наследие И.П. Павлова определило облик и направления развития физиологии, повлияло на развитие психологии, педагогики и генетики
Эксперименты Павлова способствовали созданию оптимальных методов лечения различных нервных расстройств, фобий, панических состояний.
Павлова определило облик и направления развития физиологии, повлияло на развитие психологии, педагогики и генетики. Эксперименты Павлова способствовали созданию оптимальных методов лечения различных нервных расстройств, фобий, панических состояний.
Каждый человек может на собственном примере осознать, что такое эффект собаки Павлова. Например, ситуации, когда привыкнув к определённой последовательности сигналов, мы предсказуемо на них реагируем. В политических технологиях и рекламе хорошо работает приём, когда известные люди рекламировали «протягивали» какую-то новую идею или какого-то человека, или продукт. Постепенно у аудитории (зрителей) отношение к известной персоне переносится на тот продукт или действие, которое он (она) продвигает.
Можно привести множество примеров из жизни, когда у человека формируется реакции на предшествующие сигналы. Например, звук включаемого по утрам компьютера на рабочем месте, мгновенно «сообщает» о том, что далее должны следовать чашка кофе и сосредоточенная работа. Или в ресторане, когда вы выбираете блюда в меню, непроизвольно начинается слюноотделение. Чем-то это похоже на условный рефлекс собаки Павлова, который вырабатывался на источники, предшествующие кормлению животного, не правда ли. Или музыка, которая сопровождала человека в определённое время, навсегда закрепится в памяти как связь с этим временем. Или сочный лимон, который разрезаем, мгновенно заставляет вспомнить его кислый вкус и слегка скривиться.
Среди маркетологов есть выражение «колокольчик Павлова». В своих экспериментах, связанных с кормлением собак, учёный иногда использовал колокольчик как упреждающий сигнал перед приёмом пищи.
Синдром собаки Павлова срабатывает, когда маркетологи привязывают к определённому бренду какие-то атрибуты или слоганы, это формирует и крепко закрепляет у аудитории созданный рекламой образ.
Что случилось с собаками Павлова после эксперимента?
Нельзя сказать однозначно, какой породы были собаки Павлова. Известно, что первой подопытной собакой учёного была дворняга по имени Дружок. Большинство собак в экспериментах были овчарки, но встречались представители других пород.
При Институте экспериментальной медицины существовал питомник. Там разводили собак и некоторых других животных, которых учёные использовали в своих опытах. Для проведения опытов важным критерием был темперамент собак как классификатор нервных типов. Одни собаки были сдержанные и спокойные другие – «непоседы», подвижные, оживлённые.
Среди представителей разных организаций и сегодня можно услышать агрессивные выпады в сторону академика и его опытов над животными. Эксперименты Павлова они называют циничным и жестоким действием, где жертва – это собака Павлова, и в чём смысл опыта, если животное могло погибнуть.
Факт остаётся фактом – до тех пор, пока в теле собаки не делали отверстия (фистулы), животные в процессе проведения лабораторных экспериментов погибали. Когда в теле собаки стали проделывать отверстие, всё изменилось. С фистулой собака могла жить, отверстие не мешало жизнедеятельности животного. Если опытов не проводилось, то отверстие в пищеводе закрывалось, и собака жила, как обычно. Большинство собак после опытов выживали и находились рядом с учёным до старости.
️В родовом доме-усадьбе семьи Павловых в Рязани есть чучело собаки, в теле которой проделано отверстие трубочка.
Исследования Павлова оказали большое влияние на развитие поведенческой психологии и сегодня играют важную роль для человечества. Иван Павлов прожил 86 лет, и до последнего времени работал в Институте под Санкт-Петербургом.
Закончу одним из последних высказываний учёного, которое некоторым образом подводит итог его работы и жизни:
Иван Павлов
Собака Павлова: описание эксперимента
Стремясь как можно подробнее изучить процессы пищеварения у животных, Павлов вначале подавал световой сигнал и корм одновременно, а после этого ограничивался подачей только сигнала. Было замечено, что у собаки со временем начинает выделяться слюна даже в том случае, когда корм после светового сигнала она не получает. Через отверстие в желудке животного (фистулу) желудочный сок, выделяемый условнорефлекторным путём, выводили наружу, собирали в ёмкость и оценивали его количество.
Идея фистулы была реализована далеко не сразу. Если желудочный сок животного в процессе выделения оказывался в органах брюшной полости собаки, животное погибало по причине его высокой концентрации. Фистула стала наиболее щадящим выходом из положения, который позволял оценивать как работу пищеварительной системы животного, так и её непосредственную связь с нервно-психическими реакциями на свет, звук, наличие или отсутствие корма.
Итак, выделение слюны и желудочного сока — это проявления условного рефлекса или реакции на тот или иной раздражитель, поступающий извне. При определённых условиях реакция «работает» даже при отсутствии пищи, так как в ней оказываются задействованы психологические компоненты вкупе с условной готовностью животного к получению корма.
Чуть позже учёный заметил аналогичные реакции своих питомцев не только на раздражающие световые сигналы, но и на свои шаги. Собаки ждали пищи, которую могли получить от своего хозяина и реагировали на разные сигналы. Это был один из факторов, побудивший Павлова к глубокому изучению не только пищеварительной, но и нервной деятельности. Впоследствии прогрессивные умы того времени, в противовес идеализму психоаналитиков и немецких романтиков, установили неразрывную взаимосвязь между психическими и физиологическими процессами в организме любого живого существа — в том числе, и человека.
Можно попытаться проще объяснить суть эксперимента Ивана Петровича, не вдаваясь в глубокие научные рассуждения. Представьте себе Павлова, который стоит перед собакой и начинает звонить в колокольчик. После этого сигнала он кормит питомца и повторяет этот опыт несколько раз, закрепляя навык. Но в один прекрасный день после звонка колокольчика пёс не получает корм. Тем не менее, у него также выделяются слюна и желудочный сок, и питомец, облизываясь, непроизвольно выражает готовность к приёму пищи.
Появилось свободное время?
Тогда используй его! Получи дополнительное образование!
История вопроса
Существуют различные направления и школы в психологии. Они имеют свою историю развития и борьбы за место под солнцем с другими направлениями и школами. Примерно в одно и тоже время, а именно с начала прошлого века, возникли два поведенческих направления противопоставившие себя господствовавшему тогда интроспекционизму. Интроспекционизм занимался изучением явлений сознания. Способом изучения сознания было самонаблюдение и отчет об этом наблюдении испытуемого. Потом некоторым студентам стало скучно коллекционировать эти наблюдения. Они пришли к мнению, что наука должна изучать объективные явления, которые можно неоднократно воспроизводит в опытах, а не сравнивать субъективные мнения испытуемых о своем сознании. Так возникла гештальтпсихология, основной тезис которой был в том, что надо изучать целостные явления и принципы их организации, а не разлагать сознание на отдельные элементы.
Возникла также психология изучающая поведение, то, что можно наблюдать и регистрировать объективно. Проще всего было заняться изучением животных. Первыми объектами изучения были цыплята и кошки, потом крысы, собаки, голуби. На основании полученных данных были выведены законы поведения, которые учёные бихевиористы (от англ. behavior – поведение) считали универсальными и применимыми ко всем животным и человеку
С этим можно соглашаться или спорить, важно то, что они очень основательно изучали обучение животных. Обучение животных заключалось в выработке у них оперантных рефлексов, а изучались законы, по которым эти рефлексы формируются. Всё это происходило в США, а в России в это время нашли свой путь к объективному изучению поведения, через изучение классического рефлекса
Всё это происходило в США, а в России в это время нашли свой путь к объективному изучению поведения, через изучение классического рефлекса
Занимался этим Иван Петрович Павлов и его ученики. Как всем известно, он был физиолог и изучал кровообращение и пищеварение
Всё это происходило в США, а в России в это время нашли свой путь к объективному изучению поведения, через изучение классического рефлекса. Занимался этим Иван Петрович Павлов и его ученики. Как всем известно, он был физиолог и изучал кровообращение и пищеварение
Он обратил внимание, на то, что слюна выделяется не только на пищу, но и на обстановку в которой происходили опыты. Увидел в этом возможность изучать явления в нервной системе и полностью переключился на это направление. Всю оставшуюся жизнь он изучал физиологию высшей нервной деятельности (ВНД)
Всю оставшуюся жизнь он изучал физиологию высшей нервной деятельности (ВНД)
Так как поведение не возможно без функционирования нервной системы это дало ему основание считать, что изучение ВНД, это фактически изучение поведения. Причём, также как и бихевиоризм изучение объективное и научное
Всю оставшуюся жизнь он изучал физиологию высшей нервной деятельности (ВНД). Так как поведение не возможно без функционирования нервной системы это дало ему основание считать, что изучение ВНД, это фактически изучение поведения. Причём, также как и бихевиоризм изучение объективное и научное.
Каждое из этих направлений пришло к изучению поведения своим путём. Это определило методы, которыми они работали, что в свою очередь по-разному расставило акценты в этих теориях. Каждая из этих теорий стремилась к объяснению поведения животных и человека, каждая рассматривала проблему со своей точки зрения. Каждая претендовала на истину. Условия проведения опытов и методы, которыми работали учёные, привели к тому, что собака как вид одна, а теорий изучающих рефлексы и объясняющих тем самым поведение две. В принципе ничего удивительного в этом нет, сколько людей столько и мнений. Однако есть смысл разобраться, почему так получилось.
Исторический экскурс
Сегодня мало кто вспоминает нюансы биографии академика Павлова, однако изначально предполагалось, что Иван Петрович станет… священнослужителем. Предки будущего академика по отцовской и материнской линии посвятили свою жизнь служению русской православной церкви, сам Павлов закончил духовное училище, а затем духовную семинарию в Рязани.
Все бы так и шло по заранее намеченному плану, однако на последнем курсе семинаристу Ивану Павлову попала в руки книга «Рефлексы головного мозга», написанная российским физиологом и естествоиспытателем Иваном Михайловичем Сеченовым (1829-1905) . Биографы утверждают, что именно эта книга стала поворотным моментом в выборе жизненного пути Павлова.
Так это или не так, сейчас судить сложно, однако по окончании духовной семинарии Павлов отправился не на церковную службу, а в Санкт-Петербургский университет. Изначально выбор у обладателя диплома о церковном образовании был не слишком широк, и Павлову пришлось подать документы на юридический факультет.
Спустя 17 дней после поступления, преодолев все формальности и реально действовавшие ограничения, Павлов перевелся на естественнонаучное отделение физико-математического факультета. Больше никаких колебаний в выборе профессии у Павлова не было, и всю свою научную жизнь он посвятил изучению высшей нервной деятельности млекопитающих, формирования условных и безусловных рефлексов на примере пищеварительной функции.
Поэтому сегодня можно смело считать, что все проведенные Павловым исследования – это один большой эксперимент длиною в жизнь. Наиболее исчерпывающее представление обо всех его достижениях дает «Полное собрание сочинений» в 6 томах, куда вошли все труды академика Павлова, и в их числе описание эксперимента Павлова над собаками .
Остается добавить, что до того, как приступить к своим экспериментам, Павлов успел поучиться в Медико-хирургической академии, которая позднее была переименована в Военно-медицинскую, и пройти стажировку в Германии. Везде его наставниками были величайшие ученые своего времени: Константин Устимович, Рудольф Гейденгайн, Сергей Боткин и другие.
С 20-х годов 20-го столетия и до конца своей жизни Павлов работал в специально созданном под его запросы институте физиологии в Колтушах, что в Ленинградской области. В частности, знаменитые эксперименты над собаками он проводил в так называемой «Башне молчания» – полностью изолированном от проникновения внешних звуков здании.
Кроме того, там была создана система помещений, позволяющая наблюдать за поведением подопытных животных так, чтобы они не видели ученых. Если требовали условия исследования, животных можно было зафиксировать в определенном положении или ограничить их свободу перемещения. Итак, что же это были за эксперименты?