Религия Финикии
Политическая раздробленность Финикии, так никогда и не преодоленная, содействовала тому, что финикийская религия не знала системы мифов, которая имела место у вавилонян. Жречество городов не имело возможности выдвинуть своего бога в качестве “царя богов”, подобно тому, как фиванский бог Амон был объявлен “царствующим богом” Египта во времена владычества Фив. Бог неба был главным богом в городах Финикии и носил имя нарицательное, а не собственное. Он назывался просто “владыка” (Ваал), “царь города” (Мелькарт), просто “власть” (Молох) или же “бог” (Эль).
Рядом с богом неба Ваалом стояла его жена — богиня Астарта (вариант имени — Аштарт, Ашерат). Наряду с богами неба и земли почитался также бог умирающей и воскресающей растительности. Чаще всего он назывался Адони — “господин мой” или, согласно греческому варианту, — Адонис. Некоторые черты умирающего и воскресающего бога встречаются в мифе о Ваале и его сестре Анат (по другой версии — жена Астарта).
Впрочем, имена финикийских богов вообще были табуированы, их нельзя было произносить (сами ханаанеи говорили просто «бог», «богиня»), и поэтому наши знания о пантеоне финикийцев могут быть не точны.
Основная тема обширного мифологического эпоса — это повествование о смерти и воскресении Ваала, о верности его жены Анат как в жизни, так и в смерти. Некоторые эпизоды из этого мифа близки сюжетам египетского мифа об Осирисе и его сестре Исиде.
В культе Финикии, как и в культах Палестины и Сирии, достаточно долго сохранялись человеческие жертвоприношения. Часто в качестве жертв использовались дети и особенно грудные первенцы. Преимущественно — в моменты грозной опасности для государства. Стоит назвать и такой факт: еще в IV в. до н.э. во время осады Тира греко-македонскими войсками на городской стене в качестве жертв были зарезаны иноплеменники — македонские военнопленные.
Стоит отметить также, что боги-покровители также имелись у финикийских городов: у Тира — Мелькарт (“царь города”), у Сидона — Эшмун (очевидно, бог врачевания), у Берита — Великая хозяйка Берита, у Библа — богиня любви и плодородия Аштарта (Астарта), являвшаяся также одним из важнейших общефиникийских божеств.
Экономика и хозяйство Финикии
Восточное побережье Средиземноморья издревле славилось естественными богатствами и не смотря на сравнительно небольшую по ширине полосу суши, которую занимала Древняя Финикия, эта область была благодатным во всех отношениях краем. Одним из основных продуктов, которым торговали финикийцы, была сушеная рыба. Особую ценность представляли дубовые и кедровые леса Ливана — лучшего материала для изготовления кораблей в то время нельзя было и найти. Впрочем, ливанский кедр шел не только на корабли, но и на другие изделия — из него, например, изготовляли в том числе и саркофаги для мумий египетских вельмож. Центром торговли лесом был Библ — к тому времени давно и прочно находившийся в руках египтян. Именно папирусы последних, донесли до нас сведения о целебных растениях и необходимых для бальзамирования смолах, которые также поставлялись из Финикии.
Впрочем, финикийцы были также искусными мастерами — не мало «египетских» золотых и серебряных ваз украшенных головами разных животных, на самом деле — финикийские. А ведь финикийцы владели ещё и замечательной технологией изготовления стеклянных сосудов и тканей насыщенно пурпурного цвета. Именно финикийцы первые начали производство пурпурной краски из особого вида моллюсков, окрашивая ею шерстяные и льняные ткани. Пригодная для земледелия территория Финикии была небольшой, но почва отличалась плодородием, к тому же очень тщательно обрабатывалась. Большую роль в торговле играло высококачественное вино.
Возможно, что само слово “вино”, соответствующее латинскому “винум”, греческому “ойнос” и хеттскому “вийана”, восходит к финикийскому “йайн”. Важным продуктом садоводства было также оливковое масло. Однако в первую очередь финикийцы были известны как работорговцы. Хотя значительная часть приобретаемых ими рабов предназначалась на перепродажу, очевидно, и в самих финикийских городах имелись в большом количестве рабы, которые использовались на судах, в мастерских и т.п.
Кроме товаров местного производства, финикийцы торговали и тем, что вывозили из Малой Азии, с Кипра, Крита, из областей микенской культуры Греции, с западных земель Средиземноморья. Города Финикии по существу были средоточием транзитной торговли. Из Малой Азии финикийцы получали серебро и свинец, позднее — железо. Финикийские города довольно рано вступили в тесные отношения с островом Кипр, в то время главным поставщиком меди. По всей вероятности, латинское слово “сиргит” (медь) происходит от названия этого острова.
С Крита финикийцы получали предметы эгейского художественного ремесла, продукцию других стран Средиземноморского бассейна. Ученые предполагают, что в Угарите, главном центре торговых связей с Эгейским миром, могла существовать постоянная микенская колония.
Интересный факт: вероятно, в морской торговле активное участие принимали и рядовые свободные граждане городов-государств, которых царь и знать ссужали серебром и товарами. В сухопутной караванной торговле, которая стала развиваться особенно с начала I тысячелетия до н.э., когда верблюд был уже одомашнен и вследствие этого облегчилось преодоление обширных пустынных и степных пространств Сирии, наряду с царями и знатью также уже могли обогащаться некоторые представители рядовых свободных.
Где находится Финикия и что это?
Финикия была образована финикийцами — народом, известным своей морской деятельностью и мастерством обработки дерева. Они процветали в период бронзового и железного века, с 15-го по 6-й век до нашей эры. Финикия была известна своими колониями и торговыми поселениями по всему Средиземноморью, включая Карфаген, Сицилию, Сардинию и Иберию.
Финикийцы оказали значительное влияние на развитие многих аспектов древней культуры, включая алфавит, скульптуру, архитектуру и ремесленное искусство.
Географическое расположение Финикии на побережье Средиземного моря и ее активная торговля способствовали ее процветанию и значимости в древности.
Слайд 6Древняя Индия.Древняя Индия – относиться к числу первых мировых цивилизаций,
и принесла мировой культуре наибольшее количество духовных ценностей. Находки археологов
свидетельствуют о наличии в Древней Индии человеческого общества уже в период каменного века. История Индии началась с возникновения Цивилизации долины реки Инд, наибольший расцвет которой произошёл в III тысячелетии до н. э. За Индской цивилизацией последовал ведический период, продолжавшийся вплоть до V века до н. э.
Ведическая цивилизация послужила основой для индуизма и других культурных аспектов раннего ин дийского общества. Начиная с VI века до н. э. на территории Индии появилось множество Махаджанападов — независимых королевств и республик. В III веке до н. э. большая часть Южной Азии объединилась в Империю Маурьев под управлением Чандрагупты Маурьи. Наибольшего расцвета империя достигла при правлении буддийского царя Ашоки. В начале II века до н. э. Индия пережила череду нападений со стороны Центральной Азии, результатом которых стало образование на территории Индийского субконтинента Индо-греческого, Индо-скифского и Индо-парфянского царств, а также Кушанской империи. Начиная с III века в истории Индии начался период правления династии Гупта, который принято считать «золотым веком» Индии.
Финикийская религия.
Политическая раздроблённость Финикии, не преодолённая течение всей её истории, имела своим последствием то, что финикийская религия не знала мифологических систем, подобных вавилонским, в которых боги других городов были принижены в угоду главному богу того центра, который объединял всю страну. Эта раздроблённость Финикии не могла создать жречеству какого-либо из городов возможность выдвижения своего бога в качестве «царя богов», подобно тому как фиванский бог Амон был объявлен «царём богов» Египта во время владычества Фив. Бог неба, являвшийся обычно главным богом в городах Финикии, имел имя нарицательное, а не собственное: он, как Бел у аккадских семитов, назывался просто «владыка» (Ваал), «царь города» (Мелькарт), просто «власть» (Молох), или «бог» (Эль).
Рядом с богом неба Ваалом стояла его сестра или жена ‘Анат, иначе ‘Аштарт (Астарта) или Ашерат. Вместе с божествами неба и земли почитался бог умирающей и воскресающей растительности. Он назывался чаще всего нарицательным именем Адони — «господин мой» (в греческой передаче—Адонис). Некоторые черты умирающего и воскресающего бога были внесены и в миф о главном божестве Ваале. Об этом свидетельствуют некоторые из эпизодов мифа о Ваале и сестре его ‘Анат, который сохранился среди текстов,, раскопанных в Угарите. Основной темой обширного мифологического эпоса является повествование о смерти и воскресении Ваала и о верности ему и в жизни и в смерти его сестры ‘Анат. Некоторые эпизоды близки сюжетам египетского мифа об Осирисе и его сестре Исиде. Как в Египте и Вавилоне, так и в Финикии зарождаются в связи с культом умирающего и воскресающего бога зачатки религиозной драмы. Один из угаритских текстов можно истолковать как запись такой религиозной драмы.
Богатство финикийских торговых городов обеспечивало возможности для создания пышного культа, осуществляемого многочисленным жречеством. В культе Финикии—что характерно было и для Палестины и Сирии— очень долго сохранялись человеческие жертвоприношения, причём иногда приносилось в жертву самое пенное для народа — дети и особенно первенцы. Человеческие жертвы приносились в момент грозной опасности для государства. Ещё в IV в. до н. э. во время осады Тира греко-македонскими войсками на стенах города были зарезаны в качестве жертв богам иноплеменники — македонские военнопленные.
Занятия финикийцев
В Финикии были благоприятные условия для жизни. Жители выращивали съедобные злаки, фрукты и овощи, а также лен для производства тканей, виноградники и рощи оливковых деревьев. Из оливок получали масло. Вино и масло финикийцы обменивали на пшеницу.
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Кроме того, они занимались разведением скота и пчеловодством. Как в западных, так и восточных районах разводили в основном крупный рогатый скот, а также ослов, коз и овец.
Финикийцы были искусными строителями. В строительстве обычно использовали пиломатериалы, но финикийцы обычно не строили большие здания полностью из дерева. Более поздние дома обычно строились из кирпича, камня или глины, однако в некоторых зданиях верхние этажи были деревянными.
Финикийцы были опытными каменотесами. Это доказывают крепостные стены, возведенные из отлично отесанного камня. Самыми распространенными камнями были крупнозернистый известняк со вкраплениями раковин и песчаник.
Также финикийцы производили ткани из хлопка, льна и шерсти. Финикийцы окрашивали ткани пурпуром, который они получали из моллюсков.
Финикийцы занимались изготовлением ювелирных изделий, керамики, металлообработкой и даже создавали произведения искусства. В Финикии получили развитие стекольное производство, глазурование и резьба по слоновой кости.
Кроме того, они были успешными торговцами. Финикийский экспорт включал кедровую и сосновую древесину, тонкий лен, ткани, вышивки, вино, изделия из металла и стекла, глазурованный фаянс, соль и сушеную рыбу.
Отношения с другими народами региона
От финикийцев греки получили знания о производстве стекла и переняли алфавит.
Предсказания пророков о грядущем суде над Тиром (Ис. 23; Иез. 26—28) сбылись, когда после периода персидского господства Александр Македонский завоевал и разрушил этот город. Вскоре, однако, Тир был восстановлен. Тяжёлым ударом для финикийской торговли впоследствии стало падение и окончательное разрушение Карфагена. В римскую эпоху Финикия вошла в провинцию Сирия.
Отношения Финикии с Израилем носили эпизодический характер. Во времена Давида и Соломона тирский царь Хирам оказывал Израилю экономическую помощь и предоставлял финикийских мастеров для строительства флота и мореходов для его эксплуатации
Женитьба Ахава на Иезавели, дочери сидонского царя Ефваала, имела важное политическое значение, но оказала пагубное влияние на израильскую религию. В Деяниях Финикия упоминается как земля, через которую проходил путь от Иерусалима до Антиохии (Деян
11:19; 15:3). Для Илии (3 Цар. 17:9), как и для Иисуса (Мф. 15:21), эта область, лежавшая за пределами Израиля, была местом, куда они время от времени уходили в поисках уединения для размышлений и молитвы.
От античных авторов (прежде всего Филон Александрийский) известно о мифологии Финикии.
Клинописная литература
Великие литературные произведения Месопотамии, такие как Атрахасис , Происхождение Инанны , Миф об Этане , Энума Элиш и знаменитый Эпос о Гильгамеше все они были написаны клинописью и были совершенно неизвестны до середины 19 века н. э., когда такие люди, как Джордж Смит, преподобный Эдвард Хинкс (1792-1866 гг.н. э.), Жюль Опперт (1825-1905 гг.н. э.) и Генри Кресвик Роулинсон (1810-1895 гг.н. э.) расшифровали язык и перевели его на английский.
Переводы месопотамских текстов Роулинсона были впервые представлены Лондонскому Королевскому азиатскому обществу в 1837 году н. э. и снова в 1839 году н. э. В 1846 году н. э. он работал с археологом Остином Генри Лейардом на раскопках в Ниневии и отвечал за самые ранние переводы из библиотеки Ашурбанипала, обнаруженные на этом месте. Эдвард Хинкс сосредоточился на персидской клинописи, устанавливая ее закономерности и определяя гласные среди других своих вкладов. Жюль Опперт определил происхождение клинописи и установил грамматику ассирийской клинописи. Джордж Смит отвечал за расшифровку Эпос о Гильгамеше и в 1872 году н. э., как известно, месопотамская версия истории о Потопе, которая до тех пор считалась оригинальной для библейской книги Бытия.
Многие библейские тексты считались оригинальными до тех пор, пока не была расшифрована клинопись. Падение человека и Великий потоп понимались как буквальные события в истории человечества, продиктованные Богом автору (или авторам) Книги Бытия, но теперь были признаны месопотамскими мифами, которые еврейские писцы приукрасили в Миф об Этане и тот Атрахасис . Библейская история об Эдемском саде теперь может быть понята как миф, полученный из Энума Элиш и другие месопотамские произведения. Книга Иова, далекая от того, чтобы быть фактическим историческим описанием несправедливых страданий отдельного человека, теперь может быть признана литературным произведением, принадлежащим месопотамской традиции, после открытия более раннего Лудлул-Бел-Нимеки текст, в котором рассказывается похожая история.
Концепция умирающего и возрождающегося бога, который спускается в подземный мир, а затем возвращается, представленная в качестве новой концепции в Евангелиях Нового Завета, теперь понималась как древняя парадигма, впервые выраженная в месопотамской литературе в стихотворении Происхождение Инанны
Сама модель многих повествований Библии, включая Евангелия, теперь может быть прочитана в свете открытия месопотамской литературы Нару, которая взяла фигуру из истории и приукрасила его достижения, чтобы передать важное моральное и культурное послание
До этого времени, как отмечалось, Библия считалась древнейшей книгой в мире, Песнь Песней Соломона считалась древнейшим любовным стихотворением; но все это изменилось с открытием и расшифровкой клинописи. Старейшее любовное стихотворение в мире в настоящее время признано как Песня о любви Шу-Сина датируется 2000 годом до нашей эры, задолго до того, как была написана Песнь Соломона. Все эти достижения в понимании были сделаны археологами и учеными 19 века н. э., отправленными в Месопотамию для подтверждения библейских историй с помощью физических доказательств.
Наряду с другими ассириологами (среди них Т.Г. Пинчес и Эдвин Норрис), Роулинсон возглавил развитие исследований месопотамского языка, и его Клинописные надписи Древнего Вавилона и Ассирии , наряду с другими его работами, стали стандартным справочником по этому вопросу после их публикации в 1860-х годах н. э. и остаются уважаемыми научными работами по сей день.
Джордж Смит, считавшийся интеллектом первого ранга, умер во время полевой экспедиции в Ниневию в 1876 году н. э. в возрасте 36 лет. Смит, переводчик-самоучка клинописи, внес свой первый вклад в расшифровку древней письменности в возрасте двадцати с небольшим лет, и его смерть в столь юном возрасте долгое время считалась значительной потерей для прогресса в переводах клинописи в 19 веке н. э.
Литература Месопотамии легла в основу всех последующих письменных произведений. Месопотамские мотивы можно обнаружить в произведениях египетских, греческих и римских авторов и до сих пор находят отклик в наши дни в библейских повествованиях, которые они сообщают. Когда Джордж Смит расшифровал клинопись, он кардинально изменил то, как люди будут понимать свою историю.
Общепринятая версия сотворения мира, первородный грех и многие другие заповеди, по которым люди жили своей жизнью, были оспорены откровением месопотамской — в основном шумерской — литературы. С момента открытия и расшифровки клинописи история цивилизации никогда не была прежней.
https://www.worldhistory.org/cuneiform/
Древний Египет
Карта древнего Египта
Египет находится на северо-востоке Африки. В стране теплый климат, дожди выпадают редко, большую часть года стоит сильная жара. С юга на север страну пересекает река Нил. В начале лета от таяния снегов и сильных дождей Нил разливается. В ноябре вода спадает, оставляя черный плодородный ил. Такая земля дает хорошие урожаи, поэтому земледелие было главным занятием египтян. Выращивали ячмень и пшеницу, виноград, финики, используя для обработки земли мотыги, деревянные серпы с вкладышами, зернотерки и плуг.
Кроме земледелия развивались — льноводство, а затем и ткачество, гончарное производство, виноделие, пчеловодство и др. В районе Дельты Нила были болота, луга, пастбища, поэтому получило развитие скотоводство. Разводили быков, овец, коз, ослов, гусей, уток, голубей. Из места, почти непригодного для жизни человека, Египет уже в IV тысячелетии до н. э. превращался в густонаселенную страну.
Финикийские колонии
Финикийские колонии
- на территории современного Алжира
- Цирта (современная Константина)
- Игигили (современный Джиджель)
- Малака (современная Гуэльма)
- Гиппон (современная Аннаба)
- Икозиум (современный Алжир)
- Иол (современный Шаршал)
- Типаса
- на территории современного Кипра
- Китион (современная Ларнака)
- Дали
- Марион (современный Полис)
- на территории современной Италии
-
Апеннинский полуостров
Генуя
-
Сардиния
- Кардлис (римский Каралис, современный Кальяри)
- Нора
- Ольбия
- Сульци
- Таррос
-
Сицилия
- Сус (современный Палермо)
- Лилибей (современная Марсала)
- Мотия
- Солус (современный Солунто)
-
Апеннинский полуостров
- на территории современной Ливии
- Лептис-Магна
- Эя (современный Триполи)
- Сабрафа
- на территории современной Испании
- Абдеры (современная Адра)
- Абила (современная Сеута)
- Русадир (современная Мелилья)
- Акра Левка (современная Аликанте)
- Гадира (современный Кадис)
- Ибоссим (современная Ивиса)
- Малака (современная Малага)
- Онуба (современная Уэльва)
- Новый Карфаген (современная Картахена)
- Секси (современный Альмуньекар)
- на территории современной Португалии
Баал-Сафон (современная Тавира)
- на территории современного Туниса
- Гадрумет (современный Сус)
- Гиппо-Диаритус(современная Бизерта)
- Карфаген
- Тапс (современная Бекальта)
- Утика
- Лептис-Минор
- на Мальте
Малет (современная Мдина)
- на территории современного Марокко
- Могадор (современная Эс-Сувейра)
- Тинга (современный Танжер)
- на территории современной Турции
Финикия (современный Финике)
- другие колонии
Слайд 9 Древний
Китай.Древний Китай, известный как Китай Ханьшуй, подобно другим цивилизациям, родился
из огромного тихоокеанского континента Му. Древние китайские записи известны описаниями небесных колесниц и нефритовым производством, которое они разделили с майя. Действительно, древние китайский и майянский языки кажутся очень похожими.
Древние китайцы изобрели многое: от туалетной бумаги, до детекторов землетрясений и ракетной технологии и методов печати. В 1959 г. археологами обнаружены алюминивые ленты, сделанные несколько тысяч лет тому назад, этот алюминий получен из сырья с помощью электричества.
Китайская цивилизация — одна из старейших в мире. По утверждениям китайских учёных, её возраст может составлять пять тысяч лет, при этом имеющиеся письменные источники покрывают период не менее 3500 лет. Наличие систем административного управления, которые совершенствовались сменявшими друг друга династиями, раннее освоение крупнейших аграрных очагов в бассейнах рек Хуанхэ и Янцзы, создавало преимущества для китайского государства, экономика которого основывалась на развитом земледелии, по сравнению с соседями-кочевниками и горцами. Ещё более укрепило китайскую цивилизацию введение конфуцианства в качестве государственной идеологии (I век до н. э.) и единой системы письма. Для облегчения объективного восприятия всей протяженности китайской истории, используют следующее разделение:Доимперский Китай (Ся, Шан, Чжоу — до 221 до н.э)Имперский Китай (Цинь — Цин)Новый Китай (1911 — совр.)
Местоположение на севере Пелопоннеса
Древний город Финикия располагался на севере полуострова Пелопоннес, который находится в Южной Греции. Полуостров Пелопоннес граничит с Ионическим морем на западе и с Эгейским морем на востоке.
Точное местоположение Финикии было в районе современного города Коринф, который является одним из наиболее значимых археологических мест в Греции. Город Коринф находится в небольшой бухте Коринфского залива, вдали от больших городов и имеет удобный доступ к морю.
Местоположение Финикии на севере Пелопоннеса было стратегически важным, поскольку позволяло контролировать торговые маршруты через известные в то время проливы, а также обеспечивало близость к другим важным городам на Пелопоннесе, таким как Аргос и Спарта.
Рабство и работорговля.
В транзитной торговле Финикии большую роль играла работорговля. Своими собственными гражданами финикийские города-государства обычно не торговали, и случаи продажи детей из бедных семей за границу имели место лишь в голодные годы; так, Рибадди, царь Библа, в своих письмах фараону Эхнатону сообщал, что сыновья и дочери народа Библа отданы в обмен на зерно за пределы государства. Объектом же купли и продажи в целях наживы были в Библе и в других городах лишь чужеземные рабы. У древних народов финикийцы прослыли безжалостными работорговцами. Финикийских мореплавателей считали не только купцами, но и пиратами — охотниками за людьми. Основная масса приобретавшихся рабов предназначалась для продажи с целью выплаты дани фараону. Известно, например, требование египетского фараона, обращённое к правителю одного из финикийских городов,— отдать дочь и послать в Египет вместе с ней в качестве дара наряду с серебром, колесницами и конями ещё 20 первоклассных рабов.
Однако некоторая часть захваченных рабов оседала в финикийских городах, поскольку условия финикийского рабовладельческого общества давали возможность применять рабский труд в значительных размерах. Рабы могли применяться как в ремесле, так и в сельском хозяйстве с его террасообразной обработкой почвы на склонах гор. Земледелие в этих условиях требовало столько рабочей силы, что её не могло дать одно лишь свободное население финикийского города-государства. Несомненно, рабы использовались также в гаванях в качестве грузчиков и чернорабочих; как упоминалось выше, рабы использовались и на кораблях в качестве гребцов. Судя по росписям фиванских гробниц в Египте, изображающим команды прибывших финикийских кораблей, можно предположить, что свободные финикийцы носили длинные волосы, а рабы должны были коротко стричь их. Применялся, конечно, рабский труд и для домашних услуг.