Открытие человека: софисты, сократ и основание философии западной морали презентация

Открытие человека: софисты, сократ и основание философии западной морали презентация

Средние века

Диалектика философии продолжила свое развитие в средневековье. Главенство религиозного монотеизма перевело диалектику в теологическую область. В отличие от античности, ее трактовали уже по-другому. Обычно под этим понятием означалось любое искусство дискуссии, если заданные вопросы и последовавшие ответы были правильными и доводы подобраны правильно, а рассматриваемая тема логически проанализирована еще до того, как была озвучена слушателям.

Диалектичность средневековья по своей сути опиралась на коллективизм феодальное общество.

Мыслители того времени пытались выполнить глобальную цель: обрести рай, на небесах или на земле. Основной проблемой, подлежащей рассмотрению, был переход от несовершенной реальности к идеальному будущему.

В своих учениях религиозные мыслители объединяли земной мир с идеальным небесным миром, от Бога-Сына к Богу-Отцу через Бога-Духа. Их целью оказывалось стремление охватить две ипостаси мира: телесную и духовную, низменную и возвышенную, земное и небесное, жизнь и смерть. И диалектика для средневековых философов выступала как предпосылка для решения данной проблемы.

Стоит отметить, что уже в средние века философия выработала все основные элементы диалектики, которые позднее включил в свои труды Гегель и которые используются и в наше время.

Классическая немецкая философия

С конца XVIII века в истории диалектики наступил новый этап. Связан он с работами немецких философов. В своих научных трудах мыслители Германии сделали основой диалектики понятие идеала. Диалектическое учение стало универсальным методом познания мира. Немецкие мыслители считали диалектику первоначалом бытия.

Работы Канта об антиномии, противоречиях разума стали значительным шагом для всей философии в целом и диалектики как ее части. В них представитель немецкой философии выразил объективные противоречия бытия. Сам Кант считал их причиной самопротиворечия разума. Антитезисы, иллюзии разума, которые тот порождает в стремлении к абсолютному знанию, разоблачаются диалектикой.

Другой философ Германии — Фихте, применил диалектику как способ восхождения от одного к другому через противоположности. Точкой отсчета, относительно взглядов немецкого ученого, является самосознание.

Последователь Канта, философ Шеллинг, развивал в своих трудах понимание противоречивости природных процессов.

Тема диалектики занимает центральное место в работах Гегеля. Многие философы обращались к этой теме до него. Но именно этот философ внес большой вклад в развитие диалектики.

Этим термином он обозначает перерождение одного определения в другое, при котором открылось, что они оба отрицают сами себя, потому что являются односторонними и ограниченными.

Гегель преподнес миру главные законы диалектики в философии:

  1. Отрицание отрицания. Борьба со старым через преемственность развития возвращает к старому, но в новом качестве.
  2. Метаморфозы количества изменений в качество и обратно.
  3. Борьба и единство противоположностей.

Гегель трактовал диалектику как единственно верный, пусть и своеобразный, способ познания, который противостоит метафизике.

Слайд 35В.И. Ленин« Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но

повторяющее их иначе, на более высокой базе, развитие, так сказать

по спирали, а не по прямой линии; — развитие скачкообразное, катастрофическое, революционное; — «перерывы постепенности»; превращение количества в качество; — внутренние импульсы к развитию, даваемые противоречием, столкновением различных сил и тенденций, действующих на данное тело или в пределах данного явления или внутри данного общества; — взаимозависимость и тесная связь всех сторон каждого явления, связь, дающая единый, закономерный мировой процесс движения, — таковы некоторые черты диалектики, как… учения о развитии»

Законы диалектики Гегеля и основные категории

Таким образом, существует три главных принципа развития (движения понятий), представляющих собой всеобщие законы развития:

  1. Закон количественно-качественных изменений (переход количества в качество). Этот закон обнаруживает непосредственно механизм развития. Так, прежде всего в объекте происходят изменения количественные, а по достижении определенной точки начинает меняться качество объекта, то есть его суть.
  2. Взаимопроникновение противоположностей (противоречие как источник развития). Этот закон провозглашает единство и борьбу противоположностей, существующих в рамках одного явления или положения.
  3. Закон отрицания («отрицание отрицания»). Этот закон раскрывает сущность развития в виде ступеней: каждая предыдущая ступень отрицается последующей. Тезис отрицается противоположным ему антитезисом, который, в свою очередь, отрицается синтезом. Появление синтеза провозглашает собой новый тезис, и данный процесс повторяется бесконечно.

Период античности

Понятие «диалектика» появилось еще в античности. Первоначально она носила стихийный характер.

Наиболее полно суть диалектизации философии изложил Гераклит. Согласно его работам, в мире непрерывно происходит вечный процесс появления и исчезновения. Вслед за ним и другие мудрецы Древней Греции в своих работах воспринимали действительность как изменчивую структуру, которая объединяет в себе противоположности.

Диалектичность философии классического периода заключалась в совмещении идеи вечного движения всего сущего, но представлении Космоса как единого целого, пребывающего в покое.

Сократ много сделал для развития диалектики. Его метод интеллектуальных споров как пути к истине повлиял на всю последующую античную философию.

Платон развил мысль своего учителя, не только проводя поиски истины с помощью вопросов и отчетов, но и объединяя противоречивые сведения о предмете спора в одно целое. Свои работы Платон оформлял в виде диалогов.

Аристотель взял идеи Платона, прибавил к ним учение об идейном потенциале и энергии. В результате возник способ познания реального космоса через обобщение всех движущихся вещей в движение самой действительности.

Слайд 34В.И. Ленин« Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее

их иначе, на более высокой базе, развитие, так сказать по спирали, а не по прямой линии; — развитие скачкообразное, катастрофическое, революционное; — «перерывы постепенности»; превращение количества в качество; — внутренние импульсы к развитию, даваемые противоречием, столкновением различных сил и тенденций, действующих на данное тело или в пределах данного явления или внутри данного общества; — взаимозависимость и тесная связь всех сторон каждого явления, связь, дающая единый, закономерный мировой процесс движения, — таковы некоторые черты диалектики, как… учения о развитии»

Современный мир

Современная диалектика развивается в нескольких направлениях. Можно отметить активное использование наработок этого философского учения в различных науках для разъяснения противоречий. В прикладной математике, социологии и психологии. Квантовая механика, генетика, кибернетика, астрофизика – все они обрели теоретическое осмысление законов природы через диалектику.

Приверженцы ее материалистической концепции смогли найти ряд подтверждений своей теории в мире биологии, выявив, что происходит непрерывное изменение живых организмов под воздействием эволюции и метаболизма.

Некоторые современные философы ограничивают диалектику лишь в рамках деятельности человека. Диалектику природы и ее законов вне человеческого общества они не принимают в расчет.

Содержание, которое вкладывается философами в понятие «диалектика» меняется вслед за научным прогрессом. Современная научная картина мира диалектична по своей сути. Любая система рассматривается как конкретное единство и расчлененная целостность одновременно. Во главу всего ставится внутренняя связь вещей, а противоречие выступает как главный принцип научного исследования.

Слайд 2 Развитие науки и жизненный опыт обнаруживают тесную

взаимосвязь и взаимную обусловленность предметов и явлений. Многовековой

опыт человечества, долгое и трудное развитие естествознания и философии доказывают, что как бы своеобразны ни были те или иные явления, какими бы обособленными они ни казались, все они представляют собой проявления единого, целостного в своей материальности мира. Тысячами, миллионами нитей каждый предмет связан с остальным миром, образуя в итоге единый процесс всеобщей универсальной связи и взаимодействия всего совсем. Связи между явлениями материального мира чрезвычайно многообразны

Важно выделить из всей совокупности связей наиболее общие, существенные, необходимые. Такие связи называют закономерными

Эти закономерные связи находят выражение в законах. Закон – объективная, всеобщая, необходимая и существенная связь явлений и предметов, которая характеризуется устойчивостью и повторяемостью. Исследованием наиболее общих связей, присущих всем сферам действительности, и наиболее общих черт развития занимается диалектика.

Идеи о диалектике у разных философов

Первоначально диалектика была формой логической аргументации, но теперь она превратилась в философскую концепцию эволюции.

Диалектика, по мнению классических греческих мыслителей, в разное время означала разные идеи. Это была и техника опровержения в дискуссии, потом стала методом систематической оценки определений, а затем дошла до исследования и классификации отношений между конкретными и общими понятиями.

Диалектику связывали больше с обучением формальной логике начиная со времён стоицизма (философское учение, которое зародилось в Древней Греции и Риме) до конца европейского средневековья.

Немецкий философ Иммануил Кант (1724–1804)

Иммануил Кант в своей работе «Критика чистого разума» (опубликована в 1781 году) описывает «трансцендентальную диалектику» как учение о разуме, целях человеческого разума и познании, которое ограничено горизонтом опыта.

Немецкий философ Георг Фридрих Вильгельм Гегель (1770–1831)

Георг Фридрих Вильгельм Гегель, в свою очередь, определил диалектику как систему научного метода. Гегель рассматривал диалектику больше со стороны объективного идеализма (признание наличия духовного первоначала, над которым человеческое сознание не имеет контроля).

Статуя Маркса и Энгельса в Берлине

А Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895) приняли определение Гегеля и использовали его в своей философии. Так родился диалектический материализм (философское направление, ведающее о законах и сущности бытия, о законах эволюции природы, о развитии нашего общества и мышления личности и др.)

Но впоследствии учение Гегеля утратило многие характерные ему черты. В марксизме диалектика рассматривается с более общими закономерностями становления, а также эволюции природы, социума и мышления личности.

Диалектика Гегеля

Это метод интерпретации вещей/событий. Первоначально его использовали для сопоставления конкретных вещей/событий с абсолютной идеей.

В этих вещах/событиях какое-то утверждаемое суждение (тезис) обязательно противопоставляется в такой же степени утверждаемому и, по-видимому, противоречивому суждению (антитезису). Однако, в конце концов, взаимное противоречие согласовывается на более высоком уровне истины с помощью третьего утверждения (синтеза).

Диалектика Гераклита

Гераклит утверждает в своей диалектике, что абсолютно всё непрерывно изменяется. Он учит нас о текучести всего, и для этого он сравнивал мир с рекой, в которую невозможно войти дважды.

Также Гераклит подчёркивал, что один и тот же предмет может быть совершенно разным и даже противоположным для двух разных существ. Например: морская вода для рыбы — это жизнь (она без неё погибнет), а для человека — это смерть.

Диалектика Сократа

Некоторые философы считают метод Сократа самым главным вкладом этого мыслителя в философию. Сократ (родился в Афинах, 470–399 гг. до н. э.) был греческим философом.

Он стремился дойти до основ взглядов своих слушателей (учеников и коллег), задавая постоянные вопросы, до тех пор пока не будет выявлено противоречие, которое доказывало ошибочность первоначального предположения. Этот метод и стал называться в честь знаменитого философа Сократа.

СССР и современная Россия

В период Советского союза единственной разрешенной диалектикой оказалась материалистическая. Сутью этого учения стало то, что старое понятие философии, основанное на теоретических рассуждениях, упразднилось. Ее место занял научный подход. Диалектику Гегеля философам новой идеологии следовало систематизировать в соответствии с позициями материализма. Выведенные ими законы стали сутью бытия и познания для советских граждан.

По мнению Ленина и его последователей, целью материалистической диалектики стало научное понимание объективной реальности, для чего необходимо обобщение всех человеческих знаний. Советские философы пытались на основе теоретических работ Маркса и Гегеля вывести обоснование идеи Ленина о неизбежном крахе буржуазии и торжестве пролетарского мировоззрения. Именно пролетариат был выведен как воплощение диалектики в мире материи. А сама диалектика – как его теоретическое оружие.

Распад СССР внес свои коррективы, появились новые оригинальные концепции диалектики. Хотя часть мыслителей современности продолжают придерживаться ее марксистко-ленинской трактовки. Многие современные философы России не выступают открыто против материалистической диалектики прошлого, но признают ее устаревшей из-за главного для последователей Ленина революционного принципа: закона единства и борьбы. Хотя отмечается, что материалистическая теория обладает стройной системой законов, которые гармонично связаны между собой.

Слайд 36 Философия – наука о наиболее общих законах

развития природы, общества и человеческого мышления. Диалектика –

1.греч.  — искусство спорить, вести рассуждение) — логическая форма и способ теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия мыслимого содержания этого мышления; 2. Учение о всеобщей связи и развитии мира. 3. Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Закон — объективная, всеобщая, необходимая и существенная связь явлений и предметов, которая характеризуется устойчивостью и повторяемостью. Категории диалектики – общие понятия, которыми используются для раскрытия сути диалектических проблем. Метафизика — 1. буквально означает “то, что следует после физики”. 2. Противоположный диалектике философский метод, исходящий из количественного понимания развития, отрицающий саморазвитие. Причина — явление, которое вызывает или изменяет другое явление. Следствие — результат действия причины. Сущность – внешние характеристики объекта Явление — внешнее обнаружение сущности Необходимость – связь явлений и процессов. Случайность – форма проявления необходимости.

Словарь

Закон перехода количественных изменений в качественные

Метафизическое мышление распознает изменения либо количественно, либо качественно. Взаимосвязь количественных и качественных изменений является открытием диалектической философии. Эта взаимосвязь представлена соответствующим законом, который гласит, что изменение качества, сущности объекта происходит в результате изменения его количественных свойств, которые увеличиваются в определенном направлении. Новое качество объекта возникает в результате количественных изменений по сравнению со старым.

Понимание механизма действия и смысла закона перехода количественных изменений в качественные требует анализа философских категорий «свойство», «количество», «качество», «мера», «скачок».

Категория «собственность» занимает особое место в философском мировоззрении. Единый мир разнообразен. Многообразие мира раскрывается через различия образующих его явлений как бесконечная множественность. Каждое явление также представляет собой определенное разнообразие: Она меняет свое состояние, она многогранна. Философия использует категорию «свойство» для выражения стороны, грани явления. Строго говоря, свойство равно не самой этой стороне, а тому, чем она является в процессе взаимодействия с другими сторонами и другими явлениями.

Категория «качество» отражает набор фундаментальных, т.е. необходимых, стабильных, повторяющихся, общих свойств явлений. Их принято называть существенными, поскольку они определяют сущность и динамику развития явлений. Категория «качество» во многом совпадает с категорией «сущность».

Г. Гегель заметил, что качество — это то, при потере чего явление перестает быть самим собой. Действительно, качество характеризует не только сущность явления, но и его целостность. Качество не сводится к сумме существенных свойств явления. Это определяет способ их взаимодействия. Признать качество — значит выделить существенные свойства и представить их в виде системы.

Категория «количество» определяет объект, процесс со стороны его размера, длительности, интенсивности и предполагает числовые методы оценки. В отличие от качества, которое остается инвариантным (неизменным) в развитии явления до определенного момента, количество может изменяться, не меняя сути явления.

Отношения между количеством и качеством иллюстрируют диалектику единства противоположностей. Качество выражает стабильную сторону развития. Количество подтверждает изменчивость в развитии. Их единство обусловлено существованием явления, которое они характеризуют.

Категория «мера» определяет пределы количества, в которых сохраняется качество объекта. Мера выражает единство качества и количества.

Категория «скачок» отражает процесс перехода от одного качества к другому. Прыжок — это форма такого перехода. Новое качество — это результат разрешения противоречий. В определенный момент количественные изменения прерываются. Непрерывное движение заменяется дискретным (дискретным).

Формы прыжка многообразны. Они различаются по объему, содержанию и способу выражения. Специфика формы скачка зависит от природы эволюционирующего явления, от характера противоречий и условий, в которых прерывается эволюционный процесс. Если мы знаем условия, мы можем контролировать некоторые формы прыжка. Яркий пример тому — создание АЭС, ядерных реакторов, умелое антикризисное управление в экономике.

Закон перехода количественных изменений в качественные отражает порядок взаимосвязи непрерывных и скачкообразных изменений в мире, в развитии знаний о них

Важно, чтобы не только количественные изменения вызывали качественные изменения, но и качественные изменения вызывали количественные изменения. Таким образом, перевод транспорта на электрическую тягу неизбежно ведет к увеличению скорости и объема перевозок, новой организации транспортной системы и новой нормативной базе

Диалектика в управлении

С позиции проблем управления диалектика выполняет методологическую роль, а также роль философского обоснования теории и практики постановки и решения управленческих проблем. Важнейшим является использование принципов и законом диалектики для понимания сущности и описаниях самих систем управления, которые характеризуются своей большой сложностью и глубиной.

Диалектизм в управлении выражается в понимании взаимодействия между субъектом и объектом управления, их взаимосвязанности, при которой объект не является полностью пассивной стороной и точкой приложения манипулятивных усилий, а также деятельно влияет как на работу системы в целом, так и сам процесс управления.

Альтернативы диалектики

  1. Метафизика – главная альтернатива, т.к. рассматривает вещи и явления независимо друг от друга, отрицает противоречия как источник развития.
  2. Софистика – метод философии, основанный на преднамеренном нарушении законов, на ложных доводах, выдаваемых за истинные (например, ты не потеряешь того, чего не имеешь).
  3. Эклектика – смешивание отдельных разрозненных фактов и создание непродуктивных интеллектуальных конструкций.
  4. Догматизм – восприятие явлений как абсолютной истины, отсутствие гибкости мышления, рассуждений.

Диалектика прошла долгий путь в десятки веков, но ее законы и принципы активно используются в науке, искусстве, культуре, в экономике, социальной жизни. Невозможно составить целое без отдельных элементов. Она помогает преобразовать сложности, расширить кругозор, понять действительность.

Диалектика Гегеля: в чем ее суть, основные положения

Диалектика в общем ее смысле — это способ мышления, затрагивающий противоречия, которые обнаруживаются в мыслимом содержании данного мышления.

Особенности гегелевской диалектики состоят в том, что Гегель рассматривает ее как метод познания противоречий в качестве внутренних движущих сил развития бытия, духа и истории. Основой гегелевской диалектики становится идея о том, что все конечное на самом деле изменчиво и преходяще, потому что оно «выходит за пределы того, что оно есть непосредственно, и переходит в свою противоположность». Иными словами, внутренняя противоречивость явлений является источником развития как такового.

Началом всего сущего (субстанцией) он видит Абсолютный дух (в религии это положение занимает Бог), который, существуя, должен развиваться и познавать. Проходя процесс самопознания, Абсолютный дух раскрывается во всех своих проявлениях. В конечном счете можно заявить, что развитие происходит по причине существования противоречий.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Фактически концепцию Гегеля можно представить в виде следующей триады: тезис — антитезис — синтез. Определенное понятие (тезис) подразумевает противоположность самого себя (антитезис), и между ними непременно возникает противостояние, противоречие, которое приводит к синтезу (объединению тезиса и антитезиса). И этот синтез представляет собой новую ступень развития — превращается в новый тезис.

Вопрос 12. Общефилософские методы познания: механицизм и диалектика.

В истории познания известно два всеобщих общефилософских метода познания: диалектический и метафизический.

Метафизический метод с середины ХIХ века начал вытесняться диалектическим методом.

Метафизический метод рассматривает вещи и явления неизменными и независимыми друг от друга, как результат дифференциации научного знания, расчленяющий природу на ряд изолированных областей, рассматриваемых вне связи друг с другом. Метафизический метод отражает односторонность в познании. Это односторонний метод познания, основанный на признании механич. формы движения материи единственно объективной. Философские категории при этом толкуются с позиций механики. Это метод, противоположный диалектическому, рассматривающий явления вне их взаимной связи и развития.

Механицизм— метод познания, основанный на признании механической формы движения материи единственно объективной. В своем конкретном применении механицизм выступает как крайняя форма редукционизма. Для него характерны отрицание качественной специфики более сложных материальных образований, сведение сложного к простым элементам, целого — к сумме его частей. Выдвигая на первый план механические формы движения, механицизм переносит понятия механики в область физики, химии и биологии и в духе механики трактует такие философские категории, как причинность, взаимосвязь и др.

В XVI-XVIII вв. механицизм приобрел значение господствующего направления, что было обусловлено особым положением в этот период механики как науки, ранее других получившей законченную систематическую разработку и широкое практическое применение. Механицизм нашел распространение в мировоззрении естествоиспытателей (Галилей, Ньютон, Лаплас), философов-материалистов (Гоббс, Ламетри, Гольбах). Декарт; выделяя «душу» в качестве отличия человека от остального мира (не имеющего в себе источника движения), приравнивал любые др. организмы к искусным механическим автоматам. Вольф полагал, что познание истины возможно «потому что мир есть машина». Типичными представителями механицизма в XIX в. были Бюхнер, К. Фохт, Я. Молешотт, Е. Дюринг. Механицизм как философская позиция обусловил мировоззренческий кризис в XIX в. в ряде отраслей естествознания и связанных с ними областях философии: новые открытия, радикально преобразовавшие естественно-научное познание и углубившие его основы, требовали отказа от редукционизма.

Механика — научное знание, описывающее Землю как величину, тяжесть, пространство и время.

Диалектика — метод анализа действительности (от греч. dialektike — искусство вести беседу, спор), учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. Диалектика есть философская теория, метод и методология научного познания и творчества вообще. Теоретические принципы диалектики составляют существенное содержание мировоззрения. Таким образом, диалектика выполняет теоретическую, мировоззренческую и методологическую функции. Основные принципы диалектики, составляющие её стержень, — всеобщая связь, становление и развитие, которые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и законов.

Само слово «диалектика» впервые применил Сократ, обозначивший им искусство вести спор, диалог, направленный на взаимозаинтересованное обсуждение проблемы с целью достижении истины путем противоборства мнений. Вслед за своим учителем Сократом Платон понимал под диалектикой именно диалог как логические операции расчленения и связывании понятий, осуществляемые посредством вопросов и ответов и ведущие к истинному определению понятий. В смысле, близком к современному, понятие диалектики впервые употребляется Гегелем, трактовавшим её как умение отыскивать противоположности в самой действительности, характеризовал диалектику как движущую душу истинного познания, как принцип, вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость.

Диалектический метод впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, то есть в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития. В нем органически сочетаются законы развития бытия и познания, идентичные по своему содержанию и отличающиеся только по форме. Диалектический метод — это метод познания действительности в ее противоречивости, целостности и развитии.

Движущая сила — внутреннее противоречие.

Источник

Список использованной литературы

1.Алексеев П.В. Панин А.В. Философия. – М.: 1998.

2.Ильин В.В. Философия: Учебник. – М.: 1999.

3.Орлов В.В. Основы философии. Ч.1 Диалектический материализм: Учебное пособие. – Пермь, 1991.

4.Островский Э.В. Основы философских знаний: Учебное пособие. – М.: 1998.

5.Поппер К. Что такое диалектика? //Вопросы философии. 1995. № 1. С.118-138.

6.Проблемы диалектики: сборник статей. – Л.: 1976 Вып.6

7.Смирнов И.Н.. Титов В.Д. Философия: Учебник. – М.: 1998.

8.Тихонравов Ю.В. Философия: Учебное пособие. – М.: 1999

9.Философия: Учебник /А.Е. Лукьянов и др. – М.: 1998.

10.Философия: Учебное пособие /Под ред. Н.И. Жукова. – Минск, 1999.

Слайд 15 Материалистическая диалектика составляет ядро марксистского философского мировоззрения. Высшая

ступень в развитии материалистической диалектики — марксистская диалектика была создана

Марксом и Энгельсом, великими вождями пролетариата, как метод познания и изменения действительности, метод революционного действия рабочего класса. Основоположники марксизма доказали, что законы взаимосвязи, движения, изменения, развития являются наиболее общими, относящимися ко всем без исключения явлениям мира. Марксистская материалистическая диалектика органически объединяет воедино данные всех наук, обобщает всю совокупность этих данных и даёт цельную диалектическую картину мира.

Слайд 35 Философия – наука о наиболее общих законах развития

природы, общества и человеческого мышления. Диалектика – 1.греч.  — искусство спорить, вести рассуждение) — логическая форма и способ теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия мыслимого содержания этого мышления; 2. Учение о всеобщей связи и развитии мира. 3. Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Закон — объективная, всеобщая, необходимая и существенная связь явлений и предметов, которая характеризуется устойчивостью и повторяемостью. Категории диалектики – общие понятия, которыми используются для раскрытия сути диалектических проблем. Метафизика — 1. буквально означает “то, что следует после физики”. 2. Противоположный диалектике философский метод, исходящий из количественного понимания развития, отрицающий саморазвитие. Причина — явление, которое вызывает или изменяет другое явление. Следствие — результат действия причины. Сущность – внешние характеристики объекта Явление — внешнее обнаружение сущности Необходимость – связь явлений и процессов. Случайность – форма проявления необходимости.

Словарь

Слайд 2 Развитие науки и жизненный опыт обнаруживают тесную взаимосвязь

и взаимную обусловленность предметов и явлений. Многовековой опыт человечества, долгое и трудное развитие естествознания и философии доказывают, что как бы своеобразны ни были те или иные явления, какими бы обособленными они ни казались, все они представляют собой проявления единого, целостного в своей материальности мира. Тысячами, миллионами нитей каждый предмет связан с остальным миром, образуя в итоге единый процесс всеобщей универсальной связи и взаимодействия всего совсем. Связи между явлениями материального мира чрезвычайно многообразны

Важно выделить из всей совокупности связей наиболее общие, существенные, необходимые. Такие связи называют закономерными

Эти закономерные связи находят выражение в законах. Закон – объективная, всеобщая, необходимая и существенная связь явлений и предметов, которая характеризуется устойчивостью и повторяемостью. Исследованием наиболее общих связей, присущих всем сферам действительности, и наиболее общих черт развития занимается диалектика.

Слайд 9 В XII веке в Европе начали

появляться первые в мире высшие школы — университеты. Аудитория напоминает

аудиторию университета наших дней: точно также, ступенчатыми рядами, расположены скамьи, внизу стоит массивная дубовая кафедра, за которой стоит читающий лекцию профессор. На профессорской кафедре лежала огромная книга. Слово “лекция” означает “чтение”. Действительно, средневековый профессор читал книгу, иногда прерывая чтение пояснениями. Содержание этой книги студентам приходилось воспринимать на слух, усваивать на память. В учебной жизни средневекового университета большое место занимали диспуты. На так называемых магистерских диспутах обучавший студентов магистр умело втягивал их в спор. Предлагая подтвердить или оспорить выдвинутые им тезисы, он заставлял студентов мысленно сверять эти тезисы с мнениями “отцов церкви”, с постановлениями церковных соборов и папскими посланиями. Во время диспута каждому тезису противопоставлялся контртезис противника. Тактика наступления заключается в том, чтобы вереницей взаимосвязных вопросов подвести противника к такому вынужденному признанию, которое либо противоречило его собственным утверждением, либо расходилось с незыблемыми церковными истинами, что было равносильно обвинению в ереси.

Средневековые институты

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все на Запад
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: