6. Силы, действующие на кран
На кран действуют:
- масса груза, Q;
- ветровая нагрузка;
- сила инерции, Fин, которая возникает при изменении скорости подъёма и опускания груза.
Уклон рабочей площадки также снижает устойчивость крана. Опрокидывающие силы создают опрокидывающий момент относительно ребра опрокидывания (). Опрокидывающий момент, создаваемый грузом, равен произведению массы груза Q на плечо b: Мопр = Q × b. Очевидно, что при увеличении вылета увеличивается плечо b, следовательно, возрастает опрокидывающий момент.
Рисунок 20 — Силы, действующие на кран: 1 — выносная опора; 2 — противовес; G — масса крана; Q — масса груза; a, b — плечи действия сил; РО — ребро опрокидывания
Правила охраны труда до и после работы
Начиная работать, стропальщик обязан проверить своё рабочее место. Нужно точно знать, что всё, с чем он работает ― в полном порядке. В противном случае потребуется доложить своему начальнику. Что больше, стропальщик обязан проверить свою специальную одежду и средства индивидуальной защиты (СИЗ), если они ему были выданы. Ничего лишнего на рабочем месте быть не должно. Заканчивая работать, стропальщик должен прибрать за собой рабочее место (особенно, если его использует кто-то другой!). Если во время работы стропальщик сталкивался с загрязнениями, то тщательно вымыть руки с мылом; если нужно, то применить обеззараживающее средство. Наконец, если это позволяет производственный процесс, обесточить электрооборудование на рабочем месте.
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет должностные обязанности, права и ответственность лица, занимающего должность машиниста крана автомобильного транспортного цеха (далее — машинист крана) АО «Региональная компания» (далее — Общество).
1.2. Машинист крана назначается на должность, освобождается от должности приказом генерального директора Общества с представления начальника транспортного цеха.
1.3. Машинист крана непосредственно подчиняется начальнику транспортного цеха Общества. При выполнении работ с применением подъемных сооружений машинист крана выполняет указания лица, ответственного за безопасное производство работ с применением подъемных сооружений и оборудования, используемого совместно с подъемным сооружением.
1.4. Должность машиниста крана может занимать лицо, не моложе 18 лет, а также соответствующее следующим требованиям:
1.4.1. Требования к образованию и обучению:
Профессиональное обучение — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.
Машинист крана несет ответственность за:
5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.
5.2. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ
5.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.
5.4. За невыполнение приказов, распоряжений и поручений вышестоящего руководства Общества.
5.5. За несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, правил противопожарной безопасности и охраны труда, установленных в Обществе.
Машинист крана несет ответственность:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями) Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями), профессионального стандарта «Машинист крана общего назначения» утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 марта 2021г. №215н и иных нормативно–правовых актов, регулирующих трудовые отношения.
1. Для управления и обслуживания стреловых самоходных кранов руководством организации назначаются машинисты (крановщики), имеющие на руках удостоверение на право управления краном данного типа. На паровые краны для обслуживания парового котла, помимо машиниста, назначают помощника. На краны с другим приводом помощников машиниста назначают в том случае, когда это предусмотрено инструкцией по монтажу и эксплуатации крана, составленной заводом-изготовителем, или вызывается местными условиями работы. Управление автомобильным краном может быть поручено шоферу после обучения его по соответствующей программе и аттестации квалификационной комиссией.
2. Для подвешивания груза на крюк крана, управляемого из кабины, должны назначаться стропальщики. При работе двух стропальщиков и более один из них назначается старшим.
13. Основные узлы и механизмы грузоподъёмных машин
Барабаны () служат для навивки стального каната. Чтобы канат навивался равномерно, на барабане делают спиральные канавки полукруглого сечения.
Рисунок 24 — Барабан
Канатоёмкость барабана должна быть такой, чтобы в нижнем положении грузозахватного органа на барабане оставались навитыми не менее полутора витков каната, не считая витков, находящихся под зажимным устройством.
Барабан бракуется, если он имеет трещины любых размеров, или износ ручьев по профилю более 2 мм.
Блок () — деталь в форме диска с желобом по окружности для размещения каната. Блоки служат для направления каната. Блоки должны иметь устройство, исключающее выход каната из ручья блока.
Рисунок 25 — Блок
Блоки бракуются, если износ ручья более 40% от первоначального радиуса ручья. Эксплуатировать блок с отколотой ребордой категорически запрещается, так как выщербленная реборда может быть причиной схода каната с блока, а иногда и перерезания каната.
Полиспаст — грузоподъёмное устройство, состоящее из подвижных и неподвижных блочных обойм, через блоки которых пропускают канаты.
Число ветвей каната, на которые распределился вес груза, называется кратностью полиспаста. Кратность указывает, во сколько раз уменьшается усилие, прилагаемое к канату.
Грузовые крюки и петли — универсальные грузозахватные органы. По форме грузовые крюки делят на: однорогие и двурогие, а по способу изготовления на: кованые (штампованные) и пластинчатые. Крюки при нагрузках свыше 3 т должны изготовляться вращающимися на шариковых закрытых опорах. Предохранительные замки устанавливают на грузовых крюках, когда возможно самопроизвольное выпадание съёмных грузозахватных приспособлений из зева крюка.
Работа крана не допускается при следующих неисправностях крюка:
- трещины и надрывы на поверхности крюка;
- крюк не вращается;
- отсутствует или неисправен предохранительный замок;
- крюк разогнут;
- износ зева составляет более 10% от первоначальной высоты рабочего сечения.
Заварка или заделка дефектов крюка запрещается.
Иногда вместо грузовых крюков применяют цельнокованые и разъёмные грузовые петли. При равной грузоподъёмности петля имеет меньшие габариты и массу в сравнении с крюком, но в эксплуатации петли менее удобны.
Крюковая подвеска () состоит из двух боковых щёк, блоков, траверсы и крюка. Траверса крюка устанавливается в боковых щёках и закрепляется от осевого перемещения двумя стопорными планками. При длительной работе гайка, которую навинчивают на нарезку крюка при креплении его в крюковой обойме, может ослабнуть или отвернуться.
Рисунок 26 — Крюковая подвеска
Для предотвращения этого её укрепляют стопорной планкой. Стопорение гайки с помощью штифтов, шплинтов не допускается.
1. Какие грузоподъёмные машины обслуживает стропальщик?
К грузоподъёмным машинам, которые обслуживают стропальщики, относятся краны-трубоукладчики, краны-манипуляторы, грузоподъёмные краны.
Кран-трубоукладчик () — это самоходная грузоподъёмная машина с боковой стрелой для подъёма, транспортировки и монтажа труб. Базовой машиной для крана-трубоукладчика обычно является гусеничный трактор.
Рисунок 1 — Кран-трубоукладчик
Кран-манипулятор () — это грузоподъёмная машина, состоящая из краноманипуляторной установки, смонтированной на транспортном средстве или фундаменте.
Рисунок 2 — Кран-манипулятор
Краны-манипуляторы предназначены для производства погрузочно-разгрузочных работ, погрузки и разгрузки транспортного средства, на котором установлены. Они компактно складываются в транспортном положении, имеют малый вес и монтируются практически на все грузовые автомобили. Масса манипулятора, как правило, не превышает 20-25% полезной грузоподъёмности базового автомобиля, что обеспечивает эффективное использование автомобиля по прямому назначению — для перевозки грузов. Обладая высокой маневренностью, точностью движений автомобиль, имеющий кран-манипулятор упрощает процесс погрузочно-разгрузочных работ.
ОБЯЗАННОСТИ КРАНОВЩИКА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ КРАНА
3.1. При работе грузоподъемного крана крановщик должен руководствоваться требованиями и указаниями, изложенными в Руководстве по эксплуатации крана, и производственной инструкцией.
3.2. Крановщик во время работы механизмов крана не должен отвлекаться от своих прямых обязанностей, а также производить чистку, смазку и ремонт механизмов.
3.3. При обслуживании крана двумя лицами — крановщиком и его помощником, а также при наличии на кране стажера ни один из них не должен отходить от крана даже на короткое время, не предупредив об этом остающегося на кране.
3.4. При необходимости ухода с крана крановщик обязан остановить двигатель, приводящий в движение механизмы крана, и убрать ключ зажигания у автомобильных кранов.
3.5. При отсутствии крановщика его помощнику, стажеру и другим лицам управлять краном не разрешается.
3.6. Входить на кран и сходить с него во время работы механизмов передвижения, вращения или подъема не разрешается.
3.7. Прежде чем осуществить какое-либо движение краном, крановщик обязан убедиться в том, что его помощник и стажер находятся в безопасных местах, а в зоне работы крана нет посторонних людей…
Вот вообщем-то и всё.
3.1. Машинист во время управления краном не должен отвлекаться от своих прямых обязанностей, а также производить чистку, смазку и ремонт механизмов.
Входить на кран и сходить с него во время работы механизмов передвижения, вращения или подъема не разрешается.
3.2. При обслуживании крана двумя лицами — машинистом и его помощником или при наличии на кране стажера ни один из них не должен отходить от крана даже на короткое время, не предупредив об этом остающегося на кране.
При необходимости ухода с крана машинист обязан остановить двигатель. При отсутствии машиниста его помощнику или стажеру управлять краном не разрешается.
3.3. Перед включением механизмов перемещения груза машинист обязан дать предупредительный звуковой сигнал и убедиться, что в зоне перемещения груза нет посторонних лиц.
3.4. Передвижение крана под линией электропередачи следует осуществлять при нахождении стрелы в транспортном положении.
3.5. Во время перемещения крана с грузом положение стрелы и грузоподъемность крана следует устанавливать в соответствии с указаниями, содержащимися в руководстве по эксплуатации крана. При отсутствии таких указаний, а также при перемещении крана без груза стрела должна устанавливаться по направлению движения. Производить одновременно перемещение крана и поворот стрелы не разрешается.
3.6. Установка крана для работы на свежеутрамбованном грунте, на площадке с уклоном более указанного в паспорте, а также под линией электропередачи, находящейся под напряжением, не допускается.
Машинист обязан произвести установку крана на дополнительные опоры во всех случаях, когда это предусмотрено по характеристике крана. При этом он должен следить, чтобы опоры были исправны и под них положены прочные и устойчивые подкладки.
Запрещается нахождение машиниста в кабине при установке крана на дополнительные опоры, а также при освобождении его от опор.
3.7. Если предприятием-изготовителем предусмотрено хранение стропов и подкладок под дополнительные опоры на неповоротной части крана, то снятие их перед работой и укладку на место должен производить лично машинист, работающий на кране.
3.8. При установке крана на краю откоса котлована (канавы) машинист обязан соблюдать минимальные расстояния приближения от основания откоса выемки до ближайшей опоры крана не менее указанных в таблице.
Таблица Расстояние приближения от подошвы откоса выемки до ближайшей опоры машины при установке вблизи выемки:
Глубина выемки, м |
Расстояние по горизонтали от основания откоса выемки до ближайшей опоры грузоподъемного крана, м, при грунте |
|||
песчаном |
супесчаном |
суглинистом |
глинистом |
|
1 |
1,5 |
1,25 |
1,00 |
1,00 |
2 |
3,0 |
2,40 |
2,00 |
1,50 |
3 |
4,0 |
3,60 |
3,25 |
1,75 |
4 |
5,0 |
4,40 |
4,00 |
3,00 |
5 |
6,0 |
5,30 |
4,75 |
3,50 |
Права
3.1. Специалист, ответственный за осуществление производственного контроля при эксплуатации подъемных сооружений имеет право:
3.1.1. Посещать в любое время цеха и участки связанные эксплуатацией подъёмных сооружений, проверять их техническое состояние, условия эксплуатации. а также соблюдение руководителями и специалистами, и обслуживающим персоналом правил безопасности, производственных инструкций и иных нормативных актов в области промышленной безопасности;
3.1.2. Останавливать работу подъемных сооружений в случаях, указанных в п.2.2. настоящей инструкции;
3.1.3. Требовать от технических служб предприятия, руководителей и специалистов, предъявления для проверки документов по вопросам, связанным с эксплуатацией подъемных сооружений;
3.1.4. Давать обязательные для администрации цехов, отделов предписания и устанавливать сроки устранения выявленных нарушений;
3.1.5. Ставить вопрос перед администрацией предприятия об отстранении от выполнению работ по ремонту и обслуживанию подъемных сооружений лиц, нарушающих требования федеральных и локальных нормативных актов в области промышленной безопасности;
3.1.6. Ставить вопрос о наказании работников, ответственных за нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации подъемных сооружений.
11. Как выполняют заземление крана?
У рельсовых кранов заземляется крановый путь (). Все рельсы соединяют стальными перемычками с помощью сварки. Крановый путь соединяют с заземлителями не менее чем двумя заземляющими проводниками. Заземлителями являются стальные трубы или уголки, вбитые в грунт.
Рисунок 22 — Заземление рельсового пути: 1 — рубильник; 2 — кабель; 3, 4 — перемычки; 5,7 — проводники; 6 — заземлитель
Стреловые краны с электроприводом должны быть заземлены в случае подключения к внешней электрической сети. Для этого нулевой провод питающего кабеля соединяют с корпусом крана.
При неисправности или отсутствии заземления стропальщик, прикоснувшись к любой части крана, может оказаться под действием электрического тока.
При возникновении на кране пожара стропальщик должен отключить источник электропитания. Также необходимо обесточить электрооборудование при попадании человека под действие электрического тока.
Рубильник (автоматический выключатель) расположен на пункте подключения крана к электрической сети.
ОБЯЗАННОСТИ КРАНОВЩИКА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ КРАНА
3.1. При работе грузоподъемного крана крановщик должен руководствоваться требованиями и указаниями, изложенными в Руководстве по эксплуатации крана, и производственной инструкцией.
3.2. Крановщик во время работы механизмов крана не должен отвлекаться от своих прямых обязанностей, а также производить чистку, смазку и ремонт механизмов.
3.3. При обслуживании крана двумя лицами — крановщиком и его помощником, а также при наличии на кране стажера ни один из них не должен отходить от крана даже на короткое время, не предупредив об этом остающегося на кране.
3.4. При необходимости ухода с крана крановщик обязан остановить двигатель, приводящий в движение механизмы крана, и убрать ключ зажигания у автомобильных кранов.
3.5. При отсутствии крановщика его помощнику, стажеру и другим лицам управлять краном не разрешается.
3.6. Входить на кран и сходить с него во время работы механизмов передвижения, вращения или подъема не разрешается.
3.7. Прежде чем осуществить какое-либо движение краном, крановщик обязан убедиться в том, что его помощник и стажер находятся в безопасных местах, а в зоне работы крана нет посторонних людей…
Вот вообщем-то и всё.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Как обучить крановщика на 7 разряд для работы на кране 25 тонн?
Крановщик должен иметь квалификационное удостоверение. Обучение по охране труда, а также по промышленной безопасности проводится внутри Вашей эксплуатирующей организации.
Обучаться в УЦ не требуется – кроме обучения работе на высоте со стажировкой, которые должны пройти тольков УЦ (об этом подробно далее). Обучение по промышленной безопасности проводится в соответствии с производственной инструкцией. Согласно ФНП «»Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» крановщик (оператор) — лицо, прошедшее обучение и имеющее удостоверение, дающее право на управление одним или несколькими типами ПС (Приложение 1).
Перед допуском к работе крановщик должен:1) должен иметь удостоверение (полученное в образовательной организации) о получении рабочей профессии «Машинист крана (крановщик)», или «Машинист крана автомобильного», или «Машинист-крановщик» — в зависимости от вида крана.
Обслуживание крана, уход за ним
47. Машинист отвечает за правильное обслуживание крана. Он должен:
а) содержать механизмы и оборудование в чистоте и исправности;
б) своевременно производить смазку всех механизмов крана и канатов согласно инструкции завода-изготовителя;
в) следить за тем, чтобы его помощник (на паровом кране) обслуживал паровой котел в полном соответствии с инструкцией для персонала котельных;
г) смазочные и обтирочные материалы хранить в закрытой металлической таре; использованный обтирочный материал необходимо убирать с крана;
д) знать сроки и результаты проведения слесарями и электромонтерами профилактических периодических осмотров крана и его отдельных механизмов и узлов по записи в журнале периодических осмотров.
48. Устранение неисправностей, возникших во время работы крана, осуществляется по заявке машиниста. Другие виды ремонта крана и очистки котла от накипи на паровых кранах производятся в установленные администрацией сроки.
49. Машинист (крановщик) стрелового самоходного крана, обученный и аттестованный в соответствии с «Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» и имеющий на руках настоящую Инструкцию, несет ответственность за нарушение изложенных в ней указаний.
8. По каким причинам краны теряют устойчивость и опрокидываются?
Возможные причины опрокидывания кранов:
- превышена грузоподъёмность крана на данном вылете;
- нарушены правила установки стрелового крана (не установлены выносные опоры, установка на свеженасыпанный грунт и т.п.);
- неисправен рельсовый крановый путь;
- кран работает при скорости ветра, которая превышает указанную в его паспорте;
- башенный или другой рельсовый кран не установлен на противоугонные устройства.
Все краны рассчитаны с запасом устойчивости, поэтому опрокидывание крана всегда является результатом грубого нарушения правил безопасности.
Опрокидывание крана может произойти по вине стропальщика в случае строповки груза, превышающего грузоподъёмность крана на данном вылете.
Обязанности крановщика в аварийных ситуациях
4.1. При потере устойчивости
крана (проседание грунта, поломка выносной опоры, перегруз и т.п.) крановщик
должен немедленно прекратить подъем, подать предупредительный сигнал, опустить
груз на землю или площадку и установить причину аварийной ситуации.
4.2. Если элементы крана
(стрела, канаты) оказались под напряжением, крановщик должен предупредить
работающих об опасности и отвести стрелу от проводов линии электропередачи.
Если это выполнить невозможно, то крановщик должен покинуть кабину крана, не
касаясь металлоконструкций и соблюдая меры личной безопасности от поражения
электрическим током (согласно Руководству по эксплуатации крана).
4.3. Если во время работы
крана работающий (стропальщик) соприкоснулся с токоведущими частями, крановщик
прежде всего должен принять меры по освобождению работающего от действия
электрического тока, соблюдая меры личной безопасности, и оказать необходимую
первую помощь.
4.4. При возникновении на
кране пожара крановщик обязан немедленно вызвать пожарную охрану, прекратить
работу и приступить к тушению пожара, пользуясь имеющимися на кране средствами
пожаротушения. При пожаре на электрическом кране прежде всего должен быть
отключен рубильник, подающий напряжение на кран.
4.5. При возникновении
стихийных природных явлений (ураган, землетрясение и т.п.) крановщик должен
прекратить работу, опустить груз на землю, покинуть кабину и уйти в безопасное
место.
4.6. При возникновении других
аварийных ситуаций крановщик должен выполнять требования безопасности,
изложенные в Руководстве по эксплуатации крана.
4.7. Если во время работы
крана имели место авария или несчастный случай, то крановщик должен немедленно
поставить в известность об этом специалиста, ответственного за безопасное
производство работ с применением ПС, и обеспечить сохранность обстановки аварии
или несчастного случая, если это не представляет опасности для жизни и здоровья
людей.
4.8. Обо всех аварийных
ситуациях крановщик обязан сделать запись в вахтенном журнале и поставить в
известность специалиста, ответственного за содержание ПС в работоспособном
состоянии.
12. Какие приборы и устройства безопасности обеспечивают безопасность работы кранов?
К приборам и устройствам безопасности кранов относят:
- ограничитель грузоподъёмности;
- ограничители рабочих движений для автоматической остановки механизмов подъёма грузозахватного органа в его крайнем верхнем и крайнем нижнем положениях, изменения вылета, передвижения рельсовых кранов и их грузовых тележек;
- ограничители рабочих движений для автоматического отключения механизмов крана на безопасном расстоянии до проводов линий электропередачи (устанавливаются на стреловых кранах);
- регистратор параметров работы крана;
- координатная защита для предотвращения столкновения с препятствиями в стеснённых условиях работы (устанавливается на стреловых и башенных кранах);
- звуковой сигнал;
- указатель грузоподъёмности, соответствующей вылету;
- креномер — указатель угла наклона крана (устанавливается на стреловых кранах);
- анемометр — указатель скорости ветра, автоматически включающий звуковой сигнал при достижении скорости ветра, опасной для работы крана (устанавливается на башенных, портальных и козловых кранах);
- противоугонные устройства (устанавливаются на кранах, передвигающихся по крановому пути на открытом воздухе), в качестве противоугонных устройств применяют рельсовые захваты и клиновые упоры.
Все краны стрелового типа оборудуют ограничителем грузоподъёмности (грузового момента), автоматически отключающим механизмы подъёма и изменения вылета.
Отключение происходит при подъёме груза, масса которого превышает грузоподъёмность для данного вылета:
- более чем на 15% — для портальных кранов и башенных с грузовым моментом до 20 т-м включительно;
- более чем на 10% — для стреловых кранов и башенных с грузовым моментом более 20 т-м.
Краны мостового типа оборудуют ограничителем грузоподъёмности, если возможна их перегрузка по технологии производства. Ограничитель грузоподъёмности таких кранов не должен допускать перегрузку более чем на 25%.
После срабатывания ограничителя грузоподъёмности возможно опускание груза и уменьшение вылета.
Современные стреловые краны с жёсткой подвеской стрелового оборудования имеют указатель грузоподъёмности, который располагается в кабине крановщика. В этом случае стропальщик должен уточнить грузоподъёмность крана на данном вылете у крановщика.
Ограничитель механизма подъёма груза () предназначен для автоматической остановки механизма в крайнем верхнем положении грузозахватного органа. Ограничителем является концевой выключатель, электрические контакты которого замкнуты под весом небольшого груза. Перемещаясь вверх, крюковая подвеска поднимает груз, размыкает электрические контакты концевого выключателя, в результате чего выключается двигатель механизма подъёма. Грузозахватный орган должен останавливаться на расстоянии не менее 200 мм до упора. После автоматической остановки механизма при работе на подъём он может быть включен на опускание.
Рисунок 23 — Ограничитель механизма подъёма груза: 1 — крюковая подвеска; 2 — груз; 3 — концевой выключатель; 4 — стрела
Категорически запрещается работа крана при неисправных или отключенных приборах безопасности!
5. Как зависит грузоподъёмность крана от вылета?
Грузоподъёмность кранов стрелового типа зависит от вылета обратно пропорционально. Максимальную грузоподъёмность кран имеет на наименьшем вылете, а при увеличении вылета его грузоподъёмность уменьшается
При работе с краном важно понимать эту зависимость, чтобы не допустить перегрузки крана
Для подъёмного крана самой важной является грузовая характеристика. Именно грузовая характеристика наглядно демонстрирует способность крана поднять груз необходимой массы
Паспортная грузоподъёмность — это величина массы груза, поднимаемого краном в самых благоприятных условиях. Для стреловых кранов, например, таким условием является минимальный вылет стрелы. Груз не может подстраиваться под кран и часто может располагаться где угодно в пределах рабочей зоны. Значит, для представления реального потенциала грузоподъёмной машины нужно какое-то средство визуализации. Таким средством и является грузовая характеристика.
Грузовая характеристика — это график, по оси ординат которого откладывается грузоподъёмность крана, а по оси абсцисс — величина параметра, влияющего на эту грузоподъёмность.
Рассмотрим грузовую характеристику гусеничного крана ДЭК-251 (), который имеет максимальную грузоподъёмность 25 т на вылете 5 м. При увеличении вылета грузоподъёмность крана уменьшается, поэтому при наибольшем для данного стрелового оборудования вылете (14 м) кран может поднять всего лишь 4 т.
Рисунок 19 — Грузовая характеристика гусеничного крана ДЭК-251